На что это похоже воображение
Методика «На что это похоже»
Чтобы оценить уровень развития воображения у ребенка, используйте методику «На что это похоже». Дайте ребенку картинки с геометрическими фигурами и попросите его посмотреть на них и сказать, на что они похожи. Если ребенок дал три и больше ответов, это говорит о высоком уровне развития воображения и креативности. Два ответа – средний уровень, а один ответ или его отсутствие – низкий уровень.
Стимульный материал для методики
Скачать
Диагностика мелкой моторики
Методика «Дорожка»
Используйте методику «Дорожка», чтобы диагностировать уровень развития мелкой моторики руки. Дайте ребенку карандаш и бланк с изображением велосипедиста, который едет по извилистой дорожке к дому. Ластик давать нельзя. Скажите ребенку: «Велосипедисту нужно проехать к домику. Нарисуй его путь. Проведи линию так, чтобы карандаш не отрывался от бумаги». Оцените результаты. При высоком уровне развития мелкой моторики на бланке нет выходов за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги не больше трех раз, а линия не нарушается. При низком уровне – на бланке три и больше выходов за пределы дорожки, нарушения линии ярко выражены: она неровная, дрожащая, очень слабая или с очень сильным нажимом, рвет бумагу. В промежуточных случаях оцените результат как средний.
Стимульный материал для методики
Скачать
Диагностика невербального мышления
Методика «Нелепицы»
С помощью методики «Нелепицы» диагностируйте уровень невербального мышления. Дайте ребенку картинку с рисунком, на котором есть ошибки и невозможные в реальности объекты. Скажите: «Внимательно рассмотри картинку – все ли здесь находится на своем месте, все ли правильно нарисовано. Если что-то не на месте или неправильно, покажи мне и скажи, как должно быть». Ограничьте время на задание, чтобы ребенок рассматривал картинку не больше трех минут. Используйте готовый стимульный материал. Проанализируйте результаты диагностики с помощью таблицы▼.
Стимульный материал для методики
Скачать
Диагностика вербального мышления
Методика «Составь рассказ по картинкам»
Оцените уровень развития вербального мышления с помощью методики «Составь рассказ по картинкам». Разложите перед ребенком 3–4 картинки, которые связаны единым сюжетом. Дайте инструкцию: «Расскажи, что здесь происходит. Что было раньше, а что потом». Используйте готовый стимульный материал или другие сюжетные картинки, например рисунки В.В. Радлова. Уровень развития вербального мышления высокий, если ребенок верно расположил картинки и правильно описал события, средний – если расположил картинки правильно, но не смог составить рассказ, низкий – если он хаотично расположил картинки и не составил рассказ.
Стимульный материал для методики
Скачать
Дидактическая игра «На что это похоже?»
Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.
игра состоит из набора карточек с различными фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета.
Взрослый предлагает детям поиграть в игру. Он им будет показывать картинку из набора и спрашивать детей, на что она похожа. Воспитатель стремится к тому, чтобы каждый ребёнок придумал что-то новое, что ещё не говорил никто из детей. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал. Карточки заламинированны, поэтому можно раздать детям фломастеры и они самостоятельно дорисуют картинку.
Дидактическая игра с элементом танграма: «Собери картину о космосе» Дидактическая игра «Собери картинку о космосе» (за основу взят элемент игры «Танграм») Цель: Упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные.
Игра «Подбери к знаку» Игра для детей старшего дошкольного возраста. Игру можно использовать при изучении тем: «Одежда», «Электроприборы», «Продукты питания».
Диагностика развития детей 4 – 5 лет
Диагностика развития детей 4 – 5 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает девять небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений.
Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.
Инструкция: «Посмотри внимательно, у каждой фигурки в этом домике есть свое окошечко, в которое она может войти. Внимательно посмотри на фигурку и отыщи то окошечко, которое для нее предназначено».
Критерии оценки:
Цель: выявление общей осведомленности ребенка.
Процедура проведения. Ребенку задают вопросы и предлагают найти ответ, посмотрев на картинки:
Критерии оценки
Цель: выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса.
Процедура проведения. Ребенку предлагают матрешку: «Разбери матрешку», «Дай мне самую большую матрешку, самую маленькую», «Поставь их по росту», «Собери матрешку».
Критерии оценки
Цель: выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу.
Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Предложите ребенку эти четыре части картинки. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый говорит: «Перед тобой картинка, разрезанная на части. Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребенок должен сказать, что изображено на разрезанной картинке. Если он не может понять, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части, и посмотрим, что нарисовано на картинке».
Критерии оценки
Цель: исследование объема образной памяти.
Процедура проведения. Ребенку предлагают лист с изображениями восьми предметов. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время взрослый убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем.
Критерии оценки
Цель: оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия.
Процедура проведения. Перед ребенком находится рисунок. Инструкция: «Посмотри — девочка и мальчик держат за веревочки шарик и змея. Тебе надо определить, кто что держит. Для этого надо вести по веревочке указкой. Отрывать указку от веревочки нельзя». После выполнения этого задания взрослый кладет перед ребенком другой рисунок и предлагает: «Покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка».
Критерии оценки
Цели: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.
Критерии оценки
Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.
Процедура проведения. Ребенку показывают 4 домика (смотрите рисунок). В каждом домике по 4 окна. На чердаке первого домика изображен предмет посуды (тарелка), второго — овощ (морковь), третьего — фрукт (апельсин), четвертого — предмет одежды (пиджак). Затем ребенку поочередно предлагают картинки: «Найди домик, где живет эта картинка». Первая картинка выкладывается взрослым. После того как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти картинки живут вместе в одном домике?» (в электронном варианте вопрос будет звучать так: «Почему эти картинки находятся в одном ряду?»)
Возможная помощь взрослого: если ребенок не сразу понимает задание, взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, почему морковь и огурец оказались в одном домике? Как их назвать одним словом?»
Критерии оценки
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».
Критерии оценки
Оценка результатов
Высокий уровень — 14—18 баллов.
Средний уровень — 9—13 баллов.
Низкий уровень — 0—8 баллов.
Субтест 11. «На что это похоже?» (воображение)
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа?» Ответы ребенка записывают в протокол.
Критерии оценки
• Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) —
2 балла.
• Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку —
1 балл.
• Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.
В Протокол записывают ассоциации на каждую картинку, отмечая особо оригинальные.
Развитие произвольности С у б т е с т 12. «Запрещенные слова»
Цель: выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника».
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру. Я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить». После того как испытуемый подтвердит, что он понял правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».
1.Ты хочешь идти в школу?
2.Ты хочешь еще на год остаться в детском саду?
3.Ты любишь, когда тебе читают книжки?
4.Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
7.Ты хочешь учиться?
9.Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не полу
чается?
10.Тебе нравится заниматься в детском саду?
11.Тебе нравятся школьные принадлежности?
12.Если бы тебе разрешили учиться дома с мамой, ты согласился бы на это?
Критерии оценки
• Ребенок соблюдает правила игры, отвечает быстро и правильно на 9—12 вопросов — 2 балла.
• Ребенок затрудняется с ответами, больше молчит, с трудом
находит правильные ответы на 4—8 вопросов — 1 балл.
• Ребенок нарушает правила, давая (в основном без раздумий) в большинстве случаев запрещенные ответы или правильно отвечает лишь на 1—3 вопроса — 0 баллов.
В Протоколе ответы ребенка отмечаются знаками «+» или «—». В разделе «Примечания» на основе анализа ответов оцениваются сформированность познавательной мотивации и наличие желания идти в школу.
С у б т е с т 13. «Графический диктант»
Цели: оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться рисовать разные узоры. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек надо провести линию. Когда прочертишь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Покажи, где правая рука? А левая? У тебя на листочке стоят три точки, поставь карандаш на верхнюю. А теперь начинаем рисовать первый узор. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Дальше продолжи узор сам.
|
Теперь поставь карандаш на следующую точку, будем рисовать второй узор. Начинаю диктовать. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжи этот узор».
Теперь поставь карандаш на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Теперь сам продолжай рисовать этот узор».
Критерии оценки
• Ребенок безошибочно воспроизводит диктуемые узоры (в
одном из них допускаются отдельные ошибки) — 2 балла.
• Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат
ошибки, или один узор сделан безошибочно, а второй во
все не соответствует диктуемому — 1 балл.
• Ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемому—О баллов.
В Протоколе фиксируется, как ребенок воспринимает инструкцию и выполняет задание. В Примечаниях отмечается ведущая рука, умение ориентироваться на листе бумаги (лево, право, верх, низ); нажим карандаша, специфика линий, посадка ребенка за столом, умение правильно держать карандаш.
Что на что похоже: уроки воображения. Часть 2
Рубрики
Свежие записи
Последние комментарии
Что на что похоже: уроки воображения. Часть 2
Идем сходства у себя дома
Лишь недавно я взглянула по-новому на ковер, который висел у бабушки в спальне. И оказалось, что на нем вовсе не инопланетные человечки и сказочные цветы, как мне представлялось в детстве, а обычные геометрические формы.
И ваш малыш может порассматривать узоры на обоях, линолеуме. До сих пор ловлю себя на том, что пытаюсь придумать какой-нибудь образ каплям, остающимся на горизонтальной поверхности раковины после того, как закрывается кран. Мыльная пена, которой вы заполняете ванну для ребенка — это почти те же облака, похожие на все что угодно, но до них еще можно и дотронуться.
Огненные очертания и театр теней
В детстве мы с сестрой, две юные пироманки,— любили смотреть на пламя свечи. А еще нам нравилось жечь бумагу и, расположив бесформенный сожженный комок между свечой и стеной, находить разные образы, которые давала тень от него. Мы поворачивали поднос с одной и той же бумагой так и этак и каждый раз находили новые «похожести». А как насчет теневого театра, когда можно строить с малышом из пальцев разные неопределенные фигуры и угадывать, на что они похожи? Здесь можно использовать обычную лампу.
Чаще предлагайте ребенку для сюжетной игры наряду с обычными игрушками, представляющими реальные предметы, и игрушки-заместители. Например, палочка может исполнять роль и градусника, и ложки, и лодки, в зависимости от конкретной игровой ситуации. Предметами-заместителями могут быть коробки, бусины, катушки, желуди, шишки, фантики.
Что бы это могло быть?
Поиграйте с малышом в игру, где нужно придумать самому обычному предмету разные применения ему несвойственные, вплоть до фантастических. Например, расческу можно использовать как вилку, наматывая на нее спагетти, как грабли, как забор для дома лилипутов или как вставную челюсть. Такие игры на поиск скрытых ресурсов предметов активизирует гибкое творческое эвристическое мышление.
Ищем «похожести» у разных вещей
А теперь попробуйте придумать с малышом, чем похожи два любых совершенно произвольных предмета, которые первыми пришли вам в голову и которых, казалось бы, ничто не объединяет. Например, что общего у книги и птицы? Может быть, то, что у книги много страниц, а у птицы много перьев? А самолет и карандаш? Второй оставляет след на бумаге, а первый тоже оставляет след, но в небе. Они схожи по форме, оба сделаны человеком. А еще?
Распечатайте самые разные картинки и играйте, как в домино. Положите их лицевой стороной вверх, перемешайте. Положите любую картинку в центр стола. По очереди вытягивайте карточки и, присоединяя к предыдущей, сочиняйте, что объединяет две лежащие рядом картинки. Можно испробовать и более высокий, но не менее интересный и захватывающий уровень сложности: искать сходства уже у трех разных предметов.
Фрукты, похожие на части лица
Видели ли вы картины Джузеппе Арчимбольдо, художника, который писал портреты из овощей и фруктов? Он использовал сходство частей лица и форм растений.
Попробуйте с малышом также создать подобные вкусные портреты. Вот что получилось у нас.
Параллельно изучаем эмоции
Это будет и неплохой тренажер по распознаванию эмоций для ребенка. Попросите его изменить выражение лица на тарелке на грустное. Для этого предложите перед этим самому на своем лице изобразить печаль и посмотреть на себя в зеркало. Изобразите эту эмоцию и на своем лице. Обратите внимание малыша, как меняются уголки губ, линия бровей. То же самое сделайте относительно эмоции удивления, злости. Можно проделать и обратные операции. Вы производите изменения на тарелке, а малыш отгадывает, что чувствует овощной человечек.
А еще можно из еды конструировать объемные фигурки.
А теперь пройдитесь по дому и соберите самые обычные предметы обихода, которыми мы пользуемся ежедневно. И вдохните в них новую жизнь, например, вот так.
Малыш в роли волшебника
А еще можно положить перед ребенком лист с нарисованными на нем разного размера кругами. Теперь пусть малыш превратится в волшебника, вооружившись волшебной палочкой-карандашом, и превращает их в самые различные предметы. То же самое проделайте с другими геометрическими фигурами. Круг — это рыбка, глаз, снеговик. Квадрат — телевизор, аквариум, печенье. Треугольник — колпак, наконечник стрелы, кусок пиццы. И еще многое-многое другое. Чем больше решений ребенок сможет найти, и чем оригинальнее они будут, тем лучше.
Предложите малышу и более сложные варианты для дорисовывания.
В изостудии, где я работаю, дети любят заполнять лист любыми произвольными замкнутыми линиями, потом обменяться с соседом и превращать, превращать, превращать…
Сделайте с малышом отпечатки пальчиков, ладошек, стоп, опустив их в краску, и тоже дорисовывайте до целостных предметов и даже сюжетов.
Все нетрадиционные техники рисования несут очень большой потенциал для развития воображения. Монотипия — один из таких способов. Пусть ребенок нанесет на оргстекло (или на клеенку, полиэтилен, файл) пятна краски, затем приложит листок и приподнимет. И вот уже есть, где развернуться фантазии. Здесь можно увидеть и волшебный лес, и диковинных зверей. Если малыш захочет, пусть добавит необходимые на его взгляд детали в соответствии с образами, которые появились в его голове.
Разрешите себе и ребенку творить
Наблюдайте, творите, фантазируйте! Возводите воображение на более высокую ступеньку развития. Ведь воображение помогает узнавать лучше этот мир, обогащает личность и помогает ей развиваться. Большинство предложенных в статье игр связаны с художественным творчеством. А это очень близко малышам. Поэтому они с большим желанием и интересом включатся в игру. В следующей статье мы отправимся на поиски креативных ответов на вопросы: «На что может быть похожа музыка? А слова? А сам ребенок?»
Завершить статью хочется вот этим стихотворением.