На чем взвешиваются автоцистерны с нефтепродуктами
На чем взвешиваются автоцистерны с нефтепродуктами
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
НЕФТЬ И НЕФТЕПРОДУКТЫ
Методы измерения массы
Oil and petroleum products.
Methods of mass measurement
Дата введения 1987-01-01
РАЗРАБОТАН Миннефтепромом СССР, Госкомнефтепродуктом СССР и Минприбором СССР
А.С. Апракин, А.Ш. Фатхутдинов, Ф.Ф. Хакимов, Л.И. Вдовыченко, В.С. Берсенев, В.А. Надеин, В.Г. Володин, Н.Н. Хазиев, Е.В. Золотов, А.Г. Иоффе, Б.К. Насокин, Б.М. Прохоров
ВНЕСЕН Министерством нефтяной промышленности СССР
Член Коллегии Ю.Н. Байдиков
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 августа 1986 г. № 2495
Стандарт является основополагающим документом для разработки методик выполнения измерений.
1.1. Стандарт регламентирует методы измерений массы брутто и массы нетто продуктов.
Основным методом при поставках на экспорт и коммерческих операциях по нефти и нефтепродуктам, кроме мазутов, битумов и пластичных смазок, является динамический метод с применением счетчиков (расходомеров).
1. 2. Продукты должны соответствовать требованиям действующей нормативно-технической документации.
1.3. Термины, используемые в настоящем стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении 1.
2. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ
2.1. При проведении учетно-расчетных операций применяют прямые и косвенные методы.
2.2. При применении прямых методов измеряют массу продуктов с помощью весов, весовых дозаторов и устройств, массовых счетчиков или массовых расходомеров с интеграторами.
2.3. Косвенные методы подразделяют на объемно-массовый и гидростатический.
2.3.1. Объемно-массовый метод
2.3.1.1. При применении объемно-массового метода измеряют объем и плотность продукта при одинаковых или приведенных к одним условиях (температура и давление), определяют массу брутто продукта как произведение значений этих величин, а затем вычисляют массу нетто продукта.
2.3.1.2. Плотность продукта измеряют поточными плотномерами или ареометрами для нефти в объединенной пробе, а температуру продукта и давление при условиях измерения плотности и объема соответственно термометрами и манометрами.
2.3.1.3. Определение массы нетто продукта
При определении массы нетто продукта определяют массу балласта. Для этого измеряют содержание воды и концентрацию хлористых солей в нефти и рассчитывают их массу.
Массу механических примесей определяют, принимая среднюю массовую долю их в нефти по ГОСТ 9965-76.
Содержание воды в нефти и концентрацию хлористых солей измеряют, соответственно, поточными влагомерами и солемерами или определяют по результатам лабораторных анализов объединенной пробы нефти.
2.3.1.4. В зависимости от способа измерений объема продукта объемно-массовый метод подразделяют на динамический и статический.
Динамический метод применяют при измерении массы продукта непосредственно на потоке в нефтепродуктопроводах. При этом объем продукта измеряют счетчиками или преобразователями расхода с интеграторами.
Статический метод применяют при измерении массы продукта в градуированных емкостях (вертикальные и горизонтальные резервуары, транспортные емкости и т. п.).
Объем продукта в резервуарах определяют с помощью градуировочных таблиц резервуаров по значениям уровня наполнения, измеренным уровнемером, метроштоком или металлической измерительной рулеткой. В емкостях, градуированных на полную вместимость, контролируют уровень наполнения и определяют объем по паспортным данным.
2.3.2. Гидростатический метод
2.3.2.1. При применении гидростатического метода измеряют гидростатическое давление столба продукта, определяют среднюю площадь заполненной части резервуара и рассчитывают массу продукта как произведение значений этих величин, деленное на ускорение силы тяжести.
Массу отпущенного (принятого) продукта определяют двумя методами:
как разность масс, определенных в начале и в конце товарной операции вышеизложенным методом;
как произведение разности гидростатических давлений в начале и в конце товарной операции на среднюю площадь сечения части резервуара, из которого отпущен продукт, деленное на ускорение силы тяжести.
2.3.2.2. Гидростатическое давление столба продукта измеряют манометрическими приборами с учетом давления паров продукта.
2.3.2.3. Для определения средней площади сечения части резервуара металлической измерительной рулеткой или уровнемером измеряют уровни продукта в начале и в конце товарной операции и по данным градуировочной таблицы резервуара вычисляют соответствующие этим уровням средние площади сечения.
Допускается вместо измерения уровня измерять плотность продукта по п. 2.3.1.2 и определять:
уровень налива для определения средней площади сечения как частного от деления гидростатического давления на плотность;
объем нефти для определения массы балласта как частного от деления массы на плотность.
2.4. Математические модели прямых методов и их погрешностей приведены в ГОСТ 8.424-81.
Математические модели косвенных методов и их погрешностей приведены в обязательном приложении 2.
Примеры вычислений массы продукта и оценки погрешностей методов приведены в справочном приложении 3.
Примечание. Для внешнеторговых организаций при необходимости допускается рассчитывать массу в соответствии с положениями стандарта ИСО 91/1-82 и других международных документов, признанных в СССР.
3. ПОГРЕШНОСТИ МЕТОДОВ ИЗМЕРЕНИЯ
3.1. Пределы относительной погрешности методов измерения массы должны быть не более:
при объемно-массовом динамическом методе:
при объемно-массовом статическом методе:
при гидростатическом методе:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОСВЕННЫХ МЕТОДОВ ИЗМЕРЕНИЙ МАССЫ И ИХ ПОГРЕШНОСТЕЙ
1. Модель объемно-массового динамического метода
(1)
— плотность продукта, кг/м ;
— разность температур продукта при измерении плотности ( ) и объема ( ), °С;
— коэффициент объемного расширения продукта, 1/°С;
— разность давлений при измерении объема ( ) и плотности ( ), МПа;
— коэффициент сжимаемости от давления, 1/МПа.
1.1. Модель погрешности метода
(2)
— относительная погрешность измерения объема, %;
— относительная погрешность измерения плотности, %;
— абсолютная погрешность измерения разности температур °С;
Методы определения количества топлива в АЦ (автоцистерне)
Каждому потребителю топлива, для внутрихозяйственного ведения учета, важно следить за правильностью прихода и списания топлива. Для этого необходимо контролировать прием нефтепродуктов и допустимое отклонение фактического количества от количества, указанного в сопроводительных документах.
К тому же, учет нефтепродуктов на нефтебазах и наливных пунктах ведется в единицах массы. А на автозаправочных станциях определение количества при приеме, отпуске, хранении и инвентаризации нефтепродуктов осуществляется в единицах объема.
В этой статье мы расскажем о стандартных методах определения количества нефтепродуктов через измерение и объема, и массы, при доставке продукта автоцистернами. Данная информация поможет вам защитить себя от мошенничества и поможет избежать хищения топлива недобросовестными водителями.
Существующие методы и средства измерений нефтепродуктов в автоцистерне.
Объемный метод
Измерение объема производится методом прямых измерений с использованием следующих инструментов:
Массовый метод
Измерение массы производится следующим образом:
Для обеспечения достоверности и единства измерений массы или объема нефтепродуктов, а также контроля их качества, необходимо иметь специальное оборудование и средства измерения, которые должны быть сертифицированы (аттестованы, внесены в государственный реестр). Также они должны иметь действительные свидетельства о поверке, оформленные в соответствии с требованиями соответствующих методик поверки, и (или) поверительные клейма.
Так же обратите внимание, что замер физических характеристик нефтепродукта и забор проб лучше производить непосредственно из автоцистерны. Так как данный способ позволит более корректно проанализировать причины возможного отклонения характеристик продукта от заявленных в товарно-транспортной накладной.
При доставке нефтепродуктов в автоцистернах по ее прибытии проверяется наличие и целостность пломб, техническое состояние автоцистерны, определяется полнота заполнения цистерны и соответствие нефтепродукта указанному в товарно-транспортной накладной, предъявленной водителем.
Водитель обязан иметь при себе и предъявить следующие документы:
Автоцистерны с нефтепродуктами должны пломбироваться грузоотпарвителем в соответствии с действующими правилами перевозок, за исключением тех случаев, когда нефтепродукты вывозятся автотранспортом получателя (самовывозом). При этом пломбированию подлежат автоцистерны, в которых перевозится автобензин марок АИ-92, АИ-98 и АИ-100. Номера пломб должны совпадать с номерами, указанными в товарно-транспортной накладной. Из практики пломбирование АЦ производится только на нескольких автотерминалах НПЗ.
Для полного понимания процесса определения количества топлива, остановимся на каждом из методов более подробно.
Получите консультацию по всем услугам
Менеджер перезвонит через минуту и подробно проконсультирует по любым дополнительным вопросам
Измерение объема, используя свидетельство о поверке (тарировочный паспорт).
При наличии отклонений уровня топлива относительно планки в большую или меньшую сторону делается отметка во всех экземплярах товарно-транспортной накладной либо составляется акт. Отклонение уровня в меньшую сторону возможно по нескольким причинам.
Неполное опустошение автоцистерны. Необходимо контролировать опорожнение всей системы. Убедится, что в секциях сухо и нет луж топлива, а донные клапаны отсеков пусты. Донные клапаны отсеков (донник) — трубопровод под секциями автоцистерны, ведущий к сливу топлива. Его объем, в зависимости от марки бензовоза, может достигать до 100 литров. После слива топлива, недобросовестный водитель может просто уехать, увозя с собой эти самые литры, которые при внешнем осмотре не видны. Убедится в том, что топливо слито полностью, нужно попросив водителя открыть донные клапаны. При открытии клапана остатки топлива могут стекать, поэтому необходимо предусмотреть подходящую тару.
Также изменение объема нефтепродукта в автоцистерне может быть обусловлено изменением его физических показателей, таких как температура и плотность. При изменении температуры плотность нефтепродукта изменяется. С повышением температуры плотность нефтепродукта уменьшается, при понижении, соответственно, увеличивается.
От колебания температуры зависит изменение объема. При увеличении плотности продукта, объем пропорционально уменьшится и наоборот. При этом масса останется неизменной.
Таким образом, необходимо убедится в соответствии данных, указанных в товарно-транспортной накладной и полученных при измерении в автоцистерне. В случае расхождения температурных показателей продукта, произвести пересчет массы с учетом фактических данных объёма и плотности. Таблица поправок плотности нефтепродуктов в зависимости от температуры.
Измерение объема используя поверенный резервуар.
Калибровочная таблица составляется метрологической службой или комиссией и оформляется актом, который визирует главный инженер предприятия. Таблица составляется на 5 лет и хранится на предприятии.
Для измерения объема нефтепродукта с использованием калиброванных резервуаров необходимо произвести замер высоты до и после слива. Уровень можно измерять рулеткой с грузом или метроштоком. Измерительный прибор следует опускать медленно и строго вертикально. В ходе измерений нефтепродукт в резервуаре должен сохранять спокойное состояние поверхности. Высоту столба находят как разность нижнего и верхнего отсчетов по рулетке. Установив высоту и зная внутренний объем для данной высоты (калибровочная таблица), можно определить количество нефтепродукта в резервуаре.
Полученный результат необходимо сопоставить с указанным данными в товарно-транспортной накладной.
В случае применения данного метода измерения объема с использованием подземных резервуаров, необходимо делать поправку на температурный режим. Зимой в них теплее, чем на улице, а летом холоднее, а от колебания температуры зависит изменение объема.
Измерение объема используя счетчик жидкости.
Для измерения объема нефтепродукта также можно использовать объемный счетчик жидкости. Погрешность таких расходомеров может составлять 0,5%. Прибор устанавливается как на резервуар для хранения нефтепродуктов, так и непосредственно на автоцистерну.
Обратите внимание, в соответствии с нормативной документацией, счетчик подлежит обязательной государственной поверке. Государственная и ведомственная поверка удостоверяется клеймением и выдачей свидетельства о поверке или отметкой в паспорте счетчика.
При необходимости можно провести собственное тестирование, путем прогона через счетчик установленного количества жидкости. Имейте ввиду, разница в один литр с пятидесяти, соответствует потере двадцати литров с каждого кубометра топлива.
Также остерегайтесь нечестных водителей, которые идут на разного рода уловки. Например, соединяют свой топливный бак с автоцистерной или устанавливают «ловушки топлива» внутри секций. Такие хитрости не заметны при внешнем осмотре и после опорожнения автоцистерны часть нефтепродукта (до 200 литров) может достаться водителю. Для предотвращения таких ситуаций внимательно сверяйте показания счетчика с данными в товарно-транспортной накладной.
А также для предотвращения таких ситуаций советуем измерять метроштоком уровень топлива в топливном баке бензовоза (а также по датчику уровня топлива на приборной панели) и осматривать секцию после слива на наличие «ловушек топлива».
Это метод, при котором массу нефтепродукта определяют как разность масс полной и опорожненной автоцистерны. Для взвешивания используют стационарные или передвижные автомобильные весы общего назначения грузоподъемностью от 10 до 500 т. Для измерений допустимо использование оборудования, которое прошло поверку. Поверка удостоверяется выдачей свидетельства о поверке или отметкой в паспорте.
Взвешивание автоцистерны происходит в присутствии двух сторон – принимающей и отпускающей и фиксируется специальным актом. До опорожнения цистерны, для получения достоверных данных, необходимо зафиксировать физико-химические характеристики нефтепродукта. Это, при необходимости, поможет выявить причины расхождения данных и избежать возможных разногласий в дальнейшем.
Взвешивание происходит следующим образом:
Измерение массы методом косвенных измерений
Данный метод основан на применении математических вычислений. Массу нефтепродукта можно вычислить путем перемножения его объема V(м3) на фактическую плотность p(т/м3). Определить объем продукта можно любым из ранее перечисленных методов.
Используя любой из перечисленных методов определения количества нефтепродукта нужно помнить, что используемые средства измерения могут иметь погрешность. Погрешность измерений регламентируется ГОСТом.
Если при определении массы поступивших нефтепродуктов будет установлена недостача, которая после списания естественной убыли не превышает установленной нормы точности погрешности измерения, то претензия не предъявляется.
2. «Инструкция о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР» (утв. Госкомнефтепродуктом СССР 15.08.1985 N 06/21-8-446) (ред. от 30.11.1987)
2. Методы и средства измерений нефти и нефтепродуктов
2. Методы и средства измерений нефти и нефтепродуктов
Объемно-массовый метод измерений
2.1. Этим методом определяется масса нефтепродукта по его объему и плотности. Объем нефтепродукта определяется из градуировочных таблиц по измеренному уровню в резервуарах, железнодорожных цистернах, танках судна или по полной вместимости указанных емкостей. Объем можно также измерять счетчиком жидкости.
Приборы и средства измерения
2.2. Объем нефтепродуктов определяется в стационарных резервуарах, транспортных средствах и технологических трубопроводах, отградуированных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Технологические трубопроводы для нефтепродуктов должны градуироваться согласно «Методическим указаниям по определению вместимости и градуировке трубопроводов нефтебаз. Геометрический метод».
После каждого капитального ремонта и вызванного в связи с этим изменения вместимости резервуара, но не реже 1 раза в 5 лет должна проводиться повторная градуировка резервуара.
После оснащения резервуара внутренним оборудованием к градуировочной таблице оформляется изменение, которое утверждается в порядке, установленном для градуировочных таблиц.
Повторная градуировка трубопроводов должна проводиться не реже 1 раза в 10 лет. При изменении схемы трубопровода, протяженности, диаметра отдельных его участков и т.д. к градуировочной таблице трубопровода оформляется изменение, которое утверждается в порядке, установленном для таблицы.
Также не реже 1 раза в 10 лет должны пересматриваться градуировочные таблицы на резервуары железобетонные.
2.4. К градуировочной таблице должны быть приложены:
— акт и протокол определения размеров резервуара;
— акты измерений базовой высоты и неровностей днища (формы акта и протокола приведены в ГОСТ 8.380-80);
— данные о массе понтона и уровне его установки от днища резервуара;
— таблица средних значений вместимости дробных частей сантиметра каждого пояса резервуара.
В градуировочной таблице указывают величины, на которые внесены поправки при ее расчете.
2.5. Для проведения градуировки и составления таблиц должен привлекаться специально обученный персонал. Организации, проводящие градуировку, должны быть зарегистрированы в органах Госстандарта и иметь право на проведение таких работ.
Базовая высота и неровности днища вертикального резервуара, уклон корпуса горизонтального резервуара измеряются ведомственной метрологической службой. Результаты измерений оформляются актом, который утверждается руководством предприятия, организации нефтепродуктообеспечения.
2.7. Объем нефтепродукта в автомобильных цистернах определяется по полной их вместимости или по показаниям объемного счетчика.
Вместимость автоцистерны должна устанавливаться заводом-изготовителем и периодически поверяться органами Госстандарта согласно Инструкции 36-55, но не реже 1 раза в 2 года.
Объем нефтепродукта в автоцистерне, заполненной до указателя уровня, определяется по свидетельству, выданному территориальными органами Госстандарта и которое должно предъявляться водителем.
2.8. Вместимость железнодорожных цистерн должна устанавливаться путем индивидуальной градуировки каждой цистерны.
До осуществления индивидуальной градуировки допускается устанавливать вместимость по «Таблицам калибровки железнодорожных цистерн», составленным расчетным методом по чертежам на каждый тип цистерн.
2.9. В железнодорожных цистернах объем нефтепродуктов определяется по градуировочным таблицам, составленным на каждый сантиметр высоты. Среднее значение вместимости дробных частей сантиметра вычисляется расчетным путем.
2.10. Определение количества нефтепродуктов при приеме и наливе нефтеналивных судов должно производиться по измерениям в резервуарной емкости нефтебазы (при длине береговых трубопроводов до двух километров) или по измерениям в танках нефтеналивных судов с использованием их градуировочных таблиц (при протяженности береговых трубопроводов более двух километров).
2.11. Уровень нефтепродукта должен измеряться рулетками, метроштоками или уровнемерами. Техническая характеристика средств измерений приведена в таблице 2.1.
При учетно-расчетных операциях запрещается пользоваться средствами измерения уровня, не прошедшими госповерку или аттестацию в органах Госстандарта в соответствии с ГОСТ 8.001-80 или ГОСТ 8.326-78.
2.12. Для измерения уровня подтоварной воды применяются водочувствительные ленты или пасты. Ленты прикрепляются, а пасты наносятся тонким слоем с двух сторон на груз рулетки или метрошток.
Ленты должны храниться в плотно закрытых футлярах, пересыпанные мелом или тальком, а паста в закрытых банках. Пасты применяются, главным образом, для измерения подтоварной воды в светлых нефтепродуктах.
2.13. Плотность в отобранных пробах определяется ареометрами стеклянными типа АН или АНТ-1 по ГОСТ 18481-81, имеющими погрешность измерений +/- 0,5 кг/куб. м, или гидростатическими весами. Цилиндры стеклянные для ареометров должны соответствовать этому стандарту. В трубопроводе плотность нефтепродукта может измеряться автоматическими измерителями плотности, допущенными к применению Госстандартом и обеспечивающими погрешность измерения не более +/- 0,1%.
2.14. Температура нефтепродуктов должна измеряться термометрами ртутными стеклянными лабораторными ТЛ-4 группа 4Б N 1 и 2.
Измерять среднюю температуру нефтепродукта в резервуарах можно с помощью термометров сопротивления. Погрешность средств измерения температуры не должна превышать +/- 0,5 град. C.
2.15. Уровень нефтепродуктов в резервуарах можно измерять рулеткой с грузом или уровнемерами с местным отсчетом или дистанционной передачей показаний на пульт в операторную; показания необходимо считывать с точностью до 1 мм; место касания груза на днище резервуара должно быть горизонтальным и жестким. При измерениях в горизонтальных резервуарах нижний конец метроштока или груза рулетки должен попадать на нижнюю образующую резервуара. Стабильность точки отсчета контролируется базовой высотой. В случае изменения базовой высоты необходимо выяснить причину этого изменения и устранить ее.
Показания рулетки или метроштока отсчитывают с точностью до 1 мм сразу по появлении смоченной части рулетки или метроштока над измерительным люком.
Если расхождения превышают 1 мм, измерения необходимо повторить.
Ленту рулетки или метрошток до и после измерений необходимо протереть мягкой тряпкой насухо.
Если грань обозначается на ленте или пасте с противоположных сторон груза рулетки или метроштока на разной высоте, то измерения должны быть повторены.
2.18. При измерении уровня нефтепродукта в горизонтальных резервуарах необходимо вносить поправку на уклон резервуара по формуле:
Допустимый уклон резервуара не более 1:1000.
2.19. Уровень нефтепродукта и подтоварной воды в железнодорожных цистернах измеряется метроштоком через горловину котла цистерны в 2-х противоположных точках горловины по оси цистерны. При этом необходимо следить за тем, чтобы метрошток опускался на нижнюю образующую котла и не попадал в углубления для нижних сливных приборов. Уровень следует отсчитывать до 1 мм.
2.20. В автоцистерны нефтепродукт следует наливать до планки, установленной в горловине котла цистерны на уровне, соответствующем номинальной вместимости, или по заданной дозе согласно показаниям объемного счетчика.
2.21. Плотность нефтепродуктов в резервуарах и транспортных средствах определяется по отобранным пробам, в трубопроводе измеряется автоматическими плотномерами или по отобранным пробам. Плотность отсчитывается до четвертого знака.
Из резервуаров и транспортных средств пробы отбираются в соответствии с ГОСТ 2517-80.
В стационарных резервуарах для отбора проб должны применяться сниженные пробоотборники по ГОСТ 13196-77 или ручные пробоотборники по ГОСТ 2517-80.
Для отбора точечных проб пробоотборник опускается на заданный уровень и выдерживается в течение 5 минут.
2.22. При наливе автоцистерн на нефтебазах для определения плотности следует отбирать пробы через каждые 2 часа из автоцистерн.
Отсчитывается температура по термометру, не вынимая его из нефтепродукта.
Температура нефтепродукта вычисляется как среднее арифметическое температур точечных проб, взятых в соотношении, принятом для составления объединенной пробы по ГОСТ 2517-80.
Например: объединенная проба нефтепродукта из вертикального резервуара отбирается с трех уровней: верхнего, среднего и нижнего и смешивается в соотношении 1:3:1.
В этом случае средняя температура нефтепродукта вычисляется:
При дистанционном измерении средней температуры нефтепродукта в резервуаре термометрами сопротивлений температура в пробах не измеряется.
Объединенная проба из горизонтального цилиндрического резервуара диаметром более 2500 мм отбирается с 3-х уровней: верхнего, среднего и нижнего и смешивается в соотношении 1:6:1.
Средняя температура вычисляется:
Объединенная проба из горизонтального цилиндрического резервуара диаметром менее 2500 мм независимо от степени заполнения, а также из горизонтального цилиндрического резервуара диаметром более 2500 мм, заполненного на высоту до половины диаметра и менее, отбирается с 2-х уровней: середины и низа и смешивается в соотношении 3:1, а температура рассчитывается по формуле:
2.24. Плотность нефтепродукта по отобранным пробам определяется в лаборатории или на месте отбора проб по ГОСТ 3900-85.
2.27. Масса принятого (отпущенного) нефтепродукта в резервуарах с понтонами или плавающими крышами определяется с учетом массы понтона (плавающей крыши) и его положения в резервуаре. Для этого необходимо знать на каком уровне начинает всплывать понтон или плавающая крыша. Масса понтона или плавающей крыши определяется по рабочим чертежам, прикладываемым к градуировочной таблице.
2.28. При заполнении резервуара нефтепродуктом отдельные части понтона (плавающей крыши) всплывают неодновременно. Зона от начала и до конца всплытия зависит от конструкции покрытия и диаметра резервуара. При эксплуатации следует избегать измерений нефтепродуктов в этой зоне, так как это ведет к большим погрешностям при определении массы нефтепродукта.
2.29. При определении количества нефтепродуктов в резервуарах с понтонами или плавающими крышами должны вноситься поправки в соответствии с ГОСТ 8.380-80.
2.30. При приемке и отпуске нефтепродуктов необходимо помнить:
— если до и после измерений покрытие находится в плавающем состоянии или на опорах, поправка на покрытие не вносится.
Обработка результатов измерений
2.31. Масса нефтепродуктов определяется по формуле:
Объем нефтепродукта определяется вычитанием объема подтоварной воды из общего объема. Содержание воды в нефтепродукте (в процентах) определяется по ГОСТ 2477-65 и масса ее вычитается из массы нефтепродукта.
Для нефти, кроме наличия воды, определяется содержание хлористых солей (в процентах) по ГОСТ 21534-76 и механических примесей по ГОСТ 6370-83.
Масса воды, солей и механических примесей вычитается из массы нефтепродуктов.
Массовый метод измерений
2.32. Этим методом измеряется масса нефтепродукта в таре и транспортных средствах путем взвешивания на весах.
2.33. Для взвешивания нефтепродуктов в таре применяются весы товарные общего назначения грузоподъемностью до 3000 кг, шкальные и циферблатные. Нефтепродукты в мелкой таре взвешиваются на настольных весах с пределами взвешивания от 5 до 20 кг.
Автоцистерны с нефтепродуктами взвешиваются на весах автомобильных стационарных и передвижных общего назначения грузоподъемностью от 10 до 30 т.
Взвешивание мазута в автоцистернах проводится по РД 50-266-81.
2.34. Масса взвешиваемых нефтепродуктов должна соответствовать грузоподъемности весов. Взвешивание грузов массой более Рmax или менее Рmin, установленных для данного типоразмера весов, не допускается. Выбор грузоподъемности весов должен обеспечить возможность взвешивания максимальных для данного пункта масс нефтепродуктов. Завышенная грузоподъемность весов увеличивает погрешность взвешивания. Для снижения влияния внешних условий на погрешность измерений весовые устройства должны быть защищены от ветра и осадков.
Масса нефтепродуктов определяется как разность между массой брутто и массой тары.
Взвешивание в таре может производиться поштучно и групповым способом, который применяется при отпуске односортных нефтепродуктов. Отсчеты на шкальных и циферблатных весах ведут до 1 деления шкалы.
Железнодорожные цистерны взвешиваются в соответствии с ГОСТ 8.424-81.
Масса нефтепродуктов в железнодорожных цистернах может определяться как в одиночных цистернах, так и в составе в целом, как слагаемое из одиночных цистерн.
2.35. В одиночных цистернах масса нефтепродуктов определяется как разность измеренных масс груженой и порожней цистерны.
2.36. Взвешивание груженых цистерн без расцепки производится в соответствии с ГОСТ 8.424-81.
Масса нефтепродукта определяется как разность между суммой измеренных масс груженых цистерн и суммой масс порожних цистерн, указанных на трафаретах.
2.37. Масса нефтепродукта груженого состава на ходу определяется как разность между суммой измеренных масс всех цистерн в составе и суммой масс этих цистерн, указанных на трафаретах или определенных взвешиванием тары.
Допустимая погрешность весов, число цистерн в составе и масса нефтепродукта в каждой цистерне приведены в таблице 2.2.
Предельная погрешность определения массы нефтепродукта составляет +/- 0,5% (наибольшая суммарная масса взвешиваемых цистерн в составе до 2000 т).