На что влияет снижение дебиторской задолженности
Ликвидность дебиторской задолженности: разбираем по полочкам
Работая с дебиторской задолженностью, компании стремятся достичь оптимального уровня ее ликвидности. В этой статье мы расскажем, как оценить соответствие степени ликвидности другим финансовым показателям бизнеса и как ее повысить, сохранив размер «дебиторки».
Дебиторская задолженность (далее в статье ДЗ) — это долги юрлиц и физлиц предприятию. Чем быстрее можно добиться их погашения, тем она более ликвидна.
Обычно должны покупатели и поставщики, реже — сотрудники, которые получили деньги из бюджета компании, или государственные институты (например, налоговая), которым предприятие по какой-то причине переплатило и теперь имеет право вернуть лишнее.
Контрагенты могут задолжать как деньги, так и товары или услуги. Так, если организация перевела поставщику аванс за следующую партию, в балансе будет ДЗ, пока товары не поступят и не будут приняты на склад.
В бухучете ДЗ — это актив, часть прибыли, которой можно будет распоряжаться, только когда она превратится в деньги на счету предприятия. Поэтому от ликвидности и качества «дебиторки» зависит платежеспособность и финансовая устойчивость фирмы. При этом чересчур высокая ликвидность может говорить о том, что, предпочитая получать оплату как можно скорее, компания упускает сегмент крупного бизнеса и теряет из-за этого в прибыли.
Размер задолженности также должен быть оптимальным. Нулевая или небольшая задолженность говорит о том, что деньги просто лежат на балансе. Большой размер долгов дебиторов при недостатке денежных средств на счетах создает трудности в функционировании предприятия: нечем платить сотрудникам и поставщикам.
Как образуется задолженность
Вариантов возникновения много, приводим самые распространенные.
Со стороны контрагентов:
Со стороны госструктур:
Со стороны сотрудников и участников предприятия:
Как посчитать ликвидность
Ликвидность ДЗ можно оценить с помощью коэффициента ее оборачиваемости или с помощью периода ее оборота.
1. Коэффициент считают как отношение выручки к «дебиторке» за период времени:
То есть расчет по балансу будет выглядеть так:
Коб.дз = 2110 / (1230 на начало периода 1230 на конец периода) х 0,5
2. Период оборота равен ДЗ на конец периода, умноженной на количество дней расчетного периода и деленной на доход:
Поб.дз = ДЗкп х П / ДР,
То есть расчет по балансу будет выглядеть так:
Если компания много продает по предоплате и/или оплате в момент отгрузки товара, то показатели стоит считать на основе выручки, полученной только от продаж с отсрочкой платежа.
Но даже при таком уточнении оценка только на основе бухучета может не отразить реальную ситуацию: там не отображается ни снижение платежеспособности поставщиков, ни истечение сроков давности по истребованию задолженностей. В результате в ДЗ включаются не только те долги, которые вероятно получится вернуть, но и те, которые, скорее всего, придется списать. Поэтому качество дебиторской задолженности обычно оценивают вручную, потом на основе этой оценки отнимают из общей суммы просроченные, сомнительные и безнадежные долги и только после этого считают коэффициент оборачиваемости и/или период оборота.
Оценка качества задолженности
Основные параметры, на основе которых можно структурировать ДЗ, чтобы оценить ее качество — это нормальность/просроченность, «возраст», риски невозврата и срок погашения. По этим признакам она делится на следующие типы.
По отношению к сроку погашения:
Более мелкое деление помогает оценить риски невозврата: чем дольше дебитор задерживает оплату, тем меньше шансов, что он погасит долг. Срок исковой давности по взысканию просроченной задолженности ограничен, составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Отсчет начинается с даты, когда организация узнала о неуплате (например, день, следующий за днем платежа по договору.
Если задолженность регулируется договором, в котором не указан срок возврата, то срок давности надо начинать отсчитывать через 30 дней после предъявления требования вернуть долг, и при этом он не должен быть больше 10 лет с момента возникновения долга (п. 2 ст. 200 ГК РФ).
По вероятности возврата:
По величине срока погашения:
Степень ликвидности также можно оценить не только по формуле, но и с помощью ручной группировки:
Для тех составляющих дебиторской задолженности, которые в силу специфики деятельности предприятия имеют достаточно большой размер, можно создать отдельные строки в балансе, чтобы он показывал более полную картину финансового состояния бизнеса. Также отражение категоризации в отчетности требуется при ведении учета по МСФО.
По умолчанию статья в балансе единая для всей ДЗ («Торговая и прочая дебиторская задолженность»), но или в раскрытии по «дебиторке», или в раскрытии по управлению финансовыми рисками надо разделить финансовую и нефинансовую задолженность (обычно платежи поставщикам за еще не полученный товар)
Как анализировать
Нормы итоговых показателей, полученных на основе скорректированного размера ДЗ варьируются, зависят от отрасли. Чтобы оценить адекватность уровня ликвидности ДЗ и ее размера для конкретной организации, нужно смотреть на них в динамике и сопоставлять с другими показателями этого же предприятия:
Так рост «дебиторки» должен быть связан с ростом сбыта и коррелировать с ростом кредиторской задолженности. Чтобы не возникало кассовых разрывов, ликвидность и объем ДЗ должны быть сопоставимы с ликвидностью и объемом КЗ, и объем «дебиторки» также не должен быть занимать слишком большую долю в текущих активах.
Финансовую эффективность можно оценить, сопоставив прибыль, которую приносит дебиторская задолженность, с суммой, которую организация на ней теряет (из-за инфляции, безнадежных долгов, процентов по кредитам, которые пришлось взять, и т.д.).
Как повысить качество и ликвидность
В целом управление дебиторской задолженностью должно приводить к достижению ее оптимального размера и оптимальной ликвидности, но обычно встречается ситуация, когда стремятся повысить ликвидность, сохранив объем.
Действовать можно по нескольким фронтам:
Как можно работать с рисками
1.Прописать в договоре
2. Создать резервный фонд на сумму сомнительных долгов;
Как получать платежи в срок и возвращать сомнительные долги
Регулярно анализируйте и ранжируйте дебиторов (можно методом ABC-анализа), работайте с долговыми реестрами, ищите причины появления просрочек, признаки добросовестных и недобросовестных контрагентов.
Оперативно меняйте условия работы с контрагентами в зависимости от того, как они соблюдаются условия оплаты: прекращайте кредитовать должников или переходить с ними на вексельную форму расчетов, увеличивайте размер кредита добросовестным плательщикам;
Корректируйте кредитную политику компании, когда это становится необходимым и обновляйте критерии оценки надежности контрагентов, а также инструкции по работе с «дебиторкой».
Как управлять дебиторской задолженностью, чтобы всегда хватало денег
Если не контролировать эти долги и не управлять ими, то у бизнеса возникнут серьезные финансовые проблемы. Компания недополучит деньги и не сможет заплатить по счетам — возникнет постоянная нехватка средств на текущие платежи. А если просрочка по ним превысит три месяца, то кредиторы могут обратиться в суд и начать процедуру банкротства.
Рассмотрим, как проанализировать дебиторскую задолженность и наладить систему управления долгами.
Из этой статьи вы узнаете:
Как разделить дебиторскую задолженность на группы и зачем это делать
Долги разбиваются на категории — у каждой свои особенности и проблемы. Поэтому прежде, чем анализировать дебиторскую задолженность, выделите в ней группы должников.
Самые большие группы — это задолженность покупателей и поставщиков. В первом случае долги возникают из-за того, что вы дали покупателям отсрочку платежа. Дебиторская задолженность поставщиков появляется, если условия договоров предусматривают перечисление авансов в счет будущих поставок.
Общепринятый способ классификации дебиторки — это деление по контрагентам. Такой отчет формируется в любой бухгалтерской программе.
Но кроме разбивки по контрагентам делите дебиторку по срокам погашения. Так вы будете видеть, когда ожидается поступление средств, и сможете планировать свои платежи.
Для этого составьте специальную форму — реестр старения задолженности. Если у вас есть просроченные долги, выделите их, чтобы контролировать работу с проблемными контрагентами.
Другие варианты классификации дебиторки зависят от особенностей бизнеса.
Если у вас много отгрузок, делите задолженность не только по контрагентам, но и внутри каждого контрагента по отдельным договорам и отгрузочным документам. Если вы продаете много разных товаров, то анализируйте дебиторку по товарным группам.
Если ваша продукция продается в разные регионы, разделите задолженность по территориальному признаку. Чтобы оценить работу менеджеров по продажам или закупкам, проанализируйте задолженность по контрагентам, за которых отвечает конкретный специалист.
Например, составьте реестр старения задолженности для клиентов каждого менеджера отдельно, а затем сравните распределение долгов по периодам.
Чем меньше период отсрочки, тем лучше для компании. Поэтому более высокую оценку должен получить менеджер, у которого будет наибольшая доля долгов с самым коротким сроком погашения. В примере это до 30 дней. Поощрите сотрудника и выдайте ему дополнительную премию.
Просроченных долгов в идеале не должно быть совсем, но вы можете установить для них лимит. Например 5% от общей суммы дебиторки по компаниям, за которые отвечает менеджер. Если лимит превышен — уменьшите премиальную часть вознаграждения ответственного сотрудника.
Какие финансовые коэффициенты нужно рассчитать, чтобы оценить эффективность управления задолженностью
Оборачиваемость в днях
Это период, в течение которого контрагенты в среднем гасят долги. Для расчета оборачиваемости дебиторской задолженности (ОДЗ) используйте формулу:
Т — это период времени в днях, за который определяется оборачиваемость, например месяц, квартал или год.
В — выручка за этот период.
СДЗ — средняя дебиторская задолженность за период.
Например, выручка компании за квартал — 50 млн рублей. Средняя дебиторская задолженность за этот же период — 10 млн рублей. Тогда оборачиваемость дебиторской задолженности за квартал будет равна:
ОДЗ = 90 дней / (50 млн рублей / 10 млн рублей) = 18 дней
Это значит, что деньги в среднем поступают в компанию через 18 дней после отгрузки товара.
Не существует норматива оборачиваемости дебиторской задолженности. В идеале ее нужно свести к нулю, т. е. работать полностью по предоплате и не авансировать поставщиков. Тогда деньги сразу можно использовать для закупки следующей партии сырья или товара. Средства будут оборачиваться быстрее, и компания сможет получить больше выручки за период без дополнительных финансовых вложений.
Но на практике работать без дебиторки очень сложно, особенно малому бизнесу. Конкуренция в период экономического спада обостряется — если вы потребуете от покупателя полную предоплату, найдется конкурент, готовый дать отсрочку. Вам придется соглашаться на перенос платежа, чтобы не потерять клиента.
Поэтому стремитесь хотя бы к тому, чтобы показатель оборачиваемости снижался от месяца к месяцу или как минимум не увеличивался.
Отношение дебиторской задолженности к выручке и активам баланса
Эти показатели, как и оборачиваемость, тоже нужно определять ежемесячно. Они должны уменьшаться от месяца к месяцу.
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей
Снижая дебиторскую задолженность, не забывайте контролировать кредиторскую, т. е. вашу задолженность перед поставщиками.
В идеале дебиторская задолженность должна быть немного больше кредиторской — в 1,1–1,2 раза. Например, если средняя кредиторская задолженность — 10 млн рублей, то дебиторская за этот же период должна быть равна 11–12 млн рублей.
Также оба вида долгов должны быть сопоставимы по срокам. Составьте реестр старения кредиторки по той же форме, что и рассмотренный выше реестр по дебиторке. В идеале распределение кредиторской задолженности по срокам возврата должно быть примерно таким же, как у дебиторской, — по срокам поступления. Это нужно для того, чтобы вы могли в любой момент погасить долги перед поставщиками за счет дебиторки.
Но если у компании значительные ликвидные (т. е. легко реализуемые) запасы товаров или продукции, то можно и отклониться от этого соотношения. В этом случае вы покроете часть кредиторки за счет средств от продажи запасов.
Анализируйте эти коэффициенты не только в целом по бизнесу, но и по направлениям: регионам, группам товаров, ответственным менеджерам и т. п.
Например, если вы рассчитаете оборачиваемость дебиторки по каждому менеджеру, то оцените, как специалисты работают с долгами. Тех, у кого оборачиваемость минимальна, можно поощрить, а с теми, кто не справляется с должниками, поговорить и выяснить, почему увеличился период отсрочки.
Если вы рассчитаете отношение дебиторской задолженности к выручке по регионам, то увидите, где клиенты готовы работать с минимальной отсрочкой, а где средства будут «замораживаться». Выгодно активнее работать на тех территориях, где отсрочка минимальна и вложенные деньги возвращаются быстрее.
Как проверять контрагентов и управлять дебиторской задолженностью
Проверьте платежеспособность контрагентов
Начинайте управлять дебиторской задолженностью еще до ее появления, т. е. при заключении договоров с новыми контрагентами. Если вы отгружаете товары или оказываете услуги с отсрочкой платежа, то вы как будто выдаете покупателям кредит. Поэтому в идеале каждого контрагента, который претендует на отсрочку, нужно проверять так же, как это делает банк при выдаче кредита.
Запросите у контрагента баланс и рассчитайте основные коэффициенты, которые характеризуют его платежеспособность.
1-й. Коэффициент быстрой ликвидности (КБЛ), который равен отношению денежных средств и дебиторки к краткосрочным обязательствам.
КБЛ = (Деньги + Дебиторка) / (Краткосрочные кредиты + Кредиторка + Прочие долги) = (стр. 1230 + стр. 1250) / (стр. 1510 + стр. 1520 + стр. 1550)
2-й. Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ). Этот показатель отличается от КБЛ тем, что в числителе формулы к дебиторке и деньгам добавятся запасы.
КТЛ = (Деньги + Дебиторка + Запасы) / (Краткосрочные кредиты + Кредиторка + Прочие долги) = (стр. 1210 + стр. 1230 + стр. 1250) / (стр. 1510 + стр. 1520 + стр. 1550)
Норматив для КБЛ — от 0,7 до 1. Это значит, что ваш контрагент должен иметь возможность погасить почти всю текущую задолженность за счет денег и дебиторки. Норматив для КТЛ — от 1,5 до 2,5. Дебиторка, деньги и запасы должны не менее чем в 1,5 раза перекрывать долги компании.
Рассчитайте оба коэффициента в динамике не менее чем за три отчетные даты. Тогда вы поймете, как меняется платежеспособность контрагента и чего можно ожидать в перспективе (без учета форс-мажорных ситуаций).
Продумайте шаги работы с должниками
Первые два пункта выполняет менеджер, который работает с этим контрагентом. Если же обычные напоминания не действуют, то подключайте юриста. В небольших компаниях часто нет штатного юриста, поэтому работой с просрочкой занимается сам руководитель или главбух.
Спишите невзысканные долги
Во всех подобных случаях вы можете списать дебиторскую задолженность на затраты и уменьшить налог на прибыль.
Но если вы работаете на «упрощенке», то уменьшить налог за счет безнадежной дебиторки нельзя. Списание долгов не включено в перечень расходов, которые можно учитывать при расчете УСН (письмо Минфина РФ от 13.11.2007 № 03-11-04/2/274).
Вывод: кратко о том, как работать с дебиторской задолженностью
Чтобы избежать финансовых проблем, регулярно контролируйте и анализируйте свою дебиторскую задолженность. Старайтесь сократить саму дебиторку и период ее оборачиваемости.
Предоставляйте отсрочки платежа только проверенным контрагентам. Если просрочка по оплате все-таки возникла, используйте все средства для взыскания долгов, вплоть до обращения в суд.
Если все средства для взыскания исчерпаны, спишите долг с учетом требований закона. Это даст вам возможность снизить налог на прибыль, если вы работаете не на УСН.
Дебиторская задолженность и способы предупреждения ее уменьшения
Залогом успешной предпринимательской деятельности каждой компании является рациональное, целесообразное расходование денежных средств. В результате взаиморасчетов с бюджетом, контрагентами, персоналом может формироваться обязательство перед организацией. Поэтому важно понимать, как влияет на хозяйственную деятельность юридического лица уменьшение дебиторской задолженности и какими методами можно достичь желаемых результатов.
Анализ уменьшения величины дебиторки
Дебиторская задолженность (ДЗ) – совокупные обязательства контрагентов перед предприятием по договорным обязательствам, учитываемые в денежном измерении. Фактически сумма дебиторки характеризует объем финансовых ресурсов, выведенных на определенное время из оборота фирмы. Поэтому приоритетное влияние размер ДЗ оказывает на благополучие организации, ее возможность увеличивать активы, исполнять платежи и условия соглашений в установленный срок.
Можно выделить основные причины формирования и увеличения дебиторской недоимки.
Внутренние факторы
Внешние источники
Сюда можно отнести:
Динамичный рост задолженности может свидетельствовать как о расширении предпринимательской деятельности, так и о недальновидных планах, неосмотрительных взаиморасчетах с контрагентами. Среди плюсов увеличения обязательств выделим расширение производства, круга поставщиков, покупателей, формирование достойного статуса на рынке. Негативных моментов высокого уровня ДЗ значительно больше:
Сокращение суммарных дебиторских обязательств означает следующее:
Стоит учесть, что динамика сокращения дебиторской задолженности может говорить о негативных моментах. Особо опасные ситуации для компаний:
Факторы уменьшения долгов
Выдвигаются основные причины, влияющие на сокращение дебиторских недоимок организации:
Способы оптимизации дебиторки
Учреждение может предупредить образование ДЗ, сформировав четкий план ведения расчетов. Важным в финансово-хозяйственной деятельности является использование собственных средств, тогда сокращается величина дополнительных издержек.
Компания должна осмотрительно подбирать клиентов для сотрудничества, досконально прорабатывать и согласовывать условия сделки. Прежде чем подписать контракт, истребуется максимально возможный комплект учредительных документов, изучается рейтинг клиента на рынке, его платежеспособность и исполнительность по отношению к другим организациям, физлицам. Предприятию рекомендуется использовать систему стандартов оценки потенциальных клиентов, сотрудников.
На сегодняшний день действуют общедоступные сервисы по проверке контрагентов: сайт налоговой, картотека арбитражных дел, реестр исполнительных производств в ФССП и др. Дополнительными способами сокращения потенциальных рисков можно считать введение и применение штрафных санкций, четких этапов по работе с должниками. Например, за долг по коммунальным услугам, для населения в договорах предусмотрен пункт прекращения поставки при наличии задолженности перед ЖКХ.
Перечислим меры уменьшения существующей в компании дебиторской задолженности.
Обособленная служба по работе с клиентами
В крупных предприятиях с большим числом контрагентов рекомендуется организовать специальный маркетинговый, плановый отдел. Должностные лица будут заниматься детальным анализом состояния взаиморасчетов, осуществлять разработку и внедрение эффективной тактики выбора компаний для сотрудничества. Дополнительно работники подберут наиболее выгодные условия, содержание контрактов на будущее и вынесут на рассмотрение предложения по оптимизации действующих сделок.
Например, острая необходимость формирования отдельной службы возникает у финансово-кредитных учреждений, когда среди многочисленных клиентов встречаются не только юридические, но и физические лица. В данной ситуации требуется подбор и анализ наиболее приемлемых условий заключения договоров.
Для сокращения дебиторки компаний банк может предусмотреть большой штраф за неисполнение обязательств. Для граждан среди условий сделки можно прописать вероятность безакцептного списания долга с личного счета должника, если деньги не поступят в распоряжение кредитора в установленный срок.
Пересмотр графика платежей
Сократить экономические риски, затраты компании позволит смягчение требований договоренности. Альтернативным вариантом является предоставление неплательщику отсрочки (факторинга), рассрочки, реструктуризации. Тогда контрагент приобретает возможность восстановить платежеспособность, а кредитор в результате достигает полного удовлетворения требований.
Допустим, юрлицо по итогам отчетного периода потребило определенный объем электроэнергии, но не произвело перечисление денежных средств. Компании за неисполнение условий контракта грозит отключение поставки света. Такая мера приведет к полной остановке деятельности, поэтому руководитель фирмы-должника идет на переговоры с поставщиком, предлагает предоставить им отсрочку в три недели. Данный срок не является критичным для кредитора, к тому же позволяет получить деньги и сохранить сотрудничество с клиентом.
Контакт с должником
На этапе досудебного урегулирования спора важно вести непрерывную работу с клиентом, чтобы не просрочить взыскание. Изначально дебитору направляются уведомления, письменные претензии, предложения исполнить обязательство в конкретный срок. Проводятся переговоры с должником посредством личной встречи, звонка по телефону, переписки по электронной почте.
По итогам обсуждений стороны могут заключить мировое соглашение, пересмотреть условия сделки. Возможным вариантом предоставления гаранта кредитору со стороны заемщика считается обеспечение контракта. Так по договору ипотечного кредитования получатель займа предоставляет в качестве залога недвижимость.
Стимулирование контрагентов
Высокие показатели исполнения обязательств дебиторами фиксируются при введении системы поощрений. Подрядчик предусматривает скидку на услуги заказчику за досрочное перечисление аванса. Важно предварительно просчитать доходность таких мероприятий со стороны исполнителя, чтобы деятельность фирмы продолжала приносить прибыль, а исполнительность клиентов повысила оборачиваемость средств.
Система вознаграждений для финансовой службы
Руководитель предприятия может ввести механизм премирования для должностных лиц не только за высокий уровень продаж, но и за достижение своевременного исполнения договорных обязательств клиентами. Если служба работает неэффективно, работники лишаются определенной доли вознаграждения. Таким образом, формируется неотъемлемая взаимосвязь уровня профессионализма и заработной платы.
Список ненадежных клиентов
По итогам исполнения договоров, состоянию взаиморасчетов маркетологи компании составляют перечень контрагентов, с которыми недопустимо дальнейшее сотрудничество. Важно не осуществлять поставки, перечисления авансов данным лицам ни при каких условиях, так как кредитор рискует потерять ресурсы.
Судебное разбирательство
Если должник не желает идти на контакт, мирное урегулирование спора, дело передается на рассмотрение в суд. Тогда неплательщик привлекается к ответственности в виде принудительного взыскания дебиторской задолженности посредством изъятия денежных средств, имущества. Процедура имеет массу негативных последствий для должника: ограничение деятельности, территориального перемещения, права управления транспортом для физлиц, арест и реализация объектов собственности.
Определим основные этапы работы с контрагентами, не исполнившими в установленный срок обязательства:
Выделяются основные мероприятия по снижению дебиторской задолженности, работе с неисполнительными дебиторами:
Анализ процедуры снижения недоимки
Результат работы с контрагентами по исполнению договорных обязательств оценивается следующими методами:
Этапы оценки дебиторской задолженности приведены на рисунке ниже:
Экономический анализ дебиторки включает расчет следующих показателей:
Наиболее популярным из перечисленных нормативов является индекс оборачиваемости. Он показывает, насколько быстро финансовые ресурсы возвращаются в распоряжение компании и могут вновь участвовать в производственном цикле.
Сокращение суммарных обязательств дебиторов в составе оборотных средств предприятия позволяет предупредить риски, избежать кризиса, добиться высокого уровня финансового здоровья, сформировать положительную деловую репутацию. Кредитору нужно обеспечить непрерывную работу по взысканию долгов и своевременному исполнению договоренностей контрагентами. Мониторинг обязательств позволяет предпринять все возможные меры по урегулированию спорной ситуации. Важно разработать оптимальную схему воздействия на клиентов, чтобы избежать негативных последствий.
Как снизить дебиторку — об этом в видео:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!