На что направлена культурная политика

На что направлена культурная политика

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

24 декабря 2014 года

УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации
от 24 декабря 2014 года N 808

Основы государственной культурной политики

Настоящие Основы определяют главные направления государственной культурной политики и представляют собой базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития в Российской Федерации, а также государственных и муниципальных программ.

Правовой базой настоящих Основ является Конституция Российской Федерации.

Настоящие Основы определяют цели и стратегические задачи государственной культурной политики, ключевые принципы ее реализации.

Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны.

Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

I. Введение

Ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре.

В формировании системы ценностей России особую роль сыграло православие. Ислам, буддизм, иудаизм, другие религии и верования, традиционные для нашего Отечества, также внесли свой вклад в формирование национально-культурного самосознания народов России. Ни вероисповедание, ни национальность не разделяют и не должны разделять народы России.

На протяжении всей отечественной истории именно культура сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляла авторитет страны на международной арене.

Утверждение приоритета культуры призвано обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития. Главным условием их реализации является формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.

Единение науки, образования и искусства закладывает основу для понимания общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности.

Принимая настоящие Основы, государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

II. Основания для выработки государственной культурной политики

1. Перед Российской Федерацией стоит задача в исторически короткий период осуществить экономическую и социальную модернизацию страны, выйти на путь интенсивного развития, обеспечивающего готовность государства и общества ответить на вызовы современного мира.

Это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в качественное обновление личности.

В недавнем прошлом такие вложения были явно недостаточными, что создало угрозу гуманитарного кризиса.

2. К наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям этого кризиса относятся:

снижение интеллектуального и культурного уровня общества;

девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров;

рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения;

деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России;

3. Государственная культурная политика России охватывает такие сферы государственной и общественной жизни, как все виды культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны.

Необходимость преодоления межведомственных, межуровневых и межрегиональных противоречий по вопросам культурного развития требует повышения статуса государственной культурной политики до общенационального уровня.

4. Разработка и реализация государственной культурной политики нуждается в научной обоснованности предпринимаемых преобразований, в приоритетном развитии гуманитарных наук и осуществляется при тесном взаимодействии государства и общества.

5. Государственная культурная политика направлена на повышение гражданского самосознания, готовности и способности людей к активному участию в процессах общественного развития.

III. Общие положения

В настоящих Основах используемые понятия означают:

IV. Цели государственной культурной политики

Целями государственной культурной политики также являются:

укрепление гражданской идентичности;

создание условий для воспитания граждан;

сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;

передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;

создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;

обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.

V. Принципы государственной культурной политики

Принципами государственной культурной политики являются:

территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры;

соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики;

свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность;

делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам.

VI. Задачи государственной культурной политики

В области культурного наследия народов Российской Федерации

Утверждение в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта как необходимого условия для индивидуального и общего развития.

Поддержка общественных инициатив в сфере выявления, сохранения и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации.

Практическая реализация приоритета права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия перед имущественными интересами физических и юридических лиц.

Совершенствование системы государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов музейного, архивного и национального библиотечного фондов.

Создание общероссийской системы сохранения нематериального культурного наследия.

Сохранение этнических культурных традиций и поддержка основанного на них народного творчества, сохранение этнокультурного разнообразия как одного из значимых источников профессиональной культуры и важной составляющей этнонациональной идентичности.

Источник

Культурная политика как основа государственного управления культурой в России

Под культурной политикой принято понимать «комплекс операциональных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры». Культурная политика задает приоритеты в развитии культурных процессов и практик в контексте того или иного государства, региона, муниципалитета.

Основными направлениями культурной политики являются обеспечение условий по сохранению культурного наследия, процессов по производству и распространению культурных продуктов, поддержка творчества, исследований, подготовки персонала и образования в сфере культуры.

Культурная политика в целом соотносится с особенностями общественного, политического и экономического развития страны, а ее цели и задачи опосредованы приоритетными установками государства. Культурная политика формируется не только в соответствии с приоритетами государства, но и с учетом историко-культурных традиций как государства, так и отдельных регионов.

Более широко культурная политика может быть определена как деятельность, в ходе которой обеспечивается: проектирование основных тенденций культурных процессов в обществе, создание политических и экономических условий для формирования и развития культурных институтов на основе творческой потребности общественных организаций и отдельных личностей, государственных гарантий защиты культуры от негативных воздействий стихии рыночных отношений, внедрение научных технологий в культурную деятельность, создание системы гарантий участия населения в культурных процессах.

Другими словами, культурная политика представляет собой стратегическое управление процессами в сфере культуры, где представлены во всем многообразии культурные практики и формы (памятники культуры, народное творчество, музеи, библиотеки, искусство, филармонии и т.д.).

Основными организационными механизма-ми, через которые происходит реализация культурной политики, являются многочисленные организации культуры, культурные институты, осуществляющие культурную деятельность. Причем сам процесс культурной политики не является прямым управлением культурной деятельности, а, скорее, выражается в поддержке и создании необходимых условий для духовной, творческой деятельности, культурных процессов, для производства и потребления культурных благ.

Создание таких условий по большей мере сводится к внедрению определенных принципов финансирования культуры и обеспечению экономического механизма их реализации (программы по поддержке талантливых исполнителей, предоставление льгот, распределение субсидий и т.д.).

В связи с этим культурная политика полностью зависит от государственных приоритетов, от базовых принципов формирования его бюджета. Хотя и в региональном срезе культурная политика может приобретать некоторое своеобразие ввиду присутствия определенной позиции региональных элит и властных структур.

Между тем большое значение в сфере культурной политики играет выработка целей и построение механизмов реализации культур-ной политики. В частности, в программе ООН «Всемирное десятилетие культуры» (1987–1997 гг.) были зафиксированы следующие положения, которые определяют функции, права и ответственность государств в области культурной политики:

Инструментами культурной политики являются:

Приоритеты и направления культурной политики не статичны и меняются в зависимости от перемен условий в государстве (экономические, политические перемены), а также от изменений внутри культурной сферы (новые тенденции в содержании культурной деятельности, развитие культурных процессов и т.д.). Культурная политика существует в виде продолжения общегосударственной политики в целом.

Взаимоотношения государства и культуры можно рассмотреть исходя из моделей культурной политики. Сегодня ученые придают большое значение стратегиям культурной политики, поскольку именно от этого зависит отношение к культуре. Современные тенденции развития культуры в Европе и Азии свидетельствуют о том, что культурной политике необходимо уделять весьма пристальное внимание. Нередко признается, что культура сегодня выходит «на первый план», становится важным рычагом социально-экономического развития региона.

В науке существует несколько принципов для классификации моделей культурной политики. Например, одна из традиций моделирования культурной политики отходит еще к работам А. Моля.

По мнению французского культуролога и социолога, культурная политика имеет два направления: «прогрессивное», когда субъект политики стремится ускорить ход эволюции культуры, и «консервативное», когда субъект политики стремится замедлить ход эволюции культуры.

При иных подходах к моделированию культурной политики часто выделяют два основных направления, которые лишь в целом описывают ситуации без учета деталей.

Следует заметить, что данные модели культурной политики со-держат в себе как преимущества, так и недостатки. В первой модели культура подвержена прямому управлению, практически отсутствует возможность поддержки тех творческих инициатив, которые не вписываются в государственные регламенты; централизация и консерватизм отвергает инновационные и нестандартные культурные практики.

Во второй модели мало внимания уделяется тенденциям общей национальной культуры, рынок сдерживает развитие социально важных направлений в сфере культуры, традиционной культуры, а самовыражение не всегда находит поддержку в коммерческой среде. Очевидно, что наиболее приемлемым является некий баланс указанных моделей с учетом историко-культурного контекста и социально-экономического развития государства.

Иной способ моделирования культурной политики также основан на взаимоотношениях государства и культуры, но он учитывает некоторые элементы этих отношений. В соответствии с тем, как государство выстраивает стратегии управления культурой, выделяются следующие модели культурной политики.

Государство-«помощник», «вдохновитель» (США). Государство в культурной политике отдает поддержке и развитию разнообразия в культурной деятельности в целом. Источником финансирования становятся различные частные и коммерческие структуры, которым государство идет навстречу путем проведения гибкой законодательной, налоговой политики. Государство создает атмосферу, стимулирующую вклады в сферу культуры, а учреждения культуры – на поиск доноров.

Государство-«патрон», «меценат» (Великобритания, скандинавские страны). В культурной политике государство активно участвует в культурной жизни общества, обеспечивает стандарты профессионального культурного творчества и деятельности.

Система финансирования также связана с активным использованием коммерческих структур, но решающую роль в данном случае играют посреднические общественные институты (советы искусств, агентства, учреждаемые государством), которые распоряжаются фондами, государственными субсидиями. Усиливается роль экспертов, посредников между бизнесом и культурой; государство гибко реагирует на изменения, поддерживаются инновации.

Государство-«архитектор» (Франция). Культурная политика выступает как часть социальной политики и она выстроена с учетом постоянной поддержки культуры со стороны государства. Стабильное и регулярное финансирование культуры государством осуществляется через каналы министерства или иного государственного органа. По мощь государства является частью поддержки общего социокультурного развития общества.

Государство-«инженер» (СССР). В данном случае государство является собственником материальной базы культуры, владеет имуществом, регламентирует развитие направлений культурной деятельности, принимает решение о распределении финансовых ресурсов. Причем часто культурная политика направлена на поддержку того творчества, которое отвечает целям и идеологии государства.

В чистом виде модель существует нечасто, тогда как более распространены случаи смешанных моделей.

Акценты в культурной политике могут постоянно смещать-ся, и это во многом зависит от политической ситуации, тенденций в экономике, развития демократических свобод и т.д.

В России в настоящий момент культурная политика переживает период реформирования и пересмотра основных векторов ее развития, д анный этап длится еще с 90-х годов. С этого времени начинает складываться обновленное отношение к культуре, учет тенденций рыночной экономики, и, в связи с этим, постепенно вырабатываться механизм оптимизации управления культурной деятельности в нашей стране.

Во времена царской России существовала культурная политика модели «патрон». Между тем в наши дни та модель, где государство в культурной политике действует как «патрон», признается наиболее совершенной и сбалансированной, обеспечивает процессы децентрализации и регионализации культурной политики.

В данном случае в финансировании культуры принимают участие и фонды, и частные фирмы, и само государство, тогда как важную роль распределения де-нежных средств отдано в руки общественности, экспертов. В советское же время, как уже отмечалось, культурная политика представляла собой модель «инженер».

Культурную политику в современной России следует охарактеризовать как переходную, поскольку некоторые положения и принципы культурной политики еще только формируются (например, нормативно-правовое поле культурной сферы).

Безусловно, важную роль в культурной политике России играло и будет играть именно государство, хотя и при возможной поддержке иных институтов: советов по культуре, культурных фондов и т.д.

Однако существенной проблемой в российской модели управления культурой является рассредоточение тенденций культурной политики: принципы формируются Советом по культуре при Президенте, бюджет определяет Государственная Дума, а прямое управление и распределение денежных средств во власти Министерства культуры.

Кроме того, существующая в России централизация в управлении культуры вводит на орбиту реализации целей и задач культурной политики работу ведомств и отраслей. Ввиду этого часто возникают проблемы ведомственной разобщенности (например, между ведомствами культуры и образования), а стратегическое управление культуры по отраслям подрывает возможности создания единого культурного пространства.

В модели же культурной политики «патрона» роль сильного государства, принимающего правовые акты, финансирующего культуру, остается прежней, однако функции назначения и распределения финансовых средств, предполагающие высокий уровень профессионального образования, выполняют эксперты, ученые, ценители искусства и т.д.

Стоит также отметить, что в трех рассмотренных моделях культурной политики декларируется децентрализованное управление культурой. Иными словами, происходит смещение акцентов от формализма, косности, бюрократии и консервации к гибким и подвижным системам, способным поддержать самые разные формы культурной деятельности.

В многочисленных примерах европейского опыта по выстраиванию приоритетов культурной политики прослеживается осознание ограниченности мощного государственного аппарата эф-фективно осуществлять распределение финансовых потоков и чутко реагировать на изменения в культурной среде.

Часто это приводило к созданию агентств, фондов, советов по искусству, разработке соответствующих государственных программ. Даже во Франции (классическом примере «романского», т.е. в изрядной степени централизован-но-государственного регулирования культурного развития), еще при администрации социалиста Ф. Миттерана, были приняты решения по постепенной децентрализации регулирования сферы культуры с широким заимствованием именно американского опыта.

На региональном уровне культурная политика также может осуществляться по-разному. Во многих российских регионах существуют концепции социально-экономического развития, в которых обозначены приоритеты и в отношении поддержки культурной сферы. Вместе с тем регионы разрабатывают и программы по развитию культуры, хотя серьезные практические последствия реализации подобных про-грамм можно наблюдать отнюдь не во всех российских городах.

В России с традиционно сильным государственным влиянием и необходимостью поддержки большого количества культурных практик мирового и национального значения стратегия культурной политики не может быть выстроена без значимого участия государства.

Вместе с тем современные тенденции развития общества все больше актуализируют участие горизонтальных сетей, институтов в процессе управления культурными практиками с целью интеграции многообразных интересов в сфере культуры и учета всего спектра проблем в осуществлении культурной деятельности.

В такой модели культурной политики с сильным государственным участием появляется место для децентрализации, для распределения ответственности между государством и обществом. В частности, одной из видимых положительных тенденций в этом направлении следует назвать создание и работу в России Общественных советов по культуре (при Президенте РФ, при Губернаторе региона, при мэре города).

Весьма действенными и влиятельными институтами в мировой практике следует назвать различные агентства, учреждаемые государством и выполняющие роль по-средника между ним, сферой культуры и бизнеса, экспертные советы, создаваемые для распределения финансовых средств для сферы куль-туры, а также разрабатывающие приоритетные направления развития культуры в регионах и города и прочие структуры общественного и гражданского участия.

Роль культурной политики для сферы культуры более чем велика. От тех принципов и приоритетов, которые задает государство через механизмы культурной политики, во многом зависит развитие культурных практик.

Со стороны государства определяются приоритеты по поддержке развития направлений в сфере культуры. Вопрос о приоритетах – это определение направлений работы, нуждающихся в поддержке, финансировании, инициировании. Особое значение этот вопрос приобретает в контексте бюджетного финансирования, особенно в условиях экономического спада и кризиса.

В 2006 году Правительством Российской Федерации были определены основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Феде-рации до 2015 года и план действий по их реализации. Основными направлениями государственной политики по развитию сферы куль-туры и массовых коммуникаций были признаны следующие:

Также в данном нормативном документе отмечено, что реализация обозначенных направлений культурной политики в России должна происходить на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса, что позволит создать условия для эффективной интеграции отрасли в процесс повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

Из этого следует, что важной проблемой культурной политики является обеспечение и поддержка сотрудничества бизнеса и культуры, привлечение в культурную сферу частного капитала, инвестиций, развития креативных индустрий как практики взаимодействия коммерции и творчества, различных форм предпринимательства в сфере культуры.

Решение данной проблемы во многом зависит от разработки законодательных и налоговых механизмов стимулирования частного капитала, привлекаемого для поддержки учреждений культуры.

Дополнительными мерами здесь могут выступать распространение позитивного опыта, освещение успешных практик сотрудничества между бизнесом и культурой (например, среди российских музеев, выставочных залов, театров и т.д.), проведение исследований, способных выявить и проанализировать удачные модели такого сотрудничества.

Среди способов дальнейшей оптимизации культурной политики в России специалисты выделяют следующие:

Кроме того, залогом успешной культурной политики является своевременное создание эффективной нормативно-правовой базы, способной стать фундаментом для развития сферы культуры.

Источник

Основы государственной культурной политики

Президент подписал Указ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» …

На что направлена культурная политика. Смотреть фото На что направлена культурная политика. Смотреть картинку На что направлена культурная политика. Картинка про На что направлена культурная политика. Фото На что направлена культурная политика

УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Настоящие Основы определяют главные направления государственной культурной политики и представляют собой базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития в Российской Федерации, а также государственных и муниципальных программ.

Правовой базой настоящих Основ является Конституция Российской Федерации.

Настоящие Основы определяют цели и стратегические задачи государственной культурной политики, ключевые принципы ее реализации.

Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны.

Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре.

В формировании системы ценностей России особую роль сыграло православие. Ислам, буддизм, иудаизм, другие религии и верования, традиционные для нашего Отечества, также внесли свой вклад в формирование национально-культурного самосознания народов России. Ни вероисповедание, ни национальность не разделяют и не должны разделять народы России.

На протяжении всей отечественной истории именно культура сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляла авторитет страны на международной арене.

Утверждение приоритета культуры призвано обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития. Главным условием их реализации является формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.

Единение науки, образования и искусства закладывает основу для понимания общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности.

Принимая настоящие Основы, государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

II. Основания для выработки государственной культурной политики

1. Перед Российской Федерацией стоит задача в исторически короткий период осуществить экономическую и социальную модернизацию страны, выйти на путь интенсивного развития, обеспечивающего готовность государства и общества ответить на вызовы современного мира.

Это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в качественное обновление личности.

В недавнем прошлом такие вложения были явно недостаточными, что создало угрозу гуманитарного кризиса.

2. К наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям этого кризиса относятся:

снижение интеллектуального и культурного уровня общества;

девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров;

рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения;

деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России;

3. Государственная культурная политика России охватывает такие сферы государственной и общественной жизни, как все виды

культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны.

Необходимость преодоления межведомственных, межуровневых и межрегиональных противоречий по вопросам культурного развития требует повышения статуса государственной культурной политики до общенационального уровня.

4. Разработка и реализация государственной культурной политики нуждается в научной обоснованности предпринимаемых преобразований, в приоритетном развитии гуманитарных наук и осуществляется при тесном взаимодействии государства и общества.

5. Государственная культурная политика направлена на повышение гражданского самосознания, готовности и способности людей к активному участию в процессах общественного развития.

III. Общие положения

В настоящих Основах используемые понятия означают:

IV. Цели государственной культурной политики

Целями государственной культурной политики также являются: укрепление гражданской идентичности;

создание условий для воспитания граждан;

сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;

передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;

создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;

обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.

V. Принципы государственной культурной политики

Принципами государственной культурной политики являются:

территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры;

соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики;

свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность;

делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам.

VI. Задачи государственной культурной политики

В области культурного наследия народов Российской Федерации

Утверждение в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта как необходимого условия для индивидуального и общего развития.

Поддержка общественных инициатив в сфере выявления, сохранения и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации.

Практическая реализация приоритета права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия перед имущественными интересами физических и юридических лиц.

Совершенствование системы государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов музейного, архивного и национального библиотечного фондов.

Создание общероссийской системы сохранения нематериального культурного наследия.

Сохранение этнических культурных традиций и поддержка основанного на них народного творчества, сохранение этнокультурного разнообразия как одного из значимых источников профессиональной культуры и важной составляющей этнонациональной идентичности.

Систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов музейного и архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе.

Повышение роли объектов культурного наследия, сохранение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов, создание условий для развития культурно-познавательного туризма.

Поддержка и развитие инициатив граждан по участию в этнографических, краеведческих и археологических экспедициях, в работе по выявлению, изучению и сохранению объектов культурного наследия.

В области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий

Поддержка профессиональной творческой деятельности в процессе создания и представления обществу произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, драматургии, киноискусства, архитектуры, дизайна, художественной фотографии, иных видов искусства.

Развитие театрального, музыкального, балетного, оперного, циркового искусства, других видов исполнительского искусства, создание выдающимся отечественным исполнителям условий для работы в России.

Передача части функций по регулированию современного художественного творчества и оценке его качества профессиональным сообществам и творческим общественным организациям.

Содействие развитию профессиональной критики и журналистики.

Развитие фестивальной, гастрольной, выставочной деятельности.

Государственная поддержка отечественной кинематографии, в том числе создания анимационных, документальных, научно-популярных, учебных, адресованных детской аудитории фильмов, создание условий для развития творческих индустрий.

Создание условий для развития национального сектора массовой культуры, повышения эстетического качества культурных продуктов, относящихся к массовой культуре, вовлечения массовой культуры в процесс реализации государственной культурной политики.

Повышение эстетической ценности архитектурной среды российских городов, государственная поддержка архитектурного творчества, признание архитектуры социально значимым видом искусства.

Развитие государственной системы подготовки творческих кадров с использованием уникальных отечественных традиций.

Повышение качества подготовки профессиональных кадров для всех видов культурной деятельности.

Формирование базовых навыков восприятия и создания произведений искусства в процессе общего образования, повышение доступности дополнительного образования в сфере искусств.

Сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка народных художественных промыслов и ремесел.

Создание условий для развития творческой самодеятельности граждан, поддержка общественных инициатив в этой сфере с учетом этнонациональных традиций, особенностей регионов и местных сообществ.

Государственная поддержка и модернизация материально-технической базы сферы культуры.

Сохранение сложившейся сети организаций культуры, создание условий для их развития, освоения ими новых технологий культурной деятельности.

Усиление роли таких организаций культуры, как музей, библиотека, архив, театр, филармония, концертный зал, дом культуры, в деле исторического и культурного просвещения и воспитания.

Переход на качественные критерии при оценке эффективности деятельности организаций культуры.

Создание условий для образования и деятельности негосударственных культурных институций, поддержка благотворительности и меценатства.

Сохранение и развитие единого культурного пространства России, в том числе путем:

создания законодательных, организационных и финансовых механизмов для развития межрегионального и межмуниципального культурного сотрудничества и взаимодействия;

развития инфраструктуры культурной деятельности, создания благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети киновидеопоказа;

создания развитой сети театральных, концертных, выставочных залов;

развития системы гастрольно-выставочной деятельности;

развития книгоиздания и книгораспространения, совершенствования инфраструктуры чтения;

использования цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

В области гуманитарных наук

Приоритетное развитие гуманитарных наук как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Проведение необходимых фундаментальных и прикладных исследований в сфере гуманитарных наук.

Повышение качества подготовки научных и научно-педагогических кадров в сфере гуманитарных наук.

В области русского языка, языков народов Российской Федерации, отечественной литературы

Повышение качества владения гражданами России русским языком.

Использование в общероссийском публичном пространстве и государственных средствах массовой информации эталонного русского литературного языка.

Развитие системы подготовки преподавателей русского языка.

Повышение качества обучения русскому языку в системе общего и профессионального образования независимо от места проживания человека.

Развитие системы преподавания русского языка как иностранного.

Создание условий для сохранения и развития всех языков народов Российской Федерации, для сохранения двуязычия граждан, проживающих в национальных республиках и регионах, для использования национальных языков в печатных и электронных средствах массовой информации.

Государственная поддержка переводов на русский язык произведений литературы, созданных на языках народов России, их издание и распространение на всей территории страны.

Организация и поддержка работ в области научного изучения русского языка, его грамматической структуры и функционирования, исследования древних памятников письменности, создания академических словарей русского языка и электронных лингвистических корпусов.

Продвижение русского языка в мире, поддержка и содействие расширению русскоязычных сообществ в иностранных государствах, повышению интереса к русскому языку и русской культуре во всех странах мира.

Расширение присутствия русского языка в сети «Интернет», существенное увеличение в сети «Интернет» количества качественных ресурсов, позволяющих гражданам разных стран изучать русский язык, получать информацию о русской культуре и русском языке.

Поддержка современного литературного творчества, издания и распространения литературных журналов.

Поддержка научной работы по подготовке академических изданий классической литературы и трудов по истории литературы.

Сохранение традиций и развитие отечественной школы художественного перевода.

Принятие мер по возрождению интереса к чтению.

Расширение доступности для граждан произведений классической и современной отечественной и мировой литературы, детской литературы, произведений, созданных на языках народов России.

Сохранение книги как вида печатной продукции, развитие отечественной традиции искусства книги.

Создание условий для развития книгоиздания и книжной торговли, поддержка социально ориентированной деятельности издательств и предприятий книжной торговли.

Сохранение библиотек как общественного института распространения книги и приобщения к чтению, принятие мер по модернизации их деятельности.

В области расширения и поддержки международных культурных и гуманитарных связей

Поддержка в зарубежных странах сети государственных и общественных институтов русского языка и русской культуры.

Поддержка деятельности общественных организаций и объединений русскоговорящих граждан в зарубежных странах.

Расширение межгосударственного сотрудничества в области образования на русском языке в зарубежных странах и изучения русского языка как иностранного.

Расширение сотрудничества профессиональных научных и культурных сообществ, институтов и организаций в сфере реализации совместных проектов по изучению и представлению за рубежом российской культуры, истории, литературы, а также в сфере реализации совместных творческих проектов.

Поддержка деятельности профессиональных русистов за рубежом и славистов, переводчиков русской художественной литературы.

Содействие расширению взаимодействия и сотрудничества российских организаций культуры с организациями культуры зарубежных стран.

Содействие сотрудничеству российских общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью, культуры и искусства, с аналогичными общественными организациями зарубежных стран.

Поддержка международных проектов в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности.

В области воспитания

Возрождение традиций семейного воспитания, преодоление разрыва между поколениями внутри семьи.

Утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи.

Налаживание диалога между поколениями в масштабах общества.

Предоставление родителям возможности получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей.

Подготовка педагогов в области воспитания детей и молодежи.

Восстановление и развитие системы воспитания и самовоспитания взрослых граждан.

Повышение общественного статуса учителя: утверждение в общественном сознании представления об учителе как эталоне социального поведения, носителе безусловного нравственного и интеллектуального авторитета.

Вовлечение в процесс воспитания граждан всех возрастов общественных организаций, научного и культурного сообществ, организаций культуры.

В области просвещения

Поддержка государственных, общественных, общественно-государственных институтов в распространении среди граждан знаний и культуры, в том числе:

гуманизация общего и профессионального образования;

выявление одаренных в разных сферах детей, создание условий для их индивидуального обучения, их педагогическое и психологическое сопровождение в период получения образования, создание условий для их профессиональной деятельности после завершения образования;

утверждение в обществе представления о высокой социальной ценности просвещения, вовлечение граждан в различные формы просветительской деятельности, в том числе путем поддержки обществ, клубов, общественных объединений просветительской направленности;

возрождение и развитие массового краеведческого движения в стране, а также деятельности по историческому просвещению граждан;

распространение научных знаний (книгоиздание, сеть «Интернет», телевидение);

развитие культурного просветительства с привлечением к этой деятельности профессиональных сообществ и организаций культуры.

В области детского и молодежного движения

Поддержка детских и молодежных организаций, объединений, движений, ориентированных на творческую, добровольческую, благотворительную, познавательную деятельность.

Обеспечение участия детей и молодежи в принятии решений, способных повлиять на их жизнь, максимально полно раскрыть их способности и таланты.

Подготовка кадров для осуществления деятельности детских и молодежных организаций. Поддержка создания таких организаций в целях осуществления ими деятельности в формах, соответствующих потребностям и возможностям различных категорий детей и молодежи.

В области формирования информационной среды, благоприятной для становления личности

Формирование информационной грамотности граждан.

Повышение качества материалов и информации, размещаемых в средствах массовой информации и сети «Интернет».

Повышение этической и эстетической ценности, профессионального уровня распространяемых государственными теле- и радиовещателями программ и продуктов.

Формирование единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным отраслям знания и сферам творческой деятельности.

Создание национальной российской системы сохранения электронной информации, в том числе ресурсов в сети «Интернет».

VII. Комплексное совершенствование системы управления

В новейшей истории России задача разработки и реализации государственной культурной политики, направленной на формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, ставится впервые.

Принятие настоящих Основ исключительно как единичного акта не приведет к достижению поставленных целей и задач.

Новая система управления процессами культурного развития не отменяет, а встраивает в себя существующую систему управления сферой культуры. Целесообразность создания новых институций продиктована невозможностью достижения целей государственной культурной политики в рамках имеющихся административных структур за счет изменения их полномочий, функций, форм деятельности и регламентов.

Масштаб и глубина необходимых преобразований требуют постепенного и целенаправленного включения профессионального сообщества и общественных организаций в процесс трансформации системы управления.

Для разработки и реализации государственной культурной политики необходимо сформировать структуры (институты) по выработке, обеспечению реализации и мониторингу достижения целей государственной культурной политики.

Организационное, аналитическое и информационное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики

Создание координационного органа, к полномочиям которого относятся:

разработка проекта стратегии государственной культурной политики, уточнение стратегических задач по ее реализации, подготовка предложений о корректировке действующих и принятии при необходимости новых государственных программ, предусматривающих межведомственную координацию деятельности по реализации стратегии, организацию взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и других государственных органов;

оценка необходимости уточнения полномочий, функций и сфер ответственности федеральных органов государственной власти с учетом целей и принципов государственной культурной политики и подготовка соответствующих предложений;

создание нормативно-правовой базы для реализации государственной культурной политики;

формирование эффективных механизмов координации деятельности субъектов государственной культурной политики;

обеспечение постоянной обратной связи субъектов и объектов государственной культурной политики;

мониторинг достижения целей государственной культурной политики;

выработка критериев оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной культурной политики.

Ресурсное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики

Создание Российского фонда культурного развития, к полномочиям которого относятся:

обеспечение реализации проектов, имеющих межведомственный, междисциплинарный, межрегиональный и иной характер и направленных на решение стратегических задач государственной культурной политики;

организация методического и информационного обеспечения реализации государственной культурной политики;

обеспечение участия в реализации государственной культурной политики профессиональных и деловых сообществ, общественных организаций и общественных культурных институций.

VIII. Ожидаемые результаты реализации государственной культурной политики

1. Результатами реализации государственной культурной политики должны стать:

повышение интеллектуального потенциала российского общества;

рост общественной ценности и повышение статуса семьи, осознание семейных ценностей как основы личного и общественного благополучия;

увеличение числа граждан, прежде всего молодежи, стремящихся жить и работать на родине, считающих Россию наиболее благоприятным местом проживания, раскрытия творческих, созидательных способностей;

гармонизация социально-экономического развития регионов России, особенно малых городов и сельских поселений, активизация культурного потенциала территорий;

качественный рост культурных и досуговых запросов граждан, в том числе в отношении медиапродукции.

2. Достижение целей государственной культурной политики требует проведения регулярного мониторинга состояния общества и его культурного развития на основе специально разработанной системы целевых показателей, в которой должны превалировать качественные показатели.

4. Первые ощутимые результаты реализации государственной культурной политики могут быть получены в течение ближайших пяти лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *