На что ориентирована инновационная деятельность в сфере образования

Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона

1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.

3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

Информация об изменениях:

4. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в части 3 настоящей статьи и реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень федеральных инновационных площадок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в соответствии с установленной сферой ведения. Порядок признания организаций региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.

Источник

Статья «Инновационная деятельность в сфере образования»

Инновационная деятельность в сфере образования

ГБОУ СПО СПб « Технический колледж управления и коммерции»

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“.

Другими словами инновации это новшества в виде новых технологий, организационных, технических, экономическо-социальных решений производственного, финансового, или другого характера.

Если рассматривать инновации в образовательной сфере, то мы видим, что в российских образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях:

— формирование нового содержания образования,

— создание новых видов учебных заведений,

— разработка и внедрение новых педагогических технологий.

Являясь преподавателем, могу с уверенностью сказать, что инновационная деятельность необходима в системе образования. Роль преподавателя, как непосредственного носителя предметных, профессиональных, знаний очень важна для обучающихся, так как на этом этапе формируется готовность к восприятию и реализации инновационных проектов в образовании.

Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с личными обязательствами субъекта инновационного поиска.

Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, усп e шно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.

У педагогов инновационная деятельность вызывает затруднения, и в связи с этим возникает необходимость в научно-методическом сопровождении преподавателей, чего фактически не происходит. Вовлеченность преподавателей в инновационную деятельность слабая, и чаще всего она носит формальный характер. Это обусловлено рядом причин, таких как:

— нехватка материальной базы;

— низкая мотивация преподавателей;

— перегруженность «бумажной» работой;

— низкий уровень базовой подготовки студентов;

— отсутствие необходимых теоретических знаний ;

— невысокая степень готовности к инновационным изменениям;

— отсутствие мотивации вследствие перегруженности различной внеурочной работой;

— н еуверенность в практической пользе новшества ;

— отсутствие психологической готовности педагога к инновационной деятельности;

— слабая информированность о нововведениях ;

— отсутствие к стремлению к непрерывному профессиональному росту.

Характер инновационной деятельности педагога зависит от существующих в конкретном учр e ждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.

Высокие успехи педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку «в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста». С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце концов, собственноручно деформирует свою личность.

Алфимов М.В. Реформа науки. Пути и цели. Реформа науки. – М., 1997, вып.1, с.4-9

Инновационная деятельность в сфере образования

Количество страниц в докладе автора

Требуемое количество экземпляров сборника

Предоставить сертификат участника конференции

Адрес, на который высылать сборник (с указанием индекса и Ф.И.О. получателя)

198332 г. Санкт-Петербург

Ленинский проспект, 84, корп. 1, кв. 404, Егорова И.И.

Источник

Инновации в образовании актуальность, проблемы, опыт

1. Основные понятия педагогической инноватики

Современное образовательное пространство состоит из двух типов педагогических процессов инновационных и традиционных. Наука, которая занимается созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике, называется педагогической инноватикой.

Педагогическая инноватика является достаточно молодой наукой, в России о ней начали говорить только в конце 1980-х годов, в данный момент инноватика находится в стадии становления. Тем не менее, основные понятия, используемые этой наукой, появились давно и являлись предметом изучения многих авторов, таких как Ангеловски К., Хуторской А.В., Сластенин В.А., Поташник М.М., Лоренсов А.В., Хомерики О.Г., Юсуфбекова Н.Р. и др.

Инновация – (от латинского «innovation» нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое (совр. словарь ин. яз.). Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, предмет которой

– разработка, освоение и распространение разного типа инноваций.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

По своему смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан.

Откуда следует, что наиболее значимым условием успешности инновационной деятельности является психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения.

Нововведение – целенаправленный процесс внесения изменений в определенную социальную единицу – организацию, общество, коллектив, приводящий к появлению новых стабильных элементов.

Применительно к педагогической деятельности нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Понятия инновация и нововведение тождественны. Нововведение поним ается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально – педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

Новация – это средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Инновационный процесс в образовании – процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений. Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению нововведений в педагогической практике.

Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании.

Предмет педагогической инноватики – система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становления личности субъектов образования (учащихся, педагогов, администраторов).

Направления инновационной деятельности:

– совершенствование содержания образования;

– изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;

– создание системы работы с одаренными детьми;

– совершенствование системы управления;

– информатизация образовательного процесса.

Инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово- экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Развитие инновационных процессов в образовании на современном этапе является объективной закономерностью, что обусловлено: интенсивным развитием информационных технологий; обновлением содержания современного образования; необходимостью повышения уровня активности и ответственности педагога за собственную профессиональную деятельность, направленную на формирование творческой личности воспитанника, готовности к восприятию и активной деятельности в новых социально-экономических условиях. В связи с этим исключительно важное значение приобретает инновационная деятельность педагога.

Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных учителей и воспитателей, но после их апробации и объективной оценки они могут быть рекомендованы к массовому внедрению.

В целом, рассматривая инновационный процесс в школе, можно выделить три этапа его развертывания: создание нового, его освоение и оценка, внедрение. Но поскольку новизна как главная составляющая инновационного процесса всегда носит конкретно-исторический характер, то она может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой и устареть. В педагогической науке выделяют несколько уровней новизны:

– абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);

– относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);

– псевдоновизну (видимость новизны).

Существуют также различные основания для классификации инноваций:

По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность :

– цель и содержание образования;

– технологии, методы, средства организации педагогического процесса;

– формы организации обучения и воспитания;

– система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся);

По способу возникновения и протекания инноваций :

По глубине и ширине осуществления инноваций :

– массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования;

– частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением.

По характеру происхождения :

По признакам масштабности :

– частные (локальные и единичные, не связанные между собой);

– модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой);

– системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).

Если инновация − это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, то источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения могут быть:

– интуиция творческого руководителя, педагога;

– педагогический опыт, рожденный в данной школе;

– опыт, рожденный в других школах;

– директивы и нормативные документы;

– мнение потребителя образовательных услуг;

– потребности педагогического коллектива работать по-новому;

– потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;

– достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.

В то же время основными направлениями развития инноваций, ведущих к развитию образования в школе, являются:

– изменения в организации образовательного процесса;

– изменения в технологиях обучения и воспитания;

– изменения в управлении образовательными учреждениями.

В современных условиях инновационная деятельность педагога должна соответствовать основным принципам:

1. Принцип интеграции образования. Предусматривает усиленное внимание к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, ориентацию на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными, физическими качествами.

2. Принцип дифференциации и индивидуализации образования. Настраивает на обеспечение условий для полноценного проявления и развития способностей каждого воспитанника.

3. Принцип демократизации образования. Соблюдение его обязывает к созданию предпосылок для развития активности, инициативы, творчества учащихся и учителей, заинтересованной их взаимодействия, участия общественности в управлении образованием.

К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса:

• системы управлении и т.п.

2. Инновационная образовательная деятельность: сущность, основные направления и механизмы реализации. Инновационная деятельность в системе образования Республики Крым

В соответствии с частью 4 статьи 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», частью 3 статьи 12 Закона Республики Крым от 06 июля 2015 года N 131- ЗРК «Об образовании в Республике Крым», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 года N 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» и в целях стимулирования реализации инновационной деятельности образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, издан приказ Министерства образования и науки Республики Крым о признании общеобразовательных организаций и их объединений региональными инновационными площадками Республики Крым от 17.11. 2016 г. № 3756.

Основными направлениями деятельности региональных инновационных площадок являются:

1) внедрение и совершенствование:

а) новых элементов содержания образования и систем воспитания, учебно-методических и учебно-лабораторных материалов, форм, методов и средств обучения;

б) примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ;

в) новых профилей (специализаций) подготовки в сфере среднего профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового потенциала в соответствии с основными направлениями социально- экономического развития Республики Крым; новых механизмов, форм и методов управления образованием на уровне организации, в том числе с использованием современных технологий;

2) иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования Республики Крым.

В ГБОУ ДПО РК «Крымском республиканском институте постдипломного педагогического образования» 31 октября – 1 ноября 2019 года состоялся Крымский фестиваль педагогических инициатив – 2019 при поддержке Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.

Ключевая идея фестиваля − развитие и продвижение педагогических инициатив и инноваций в системе образования Республики Крым.

В майском Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (от 07.05.19), определен курс на «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». При определении перспектив развития крымской региональной образовательной системы важно ориентироваться на тенденции развития образования в динамично меняющемся мире.

Цель фестиваля: выявление и продвижение региональных педагогических инициатив и инноваций в поддержку конкурентоспособности российского образования, публичная демонстрация эффективных образовательных практик крымских педагогов и формирование позитивного отношения к педагогическим инновациям.

Е жегодно проходит в г. Ялта форум для учителей и воспитателей

«Педагоги России: Инновации в образовании».

3. Актуальные проблемы инноваций в образовании и пути их решения

Основные проблемы можно сформулировать следующим образом:

1. Недостаточная методическая проработка инноваций.

2. Необходимость переподготовки и мотивации кадров.

3. Низкая мотивация учащихся и родителей.

4. Отсутствие нужного материального и технического оснащения образовательных учреждений.

Недостаточная методическая разработанность инноваций

Принятие ФГОС поставило перед образовательными учреждениями новые цели и задачи. Их реализация требует новых методических разработок. Поскольку инновационные технологии находятся на начальном этапе внедрения, методическая база разработана на пока что недостаточном уровне. Никто из авторов педагогических пособий не может гарантировать успешность своего проекта. То есть проблема внедрения инновации возникает ещё на этапе её разработки.

Поэтому у многих преподавателей возникает проблема отсутствия методической литературы, соответствующей ФГОС, и чёткого руководства по использованию той или иной технологии. Это приводит и к следующей проблеме – применению устаревших традиционных дидактических технологий.

Необходимость переподготовки и мотивации кадров

Следующей проблемой оказывается привязанность преподавательского коллектива к классическим методам обучения и оценивания, нежелание применять новшества в своей педагогической практике. Учителям с многолетним стажем бывает сложно переключиться на новые стандарты. Многие из педагогов не обладают достаточной компетенцией в сфере информационных и компьютерных технологий. В большинстве своём новшества применяют молодые учителя, которые обладают навыками работы с ИКТ, не имеют многолетнего опыта работы по традиционным методикам и в целом более творчески подходят к обучению. Но и здесь могут возникнуть проблемы – нежелание оказаться «белой вороной» и вызвать неодобрение коллег сводит на нет энтузиазм.

Поэтому встаёт вопрос повышения квалификации, переподготовки кадров, обучения их навыками работы с техникой и интернетом. Более того, должна происходить переориентация преподавателей на новые теоретические и практические основы, мотивирование к использованию педагогических инноваций в изменчивых условиях современности. Однако иногда администрация школы в целом остаётся приверженной старой системе или уделяет недостаточно внимания обновлениям.

Низкая мотивация учащихся и родителей

В целом дети открыты к новым методам и приёмам обучения. Однако необходимость самостоятельного целеполагания, поиска информации, проектной деятельности, анализа полученных знаний и опыта вызывают затруднения у школьников. Старшеклассники могут со скепсисом воспринимать нововведения, особенно если предыдущие годы они обучались по классической системе.

Отмечается и неподготовленность родителей к новым методам обучения, отсутствие осознания важности и неизбежности перехода к инновационным технологиям. Это объясняется недостаточной информированностью в образовательной сфере и консервативностью взглядов.

Отсутствие надлежащего материального и технического оснащения образовательных учреждений

Одним из факторов, способствующих успешному осуществлению ФГОС, является высокая оснащенность техническим оборудованием. Помимо компьютеров, мультимедийных досок, программ, коммуникационных каналов, желательно наличие службы поддержки, обеспечивающих их исправное функционирование. На данный момент отмечается, что материальная и техническая база многих школ и лицеев не соответствует ФГОС. Например, согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, каждый ученик должен сидеть за своей партой, которая соответствует его росту. Кроме современной техники, аппаратуры для проведения физических, химических опытов и лабораторных исследований, требуется современная учебная литература. Однако средств, которые выделяются на приобретение оборудования, парт и книг, недостаточно для полноценного обеспечения качественного образовательного процесса.

Несмотря на существующие препятствия несмотря на то, что ученик в центре образовательного процесса и это правильно, нельзя недооценивать важность личности учителя и его собственное желание развиваться. Именно от него во многом зависит, вырастет ли его ученик с неутолимой жаждой познания и сможет ли найти свой путь в жизни. Поэтому активные и изобретательные учителя взращивают талантливых и целеустремленных детей.

С какими бы проблемами не сталкивался учитель при попытке перестроить урок, важно помнить, что внедрение новшеств в любой сфере, так или иначе, сталкиваются с рядом проблем на стадии апробации. Главное

— не останавливаться, ведь благоприятные перемены происходят уже сегодня в отдельно взятых классах сотен тысяч школ.

4. Готовность педагога к инновационной деятельности как важное профессиональное качество

Подготовлен к инновационной профессиональной деятельности педагог имеет такие профессиональные и личностные качества:

– осознание смысла и целей образовательной деятельности в контексте актуальных педагогических проблем современной школы;

– осмысленная, зрелая педагогическая позиция;

– умение по-новому формулировать образовательные цели по предмету, определенной методики, достигать и оптимально переосмысливать их во время обучения;

– способность выстраивать целостную образовательную программу, которая учитывала бы индивидуальный подход к детям, образовательные стандарты, новые педагогические ориентиры;

– соотнесение современной ему реальности с требованиями личностно- ориентированного образования, коррекции образовательного процесса по критериям инновационной деятельности;

– способность видеть индивидуальные способности детей и учить в соответствии с их особенностями;

– умение продуктивно, нестандартно организовать обучение и воспитание, то есть обеспечить создание детьми своих результатов и, используя инновационные технологии, стимулировать их развитие;

– владение технологиями, формами и методами инновационного обучения, которое предполагает умение на основе личного опыта и мотивов воспитанников быть сотворцом цели их деятельности, заинтересованным и компетентным консультантом и помощником в соотнесении цели с результатом, использовании доступных для детей форм рефлексии и самооценки;

– способность видеть, адекватно оценивать, стимулировать открытие и формы культурного самовыражения воспитанников;

– умение анализировать изменения в образовательной деятельности, развития личностных качеств учеников;

– способность личностного творческого развития, рефлексивной деятельности, осознание значимости, актуальности собственных инновационных поисков и открытий. Процесс подготовки учителя к инновационной деятельности станет в определенной степени управляемым, если будет удовлетворять ряду специально организованных условий:

– преемственность всех этапов многоуровнего педагогического образования;

– ориентация обучения на обобщенную модель подготовки учителя к инновационной деятельности;

– психологическая диагностика готовности будущего учителя к данному виду деятельности;

– формирование у учеников творческой активности и мотивационно- целостного отношения к педагогическим инновациям;

– взаимосвязь методологической, специальной, общепедагогической, психологической и методической подготовки учителя;

– осуществление межцикловых и междисциплинарных взаимодействий, интеграция знаний в русле общих проблем инноватики;

– формирование у студентов инновационной культуры, восприимчивости к новому;

– обеспечение системообразующих функций педагогической практики в ее единстве с исследовательской подготовкой;

– изучение и критериальная оценка динамики освоения инновационной деятельности учителя.

Первый этап – развитие творческой индивидуальности учителя, формирование у студентов способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи, а также развитие общей технологии творческого поиска: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта, определение структуры объекта, видение альтернативы решения или его способа, комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новой применительно к возникшей проблеме, развитие критичности мышления.

Второй этап – овладение основами методологии научного познания, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику. Учителя знакомятся с социальными и научными предпосылками возникновения инновационной педагогики, ее основными понятиями, творчески интерпретируют альтернативные подходы к организации школы, изучают основные источники развития альтернативной школы, знакомятся с различными типами инновационных учебных заведений и т.д.

Третий этап – освоение технологии инновационной деятельности. Знакомятся с методикой составления авторской программы, этапами экспериментальной работы в школе, участвуют в создании авторской программы, анализируют и прогнозируют дальнейшее развитие новшества, трудности внедрения.

Четвертый этап – практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический процесс, осуществление коррекции, отслеживание результатов эксперимента, самоанализ профессиональной деятельности. На этом этапе формируется инновационная позиция учителя, как система его взглядов и установок в отношении новшества.

5. Анализ эффективности и качества инновационной деятельности в образовании

В условиях модернизации российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

В первую очередь современное качество образования – это:

1) качество результата, проявляющееся в готовности выпускника школы к самостоятельной жизнедеятельности,

3) качество управления образованием.

Инновационные процессы в современной системе образования имеют свою главную направленность – качественное обновление педагогической деятельности, и как результат – повышение качества образования.

Главной задачей мониторинга инноваций в образовательной организации является исследование эффективности образовательного процесса, организация обратной связи в системе.

Для того чтобы определить содержание обратной связи в образовательной организации необходимо разделить два системно связанных аспекта эффективности деятельности образовательного учреждения:

1. Уровень образовательных результатов − уровень знаний, умений и навыков, полученные обучающимися в результате изучения конкретных учебных дисциплин.

2. Уровень и качественные характеристики образовательных эффектов

– новых способностей, способов действия, компетентностей, возникающих у школьников в результате целой системы реализации инноваций. Речь идет о развитии у обучающихся ряда метапредметных способностей, являющихся не столько результатом освоения учебной программы, сколько результатом не относящихся к ней прямо способов организации образовательного пространства и форм взаимодействия в нем.

Цели образовательного процесса в организации становятся основанием в определении критериев оценки качества образования, на основе которых проводится мониторинг. По каждому критерию отработаны составляющие его показатели, методы диагностики, сроки проведения, форма представления результатов, кто проводит, кто ответственен. Все это будет составлять систему мониторинга качества образования в образовательной организации.

Таким образом, мониторинг инноваций в образовательном учреждении предполагает решение следующего спектра задач:

отслеживание развития инновационной деятельности в образовательном учреждении;

использование результатов в управленческой деятельности с целью коррекции и предотвращения негативных вариантов развития ситуации;

подготовка аналитических и справочных изданий;

прогнозирование, выявление тенденций и перспектив развития инновационной деятельности образовательного учреждения.

При проведении мониторинга инноваций в образовательной организации достаточно эффективным является использование показателей.

Признаками показателей являются:

диагностичность – возможность наблюдать, сравнивать, описывать, качественно определять, количественно замерять;

достоверность – «достаточность» для объективной характеристики состояния педагогических или управленческих процессов, закономерностей, фактов, не допускающая спорных или противоречивых оценок разными людьми;

валидность – адекватность выбранного признака показателя тому, что именно хочет оценить инноватор;

комплексность – возможность через совокупности признаков показателей раскрыть содержание и сущность состояния педагогического или управленческого объекта инновационного процесса;

нейтральность – устойчивость от воздействий на исследуемые процессы.

Инновации всегда связаны с чем-то новым, ранее не изученным, поэтому их внедрение сопряжено с рядом трудностей, так как предполагает выход из зоны комфорта педагога.

Зачастую в образовательном учреждении работают педагоги с большим стажем, привыкшие работать по давно созданной и апробированной схеме. Они не хотят учиться чему-либо новому, меняться и развиваться, поэтому любые нововведения, в том числе и инновационные педагогические технологии, часто воспринимают с достаточной долей агрессии. Несмотря на то, что все педагоги повышают свой профессиональный уровень, знакомятся с новыми методами, приемами и средствами обучения и воспитания, не многие из них с радостью применяют полученные знания на практике, так как отказываются принимать необычные педагогические решения. Не последнее место в проблеме внедрения инновационных педагогических технологий занимают личные особенности педагогов. Некоторые из них не готовы принимать любые, пусть и положительные для учреждения образования, изменения из-за собственной неуверенности, боязни несоответствия новым требованиям. Но в, то, же время существует другая сторона этой проблемы. Педагоги с большим стажем считают свое мнение единственно правильным. Они негативно относятся к любым инновациям, которые проникают в современный образовательный процесс.

Среди факторов, тормозящих внедрение в образовательный процесс инноваций, лидирующие позиции занимают:

– недостаточное материально-техническое обеспечение учебных заведений (оснащение компьютерной техникой, электронными средствами обучения);

– недостаточный кадровый потенциал учреждений образования в области применения информационно-коммуникационных технологий;

– невнимание руководства учебного заведения к применению в образовательном процессе инновационных технологий.

Для решения проблем, связанных с внедрением инновационных педагогических технологий, в учреждениях образования проводится повышение квалификации преподавателей, мастер-классы, семинары на базе учреждения, района, города, видеоконференции, вебинары, организуется обмен опытом педагогов учреждения образования, различных учреждений образования в рамках работы ресурсных центров и методических объединений. Каждый год педагоги принимают участие в конкурсах профессионального мастерства, где в полной мере применяют инновационные образовательные технологии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *