На что упал спрос в пандемию
Пандемия как стресс-тест: какие отрасли будут развиваться из-за вируса
Об авторе: Илья Паршин, генеральный директор образовательного сервиса Учи.ру.
Пандемия коронавируса изменила ожидания на 2020 год — мировую экономику ждет рецессия. По прогнозам Economist Intelligence Unit, она упадет на 2,2%, хотя должна была вырасти на 2,3%. Российскую экономику ждет спад на 2%. Сильнее всех пострадают Италия, Германия и Аргентина. Но если посмотреть не на общую картину, а на детали, то выяснится, что некоторые индустрии только выиграют — если, конечно, сумеют грамотно отработать повышенный спрос.
По данным Ozon, в России за первую неделю пандемии сильно выросли продажи некоторых категорий товаров: пользователи купили на 200% больше подписок на игровые сервисы и онлайн-кинотеатры, вырос спрос на настольные игры (150%), товары для хобби и творчества (120%) и книги (110%). Это лишь начало стресс-теста, который позволит нескольким индустриям найти новых клиентов и существенно вырасти.
1. Доставка и агрегаторы для всех
Во многих странах, где ввели карантин, закрылись непродуктовые магазины, рестораны, кофейни и другие бизнесы. В таких условиях они могут выживать только на доставке товаров, но онлайн-продажи и логистика — это отдельное направление, которое у многих компаний не налажено или вовсе не существует. Самый быстрый способ освоить этот канал продаж в кризис — обратиться к агрегаторам товаров и партнерам по доставке. Эти игроки выиграют и получат как новых В2В-пользователей, так и В2С аудиторию.
Технологические компании первыми осваивают спрос — например, гендиректор Gett в России призвал бизнесы подключаться к доставке. «Яндекс» под брендом Yango запустил свою доставку в Израиле. Отдельная история — агрегаторы по доставке еды. В России за первые выходные количество заказов увеличилось и у Delivery Club, и у «Яндекс Еды» — двух основных игроков рынка. Сервисы получают возможность не только увеличить выручку в моменте, но и нарастить аудиторию за счет скидок для новых пользователей.
В условиях повышенного спроса сервисам приходится адаптироваться под новые реалии: они внедрили бесконтактную доставку и выдали курьерам маски. Delivery Club обнулил комиссию у части локальных ресторанов и отказался от оплаты наличными. Кроме новых требований открылись и новые возможности: «Яндекс Еда» откроется в 32 новых городах в апреле, а Delivery Club запустили быструю доставку продуктов в Санкт-Петербурге с помощью сервиса «Самокат» и планируют запустить доставку лекарств совместно с агрегатором товаров из аптечных сетей «Все аптеки» от Mail.ru Group.
2. Образование из дома
Аудитория образовательных онлайн-проектов активно растет. Pearson, мировой лидер на рынке образования, отметил 400-процентный рост активности на онлайн-платформах компании. Компания дополнительно подключила к онлайн-обучению 24 тыс. учителей. В Италии, которая сильнее других пострадала от вируса, у Pearson появилось 500 тыс. новых пользователей. В Китае 278 млн учеников и студентов перешли на онлайн-обучение. Некоторым сервисам, предоставляющим инфраструктуру для онлайн-классов, пришлось увеличить пропускную способность в 20 раз — и им все равно сложно справиться с новой аудиторией.
В России ситуация похожая. Платформой «Учи.ру» стали пользоваться больше 7 млн школьников. Уникальных пользователей — 3 млн человек в день, это в шесть раз больше, чем было до введения карантина. С 23 марта по 5 апреля к сервису подключились многие школы и более 70 тысяч учителей провели занятия, используя инфраструктурный сервис платформы для проведения видео-уроков «Виртуальный класс». В ближайшие два месяца ожидается рост посещаемости в пять раз. В 2—2,5 раза вырос трафик платформы Skyeng на занятия для взрослых и детей. В «Нетологии» примерно на столько же увеличилось количество регистраций на курсы. Спрос растет и на продукты других игроков рынка.
Востребованность образовательной платформы Учи.ру значимо выросла за последний месяц. Платформой пользуется более 7 млн учеников, то есть каждый второй российский школьник. Согласно статистике платформы, одновременно на сайте находятся более 220 тыс. человек, а число уникальных пользователей в день превысило 3 млн. Кроме того, Учи.ру проводит бесплатные открытые онлайн-трансляции уроков для 1—8 классов, которые уже посмотрели более 4,5 млн раз.
Многие привлекают аудиторию бесплатным контентом, поэтому не стоит ждать выручки в два раза у всех компаний в отрасли. Однако через несколько месяцев многие новые пользователи могут превратиться в платящих клиентов и увеличить выручку платформ на 20—30%. Главная удача индустрии — это то, что тренд на онлайн-образование — и так заметный — усилится за время пандемии.
За время пандемии учителя, ученики и родители смогут адаптироваться к цифровому обучению и не будут воспринимать его как ненужное нововведение. Наконец, на него обратят внимание корпоративные заказчики: вместо офисных бонусов, недоступных во время изоляции (например, йога от компании и т.д.), они могут предложить сотрудникам онлайн-курсы на их выбор. Когда пандемия пройдет, все эти пользователи уже вряд ли уйдут в полный офлайн.
Удержать их смогут те компании, которые смогли перестроиться во время повышенного спроса: автоматизировать процессы техподдержки или увеличить пропускную способность сервисов, предложить новые онлайн-продукты взамен недоступных во время кризиса и глубже изучить пользовательские привычки, адаптировать курсы. Компании, которые не займутся оптимизацией и улучшением продуктов, могут не справиться со спросом и упустить новую аудиторию.
3. Повсеместный e-commerce — теперь с роботами
Еще один очевидный бенефициар сложившийся ситуации — онлайн-продавцы, которые готовятся к буму покупок. В России в преддверии нерабочей недели многие онлайн-ретейлеры расширили команды. Некоторые игроки рынка запустили рекламные кампании, чтобы привлечь новую аудиторию из тех, кто вынужден перейти на онлайн-покупки. Так, сайт «#СБЕРеги себя дома» рекламирует сервисы «Сбербанка», доступные в изоляции.
Пандемия даст не только краткосрочный эффект. Потребительские тренды развернутся в сторону e-commerce — если до пандемии онлайн-торговля должна была превысить традиционную только в 2036 году, то теперь это может случиться раньше. Отток аудитории после пандемии возможен, но спрос скорее всего сократится лишь в сравнении с периодом изоляции. Дело в том, что покупки онлайн протестируют люди, которые раньше ими не пользовались, и часть своих покупок они перенесут в цифровой мир.
Еще наберет силу роботизация торговли — собирать и доставлять товары роботам в нынешних условиях безопаснее, чем людям, и они могут справиться с большим объемом заказов. К тому же автоматизация торговли поможет всем продавцам справиться с экономическим кризисом после пандемии — это поможет оптимизировать расходы и не продолжать платить огромному штату линейных сотрудников.
Ретейлеры и производители инвестируют в технологии, которые способны автоматизировать процессы. 41% участников исследования аудиторской фирмы EY заявили, что именно так они готовятся к посткризисной жизни.
4. Врачи, психологи и здоровый образ жизни онлайн
Пока врачи по всему миру борются с коронавирусом, потребность пациентов с другими заболеваниями в медицинской помощи не пропадает. Растет спрос у тех людей, которые раньше не так активно ходили к врачам — ситуация побуждает беспокоиться о своем здоровье. Во многих странах ресурсов обычной медицины на них уже не хватает. К тому же, люди меньше хотят ходить в больницы и поликлиники, боясь заразиться. Некоторые сервисы на этой волне привлекают новых пользователей: например, крупнейший французский сервис телемедицины Doctolib отменил плату за консультации по коронавирусу.
Наступает время телемедицинских сервисов — из-за пандемии компании этой отрасли в России просят быстрее принять поправки в закон, которые позволят развиваться рынку. В некоторых регионах ее уже включили в ОМС — так, в 2020 году сеть клиник «Доктор рядом» планировала провести около 100 тыс. консультаций по ОМС в Сахалинской, Калужской и Свердловской областях.
Хотя считается, что в стране консервативная аудитория в том, что касается походов к врачам, еще до пандемии появились прогнозы о росте спроса на телемедицину: в ближайшие годы он должен был вырасти на 40—50%. Вероятно, пандемия ускорит темпы роста индустрии и приведет новых пользователей, потребительские привычки которых сохранятся и после карантина.
Вырастут и смежные отрасли — онлайн-консультации психологов и услуги по поддержанию здорового образа жизни. У некоторых платформ по поиску психотерапевта спрос уже вырос на 30—40%. Проекты, помогающие следить за здоровьем, смогут привлечь аудиторию, которая в условиях пандемия задумается о своем состоянии.
5. Сервисы для связи как мост к новому дистанционному миру
Один из главных курьезов инвестиционной среды в марте — повышение стоимости акций компании Zoom Technologies на 557%. Правда, это не компания, которая развивает резко ставшую популярной платформу Zoom (за ней стоит Zoom Video Communications). Инвесторы перепутали фирмы из-за схожести названий и это отлично иллюстрирует ажиотаж по поводу сервисов видеосвязи и организации рабочего пространства в условиях пандемии.
Огромная часть мира перешла на удаленную работу и IT-компании столкнулись с нагрузками, на которые они не рассчитывали. У Microsoft Teams появилось 12 млн новых пользователей за последние несколько недель, Google Hangouts Meet каждый день растет на 60%. Увеличивается популярность не только сервисов по видеосвязи, но и любых продуктов, позволяющих организовать удаленную работу: мессенджеров для бизнес-задач (вроде Tada.team, корпоративный инструмент для общения с встроенной системой управления задачами, личными и групповыми звонками, интеграциями с корпоративными системами) и других программ. Перед подобными сервисами стоит вызов — справиться с огромным спросом и завоевать огромную аудиторию.
После пандемии отношение к онлайну изменится — он станет не просто инструментом, а равноценным пространством для жизни и работы. Многие компании поймут, что часть рабочих процессов можно эффективно перенести в онлайн. Бизнесы в сфере развлечений обнаружат, что трансляции открывают им дополнительный канал продаж и помогают привлечь новую аудиторию. А обычные пользователи прочувствуют, что в онлайне у них уже сформировались традиции и привычки, от которых не хочется отказываться. Сервисы видеосвязи и организации рабочего пространства станут той базовой инфраструктурой, за которую будут готовы платить очень многие.
6. Кибербезопасность против онлайн-вирусов
Мир в онлайне — это не только удобство, но и дополнительные возможности для кибермошенников. Вместе с ростом удаленной работы и онлайн-общения они активизировались: за три недели марта количество фишинговых атак, связанных с коронавирусом, выросло на 667% по сравнению с февралем. Злоумышленники заманивают жертв информацией о пандемии и том, как защититься от вируса, и выманивают у них логины и пароли к различным сервисам, данные кредитных карт, личную информацию или просто обманом получают деньги на «пожертвования».
В таких условиях растет спрос на компании, занимающиеся информационной безопасностью. Чем больше мир перейдет в онлайн, тем больше выиграют VPN-провайдеры, производители антивирусных решений и разработчики другого ПО для обеспечения безопасности.
Когда пандемия закончится, компьютерные вирусы останутся — и в новом мире победивших онлайн-услуг защита данных выйдет на первое место.
7. Банк на удаленке
Финтех — одно из направлений, которое выиграет от повсеместной социальной дистанции. Банковская отрасль Европы и США крайне консервативна: раньше внедрение технологий занимало там годы, а не месяцы, как в России. Бесконтактная оплата смартфоном, к которой привыкли российские туристы, все еще вызывала удивление за рубежом, а о готовности использовать биометрическую идентификацию вместо ввода пинкода сообщали только 34% миллениалов в США и Великобритании.
Дистанционное взаимодействие с банком тоже не пользовалось популярностью на Западе. Необанки — полностью цифровые банки без отделений — готовы использовать только 3% миллениалов в США, 1,5% поколения Х и 0,8% бэби-бумеров. Российские необанки вроде банка для бизнеса Точка давно предлагают полностью удаленное открытие счета: все необходимое курьер привозит домой. В карантин работа с цифровыми банками становится единственным безопасным выходом для индивидуальных предпринимателей и предприятий малого и среднего бизнеса. В недалеком будущем даже самым консервативным банкам придется так или иначе адаптироваться к удаленному формату работы с клиентами или же терпеть убытки.
Еще один неизбежный спутник кризиса — финансовые сложности сотрудников. На помощь приходят приложения-посредники между работодателем и работником, которые позволяют получить деньги до официального дня выплаты зарплаты. В отличие от кредитов, такие опции не увеличивают финансовую нагрузку на сотрудников, а помогают им справиться с внезапными тратами. В рамках поддержки персонала на фоне COVID-19 крупнейшая сеть оптовой и розничной торговли Walmart открыла сотрудникам бесплатный доступ к приложению Even, где можно снять зарплату раз в неделю. В России аналогичные услуги предлагает сервис «Деньги Вперед»: представители компании рассказали, что только за последний месяц подключили сразу четыре компании с общим штатом около 15 тыс. сотрудников.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.
Розница подхватила вирус: как пандемия повлияла на российскую торговлю
Оборот розничной торговли в прошлом году упал на 4,1% на фоне ограничительных мер, введенных из-за пандемии коронавируса. Эксперты НИУ ВШЭ отмечают, что больше всего в кризис пострадали небольшие торговые компании и региональные сети, и прогнозируют дальнейшую консолидацию рынка. При этом, значительный стимул для развития получила онлайн-торговля, и традиционные ретейлеры вынуждены трансформировать бизнес, чтобы выдержать конкуренцию.
Центр исследований структурной политики, Институт анализа предприятий и рынков и Институт «Центр развития» ВШЭ провели научный семинар, посвященный влиянию пандемии COVID-19 на розничную торговлю и тенденциях послекризисного развития отрасли. Семинар стал частью проекта Вышки по анализу реакции ведущих отраслей российской экономики на коронакризис. Проект реализуется при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Директор Центра исследований структурной политики ВШЭ Юрий Симачев пояснил, что розничная торговля – это весьма сложный и неоднородный сектор экономики, важный с позиции инноваций и трансформации бизнеса. Ее оборот в 2019 году составил 33,1 триллиона рублей, это восьмой показатель в мире. Розничная торговля дает около 4,8% ВВП России, в ней занято около 12 миллионов человек.
Нынешнюю ситуацию характеризуют переосмысление назначения традиционных магазинов, их комбинация с общественным питанием и развлечениями, усиление конкуренции на рынке с одновременной консолидацией ключевых игроков. Выросло число торговых платформ и их роль в торговле, увеличилась доля продовольственного ретейла в торговом обороте. В 2005-2019 гг. значительно – с 40,2% до 70,1% – выросла доля магазинов самообслуживания.
На пять ведущих розничных сетей в России приходится 29% оборота, ожидается, что их роль возрастет. Например, на пять ведущих сетей в Германии приходится 74% оборота, во Франции – 56%
Заместитель директора «Центра развития» Светлана Мисихина отметила высокое качество статистики торговли. Она хорошо устроена, с ней легко работать и сделать достоверные выводы о влиянии снижения доходов населения на отрасль, что не всегда можно сделать в других секторах.
Розничная торговля в России по сравнению с рядом других стран отличалась высоким ажиотажным спросом и впоследствии резким падением. На докризисную ситуацию в отечественной торговле негативно влияли сокращение доходов населения, ужесточение нормативно-правового регулирования (санитарно-гигиенического, правил расстановки товаров и запрет возврата скоропортящихся продуктов), уход из страны значительного числе ретейлеров, а также санкции и контрсанкции.
В пандемию обострились проблемы вызванные прежними решениями, касавшимися регулирования отрасли, в частности, высокие ставки эквайринга и введение маркировки товаров, которое требует дополнительных затрат, увеличение НДС. За прошлый год оборот розничной торговли снизился на 4,1%, в том числе продовольственного сектора – на 2,6%, непродовольственного – на 5,2%, при этом продовольственный сегмент восстанавливался быстрее.
Карантин стимулировал рост электронной торговли, а компании, которые начали переход в онлайн заранее, оказались в выигрыше. Они стремятся персонализировать общение с потребителем, развивать собственную доставку или партнерство с транспортными компаниями. Санитарные ограничения изменили отношения с поставщиками и покупателями, развивались контакты с маркетплэйсами, для сохранения оборота были запущены межсезонные ранние распродажи.
Негибкость отношений с арендодателями ударила по небольшим торговым фирмам, многие из которых не имели возможности договориться о снижении или рассрочке платежей. Кроме того, отмена единого налога на вмененный доход, трактовавшаяся как мера, уравнивавшая условия работы участников рынка, усложнила положение малого бизнеса.
Роль государства в кризис оказалась двоякой: оно пыталось поддерживать отрасль, но одновременно усилило давление с целью удержать цены и не допустить дефицита товаров на полках магазинов. Больше поддержки досталось крупным компаниям, но субсидии населению и отсрочка арендной платы помогли и малому бизнесу. Компании второго эшелона и региональные сети получили меньше помощи.
Эксперты Вышки полагают, что после кризиса консолидация отрасли продолжится. Еще одной важной тенденцией стало появление на рынке игроков из других секторов – Сбера, Тинькофф и других компаний. Налицо также изменение бизнес-модели: переход к гибридным вариантам торговли, интеграции торговли и производства, покупке сельхозпредприятий и компаний по производству продуктов.
Торговля также все больше становится частью индустрии развлечений, а поход в магазин превращается в социокультурный фактор
Издержки и требования безопасности толкают ретейлеров к цифровой трансформации, в частности более масштабному внедрению касс самообслуживания. Новая ситуация стимулировала также спрос на менеджеров в онлайн-ретейле и руководителей, способных провести цифровизацию бизнеса.
Ведущий научный сотрудник Центра исследований структурной политики ВШЭ Анна Федюнина отметила, что в сфере торговли есть региональные особенности. В период действия ограничительных мер отмечались проблемы с доставкой в малые населенные пункты из-за состояния дорожной сети, что сдерживало онлайн-торговлю. Соответственно, для ее развития необходимо решение проблем доставки «последней мили».
Юрий Симачев считает, что традиционные форматы торговли продолжат работу, хотя и будут меняться. Россия – это не только крупные города, где есть большие торговые и развлекательные центры. Форматы, которые направлены на общение, продажу продукции местных производств и промыслов, сохранятся, особенно в провинции. В сельской местности магазин долго будет оставаться центром общения.
Анна Федюнина добавила, что помочь традиционной торговле может желание потребителя изучить, в прямом смысле пощупать то, что потом можно заказать в интернете, поэтому сохранится сочетание прежних и современных форматов. Темпы перехода в онлайн будут разными для разных сегментов, считает главный научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Татьяна Долгопятова. Для некоторых из них, в частности, одежды, важны тактильные ощущения.
Директор союза независимых сетей России Сергей Кузнецов отметил снижение уровня доходности во всех сегментах торговли – даже у крупных компаний он не превышает 4-5%. Это сказывается на фирмах с низкой маржинальностью и приводит к уходу игроков из продовольственного сегмента. Запрос на онлайн-торговлю, по его мнению, был заметнее в непродовольственном секторе. Опыт пандемии показал, что опасения покупки через интернет товаров низкого качества не оправдались. Тем не менее, после снятия ограничений доля онлайн-торговли в продовольственном сегменте несколько снизилась.
Кризис 2020 года показал необходимость снизить ставки эквайринга, обеспечить гибкость отношений между арендодателем и торговыми компаниями, в том числе облегчить малому бизнесу получение своих площадей, считают авторы исследования. Он также обострил вопрос госконтроля и регулирования цен. Следует изменить и практики регулирования в целом: попытки принимать законы в прежней идеологии означают, что они устаревают к моменту издания, императивные нормы следует заменить диспозитивными, считают эксперты Вышки. Изменения регулирования торговли потребуют серьезной подготовки и проверки их действия в пилотных проектах, своего рода «регуляторных песочниц», полагает Юрий Симачев.
Российскому авторынку предрекли шок в 2022 году
Благодаря бурному росту продаж в первом полугодии российский авторынок еще имеет шансы закончить 2021 год «в плюсе». Однако последние полгода продажи новых машин уверенно катятся вниз, и в наступающем году вряд ли вернутся к росту.
Если в 2019-2020 годах продажи росли (несмотря на временный провал в 2020-м из-за пандемии), то во второй половине 2021-го наметился устойчивый тренд на их снижение. При этом средневзвешенные цены, которые в предыдущие два года росли сравнительно равномерно, в этот период показали просто взрывной рост.
На волне всеобщего дефицита уже сейчас китайские производители укрепляют свои позиции в нашей стране, перехватывая часть аудитории у других брендов, и в следующем году эта тенденция продолжится, считает аналитик «Дрома» Игорь Олейников.
По его мнению, в 2022 году премиальные бренды, вероятно, будут иметь преимущество на российском рынке и смогут минимизировать падение продаж, несмотря на рост цен и дефицит микрочипов. Однако это вряд ли повлияет на расклад сил на рынке: бюджетный сегмент и модели таких марок как Lada, Hyundai, Kia и других, несмотря на падение, всё так же будут доминировать на рынке.
Как считает Игорь Олейников, в 2022 году на российском рынке по-прежнему можно будет наблюдать рост цен и дефицит машин из-за недостатка электронных компонентов. Ситуация с нехваткой автомобилей может стабилизироваться ближе к третьему кварталу 2022-го, но надо понимать, что процесс восстановления рынка будет постепенным и предложение выйдет на допандемийный уровень в лучшем случае в 2023 году. При этом будет постепенное снижение спроса, так как цены на автомобили растут.
Коронавирус и бизнес: кто выиграл и кто проиграл в условиях карантина
Автор фото, Getty Images
Пандемия коронавируса нанесла серьезный урон мировой экономике, но режим локдауна, при котором людям предписано не выходить из дома, за исключением крайней необходимости, оказался очень прибыльным для некоторых компаний.
Но даже в этих случаях не все так просто. Например, многие теперь делают покупки в интернете. Казалось бы, это замечательная новость для компаний, предоставляющих такую услугу.
Несомненно, кто-то на этом хорошо заработал. Но показатели гиганта интернет-торговли Amazon выгладят куда менее радужно.
Покупатели массово заходили на сайт Amazon, объем продаж составлял около 11 тыс. долларов в секунду. Котировки акций Amazon резко пошли вверх.
Автор фото, Getty Images
Расходы из-за коронавируса
С января по март доходы компании резко возросли, но также резко возросли и расходы, связанные с приемом на работу дополнительно 175 тыс. человек.
Это больше прибыли Amazon за первые четыре месяца 2019 года (2,5 млрд долларов).
Amazon уже много лет не хочет иметь дела с профсоюзами, утверждая, что предпочитает напрямую обсуждать с сотрудниками их проблемы и озабоченности.
До заявления о выделении 4 млрд долларов на защиту от коронавируса компания подвергалась критике за то, как она обеспечивает безопасность своих работников в условиях пандемии.
Netflix лидирует
В карантине люди стали все чаще смотреть в интернете фильмы и сериалы. Эта тенденция наблюдалась и до пандемии, но в условиях карантина она стала еще более очевидной.
За последние два года общее число посетителей кинотеатров в мире возросло на 18%, а количество подписчиков Netflix за тот же период увеличилось на 47%.