На чем зарабатывают общественные организации

Инструкция: как НКО начать вести коммерческую деятельность

На чем зарабатывают общественные организации. Смотреть фото На чем зарабатывают общественные организации. Смотреть картинку На чем зарабатывают общественные организации. Картинка про На чем зарабатывают общественные организации. Фото На чем зарабатывают общественные организации

Зачем НКО коммерческая деятельность

Коммерческая деятельность — это один из инструментов повышения экономической устойчивости НКО. Деятельность, приносящая прибыль, дает организации возможность эффективно осуществлять ее миссию и помогать целевой группе, уверены специалисты Центра развития некоммерческих организаций (ЦРНО внесен Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента).

Руководитель направления по работе с социально-предпринимательскими проектами ЦРНО Анастасия Селезнева и юрист ассоциации «Юристы за гражданское общество» Софья Прохорова помогают разобраться, какие шаги необходимо предпринять НКО, чтобы начать зарабатывать самостоятельно.

Шаг 1. Понять, что заниматься коммерческой деятельностью — нормально и этично.

По словам Анастасии Селезневой, до сих пор общество и сами НКО предвзято относятся к извлечению прибыли. Это часто выражается мнением, что зарабатывать на чужих бедах и социальных проблемах некорректно. На самом деле коммерческая деятельность помогает достичь большей устойчивости, решать социальные проблемы более планомерно и регулярно находить на это средства.

Шаг 2. Сделать выбор, что продавать и кому

Опыт специалистов ЦРНО показывает, что чаще всего некоммерческие организации выбирают продавать товары, которые делают их подопечные, или профессиональные услуги своих сотрудников, которые могут иметь спрос на рынке: тренинги, мастер-классы, консультации.

В любом случае нелишним будет провести анализ рынка: что сейчас востребовано и уже продается в секторе, какие есть свободные ниши, что важно благополучателям и конечным потребителям.

Здесь можно почитать, как и зачем НКО выпускать собственный мерч и насколько это может быть выгодно.

Шаг 3. Обсудить решение с командой

Важно спросить своих сотрудников, насколько они сами хотят и готовы к тому, чтобы организация начала вести коммерческую деятельность, нет ли у кого-то из членов команды внутреннего сопротивления. Также необходимо понять, кто может взять на себя ответственность за новый фронт работ.

«Самое главное — отнестись к этой работе как к отдельному проекту и собрать вокруг него команду. Этим нужно заниматься системно, а не время от времени, иначе ничего не получится. На старте важно, чтобы был как минимум руководитель этого направления и хороший маркетолог (внутренний или внешний), который сможет провести анализ рынка и вывести продукт», — рекомендует Анастасия Селезнева.

Шаг 4. Выбрать форму деятельности

Многих пугают именно юридические аспекты: какую форму ведения деятельности выбрать, как отчитываться и вести бухгалтерию.

По словам юриста Софьи Прохоровой, здесь возможны варианты:

В этом случае необходимо соблюдать некоторые требования.

«Так, например, для автономной некоммерческой организации (АНО) самое главное, чтобы при осуществлении этой деятельности не было признаков предпринимательской деятельности, в частности, систематического извлечения прибыли, — подчеркивает Софья Прохорова. — Если мы проводим платную акцию раз в год (при соблюдении всех перечисленных требований), это допускается.

Регулярно зарабатывать деньги (два и более раз в год) АНО не может. Единственный правомерный способ — создать для этих целей отдельную коммерческую структуру. У других форм такого строгого ограничения нет».

2. Вы создаете отдельный департамент.

Еще один способ — создать структурное подразделение, например, отдел или департамент, в котором (при соблюдении требований, о которых говорилось выше) некоммерческая организация сможет реализовывать платные виды деятельности.

Но здесь важно помнить, что сотрудники, работающие в НКО по проектам и получающие зарплату из проектных средств, не могут при 100% занятости заниматься и коммерческой деятельностью тоже. Необходимо разделять их занятость по разным направлениям не только на деле, но и в документах.

3. Вы хотите вести коммерческую деятельность и регулярно получать доход.

По словам Софьи Прохоровой, самый безопасный и по сути простой для всех видов НКО законный способ заниматься коммерческой деятельностью — создать отдельное юридическое лицо и отделить некоммерческую деятельность от коммерческой.

Самая простая по созданию и ведению форма – общество с ограниченной ответственностью (ООО). Также можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП).

Создателем могут выступать сама НКО, ее учредители, члены организации или кто-то из руководства — любой человек. Аффилированность может быть замечена, если НКО будет заказывать услуги только у этой коммерческой организации — тогда могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов.

Бухгалтерию при этом могут вести одни и те же люди при наличии соответствующим образом оформленных договорных отношений.

Работать это будет так: коммерческая организация зарабатывает деньги и распределяет их в виде дивидендов учредителю, если учредитель — сама НКО, или передает в виде пожертвования в НКО, таким образом финансируя некоммерческую деятельность.

Новая коммерческая организация может осуществлять свою деятельность в социальной сфере, но это необязательно, то есть выбор деятельности здесь уже значительно шире.

Шаг 5. Поверить в себя

Несмотря на множество важных деталей, по словам специалистов ЦРНО, разобраться в характере коммерческой деятельности не так уж сложно: бизнес или юридического образования для этого, как правило, не нужно. И в среднем за три-шесть месяцев вполне можно пройти путь от идеи до запуска тестового продукта и первых продаж.

Источник

Некоммерческий бюджет: как чиновники стали использовать НКО в своих целях

На чем зарабатывают общественные организации. Смотреть фото На чем зарабатывают общественные организации. Смотреть картинку На чем зарабатывают общественные организации. Картинка про На чем зарабатывают общественные организации. Фото На чем зарабатывают общественные организации

Все, кто когда-либо взаимодействовал с органами государственной власти и госучреждениями, знают, насколько они зарегулированы. Помимо закона о госслужбе, устанавливающего, кого и куда можно нанимать, существует закон о госзакупках, обязательная для использования госорганами система «Электронный бюджет» и еще масса мелких и крупных ограничений. Эти неудобства касаются и государственных исследовательских центров.

Однако нет правил без исключений, и такими исключениями все чаще служат некоммерческие организации, создаваемые и федеральным правительством, и многочисленными органами власти в регионах.

Масштаб проблемы

На федеральном уровне серийное создание государственных НКО началось в 2012 году, когда правительством были учреждены три подобные организации. Потом еще две — в 2013 году, еще четыре — в 2014-м и так далее. Рекорд был поставлен в 2019 году, когда было создано не менее восьми подобных структур, как правило, в виде автономных некоммерческих организаций (АНО): АНО «Центр развития культурных инициатив», АНО «Организационный комитет по подготовке и проведению в 2022 году чемпионата мира по волейболу ФИВБ», Российский фонд развития информационных технологий, АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей», АНО по защите интересов граждан и организаций в сфере ЖКХ и благоустройства территорий, АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023», АНО «Национальные приоритеты». И это не говоря про НКО, создаваемые разного рода бюджетными учреждениями и госкорпорациями.

Похожая ситуация с регистрацией НКО на уровне субъектов Федерации. Из предварительно найденных нами 326 НКО, напрямую учрежденных региональными правительствами, 99 (30%) были созданы в 2019 году.

Впрочем, подсчеты неполны, поскольку множество НКО, получающих субсидии и иные формы поддержки от государства, не обязательно учреждены правительством. Например, АНО «Институт перевода» была учреждена десятком вузов и получила 111 субсидий только из федерального бюджета. А «открытое правительство» в России внедрялось через АНО «Аналитический центр «Форум» без участия государства, но с частичным финансированием через Внешэкономбанк.

Свободное финансирование

С 2015 по 2019 год правительство выделило почти 250 млрд руб. субсидий только на поддержку автономных некоммерческих организаций. А в 2019 году субсидии на НКО в целом составили примерно 152 млрд руб., среди крупнейших получателей — Российский научный фонд и АНО «ТВ Новости» (Russia Today). Почему примерно? Потому что не всех получателей субсидий можно считать НКО в классическом их понимании. Например, к некоммерческим организациям формально относятся политические партии, получающие бюджетное финансирование.

Любовь чиновников именно к АНО, возможно, объясняется тем, что из всех НКО они максимально приближены к коммерческой деятельности. АНО не вправе лишь свободно распределять прибыль — она должна идти на уставные цели организации. Зато все имущество, переданное учредителями АНО, переходит в собственность организации. Деятельность АНО не подпадает не только под 44-ФЗ о госзакупках, но и под менее требовательный 223-ФЗ, регулирующий закупки госкомпаний. Фактически они сразу выпадают из-под регулирования, относящегося и к коммерческим, и к бюджетным учреждениям.

Мы видим, что чаще всего АНО создаются в таких секторах, как СМИ (телеканал ОТР, Russia Today), вузы (университет «Иннополис», университет «20.35»), организация крупных мероприятий (дирекции сочинской Олимпиады и Универсиад 2019 года в Красноярске и 2023 года в Екатеринбурге). В регионах органы власти все чаще переводят в форму АНО местные СМИ и спортивные клубы.

Даже если предположить, что в некоторых случаях создание подобных структур оправданно, в целом тенденция тревожит. В России нет федерального закона, устанавливающего требования к прозрачности АНО. Нет единого перечня АНО, учрежденных государством. Если все же найти список этих организаций с помощью ЕГРЮЛ, реестра субсидий, реестра организаций, имеющих лицевые счета в Казначействе России, и т.п., то вы увидите, что даже не у всех получателей крупных субсидий есть официальные сайты, а если они и есть, то там не публикуются сведения об органах управления, нет годовых и финансовых отчетов, нет даже базовых сведений о деятельности.

Выравнивание условий

На наш взгляд, все НКО, в учредителях которых значатся российское правительство и органы исполнительной власти регионов, должны:

Прозрачность и доверие к государству может и должно начинаться с правительства. Создание некоммерческих организаций и прямое их субсидирование — это вывод огромных бюджетных средств из-под общего регулирования. Если правительство не готово до сих пор к реформе системы государственного управления в целом и пользуется лайфхаками в виде создания НКО, то хотелось бы, чтобы этот инструмент работал по понятным правилам.

Источник

7 способов заработать деньги для некоммерческой организации в 2022 году

Содержание Спрятать

В юном возрасте меня увлекла идея помочь менее обеспеченным, потому что я видел, как это делают мои родители.

Тем не менее, казалось, что вызова всегда достаточно, когда есть кто-то, кто мог бы помочь, а мои родители не были достаточно энергичны, чтобы оказать такую ​​помощь.

Когда возникла острая необходимость, единственное решение заключалось в том, чтобы занять, и я видел, как они это делали несколько раз.

Когда я стал старше и увидел организации, которые были исключительно некоммерческими, я понял, что они должны сталкиваться с проблемами, когда дело доходит до финансирования, и это подтвердилось.

Просто должно быть решение!

Прочтите этот пост до конца, поскольку мы предложили решение этой проблемы. Узнайте, как некоммерческие организации могут зарабатывать деньги для финансирования проектов.

Что такое некоммерческие организации?

Это не означает, что они могут заниматься сбором средств. Они могут даже получать прибыль, если действуют в некоммерческих целях и имеют право на освобождение от уплаты налогов.

Если их деятельность связана с их целью, то их доход не облагается налогом.

7 способов заработать деньги для некоммерческой организации

Многим некоммерческим организациям трудно найти устойчивый способ зарабатывать деньги. Мы придумали, как это обуздать.

Эта статья объяснит, как заработать деньги для некоммерческой организации.

Оставайтесь с нами!

# 1 турниры

Вы можете организовать турниры которые привлекают таких людей, как гольф, теннис, баскетбол и т. д.

Поскольку наша некоммерческая организация потратит деньги на организацию этого турнира, как можно на этом заработать? Не волнуйтесь, мы к этому подходим.

Напишите компаниям, которые проводят активную политику корпоративной социальной ответственности, чтобы они могли сотрудничать с вами.

По сути, они будут оплачивать счета. Все, что вам нужно сделать, это найти способ прямо или косвенно привлечь сбор средств.

Вы можете продавать купоны в турнире на особые подарки или напрямую просить пожертвования.

Точно так же ваша некоммерческая организация может согласиться на организацию турнира, пока будет взиматься вступительный взнос. Продать обед, провести аукцион, просто проявите творческий подход и ищите дополнительные пожертвования.

Это, безусловно, самый разумный и простой способ заработать деньги для некоммерческой организации.

# 2 по продажам товаров и услуг

Большинство некоммерческих организаций зарабатывают деньги, разрабатывая уникальный продукт для продажи в определенные периоды года. Это может быть во время Хэллоуина, лето, или благодарение.

Вы можете включить это!

Найдите уникальный продукт и продавайте через свою сеть, от двери до двери или во время мероприятий.

Некоторые некоммерческие организации также взимают плату за товары и услуги они рендерит.

Возьмем, к примеру, «Еду на колесах». Они взимают членский взнос, хотя и небольшой, за питание пожилых людей.

Парадокс здесь в том, что прежде чем планировать такую ​​плату, убедитесь, что пользователи вашего продукта или услуги будут готовы платить.

Обратите внимание: Как стать торговым посредником и получать прибыль

# 3 Корпоративная поддержка

Большинство предприятий 21 века включают благотворительность в свои годовые бюджеты.

Но и некоммерческая организация, и юридическое лицо должны служить одной цели и одной и той же цели. Офтальмолог, скорее всего, поддержит защиту слепых, чем группу, которая борется за гендерное равенство.

Кроме того, они дают больше средств, чем частная поддержка.

Просто приготовьтесь упомянуть корпоративную организацию в маркетинг материалы или во время мероприятие.

# 4 Гранты

Гранты предлагают еще один способ заработка для некоммерческой организации. Они могут предоставить вашей организации большие суммы денег, и есть множество доступных грантов.

При поиске грантов важно учитывать то, что цель гранта и организации, предлагающей грант, должны совпадать с вашей. Если этого не произойдет, ваша организация может не получить его.

Поэтому проведите предварительное исследование об организации, выясните цель гранта перед подачей заявки.

Есть десятки грантов, на которые вы можете подать заявку. Чтобы увидеть исчерпывающий список грантов и получить помощь, ознакомьтесь с грантвотч и grants.gov.

# 5 Пожертвования

Пожертвования по-прежнему остается золотой жилой, когда речь идет о том, как зарабатывать деньги для некоммерческой организации.

Поскольку услуги некоммерческих организаций ориентированы на человечество, люди будут делать пожертвования на благо.

Недавняя статистика доказывает, что более 70% доходов НКО поступает за счет пожертвований. А теперь представьте себе поход с горячим использованием электронных пожертвований.

Точно так же есть индивидуальные пожертвования как от партнеров, так и от других. У некоторых некоммерческих организаций даже есть партнеры, которые дают определенную сумму в определенное время и в определенное время года.

# 6 Мероприятие по сбору средств

В то время как некоторые мероприятия по сбору средств проводятся напрямую через благотворительные аукционы и киоски для пожертвований, другие проводят их в конце года или в конце квартала.

Для мероприятия Goalkeepers это не прямой сбор средств, а демонстрация достижений некоммерческой организации, что способствует большей наглядности и, конечно же, привлечению средств. Они даже присуждают награды другим общественным организациям и частным лицам.

Это похоже на обратную психологию, не так ли?

Возможно, ваша некоммерческая организация еще не имеет таких возможностей, не стесняйтесь организовывать кулинарные конкурсы, краудфандинг и вечерние киносеансы, чтобы собрать немного средств.

Частным лицам и компаниям также необходимо научиться зарабатывать деньги. Читать статьи на Сделать Money Быстро

# 7 Завещания

Вы знаете, что такое завещание?

A наследство подарок, будь то денежный или иной, записанный в завещании дарителя, которое исполняется после его смерти.

Вы когда-нибудь слышали, что кто-то завещал эту сумму благотворительной организации в случае смерти? Это завещание!

Многие известные личности передадут часть своего имущества некоммерческим организациям, и это один из способов заработать огромную сумму денег.

Заключение

Ваша некоммерческая организация не должна страдать из-за того, как зарабатывать деньги. Поэтому воспользуйтесь этими способами, чтобы заработать деньги для своей некоммерческой организации.

Если страх перед финансированием мешает вам объединиться, чтобы оказать влияние на общество через благотворительность, это форма гарантии того, что ваши проекты будут профинансированы.

Источник

Добро за деньги: как заработать на социальном проекте

На чем зарабатывают общественные организации. Смотреть фото На чем зарабатывают общественные организации. Смотреть картинку На чем зарабатывают общественные организации. Картинка про На чем зарабатывают общественные организации. Фото На чем зарабатывают общественные организации

Социальное предпринимательство обычно ассоциируется с пожертвованиями, краудфандингом и просьбами о помощи в соцсетях. Между тем неготовность рассчитывать на собственные силы — самый надежный могильщик проектов. О том, почему социальный бизнес не только может, но и должен зарабатывать, рассказали основатели проектов и члены экспертного совета номинации «Менеджер в социальной сфере» Премии РБК 2018.

Те же правила

«Я хотела спасти деревню Малый Турыш. Можно было пойти по пути НКО, но кто будет помогать людям, которые живут в никому не известном месте? Поэтому моя изначальная установка была: нужно что-то производить, чтобы ни от кого не зависеть. Если ты зарабатываешь деньги и уже на эти деньги потом делаешь что-то хорошее, ты ни перед кем не обязан отчитываться.

Я исходила не из того, чем выгодно заниматься, а из того, что у меня есть. У меня было: очень много меда, леса, поля, куча дикоросов. Сама я мед не ем, потому что в детстве меня им перекормили. Поэтому я хотела придумать из этого меда и ягод что-то такое, что мне будет по кайфу есть. И если у меня получится угодить такому привередливому человеку, как я сама, то получится понравиться и другим. Вот такая была гипотеза.

Как проект стал социально ответственным? В каком-то смысле это было неизбежно: если ты ищешь сборщиков ягод в деревне, вряд ли откликнутся 30-летние, потому что это муторная работа, которая требует прилежания. Когда я обратилась к жителям и сказала, что мне нужны ягоды, первыми откликнулись бабушки. И сейчас в основном работают они — хотя этим летом, например, среди 230 наших сборщиков было уже 50 подростков.

Когда мы формулируем свое уникальное торговое предложение, мы не говорим, что мы полезные и экологичные, а отвечаем на совсем другой вопрос: зачем мы это делаем? И, как мне кажется, когда бизнес вместо надоевшей фразы «мы производим натуральный продукт» говорит: «Этот продукт помогает нам развивать деревню и менять облик нашей страны», — целевая аудитория отзывается гораздо активнее. Наша аудитория — это зрелые люди, у которых есть пожилые родители. Все прекрасно знают, что в деревне сейчас плохо. И человек покупает банку меда не только потому, что он вкусный, но и затем, чтобы изменить жизнь в стране».

Гузель Санжапова, основатель Cocco Bello Honey​

В конце 2013 года Гузель Санжапова запустила производство крем-меда Cocco Bello Honey в деревне Малый Турыш Свердловской области. Таким образом ей удалось обеспечить работой пожилое население отдаленной деревни.

«Правила игры для социального бизнеса точно такие же, как и для любого другого. Разница лишь в том, что создатели социальных проектов порой вынуждены мириться с тем, что доходность у них будет несколько ниже, чем в чисто коммерческом проекте. Зато на уровне идеи можно проявлять креатив — идеи могут быть такими, какие в обычном бизнесе просто не возникнут.

Например, есть такой британский ресурс Сudo Donate, который предлагает обычным людям задействовать их технику для майнинга криптовалюты. У каждого из нас есть дома компьютер, мощности которого большую часть суток простаивают. Доходы от продажи криптовалюты, которую добыли с помощью компьютеров обычных граждан, проект переводит благотворительным организациям — за вычетом 20%, которые оставляет себе. Деньги получаются из воздуха! Никто — ни бизнес, ни «клиент», которым являетесь вы, — почти ничего не тратит. Единственное, за что вы платите, — электроэнергия, которую потребляет ваш компьютер. При этом бизнес зарабатывает, благотворительные организации получают пожертвования, а вы делаете добро, по большому счету ничем не жертвуя.

Или есть очень интересный российский проект Meet For Charity. Это онлайн-аукцион встреч с известными людьми. Этот проект тоже берет комиссию, а основную часть денег переводит на счета благотворительных фондов. У них разыгрывается от пяти до десяти аукционов в неделю. Чем прекрасен этот проект? Дополнительная ценность создается практически на ровном месте!

Я являюсь членом совета «Рыбаков Фонда». В свое время фонд инициировал Philtech — образовательную программу для социальных технологических стартапов. Среди ее выпускников, например, проект «Сурдо-онлайн» — мобильное приложение для слабослышащих. Это облачный сервис для сурдоперевода в онлайн-режиме, работающий на обычном планшете. Его устанавливают аэропорты, аптеки, магазины, клиники, чтобы облегчить глухим и слабослышащим людям доступ к своим услугам. У проекта интересная бизнес-модель. Сервис абсолютно бесплатный для конечных бенефициаров — людей с нарушениями слуха. Как же команда монетизирует проект? За сервис платит бизнес, привлекающий с его помощью целый сегмент новых клиентов. В результате все в выигрыше: и бенефициары, и бизнес, и сам стартап.

Можно долго спорить о том, что такое социальный бизнес. Я считаю, что таким можно считать любой бизнес. На мой взгляд, и Google, и Facebook решают социальные проблемы. Правда, они параллельно порождают новые, но это другой вопрос. Идеально, когда бизнес создает ценности там, где их не было бы, если бы не нашлось благотворительной идеи. Уверен, что в ближайшее время грань между социальным и классическим бизнесом сотрется. Многие благотворительные организации будут эволюционировать в сторону гибридной модели».

Дмитрий Дикман, основатель и генеральный директор консалтинговой компании Group 36, эксперт Премии РБК​

Одежда и надежда​

«Наш фонд «Второе дыхание» занимается переработкой ненужной одежды, и нам требуется определенная инфраструктура: склады, сортировщики, грузчики, различная техника — штабелеры, конвейеры, прессы. В таких делах краудфандинг работает тяжело: покупка пресса за 200 тыс. руб. — это ведь не операция для трехлетнего ребенка. Даже попавшие в сложную ситуацию взрослые вызывают у людей больше сочувствия, чем какие-то абстрактные штуки вроде метана, который выделяет на мусорном полигоне твой синтетический свитер.

На чем зарабатывают общественные организации. Смотреть фото На чем зарабатывают общественные организации. Смотреть картинку На чем зарабатывают общественные организации. Картинка про На чем зарабатывают общественные организации. Фото На чем зарабатывают общественные организации

Есть, конечно, возможность получить гранты, но она очень ограничена: например, от Фонда президентских грантов можно получить не более 10 млн руб. в год, а гранты мэра Москвы — это не более 2,5 млн руб. Если ты хочешь расти и развиваться, этих денег точно не хватит.

В этих условиях собственная предпринимательская деятельность для социального проекта — это путь к независимости. Ты можешь браться за любую социальную и экологическую проблему, даже если она непопулярна, — ведь у тебя есть средства для ее реализации. Если мы хотим создать инфраструктуру для переработки сотен тонн старых вещей в новые материалы, а не отправлять их на мусорные полигоны, нам нужны средства, которые мы можем заработать сами.

Поэтому фонд «Второе дыхание» часть собранной одежды продает и тем самым окупает переработку старых и заношенных вещей в плохом состоянии. Сейчас примерно половина того, что нам сдают, — это ветошь, которая идет на переработку. Это часть убыточна для нас, потому что переработчики платят нам существенно меньше, чем мы тратим, чтобы собрать, отсортировать, отгрузить. Плюс в этом году мы решили выходить на регионы: у нас большой совместный проект с IKEA в 11 городах, растет объем сбора — соответственно, нам нужно еще больше денег, чтобы все это организовать. 10–30% вещей нам приходится продавать.

Это нужно, чтобы не возникало ситуаций, как у многих фондов, когда ты потерял бесплатное помещение в центре Москвы, в котором, например, инвалиды делали поделки. Фонды начинают писать в соцсетях: «Ой-ой-ой, что же делать? У нас теперь нет дома, надо закрыть пять месяцев просроченной аренды», — и многие люди присылают им деньги. Но системно проблема не решается, и на следующий год повторяется та же история: никто не думает про развитие, про то, что зарплаты должны быть конкурентные, чтобы приходили нормальные специалисты, а не те, кого отверг коммерческий рынок. Моя задача как руководителя организации — создать интересные вакансии, чтобы с нами работали профессионалы.

Изначально я старалась, чтобы все процессы нашего некоммерческого проекта функционировали как бизнес-процессы в обычных организациях. Например, у нас четко выстроена логистика: действует автоматизация путевых листов, есть маячки на машинах и понимание, сколько водители потратили на поездки, есть датчики на контейнерах для сбора одежды, которые нам сообщают, что ящики переполнены. Если мы благотворительный фонд, это не значит, что у нас сидит добрая женщина-волонтер на линии и бесплатно курирует бесплатного же водителя. Только деньги гарантируют скорость и качество работы.

Нам часто говорят: «Вы получаете вещи на халяву, а потом их еще и продаете!» Но чтобы получить эти вещи, нужно как минимум выплачивать зарплату координатору, который будет договариваться с компаниями уровня Uber, Google, IKEA о том, чтобы стать их партнерами. Для этого нужно пройти немыслимое количество проверок, встреч и презентаций. Никто не задумывается о том, сколько мы тратим на инфраструктуру. Например, ящики для сбора вещей (в Москве их сейчас более 50) идут к нам из Германии, потому что, как оказалось, в России невозможно заказать контейнер, который нормально сконструирован — не будет течь, ржаветь — и при этом стоит адекватных денег.

На самом деле у нас все то же самое, что и в обычном бизнесе, просто задача не в том, чтобы заработать дивиденды для владельцев: вся прибыль реинвестируется в развитие инфраструктуры или идет на развитие соцпроектов, которые сами по себе не могут окупаться. В прошлом году более 25% своего бюджета фонд заработал предпринимательской деятельностью».

Дарья Алексеева, лидер проекта Charity Shop и создатель благотворительного фонда «Второе дыхание»

В 2014 году Дарья Алексеева создала магазин ​Charity Shop, который продает брендовые вещи в благотворительных целях. Годом позже предпринимательница основала фонд «Второе дыхание», который занимается сбором ненужной одежды в Москве​.

«В недавнем исследовании «Зарубежный опыт развития социального предпринимательства и возможность его применения в России» Института экономической политики Егора Гайдара приводится классификационная шкала разных форматов социального предпринимательства, разработанная международной организацией «Глобальный мониторинг предпринимательства». На шкале два полюса — социальный и коммерческий. На первом находятся проекты, для которых социальная цель важнее, чем коммерческий результат, — НКО и благотворительные организации. Они существуют на пожертвования граждан, гранты, иные формы помощи. На другом полюсе — коммерческие предприятия. Для них главный смысл — получение прибыли, но при этом у них могут быть и социальные цели, которые они декларируют и реализуют за счет части прибыли.

Между полюсами есть еще два формата. Первый — некоммерческое социальное предприятие: оно зависит от государственной и иной финансовой помощи, но объединяет свою социальную миссию с внедрением инновационных подходов. Экономическая устойчивость таких предприятий может частично обеспечиваться рыночной реализацией товаров или услуг, связанных с социальными задачами. Второй формат — так называемое гибридное социальное предприятие — решает важную для общества проблему инновационным способом и при этом само зарабатывает средства, которые инвестирует в свое развитие. Такие предприятия реализуют свою социальную миссию прежде всего за счет рыночных механизмов.

На чем зарабатывают общественные организации. Смотреть фото На чем зарабатывают общественные организации. Смотреть картинку На чем зарабатывают общественные организации. Картинка про На чем зарабатывают общественные организации. Фото На чем зарабатывают общественные организации

Ответ на вопрос, может ли социальное предприятие быть успешным, лежит на этой линейке. НКО с элементами социального предприятия и гибридное социальное предприятие в развитых экономиках обычно успешны. Почему в России они сталкиваются с проблемами, которые мешают им стать успешными? Дело в общей предпринимательской атмосфере. Если бизнес-климат не позитивен, а возможности потребителей скромны, страновые риски и экономические проблемы ложатся на социального предпринимателя тяжелым грузом».

Светлана Миронюк, профессор практики Школы управления «Сколково», исполнительный директор «PwC Россия», куратор номинации «Менеджер в социальной сфере» Премии РБК

Старый, но не дряхлый

«Проекты для инвалидов могут быть только благотворительными. Но у нас другая история — пожилые люди, и мы не скрываем, что зарабатываем на них деньги. Где-нибудь в Швеции за дом престарелых платит государство. Но если бы у нас кто-то открыл социальный бизнес, который бы не вылезал из убытков, я бы очень сильно напрягся: какие интересы преследует человек, который помогает всем подряд «за так»?

Пожилых людей мы делим на три группы. Есть вполне самостоятельные: сами могут себе кашу готовить утром. Им скорее нужно наблюдение, профилактика болезней. Вторая группа — те, кто поступил на бытовую реабилитацию: инсульт или инфаркт случился, или ногу сломал человек, и тогда его на время помещают к нам в пансионат. Таким нужно человеческое общение, забота: например, человек после инсульта перестал ходить, и его надо заново учить, как ребенка. Третья группа — те, кто нуждается в паллиативной помощи, — люди с деменцией, с Альцгеймером, после третьего инсульта, онкологические больные. Таким лучше уже не станет, но заботиться о них нужно еще долгие годы.

У всех этих людей есть родственники, дети, и они заинтересованы в том, чтобы уход был хороший. Они не готовы отдать свою маму в какой-то приют при церкви, где нет ни стандартов, ни гарантий качества услуг. Когда люди платят, они вправе все это требовать. И я считаю: хорошо, что мы берем деньги и за это гарантируем людям, что за их родственниками присмотрят. И чем больше люди платят, тем выше их ожидания — это своеобразная благодарность своим родителям за хорошее детство.

Идея открыть сеть пансионатов для престарелых возникла в 2008 году, когда я волонтерил — вместе с врачом ходил к одиноким бабушкам: помогал умываться, делать кардиограмму и все такое прочее. Однажды нам попалась лежачая пациентка 86 лет. У нее была мечта — попасть в больницу. Она говорила о больнице, как о рае: там за ней будут смотреть, разговаривать с ней. В какой-то момент она забылась — встала и стала ходить по квартире. Оказалось, что никакая она не лежачая. Врач мне потом рассказал, что пожилые люди от скуки часто придумывают себе больше болезней, чем есть на самом деле.

Мы с ним пришли к выводу, что самое главное для пожилых — это возможность активной жизни: они должны быть востребованны, им нужно общение. И я решил сделать такие пансионаты, которые будут заниматься досугом стариков — неважно, чем и насколько серьезно они больны. Мы стараемся в старости раскрыть все их таланты. Но для этого надо снять у них болевые эффекты, кормить их правильно, чтобы не было проблем с пищеварением, даже ногти стричь им время от времени — для большинства это проблема. И вот приходит к бабушке в палату баянист, и она думает: а почему бы не пойти потанцевать?

На чем зарабатывают общественные организации. Смотреть фото На чем зарабатывают общественные организации. Смотреть картинку На чем зарабатывают общественные организации. Картинка про На чем зарабатывают общественные организации. Фото На чем зарабатывают общественные организации

Государственная помощь, впрочем, у нас в России тоже присутствует. С 2014 года действует закон 442-ФЗ: если человек признан нуждающимся в уходе, часть затрат на его содержание субсидируется из бюджета. 60% людей у нас живут по госпрограмме».

Алексей Маврин, основатель и генеральный директор сети пансионатов для пожилых людей «Опека»

Алексей Маврин в 2008 году основал сеть частных пансионатов «Опека», специализирующихся на содержании и лечении пожилых людей. В сети уже девять пансионатов: семь в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и два в Москве.

«Большинство социальных предпринимателей — это те, кто решил бороться с какой-то проблемой после того, как сам с ней столкнулся или с ней столкнулись его близкие. Сейчас проектов стало значительно больше, и само направление общественно значимого предпринимательства привлекает все больше сторонников. Цель таких проектов иная, чем в бизнесе. Но с точки зрения инструментов продвижения и реализации продуктов и услуг я не отделяю эти проекты от бизнес-проектов.

При выборе направления социальный предприниматель, как и в обычном бизнесе, должен проанализировать рынок и риски, определить конкурентов и аудиторию своего проекта. Будут ли его товар или услуга востребованными там, где он собирается развивать проект? В чем сильные и слабые стороны проекта, какие у него возможности, с какими угрозами он может столкнуться? Социальное предпринимательство должно иметь устойчивую бизнес-модель. Проект обязан выйти на самоокупаемость.

Часто бывает так, что есть и замечательная идея, и аудитория под нее, но человек не обладает возможностями для реализации своего бизнес-плана. И в благотворительности, и в социальном предпринимательстве остро необходим сильный управленец. Зачастую социальные бизнесмены — это люди, которые горят идеей, но не обладают базовыми знаниями, которые помогут им вывести проект на рынок. Желательно, чтобы в команде проекта был человек с бизнес-образованием, который обладал бы пониманием, как выстроить рабочий процесс, наладить производство, логистику, поставки. От этого зависит судьба всего проекта».

Ольга Попова-Качелкина, директор направления «Социальные коммуникации и КСО» КРОС, эксперт Премии РБК

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *