На что указывает заголовок в нашей школе

Заголовок: какие бывают и как быстро их придумывать

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школе

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школе

Заголовок — часто боль любого, кто пишет. Хочется придумать идеальный, чтобы никто не прошел мимо, но это сложно: приходится перебирать множество вариантов, и времени иногда уходит, как на половину самой статьи.

Придумывать будет легче, если знать разные типы заголовков и понимать, что делает их интересными. В этой статье разбираем основные типы заголовков, правила их создания, примеры и антипримеры.

Что такое заголовок

Заголовок — название текста или любого другого информационного объекта: клипа, инфографики, раздела статьи, рекламного баннера. Заголовок помогает понять, что содержится в этом объекте, о чем будет информация. Обычно заголовок отделен от своего материала и первым привлекает внимание читателя: набран более крупным, жирным и заметным шрифтом, после него оставляют небольшое пространство.

Какую роль играет заголовок в статье

Заголовок нужен для двух основных целей. Первая — привлечь внимание, чтобы читатель зашел в материал. Вторая — разделить поток информации, чтобы в нем было легче ориентироваться.

Интерес и ожидания

Благодаря заголовку человек решает, интересна ли ему вообще эта тема. Заголовок в паре с иллюстрацией определяют, пойдет ли он читать статью, откроет письмо, кликнет по рекламному баннеру.

Кроме того, заголовок формирует ожидания — что именно читатель получит от этого объекта. Ваша статья может быть реально полезной, но если не отразить эту пользу в заголовке, ее не откроют и не прочитают.

Навигация

Вторая задача заголовков — навигация. Заголовки и подзаголовки работают как якоря на странице. Для примера взглянем на блог SendPulse, где благодаря крупным заголовкам можно легко найти интересные статьи:

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеЗаголовки помогают ориентироваться между разными материалами

Внутри статей тоже можно ориентироваться по заголовкам, но уже второго и третьего уровня. Сразу видно, что есть в статье, и можно перейти прямиком в нужный раздел.

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеВторостепенные заголовки обеспечивают навигацию по статье

Рубрики тоже могут выполнять роль заголовков для навигации. Например, когда одинаковыми хештегами обозначают посты в соцсети на определенные темы.

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеХештег в начале поста служит как заголовок и элемент навигации

Автоматизация email рассылок

Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.

Каким бывает заголовок

Расскажу про назывные и транзитивные заголовки, а также покажу несколько частных примеров.

Назывные и транзитивные заголовки

Прежде чем придумывать заголовок, лучше определиться — будете ли вы использовать назывной или транзитивный.

Назывной заголовок описывает, о чем материал, но не раскрывает деталей.

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеНазывной заголовок описывает содержание без уточнений

Транзитивный заголовок сразу передает главную мысль. Такие заголовки часто используют в новостях, чтобы было удобнее потреблять контент. Можно считать все главные новости прямо из ленты, а зайти только в самые интересные.

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеТранзитивный заголовок — по фактическому содержанию новости

Мнение

В заголовках-мнениях упоминают спикера и тему, на которую он говорит. Вот скриншот заголовка из издания о моде:

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеЖурнал упоминает известную персону

А вот пример заголовка-мнения из новостного издания:

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеИмя известного человека гарантирует материалу больше открытий

Цитата

Цитаты часто используют как заголовки для интервью. Отличный вариант, если герой выдал какую-то запоминающуюся и цепкую фразу.

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеБроская цитата привлечет внимание

Кликбейт

Кликбейт используют на платформах для массового производства и потребления контента. Зайдите на «Дзен», AdMe, «Лайфхакер» — увидите много приемов кликбейта разной степени этичности.

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеМожно использовать кликбейт, но с осторожностью

Главный прием кликбейта — разбудить простые эмоции, такие как зависть, любопытство, жажда развлечения. Кликбейтный заголовок обещает раскрыть какой-то секрет; употребляет выражения вроде «удивительный», «такого вы еще не видели», «каждый второй делает это неправильно».

Использовать эти приемы можно, если умело дозировать. Вот наша статья на эту тему: «Учимся использовать кликбейт с умом. Как создать кликбейтный заголовок или картинку».

Что такое заголовок 4U

Заголовки для продающих материалов можно строить по формуле 4U. Каждое U в этой формуле — это свойство, которым обладает информационный материал. Эти свойства показывают читателю, ради чего стоит изучить информацию.

Usefulness (польза) — ради чего стоит читать, какую пользу принесет.

Uniqueness (уникальность) — чем отличается от других аналогичных материалов.

Ultraspecificity (специфичность) — подробности, например, для кого конкретно предназначен.

Urgency (срочность) — срок, за который клиент получит пользу, или сколько будет действовать предложение.

Необязательно втискивать все четыре элемента в один заголовок. Используйте те, которые подходят по ситуации. Давайте посмотрим пример — это заголовок статьи на «Яндекс-Маркете», какую сумку или рюкзак выбрать для ноутбука:

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеЗдесь заголовок дополнен рубрикой и подзаголовком

Польза: защитить ноутбук.

Уникальность: мнение эксперта.

Специфичность: выбрать между сумкой и рюкзаком, найти баланс между сохранностью и удобством.

Срочность: нет.

Мы уже подробно рассказывали о том, как применять формулу 4U в маркетинге. Читайте статью от 4U с примерам на нашем блоге.

Как придумать хороший заголовок

Цепляющий заголовок получится, если соблюдать такие правила:

Разберемся по порядку.

Понять, кто ЦА

База для всего маркетинга — анализ целевой аудитории. Без данных о ЦА вам не сделать эффективный контент, рекламу или рассылки, это будет стрельба из пушки по воробьям.

Для составления продающих заголовков вам нужно понимать базовые вещи:

Сделать хороший контент

Еще один базовый пункт — это хороший контент. Если вы изначально выбрали сильную тему и верную подачу с учетом целевой аудитории, над заголовком долго думать не придется. Можно просто вынести в него полезное действие статьи, и люди пойдут читать.

Учесть пользу, социальное, эмоции

Люди потребляют информацию по трем основным причинам:

Блоги большинства диджитал-компаний, и в том числе SendPulse, построены на пользе. Мы пишем статьи, которые облегчат жизнь нашей целевой аудитории: помогут им экономить время и деньги и работать продуктивнее. В заголовках четко обозначаем, о чем статья, например:

Новостные издания больше ориентированы на социальный и эмоциональный интерес. Например, ниже — заголовок новости про историю со штрафом для Apple. В нем нет никаких секретных приемов, но новость интересная сама по себе: противостояние американского гиганта рынка и отечественной антимонопольной службы, плюс огромная сумма штрафа.

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеЗаголовок написан по факту содержания

Лайфстайл-издания сочетают все три фактора. В этой новости читателям предлагают повеселиться:

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеЗаголовок материала обещает зрителю развлечение

В этом материале заголовок доведен до абсурда — непонятно, как человек может запретить интернет, и это любопытно:

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеАбсурдность в заголовке мотивирует почитать статью

А тут сочетаются прагматика и любопытство, хороший пример кликбейта:

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеЗаголовок обещает пользу, но не раскрывает сути

Обозначить актуальность

В заголовке полезно аргументировать, почему и для кого актуальна эта новость. Например, таким заголовком заинтересуются те, кто играет в казино:

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеИз заголовка понятно, кому должна быть интересна новость

А это для тех, кто ищет трендовую обувь на весну этого года.

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеИз заголовка понятно, что текст актуален для зимы и весны

Подогнать длину под ограничения канала

Учитывайте канал, в котором разместите материал. Например, в заголовок (тему) email помещается в среднем 40 знаков на разных устройствах. Тут нужно учитывать, на каких устройствах чаще всего открывают ваши письма. Для наглядности ниже — скриншоты одного и того же почтового ящика при просмотре с мобильного и с компьютера.

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеКороткие заголовки писем одинаково хорошо читаются с телефона и компьютера На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеКороткие заголовки писем одинаково хорошо читаются с телефона и компьютера

Вот еще пример — сообщения в двух разных телеграм-каналах. В верхнем каждое сообщение начинается с мини-заголовка, который работает как рубрика. Благодаря этому сразу ясно, о чем идет речь в посте. А в нижнем предложение обрывается на середине слова. Это не страшно, но можно добавить удобства читателям и следовать первому варианту.

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеБлагодаря заголовку-рубрике понятно, о чем будет сообщение в канале

Вписать ключевые слова

Не забывайте о поисковых системах. Чтобы попасть в органическую выдачу, нужно добавить ключевые слова в текст и заголовок материала — так поисковикам будут проще понять, что статья подходит под запрос пользователя.

Статьи по теме:

Если вы изначально готовили список ключевых слов для статьи и работали по нему, то в заголовок лучше добавить ключевой запрос, который ищут чаще всего. Если же вы писали статью без оглядки на SEO, то и в заголовок не стоит специально искать и добавлять ключевики.

Вот какие небольшие приемы еще можно использовать для цепляющего заголовка.

Обратиться напрямую — «ты», «вы», тогда тема будет обращена конкретно к читателю, а не в целом к аудитории.

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеЗаголовок обращается к каждому читателю в отдельности

Добавить цифру в заголовок — это добавляет весомости, подогревает интерес. Например, если бы в заголовке ниже не было цифры, он походил бы скорее на нотацию. Ну да, есть жареное вредно, мы это и так знаем. Но с цифрой появляется уже ощущение реальной угрозы — риск инфаркта растет на треть.

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеЦифра в заголовке придает ему ощущение реальности

Подборки — всегда хороший формат контента, если подобрано что-то реально полезное. Используйте в заголовке слова «топ», «подборка», «столько-то инструментов».

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеПодборки показывают хорошую открываемость

Ошибки при составлении заголовка

Отметим основные ошибки при создании заголовков. Их четыре:

Нет конкретики

Если в вашем материале есть конкретный срок, цифра, название, польза — вынесите их в заголовок. Пример ниже — новость о том, что декларации нужно подать до определенного числа. Здесь явно нужно было поставить эту дату в заголовок, многим читателям лишь ради нее пришлось идти на страницу.

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеЗаголовок без конкретики

Как было бы лучше — вынести полезную суть в заголовок:

«Декларации о налогах нужно сдать до 30 апреля: онлайн, лично или почтой»

Не учли ЦА

Если вы пишете материал просто ради материала, получается бессмысленная трата времени. Но иногда выходит, что материал полезный, просто в заголовке сделали неправильный акцент.

Это пример взят на сайте информагентства в городе на 90 тысяч человек. Целевая аудитория такого издания — средний житель, которого интересуют местные мероприятия, здоровье и другие известные жители. Непонятно, что он должен вынести из такого заголовка.

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеЗаголовок, который не учитывает интерес ЦА

Хорошая проверка заголовка — представить себя на месте читателя и задать вопрос «И что?». Ну рассмотрели, и что? Почему это для меня важно? Зачем мне это знать? Может, в одном из решений планируют выделить больше денег в детский сад, а значит, туда купят новое оборудование, которого больше нигде в городе нет. И вот это уже важная для жителя информация, и ее бы стоило вынести в заголовок.

Как было бы лучше — написать о том, что в материале важно для читателей:

«Депутаты города N обсудили допфинансирование для детского сада “Зайчик”»

Длинно

Длинные заголовки — не проблема сами по себе. Они могут подходить под стиль вашего издания и классно демонстрировать материал.

Проблема начинается в основном при отображении в разных каналах. Вот, например, очень длинный заголовок на сайте среди коротких. Верстка некрасиво плывет.

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеДлинный заголовок плохо смотрится на странице

Если репостнуть эту новость в соцсети, заголовок обрезается:

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеВ превью для соцсети не помещается столько знаков

Как было бы лучше — оставить только самое важное:

«1000 кубов мусора с субботника в Подмосковье увезли на переработку»

Сложно

Снова новости от налоговой службы. Смысл новости — убедить людей записываться онлайн, чтобы не собирать очереди в офисе. Но вместо убеждения здесь сложное канцелярское выражение «приоритетный порядок».

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школеСлишком сложная формулировка в заголовке

Как было бы лучше — упростить и вынести пользу:

«Жителям города N: запишитесь в налоговую онлайн, чтобы не стоять в очереди»

Заголовок: что стоит запомнить

Заголовок — это первое одно или два предложения текста. Они сообщают читателю, о чем говорится в этой статье, письме, рекламе или видео. Заголовок играет две важные роли: привлекает внимание человека к информации и помогает в ней ориентироваться.

Чтобы написать хороший заголовок, нужно изучить свою целевую аудиторию: что ей важно, что волнует этих людей. Это могут быть:

Старайтесь выносить в заголовок конкретику: что, кто, сколько, куда и как. Любую конкретную информацию из вашей статьи, которая покажет ее ценность. Если материал оптимизирован под SEO, не забудьте добавить в заголовок ключевые слова. Следите за длиной, чтобы не плыла верстка страницы и заголовок не обрезался посередине.

Придумывайте отличные заголовки для своего контента, но не забывайте про грамотную дистрибуцию. Регистрируйтесь в SendPulse, чтобы наладить омниканальную доставку свежего контента своим подписчикам. Рассылайте сообщения через email, Telegram, Facebook, ВКонтакте и Whatsapp, SMS, web push и Viber. Работайте в одном удобном интерфейсе и повышайте конверсии!

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школе

Рассказываю, как делать по-настоящему крутые email рассылки. Помогаю найти баланс между заботой о клиенте и успешными продажами.

Источник

Исследовательская работа Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ (на основе заголовков статей газеты «Школьный дворик»)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ленинская средняя общеобразовательная школа»

Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ (на основе заголовков статей газеты «Школьный дворик»)

Авторы: Вотинова Диана, 9 класс

Руководитель: Мехоношина М.Н.,

учитель русского языка и литературы

1. Теоритическая часть. К вопросу об определении термина «заголовок».

Изучение заголовков в лингвистике. 6

2. Практическая часть. Практическое изучение заголовков

Мир тонет в колоссальном объеме информации. Порой бывает трудно найти то, что интересует именно нас, нелегко выбрать подходящий материал. Приходится использовать множество источников. И в их круговороте мы запоминаем только заголовки, являющиеся неким ориентиром в этом огромном царстве слова. Они не только определяют тему статьи, но и сокращают время, затраченное на поиски нужной информации, что, несомненно, важно для вечно «занятых» людей, для тех, кому дорога каждая секунда. Заголовки также отвечают интересам и увлечениям читателя, привлекают внимание к тексту, который так бережно охраняют. Ни для кого не секрет, что мы в первую очередь обращаем внимание на заголовок, а затем решаем, полезна ли для нас статья и информация, которую она содержит.

Заголовком сопровождались все документы и художественные произведения, так как они обобщали сказанное или написанное, что помогало в систематизации информации. Ныне эта языковая структура применяется не только в печатных СМИ, но и в телевизионных, где она используется для анонса новости или различных передач.

Составление оригинальных, запоминающихся заголовков было, есть и будет одной из главных целей для редакторов печатных изданий, интернет-источников, ведь от того, насколько вызовет интерес предложенный ими материал, насколько он «окупится», зависит уровень читательской заинтересованности, популярность того или иного издания. А «пресные» заголовки, не содержащие в себе никакой искорки, не «цепляют» читателя, а значит, снижают потребность в деятельности средств массовой информации и в представляемом ими материале.

Актуальность данного исследования определяется тем, что значимость заголовков в статье любого печатного издания неразрывно связана со спросом на предложенную печатным изданием информацию. Сейчас у людей все меньше времени искать нужный материал, что уж говорить о прочтении всей газеты ради его поиска. Значит, роль заголовка в печатных СМИ многократно возрастает, ведь только от него и зависит, будет ли прочитана и изучена статья. Так как целью любого издания является его растущая тенденция популярности среди детей, педагогов и родителей, то оно, несомненно, должно уметь ярко подать любой материал, несмотря на степень его актуальности. Использование заголовков в качестве средства языковой выразительности в газетных статьях позволяет добиться поставленной задачи и дополнить основной материал.

В нашей работе мы хотим изучить и классифицировать часть заголовков, содержащихся в статьях газеты «Школьный дворик». Данное печатное издание привлекло нас тем, что та информация, которую оно публикует, охватывает все сферы жизни нашей школы – литература, искусство, политика, общество, мораль и право, наука, быт, досуг, спорт и другие интересные для публицистики темы. Проблемы, поднятые в статьях, актуальны, «яркость» письма их авторов увлекает нас, читателей, всегда позволяет самим поразмыслить над описанным событием, узнать последние новости, узнать что-то о себе, о своём классе, о своих любимых учителях, о мероприятиях, в которых участвуют педагоги, учащиеся нашей школы.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1. представить определение заголовков;

2. выявить их функциональность в составе статьи;

3. провести анализ заголовков статей «Школьной газеты»;

4. классифицировать их.

Объект исследования – «Школьный дворик». Предметом изучения являются заголовки, встречающиеся в статьях данного печатного издания.

Гипотеза: учащиеся не всегда правильно могут ориентироваться в потоке информации

Нами применялись общеизвестные методы и приемы исследования:

✓ систематизация заголовков газеты «Школьный дворик»,

✓ сравнение и сопоставление названий статей,

✓ классификация заголовков в соответствии с выбранной типологией,

✓ литературный обзор используемых источников для написания исследовательской работы.

ü Для определения основных понятий использована литература и информация с образовательных сайтов Интернета

Изучение Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова помогло дать точное научное определение термину «заголовок». Этимологический словарь под редакцией Т.Фёдоровой был использован для того, чтобы дать краткую историческую справку данного слова, датировать его появление и развитие в русском языке. Изучение издание В.Г.Костомарова «Русский язык на газетной полосе» было проведено, с целью рассмотреть мнение лингвистов на заголовки как неотъемлемый элемент статьи, представить его в работе.

Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка используемых источников и литературы.

1. Теоретическая часть. К вопросу об определении термина «заголовок». Изучение заголовков в лингвистике.

Газета, как и любое печатное издание, с начала своего появления была призвана распространять информацию, рассказывать о новостях, произошедших в тот или иной период времени. Для любого журналиста суметь «подать» свою статью – главная цель, поэтому от точности заголовка зависит многое.

Существует множество определений слова «заголовок», отражающие разные значения этого слова, раскрывая тем самым его смысл. Чтобы достигнуть наиболее полного понимания, мы обратились к нескольким источникам.

Лингвист Т. Федорова датирует появление слова «заголовок» XVII веком. Происходило оно от слова русского «глава, что значило «раздел рукописи», первоначально «начало рукописи или книги», позднее «заголовок».

ЗАГОЛОВОК, заглавие ср. – выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено название его; самое название это. Заголовком называют также название отдела, главы книги. Заголовок – головяшка, передняя и загнутая кверху часть санного полоза. [1]

ЗАГОЛОВОК (заголовок неправ.), заголовка, м. Название книги, сочинения или части их; заглавие. [3]

ЗАГОЛОВОЧНОЕ СЛОВО (заглавное слово) англ. vocable. Слово как элемент словника (вокабула, черное слово), разъясняемое в словарной статье, выделяемое особым шрифтом и помещаемое в соответствии с принятой в данном словаре схемой расположения (алфавитной, тематической и т. п.). [3]

ЗАГОЛОВОК заголовок м. 1) То же, что: заглавие. 2) устар. Обозначение в начале листа в деловых бумагах ведомства и места, откуда и куда эти бумаги отправляются. [10]

Журналисты также выделяют понятия, тесно связанные с заголовком и составляющие его:

1) Подзаголовок – заголовочный элемент, в котором уточняется или

подчеркивается основная тема, проблема или какая-то другая существенная сторона материала.

2) Вводка – это особо выделенное вступление к материалу, подборке, иногда – целевой страницы. В водке дается максимум исходной информации о теме, проблеме публикации.

3) Вставка – это редакционное дополнение к материалу. Вставками могут являться отдельные примечания, комментарии, призывы. Они обособляются графически или ставятся в конце текста.

4) Рубрика – название определенного раздела газеты, журнала, а также её разновидность – рубрика-заголовок.

5) Эпиграф — фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами.

1.2 .Роль заголовков в печатных изданиях

Заголовок содержит ту информацию, которая, находясь в начале текста, будет прочитана первой, значит, он является самым важным элементом статьи. Он привлекает внимание читателя к тексту и является его стержнем. Успех и популярность статей, которые публикует то или иное издание, зависит от заголовка, от того, насколько он метко подобран. Заголовок может состоять из одного, пяти и более слов, но он должен быть эмоциональным, мощным по воздействию и ясным по смыслу. Это самый важный элемент текста рекламы, поэтому обычно набирается более крупным шрифтом, чем остальная часть статьи. Люди порой бегло просматривают прессу, замечая только заголовки, поэтому им должен быть понятен смысл всего обращения, передаваемый либо одним заголовком, либо комбинацией заголовка и изображения.

Анализируя ту или иную проблему, журналист выдвигает какую-то важную, с его точки зрения, мысль (идею), что-то подтверждает или отрицает, поэтому заголовок может отображать эту главную идею (главный тезис) выступления журналиста.

Многие известные лингвисты уделяли внимание выявлению роли заголовков в системе печатных изданий. Также К. Бове и У. Аренс, английские лингвисты, выделили шесть функций заголовка, на которые, по их мнению, должны обращать внимание журналисты при выборе заголовка для той или иной статьи:

Во-первых, он должен привлекать внимание. Это основная функция заголовка, ведь если заголовок не будет прочитан, то обращение, с которым выступает автор, не достигнет цели.

Во-вторых, заголовок должен быть нацелен на определенную аудиторию, он должен содержать в себе информацию, которая будет интересна конкретному читателю.

В-третьих, заголовок должен вводить читателя в главную часть текста.

В- четвертых, заголовок должен отражать главную мысль, которая важна и запомнится аудитории.

В-пятых, заголовок должен содержать информацию о статье.

В-шестых, заголовок должен отражать тот аспект статьи, который отличает его от других.

Лингвисты Гальперин. И. Р. и Веселова Н. А. полагают, что заголовки обладают следующими свойствами:

1) принадлежит тексту и предназначен к функционированию без него;

2) по своему содержанию «стремится к тексту как к пределу, а по

3) выполняет по отношению к тексту тематическую функцию;

4) именует текст, отсылая к нему, и вместе с тем является семантической сверткой всего текста.

Заголовки выделяют материалы на полосе и отделяют их друг от друга. Эту задачу выполняют все заголовки, несущие графически-выделительную функцию. Эта функция реализуется неязыковыми средствами: с помощью

шрифтовых выделений, использования цвета, графических средств, приёмов

вёрстки. Форма заголовка активизирует непроизвольное внимание читателя.

При первом знакомстве с заголовком реализуется также номинативная функция. Заглавия называют текст, представляя краткий обзор лиц того или иного события.

Заголовок участвует в формировании эмоционального воздействия на читателя, выполняя экспрессивную функцию. Её значимость для газеты определяется тем, что статья должна убедить читателя в тех положениях, которые защищает автор. Заголовок нередко включается в создание стилистических текстовых эффектов. Это возбуждает эмоции читателей, активизирует его фантазию, акцентирует внимание на отдельных смысловых и оценочных частях публикации.

Название материала помогает осознать смысл публикации, понять журналистскую мысль. В этом процессе участвует заглавие в своей информативной функции.

В «желтой прессе» самой главной является рекламная функция заголовка в привлечении внимания максимально большого количества самых разных людей – это главное для него. Именно эту сторону ценят в заголовке создатели и потребители бульварной прессы. Ради этого журналисты нередко выхватывают из контекста интригующие фразы, некорректно и двояко используют понятия, завлекая аудиторию, даже «на пустом месте». В прессе заголовок должен выполнять две главные задачи – показывать суть, содержания текста и привлекать внимание аудитории.

Таким образом, заголовок должен отражать сущность освещаемого события кратко, но ёмко.

1.3.Обзор истории газеты «Школьный дворик» от самого появления до наших дней

«Школьный дворик» — название нашей школьной газеты МБОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа». Свою историю газета начинает октября 2016 года по инициативе Утробиной Таисьи Витальевны, учителя истории и обществознания, руководителя кружка «Юный журналист» при поддержке администрации школы. Идея создания школьной периодики появилась намного раньше, а именно 2013 году. Название газеты придумывали очень тщательно, но в итоге остановились на этом, а предложила его Ковач Виктория, ученица 10 класса.

Кружок «Юный журналист» работает под руководством Кочетовой Любови Ивановны, учителя математики (она же является генератором идей) и Утробиной Таисьи Витальевны, учителя истории и обществознания.

Газета охватывает широкий диапазон тем — литература, искусство, политика, общество, мораль и право, наука, быт, досуг, спорт и другие интересные для публицистики темы. На её страницах публикуются все желающие, как обучающиеся, так и педагоги, родители.

Особую популярность приобрёл рубрика «Спорт». Статьи о соревнованиях, видах спорта, итогах в спорте пишет Бушуева Дарья, ученица 10 класса, корреспондент газеты.

В 2017 году корреспонденты школьной газеты, они же воспитанники кружка «Юный корреспондент» Ковач Виктория, Бушуева Дарья, Зубова Александра обучались в клубе юных журналистов при этнокультурном центре города Кудымкара. Все они получили диплом журналиста.

Конечно же, у кружковцев бывают проблемы. В школе не было цветного принтера, поэтому газета выходила в чёрно-белом формате, немногочисленным тиражом. Сейчас появился цветной принтер. Возможно, тираж газеты увеличится. Планируют распространять не только в школе, но и на селе.

Перспективы у кружковцев-корреспондентов:

1) Расширить состав участников школьной газеты

2) Принимать участие в конкурсах различного уровня

3) Расширить выпуск газеты

Глава 2. Практическое изучение заголовков газеты «Школьный дворик»

2.1. Изучение и классификация заголовков лингвистами

Вопросы, связанные с изучением специфики заголовка, неоднократно привлекали внимание лингвистов. Ученый Г. Г. Хазагеров обращает внимание на то, что заглавие является самостоятельной единицей, которая сама по себе выполняет информативную и экспрессивную функции.

Многообразие заголовков и их функциональность требовали создания их определенной классификации. Различные исследователи предлагают разные типологии и классификации заголовков печатных СМИ. Мы рассмотрели представленную типологию и проиллюстрировали ее часть примерами заголовков статей «Литературной газеты».

А. Тертычный классифицирует заголовки по принципу их важнейших функций. Так, по признаку связи заголовка с содержанием (номинативная или назывная функция) он выделяет три разновидности:

1) заголовки-темы. Они указывают на что-то или констатируют какой-либо факт. («4 февраля – Международный день безопасного интернета» (№5, 2015г.));

2) заголовки-ремы. Они дают характеристику лица, события, темы, проблемы. («Стыдно за «Родину» (№12, 2015г.);

— заголовок-метафора («Чистый лист бумаги требует правды» (№ 12, 2015.));

— заголовок-аллегория («Слабое звено» № 11, 2015г.));

— заголовок-каламбур («С чего начинался Есенин» № 14, 2015 г.));

По цели эмоционального воздействия на аудиторию А.Тертычный делит заголовки на следующие типы:

1. «интригующие» («Кто? Куда? Зачем?» ( № 12, 2015 г.));

2. «страшные» («О России – плохо или ничего» ( № 15, 2015 г.));

3. «сногсшибательные» («Год литературы – без книжных магазинов?» (№1 – 2, 2015г.));

4. «скандальные» («Митинговать или работать?» (№7, 2015г.))

Автор многих учебников по журналистике М. Шостак дает свою типологию заголовков. Она утверждает, что современным СМИ характерны заголовки, указывающие на основную новость и конкретизирующие ее:

1) заголовок-хроника, дублирующий саму новость: «День писателя», (№ 9, 2015 г.);

2) заголовок-«бегущая строка» (заголовок – начало материала, переходящее в текст);

3) заголовок-резюме, комментирующий события: «Несовместимые» (№5, 2015 г.)

4) заголовок-цитата: «Первый канал: «Мы живем в аду (№ 15, 2015 г.);

5) заголовок-интрига, побуждающий к дальнейшему чтению: «С кем выходить из тупика?» (№ 6, 2015 г.)

В своем исследовании заголовков М. Шостак выделяет «игровые» заголовки, с такими средствами выразительности, как:

4)Восклицание, вопрос, многоточие.

Классификация Т.А.Фадеевой выделяет заголовки в зависимости от целевых характеристик текста:

1. Тематический заголовок называет то, о чем пойдет речь в тексте, или обозначает место действия.

2. Сообщающий заголовок в самом общем виде дает возможность представить, о чем пойдет речь в тексте.

3. Эмоционально-оценочный заголовок обычно содержит эмоциональные или оценочные слова, слова с переносным значением.

4. Парадоксальный заголовок представляет собой соединение логически несовместимых понятий.

5. Проблемный заголовок типичен для текста, информация которого требует от читателя внимания к поставленному вопросу или заставляет порассуждать на заданную тему.

6. Побудительный заголовок побуждает нас к каким – либо действиям.

7. Цитатный заголовок представляет слова из текста, соотносимые с основной мыслью. В цитатных заголовках могут быть устойчивые выражения, афоризмы, пословицы и т.д. Цитатным может быть любой из видов заголовков.

В своей работе мы придерживались типологии М. Шостака, так как предложенная им классификация прослеживает связь заголовков и текста, что, по нашему мнению, повышает заинтересованность читателя в представленной статье, не обманет его. Мы классифицировали заголовки «Школьный дворик» с 2016 по 2019 годы по 5 группам:

В группе «Заголовок-хроника» содержатся слова, которые передают краткий обзор новости.

В группу «Заголовок-«бегущая строка»» входят заголовки, являющиеся началом статьи.

Группа «Заголовок-резюме» содержит заглавия, характеризующие события, описанные в статье.

Группа «Заголовок-цитата» состоит из заголовков, передающих мнение героя или общеизвестную фразу.

Группу «Заголовок-интрига» возглавляют слова, ставшие заголовками и увлекающие читателя своей оригинальностью.

2.2. Анализ и систематизация заголовков по классификации М. Шостака

Изучив несколько изданий газеты «Школьный дворик», мы классифицировали 81 заголовок по 5 группам. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

В группе «Заголовок – хроника» содержится 22 заголовка, которые кратко «пересказывают» новость. Это объясняется тем, что автор, используя такого рода заглавия, стремится больше придать написанному законченность, чем сделать его оригинальным, так как информация, изложенная в тексте, не требует особого волшебства для привлечения к себе внимания.

В группу «Заголовок – резюме» входят 28 слов, описывающих главную мысль статьи, потому что автор создает неповторимую оболочку тексту, используя литературные тропы, и тем самым заинтересовывает читателя, что и является его главной целью.

Группа «Заголовок – цитата» состоит из заголовков, содержащих известную фразу или реплику героя. Их всего 6, так как их напевность и близость к душе аудитории повышает интерес к статье, возникает желание познакомиться со статьей, которую они возглавляют и даже разузнать, почему подобрано такое высказывание, как оно соотносится с темой текста.

Группа «Заголовок – интрига» содержит 12 заголовков и является самой популярной. Это объясняется тем, что ощущение неизведанности и странности всегда побуждает к скорейшему познанию. Так, увидев оригинальный заголовок, читатель не может соотнести его смысл со статьей, не прочитав его, поэтому возникает некая заинтересованность в раскрытии заветной тайны. Конечно, интрига была, есть и будет беспроигрышным вариантом для составителей заголовков, так как именно они вызывают наибольший интерес читателя. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Заголовок – это неотъемлемая часть любой статьи, которую по праву можно считать некой опорой текста. Эффективность и популярность газетного текста зависит от того названия, который подобрал автор, ведь возможность прочтения того или иного материала определяется тем, понравится ли он читателю. Заголовок – это та же статья, но одновременно краткая и вмещающая в себя суть всего материала.

Заголовок как элемент текста воспринимается, с одной стороны, как самостоятельная языковая единица, с другой стороны, полноценный компонент материала, без которого они оба состояться не могут в полной мере. Его двойственная природа и определяет многие особенности.

Мы решили все поставленные задачи:

1. представили определение заголовков;

2. провели анализ заголовков статей «Литературной газеты»;

3. классифицировали их.

В своей исследовательской работе мы пришли к выводу о том, что для классификации заголовков следует прибегать к анализу с точки зрения способа их воздействия на читателя. Это помогает выявить те особенности, придерживаясь которых, можно написать эффектную и удачную статью, пользующуюся спросом у читательской публики.

В современном мире роль печатных изданий и их востребованность среди разновозрастной аудитории, к сожалению, падает, поэтому стремление редакторов газет, журналов к привлечению читателей, несомненно, возрастает. Использование красочных и оригинальных заголовков дает автору возможность привлечь читательское внимание. Сухие газетные заголовки пусть и имеют право на существование, но их употребление в не принесет желаемого успеха статье. Наличие интересных, цепляющих заголовков значительно увеличивает её ценность, что повышает актуальность и значимость печатных изданий среди нас, читателей!

Список используемых источников и литературы

2. Лексика русского языка: учеб. Пособие / А.В.Калинин. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 320 с.

6. Основы творческой деятельности журналиста. // Г. С Мельник, А. Н. Тепляшина. // СПб., 2004. с. 137.

8. «Муки заголовка» // Блисковский З. Д. // Москва, 1972. – 160 с.

9. «Сочиняем заголовок»// Шостак М. // Журнал «Журналист», №3, 1998

Название группы заголовка

Заголовок – бегущая строка

4 ноября в России отмечается день народного единства

В дар школьному музею

День добра и уважения

За здоровый образ жизни

Итоги первой четверти

С днём рождения, Пермский край

Предварительные результаты муниципального этапа

Советы психолога выпускнику, сдающему экзамен

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школе

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школе

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть фото На что указывает заголовок в нашей школе. Смотреть картинку На что указывает заголовок в нашей школе. Картинка про На что указывает заголовок в нашей школе. Фото На что указывает заголовок в нашей школе

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *