На что делится монархия
На что делится монархия
Монархия – это форма правления при которой глава государства (монарх) управляет государством пожизненно, приобретая свою власть в порядке наследия.
1) единоличный характер власти;
2) власть передается по наследству;
3) пожизненное осуществление властных полномочий;
4) не зависит от воли населения;
5) юридическая безответственность монарха за принимаемые решения.
Монархия была преобладающей формой правления в рабовладельческих и феодальных государствах. Буржуазные революции часто сопровождались ликвидацией монархии, так как монарх обычно являлся крупнейшим феодалом.
Монархии разделяются на абсолютные и ограниченные.
В абсолютных монархиях отсутствуют органы или законы, которые могли бы ограничить власть монарха. Монарх контролирует все ветви власти. Фактически власть монарха ограничивается правящей семьей. (Саудовская Аравия)
Ограниченные разделяются на: дуалистические и парламентские.
В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная осуществляется парламентом. Полномочия парламента узки, правительство формируется монархом и ответственно перед ним. Монарх может распустить парламент или его нижнюю палату, наложить на законы парламента абсолютное вето. Акты монарха по юридической силы равны или даже выше законов парламента. (Иордания, Марокко)
В парламентской монархии монарх царствует, но не правит, роль его номинальная. Правительство формируется парламентом из лидеров партий большинства и ответственно перед парламентом. Если монарху и принадлежит право вето или право роспуска парламента, то фактически монарх данными полномочиями не пользуется. Иногда акты монарха не могут вступить в силу без контрассигнации, т.е. без подписания премьер-министром либо соответствующим министром. (Великобритания, Япония)
Монархия делится на 3 типа, какие эти типы?
[править] По традиционному устройству
Древневосточная монархия — первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.
Феодальная монархия (средневековая монархия) — последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия [2]. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии [3][4]. Раннефеодальная монархия — хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности [5].
Вотчинная монархия — монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.
Сословно-представительная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.
Абсолютная монархия — монархия, при которой продолжают существовать сословные привилегии, однако, не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.
Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.
МОНАРХИЯ
Установление монархии является результатом расширения власти правителя (вождя племени, союза племён, главы раннеполитич. образования), самопровозглашения, волеизъявления народа.
В процессе становления капиталистических общества монархия во многих странах была свергнута и заменена республиканской формой правления (см. Республика) либо трансформировалась в конституционную монархию. В ряде стран (Россия, Германия, Австро-Венгрия и др.) монархия пала в результате революций. Одной из форм монрахии является теократия, получившая распространение с древних времён и сохраняющаяся до наших дней.
В системе престолонаследия в зависимости от прав женщин различаются следующие типы примогенитуры: салическая (например, Япония), когда трон монарха могут занимать только мужчины; кастильская (Испания и др.), когда дочери занимают трон, если у покойного или отрёкшегося от престола монарха нет сыновей (при этом младший сын имеет преимущество перед старшей дочерью); австрийская, допускающая царствование женщины, если в определённых поколениях династии нет мужчин (давно не применяется); скандинавская (Швеция и др.), устанавливающая равенство прав женщин и мужчин на трон по праву первородства.
В конституционной монархии принята конституция и действует парламент. Конституционная монархия имеет две разновидности: монархия дуалистическая и монархия парламентарная.
В парламентарной монархии правит партия, победившая на выборах в парламент: правительство формируется этой партией (блоком партий, имеющим большинство в парламенте) и несёт ответственность перед парламентом, но не перед монархом. Монарх действует «по совету» правительства (премьер-министра), за действия монарха по управлению государством несёт ответственность правительство. Парламентарными монархиями являются почти все монархические страны Европы, Япония, монархические страны Содружества.
В отдельных странах монархии могут принимать особенные формы.
Конституционная монархия
Конституцио́нная мона́рхия — монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в некоторых, либо во всех сферах государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как конституция или статуты, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически.
Конституционные монархии делятся на два вида: дуалистические и парламентарные. И в тех, и в других, монарх делит власть с парламентом, но в то время как в первых за ним остается вся исполнительная власть, во вторых она осуществляется правительством, ответственным перед парламентом.
В парламентарной монархии правительство образуется большинством в парламенте и ответственно перед ним (см. Парламентаризм). Несмотря на то, что назначение номинированных парламентом министров формально выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия. В государствах данного типа у монарха осталось очень мало реальной власти, и он играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. Никакое его желание, даже такое частное, как относительно помилования преступника, фактически не может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента. Иногда парламенты даже ограничивают свободу монархов в их частных делах. Вместе с тем, было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная роль монарха сведена к нулю. Юридически за монархом часто сохраняют функции, важные в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней политики: окончательное утверждение законов, назначение и смещение чиновников, объявление войны, заключение мира, — однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх «царствует, но не управляет»; он представляет своё государство, является его символом.
МОНАРХИЯ
МОНАРХИЯ (от греч. μον- αρχία – единовластие) – одна из форм монократии – единоправия и наименование государственного строя, во главе которого стоит монарх. От других форм монократии (диктатуры, президентского правления, партийного вождизма) монархия отличается наследственной (динамической) преемственностью власти (престола, короны) и семейно-родственным заполнением политического окружения.
Культурно-исторической основой происхождения монархии был социально-биологический механизм вождизма – появления у человеческой группы, жившей по нормам стайных животных, вождя и иерархии [ИЕРАРХИЯ]подчиненного ему окружения. Впоследствии такой вождь возглавлял племя, затем союз племен, предгосударственные и государственные образования, и постепенно складывалось представление о стране и народе как собственности государя.
Монархия находится в исторической оппозиции республиканской государственности и конкурирует с республиканской демократией, но может сочетаться с демократией монархической, т.е. с древнейшими формами племенной, военной, вечевой (в русских княжествах), городской (полисной) демократии (смешанное правление, по Аристотелю). Исторический смысл дилеммы «монархия – республиканская демократия», сформулированной еще политической философией античной Греции, объяснялся как проблема числа в политике: движение от 1 до множества (Платон. Республика, 291d, 302с). Движение от 1 до n функционально, между монархией и демократией расположены все другие типы государственного строя, 1 и n – это крайности, поэтому они в истории то вытесняли друг друга, то сочетались друг с другом. В романской и средневековой традиции прочно удерживалась традиция титулярности монархии, т.е. правления, доверенного монарху народом – подлинным обладателем власти и права. Раннефеодальные монархии еще не обладали всей полнотой власти, которую они вынуждены были делить с племенными вождями и общинным самоуправлением в городах, нередко их функции были ограничены руководством военными операциями (выборные цари германских племен, новгородские князья на Руси). На Востоке и в Европе к началу Нового времени монархия постепенно абсолютно возобладала и приняла завершенную форму абсолютизма (в Европе) и самодержавия (в России) в процессе исторической концентрации и централизации власти. Абсолютизм получил теоретическое обоснование в концепции монархического суверенитета в сочинениях И.Санина («Просветитель», 1503) и Ж.Бодена(«Шесть книг о республике», 1576). Монархия как форма правления постепенно пришла в упадок. Этот процесс начался с кон. 18 в. и продолжался в течение 19 и 20 вв. Монархии либо заменялись республиканским строем, либо принимали смешанные формы (конституционная, демократическая, парламентская), которые существенно ограничивали властные полномочия монарха, а зачастую сводили роль монарха в государстве к чистому представительству.
Литература:
1. Mittels Η. Der Staat des hohen Mitelalters. Grundlinien einer vergleichenden Verfassungsgeschichte des Lehnszeitalters. Weimar, 1968;
2. Fichtenau H. Das Karolingische Imperium. Zürich, 1949.