На что претендует япония у россии
Российско-японские осложнения. Чем опасно обострение курильского кризиса и на что готовы японцы, чтобы вернуть острова?
Фото: Koji Sasahara / AP
В конце июля премьер-министр Михаил Мишустин посетил самый крупный из южнокурильских островов — Итуруп. Во время визита чиновник рассказал об «уникальных и беспрецедентных» предложениях по вовлечению Японии в экономику Курил. Но в Токио их совершенно не оценили. МИД Японии выразил решительное недовольство предложениями Мишустина, а политическая элита страны всерьез задумалась над пересмотром политики в отношении России — и явно не в позитивном для Москвы направлении. Из-за чего разгорелся скандал и как он скажется на перспективах подписания долгожданного мирного договора между Россией и Японией, разбиралась «Лента.ру».
Страсти по Итурупу
Мишустин объявил о планах ввести на Курилах свободную таможенную зону и объявить налоговые каникулы для предпринимателей и инвесторов, работающих на островах. Все это, по его словам, должно создать привлекательные условия для развития бизнеса, причем как для местных предпринимателей, так и для зарубежных инвесторов из разных стран.
Это было бы интересно для западных инвесторов, для той же Японии, которая в случае заинтересованности сможет создать здесь рабочие места и поработать с вами
Но с точки зрения Токио это противоречит договоренностям между экс-премьером Синдзо Абэ и Владимиром Путиным. «Визит премьер-министра России на Итуруп не совпадает с позицией нашей страны по северным территориям и вызывает крайнее сожаление», — заявили в МИД. В японском истеблишменте ожидали, что сотрудничать на островах будут только Япония и Россия, из заявления Мишустина же следует, что к развитию территорий будут привлечены и другие страны.
Фото: Dmitry Astakhov / Sputnik / Kremlin Pool / AP
В Токио боятся оказаться позади всех по мере выхода на этот рынок компаний из третьих стран, отмечается в колонке газеты «Асахи симбун». Автор заметки считает стратегию японских властей в отношениях с Россией провалом. По его мнению, заявления экс-премьера Абэ о достижении «практически беспрецедентных» договоренностей насчет совместной деятельности России и Японии на Курилах оказались не более чем «оптимистическими предположениями, не подкрепленными доказательствами». Пессимизм автора «Асахи симбун» разделяют и японские правящие элиты.
В отличие от России, где тема Курил редко попадает в федеральную новостную повестку, в Японии судьба спорных территорий — вопрос актуальный и крайне болезненный. Страсти вокруг островов подогревают не только политические интересы и националистические настроения японских элит. Свою роль играет и то, что на островах остались захоронения японцев, живших там до поражения страны во Второй мировой войне, — и это очень важно для японского общества, где силен культ предков.
До пандемии Россия организовывала безвизовые поездки для японцев — выходцев с островов и их потомков, чтобы они могли навестить могилы и родные края. Сейчас же и поездки, и переговоры о статусе островов и мирном договоре фактически поставлены на паузу. Вот почему визит Мишустина на Итуруп и последовавшее за ним охлаждение отношений между Россией и Японией не могли не вызвать разочарование и даже отчаяние у тех, кого территориальный вопрос касается напрямую.
Так, 2 августа в городе Нэмуро, где проживает немало выходцев с Курил, несколько сотен человек собрались, несмотря на дождь, чтобы в очередной раз потребовать от правительства решительных действий. Большинство бывших жителей островов уже достигли почтенного возраста, поэтому могут просто не дожить до того времени, когда странам удастся разрешить территориальный спор.
«Я надеюсь, что правительство быстро преодолеет ситуацию, в которой из-за пандемии коронавируса люди не могут свободно посещать свои родные города, и будет решительно содействовать дипломатическим переговорам», — поделился Кодзи Судзуки, 79-летний уроженец острова Юру (один из островов гряды Хабомаи).
Участники японской делегации, прибывшие на Южные Курилы
Фото: Андрей Зима / РИА Новости
Кроме того, в Токио все чаще звучат опасения по поводу «военной угрозы» со стороны России, вызванные участившимися учениями российских войск в районе Курильских островов. Сообщалось, что в июне 2021 года японские истребители чаще поднимались в воздух для сопровождения российских самолетов, чем китайских. В том же июне 10 тысяч российских военнослужащих провели учения на Сахалине и Курилах, где отработали сценарий «противоборства между двумя коалициями условных государств».
В то же время японский дипломат, политолог Кадзухико Того призвал не рассматривать заявления официального Токио сугубо в негативном ключе. Он напомнил в беседе с «Лентой.ру», что японское правительство заявило, что внимательно отнеслось к предложениям Путина по сотрудничеству на Курилах. По словам дипломата, японская сторона не могла не обозначить свое несогласие с позицией России по статусу территорий, но в то же время заинтересована в том, как визит и озвученные там предложения скажутся на будущем отношений и мирного договора. А это уже зависит от дальнейших действий двух сторон.
«На мой взгляд, японские власти должны проявить живой интерес к российскому предложению и поговорить по душам с коллегами», — отметил Того. Даже если пока Токио будет не в состоянии предпринять какие-то шаги по российским предложениям, то стороны могут детально обсудить возможное сотрудничество после подписания мирного договора.
Если дует попутный ветер, то лучше им воспользоваться и двигаться вперед быстро и смело
Ложные надежды
Противоречия вокруг Курильских островов уже не один десяток лет сопровождают российско-японские отношения. Однако нынешний инцидент спровоцировал серьезную фрустрацию внутри японского общества. Стало очевидно, что стороны по-прежнему слишком далеки от решения территориального спора и заключения мирного договора.
На экс-премьера Абэ возлагали большие надежды, но сейчас его политику в Токио фактически признали провальной. Как отметил в беседе с «Лентой.ру» бывший посол России в Японии Александр Панов, если исходить из того, что при Абэ так и не был подписан мирный договор, то в этом плане его политика действительно не привела к желаемым результатам. Однако бывший премьер-министр Японии внес значимый вклад в отношения с Россией.
Фото: Alexander Nemenov / Pool / Reuters
Абэ удалось принципиально изменить позицию Японии в переговорах. Если раньше Токио настаивал на возвращении Итурупа, Кунашира, Шикотана и гряды Хабомаи, то в 2018 году Абэ с Путиным условились вести переговоры на основании Совместной советско-японской декларации 1956 года. Согласно документу, СССР, «идя навстречу пожеланиям Японии», соглашался на передачу Шикотана и Хабомаи, но после мирного договора. Судьба двух крупнейших островов — Итурупа и Кунашира — в декларации не оговаривалась. Таким образом, Абэ пошел на серьезную уступку, фактически согласившись на два острова вместо четырех.
Более чем за полвека отношений между нашими странами я не видел премьер-министра, который бы так последовательно и неуклонно работал над развитием и углублением японо-российских отношений, как премьер-министр Синдзо Абэ
Абэ осознавал, что для создания благоприятной для переговоров атмосферы необходимо налаживать с Россией экономическое сотрудничество. С этой целью в 2016 году он представил план из восьми пунктов: японский опыт и технологии должны были помочь наладить сферы медицины, градостроительства и промышленности. Кроме того, стороны должны были расширить контакты между российским и японским малым и средним бизнесом, предприятиями в области энергетики и передовых технологий, а также молодежью и студентами. Токио ради позитивной среды на переговорах с Москвой хотя формально и присоединился к западным санкциям против России, но по факту значимых ограничений не ввел.
Спад в отношениях России и Японии во многом связан именно с отставкой Абэ, отметил доцент университета Темпл в Токио Джеймс Браун. По словам эксперта, в отличие от своих предшественников Абэ отводил важное место отношениям Японии с Россией и крайне неохотно критиковал Москву. Нынешний же премьер Суга более традиционен в данном вопросе. «Его правительство также более охотно реагирует на действия России, которые в Японии считают провокационными», — пояснил Браун в комментарии «Ленте.ру».
Он, конечно, не настроен против России. Скорее, Суга просто считает, что от взаимодействия с Россией мало пользы. Это не является приоритетом.
С ним не согласен Того: по словам дипломата, Суга пообещал придерживаться политики своего предшественника в отношении России и рассчитывает на откровенные переговоры с Путиным. «Я убежден, что если, пока линия Абэ еще явно жива, обе стороны приложат усилия, то и Япония, и Россия смогут максимально реализовать свои национальные интересы», — отметил он.
Так или иначе, пауза в переговорном процессе, вызванная пандемией и внезапной отставкой Абэ, дала возможность японским политическим элитам оглянуться назад и проанализировать успехи в отношениях с Россией, достигнутые за восемь лет премьерства Абэ. Только вот результаты оказались неутешительными, отметил Панов: мирного договора нет, с Россией ничего не получается, на островах проходят учения, а возле японского побережья маневрируют российские бомбардировщики.
«В общем, настроения общественности и в политических кругах стали критическими по отношению к политике, которую проводил Абэ, [поскольку] ничего она не дала. Но что-то надо придумать. А что — пока не придумали», — пояснил экс-посол. И политическая элита Японии, и общественное мнение сходятся в одном: переговоры о заключении мирного договора с Россией зашли в тупик, выход из которого пока не представляется возможным.
Быть ли договору
Общий скептицизм в отношении переговорного процесса с Россией, смена политического руководства страны, необходимость «тушить пожары», вызванные пандемией, и стремление наладить отношения с новым президентом США, скорее всего, приведут к тому, что контакты с Москвой отойдут для Токио на второй план или вовсе пропадут из повестки дня.
Фундаментальная причина тупика в переговорном процессе с Россией — далеко не пандемия и даже не отставка Абэ. Проблема в том, что Япония настаивает на заключении мирного договора лишь после передачи островов. Россия же придерживается прямо противоположной точки зрения, да и вообще не особо хочет увязывать территориальный спор с подписанием документа, отметил доцент университета Темпл в Токио Джеймс Браун.
Не думаю, что даже при Абэ был достигнут реальный прогресс в подписании мирного договора
По его мнению, визит премьера Мишустина на Итуруп на положение дел никак не повлиял. Таким образом, последний кризис не скажется существенно на перспективах подписания мирного договора просто потому, что они изначально были весьма скромными и призрачными. Для Москвы сворачивание переговорного процесса не станет серьезным ударом: Россия в целом не против подписания мирного договора, но не видит особых проблем в его отсутствии, отметил Браун. «В результате Москва не желает идти на какие-либо жертвы ради заключения договора», — подчеркнул эксперт.
Панов также указывает на пассивность российской позиции в отношении Японии, которая, по его словам, нередко сводится лишь к критике и замечаниям в адрес Токио. Однако приостановка и без того зашедшего в тупик переговорного процесса далеко не единственное последствие текущего кризиса. Стремление Абэ создать благоприятную среду для переговоров создало почву для углубления экономического сотрудничества двух стран и расширения контактов по линии различных ведомств.
Японская делегация над Курильскими островами
Фото: Kyodo / Reuters
Надеяться на то, что кто-то другой решится реанимировать политику Абэ, на которой сейчас фактически поставили крест, не приходится. «А на фоне всего этого можно ожидать и ухудшения наших отношений, — подчеркнул Панов. — Политические связи, наши контакты по линии военных ведомств и парламентов — весь набор наших отношений может быть отыгран назад».
В нашей политической элите отношение к Японии достаточно пассивное, и она никак не может сформулировать ответ на вопрос: а зачем вообще нужна Япония?
Браун, в свою очередь, предположил, что «откат отношений» может затронуть и экономическую сферу. На протяжении нескольких лет Абэ упорно продвигал сотрудничество с Россией. У нынешнего правительства, разочаровавшегося в переговорах с Москвой, стремления продвигать такие проекты будет явно меньше. Панов и вовсе допустил введение Японией более жестких санкций против России.
Еще один важный фактор — это предстоящие выборы в нижнюю палату парламента, где правящая Либерально-демократическая партия Японии (ЛДПЯ) пока удерживает большинство. Но при этом политической силе не удалось получить большинство на выборах в заксобрание Токио, которые считаются крайне важными для оценки общего настроения избирателей.
Свою роль сыграла критика решения властей все же провести летнюю Олимпиаду, несмотря на продолжающуюся пандемию. Учитывая, что во время Игр заболеваемость коронавирусом лишь подскочила, этот фактор явно сыграет роль на осенних выборах в парламент. Осложнение отношений с Россией также не прибавляет очков текущей администрации. Кроме того, осенью должны пройти внутрипартийные выборы нового главы ЛДПЯ — кто именно одержит на них победу, предугадать сложно, однако у Суги есть шанс остаться премьером.
По мнению Брауна, результаты выборов не сильно отразятся на текущей позиции японского правительства по поводу Курил. Независимо от того, кто займет премьерское кресло, страна будет придерживаться более традиционной политики, ставящей на первое место отношения с США. «Что касается отношений с Россией, то правительство, сформированное по итогам выборов, скорее всего, не будет участвовать в них так активно, как это делал Абэ. В то же время они будут стараться избегать серьезных проблем с Россией, чтобы сосредоточиться на главных угрозах безопасности — Китае и Северной Корее», — отметил эксперт.
И даже если Суга сохранит премьерское кресло, российско-японские переговоры при нем едва ли сдвинутся с мертвой точки. Просто он политик не того калибра, чтобы принимать настолько глобальные решения. Он будет действовать в фарватере доминирующих настроений политического истеблишмента. А настроения в правящих кругах, к сожалению, все больше меняются в сторону ужесточения политики.
Что Япония предлагает России за два острова
Курильский компромисс
Отношения России и Японии активизировались настолько, как ещё не было за все 60 лет со времён восстановления дипломатических связей между странами. Лидеры обеих стран постоянно встречаются, что-то обсуждая. Что именно?
Потепление в отношениях стало особенно заметно полгода назад, во время майского визита Синдзо Абэ в Сочи. Тогда японский премьер назвал российского президента на «ты», пояснив, что так в Японии обращаются только к другу. Ещё одним знаком дружбы стал отказ Токио от присоединения к экономическим санкциям против России.
Абэ предложил Путину план экономического сотрудничества из восьми пунктов по самым разным направлениям – промышленность, энергетика, газовый сектор, торговое партнёрство. Кроме того, Япония готова инвестировать в российское здравоохранение и транспортную инфраструктуру. В общем, мечта, а не план! А что же взамен? Да, болезненная тема Курильских островов тоже была затронута. Стороны согласились, что решение территориального спора – важный шаг на пути подписания мирного договора между странами. То есть никаких намёков о передаче островов не прозвучало. Тем не менее первый камень в развитие щекотливой темы был заложен.
Опасность разозлить дракона
С тех пор лидеры России и Японии встречались на полях международных саммитов.
В сентябре во время Экономического форума во Владивостоке Абэ снова пообещал экономическое сотрудничество, однако на этот раз прямо обратился к Путину с призывом совместными усилиями решить проблему северных территорий, которая вот уже несколько десятилетий омрачает российско-японские отношения.
Тем временем газета Nikkei сообщила, что Токио рассчитывает установить совместный контроль над островами Кунашир и Итуруп, надеясь при этом в перспективе получить Хабомаи и Шикотан полностью. Издание пишет, что Синдзо Абэ должен обсудить этот вопрос с Владимиром Путиным в ходе их встречи, назначенной на 15 декабря.
О том же написала и «Нихон кэдзай»: японское правительство обсуждает проект совместного с Россией управления в качестве меры, которая поможет сдвинуть территориальную проблему с мёртвой точки. Издание даже сообщает: есть информация о том, что Москва начала процесс постановки задач.
А тут подоспели результаты соцопроса. Оказывается, уже более половины японцев «готовы проявить гибкость при решении вопроса Курильских островов». То есть они согласны, чтобы Россия передала не четыре спорных острова, а только два – Шикотан и Хабомаи.
Сейчас японская пресса пишет о передаче островов как о вопросе практически решённом. Вряд ли информация по столь важной теме высасывается из пальца. Остаётся главный вопрос: действительно ли Москва готова поступиться территориями в обмен на экономическое сотрудничество с Японией и её помощь в борьбе с санкциями?
Фигуристки из России не заняли первое место в короткой программе на проходящем в Италии этапе Гран-при. Случилось это впервые за два года.
Очевидно, что при всей благостности общения Путина с Абэ трудно поверить, что президент РФ, после присоединения Крыма снискавший себе славу «собирателя земель русских», согласится пусть на мягкую и поэтапную, но всё же потерю территорий. Тем более на носу президентские выборы 2018 года. Но что будет после них?
Впрочем, передавали же земли Китаю, и ничего – общественность промолчала.
С другой стороны, Курилы являются символом, потому они и на слуху. Но при желании объяснения найти можно чему угодно. Тем более что аргументы для массового потребления найдутся. Так, токийский корреспондент ТАСС Василий Головнин пишет: в качестве компенсации за передачу Южных Курил Япония обещает наладить в России работу почты и больниц, за свой счёт оснастив клиники оборудованием для ранней диагностики заболеваний. Кроме того, японцы намерены предложить свои разработки в сфере экологически чистой энергетики, строительства жилья, а также круглогодичного выращивания овощей. Так что оправдать передачу пары островов будет чем.
Дружба Москвы с Токио настораживает Пекин
Впрочем, есть у этого вопроса и другая сторона. Дело в том, что Япония имеет территориальные претензии не только к России, но и к Китаю и Южной Корее. В частности, между Токио и Пекином есть давний спор по поводу статуса необитаемого клочка земли под названием Окинотори. По японской версии, это остров, но Китай считает его скалами, а значит, не признаёт международного права Токио на учреждение вокруг него 200-мильной исключительной экономической зоны. Предмет другого территориального спора – архипелаг Сенкаку в Восточно-Китайском море в 170 километрах к северо-востоку от Тайваня. С Южной Кореей Япония спорит по поводу принадлежности островов Лианкур, расположенных в западной части Японского моря.
Поэтому, если Россия удовлетворит территориальные претензии Японии, возникнет прецедент. И дальше Токио начнёт добиваться аналогичных действий от других своих соседей. Логично предположить, что передачу Курильских островов эти соседи расценят как «подставу». Стоит ли нам ссориться с Китаем, нашим главным стратегическим партнёром в Азии? Особенно сейчас, когда начато строительство второй ветки российского газопровода в КНР, когда китайцы инвестируют в наши газовые компании. Конечно, диверсификация политики в Азии – вещь полезная, но требующая от Кремля большой осторожности.
Михаил НЕЙЖМАКОВ, руководитель центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений:
– Намёки Москвы и Токио на возможное компромиссное решение проблемы в будущем могут быть специально адресованы японской общественности. Собственно, так можно трактовать и тезисы речи японского премьера Синдзо Абэ, произнесённой 28 сентября 2016 года перед японским парламентом. Там активизация сотрудничества с Россией объясняется необходимостью создать условия для возвращения Японии островов, на которые последняя претендует. Между тем контакты Москвы и Токио в экономической сфере явно становятся интенсивнее. Недаром в японском правительстве сравнительно недавно появился новый пост министра по экономическим взаимоотношениям с Россией, а депутаты японского парламента снова вспомнили про проект строительства газопровода от Сахалина до Токийского залива.
Сторонники идеи обменять острова на экономические преференции в России, конечно, есть. И, возможно, даже большим искушением для части российских элит тут могут быть не японские инвестиции для Дальнего Востока, а как раз большие проекты по энергетическому сотрудничеству с Токио (недаром в Японии опять заговорили про газопровод). Но на деле отказ от островов, на которые претендует Япония, не дал бы России ничего существенного. Скажем, Израиль, передав Египту Синай в рамках Кэмп-Дэвидских соглашений, надеялся устранить повод для новых военных конфликтов с Каиром. Но угрозы возобновления войны с Японией из-за курильской проблемы у России нет. При этом в Токио слишком сильно ориентированы на Вашингтон, и территориальные уступки со стороны России этого никак не изменят. Как любят говорить в рекламе, если нет разницы, зачем платить больше?
Как Курилы пытались вернуть Японии
Никита Хрущёв в бытность первым секретарём ЦК КПСС предлагал вернуть Японии два острова, лежащие ближе всего к её границам. Японская сторона ратифицировала договор, но Москва передумала из-за возросшего в Японии военного присутствия США.
Следующую попытку предпринял первый президент России Борис Ельцин. Тогдашний министр иностранных дел Андрей Козырев уже готовил документы к визиту главы государства в Японию, в ходе которого предполагалось оформить передачу островов. Что же помешало планам Ельцина? На этот счёт есть разные версии. Генерал-майор ФСО в запасе Борис Ратников, который с 1991 по 1994 год работал первым заместителем начальника Главного управления охраны РФ, рассказал в одном из интервью, как его ведомство расстроило визит Ельцина в Японию якобы по соображениям безопасности. По другой версии, Ельцина отговорил Анатолий Чубайс, фактически воплотив сцену из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», где вор Милославский кидается в ноги к лжецарю со словами: «Не вели казнить, вели слово молвить».
Курильские и российские Япония придумала проблему спорных островов. 70 лет это губит отношения с Россией
«Северные территории» — так в Японии называют южные острова Курильской гряды, без сомнения, станут одной из основных тем для обсуждения на переговорах японского премьер-министра Синдзо Абэ с российским президентом Владимиром Путиным. Перед встречей тема спорных островов активно обсуждалась публично: Токио пообещал отказаться от компенсаций и не выселять жителей Южных Курил в случае их передачи. Дошло до того, что в Кремле вынуждены были одернуть Абэ и заметить, что такая суета не способствует нормальному переговорному процессу. Специально для «Ленты.ру» российский японист Виктор Кузьминков вспомнил историю спорных островов и причины, по которым претензии Японии на них выглядят, мягко говоря, спорными.
Острова мохнатых людей
«Приведенных в подданство на дальних островах мохнатых курильцев оставить свободными и никакого сбору с них не требовать», — гласил указ русской императрицы Екатерины II, подписанный ею в 1779 году. «Мохнатыми курильцами» русские землепроходцы называли коренных жителей японских островов — айнов, которые, в отличие от других северных народов, имели на лице сильную растительность.
Однако в 1855 году был заключен Русско-японский трактат о торговле и границах, по которому все четыре ныне спорных острова — Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи — царское правительство признало японской территорией, каковой они оставались до конца Второй мировой войны. Именно на основе этого документа официальный Токио выдвигает на них свои претензии.
Из виду, однако, упускается важный факт: Россия уступила эти острова Японии с тем условием, что последняя согласится на торговлю. Однако торговля с Японией развивалась слабо, и потому соглашение 1855 года (по сути невыполненное) не может служить доказательством в территориальных претензиях к России. Тем более что впоследствии граница между Россией и Японией дважды менялась, в том числе в результате военных действий.
Фото: Андрей Шапран / РИА Новости
В 1875 году Россия признала японский суверенитет над всеми Курильскими островами до полуострова Камчатка в обмен на официальный отказ Японии от притязаний на остров Сахалин, однако в 1905-м, после поражения России в Русско-японской войне, по Портсмутскому мирному договору Японии отошла южная часть острова Сахалин, на который Япония вроде «не претендовала». Такая ситуация сохранялась до 1945 года, когда Советский Союз, выполняя обещание, данное союзным державам — США и Великобритании, вступил в войну с Японией.
Токио считает, что это было сделано в нарушение пакта о нейтралитете, однако это всего лишь попытка представить Японию жертвой нападения, вывести ее из блока агрессивных государств и подорвать авторитет СССР (и, соответственно, России).
Эти обвинения нельзя рассматривать всерьез: они абсолютно игнорируют ситуацию, сложившуюся тогда в мире. Остановка действия пакта о нейтралитете и вступление Советского Союза в войну против Японии были правомерны и вытекали из положений Устава ООН (статей 1 и 113), принятых на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 года, еще до вступления СССР в войну против Японии.
Именно в соответствии с Уставом ООН у Японии изъяли территории в качестве меры наказания за агрессию. И это зафиксировано в соглашении, принятом на Ялтинской конференции Иосифом Сталиным, Уинстоном Черчиллем и Франклином Рузвельтом. Говорить в этих условиях о нарушении договора и вероломном нападении никак нельзя.
У Японии есть еще один аргумент: в Токио считают, что их страна не являлась одной из сторон Ялтинского соглашения и поэтому никак не связана этим документом. Но из виду упускается еще один важнейший момент.
Капитуляция и обман
В сентябре 1945 года в Сан-Франциско состоялась мирная конференция, окончательно положившая конец Второй мировой войне. На ней решалась судьба разгромленной Японии. В американский город съехались представители более 50 стран, в том числе Советского Союза.
На конференции была написана новая глава истории Курильских островов — Токио подписал документ, в котором черным по белому значилось: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года». Казалось бы, как можно требовать вернуть острова, отказ от которых документально зафиксирован?
Все просто: тогда Япония просто не считала Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир Курильскими островами. Премьер-министр Японии Ёсида Сигэру 7 сентября 1951 года заявил: «Острова Хабомаи и Шикотан являются частью острова Хоккайдо и были оккупированы Советским Союзом в одностороннем порядке 20 сентября 1945 года, вскоре после японской капитуляции». То есть Токио считал их частью Хоккайдо, а не Курил.
Позднее японское правительство добавит к ним острова Итуруп и Кунашир и будет настаивать на том, что эти четыре острова не входят в географическое понятие Курильские острова, а следовательно — не подпадают под определение Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому мирному договору.
Фото: Андрей Шапран / РИА Новости
Кроме того, советская делегация участвовала в Сан-Францисской конференции, но поскольку ни одна из предложенных ею поправок не была принята, она мирный договор подписывать отказалась. Этим Токио тоже обосновывает свою правоту, хотя говорить о ней не приходится: Ялтинский договор Сталина, Черчилля и Рузвельта согласия Японии не предполагал, а Сан-Францисский договор она подписала, признала «полную силу всех договоров» и обязалась выполнять решения союзников.
Вместе с тем в Сан-Францисском договоре есть огромный подводный камень, который делает обсуждение принадлежности каких-либо островов Курильской гряды невозможным. В соответствии с этим документом, Япония отказалась от Южного Сахалина и Курильских островов просто, а не в чью-то пользу. При этом тот же самый договор предусматривает: если Япония договорится о мире с каким-то государством и даст ему что-то сверх того, что предусмотрено этим договором, она обязана будет дать то же самое всем остальным подписантам.
Иными словами, если Япония признает суверенитет России над Курилами и Южным Сахалином формально, то все 48 стран-подписантов (в том числе, например, США) смогут претендовать на владение ими.
Это связано с тем, что договор не определяет статус Курил и Южного Сахалина, а просто фиксирует отказ Японии. И сегодняшняя Россия как государство-продолжатель СССР владеет ими не де-юре, а на исторических основаниях — потому что никто другой не предъявил своих претензий.
Холодная война против советской теплоты
В 1956 году Советский Союз пошел навстречу Японии и добровольно согласился передать ей Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора. Однако Сан-Францисский договор предусматривал, что он должен быть подписан в течение трех лет, — Москва и Токио не успели, и обещание передать острова перестало действовать, а затем вообще было аннулировано в ответ на требование Японией еще двух островов и подписания нового договора о взаимном сотрудничестве и безопасности с США.
В начале 1960-х годов правительство Японии продолжило упорствовать: Токио сформулировал концепцию «исконно японских территорий». В соответствии с ней Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир не входят в состав Курильских островов и издревле принадлежат Японии. С тех пор для обозначения этих четырех островов было введено понятие «северные территории». То есть проблема этих островов была создана Японией искусственно, намеренно и самостоятельно, исходя из собственного извращенного толкования международных соглашений.
Но в ту пору шла холодная война, открытую поддержку территориальным притязаниям Японии к Советскому Союзу оказал Госдепартамент США, выступивший 13 декабря 1962 года с заявлением, в котором утверждалось, что южные Курильские острова являются «исконно японской территорией».
С момента заключения нового договора о безопасности между США и Японией — того самого, который заставил СССР отказаться от добровольной передачи Хабомаи и Шикотана, — Токио и Вашингтон стали рассматривать лозунг «возвращения северных территорий» как один из самых удобных рычагов, с помощью которых в японском обществе можно было нагнетать антисоветские настроения. Москва отказалась от добровольной передачи двух островов, Токио захотел сразу четыре — СССР и Япония сознательно пошли на взаимное политическое дистанцирование.
Верните ваши острова
Японские власти всячески поощряли «движение за возвращение северных территорий». Оно началось с протестов рыбаков из ближайшего к островам города Нэмуро на Хоккайдо, который до войны был центром района Тисима (Курилы). В результате утраты Курильских островов рыболовная отрасль Японии — одна из главных основ жизнедеятельности региона Хоккайдо — несла серьезные убытки.
Постепенно протесты рыбаков города Нэмура переросли в организованные митинги и марши по всей стране с требованиями «вернуть острова». В 1963 году был учрежден Координационный совет движения по «возвращению северных территорий», в состав которого вошла 41 организация. Этот совет проводил народные слеты и семинары, стал налаживать координацию деятельности и солидарность входящих в него организаций.
Он начал давить на японское правительство и требовать, чтобы оно добивалось возвращения островов не только на словах. В результате в мае 1970 года в структуре правительства была учреждена структура, занимавшаяся подготовкой возвращения Окинавы и «северных территорий».
Движение за «возвращение северных территорий» окрепло лишь после того, как в 1972 году США вернули Японии административные права над островом Окинава: базы на нем играли роль стратегических форпостов в деле противостояния с СССР, а размещенные на них ядерные ракеты были важной частью глобальной политики ядерного сдерживания.