На что влияет ширина шины автомобиля зимой
Широкие или узкие шины: что выбрать?
Автомобилисты часто спорят, какие шины лучше: широкие или узкие. Ведь от ширины зависит управляемость и курсовая устойчивость автомобиля, сцепные свойства покрышки.
Широкие низкие автопокрышки смотрятся эффектно и отличаются практичностью. Узкие показывают стабильное поведение на мокрой дороге и преимущественно используются зимой.
Но как узнать, резина узкая или широкая? Для этого необходимо обратить внимание на маркировку, которая наносится на боковую часть покрышки.
Стандартная маркировка выглядит ‘195/65 R 14 91V’ и расшифровывается так:
Ширина шины – расстояние между боковыми частями покрышки от края до края. При этом давление в покрышке должно быть оптимальным.
Для обеспечения безопасного и комфортного вождения ширина профиля не должна превышать ширину обода на 30%. Это необходимо учитывать, если вы решили поставить резину шире, чем рекомендовано производителем.
Можно ли поставить шины шире, если это не предусмотрено производителем? В этом случае нет. Устанавливают только рекомендованные модели / размеры резины. В инструкции по эксплуатации автомобиля указаны максимальные и минимальные значения. Самая большая цифра – это максимально допустимая ширина, а самая маленькая – минимально допустимая ширина.
На что способна повлиять ширина покрышки:
Узкие и широкие шины: отличия
От ширины покрышки зависит уровень комфорта, безопасность, управляемость автомобилем, а также его внешний вид.
Широкие покрышки увеличивают сопротивление качению, что приводит к большему расходу топлива. Если говорить о том, какие шины лучше шире или уже в плане эстетики. То тут выигрывает широкая резина. Она смотрится презентабельно, сразу меняет восприятие автомобиля.
Отличия кроются и в стоимости. Узкие покрышки стоят дешевле. Они популярнее. Узкая высокопрофильная резина выпускается в большом количестве, что и снижает ценник. А вот низкопрофильные широкие покрышки подойдут не для каждого автомобиля.
Плюсы и минусы широкой резины
Для быстрой загородной езды по трассе широкая резина будет предпочтительнее. Но при такой эксплуатации увеличивается риск аквапланирования.
На что обратить внимание:
Плюсы и минусы узких покрышек
На зиму следует выбирать узкую резину, которая показывает стабильные тягово-сцепные свойства по сравнению с широкими покрышками. Такие шины обеспечивают высокое поверхностное давление на дорогу, устойчиво проходят снежную колею, справляются с отводом воды и объемных масс талого снега.
Узкие покрышки подходят и для тех, кто часто ездит за город, не увлекается скоростной ездой. Для малометражных автомобилей также предпочтительнее этот вид резины.
На что обратить внимание:
Подведем итог
Если вы затрудняетесь с выбором, опытные специалисты всегда помогут правильно подобрать модель покрышек для вашего автомобиля.
Размерность шин – массовые заблуждения и реальность
Очень часто приходится слышать фразы типа: «у тебя какого радиуса колеса, пятнадцатого?» Или «у меня радиус 16, но на зиму поставлю семнадцатый, чтоб повыше машина была»… Такие слова можно услышать как из уст людей, далеких от автомобилей, так и от «как бы профессионалов», вроде работников шиномонтажа или менеджеров по продажам в автосалоне.
Некоторые вещи нудно звучат и трудно запоминаются, но знать их нужно. Особенно автолюбителям. Особенно считающим себя специалистами и имеющим по любому поводу собственное мнение. Дьявол кроется в мелочах, и как раз об одной такой мелочи эта статья.
Не бывает у шины радиуса
Многие сейчас даже не поймут, к чему я клоню. «Ну, радиус, и что? У меня вот колеса 195-65R15, радиус 15, все ж написано, че ты умничаешь?!» Вот то, что умничаю. R15 к радиусу никакого отношения не имеет. Ни R, ни 15.
Сейчас в интернете можно найти массу информации, только такие мелочи, как маркировка автомобильных покрышек, не относятся к самым востребованным. Мы лучше пообсуждаем мощность двигателя или количество «плюшек» в салоне, да? А выбор колес оставим менеджеру в магазине. Ну или у друга спросим. Он-то точно в курсе! У него уже третья машина!
На самом деле, разбираться в этих скучных цифрах не помешает даже просто для общего развития. Тем более, что это и сэкономить поможет, и на поведение машины повлиять, но об этом позже. Пока что — чистый ликбез, дабы потом можно было хорошо понимать друг друга.
Итак, 195/65R15. Классический случай. Присядем на корточки возле своего автомобиля. Первая цифра — это ширина беговой части покрышки, грубо говоря, ширина протектора. Выражается в миллиметрах. То есть 195 мм. — это ширина вашего колеса. С пониманием этой цифры у большинства проблем нет.
Через дробь 65 — это величина профиля. Выражается в процентах от ширины. Не в миллиметрах! Профиль — это часть покрышки, «торчащая над диском». Боковина. То есть, высота этой боковины будет 195х65%=125,75 мм. А не 65 мм. И не что-то еще. Более того, из этой схемы однозначно следует, что высота 65% при ширине 195 будет одна, а если покрышка с маркировкой (условно) 225/65R15 — уже совсем другая! 225х65%=146,25 мм. Хотя цифры 65 — одинаковые!
R — это радиальная конструкция шины, а точнее, способ укладки металлического корда внутри нее. Когда-то конструкция шины предполагала диагональную укладку, но это было давно. Сейчас «диагональных» шин уже почти не встретишь, все сплошь радиальные, и буква R никому ничего нового не сообщит, только споры о пресловутом радиусе вызовет…
Ну и, наконец, цифра 15. Это диаметр. Диаметр посадочной части покрышки, внутренний диаметр, та часть, которая с диском соприкасается. Выражается в дюймах. 1 дюйм = 2,54 см. То есть 15х2,54=38,1 см Это еще и наружный диаметр диска, если кто не догадался…
Какие шины можно ставить, а какие нельзя?
А дальше начинается самое интересное. Мы можем играть этими цифрами, если хотим поставить на машину другие шины (диски). В идеале, главное — чтобы общий диаметр не отличался, либо отличался незначительно. Пример.
Колесо 195/65R15 имеет вот такой общий диаметр: 38,1 см — внутри, плюс 125,75 мм х2 = 251,5 мм (профиль же и сверху, и снизу есть). Переведем в сантиметры для простоты, получится 38,1 см+25,15 см=63,25 см. Вот как! Это и есть диаметр колеса в сумме.
Теперь при желании поставить другие колеса владелец автомобиля должен понимать следующее: эту цифру автопроизводители понимают так же, как и мы. Учитывая диаметр колеса, проектируется подвеска, тормозная система и кузов. Поэтому для одной и той же модели автомобиля (например, для Фольксваген Поло седан) официально допустимы три размерности колес. Самая простая версия довольствуется 175/70R14 (общий диаметр 60,06 см), 185/60R15 (60,3 см) и 195/55R15 (59,55 см).
Получается, что «колесо на 14» БОЛЬШЕ, пусть и незначительно, чем колесо на 15 в случае 195/55. Это к вопросу, затронутому выше, о том, чтоб на зиму колеса побольше поставить. Нужно все внимательно посчитать. Будет ли большая цифра диаметра означать и больший размер колеса в целом? Далеко не всегда.
Какие шины опаснее зимой: узкие или широкие
Но для начала напомним, что же такое профиль шины и на что он влияет. Профилем считают расстояние между боковыми частями покрышки, когда давление в шине (оно указано на наклейке, размещеннной на внутренней стороне лючка топливного бака, стойке кузова или пороге со стороны водителя) соответствует норме.
Тут можно выделить закономерность: чем больше профиль шины, тем больше пятно контакта покрышки с дорогой. У узких покрышек пятно контакта меньше, но удельное давление на грунт выше. Так какие же шины предпочтительнее?
Для ответа на этот вопрос надо понять, в каких условиях эксплуатируют автомобиль. Скажем, на скользкой поверхности лучше тормозят широкие шины, ведь их площадь контакта с дорогой выше. Тоже самое происходит на сухой или мокрой трассе. Да и управляется машина на широких «баллонах» лучше.
Секрет прост. Большинство моделей зимних шин изрезаны ламелями, которые цепляются за поверхность, уменьшая тормозной путь. Так вот: в пятне контакта широких шин этих ламелей получается больше. Отсюда и более высокая эффективность торможения и четкость реакций на работу рулем.
А вот на укатанной снежной дороге предпочтительней оказываются узкие шины. Тут важную роль играют уже не ламели, а способность шины продавливать снег. Так что узкая «резина» больше подходит для того, чтобы пробивать колею в снегу и сугробах. Кстати, гоночные раллийные машины используют узкую «резину» как раз для этого. В снегу она гарантирует надежный «зацеп». А вот на обледенелом асфальте на узких покрышках не очень комфортно.
Поэтому, если вы живете в городе, где дороги чистят и лишь изредка выезжаете за пределы мегаполиса, лучшим вариантом будут широкие покрышки. Ну а коли вокруг сплошные зимники — выбирайте узкие шины. Но прежде чем бежать в магазин, откройте инструкцию по эксплуатации авто. Там указаны все рекомендуемые типоразмеры колес. Вот из них и выбирайте. Ведь слишком широкая «резина», не предназначенная для эксплуатации на вашей машине, может увеличить расход топлива, начнет «врать» спидометр, да и одометр будет выдавать пробег с ошибкой.
Какие шины более безопасны на снегу — широкие или узкие?
Для сравнения возьмем покрышки для дисков одинакового диаметра, и у них будет одинаковая высота профиля: 235/75/R15 и 205/75/R15
Нас интересует именно начальные группы цифр в этих шифровках — это 235 и 205.
Первая группа цифр 235 означает ширину протектора шины в миллиметрах — это 23,5 сантиметра. Вторая покрышка, соответственно, будет обладать шириной в 20,5 сантиметра. Казалось бы, разница всего три сантиметра! Как эти три сантиметра могут влиять на поведение покрышки при движении зимой?
Дело в том, что при расчете пятна контакта автомобиля с дорогой учитываются все четыре колеса. Допустим, что пятно контакта у обеих сравниваемых покрышек одинаково, и составляет 30 сантиметров. Тогда у колеса с шириной 23,5 сантиметра площадь контакты составит 705 квадратных сантиметров. А у колеса с шириной 20,5 сантиметра площадь окажется всего 615 квадратных сантиметров. При умножении на 4 у нас получается 2820 квадратных сантиметров, и 2460 квадратных сантиметров соответственно.
Теперь мы видим, как велика разница в пятне контакта у автомобилей с разными по ширине покрышками — 360 квадратных сантиметров.
Вспомним, кто на чистом льду чувствует себя более уверенно: конькобежец на коньках или его тренер в обычной обуви? Конечно же, человек в обычной обуви, которая имеет большую площадь давления на лед, будет просто скользить при каждом шаге, и имеет все шансы потерять равновесие. Это происходит потому, что в момент переноса центра тяжести на опорную ногу в обычной обуви давление на лед будет недостаточным для создания трения и прочного сцепления подошвы и поверхности льда.
Что лучше зимой: узкие или широкие шины
Автомобильные покрышки не относятся к категории автомобильных расходников, но исключительно из-за их высокой стоимости. На деле их приходится менять довольно часто, при агрессивной манере вождения – практически ежегодно. Но даже аккуратный водитель, выбирая новый комплект покрышек, всегда испытывает определённые затруднения, настолько обширен их ассортимент. При этом изделия от известных брендов кусаются в цене, а бюджетные изделия от малоизвестных производителей покупать боязно.
Как правило, в руководстве пользователя достаточно подробно описано, какие именно типоразмеры подходят для вашего автомобиля, однако это не означает, что использование шин с другими характеристиками невозможно.
И если имеется желание их модернизировать, то среди множества вопросов вполне резонным выглядит и тот, который касается ширины покрышек, особенно зимних. Постараемся прояснить, чему отдать предпочтение, широкой или узкой резине.
Что понимают под шириной шины, как узнать этот параметр
Ширина покрышки – это расстояние между её внешними боковыми поверхностями при шине, накачанной до оптимального давления. В некоторых случаях измерить ширину шины можно с высокой точностью – если протектор переходит в боковую часть под прямым углом. Но так бывает не всегда, встречаются покрышки со скошенными краями, и в этом случае ширина протектора не соответствует ширине шины.
Этот параметр всегда указывается в маркировке шины, наряду с диаметром обода и высотой профиля. В обозначении 185/65R15 именно первая цифра и является шириной резины. Это значение указывается в миллиметрах, тогда как диаметр обода – в дюймах. Отметим, что из соображений безопасности ширина покрышки не должна превышать ширину обода колёсного диска на величину выше 30%.
Если не соблюдать эту пропорцию, то увеличенная сверх меры шина будет склонна к саморазбортированию, что влечёт за собой крайне опасные и неприятные последствия, особенно если это случилось на большой скорости. Второй существенный недостаток слишком широких покрышек – высокая вероятность получить повреждения поверхности, в том числе сквозные, при наезде на бордюр или даже при резком повороте автомобиля.
На что влияет ширина покрышки
Теоретически ширина шины должна совпадать с шириной протектора. На самом деле у качественных покрышек это соотношение полностью выдерживается. В любом случае площадь соприкосновения шины с дорожным покрытием в наибольшей степени зависит именно от этого показателя.
А от величины пятна контакта, в свою очередь, зависят следующие показатели:
В целом уменьшение ширины резины положительно сказывается на величине расхода топлива, поскольку на преодоление сил трения требуется меньше усилий. При активной/агрессивной езде широкие покрышки позволяют избежать пробуксовки колёс при резком старте с места, уменьшают нагрев резины. Зимой использование узких шин позволяет увеличить давление на единицу площади дорожного покрытия, что хорошо при езде по грязи и рыхлому снегу. По скользкой поверхности (лёд, водяная плёнка) лучше ездить на широкой резине, которая увеличивает силу трения пропорционально увеличению площади контакта.
Но это всё теория. Чем хороши широкие и узкие шины зимой, мы рассмотрим более детально позже, проведя их сравнительное тестирование.
Достоинства и недостатки узких покрышек
Для большинства автовладельцев покупка узких автопокрышек рекомендованных производителем типоразмеров – мера вынужденная, результат дефицита финансов. Ситуации, когда водитель приобретает узкие шины намеренно, встречаются не так уж часто. Это следствие распространённого мнения, что узкие шины не только хуже по своим потребительским качествам, но и выглядят гораздо менее презентабельно.
На самом деле и у покрышек с небольшой шириной протектора есть свои достоинства, которых на деле оказывается даже больше, чем недостатков.
Итак, перечислим плюсы узких автопокрышек:
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что если режим эксплуатации автомобиля предполагает скоростную езду, летом широкая резина лучше узкой. Все вышеперечисленные плюсы в сумме весят намного меньше минусов. Что касается ситуации зимой, то мы поговорим об этом чуть позже.
Когда предпочтительнее широкие покрышки
Поскольку широкая резина является своеобразным антиподом узкой, то практически все достоинства и недостатки здесь присутствуют те же, но со знаком «минус». Несмотря на свою популярность, эта разновидность автопокрышек далеко не всегда улучшает комфортность и безопасность передвижения, при этом превышать допустимую ширину шин для конкретной модели автомобиля крайне нежелательно, поскольку рекомендованные значения рассчитаны с учётом мощности силового агрегата и веса транспортного средства.
Достоинства широких покрышек:
Но при этом количество недостатков тоже немалое:
Как видим, все вышеперечисленные факторы – разноплановые, имеют разный вес и значимость. Чтобы получить более полное представление о том, какие шины лучше в зимний период, широкие или узкие, одного перечисления их плюсов и минусов может оказаться недостаточно.
Поэтому мы решили познакомить вас с результатами сравнительного тестирования, проведенного на автомобиле Volkswagen Golf 7 поколения, при этом участниками тестирования оказались три комплекта зимней резины Nokian Hakkapeliita 8 с шириной, рекомендованной автопроизводителем: R15 (типоразмер 195/65R15), R16 (205/55R16) и R17 (шины 225/45R17). Все покрышки перед испытанием прошли прикатку, проехав одинаковое расстояние (100 км.).
Тестирование проводилось на полигоне, принадлежащем фирме Nokian (возле финских посёлков Саариселья и Ивало). Интересно, что вес самой большой покрышки оказался больше на 1,7 килограмма, чем у 195/65R15, но когда колесо «обули», разница оказалась более значительной – 4,65 кг. (за счёт большего веса колёсного диска). Нетрудно посчитать, что суммарный вес автомобиля от этого вырос на 18,5 кг.
Разгон/торможение на заснеженной трассе
Поскольку данная модель оснащена системой ABS, измерение показателей (по крайней мере, на этапе торможения) осуществляется с большей точностью. Для каждого из комплектов шин осуществлялось более десяти циклов разгон/торможение, при этом автомобиль разгонялся до 45 км/час, а затем на утрамбованном снегу осуществлялось торможение до 5 км/час.
Оказалось, что разгонная динамика у наших испытуемых отличалась несущественно, а самыми быстрыми ожидаемо стали покрышки 195/65R15. Минимальный тормозной путь продемонстрировали шины 205/55R16, у узкой резины он оказался длиннее на 40 сантиметров.
Испытание на рыхлом снегу по извилистой лесной дороге показало, что по части управляемости шины 195/65R15 показали себя не с лучшей стороны. На крутых поворотах машина практически гарантированно уходила в занос, а время стабилизации курса после этого оказалось слишком большим. Впрочем, избыточная поворачиваемость, опасная для среднестатистического водителя, принесла наилучший результате в плане времени прохождения трассы.
Покрышки 205/55R16 оказались самыми комфортными и послушными. Практически нейтральная поворачиваемость не потребует от водителя большого мастерства при завершении скоростного манёвра – за вас всё сделает электроника.
Шины 225/45R17 при движении по прямой вели себя не хуже R16. Но при вхождении в скоростной поворот зад автомобиля резко сваливается в занос, причём с максимальной амплитудой. Время преодоления дистанции в этом случае оказалось наихудшим.
Из всего этого напрашивается вывод, что зимой лучше штатные шины – узкие и широкие показывают результаты заметно хуже:
Разгон и торможение на льду
Для чистоты эксперимента тесты проводились на льду озера, полностью очищенного от снега, а после контрольных заездов производился замер длины шипов.
Параметры испытаний остались теми же: разгон до 31 км/час, и после срабатывания звукового сигнала – сразу же торможение до 5 км/час.
На резине R16 проблем с разгоном не было – шипы хорошо вгрызались в лёд, обеспечивая достаточный зацеп без проскальзывания. Торможение тоже произошло без заносов. На шинах 195/65R15 результаты оказались только чуть-чуть похуже.
А вот на самой широкой резине пройденное расстояние и во время разгона, и при торможении получилось заметно большим.
Итак, спор, какая зимняя резина лучше, узкая или широкая, на этот раз завершился в пользу первой. Разница в тормозном пути между покрышками 195/65R15 и 205/55R16 оказалась незначительной (порядка 3%), а вот на широкой резине тормозной путь оказался длиннее на 2 метра. Примечательно, что измерение выступа шипов показало довольно интересные результаты: наибольший выступ был зафиксирован на шине средней ширины – ровно 1 мм., на широкой длина шипов составила 0,9 мм., на узкой – 1,1 мм.
Инженеры из Nokian утверждают, что существует прямая зависимость между длиной шипов и тормозным путём. Тесты продемонстрировали, что если корреляция и есть, то она совсем не прямая – ведь покрышки R15 и R16 показали примерно одинаковые результаты.
Управляемость на льду
Отдельно проводились испытания на управляемость автомобиля при движении по ледяной дороге. Снова – на озере, при этом после каждого тестового заезда колея очищалась от ледовой крошки. И опять в конце проводилось измерение длины выступающей части шипов.
Чтобы исключить влияние электроники, была отключена система ESP (посредством изымания соответствующего предохранителя).
Заезд на широкой резине не порадовал – сцепление со льдом оказалось неважным, а сам автомобиль держался на дороге неуверенно, норовя уйти то в занос, то в снос. Руль тоже оказался довольно чувствительным: при превышении некоего порогового усилия связь с передними колёсами пропадает. Итог – неутешительный: двигаясь даже на небольшой скорости, машина постоянно скользила в задней части, стремясь развернуться на 180 градусов.
На покрышках 195/65R15, характеризующихся меньшей шириной, но большей высотой, ездить по льду было намного проще – при движении по прямой машина вела себя намного спокойнее. Но на поворотах, особенно на высоких скоростях, поворачиваемость оказалась недостаточной, из-за чего заднюю ось сносило, и без обладания специальными навыками вождения исправить ситуацию нелегко.
Лучше всего зарекомендовала себя резина 205/55R16 – автомобиль вёл себя более предсказуемо и на прямой, и при поворотах. Как итог – лучшее время прохождения круга.
Вывод опять однозначен: узкая резина зимой опять оказалась лучше широкой. Впрочем, на 195/65R15 из-за недостаточной поворачиваемости у неопытных водителей всё равно могут возникнуть проблемы. Что касается шин 225/45R17, то они продемонстрировали нестабильное поведение машины со стремлением развернуться вокруг задней оси, как будто это заднеприводное транспортное средство. Исправить ситуацию можно стандартным способом – поворачивая руль в сторону заноса, но крутить нужно максимально быстро. Но иногда сносить начинает и переднюю часть автомобиля.
Краткий итог
Итак, какая резина зимой лучше, узкая и высокая, или широкая низкопрофильная?
Узкие покрышки хорошо зарекомендовали себя на льду, но по снегу они не лучший выбор, поскольку могут стать причиной срыва в даже не очень скоростных поворотах. Поскольку они имеют достаточно высокий профиль, поворачивать руль приходится на чуть больший угол, чем обычно. Словом, узкие покрышки рекомендуется использовать только на автомобилях, оснащённых ESP.
Широкие покрышки оказались ещё хуже: из-за увеличенной площади контакта удельное давление, оказываемое шиной на лёд, уменьшается, как и эффективность работы шипов. Здесь плохо помогает даже наличие системы курсовой устойчивости. Так что в зимнее время, независимо от того, по какому типу дорог вы передвигаетесь больше, по снегу или льду, мы не рекомендуем «переобувать» ваш автомобиль в низкопрофильные широкие шины.
А вот штатные покрышки держат дорогу лучше всего, чего и следовало ожидать. Так что если для вас безопасность зимой – превыше всего, не экспериментируйте с резиной. А если очень хочется, оставьте это занятие до наступления тёплого времени года.