На что влияет увеличение оперативной памяти
Может ли удвоение объема оперативной памяти сильно увеличить производительность игрового ноутбука? Проверяем на деле
Приветствуем зашедших в наш блог игроманов и им сочувствующих. Сегодня мы попробуем проверить, поможет ли доступный для пользователя апгрейд игрового ноутбука (читай – наращивание памяти и замена HDD на SSD) серьезно отразиться на общей производительности машинки.
Фото — asus.com
Вообще, апгрейд ПК, если мы не говорим о десктопах, где пользователь волен заменить все, до чего дотянется, довольно сильно ограничен, когда речь заходит о ноутбуках. Тем более – об ультрабуках. Так что если вы используете мобильную систему с дискретной графикой — вам может быть интересно.
И если в ноутбуках пока (пока) производители еще дают возможность добавить плашек памяти или поставить SSD для улучшения качества жизни (и цены ноутбука при перепродаже), то в ультрабуках все обычно раз и навсегда заботливо распаяно на плате, чтобы вы случайно не улучшили машинку самостоятельно вместо покупки новой.
В этот раз мы будем проводить тесты на ноутбуке ASUS игровой серии Republic of Gamers. Мы проверим работу популярных игр на максимальных настройках на стоковой версии ноутбука, а затем добавим к нему нашу память и SSD и посмотрим, какой будет разница.
ТТХ пациента
Процессор
Intel Core i5 6300HQ (есть версия с i7 6700HQ)
Видео
Intel HD Graphics 530
NVIDIA GeForce GTX 960M 2G GDDR5 VRAM (есть версия с 4G).
Оперативная память
DDR4 2133 MHz SDRAM, 2 x SO-DIMM (максимум поддерживает до 32, из коробки доступно 8).
Экран
15.6» 16:9 IPS FHD (1920×1080), матовый.
Инструментарий
Характеристики памяти
Стоковая память ноутбука
Запись / Чтение / Копирование / Задержка / Кэш
HyperX Impact 8 GB
Запись / Чтение / Копирование / Задержка / Кэш
HyperX Impact 16 GB
Запись / Чтение / Копирование / Задержка / Кэш
Сводная таблица по характеристикам памяти
Память | Чтение, MB/s | Запись, MB/s | Копирование, MB/s | Задержка, ns |
stock | 15735 | 15442 | 15637 | 86.1 |
HyperX Impact 8 GB | 16402 | 16184 | 16198 | 71.0 |
HyperX Impact 16 GB | 30384 | 33428 | 30305 | 72.0 |
World Of Tanks
Арт — сайт WoT
Параметры тестирования: качество графики – «Максимальное», разрешение экрана 1920*1080, клиент – HD.
Стоковая комплектация (8 Gb) — в зависимости от интенсивности происходящего на экране среднее значение FPS – от 60 до 68.
8 Gb Hyper X — 59-72 FPS.
16 Gb Hyper X — 60-74 FPS.
GTA V
Арт — сайт rockstargames.com
Параметры графики выставляются с помощью настроек игры с привязкой к объему памяти видеокарты. Включение или повышение качества отображение дополнительных эффектов заполняет шкалу доступной памяти. Итого с 2 гигабайтами GeForce GTX 960M все настройки удается выставить на «Высоко», треть из их затем повысить до «Очень высоко».
Среднее значение FPS на стоковых настройках – 59.
8 Gb Hyper X — 60 FPS.
16 Gb Hyper X — 60 FPS.
Mafia III
Арт — сайт mafiagame.com
Со стоковой комплектацией на максимальных настройках игра выдает 29-30 кадров, иногда проседая до 27.
8 Gb Hyper X — 29 FPS.
16 Gb Hyper X — 30 FPS.
Battlefield 1
Обложка — википедия
Настройки — «Ультра», среднее значение FPS на стоковой памяти — 31.
8 Gb Hyper X — 32 FPS.
16 Gb Hyper X — 32 FPS.
Сводная таблица FPS
Память | WoT, HD, Максимальное, FPS | GTA V, максимально доступное качество / FPS | Mafia III, максимально доступное качество / FPS | Battlefield 1, Ultra, FPS |
Стоковый (hdd + 8 gb) | 60-68 | 59 | 29-30 | 31 |
HDD + 8 Gb Hyper X | 59-72 | 60 | 29 | 32 |
HDD + 16 Gb Hyper X | 60-74 | 60 | 30 | 32 |
3D Mark, набор тестов Time Spy
После прохождения всех тестов набор (graphic, CPU, etc) средний балл на стоковой памяти – 1320.
Сводная таблица результатов 3D Mark Time Spy
Комплектация | 3D Mark Time Spy |
Стоковая память | 1320 |
8GB HyperX Impact | 1321 |
16 GB HyperX Impact | 1327 |
Сухой остаток
Как сумел заметить внимательный читатель, разница между попытками нарастить FPS с помощью новой памяти и желанием играть на стоковом железе довольно невелика. В случае с FPS ее в принципе нет. Дело в том, что у видеокарты своя память, и она использует для работы только ее. Наращивание оперативной же памяти до любых объемов не улучшит FPS в играх, если дискретное видео не будет использовать оперативную память.
Но замена HDD на SSD сильно влияет на общую производительность ПК (подробнее об этом мы уже писали тут) и неплохо сказывается на стабильности работы. Если на FPS подобные манипуляции не производят никакого эффекта, то на работе ПК, на котором одновременно запущены стандартные приложения и какая-то требовательная игра, разница уже присутствует.
Вот как мы проводили тесты.
И здесь уже в дело вступает оперативная память. World of Tanks, Mafia III, GTA V реагировали на такое довольно предсказуемо, а именно:
Стоковая память — все сворачивается и адекватно разворачивается.
HyperX Impact 8 GB — все сворачивается и адекватно разворачивается.
HyperX Impact 16 GB — все сворачивается и адекватно разворачивается субъективно в пару раз быстрее, чем на 8.
А вот Battlefield 1 повела себя немного категорично.
8 гигабайт памяти гарантировали, что игра успешно свернется до состояния черного экрана, и 50/50 повесит систему до состояния «Теперь питание компьютера можно отключить».
16 гигабайт памяти позволяли свернуть игру, стоящую на паузе, ответить на звонок по скайпу, развернуть игру и продолжить игровой процесс.
В случае с игровыми ноутбуками апгрейд памяти поможет только для общей работы ПК и выполнения ресурсоемких операций – для любителей рендеринга видео, моделирования, фанатов новых вкладок в Хроме по каждому клику. Тогда да, чем больше памяти – тем задорнее все работает. Ведь не стоит забывать, что для используемых в тесте игр 8 гигабайт оперативки — это лишь минимальное системное требование. А кроме игры компьютеру в любом случае придется держать еще и работу ОС и приложений.
Тесты PC Mark 8 Home
Этот набор тестов призван оценить быстродействие компьютера при использовании стандартных домашних задач — веб-серфинг, работа с фототекой, просмотр фильмов, потоковое видео, видеоконференции и прочее.
По клику на каждый скриншот — онлайн-сравнение результатов с похожими по характеристиками ПК.
Почему не стоит экономить на оперативной памяти, если вы геймер
Содержание
Содержание
Оперативная память, она же ОЗУ/RAM, создана для хранения произвольных данных запущенных программ. У каждого процессора есть своя кэш память — L1, L2, L3 и реже L4. Если в буфере памяти процессора нет требуемых данных, он обращается к оперативной памяти, которая выступает посредником между жестким диском и процессором через системную шину.
ОЗУ обеспечивает быструю работу операционной системы, браузера, игр и других приложений за счет высокой скорости чтения данных в сравнении с HDD и SSD. При заполнении всего объема RAM-памяти, ОС начинает «тормозить». Чтобы избежать «подвисаний», добиться большей частоты кадров в играх и быстрой обработки рендеров в графических редакторах, следует подобрать для вашего ПК подходящий объем памяти.
Оперативная мифология
Миф 1. Для получения двухканального режима необходимо две или четыре планки одной серии
В лохматые годы времен DDR и DDR2 желательно было устанавливать планки с одной партии для достижения двухканального режима. Если память была куплена в разное время и в разных местах, иногда требовались шаманские обряды в BIOS для получения желаемого.
С появлением DDR3 и DDR4 даже память с разными таймингами и частотами отлично работает в двухканальном режиме. Это стало возможным благодаря решению JEDEC — комитета, занимающегося разработкой стандартов для оперативной памяти. Если есть возможность, все же лучше купить планки одной серии, но на двухканальность это никак не повлияет.
Миф 2. XMP или D.O.C.P. разгон с завода идеален
Производитель никогда не будет рисковать. Хотя заводской разгон может увеличить производительность памяти на 50 %, практически все компании используют TurboBoost
в щадящем режиме.
Поэтому с помощью ручных настроек в BIOS всегда можно поднять производительность еще
на 10–20 %. Разумеется, делать это стоит осторожно.
Миф 3. В 64-битной версии Windows нет лимита на поддержку ОЗУ
Лимит есть, но на практике он почти недостижим. Для версий Windows 8 или 10 максимальный объем 512 ГБ, для Windows 7 — 192 ГБ.
Миф 4. В ОЗУ главное частота
Частота увеличивает пропускную способность оперативной памяти, но важны и задержки при обращении к информации. При разгоне необходимо установить баланс между частотой
и таймингами. Если выставить минимальные значения задержки и максимальную частоту, производительность может даже упасть. Если сделать наоборот, можно получить тот же эффект. Единственный вариант: «метод научного тыка» и тесты.
Миф 5. Память DDR3 и DDR4 может работать вместе
Достаточно странный миф, который мог возникнуть только от незнания особенности оперативной памяти. Производители выпускают материнские платы с одновременной поддержкой DDR3 или DDR4. Даже в теории планки разных поколений не совместимы: DDR
не работает вместе с DDR2, которая не работает вместе с DDR3. Если поставить планки DDR3
и DDR4 вместе, это может привести к выходу из строя материнской платы и повреждению планки DDR4. Вольтаж DDR3 — 1,5 вольта, у DDR 4 — 1,2 вольта.
Миф 6. Если выставить слишком высокие параметры разгона, оперативная память сгорит
Если не трогать вольтаж, ничего страшного с оперативной памятью не случится. Тайминги
и частота не влияют на физическое состояние чипов памяти. Единственная опасность для памяти — эксперименты с вольтажом. В редких случаях «убить» ОЗУ может неправильная работа контроллера памяти или физическое повреждение материнской платы.
Некоторые уникумы умудряются перегревать DDR, превращая память в радиатор отопления.
С другой стороны, есть люди, проливающие кофе на оперативную память.
Основные параметры ОЗУ: объем, частота, количество каналов передачи данных.
Многоканальность
Одна планка памяти не может работать в многоканальном режиме. Ее мжно ставить только, если собираетесь докупать память в будущем. В идеале необходимо установить две или четыре планки одной серии. Процессор, работающий с памятью в двух или четырехканальном режиме выдает больше FPS.
В качестве подопытных используются:
Посмотрим, как на практике работает двухканальный режим. Первый тест проводится в 3D Mark FireStrike. Разница в синтетическом тесте практически незаметна, всего 17 пунктов.
Наибольший прирост от двухканального режима чувствуется при рендеринге и архивации файлов.
Рендер видеоролика в Adobe Premiere Pro CC сократился в двухканальном режиме на 28 секунд, то есть на 14 %.
Архиватор WinRar сжал данные на 20 секунд быстрее, что составило 20 % производительности. В играх количество FPS увеличивается на 7–14 %.
Синий цвет — минимальное число кадров в двухканальном режиме.
Красный цвет — минимальное число кадров в одноканальном режиме.
Зеленый цвет — среднее число кадров в двухканальном режиме.
Оранжевый цвет — среднее число кадров в одноканальном режиме.
Тесты с запущенными играми Battlefield 4 MP, Call of Duty AW MP, Far Cry 4, Dying Light, GTA4, Warface Ultra, CS: GO Ultra показатели значительную разницу в ФПС в режиме Singl и Dual. В Battlefield 23 кадра, в Counter-Strike 59 кадров в секунду, Far Cry 4 и Warface — 10 FPS и менее. Если собрать все данные вместе, двухканальный режим в «тяжелых» сценах дает прирост 14 % и средний 7 %.
В некоторых играх даже на ОЗУ с большей частотой при одноканальном режиме производительность может падать на 20–25 %, например, Assassin’s Creed Odyssey.
Объем имеет значение
Краткая рекомендация — чем больше, тем лучше. 16 ГБ в 2020 году хватает для обеспечения качественной картинки +60 FPS на Ultra настройках.
В том же Assassin’s Creed Odyssey установленные 16 ГБ оперативной памяти выдают на 11,5 % FPS больше в сравнении со средним показателями 8 ГБ ОЗУ. Про минимальные просадки
и говорить не стоит, 4 кадра в «тяжелых» сценах против 29 кадров с ОЗУ на 16 ГБ — 625 %. Максимальный прирост ФПС — 25 %.
А вот разницы между 16 и 32 ГБ практически нет, большинство игр еще не научилось «осваивать» такие объем информации.
Больше мегагерц
В баталиях вокруг заветных мегагерц сломано много копий. Одни, самозабвенно утверждают, что разницы никакой, другие твердят о радикальном повышении FPS. Почему существует два мнения?
Свою роль повышенное количество мегагерц начинает играть, если процессор не справляется
с нагрузкой. При 100 % загрузке оперативная память и файлы подкачки задействуются
по максимуму. Чем выше частота, тем заметнее разница.
Тесты показывают приличный прирост. На скриншоте тестируется память, работающая
в одноканальном режиме на частоте 1066, 2133, 3200 МГц.
В игре GTA5 на частоте 2400 МГц можно получить прирост на 30–34 FPS в сравнении
с 1066 МГц. При установке памяти с частотой 3200 МГц, FPS подпрыгивает до 50–65 кадров. При это загрузка процессора близка к 100 %.
Если будет достигнут предел возможностей памяти видеокарты, она начнет кэшировать данные, используя ОЗУ, в этом случае прирост за счет частоты будет незначительный — 1-2 кадра в секунду.
Разница в цене между планками памяти на 2133 МГц и 3200 МГц небольшая, зато она заметна в производительности, особенно на компьютерах со слабыми процессорами или мощными видеокартами. Повышенная частота поможет процессору выжать максимум ресурсов
из видеокарты.
С радиатором и без
Радиатор в основном устанавливается на плашки оперативной памяти для эстетики и не влияет на ее функциональность. За него не стоит переплачивать, если вы никогда не будете разгонять оперативную память. Но если собираетесь менять вольтаж и разгонять RAM по частоте, радиатор точно не будет лишним.
SMT-профиль
Хороший вариант для тех, кто не хочет рисковать. ОЗУ с SMT-профилем стоят дороже, потому что уже разогнаны по частоте и таймингам на заводе. Как правило, на них устанавливают радиаторы со стильной подсветкой.
Если вы игроман или профессионально работаете с графическими редакторами — не экономьте на оперативной памяти. +16 ГБ памяти и частота 2133 МГц или выше повысит производительность ПК на 14–20 %. В среднем рендер картинки в 4К на 8 ГБ ОЗУ занимает 15–20 минут. С планкой в 16 ГБ за 60 минут можно обработать на 1-2 картинки больше. Высокая частота и большой объем памяти позволит получать в играх на 14–25 FPS больше.
Как озу влияет на производительность в играх?
Благодаря, пожалуй, наиболее дешевому и эффективному соотношению цены и качества среди всех компонентов компьютера, ОЗУ, как правило, готово для геймеров, стремящихся улучшить технические характеристики своего игрового компьютера. Но дает ли это большое влияние? Лучше ли потратить деньги на другое устройство, и насколько оперативная память влияет на игры? Давайте разберемся.
Серийный номер оперативной памяти
Простое решение заключается в том, чтобы добавить больше оперативной памяти, но есть только столько оперативной памяти, которую вы можете добавить, прежде чем она достигнет порогового значения и будет эффективно использована. Два фактора определяют, к чему относится этот порог и как он может колебаться.
Во-первых, сколько оперативной памяти запрограммировано для конкретной игры. Если в игре используется максимум 4 ГБ, то наличие 8 ГБ ОЗУ означает, что фактически есть 4 ГБ, которые никак не исползуются.
Второй фактор заключается в том, запускаются ли приложения вместе с игрой, если таковые имеются. Мы говорим о потоковом программном обеспечении, таком как OBS, веб-браузеры, программное обеспечение для записи и любые другие программы, которые открыты одновременно с игрой.
Если никакие вторичные приложения не запущены, то требование к базовой оперативке для запущенной игры, представляет собой максимальный порог для ОЗУ, который считается стабильным.
Когда геймер запускает множество приложений в фоновом режиме (музыка, чат, потоковое программное обеспечение и т.д.), То чем больше оперативной памяти в дополнение к базовым требованиям игры, тем лучше.
Этот пункт особенно актуален для стримеров, которые запускают несколько программ для длительных сеансов трансляций, хотя другие бенефициары включают графических дизайнеров или видеоредакторов, которые хотят оставить программы, требующие ОЗУ, открытыми во время игры.
В современной игровой среде от 8 до 16 ГБ более чем достаточно для комфортного запуска подавляющего большинства игр. По мере того, как разработчики используют возможности увеличения объема ОЗУ, эта тенденция направлена увеличение в соответствии со стандартными объемами оперативки, обнаруживаемыми в ПК, которые постепенно увеличиваются с течением времени. Тесты указывают, что переход с 8 ГБ до 16 ГБ в лучшем случае незначителен, но есть много смысла в проверке вашей системы в будущем, особенно если ОЗУ дешевеет.
Также существует множество типов модулей ОЗУ, такие как DRAM, SRAM, DRAM и другие. Все они отличаются друг от друга не только размером контактной части но и специализацией.
Сколько оперативной памяти нужно для игр?
Еще раз, обновление с 4 ГБ до 16 ГБ и запуск игры, в которой используется максимум 8 ГБ, окажет незначительное, но заметное влияние, порядка нескольких кадров в секунду. Точно так же игра будет загружаться быстрее.
И наоборот, если у вас 8 ГБ ОЗУ и вы обновляете до 16 ГБ, а игра использует только 8 ГБ, тогда разница будет нулевой, или, по крайней мере, улучшение не будет заметно со стороны пользователя.
Как вы можете видеть, это постепенное снижение невероятно быстро и по сути означает тратить деньги на гигабайты, которые останутся бездействующими и нетронутыми в течение всего игрового сеанса.
Сколько тактовой частоты нужно для RAM?
Ответ очень похож; улучшение зависит от того, какой объем/скорость у вас есть, и до какой суммы вы обновляете. В большинстве случаев разница будет в несколько кадров в секунду или близка к нулю.
Все это зависит от процессора и игры. Процессоры Intel, как правило, меньше всего выигрывают от лучшей тактовой частоты ОЗУ из-за встроенной архитектуры своих чипсетов, в то время как процессоры AMD Ryzen 7 дают несколько ощутимое улучшение, приближаясь к +10 FPS в некоторых случаях и для определенных игр.
Сам графический процессор оказывает значительное влияние на степень улучшения.
В отличие от обычной оперативной памяти, чем больше VRAM у видеокарты, и чем быстрее, тем лучше игровой процесс. Не менее важны и сами графические процессоры. Современные итерации предлагают более совершенные внутренние наборы микросхем и алгоритмы, которые более эффективны при рендеринге графики.
Для повышения частоты кадров обновление графического процессора считается наиболее эффективным решением. Уже рассматривали невероятные улучшения от небрежных 20 FPS до захватывающих 100 FPS для многих игр.
Например, для сравнения, обновление GeForce GTX 950 с 1 ГБ видеопамяти на GeForce RTX 2080 с 11 ГБ повлияет на игры гораздо больше, чем переключение с 8 ГБ ОЗУ на 16 ГБ ОЗУ.
Вывод
Ответ прост: после определенного порога ОЗУ оказывает минимальное влияние на игровой процесс. Определите максимальные характеристики для выбранных вами игр и сопоставьте их с количеством оперативной памяти, и вы получите максимально возможный объем, определяемый оперативной памятью, передавая показатели производительности другим более важным компонентам, таким как графический процессор.
Рекомендуется тратить меньше на увеличение возможностей оперативной памяти вашей материнской платы/процессоров и отводить эти деньги в сторону лучшей видеокарты. Если ваш бюджет позволяет использовать отличный графический процессор наряду с 64 ГБ оперативной памяти, во что бы то ни стало, сделайте это.