На что способна телячья бумага
п е р г а м е н т
писчий материал из телячьей кожи
• недубленая кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и свиных шкур
• кожа для барабанов
• не впитывающая влагу и жир плотная вощеная бумага для упаковки
• обработанная кожа животных, служащая для письма
• особо обработанная кожа молодых животных, применяемая в музыкальных инструментах
• плотная, прочная бумага, не пропускающая жиров и влаги
• рукопись на тонко выделанной коже, до появления бумаги
• специально обработанная бумага, не пропускающая жиров и влаги
• тонко выделанная кожа, до появления бумаги служила для письма
• жиронепроницаемая бумага для упаковки и технических целей
• сорт бумаги из тонкой кожи
• его растительный вариант получается действием на бумагу хлористого цинка или аммиачного раствора окиси меди
• сорт бумаги, не пропускающий жиров и влаги
• кожа для письма, она заменяла бумагу, ныне идет на грамоты
• писчий материал из кожи
• Писчий материал из телячьей кожи до изобретения бумаги
• Плотная, прочная бумага, не пропускающая жиров и влаги
• Кожа животных, особым образом обработанная
• Специально обработанная бумага, не пропускающая жиров и влаги
• телячья и другая кожа, приготовленная для письма; она заменяла бумагу, а ныне идет на грамоты и пр. Пергаментный свиток, из пергамента, харатейный. Пергаментщик, выделыватель пергамента
На что способна телячья бумага
«БЕРЁСТУШКА»_Сообщество МАСТЕРОВ по БЕРЕСТЕ запись закреплена
Берестяная библиотека древней Руси
Археология ХХ века привела к открытию уникального исторического источника — берестяных грамот.
Правда, следует оговориться, что первую коллекцию берестяных грамот собрал еще в конце XIX века новгородский коллекционер Василий Степанович Передольский (1833–1907).
Именно он, проведя самостоятельные раскопки, выяснил, что в Новгороде есть прекрасно сохранившийся культурный слой. Найденные или выкупленные у крестьян берестяные грамоты Передольский выставил в первом в городе частном музее, построенном на собственные деньги, Берестяные грамоты, по его словам, были «письменами предков наших». Однако разобрать что-либо на старых обрывках бересты было невозможно, поэтому историки говорили о мистификации или считали «письмена предков» каракулями безграмотных крестьян. Словом, разыскания «русского Шлимана» относили к разряду чудачеств.
В 1920-х годах музей Передольского был национализирован, а потом закрыт. Директор государственного Новгородского музея Николай Григорьевич Порфиридов выдал заключение о том, что «большинство вещей не представляло особой музейной ценности». В результате первая коллекция берестяных грамот была безвозвратно утеряна. Чисто русская история.
Сенсация пришла с полувековым опозданием. Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло. При восстановлении города в 1950-х годах проводились масштабные археологические раскопки, открывшие в толще многометрового культурного слоя средневековые улицы и площади, терема знати и дома простых горожан. Первая берестяная грамота (конец XIV в.) в Новгороде была обнаружена 26 июля 1951 года на Неревском раскопе: она содержала перечень феодальных повинностей в пользу некоего Фомы.
Академик Валентин Янин в книге «Берестяная почта столетий» описывал обстоятельства находки так: «Случилось это 26 июля 1951 года, когда молодая работница Нина Федоровна Акулова нашла во время раскопок на древней Холопьей улице Новгорода, прямо на настиле ее мостовой XIV века, плотный и грязный свиток бересты, на поверхности которого сквозь грязь просвечивали четкие буквы. Если бы не эти буквы, можно было бы думать, что обнаружен обрывок еще одного рыболовного поплавка, каких в новгородской коллекции к тому времени насчитывалось уже несколько десятков. Акулова передала свою находку начальнику раскопа Гайде Андреевне Авдусиной, а та окликнула Артемия Владимировича Арциховского, на долю которого достался главный драматический эффект. Оклик застал его стоящим на расчищаемой древней вымостке, которая вела с мостовой Холопьей улицы во двор усадьбы. И стоя на этой вымостке, как на пьедестале, с поднятым пальцем, он в течение минуты на виду у всего раскопа не мог, задохнувшись, произнести ни одного слова, издавая лишь нечленораздельные звуки, потом хриплым от волнения голосом выкрикнул: «Я этой находки ждал двадцать лет!»
В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — «День берестяной грамоты».
Этот же археологический сезон принёс ещё 9 документов на бересте. А сегодня их насчитывается уже больше 1000. Самая древняя берестяная грамота относится к X веку (Троицкий раскоп), самая «молодая» — к середине XV-го.
Буквы на грамотах процарапывали заостренным писалом.
Писала находили в археологических раскопах регулярно, но было непонятно, зачем их обратная сторона сделана в виде лопатки. Ответ был вскоре найден: археологи стали находить в раскопах хорошо сохранившиеся доски с углублением, залитым воском — церы, служившие также для обучения грамоте.
Воск разравнивали лопаткой и писали по нему буквы. Самая древняя русская книга — Псалтирь XI века (ок. 1010 г., более чем на полвека древнее Остромирова Евангелия), найденная в июле 2000 года, была именно такой. Книга из трех табличек 20х16 см, залитых воском, несла на себе тексты трех Псалмов Давида.
Берестяные грамоты уникальны тем, что, в отличие от летописей и официальных документов, дали нам возможность «услышать» голоса простых новгородцев. Основная масса грамот — это деловая переписка. Но среди грамот есть и любовные послания, и угроза вызвать на божий суд — испытание водой.
Широкую известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки семилетнего мальчика Онфима. Процарапав буквы азбуки, он напоследок изобразил себя в виде вооруженного воина, верхом на коне сокрушающего врагов. С тех пор мечты мальчишек не сильно изменились.
Подлинной сенсацией стала берестяная грамота №9. Это — первое на Руси женское письмо: «Что мне дал отец и родичи дали в придачу, то за ним (имеется ввиду — за бывшим мужем). А теперь, женясь на новой жене, он мне не дает ничего. Ударив по рукам в знак новой помолвки, он меня прогнал, а другую взял в жены». Вот уж, действительно, долюшка русская, долюшка женская…
А вот любовное письмо, написанное в начале XII в. (№ 752): «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался… хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Даже если я тебя по своему неразумению задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то пусть судит тебя Бог и я».
Интересно, что письмо это было разрезано ножом, обрывки завязаны в узел и выброшены в кучу навоза. У адресата, видно, завелась уже другая зазнобушка.
Есть среди берестяных грамот и первое на Руси предложение руки и сердца (конец XIII в.): «От Микиты к Анне. Пойди за мене. Я тебя хочу, а ты меня. А на то послух (свидетель) Игнат. » (№377). Вот так буднично, зато без обиняков.
Берестяные грамоты открыли нам поразительный факт почти поголовной грамотности городского населения древней Руси. Причем, русские люди в те времена писали практически без ошибок — по оценкам Зализняка, 90% грамот написаны грамотно (простите за тавтологию).
Из личного опыта: когда мы с женой студентами работали сезон 1986 г. на Троицком раскопе, была найдена грамота, начинавшаяся с оборванного «. янину». Много было смеха над этим посланием академику через тысячелетие.
Бродя по Новгородскому музею, натолкнулся на грамоту, которая может служить хорошей альтернативой заглавию известной книги Янина «Я послал тебе бересту» — «Я послал тебе ведёрко осетрины», ей-Богу, звучит лучше, заманчивее)).
По оценкам археологов, Новгородская земля хранит еще не менее 20-30 тысяч берестяных грамот. Но поскольку их обнаруживают в среднем по 18 в год, потребуется больше тысячи лет, чтобы извлечь на свет божий всю эту бесценную библиотеку.
О бумаге внукам. Часть 1. Из чего делают бумагу
Я счастливый дед, мои внуки очень деятельные создания и интересуются всем на свете. В том числе и изготовлением бумаги. Уже пробуют делать её на кухне. Эти несколько постов для них и их сверсников. Так как внуки у меня разного возраста, младшая выпускница детского сада, старшая почти выпускница вуза, рассказать им о производстве бумаги — задача не простая.
Тем не менее, постараюсь объяснить важность бумажного производства для удовлетворения насущных потребностей людей и для того, чтобы продемонстрировать, как промышленное производство при разумном хозяйствовании способно не вступать в противоречие с природой. Может быть посты заинтересуют и взрослых, не знакомых с производством бумаги и важностью ее производства для устойчивого развития нашей цивилизации. Об этом постараюсь рассказать по возможности коротко и понятным языком.
Из чего делают бумагу
ДРЕВЕСИНА
В наши дни, в большинстве случаев, бумагу делают из древесины. Древесину вывозят из леса. Так что производство бумаги и лес связаны друг с другом. Об этой тесной связи мы поговорим с вами обязательно, потому что это важно для того, чтобы понимать, что разумное бумажное производство не губит лес, а живёт с ним в добром соседстве со взаимной пользой.
Нужно отметить, что дерево не полностью может перерабатываться в бумагу.
ОТХОДЫ ПЕРЕРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ
Сразу отметим, что бумага может производиться как из деревьев, так и из отходов древесины, образующихся при производстве досок, бруса, реек, шпал и других строительных материалов, их ещё называют пиломатериалами.
Отходы деревообработки могут иметь разный размер. Здесь на рисунке они в виде обрезков досок, брусков, реек.
Отходы на этом рисунке гораздо мельче, они ближе к опилкам, но и опилки вполне сгодятся для производства бумаги.
МАКУЛАТУРА
Но и это ещё не все материалы, из которых делают бумагу. В некоторых странах до половины всей бумаги и картона в наше время делают из бумаги и картона, которые отслужили свою службу человеку. Эти бумага и картон называются макулатурой.
Макулатура – это использованная упаковка, упаковка товаров, молочных и других жидких продуктов; Это старые газеты, журналы, бумага из офисов, где на ней печатают и выбрасывают массу вариантов черновиков, прежде, чем напечатают так как нужно.
Макулатура образуется и в ваших школах, детских садах. Иногда в макулатуру попадают и книги. Это книги, в которых информация устарела и никому не интересна, или совершенно износившиеся книги. Хотя книги в макулатуре – это как-то не правильно и книга в макулатуре всегда привлекает внимание и часто вызывает жалость. Тем не менее про некоторые книги в народе говорят: “Это макулатура” и бывают правы… В развитых странах уже до 90 % образующейся макулатуры снова перерабатываются в бумагу и картон.
В наше время к целлюлозе и древесной массе на большинстве предприятий добавляется ещё и макулатура.
Бумага из одежды
Не так давно, ещё каких-то 150 лет назад, бумага производилась исключительно из старых тряпок (в которые превращается после носки наша одежда), из старых рыболовецких сетей, из старых парусов и канатов, снимавшихся с парусников. Началось производство бумаги из тряпья в городе Самарканде в VIII веке. В течение 10 веков бумагу делали из тряпья!
По улицам средневековых городов и селений ходили и ездили с повозками и коробами сборщики тряпья. Также как точильщики ножей, цыгане и нищие они были привычным зрелищем на улицах того времени.
На рисунке сборщица тряпья в немецком городе Нюрнберге.
С увеличением спроса на бумагу и появлением всё большего числа производителей, тряпья стало не хватать. Оно стало дефицитом. Правительствами принимались специальные законы, по которым жители должны были сдавать определённые количества тряпок для производства бумаги. Причём к бумажным мельницам (так назывались предприятия по производству бумаги) прикреплялись определённые жилые районы и поселения. В некоторых городах к каждой бумажной мельнице прикреплялись свои сборщики тряпья. Им выдавались специальное свидетельство. Число сборщиков для каждой мельницы строго ограничивалось.
На рисунке справа работницы на сортировке тряпья. В руках у них острые ножи, которыми они отрезают непригодные участки тряпок.
В самом конце эпохи тряпичной бумаги в 19 веке, тряпки после сортирования и первичной (были и последующие) очистки стали варить в таких вращающихся котлах с подачей в них горячего пара и с добавлнием соды. Это позволяло лучше распустить ткани на волокна.
Производство бумаги из тряпья – это, по сути, первое в истории человечества, производство нового материала из отходов. Первый случай восстановления или, как теперь говорят, регенерации отходов. Текстильные отходы превращались в дорогой и востребованный новый материал — бумагу.
Бумага в зависимости от источника тряпья, была определённого качества. По маркам бумаги можно судить об одежде людей позднего средневековья.
Вот какие ткани собирались в Германии и какие марки бумаги из них производились.
В поисках замены тряпью
В 19 веке начались поиски замены тряпью для изготовления бумаги, потребность в которой всё увеличивалась. Уже была изобретена машина, позволявшая производить бумаги не в отдельных листах, а непрерывным бесконечным полотном. Учёные и работники бумажных мельниц и появившихся бумажных фабрик — мануфактур, пытались найти достаточно дешёвый и распространённый материал, который бы заменил тряпьё.
Гораздо в меньших количествах, но всё же бумага производится и из соломы и из лубяных волокон: конопли, крапивы, льна.
В наше время, почти половина деревьев, которые люди заготавливают в лесу, идёт на производство бумаги и картона. В дальнейшем посмотрим как же большое красивое дерево превращается в тонкий лист бумаги? Честно говоря, это довольно длительный процесс. С момента поступления древесины на перерабатывающий завод до получения бумажного листа может пройти от нескольких дней до нескольких месяцев. Об этом в других наших постах серии “О бумаге внукам”.
Подробнее об истории производства бумаги в мире смотрите в постах История бумаги. Начало и История бумаги. Эпохи развития.
Пергамент
Содержание
Этимология
История
По свидетельству греческого историка V в. до н. э. Ктесия, кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» (διφθέρα) рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.
По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. цари Египта в эллинистический период, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем δέρμα, σωμάτιον а позднее, по месту главного производства — περγαμηνή (у римлян — membrana, с IV в. до н. э. — pergamena). Легендарным изобретателем пергамента считается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).
В период зарождения печатного дела был короткий период, когда пергамент и бумага использовались взаимозаменяемо, хотя большая часть Библии Гутенберга отпечатана на бумаге, сохранились и пергаментные версии.
Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. С тех пор и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками, для книгоиздания же — лишь в исключительных случаях.
Изготовление
В монастырском книжном обиходе средних веков пергаменные кодексы постепенно вытеснили папирусные свитки. С IV в. н. э. уже был распространён обычай писать богослужебные книги на пергаменте, и в Средние века для этой цели папирус почти не употреблялся.
Средние века знали два основных сорта пергамена: собственно пергамен (лат. pergamen ) и веллум (фр. velin от vellum ). Для изготовления пергамена употреблялись шкуры овец, баранов, телят, свиней и других животных. На велень шли шкуры новорождённых и особенно мертворождённых ягнят и телят. На юге Европы в Средние века употребляли козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции пользовались преимущественно телячьими. Из ослиной кожи пергамент не выделывался.
Пергамен был толще и грубее велени, но раннее Средневековье практически не знало велени, поскольку его начали широко применять в производстве книг только с конца XII в.
Вне зависимости от того, какие шкуры использовались, мастера-пергаменщики начинали с промывки шкуры и удаления наиболее грубого и жёсткого волоса. После этого шкуры подвергали золению, то есть длительному вымачиванию в известковом растворе. В извести шкуры выдерживали от трёх до десяти дней в зависимости от температуры окружающего воздуха, а затем промывали в воде. Это облегчало удаление волоса.
После выпадения волосяного покрова шкуры натягивали на деревянные рамы и мездрили, то есть отделяли от дермы нижний слой шкуры — подкожную клетчатку. Эта операция производилась при помощи полукруглых ножей. Затем шкуры шлифовали и выглаживали пемзой.
При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жиры, не удалённые при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету, и предотвращал растекание туши. Для отбеливания пергамента в него втирали муку, белки или молоко.
В Российской национальной библиотеке хранится рукопись святого Августина, писаная на превосходном, мягком и тонком, почти белом пергаменте, выделка которого представляет своего рода совершенство.
К писцам и художникам пергамент поступал разрезанным и, как правило, собранным в тетради. Преимущество пергамента над папирусом заключается в том, что на пергаменте можно писать с обеих сторон листа, а кроме того, его можно использовать повторно.
Переработка
В период с VII по IX века множество пергаментных манускриптов были соскоблены и смыты, чтобы использовать их повторно, хотя первоначальный текст можно прочесть и сейчас. Переработанные пергаменты получили название палимпсест. С развитием процесса переработки и появлением более совершенных технологий скобления первоначальный текст пропал.
Милиора ди Курки в работе «История и технология изготовления пергамента» писала, что пергамент не всегда белый: «Ченнини, мастер XV века, даёт рецепты окраски пергамента в различные цвета, включая пурпурный, индиго, зелёный, красный и персиковый».
В раннем Средневековье, подражая византийским манускриптам, таким как Россанский и Синопский кодексы или Венский Генезис, для особо роскошных рукописей мастера, кроме белого, использовали цветной, чаще всего фиолетовый пергамент, на котором писали серебром и золотом. Реже употреблялся жёлтый пергамент (лат. codex crocatus ; от crocus — шафран) или чёрный.
К таковым относится, например, «Серебряный кодекс» (лат. Codex argenteus ) — рукопись перевода Библии на готский язык, сделанного Вульфилой; она писана на цветном пергаменте серебром и хранится в Швеции, в Уппсале. В Российской национальной библиотеке хранится греческое четвероевангелие, написанное золотом на фиолетовом пергаменте — по преданию, рукой византийской императрицы Феодоры.
Компью А рт
В прошлом для предохранения книг от порчи и для украшения применяли переплетные крышки из пергамента, выделанного из свиной или телячьей кожи, из шагреневой кожи или сафьяна, которые зачастую украшали богатыми инкрустациями. В настоящее время наиболее распространенными материалами для изготовления переплетов являются переплетно-технические ткани, а также натуральные и синтетические материалы на различной основе. К переплетным материалам также относятся фольга для тиснения на переплетных крышках и швейные материалы.
Изготовление переплетно-технических тканей
С технологией текстильного производства целесообразно ознакомиться на примере изготовления хлопчатобумажных тканей, поскольку именно такие ткани наиболее часто используются в переплетных работах.
Изготовление пряжи
На первом этапе из хлопковых волокон получают пряжу. Прядение заключается в вытягивании ровницы (рыхлые жгуты с параллельно расположенными в них хлопковыми волокнами), то есть в уменьшении ее толщины и скручивании до получения нити установленной прочности и толщины. Прочность пряжи, а следовательно, ниток и тканей из нее зависит, во-первых, от длины и прочности исходного волокна, а во-вторых, от степени скручивания. Чем длиннее и прочнее волокно и чем оно сильнее закручено, тем прочнее будут нитки и ткани. Например, льняные нитки прочнее хлопчатобумажных, потому что исходное льняное волокно прочнее и длиннее, чем хлопковое. Нитки из более длинных волокон порвать труднее, так как эти волокна сцепляются на большей длине и прочно удерживаются между собой силами трения. Чем больше поверхность соприкосновения, тем больше сила трения. Крученые нитки и пряжа еще прочнее, так как при скручивании сила трения между волокнами возрастает.
Выработка тканей
Ткани вырабатываются из пряжи на высокопроизводительных автоматических бесчелночных пневматических ткацких станках. Нити, идущие вдоль ткани, называются основой, нити, идущие поперек ткани, — утком.
Для изготовления ткани нити основы располагаются горизонтально в натянутом состоянии. Часть из них, например нечетные, несколько поднимаются, и через образовавшийся между четными и нечетными нитями промежуток из сопла рапиры подается струя сжатого воздуха, которая пробрасывает уточную нить. После проброса на всю ширину станка уток захватывается зажимом и удерживается до полного выпрямления воздушной струей. Далее проброшенная уточная нить обрезается ножницами с правой и левой сторон и прибивается бердом к опушке ткани, образуя перевитую кромку. Одновременно отмеривающее устройство подготавливает очередную петлю уточной нити. Цикл повторяется с той разницей, что нечетные нити опускаются, а четные поднимаются, и снова между ними пробрасывается нить утка. Чтобы придать тканям плотность, каждую вновь проброшенную нить утка прижимают к предыдущим.
В старых челночных станках формирование кромки вырабатываемой ткани происходило самопроизвольно, причем каждая последующая проложенная челноком уточная нитка являлась продолжением предыдущей. При этом кромка, усиленная за счет повышенной плотности кромочных нитей основы, получается особенно прочной и надежной. Однако пневматические ткацкие станки работают бесшумно, к тому же они в три раза производительнее челночных станков.
Пряжу, используемую в качестве основы, пропитывают клеящими веществами, что придает ей повышенную прочность к трению и гладкость. Такая пропитка называется шлихтованием.
Переплетение нитей основы и утка может быть самым разнообразным. Простейшие ткацкие переплетения нитей – полотняное, саржевое и сатиновое – показаны на рис. 1.
Рис. 1. Виды переплетения тканей: а — полотняное; б — саржевое; в — сатиновое
К тканям полотняного переплетения, когда каждая нить утка перекрывает каждую нить основы, относятся бязь, миткаль, холст, марля, креп-шифон и др. При саржевом переплетении нить утка покрывает две нити основы и проходит под третьей. При сатиновом переплетении нити утка перекрывают от четырех до двенадцати нитей основы, а проходят под одной. К тканям сатинового переплетения относятся: сатин, атлас, ластик, молескин и др. Фактура ткани зависит как от вида переплетения, так и от толщины пряжи, а также от плотности нитей утка и основы, то есть их числа, приходящегося на нормированную длину (например, на 10 см) ткани.
Отделка тканей
Изготовленная на ткацком станке ткань называется суровьем. Для улучшения внешнего вида суровья и для придания тканям специальных свойств, например влагонепроницаемости, выполняется отделка: беление, окрашивание, аппретирование, глазировка или, наоборот, создание начеса (ворса), грунтование, а также тиснение.
Виды тканей
Дук — толстая, редкая, сильно аппретированная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, которая может быть окрашена в различные однородные цвета. Дук является хорошим материалом для изготовления цельнотканевых переплетов высокохудожественных изданий.
Рогожка — редкая, грубая, очень прочная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, цвет которой близок к цвету естественного волокна. Рогожка — великолепный оформительский материал при изготовлении цельнотканевых переплетов высокохудожественных изданий.
Переплетный коленкор
Переплетный коленкор представляет собой хлопчатобумажную окрашенную или неокрашенную ткань миткаль, на обе стороны которой нанесена пленка из крахмалистых веществ, минеральных наполнителей и органических красителей.
При изготовлении переплетного коленкора ткань-основу (миткаль) окрашивают в цвет грунта прямыми (кислотными) красителями, высушивают и разглаживают. Затем на изнаночную сторону миткаля наносят слой грунта массой 20 г/м 2 (в расчете на сухой остаток), состоящий в основном из крахмала, казеина, каолина и воды. Лицевую сторону переплетного коленкора подвергают одно- или двукратному грунтованию на грунтовально-сушильном устройстве. Для этого применяется тот же грунт, что и для грунтования изнаночной стороны, но с добавлением 0,5-1% красителей. Коленкор подвергают двукратному разглаживанию на фрикционном каландре и тиснению узора с помощью тиснильного каландра.
Переплетный коленкор, как правило, вырабатывается двух видов: КП — массой 170±15 г/м 2 (для изготовления переплетных крышек) и КФ облегченный — массой 135 ±5 г (для фальчиков).
Качество переплетного коленкора должно удовлетворять следующим требованиям:
Переплетный коленкор характеризуется матовостью поверхности, разнообразием расцветок и фактуры, технологичностью для тиснения фольгой и печатания переплетными красками. Основные недостатки переплетного коленкора:
Переплетный коленкор «модерн»
Коленкор «модерн» — это переплетный материал, у которого сохранены фактура и цвет ткани-основы — отбеленного или сурового миткаля, окрашенного органическими красителями. С помощью цилиндрического грунтовально-сушильного устройства на «модерн» наносится белый крахмалистый грунт с изнаночной стороны и прозрачный бесцветный — с лицевой. Затем прогрунтованный (аппретированный) коленкор дважды пропускается через фрикционный каландр, а иногда лакируется десятипроцентным нитроцеллюлозным лаком (см. ниже).
Переплетный коленкор с нитроцеллюлозной отделкой
Десятипроцентный нитроцеллюлозный лак при нанесении на переплетный коленкор частично впитывается в толщу материала, повышая сцепление крахмальной пленки с тканью-основой, частично остается на поверхности, улучшая внешний вид ткани и защищая ее от воздействия воды. Однако лакированный коленкор может быть липким, что зачастую приводит к слипанию переплетов с лакированными суперобложками, если книги с таким переплетом стоят рядом на полке.
Штапельные переплетные ткани
Штапельные ткани готовятся из искусственных или синтетических волокон, разделенных на отрезки (штапели), длина которых близка к длине натуральных, например хлопковых, волокон. Штапельное волокно может использоваться и для прядения в смеси с шелковыми и хлопчатобумажными волокнами. Производство тканей из штапельных волокон не требует применения сложных разрыхлительно-трепальных, чесальных, ленточных и других машин, а потому экономически эффективно. Качество штапельных тканей, как правило, выше качества тканей из натуральных волокон.
Переплетная штапельная ткань с открытой фактурой используется для изготовления переплетных крышек различных видов изданий художественной и научно-технической литературы.
Ледерин
Ледерин представляет собой хлопчатобумажную ткань — миткаль, — на изнаночную сторону которой нанесен слой крахмалистого грунта, а на лицевую — эластичная пленка из нитроцеллюлозы, пластификатора (касторового масла), пигментов и наполнителей. На поверхность ледерина с помощью тиснильного каландра наносится рельефный узор.
По внешнему виду и водостойкости ледерин напоминает натуральную кожу. Он не меняет своего внешнего вида и не теряет рельеф тиснения при намазке клеем. С обеих сторон полотна ледерина могут оставаться незагрунтованные кромки по 10 мм.
Ледерин имеет следующие свойства:
Ледерин характеризуется также повышенной упругостью, поэтому при изготовлении переплетных крышек нужно применять очень липкий переплетный клей, например костный. Пластификатор — касторовое масло — значительно снижает скорость высыхания переплетных красок при печатании на переплетных крышках. В процессе печатания переплетными красками или при тиснении фольгой ледерин из-за большой упругости и глубокого рельефа тиснения требует использования высокого давления. При тиснении цветная переплетная фольга слабо закрепляется на поверхности ледерина. Существенный недостаток ледерина — его высокая стоимость, что связано с применением дорогостоящих органических растворителей в процессе его изготовления. Кроме того, токсичность этих растворителей ухудшает условия труда.
При изготовлении ледерина в качестве основы может использоваться не ткань, а особо прочная кабельная бумага из небеленой сульфатной целлюлозы. Ледерин на бумаге дополнительно покрывается нитроцеллюлозным лаком, что повышает его механическую прочность и предохраняет переплеты от слипания.
По внешнему виду ледерин на бумаге ничем не отличается от тканевого, но значительно уступает ему в прочности, в особенности при перегибании и надрыве. Прочность сцепления нитроцеллюлозной пленки с основой у бумажного ледерина также значительно ниже, чем у тканевого. Кроме того, ледерин на бумаге, если он не имеет достаточно глубокого рельефа тиснения, может сильно скручиваться при намазке клеем. Главным достоинством бумажного ледерина по сравнению с тканевым является дешевизна.
Бумажный ледерин применяется для изготовления составных переплетов с тканевым корешком, а также в производстве беловых товаров.
Бумажный ледерин выпускается в рулонах. Его прочность на разрыв составляет не менее 7 кг, прочность на излом (число двойных перегибов) — не менее 300. При сгибании ледерина на бумаге не должны появляться трещины.
Переплетные материалы с латексным покрытием
Технические ткани с латексным покрытием представляют собой ткань-миткаль или бумагу, на оборотную сторону которой нанесен крахмалистый грунт, а на лицевую — пленка, состоящая из латекса (сополимера хлорвинила с винилиденхлоридом), крахмала, пигментов и наполнителей (каолин, литопон).
Полимерную пленку на лицевую сторону ткани наносят двукратным грунтованием с помощью цилиндрического грунтовально-сушильного устройства. Разглаживание загрунтованной ткани производится фрикционным каландром; тиснение узора — тиснильным каландром.
Переплетный материал с латексным покрытием имеет следующие преимущества по сравнению с ледерином:
Переплетные материалы с латексным покрытием на бумажной основе — это наилучшие заменители тканевого ледерина. Они имеют очень эффектный внешний вид и удовлетворительные механические показатели, в особенности на истирание, так как латексный грунт пропитывает бумагу и делает ее более прочной.
Дублированные переплетные материалы
Процесс изготовления дублированного переплетного материала включает следующие основные операции:
Подобные переплетному коленкору, дублированные переплетные материалы имеют хороший внешний вид и удовлетворительные механические свойства. Они просты в изготовлении, поэтому их применение экономически выгодно и перспективно для использования при выпуске изданий различного назначения.
Рис. 2. Виды швейных ниток: а — в три сложения; б — в четыре сложения; в — в шесть сложений
Переплетный поливинилхлоридный материал. Бумвинил
Переплетный поливинилхлоридный материал изготавливается термическим соединением ПВХ-пластиката (пигментированного и пластифицированного ПВХ) и бумаги-основы. Процесс изготовления такого материала автоматизирован и непрерывен.
Характерная особенность переплетного поливинилхлоридного материала — высокая механическая прочность, близкая к прочности натуральной кожи, а также эффектный внешний вид. Однако печатание обычными переплетными красками на этом материале затруднительно.
Переплетный поливинилхлоридный материал выпускается в широ ком ассортименте массой 300-600 г/м 2 различных цветов и с разнообразной фактурой поверхности.
Нетканые материалы
Для изготовления переплетных крышек и в качестве корешкового материала книжных блоков могут применяться нетканые клеевые материалы. Внешне они больше напоминают замшу, нежели ткани, поскольку лишены системы ориентированных нитей.
Производство нетканых материалов включает следующие операции:
Нетканые материалы однородны, не имеют ни продольного, ни поперечного направлений и отличаются достаточной механической прочностью (10-15 кг). Они легко и прочно приклеиваются к бумаге и картону различными клеями, почти не деформируются при увлажнении и не скручиваются.
Марля и каптал
Марля двуниточная полиграфическая — редкая, сильно аппретированная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Марля вырабатывается из суровой пряжи, имеет двуниточную основу и однониточный уток. Применяется для сшивания книг и брошюр на ниткошвейных машинах.
Аппретирование придает марле жесткость, необходимую для ее использования в производстве переплетов. Для аппретирования служат крахмалистые вещества, содержание которых в марле составляет около 30%. Жесткость марли должна соответствовать эталону. Не допускаются забитые аппретом ячейки, замятые и оборванные кромки, масляные пятна, дыры, пробоины, а перекос уточных нитей не должен превышать 50 мм по ширине куска.
Каптал — лента шириной 13-15 мм с утолщенным краем в 1,5-2 мм, называемым бортиком. Каптал ткут из различно окрашенных нитей. Он может быть шелковым, полушелковым и хлопчатобумажным.
Каптал наклеивают с двух сторон на корешки толстых книг (свыше 10 листов) для повышения прочности и улучшения их внешнего вида. Кроме того, бортик каптала предохраняет книги от попадания пыли между корешком переплета и блоком книги. Лента-каптал должна быть сильно аппретированной, ровной, без волнистости. В местах обреза по бортику не должно образовываться «кисточек».
Лента-каптал выпускается намотанной на бобину, а для ручных работ — в виде мотка.
Швейные материалы
Для сшивания книг, брошюр и других изданий применяют хлопчатобумажные и синтетические нитки, а также проволоку.
Хлопчатобумажные нитки
Хлопчатобумажные нитки, в зависимости от числа скручиваемых нитей пряжи (числа сложений), разделяются на три группы: в три, четыре и шесть сложений (рис. 2).
Чтобы нитки не раскручивались и имели глянцевитый вид, их аппретируют (шлихтуют, полируют), то есть покрывают тонким слоем клея. Для этого их помещают в кювету с клеевым раствором, а затем — в сушильную камеру, в которой они сушатся и одновременно полируются щетками, насаженными на вращающийся вал. Матовые нитки не полируют, их слегка подкрахмаливают. Готовые нитки для переплетных и других промышленных целей наматывают на бумажные патроны.
Толщина ниток зависит от толщины пряжи и от числа сложений. Нитки обозначаются номерами: 8, 10, 12, 16, 20, 30, 40, 60 и 80. Более тонкие нитки имеют больший номер. Для машинного шитья книг и брошюр обычно применяют нитки № 30, а для ручного шитья — более толстые нитки, до № 10 включительно.
Нитки должны быть крепкими и не рваться при сшивании книг и брошюр, а также при пользовании сшитыми книгами. Нитки не должны скручиваться и запутываться при их разматывании и шитье. Толщина ниток должна быть равномерной и постоянной для каждого номера. Нитки № 30 должны при испытании на разрывной машине — динамометре — показывать прочность не менее 1,5 кг, а нитки № 10 — не менее 2 кг. Растяжение ниток при этих условиях должно быть в пределах 3-5%.
Прочность ниток, как уже упоминалось, зависит от свойств исходного хлопкового волокна и от степени его закрученности — более длинные и тонкие сорта волокон и большая степень закрученности обеспечивают более крепкие нитки. От степени закрученности зависит также и гибкость нитей — слишком закрученные нитки не будут гибкими. Легкость раскручивания и запутывания ниток зависит от числа сложений и степени их аппретирования: чем больше нитей пряжи входит в состав нитки и чем лучше она аппретирована, тем менее поддается раскручиванию.
Синтетические волокна (нитки)
Синтетические волокна — капрон (перлон, силон) и анид (найлон, дидерон) — изготавливают из полиамидных полимеров. Для этого полимер расплавляют и продавливают через фильеры с отверстиями диаметром 0,25 мм. Тонкие струйки полимера, застывая, превращаются в волокна. Их подвергают вытяжке, при которой толщина нитей уменьшается в пять раз по сравнению с первоначальной. Так получаются очень тонкие (диаметром около 8 мкм) и очень прочные волокна — капрон и анид, из которых изготавливаются синтетические нитки, ткани и трикотаж.
Синтетические волокна — наилучший материал для сшивания книг и брошюр. Капроновые и анидные нитки гораздо тоньше хлопковых и в два раза прочнее их; блоки, сшитые капроновыми нитками, имеют меньшую толщину и меньшие по размеру отверстия от проколов, кроме того, при шитье устраняется «разлохмачивание» нитей и практически не происходит обрывов.
Натуральная и искусственная кожа
Натуральная кожа выделывается из шкур животных : крупного и мелкого рогатого скота, свиней, лошадей и др.
В строении шкуры различают несколько слоев. Дерма состоит из пучков волокон сложного белкового вещества коллагена. Шкура, освобожденная от волосяного покрова, эпидермиса и подкожной клетчатки, называется гольем. Чтобы получить кожу, голье дубят, а затем отделывают (красят, жируют, аппретируют, утюжат, тиснят и пр.). Дубление — важнейшая операция кожевенного производства. Дубленая кожа по сравнению с гольем имеет повышенную степень расчлененности волокон. Объем кожи и ее пористость в результате дубления увеличиваются. Поэтому дубленая кожа отличается прочностью, упругостью, малой теплопроводностью, хорошей влагоустойчивостью. Голье дубят растительными и минеральными дубителями: отваром дубовой коры, листьев растения сумахи, чернильными орешками (танином), а также хромовыми солями и др. Выделанная кожа имеет волокнистую структуру; задубленные пучки волокон коллагена, потерявшие способность растворяться в воде, прочно соединены между собой.
Для художественных переплетных работ применяют сафьян, искусственную и натуральную замшу. Во всех остальных случаях искусственную кожу — ледерин и его заменители.
Сафьян — это тонкая (0,4-1 мм) кожа, изготавливаемая из козьих шкур. Сафьян дубят растительными дубящими веществами, содержащимися в листьях растения сумахи. Сафьян с нанесенным на поверхность лицевой стороны тисненым узором называется шагреневой кожей.
Натуральная и искусственная замша
Замша натуральная — кожа жирового дубления, которая изготавливается из шкур молодых оленей, лосей, диких коз и овец. Шкуры этих животных имеют такой химический состав, что способны дубиться некоторыми жирами. Лицевая поверхность замши бархатистая. Замша пориста, мягка, эластична. Ворс, образующий бархатистую поверхность, должен быть густым и нерыхлым. Замшу для переплетных целей окрашивают в светлые тона. Толщина замши 0,4-1,5 мм. Содержание влаги в замше не более 24%.
Искусственная замша — переплетный материал, по внешнему виду напоминающий натуральную замшу. Получается запудриванием измельченным шелковым волокном в электрическом силовом поле поверхности миткаля, промазанной резиновым или изобутиленовым клеем. Ворсинки электризуются и принимают ориентированное вертикальное положение по отношению к поверхности подложки. Неприклеившиеся ворсинки удаляются электрическим силовым полем противоположного знака. Искусственная замша применяется для изготовления переплетов дорогих книг и альбомов. Она хорошо воспринимает тиснение фольгой.
Средства для повышения глянцевитости оттисков
Повышение глянцевитости может быть достигнуто лакированием оттисков или их ламинированием, то есть припрессовкой прозрачной полимерной пленки.
Лакирование
Лаки для покрытия переплетов готовятся из смолы и растворителя, главным образом спирта, так как его пары относительно безвредны для рабочих. Наибольшую глянцевитость оттиски приобретают при их лакировании с последующим каландрированием. Для этой цели используют лаки из термореактивных мочевино- или меламиноальдегидных смол, растворенных в сложных эфирах уксусной кислоты и кетонах.
Ламинирование переплета
Для ламинирования применяются териленовая, пропиленовая и ацетилцеллюлозная пленки, приклеиваемые к подложке, например, с помощью поливинилацетатного лака или спиртового раствора поливинилбутираля в качестве адгезива.
Лакирование и ламинирование не только улучшают внешний вид оттисков (повышение глянцевитости и насыщенности красок), но и значительно увеличивают их механическую прочность, предохраняют краски от разрушительного действия влаги и т.п. внешних влияний.
Переплетная фольга
Для тиснения на переплетных крышках надписей, рисунков и орнаментов применяют юбилейную (под цвет золота), бронзовую, алюминиевую и красочную фольгу. Фольга может быть как для горячего, так и для холодного тиснения.
Юбилейная переплетная фольга
Юбилейная переплетная фольга (под цвет золота) отличается очень хорошим блеском, не тускнеющим со временем, высоким качеством тиснения и прочным закреплением на переплетном материале. Представляет собой пластмассовую териленовую (лавсановую) подложку толщиной 20 мкм, на которую последовательно нанесены: восковой слой, желтый лаковый фильтровый слой, слой алюминия и слой поливинилацетатного или шеллачного грунта.
Вакуумное напыление алюминия слоем 15-30 нм происходит в следующих условиях: глубокий вакуум — 10-4 мм рт. ст., температура расплавленного металла около 1500 °С, температура в зоне напыления на подложку 80 °С, скорость движения воскованной и отлакированной пластмассовой подложки — 0,5 м/с.
Бронзовая переплетная фольга
При изготовлении бронзовой переплетной фольги применяют воскованную бумажную кальку или пластмассовую териленовую подложку, слегка подплавляют восковой слой и запудривают его бронзовой пудрой. Важная особенность этой операции — прикатывание бронзовой пудры к расплавленному восковому слою резиновыми валиками, так как это обеспечивает, во-первых, достаточную толщину и непроницаемость бронзового покрытия, а во-вторых, чешуйчатое ориентированное расположение бронзовых частичек и, следовательно, высокую отражательную способность. Избыток бронзовой пудры счищают щетками, а сверху фольгу лакируют шеллачным лаком. Последний закрепляет бронзовую пудру на поверхности воскованной подложки и обеспечивает прилипание слоя пудры при горячем тиснении на переплетных крышках.
Тиснение переплетной бронзовой фольгой первоначально имеет очень хороший вид и высокий блеск, напоминающий золото, но с течением времени сильно тускнеет, так как бронзовая пудра корродирует под действием атмосферных условий и, кроме того, недостаточно прочно закрепляется и осыпается с переплетов при продолжительном пользовании книгами. Более глубокое тиснение в известной степени защищает слой бронзовой пудры от стирания.
Алюминиевая переплетная фольга
Алюминиевая переплетная фольга изготавливается аналогично бронзовой, но вместо бронзовой применяется алюминиевая пудра. Алюминиевая фольга устойчива к коррозии в атмосферных условиях, но так же, как и бронзовая, недостаточно прочно закрепляется на переплетных крышках.
Если алюминиевую пудру окрашивать спиртовыми растворами основных красителей, например родамином С, то можно получить алюминиевую переплетную фольгу самых разнообразных оттенков: пурпурных, зеленых, синих и т.п. Однако такая фольга имеет очень ограниченное применение, поскольку с художественной точки зрения ее допустимо применять только для рекламных и открыточных изданий.
Красочная (цветная) переплетная фольга
При изготовлении цветной фольги на поверхность бумажной подложки (кальки) наносят расплавленный восковой слой, а после его охлаждения — слой краски из пигментов, наполнителей и спиртового раствора клея БФ-2 или поливинилацетатной эмульсии в качестве связующего. Нанесения шеллачного или другого покровного слоя красочная фольга не требует, так как она сама хорошо закрепляется на поверхности переплетного материала,
Тиснение на ледерине или другом переплетном материале без предварительной его грунтовки при подаче с рулона на механизированных прессах выполняется при 110-120 °С, на ручных — при 100 °С. При этом должен получаться четкий оттиск глубиной тиснения 80-150 мкм; пробельные места не должны забиваться остатками фольги. Рулонная фольга не должна рваться и прилипать к штампу.