На что чаще всего берут кредиты в россии
Россияне чаще всего берут кредиты на покупку жилья, автомобиля и гаджетов
Работа «Юниаструм Банк»
Эксперты выяснили, на какую сумму россияне чаще всего берут кредиты
«Наибольшей популярностью в России пользуется ипотечное кредитование. За такой услугой в банки обращались 28,8% респондентов. Еще 20,4% россиян брали кредит на покупку автомобиля, 19,4% — на приобретение гаджета и бытовой техники, 15,9% — на ремонт», — выяснили эксперты. Каждый одиннадцатый опрошенный (8,8%) брал ссуду для перекредитования старых долгов.
Меньше всего среди целей кредитования распространены траты на путешествия, здоровье, помощь родным и близким, обучение и организацию мероприятий, например, свадеб и юбилеев, для этого ссуды брали менее 10% участников исследования.
Главными преимуществами кредитования участники опроса назвали возможность тратить средства в нужный момент (65,4%), отсутствие необходимости занимать деньги у родных и друзей (17,6%) и делать накопления (9,5%). «Ещё 7,5% респондентов заявили, что кредит является для них единственной возможностью совершить по-настоящему крупную покупку», — отмечается в исследовании.
Среди основных недостатков кредитов россияне выделили необходимость переплачивать за товар — так считает практически половина (45,6%). Каждому пятому не нравится отдавать часть зарплаты для погашения долга, а 34,6% не устаивает потенциальный риск оказаться в долговой яме.
Аналитики проводили исследование в сентябре среди пяти тысяч россиян старше 18 лет во всех регионах страны.
Россияне раскрыли цели первых кредитов в зависимости от возраста
Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Самыми популярными целями для первых кредитов среди россиян среднего возраста стали ремонт дома или покупка машины. Молодежь же чаще тратит деньги на гаджеты и ноутбуки. А вот люди старшего возраста — на помощи детям или бизнес. Такие данные они раскрыли в опросе компании IDF Eurasia. Их приводит ТАСС.
Чаще всего россияне берут первый кредит в возрасте от 23 до 42 лет. Доля таких заемщиков составила 66 процентов. В основном, средства уходят на крупные цели: 46 процентов респондентов рассказали, что брали кредит на ремонт, еще 20 процентов на покупку машины, 19 процентов организовывали мероприятие, а 15 процентов покупали мелкую бытовую технику.
При этом немалая доля и среди тех россиян, кто брал первый кредит в возрасте от 18 до 23 лет. Она составила 26 процентов. «Чаще всего заемщики из самой молодой категории пускают кредитные средства на покупку всевозможных гаджетов и девайсов», — отмечается в исследовании. Они нужны молодежи для активного общения, кроме того, гаджеты играют роль социального индикатора.
Из опрошенных молодых заемщиков 68 процентов брали кредит на покупку флагманских смартфонов. Еще 13 процентов покупали ноутбуки, 8 процентов — планшеты, 6 процентов — наушники, а оставшиеся 5 процентов — гироскутеры, электросамокаты и прочую технику.
Кредиты на более основательные цели берут представители старшего поколения. Так, по данным опроса, лишь 8 процентов россиян от 42 до 65 лет впервые брали средства под проценты. 38 процентов респондентов из этой группы направляли их на помощь детям, 27 процентов — на развитие бизнеса, 22 процента покупали на них квартиру или дачу, еще 13 процентов тратили их на лечение.
В опросе принимало участие пять тысяч жителей России в возрасте от 18 до 65 лет.
Исследование: чаще всего россияне берут потребкредиты на ремонт, покупку недвижимости и авто
8 Время прочтения: 7 минут
Самой частой целью открытия потребительского кредита в России является нехватка денежных средств на ремонт. На втором по популярности месте — необходимость покупки недвижимости, а на третьем — автомобиля. К таким выводам пришли аналитики Хоум Кредит Банка в ходе проведенного ими исследования.
В опросе приняли участие 1,4 тыс. клиентов «Хоум Кредита» по всей стране в возрасте от 25 лет до 71 года. В качестве потребительского кредита имелся в виду любой банковский кредит, предоставленный физлицу. При этом кредит на недвижимость и на автомобиль в основном подразумевают собой в опросе беззалоговые кредиты, то есть не ипотеку и не автокредит, а, например, кредит наличными.
Так, кредит наличными остается самым популярным видом кредитов у клиентов банка. Для того чтобы закрыть свои заемные потребности, им хотели бы воспользоваться 70,9% респондентов, собирающихся получить кредит в этом году. На втором месте находится POS-кредит (12,1%), на третьем — ипотека (11,5%).
«В 2018 году выросло число клиентов, готовых открыть и использовать кредитную карту, — 10,8% против 8% годом ранее. Скорее всего, на это повлияло развитие карт с программами лояльности и карт рассрочки. При этом число клиентов, готовых взять автокредит, сократилось до 8,3% (8,5% в 2017 году)», — сказано в исследовании Хоум Кредит Банка.
Глобальные цели
Как признались сами клиенты Хоум Кредит Банка, чаще всего они берут потребкредиты на ремонт. Тем не менее интерес к «кредитному» ремонту в этом году снизился. Если в 2017 году 27,8% респондентов отметили, что берут потребкредит именно на него, то в 2018 году — уже 22,7%.
«Серебро» в этом году заемщики «присудили» кредитам на покупку недвижимости. В качестве цели потребительского кредита «недвижку» указали 21,1% опрошенных. И здесь ситуация как раз обратная: по сравнению с прошлым годом доля выбравших данный вариант увеличилась в 2018-м на 4,4 процентного пункта. По мнению аналитиков Хоум Кредит Банка, это связано с привлекательной ценовой конъюнктурой рынка.
А вот покупка автомобиля как цель получения заемных средств потеряла за год около 2 п. п. В марте 2018-го ее выбрали 18,8% респондентов.
Аналитик Хоум Кредит Банка Станислав Дужинский считает, что россияне берут не специальные (ипотечные) кредиты на недвижимость по двум причинам. Во-первых, граждане приобретают в том числе недвижимость, которая не входит в ипотечные программы. Во-вторых, нередки случаи, когда основная сумма для покупки недвижимости уже есть, но не хватает какой-то части и ее проще покрыть за счет кеша. Та же ситуация и с потребкредитами на приобретение машины.
В пятерку наиболее частых целей получения потребкредита также вошли крупные покупки, требующие значительных затрат (бытовая техника, дорогая одежда, мебель), и путешествия.
«Ремонт остается самой популярной целью кредитования второй год подряд. А вот кредит на покупку недвижимости впервые с 2015 года занял второе место в топе популярных целей, оттеснив на третью позицию автокредиты, — говорится в исследовании Хоум Кредит Банка. — Несколько сократилась доля клиентов, готовых покупать в кредит бытовую технику, дорогую одежду и мебель. При этом доля клиентов, которые планируют взять кредит на путешествия, в последние два года заметно выросла (на 6,1 п. п. — до 9,9%)».
Мы пойдем другим путем
Эксперты отмечают, что снижение интереса к покупке в кредит некоторых товаров могло произойти в связи с тем, что россияне научились копить, а некоторые из них начали больше зарабатывать.
То, что благосостояние жителей России растет, доказывает и исследование Хоум Кредит Банка. В нем аналитики отмечают рост доли людей, чье материальное положение позволяет делать дорогие покупки — оплачивать бытовую технику, автомобили, поездки в отпуск и недвижимость. Их доля составила 40,2% против 36,4% в 2017 году. При этом доля людей с низким и невысоким уровнем благосостояния (доходов хватает только на еду, одежду и бытовую технику), наоборот, снизилась — до 59,8% против 63,6%.
«В категории клиентов с высоким уровнем благосостояния заметно выросла доля людей, которые могут купить недвижимость, — на 1,3 процентного пункта, до 3,8%. Среди клиентов с невысоким уровнем благосостояния уменьшилась доля людей, чьих доходов хватает только на еду и одежду, — 32,1% по сравнению с 32,4% годом ранее», — указано в исследовании.
Однако клиенты все еще заинтересованы в кредитах. В 2018 году доля клиентов, планирующих взять кредит, выросла до 22,7% против 22,1% год назад. Аналитики «Хоум Кредита» считают, что это связано с позитивными изменениями потребительского сектора и постепенным снижением ставок по кредитам.
Главней всего — погода в доме
Опрошенные порталом Банки.ру кредитные организации подтверждают, что «кредитный» ремонт — одна из самых популярных «фишек» розничных клиентов. «Среди самых популярных целей получения кредитов наличными в нашем банке — проведение ремонтных и строительных работ, приобретение нового или б/у автотранспорта, а также покупка мебели и крупной бытовой техники», — комментирует директор департамента по развитию кредитных банковских продуктов банка «Ренессанс Кредит» Дмитрий Курганов.
В качестве отличительной черты кредита наличными на покупку того же автомобиля он называет отсутствие необходимости в обязательном порядке оформлять страховку на машину, а также отсутствие ограничения в возможности выбора среди определенного списка марок и моделей.
«И самое главное — автомобиль окажется в полном распоряжении своего владельца, а не в залоге у банка, следовательно, при желании заемщик сможет его продать и купить новый, — уточняет Курганов. — Ряд определенных ограничивающих условий есть и при получении ипотечного кредита. Кроме того, процесс оформления кредита наличными занимает гораздо меньше времени — получить деньги можно уже в день обращения».
В первой половине марта в супермаркете Банки.ру россияне оставили около 40 тыс. заявок на потребительские кредиты. Исходя из анализа данных сервиса «Мастер подбора кредитов», в приоритете у россиян «просто деньги» — 48% клиентов выбирают наличные, на втором месте (16%) — рефинансирование уже существующего кредита. Третья позиция — у кредитов на ремонт.
«Клиенты ВТБ чаще всего берут кредиты наличными на ремонт квартиры. Вторая по популярности цель — приобретение крупной бытовой техники и иных дорогостоящих товаров. На третьем месте — кредиты на рефинансирование задолженности в сторонних банках. На данные цели в ВТБ оформляется каждый пятый кредит наличными», — сообщил вице-президент, начальник управления кредитных продуктов ВТБ Дмитрий Поляков.
При этом в ВТБ обращают внимание, что на приобретение недвижимости и автомобилей клиенты банка чаще всего оформляют целевые кредиты, поскольку условия по ним выгоднее.
В Азиатско-Тихоокеанском Банке ремонт — также в топе целей потребкредитов. По словам советника председателя правления, директора Азиатско-Тихоокеанского Банка по розничному бизнесу Александра Парамонова, получение потребительских кредитов вместо целевых специальных кредитов (ипотеки или автокредитов) может быть связано с несколькими факторами.
Так, требования к набору документов для потребительских кредитов традиционно намного мягче, а сроки предоставления такого кредита намного короче (все можно решить, как правило, за один визит). Кроме того, потребительские кредиты обычно не возлагают обременение на приобретаемое имущество (беззалоговые), а также не выдвигают требований к страхованию приобретаемого имущества. «По ряду программ потребительских кредитов размер ставки находится вполне на уровне с ипотечными программами или автокредитами», — добавляет Парамонов.
Крупные покупки и ремонт — также частая цель кредитования для клиентов Совкомбанка, хотя и не доминирующая. В первую очередь клиенты обращаются за потребительским кредитом, так как по нему не нужен первоначальный взнос, необходим меньший пакет документов, а также возможно более оперативное рассмотрение, говорит главный управляющий директор Совкомбанка Андрей Спиваков.
«Конечно, нельзя упускать тот факт, что осуществить правильный выбор клиенту может помешать низкая финансовая грамотность и отсутствие навыков финансового планирования, а также невысокая доступность полного продуктового ряда и услуг по правильному подбору необходимого продукта в банках», — заключает он.
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru
Если вы ищете кредит, то можете воспользоваться сервисом Банки.ру «Мастер подбора кредитов».
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t
Сбербанк сообщил, на что россияне тратят потребительские кредиты
Россияне берут потребительские кредиты не для того, чтобы «свести концы с концами», заявления о том, что население страны закредитовано, не могут подтвердиться из-за высокого уровня досрочных погашений. К такому выводу пришли аналитики Сбербанка, которые провели анализ данных самой кредитной организации, Центробанка, Росстата и кредитных бюро. РБК ознакомился с результатами исследования.
Судя по исследованию, почти 40% заемщиков обналичивают кредитные средства. «К сожалению, значительная часть потребительских кредитов расходуется наличными (они активно используются даже при погашении кредитов других банков, доля переводов с таким назначением платежа минимальна)», — заметили авторы исследования.
Тем не менее, добавили они, примерно по четверти всех выданных Сбербанком в 2018 и 2019 годах кредитов, на которые пришлось около 15% объема кредитования, можно проследить направление использования средств ввиду значительной доли безналичных расходов.
Около половины всех проанализированных экспертами кредитов было связано с ремонтами (22% «видимой» части расходов) или покупкой товаров длительного спроса (электроника, бытовая техника, мебель, одежда — в общей сложности 18% «видимых» расходов). Вторые по популярности кредитные траты связаны с расходами на автомобили, но не с покупкой машины, а ее ремонтом, покупкой запчастей и прочими статьями. На третьем месте — туризм и отдых (7%), а также переводы (8%).
В правительстве неоднократно поднимали вопрос о закредитованности населения страны, однако причин опасаться роста средней суммы кредита аналитики Сбербанка не нашли. Они зафиксировали существенный рост уровня досрочного погашения кредитов в последние два года: средний платеж по ипотеке в Сбербанке в четыре раза превышает плановый платеж, а по потребительским кредитам — в 2,3 раза. Кредит на 15 лет в среднем гасят за семь лет, трехлетние потребкредиты — за два года.
В правительстве есть две точки зрения на проблему закредитованности населения. Центробанк обеспокоен двузначным ростом потребительского кредитования в стране и последовательно с ним борется. В этом году регулятор уже повышал надбавки к риск-весам для банков при выдаче потребкредитов, а с 1 октября готовится вводить в регулирование показатель долговой нагрузки заемщика, который ухудшит банкам условия для кредитования клиентов с большой долговой нагрузкой.
Не согласно с Центробанком Минэкономразвития. Его глава Максим Орешкин считает, что текущие темпы роста потребкредитов могут привести к образованию пузыря и даже к рецессии в 2021 году. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, в свою очередь, считает, что риска образования пузыря нет.
Более 10% россиян никогда не брали кредиты
Райффайзенбанк изучил, как россияне относятся к кредитным предложениям банков. Оказалось, что 12% ни разу не пользовались кредитом или кредитной картой, свидетельствует исследование банка. Он опросил более 700 респондентов старше 18 лет из 16 крупных городов, включая Москву и Санкт-Петербург.
Из тех, кто никогда не имел дело с кредитами, почти половина (47%) считает их невыгодными, еще 40% обходятся собственными деньгами, показал опрос. Еще 8% обращались за кредитом, но получили отказ. Некоторые респонденты также называли среди причин религиозные убеждения.
Данные бюро кредитных историй подтверждают результаты этого опроса. В базе Национального бюро кредитных историй (НБКИ) накопились сведения о 101 млн человек. С учетом того, что кредиты получают экономически активные граждане 18–70 лет, долю россиян, ни разу не получавших кредиты, можно оценить в 8–10%, говорит директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Результат в 12% выглядит релевантным, если учесть, что в опросе участвовали молодые люди до 25 лет, среди которых проникновение кредитов ниже, чем у прочих групп населения, полагает начальник отдела анализа банковского и финансового рынков ПСБ Илья Ильин.
ВТБ запускает программу кредитных каникул с увеличенными лимитами
Доля тех, кто никогда не обращался за кредитом, может быть существенно выше, возражает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. В результатах могут быть не полностью отражены наиболее обеспеченные категории граждан, жители регионов, где мало заемщиков в силу религиозных предпочтений, или отдаленных регионов, где банк не присутствует или присутствует слабо и, соответственно, нет возможности провести опрос, рассуждает он. По его оценкам, доля тех, кто никогда не обращался за кредитом, может составлять 20–25%.
Ежегодно в банки и МФО поступает 20–30 млн заявок на кредит, около 10% из них – от клиентов, обращающихся за займом впервые, продолжает Волков. При этом процент одобрений у таких заемщиков ниже, обращает внимание Волков: если в среднем одобряется 30–35% заявок, то для граждан, ранее никогда не оформлявших кредитов, доля одобрений составляет 22–25%. По мнению Волкова, это объясняется тем, что без кредитной истории и персонального кредитного рейтинга банкам сложнее оценить риски заемщика: «Они, конечно, прибегают к другим способам оценки, но положительное решение принимают значительно реже».
Сколько весят долги
Из 88% респондентов, обращавшихся за кредитом, согласно опросу Райффайзенбанка 23% делали это однажды, 65% – много раз.
Самый популярный кредитный продукт – кредитная карта, она активна у 69% респондентов. К потребительскому кредиту прибегали 45% опрошенных, к ипотечному – 24%. Наименее популярны автокредиты: к ним прибегали 9% респондентов.
Среди действующих кредитов, информация о которых хранится в НБКИ, наиболее популярны кредитные карты (41%) и потребительские кредиты (38%), подтверждает Волков.
Половину и больше половины своего заработка на обслуживание кредита тратят 15% опрошенных. Еще 20% тратят на кредиты 30–40% дохода. При этом около 15% не знают о возможности рефинансировать кредит. Большинство тех, кто воспользовался этой возможностью (58%), после рефинансирования снизили ежемесячный взнос по кредиту на 1500–5000 руб., говорится в исследовании Райффайзенбанка. Освободившиеся деньги 59% участников опроса потратили на текущие расходы.
Оценка числа заемщиков, тратящих более половины дохода на обслуживание кредита, гораздо консервативнее для расчета нормативов. Более половины необеспеченных потребительских ссуд, выданных в январе 2020 г., приходилось на заемщиков с показателем долговой нагрузки (ПДН, отношение платежей по кредиту к ежемесячным доходам) выше 50% и подпадало под повышенные коэффициенты риска для целей расчета достаточности капитала, что сопоставимо со средним уровнем в IV квартале 2019 г., сообщил ЦБ в обзоре о развитии банковского сектора.
По различным данным, в 2019 г. не менее 35% выдаваемых банками кредитов наличными приходилось на те, где ПДН превышает 50%, напоминает замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Михаил Полухин. Разница с данными опроса, скорее всего, обусловлена тем, что банки для расчета регуляторного ПДН должны использовать только официально подтвержденные доходы заемщика или другие разрешенные консервативные способы оценки и не включают в расчет прочие доходы, объем которых может быть достаточно существенен, предполагает он. В результате получается, что для применения надбавок к коэффициентам риска при расчете регуляторных нормативов банками учитываются более жесткие значения ПДН.
Действительно, сам ЦБ отмечал, что ПДН считается только по официальным доходам, объясняет разницу Ильин. Кроме того, в данных регулятора речь идет о необеспеченных ссудах – включение в расчет ипотечных заемщиков могло бы снизить показатель, считает он. В то же время такие результаты могут косвенно свидетельствовать о том, что рост кредитования идет именно за счет заемщиков с высокой долговой нагрузкой, указывает Ильин.