На что направлена обратная связь учащемуся в обычной школе
На что направлена обратная связь учащемуся в обычной школе
Практикующий социальный психолог. С 2007 года работает с детьми школьного возраста. Имеет опыт работы с детьми с ОВЗ, приёмными детьми. Знает, как правильно давать обратную связь детям.
Общие правила предоставления обратной связи
Разговаривайте в комфортной обстановке
Прежде чем давать обратную связь ребёнку, убедитесь, что это происходит не на бегу и не второпях. Выберите удобный момент — когда все участники беседы расслаблены и настроены на диалог.
❌Начать отчитывать ребёнка за некую плохо проделанную работу параллельно с другими занятиями (например, во время завтрака перед сборами в школу).
✅Поговорить в выходной день, когда никто никуда не торопится.
Начните с позитивного
Обратная связь может быть позитивной и негативной. Но хороша та обратная связь, которая содержит конкретику, а не оценку.
По правилам подачи обратной связи рекомендуется фокусироваться на сильных сторонах проделанной работы, а не на неправильных рассуждениях или нелогичных выводах. А потом уже отмечать, что можно улучшить.
При этом важно давать и негативные комментарии тоже, если они есть. Если ребёнок слышит только позитив и одобрение без конструктивной критики, сформируется «синдром отличника» — и последующую критику от других людей школьник воспримет крайне болезненно.
❌«Сочинение очень слабое, ты не раскрыл тему».
✅ «Ты привёл классный аргумент во второй части и хорошо справился с введением. Но есть моменты (укажите какие именно), которые нужно доработать (и почему)».
Ведите диалог
Обратная связь не должна быть монологом — побуждайте ребёнка к ответной реакции и позвольте ему возражать. Обсудите, а не навязывайте. Обратная связь усваивается только тогда, когда присутствует двусторонняя передача информации.
❌Высказать только свою точку зрения и закончить разговор.
✅«Я думаю то-то и то-то, а что думаешь ты? Давай обсудим».
Не давайте оценку
Обратная связь — не равно оценивание.
❌«Ты двоечник» / «ты хорошист».
✅У тебя хорошо получается /это/, а над /тем/ можно поработать.
3 способа, как давать ребёнку обратную связь
Вот конкретные стратегии, которые помогут не растеряться и грамотно изложить ребёнку ваши мысли. Так вы не заденете и не навредите ребёнку, а донесёте конструктивный фидбек.
Бутерброд
Эта модель часто используется в бизнесе для повышения эффективности процессов.
Вот пошаговая инструкция, как применить способ «бутерброда»:
Метод BOFF
Аббревиатура расшифровывается так: поведение (Behaviour), результат (Outcome), чувства (Feelings), будущее (Future).
Вот пошаговая инструкция, как применить способ «BOFF»:
Метод ППП
Ещё одна аббревиатура, за которой скрывается три «П» — проблема, причина, поддержка.
Вот пошаговая инструкция, как применить способ «ППП»:
Резюме
Чтобы дать ребёнку корректную и эффективную обратную связь, соблюдайте несколько общих правил. Разговаривайте в комфортной обстановке, начинайте с положительных моментов, позвольте ребёнку участвовать в диалоге и не вешайте ярлыки.
Если не знаете, как именно выстроить разговор, примените одну из стратегий предоставления обратной связи. Например, способ «бутерброда», методы BOFF и ППП.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Что даёт обратная связь учителю и ученику?
Что даёт обратная связь учителю и ученику?
Просмотр содержимого документа
«Что даёт обратная связь учителю и ученику?»
Что даёт обратная связь учителю и ученику?
Джефф Петти в своей книге «Современное обучение. Практическое руководство» рассматривает обучение как двусторонний процесс (4,.с.56-57).
Процесс обучения обречен на провал, если не обеспечены следующие два условия:
• Для ученика – возможность задавать вопросы;
• Для учителя – возможность выяснить, как ученик понимает материал.
Если бы обучение могло быть односторонним процессом, мы отлично бы учились, читая книги и смотря книги, а учителя были бы ненужным раздражителем.
Без обратной связи учитель не может понять, состоялось ли обучение.
Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения задач.
Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели. Создание эффективной обратной связи является основой обучения школьников
Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставлять время для того, чтобы учащиеся исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности.
Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель – информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.). Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и значимая обратная связь.
Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях: учитель – ученики, ученик – ученики, учитель – ученик, ученик – ученик. Она может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
Инструменты обратной связи:
• письменные комментарии
• наблюдения
• опросы – молнии
• фронтальный опрос
• вопросы
Существует два типа обратной связи: устная и письменная.
Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развернутой) или краткой (неразвернутой). Использование неразвернутых или кратких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «молодец», «превосходно»,«хорошо», «надо постараться», и не предоставляет ученику совета, рекомендации, направления выполнения работы.
Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ в письменной форме. Она используется при проверке письменных работ учеников таких, как домашние работы, самостоятельные, контрольные работы.
При предоставлении обратной связи (устной и письменной) можно использовать три типа:
I. Напоминание.
Например, во время проверки работы можно написать в письменной работе ученика:
«Для того чтобы правильно вычислить периметр квадрата, тебе необходимо вспомнить все свойства квадрата и формулу».
2. «Чтобы решить уравнение надо вспомнить компоненты уравнения».
3. «Чтобы правильно разобрать слово по составу, вспомни алгоритм разбора».
II . Поэтапная помощь.
-Посредством вопросов.
— Описание.
— Незаконченные предложения.
III. Представление образца.
Комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы.
Здесь важно отметить необходимость использования разных приемов обратной связи с учениками на уроке, чтобы процесс проходил интереснее. Кроме того, у каждой формы есть свои плюсы и минусы. Например, устный индивидуальный опрос позволяет учителю оценить знания ученика в полном объеме, формирует навыки монологической речи, но при этом на такой опрос уходит много времени, а дисциплина страдает, потому что остальным детям скучно и неинтересно.
Для достижения цели формативного оценивания – предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий.
Обратная связь помогает учителю и учащимся увидеть собственные пробелы и исправить их на ранних этапах в процессе обучения. Таким образом, обеспечивается продвижение вперед.
В процессе объяснения нового материала стоит время от времени обращаться к обратной связи. Это помогает не только держать класс в активном рабочем состоянии, но и контролировать, понимают ли ребята объяснение.
Для решения проблемы можно сочетать устный опрос одного ученика с письменным опросом всех остальных; можно предложить классу одновременно составлять план ответа товарища или отмечать сильные и слабые стороны.
На этапе закрепления нового различные средства обратной связи с учениками особенно важны и уместны.
Домашнее задание тоже форма обратной связи с учениками, результаты которой будут видны на следующем уроке. Можно пофантазировать и предложить что-нибудь нестандартное:
составление ребусов, сказок и загадок
исследовательскую работу : поиск какой-либо информации;
Наличие интересных форм обратной связи на уроке поможет учителю не только повысить накопляемость оценок, но и сделает работу живее и интереснее.
Так же необходимы технологические инструменты, которые могли бы позволить обеспечить оперативный мониторинг качества полученной учащимися информации, создать оптимальные условия для рефлексии учащихся. В таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств. Очень нравится детям: «Смайлики», «Солнышко и тучка», «Светофор», «Волшебная ваза», «Пять пальцев», «Лестница успеха».
Рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Дидактор
педагогическая практика
Как обеспечить эффективную обратную связь с учащимися?
Даже в новых условиях тотального карантина мы должны обеспечивать обратную связь с учащимися. И сегодня речь пойдёт не о цифровых инструментах, а о методике обеспечения эффективной обратной связи
Когда у нас публикуются статьи и статистические материалы, связанные с оцениванием учащихся и, прежде всего, связанных подготовкой к ЕГЭ (ВПР, КДР и другие), следует констатировать тот факт, что очень часто мы неправильно понимаем обратную связь для обучения.
Когда обратная связь является преимущественно негативной, она может только препятствовать образовательному процессу и достижению эффективных результатов обучения. Ученики и родители ненавидят ЕГЭ и все сопутствующую ему вакханалию в первую очередь потому, что это связано со стрессом, с тыканием ученику в лицо, что он не знает.
Учитель несёт особую ответственность за воспитание обучающегося и обеспечение обратной связи таким образом, чтобы ученик не выходил из класса с чувством поражения. В этой статье я хочу поговорить о тех способах, которые могут обеспечить эффективную обратную связь обучения, когда в ваших окрылённых учениках после общения с вами останется чувство, что они могут завоевать весь мир.
Способы эффективной обратной связи
1. Обратная связь должна носить воспитательный характер
Обеспечение обратной связи означает предоставление учащимся объяснений того, что они делают правильно и неправильно. Однако фокус обратной связи должен быть основан главным образом на том, что ученик делает правильно. Такой способ наиболее продуктивен для обучения, когда ученику даётся объяснение и пример того, что является точным и неточным в его работе.
Рассмотрите возможность использования техники сэндвича обратной связи, чтобы настроить ученика на позитив, даже в том случае, если он не совсем удачно справился с поставленной учебной задачей.
Суть данной техники заключается в следующем: начало и конец анализа работы ученика обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать негативные моменты, на которые необходимо обратить внимание. Но даже в этом случае этот слой (этап) должен иметь конструктивное начало. Не «это ты сделал плохо», а — «давай посмотрим, почему у нас не получилось».
2. Обратная связь должна быть своевременной
Когда обратная связь даётся сразу после выполнения учебного задания, ученик отреагирует положительно. Он ещё помнит, о чём было задание, сразу поймёт, где он ошибся. Если мы слишком долго ждём, чтобы обеспечить обратную связь, — момент потерян, и ученик может не связать реакцию учителя с тем действием, которое он произвёл значительное время назад.
3. Учёт индивидуальных потребностей учащегося
Очень важно, чтобы мы учитывали индивидуальные особенности и способности каждого ученика при предоставлении обратной связи. Наши классы всегда отличаются разнообразием учащихся. Некоторые ученики нуждаются в подталкивании, чтобы достичь более высокого уровня, а с другими нужно обращаться очень осторожно, чтобы не препятствовать их обучению и не повредить самооценке. Баланс между нежеланием ранить чувства ученика и предоставлением надлежащего поощрения имеет важное значение. В условиях вынужденного карантина вы можете ещё больше учесть индивидуальные особенности каждого ученика. Почаще выходите на связь один на один.
4. Задайте 5 вопросов
Эффективность обучения будет выше, если учащиеся проявят должное отношение к своей работе.
Организация самоконтроля может заключаться в предоставлении ответов на следующие четыре вопроса на регулярной основе.
♦ Что я сделал?
♦ А что я мог бы ещё сделать?
♦ Как моя работа соотносится с работой моих товарищей?
♦ Могу ли я кому-нибудь помочь?
♦ Что я могу сделать лучше?
Эти вопросы также полезны при предоставлении обратной связи с родителями. Они могут вместе с детьми подвести промежуточные итоги. А главное, разговор будет максимально конкретным.
5. опора на навыки и конкретные знания
Полезным инструментом в обеспечении обратной связи могут быть одноточечные рубрики. Нужно сосредоточить ученика на решение одной учебной задачи.
Это полезный инструмент для передачи ожиданий от выполнения задания. Эффективные рубрики предоставляют ученикам очень конкретную информацию о своей деятельности, сопоставимую с установленным рядом стандартов. Ученики видят задачи, прописанные в стандарте, ставят перед собой цели и подводят итоги, насколько они усвоили заданные стандарты.
6. Ориентация и корректировка
Регулярные проверки учебных заданий позволяют ученикам определиться, на каком уровне усвоения знаний они находятся. Помогите им в этом. Пусть они сориентируются, что по данной теме они усвоили, что ещё нужно сделать. Что нужно поправить, чтобы добиться поставленной цели. Используйте вышеописанный принцип «Пяти вопросов», описанный ранее, чтобы конкретизировать общение с учеником.
7. Организуйте встречу один на один
Обеспечение личной встречи с учеником является одним из наиболее эффективных средств обеспечения обратной связи. Ученик будет с нетерпением ждать, чтобы увидеть ваше персональное внимание. Такая встреча один на один позволяет конкретизировать педагогическое общение, обеспечить его индивидуализацию, позволит задавать только необходимые вопросы. И ученик не будет пасовать перед товарищами, сможет обратится к вам за помощью. Встреча один на один должна быть в целом оптимистичной, поскольку это побудит ученика с нетерпением ждать следующей встречи.
Разумеется, эта стратегия требует хорошего планирования учебного времени. Попробуйте поговорить с учеником, в то время, как другие ученики работают самостоятельно. Такие встречи с учеником могут занимать не более 10 минут.
В нынешней ситуации организация видеоконференции с отдельным учеником особенно актуальна. Цифровых инструментов, максимально простых для этого более чем достаточно. В ходе онлайн уроков можно организовать общение один на один, переключившись на другой режим.
8. разнообразие обратной связи
Обратная связь может быть происходить в устной, письменной и даже невербальной форме. Даже ваш внешний вид должен излучать оптимизм. Спрячьте подальше своё плохое настроение и кислую физиономию. Крайне важно, чтобы мы обратили внимание на наши невербальные сигналы. Выражения лица и жесты также являются средством обратной связи.
9. Сконцентрируйтесь на одной проблеме
Гораздо большее влияние на ученика оказывает работа над одной проблемой, на формирование у него одного навыка. Когда вы сообщаете ученику, что у него ничего не получается,- это неправильно.
К примеру, когда после проведения теста, я увидел, что большинство учащихся в классе допустили ошибку в дате о битве на реке Калка, я посвятил достаточное время, чтобы не просто обратить внимание на саму дату, но и вспомнить об этом событии, о его значении в истории средневековой Руси.
10. Введите Альтернативные сроки выполнения заданий
Используйте эту стратегию при оценке письменных работ или тестов. Если вам необходимо оценить большую работу ученика, как правило, на это недостаточно времени.
Не торопитесь проверять все работы сразу.
Сообщите ученикам график, к какому времени будет проверена работа каждого ученика или группы учеников.
Данная стратегия позволяет в нужное время обеспечить качественную, письменную или устную обратную связь. Проверив несколько работ, вы может дать подробный комментарий, указать на пути решения проблем. Ученики будут знать, когда настанет их очередь очной или заочной встречи с вами и, скорее всего, они не только встретятся с вами, но и принесут свои собственные вопросы, а может и пожелания, оценку ваших заданий. Массовые проверки работ, как правило, приводят к торопливости, а порой и необъективной оценке письменных работ. Порой торопливо поставив оценку, мы быстро забываем, за что поставили низкие баллы, и не можем обосновать их ученику.
11. учите учеников взаимообучению
Модель ученик-ученик требует соответствующей обратной связи. Обычно мы называем это обучением в паре. Обучайте учащихся этике общения, конструктивной обратной связи друг с другом таким образом, чтобы это было позитивно и полезно. Поощряйте учеников использовать протоколы для записи сеансов взаимообучения:
♦ предмет диалога
♦ задачи
♦ что достигнуто
Расскажите и покажите им цифровые инструменты для взаимообучения.
12. Попросите другого педагога к участию
Ещё в молодости в школе, где я работал, завуч время от времени, просила датье ей самостоятельные работы моих учеников. Вы можете себе представить, какая была ответственность не только для меня, но и для моих учеников! Качество их работ значительно возросло. Если завуч школы слишком занят (а это сейчас сплошь и рядом), пригласите своего коллегу-предметника или студента-практиканта не просто для проверки работ, но и для последующего общения с учениками. Сторонняя оценка очень важна для учащихся.
13. блокнот учащегося
Во время видеоконференции по тесту, письменной работе или вашего инструктирования к будущим учебным задачам попросите учеников протоколировать ваши высказывания. Ученик может делать записи в блокноте, который будет для него дальнейшим ориентиром в работе.
14. Заведите свой блокнот
В данном блокноте заведите раздел для каждого ученика. Делайте ежедневные или еженедельные записи, комментарии о каждом ученике по мере необходимости.
Когда ещё не было компьютеров, у меня была толстая тетрадь с несколькими листами для каждого ученика с вклеенными фотографиями. Когда я вёл записи, то смотрел на фото. Это уже был своеобразный заочный диалог с учеником.
Помечайте те хорошие вопросы, которые задаёт ученик, его реакцию, поведение. Определите те области, которые требуют особого внимания, фиксируйте результаты тестов и т.д. Конечно, это требует много временных затрат, но когда наступает час встречи с учениками или их родителями, вы готовы к разговору.
15. Возврат тестов, письменных работ в начале занятия
Возврат работ и тестов в начале занятия, а не в конце, позволяет ученикам задать необходимые вопросы. Вы можете провести соответствующую дискуссию. Попросите учеников не только реагировать на выставленную оценку, но и на оценку самой работы или теста, особенно если учебную задачу вы сами составили. Выслушайте пожелания учеников. Это позволит в дальнейшем избежать ваших возможных недочётов.
16. Используйте заметки и стикеры
Иногда увидеть написанный комментарий учителя более эффективно, чем просто услышать его. Не просто оценивайте работу, но дайте письменный комментарий или оставьте пометки на полях. Этим самым вы показываете, что смотрели работу учащегося не поверхностно. Во время работы учащихся в классе вовсе не обязательно делать устное замечание кому-то из учеников или дать новое задание кому-то из продвинутых учащихся.
В качестве обратной связи вы можете использовать, например, цветные стикеры. К примеру, красный — знак неудовольствия поведением или плохой работой. Можете заготовить такой комментарий прямо на стикере и, проходя мимо ученика, оставить ему на парте. Многие ученики, даже если мешают вам, очень болезненно реагируют на устные замечания. Они считают, что вы унижаете их. Использование предупреждающих стикеров может сработать.
Другого цвета стикер вы можете положить на парту ученику, выполнившему задание с таким комментарием: «Молодец! Я доволен твоей работой. Можешь перейти к заданию на странице…»
17. хвалите искренне
Ученики быстро выясняют, какие учителя используют бессмысленную похвалу за какие-то мелкие действия. Если вы постоянно говорите своим ученикам молодец или умница, то со временем эти слова становятся бессмысленными. Сделайте это редкой похвалой. Введите жесты: киванием головы, мимикой лица, знаками руки.
Позвоните домой родителям ученика, чтобы показать, что вам не всё равно, как их ребёнок учится или ведёт себя. Главное, чтобы этот разговор был конструктивным. Покажите позитивную сторону ребёнка и с какими проблемами вы столкнулись, почему просите помощи. Если всё хорошо, тоже позвоните! Это будет приятно и родителям, и вашему ученику.
18. я увидел!
Обязательно покажите, что вы обращаете внимание на поведение ученика или его старание в работе над заданием. Например:
-Я заметил, что ты правильно перегруппировал столбики в задании. Значит, ты правильно понял тему урока.
— Я заметил, что ты всю неделю приходил на занятия вовремя.
Признание успехов ученика, позитивных изменений в его поведении, тех усилий, которые он прилагает для выполнения учебной задачи, имеет большое значение для позитивного влияния на его академическую успеваемость.
19. Укажите модель или пример
20. Предложите ученикам оценить вас
Помните, когда вы закончили обучение в вузе, и вам дали шанс оценить профессора? Насколько приятно было, наконец, было высказать, что материал для чтения был невероятно скучным, не беспокоясь о том, что это повлияет на ваши итоговые оценки? Почему бы не позволить ученикам дать оценку того, что и как вы делаете как учитель?
Сделайте так, чтобы они могли высказаться анонимно:
Если мы открыты для этого, мы быстро узнаем важные вещи о себе как о педагоге, о тех вещах, о которых, возможно, мы и не подозревали.
Помните, что обратная связь идёт в обоих направлениях, и мудрые учителя никогда не прекращают совершенствоваться и оттачивать свои профессиональные навыки.
Читайте об организации обратной связи в Дидакторе: