На что влияет итоговое сочинение в 11 классе
9 главных вопросов про итоговое сочинение в 11 классе
5 декабря 2018 года российские школьники пишут итоговое сочинение, которое служит допуском к ЕГЭ. «Мел» подготовил ответы на главные вопросы родителей и школьников, которые могут пригодиться и до, и после экзамена.
1. Когда и как можно написать итоговое сочинение?
В 2018/2019 учебном году предусмотрено три даты, которые приходятся на первую рабочую среду декабря, февраля и мая — это 5 декабря 2018, 6 февраля 2019 и 8 мая 2019.
На написание сочинения отводится 3 часа 55 минут. Рекомендуется писать не меньше 250 слов, в противном случае ученик автоматически получит «незачёт». Если вы рассчитываете на дополнительные баллы, наш блогер рекомендует рассчитывать на объём в 350 слов.
«Считаются, кстати, абсолютно все слова, даже служебные, так что если перед тобой стоит задача просто получить зачёт, а творческого вдохновения на большие объёмы не хватает — обязательно запомни, что нужно набрать хотя бы 251 слово, поэтому займись подсчётами после написания работы. Если хватать не будет — придётся постараться и добавить что угодно: вводные конструкции, междометия, предлоги и так далее».
2. Обязательно ли писать итоговое сочинение?
Да, обязательно. С 2014 года без оценки за итоговое сочинение выпускника не допускают к ЕГЭ, а значит, без него школу он не окончит.
Исключение — ученики с ограниченными возможностями здоровья и те, кто учится на дому по медицинским показаниям. Они могут отказаться от сочинения, но вместо него будут писать изложение. Также писать изложение могут ученики специальных закрытых учебно-воспитательных учреждений и те, кто отбывает наказание в местах лишения свободы.
3. Почему к итоговому сочинению стоит подготовиться заранее?
Оно может сыграть большую роль при поступлении. Например, в Высшей школе экономики итоговое сочинение прибавляет до десяти дополнительных баллов к тем, которые ученик получит за ЕГЭ. В МГУ можно получить до трёх баллов.
Но это не значит, что если учебными достижениями вы похвастаться не можете, то обречены на провал на итоговом сочинении. По статистике, успешно справляются с экзаменом 98% российских выпусников.
Чтобы войти в их число в этом году, воспользуйтесь советами блогеров «Мела». Например, они рассказывали, как подготовиться к итоговому сочинению и вести себя прямо на экзамене. А какие произведения нужно читать перед экзаменом, если до того вы не были очень внимательны к школьной программе, вы узнаете из этого блога.
«Абсолютно каждый год нам приходится переучивать учеников, напоминая им, что декабрьское сочинение и 25 задание из ЕГЭ по русскому языку — разные работы, и нельзя их смешивать. И это, наверное, самое сложное, ведь сначала мы ставим их в строгие рамки ЕГЭ: проблема — комментарий — позиция автора — аргументы. А сейчас уводим их от этого шаблона, чтобы после декабрьского сочинения снова к нему вернуться. Очень часто ученики задавали мне вопрос: „А как понять в итоговом сочинении позицию автора?“. А её нет, как нет и определённого плана. Сочинение в декабре — это как раз та свобода, за отсутствие которой так ругали ЕГЭ».
4. Какие темы сочинения будут в 2018/19 учебном году?
Тематические направления всегда сообщаются заранее. После Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) разрабатывает конкретные темы или подбирает тексты изложений, но они всегда остаются в рамках заранее объявленных направлений. Формулировки тем и тексты становятся известны только в день экзамена — тогда конверты с этой информацией доставляют в органы управления образованием. Темы сообщают за 15 минут до экзамена.
В этом учебном году министр просвещения Ольга Васильева объявила о пяти тематических направлениях итогового сочинения:
В сочинениях одиннадцатиклассники должны продемонстрировать знание произведений литературы, которые они проходили в рамках школьной программы.
5. Кто и как оценивает сочинения?
Проверять сочинения и изложения будет Комиссия образовательных организаций или экспертные комиссии, которые создаются на муниципальном и региональном уровне. За сочинение можно получить «зачёт» или «незачёт». На результат влияют пять критериев:
6. Какие типичные ошибки делают школьники?
Самые распространённые — это подмена аргументации пересказом, отсутствие структуры, композиции и связности в тексте, а также стилистические ошибки, в том числе использование канцелярита, штампов и клише. Хорошо, что наш блогер уже разобрал все основные типы ошибок и рассказал, как от них избавиться.
ФИПИ проанализировал типичные ошибки в сочинениях, написанных с 2014 по 2017 годы. Аналогично с критериями оценки, их тоже делят на пять типов.
1. Несооответствие теме:
Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок: уделить внимание выбору и обдумывнию темы, а также в процессе подготовки к сочинению уточнять термины и понятия в философском и психологическом словарях.
ФИПИ советует обратить внимание на эти понятия: судьба, память, принцип, поражение, личность, время, дом, Отечество, опыт, счастье, честь, выбор, ответственность, самолюбие, благородство, познание, путь, любовь, душевная работа, актуальность, классика.
2. Ошибки в аргументации и выборе литературного материала:
Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок: учиться определять проблему, то есть главную мысль — текст сочинения должен быть ответом на его вопрос. Текст литературного произведения нужно сопровождать комментарием.
3. Ошибки в композиции и логике:
Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок: обдумывать структуру текста перед тем, как начинать писать. Проблемы, сформулированные во вступлении, нужно решить в основной части. Ответ на вопрос темы следует дать в заключении — и проследить, чтобы он перекликался со вступлением и основной частью. Не стоит забывать, что части сочинения должны быть соразмерными.
4. Ошибки в качестве письменной речи:
Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок: делать как можно больше упражнений, например, находить в тексте слова других стилей или лексическую несочетаемость. Во время экзамена важно заложить время на проверку и исправление ошибок.
5. Грамматические ошибки
Есть два типа ошибок — пунктуационные и орфографические. Чтобы их избежать, эксперты ФИПИ советуют выполнять работу над ошибками, а также обращаться к орфоэпическому словарю в процессе подготовки.
7. Как подать на аппеляцию, если ученик недоволен результатом?
Аппеляций на итоговом сочинении не предусмотрено, то есть оспорить результат вы не сможете. Зато сочинение можно переписать аж два раза — и улучшить результат. Тогда его проверят повторно. Этой возможностью можно воспользоваться, если вы пропустили экзамен из-за болезни или неожиданно плохо почувствовали себя на сочинении. Разумеется, эти обстоятельства нужно подтвердить документально.
8. Сколько действуют результаты итогового сочинения?
Если вы хотите получить дополнительные баллы за сочинение для поступления на программы бакалавриата или специалитета, то воспользоваться результатами можно будет в течение четырёх лет. Если речь идёт о допуске к ЕГЭ, то результаты итогового сочинения действуют бессрочно. Так что если вы захотите пересдать ЕГЭ, а сочинение у вас зачтено, то о допуске к экзамену можно не беспокоиться.
9. Что учителя думают об итоговом сочинении?
Министерство просвещения обвиняли в том, что итоговое сочинение отнимает у детей время на подготовку к ЕГЭ. Среди других нежелательных последствий учителя отмечают то, что изучение литературы в школе после сочинения фактически прекращается (для тех, кому не нужно сдавать по ней ЕГЭ).
«Основной материал 11 класса ещё не пройден. Два важнейших произведения не изучены («Мастер и Маргарита» и «Тихий Дон»). Повторить самое важное из программы 10 класса толком не успеваем (именно повторить, вспомнить содержание, темы, идеи, авторскую позицию — профессионалы меня поймут).
Понимают ли чиновники, что дальнейшее изучение литературы в 11 классе в текущем году можно закончить? И с этим ничего не поделаешь: напряжение спало, можно расслабиться — и это нормально для подростков. А они не дураки: больше им литература в объёме программы 11 класса не понадобится. Для написания сочинения на ЕГЭ им вполне хватит того, что есть. Даже в те давние-давние годы, когда мы писали шестичасовое сочинение на выпускных экзаменах, дети это понимали».
В сочинении обязательно нужно ссылаться на литературные произведения. Для немалого количества российских школьников это серьёзная проблема. Поэтому учителя и репетиторы советуют придерживаться такой техники подготовки: выбрать одно тематическое направление из пяти предложенных и прочитать несколько коротких произведений, чтобы использовать их материал в качестве аргументов. Правда, оказалось, некоторые ученики предпочитают ещё более лёгкий вариант.
«Издательства стали выпускать сборники готовых текстов, которые быстро перекочевали в интернет. Плохих работ стало заметно меньше. Ещё меньше — работ, которые хоть чем-то отличаются от остальных. Об этом красноречиво говорят цифры проверки сочинений в Высшей школе экономики: если в 2015 году работ на 4-7 баллов (на „удовлетворительно“ и „хорошо“) было 75,3%, то в 2016 году — уже 87,7%, причём количество „отличных“ работ (8-10 баллов) упало в два с половиной раза — с 15,6% до 6,2%».
Иллюстрации: Shutterstock (Jamesbin)
«А вдруг не сдашь?» Чем итоговое сочинение пугает выпускников
Четверти одиннадцатиклассников сложно даются аргументы в итоговом сочинении
Социальный блок и два юбилея
Большинство учеников выпускных классов (82%) уже готовятся к итоговому сочинению, свидетельствуют данные опроса образовательной компании Maximum Education. Итоговое сочинение в этом году назначено на 1 декабря. На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы пять направлений: с ними будут связаны темы, которые ученикам объявят за 15 минут до начала работы.
С направлением сочинения уже определились больше половины (65%) опрошенных. Треть из них (32%) выбрала «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», почти столько же респондентов (31%) отдали предпочтение направлению «Преступление и наказание — вечная тема». Сочинение в рамках направления «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия» планируют писать 18% респондентов. Направление «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» выбирают 12% одиннадцатиклассников, «Кому на Руси жить хорошо» — вопрос гражданина» — 7%.
«В этом году комиссия выбрала не простые, но актуальные направления. Они связаны с блоком всех гуманитарных дисциплин: и литературы, и истории, и обществознания. Мы считаем, что они близки к кругу чтения ребят. Кроме, естественно, направления «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня», где можно опираться и на киноискусство, и на музыкальные произведения, и так далее. Ну, и конечно, должны были присутствовать темы, связанные с юбилеями. В этом году у нас два больших юбилея – Николая Алексеевича Некрасова и Федора Михайловича Достоевского», — рассказала председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова.
Каждая школа получит пакет тем по всем пяти направлениям, уточнила она. И ученик может выбрать любую из них.
Согласно исследованию Maximum Education, лишь 12% школьников сочли направления для итогового сочинения сложными и непонятными.
Где аргументы?
Сочинение — это допуск к единому государственному экзамену, за него ставят «зачет» или «незачет», напомнила профессор НИУ ВШЭ, эксперт в области образования Ирина Абанкина. Оно может дать дополнительные бонусы при поступлении в вуз, но как правило, разница между абитуриентами составляет 1-2 балла, и решающей роли это не играет.
Итоговое сочинение оценивается, прежде всего, «как аргументирование, а не сочинительство», подчеркнула она. От школьника требуется аргументированная позиция, основанная на произведениях литературы.
«Здесь, конечно, нервозность может быть связана с тем, что ученик не освоил весь корпус текстов школьной программы. От тебя просят не просто порассуждать, а раскрыть тему, опираясь на художественный текст», — отметила профессор.
Кроме того, выпускники могут испытывать проблемы с последовательным изложением мыслей в письменном варианте, добавила Абанкина. В современной школе этому навыку уделяется мало времени, и зачастую даже те ребята, которые хорошо владеют ораторским мастерством и умеют убеждать собеседника, могут столкнуться с трудностями, если то же самое им придется изложить на бумаге.
«Сегодня многие работы по обществознанию или истории, например, где ребята могли бы демонстрировать навыки письма, помимо литературы и русского языка, конечно, превращены в проекты и презентации, которые защищают устно», — пояснила она.
По данным опроса, почти четверть (23%) школьников считают, что выражать свои мысли в тексте сложно. Еще чуть более четверти (28%) респондентов признались, что им тяжело подобрать аргументы из литературы, кинематографа.
«Аргументирование — сложная компетенция и, если в устной речи она развивается лучше, то в письменной она почти нигде не развивается. Это очень серьезный пробел в нашей системе образования. Задания по многим даже гуманитарным дисциплинам учат решать задачи, а вот поиск причинно-следственных связей страдает», — сказала Абанкина.
Среди сложностей подготовки к итоговому сочинению выпускники также назвали нехватку времени (10%) и повышенную ответственность (27%) из-за того, что работа служит допуском к ЕГЭ.
«Наша русичка постоянно говорит, что если не сдадим, то все — чуть ли не жизнь под забором ждет, и все в таком духе. Типа не допустят к ЕГЭ, потом в университет не поступишь», — рассказала Аня Г., одиннадцатиклассница из Москвы.
Преподаватель школьника Федора М. из Ростова тоже «давит на класс» и рисует подопечным безрадостные картины.
«Понятно, что все переживают. Вроде сочинение и формальность, а вдруг не сдашь? Я не думаю, что будет сложно, но наша учительница любит повторять, что «сразу станет видно, кто чем в школе занимался», — поделился он.
Учителя, действительно, часто пытаются запугать учеников, подтвердила Ирина Абанкина.
«Я очень сожалею, что у нас до сих пор не произошел переход к поддержке ученика, когда ему говорят: «это преодолимый барьер, мы подготовимся». Учителя переживают за выпускников, и эти стрессы вываливаются во фразы вроде: «ты десять лет штаны протирал», «если не сдашь, жизнь не сложится», и так далее», — посетовала она.
Причинно-следственные связи и косвенные цитаты
«С направлением лучше определиться заранее и подумать, на какие литературные источники можно опереться. К ним можно подобрать дополнительные источники: это может быть и документалистика, и мемуары, и художественные фильмы, и музыка, и театральное искусство, и живопись. Ну, и я бы на месте ребят потренировалась, подумала: нужен определенный план текста», — посоветовала Людмила Дудова.
Кроме того, она рекомендует выпускникам повторить правила русского языка – пять и более ошибок могут обернуться «незачетом».
«Стоит подумать над тем, чтобы подобрать цитаты из литературного произведения по выбранному направлению. Нужно оживить их в памяти, потому что ребята иногда неправильно используют их, а это уже ошибка. Поэтому я всегда рекомендую приводить цитату в косвенной речи», — добавила эксперт.
В своем сочинении ученик совершенно не обязан опираться на школьную программу, подчеркнула Дудова. Он может использовать любое произведение любого автора.
«Ребята довольно часто обращаются к произведениям, с которыми проверяющий может быть не знаком. Это не имеет значения: проверяющий находит этот текст, смотрит, оценивает, насколько правомерно он использован», — рассказала она.
В этом году председатель координационного совета «Ассоциации учителей литературы и русского языка» ожидает увидеть много сочинений, в которых будет упоминаться научная фантастика – это популярный у выпускников жанр.
Профессор Ирина Абанкина, в свою очередь, считает, что в оставшиеся до итогового сочинения дни стоит каждый день по полчаса уделять письму, чтобы натренировать навык изложения мыслей.
«Полезно также будет потренировать выявление причинно-следственных связей. Просто берите любую фразы и приводите аргумент. Не нужно выбирать что-то сложное. Достаточно простого «Я споткнулся, потому что…», и дальше уже объясняете, почему: встретил препятствие, меня толкнули. Анализируйте, какие аргументы более весомы», — сказала она.
Кроме того, добавила Абанкина, нужно перечитывать написанное на предмет ошибок, чтобы формировать навык редактирования.
Что нужно знать об итоговом сочинении: советы экспертов
Как итоговое сочинение влияет на поступление в вуз?
Это сочинение по литературе?
Ответ: Оно носит надпредметный характер. Проведение литературоведческого анализа произведений не предполагается. При этом нужно строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала.
В каком жанре нужно писать?
Ответ: Выпускник должен написать сочинение-рассуждение.
На какие произведения опираться?
Ответ: Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.
На скольких произведениях нужно строить рассуждение?
Ответ: С одной стороны, достаточно опоры на один текст. Вместе с тем участнику следует учитывать и требования вуза, в который он планирует подавать свое сочинение как индивидуальное достижение. Вуз вправе разрабатывать свои критерии оценивания сочинений, в которых указывается на необходимость привести два и более литературных аргумента. Вуз также может требовать привлечения не только литературного аргумента, но и опоры на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения).
Можно ли пользоваться текстами литературного произведения?
Ответ: Нет. Разрешаются только орфографические словари, выданные комиссией по проведению итогового сочинения.
Что нужно, чтобы получить «зачет»?
Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества?
Ответ: Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету.
В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры, например, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т.п.).
Кстати
12 вопросов об итоговом сочинении 2021-22

Мы постарались ответить на самые популярные вопросы.
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе вместо сочинения выбрать написание изложения.
Кто должен писать сочинение?
Итоговое сочинение должен написать каждый, кто собирается сдавать ЕГЭ – оно является допуском к нему.
А значит, сочинение пишут 11-классники, учащиеся экстерната и выпускники прошлых лет, желающие сдать ЕГЭ.
Когда и где пишут итоговое сочинение?
Экзамен начинается в 10 часов по местному времени. Разумеется, прийти надо заранее, уже с 9 часов аудитории должны быть готовы принять школьников. До начала собственно работы над сочинением нужно будет прослушать инструктаж, заполнить бланки регистрации и записи.
Местом проведения итогового сочинения является учебное заведение (школа, лицей, гимназия), в котором учится выпускник.
Сколько времени дается на итоговое сочинение? Можно ли сделать перерыв?
» На написание итогового сочинения отводится 3 часа 55 минут.
Как только инструкции получены, а бланки заполнены, на доске фиксируется время начала работы. Учтите: если заполнение бланков в это время не входит, то рассчитать сроки своей работы так, чтобы успеть переписать текст на «чистовик», вам придется самому!
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.
Когда будут известны темы сочинений?
Конкретные темы итогового сочинения 2021-2022 года заранее неизвестны. Их огласят только непосредственно перед началом экзамена. За 15 минут до начала темы появятся на специальном сайте. Их распечатают и принесут в аудиторию, зачитают выпускникам, затем напишут на доске либо раздадут каждому на листочках.
Будьте внимательны: в бланк надо будет внести номер темы, а затем на первой странице записать тему словами.
Темы итогового сочинения (тексты изложений) подбираются для каждого часового пояса отдельно – звонить друзьям на Камчатку не имеет смысла!
Однако давно известны основные тематические направления итогового сочинения в этом году.
В 2021/22 учебном году 11-классники будут писать итоговое сочинение по следующим направлениям:
Для тех, кто еще не успел обдумать, что можно написать по предложенным направлениям, напомним, что есть официальный комментарий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), где содержатся комментарии к каждому из открытых тематических направлений итоговых сочинений 2022.
Чем можно и чем нельзя пользоваться во время написания итогового сочинения?
С собой разрешается взять:
Кроме того, вам выдадут на месте:
С собой запрещено брать:
Да-да, тексты произведений тоже использовать нельзя! Организаторы считают, что достаточно просто рассуждать на основе прочитанных книг; допускается свободное цитирование.
Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения членом комиссии по его проведению.
Что будет, если опоздать на итоговое сочинение?
Мы не нашли точного ответа на этот вопрос: допустят ли опоздавшего на этот экзамен, остается на усмотрение комиссии.
Однако совершенно точно время опоздавшему продлено не будет, как не будут его и отдельно инструктировать. Если вы уверены, что успеете и сами разберетесь в заполнении бланков – попытайте счастья. Хотя лучше, конечно, не рисковать и постараться выйти заранее!
Когда и где можно будет узнать результаты?
Для проверки итоговых сочинений создаётся муниципальная комиссия.
Проверка итогового сочинения (изложения) должна завершиться не позднее, чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения. Итоговый протокол официально публикуется в той школе, где вы его писали.
Позднее, к концу декабря, можно будет увидеть результат на официальном портале, в личном кабинете. Там же можно будет увидеть скан сочинения с комментариями специалистов, по каким критериям школьник получил «плюс», а по каким критериям «минус». Оценки за сочинение также можно будет посмотреть на портале «Госуслуги».
Кто и как проверяет итоговое сочинение?
Как известно, сами учителя не проверяют работы своих учеников, это делает экспертная муниципальная комиссия.
После того, как сочинения сданы, прямо в аудитории делаются их копии, и все складывается все в два больших конверта: с оригиналами и копиями. Эксперты получают лишь копии – таким образом, что-то поменять или исправить в работе они не смогут в принципе.
Как оценивается сочинение, и есть ли вообще смысл стараться написать его отлично?
Итоговое сочинение оценивают по системе «зачет»/«незачет». Однако многие вузы, особенно гуманитарной направленности, перепроверяют сочинения и за отлично написанную работу могут начислить до 10 дополнительных баллов в рамках так называемых индивидуальных достижений (на усмотрение вуза). Так что имеет смысл постараться!
Итак, как оценивают итоговое сочинение?
» Прежде всего, оно должно отвечать двум основным требованиям: достаточный объем и самостоятельность написания.
Разрешено прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
И только если требования № 1 и № 2 выполнены, итоговое сочинение оценивается. Делается это по пяти критериям.
» Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо обязательно получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачёт» по какому-то одному из других критериев.
1. Соответствие теме. Тут все ясно – не надо далеко уходить от темы, необходимо точно понять и донести ее смысл и рассуждать именно, отталкиваясь от него.
2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Важно: чтобы сочинение было зачтено, обязательно нужно привести хотя бы один литературный аргумент (пример) из литературы, русской или зарубежной.
Мы знаем примеры, когда одиннадцатиклассники цитировали Пратчетта, Риордана и даже сказку о Царевне-лягушке. Главное, чтобы это действительно стало аргументом, подтверждающим ваше мнение.
4. Качество письменной речи. Итоговое сочинение пишется на правильном русском языке. Речевых ошибок не должно быть столько, чтобы они затрудняли понимание смысла.
5.Грамотность. На 100 слов не должно быть более пяти ошибок в сумме: грамматических, орфографических, пунктуационных. Впрочем, напоминаем – у вас будет под рукой словарь!
Что делать, если не сдал итоговое сочинение?
Вообще-то это сравнительно редкий случай: «незачет» обычно получает не более 2% школьников, то есть написать сочинение «хоть как-то» и быть допущенным к ЕГЭ может почти любой.
Тем не менее, при неудаче сочинение можно переписать еще 2 раза до начала ЕГЭ.
ФИПИ утвердил резервные даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:
Пересдать итоговое сочинение можно будет, если выпускник:
Можно ли оспорить результат в случае неудачи?
Оспорить «незачет» можно только в том случае, если неудачи было уже две. В таком случае можно подать в письменной форме заявление на проверку написанного сочинения (изложения) комиссией другой образовательной организации.
Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового сочинения (изложения) определяет учебное заведение.
Сколько лет действительны результаты итогового сочинения?
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА действует бессрочно.
Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.
То есть «зачет» не имеет срока давности, а вот сам текст сочинения «состарится» через 4 года.