На что влияют форсунки

avtoexperts.ru

Топливная форсунка (ТФ), или инжектор, относится к деталям топливной системы впрыска. Она управляет дозированием и подачей ГСМ с его последующим разбрызгиванием в камере сгорания и соединением с воздухом в единую смесь.

ТФ выступают в роли главных исполнительных деталей, относящихся к системе впрыска. Благодаря им происходит разделение топлива на мельчайшие частицы путем разбрызгивания и его поступление в двигатель. Форсунки для любого типа моторов выполняют одинаковое назначение, однако различаются конструкционно и по принципу действия.

Данный вид изделий отличается индивидуальным изготовлением под конкретный тип силового агрегата. Иначе говоря, универсальной модели этого устройства не существует, поэтому переставлять их с бензинового мотора на дизельный нельзя. В качестве исключения можно привести пример гидромеханических моделей от BOSCH, устанавливаемых на механические системы, работающие на непрерывном впрыске. Они находят широкое применение для различных силовых агрегатов в качестве составного элемента системы «K-Jetronic», хотя и имеют несколько модификаций, не связанных между собой.

Расположение и принцип работы

Схематично форсунка – это электромагнитный клапан, управляемый программно. Она обеспечивает подачу топлива в цилиндры в установленных дозах, причем установленная система впрыска определяет вид используемых изделий.

Топливо в форсунку подается под давлением. При этом блок управления мотором посылает электроимпульсы на электромагнит инжектора, которые активируют работу игольчатого клапана, отвечающего за состояние канала (открыто/закрыто). Количество поступающего топлива определяется длительностью поступающего импульса, влияющего на промежуток нахождения игольчатого клапана в открытом состоянии.

Расположение форсунок зависит от конкретного типа системы впрыска:

• Центральный – размещаются перед дроссельной заслонкой во впускном трубопроводе.

• Распределенный –всем цилиндрам соответствует отдельная форсунка, размещаемая у основания впускного трубопровода и осуществляющая впрыск ГСМ.

• Непосредственный –форсунки находятся вверху стенок цилиндра, что обеспечивает впрыск напрямую в камеру сгорания.

Форсунки для бензиновых моторов

Бензиновые моторы комплектуются следующими типами инжекторов:

• Одноточечные – подают топливо, расположены до дроссельной заслонки.

• Многоточечные – за подачу ГСМ на цилиндры отвечают несколько форсунок, располагаемых перед трубопроводами.

ТФ обеспечивают подачу бензина в камеру сгорания силовой установки, при этом конструкция таких деталей неразборная и не предусматривает ремонт. По стоимости они дешевле тех, что устанавливаются на дизельных моторах.

Как деталь, обеспечивающая нормальную работу топливной системы автомобиля, форсунки часто выходят из строя по причине загрязнения расположенных на них фильтрующих элементов продуктами сгорания. Подобные отложения перекрывают распылительные каналы, что нарушает работу ключевого элемента – игольчатого клапана и прерывает поступление топлива в камеру сгорания.

Форсунки для дизельных моторов

Правильную работу топливной системы дизельных двигателей обеспечивают два типа устанавливаемых на них форсунок:

• Электромагнитные, за работу которых отвечает специальный клапан, регулирующий поднятие и опускание иглы.

• Пьезоэлектрические, работающие за счет гидравлики.

Правильная настройка форсунок, а также степень их износа влияет на работу дизельного мотора, выдаваемую им мощность и объем расходуемого горючего.

Поломку или неисправность работы дизельной форсунки автовладелец может заметить по ряду признаков:

• Увеличился расход топлива при нормальной тяге.

• Машина не хочет двигаться с места и дымит.

Проблемы и неисправности форсунок двигателя

Для поддержания нормальной работы топливной системы необходимо проводить периодическую чистку форсунок. По мнению специалистов, процедура должна выполняться каждые 20-30 тыс. км пробега, но на практике необходимость в таких работах возникает уже после 10-15 тыс. км. пробега. Это связано с некачественным топливом, плохим состоянием дорог и не всегда правильным уходом за машиной.

К самым актуальным проблемам, преследующими форсунки любого типа, относится появление на стенках деталей отложений, являющихся следствием использования низкокачественного топлива. Результатом является появление загрязнений в системе подачи горючей жидкости и возникновение перебоев в работе, потеря мощности мотором, чрезмерный расход ГСМ.

Причинами, влияющими на работу форсунок, могут быть:

• Чрезмерное содержание серы в ГСМ.

• Коррозия металлических элементов.

• Воздействие высоких температур.

• Проникновение влаги и воды.

Надвигающиеся неполадки можно определить по ряду признаков:

• Появление незапланированных сбоев при старте двигателя.

• Существенное увеличение расхода топлива в сравнении с номинальными значениями.

• Появление выхлопов черного цвета.

• Появление сбоев, нарушающих ритмичность работы мотора на холостом ходу.

Способы чистки форсунок

Для решения вышеназванных проблем требуется периодическая промывка топливных форсунок. Для устранения загрязнений применяют ультразвуковую очистку, используют особую жидкость, выполняя процедуру вручную, либо добавляют специальные присадки, позволяющие очистить форсунки без разбора мотора.

Заливка промывки в бензобак

Наиболее простой и щадящий способ очистки загрязненных форсунок. Принцип действия добавляемого состава заключается в постоянном растворении с его помощью имеющихся отложений в системе впрыска, а также частичное предотвращение их появления в будущем.

Такая методика хороша для новых машин либо автомобилей с небольшим пробегом. В этом случае добавление промывки в бак с топливом выступает профилактикой, позволяющей поддерживать силовую установку и топливную систему машины в чистоте. Для машин с серьезными загрязнениями топливной системы данный способ не подходит, а в ряде случаев может нанести вред, усугубив имеющиеся проблемы. При большом количестве загрязнений смытые отложения попадают в форсунки и забивают их еще больше.

Чистка без снятия с двигателя

Промывка ТФ без разбора двигателя выполняется путем подключения промывочной установки непосредственно к мотору. Такой подход позволяет отмыть скопившуюся грязь на форсунках и топливной рампе. Двигатель на полчаса запускается на холостом ходу, подача смеси происходит под давлением.

Данный способ не используется на сильно изношенных двигателях, а также не подходит для автомобилей с установленной системой КЕ-Jetronik.

Чистка со снятием форсунок

При сильных загрязнениях двигатель разбирают на специальном стенде, снимают форсунки и выполняют их индивидуальную очистку. Подобные манипуляции дополнительно позволяют определить наличие неисправностей в работе форсунок с их последующей заменой.

Чистка ультразвуком

Очистка форсунок выполняется в ультразвуковой ванне для предварительно снятых деталей. Вариант подходит при сильных загрязнениях, не убирающихся очистителем.
Операции по очистке форсунок без снятия с двигателя в среднем обходятся владельцу автомобиля в 15-20 у.е. Стоимость диагностики с последующей чистой для одной форсунки в ультразвуке либо на стенде составляет около 4-6 у.е. Комплексные работы по промывке и замене отдельных деталей позволяют обеспечить бесперебойную работу топливной системе еще на полгода, добавив 10-15 тыс. км. пробега.

Источник

Признаки забитых форсунок инжектора

Статья написана лично мною. Вы в праве ее копировать без ограничений.

Для начала уясним что
инжектор
это не только набор блоков управления и датчиковой аппаратуры, а это еще очень
высокотехнологичная система подачи топлива
. Если представить впрыск топлива в
карбюраторе и инжекторе
, то мы
увидим
некоторые отличия.

У карбюратора как такого впрыска нет

— через жиклер самотеком подается топливо и оно смешивается с воздухом по
пути в двигатель
и попадает в камеру сгорания, где благополучно сгорает.

У инжектора топливо впрыскивается

через форсунку под
высоким давлением
на открытый или закрытый впускной
клапан
Это классический инжектор и не будем путать с инжектором непосредственного впрыска, где форсунка находится не на впускном коллекторе вблизи клапана, а непосредственно смотрит в камеру сгорания.

Вот и все свойственные отличия попадания топлива инжектора от карбюратора.

Через 15.000 — 20.000

тысяч километров(в зависимости от двигателя, менеры езды и техических жидкостей) от прямого
попадания топлива
на клапан(ведь впрыск идет на открытый или закрытый клапан) идет
образования кокса
и отложений в виде губки. Из-за этого идет ухудшение перемешивания смеси.
Топливо просто попадая
на эту «губку» впитывается и стекает с клапана каплями. А это очень
пагубно влияет
в-первую очередь
на запуск
холодного двигателя и на
ровный холостой ход
. Также кокс и отложения образуются внутри камеры сгорания,
увеличивая степень сжатия
что ведет к
детонации
и
потери мощности
, а также к закосовыванию поршневых колец.

Основные признаки загрязнения инжектора:

— затрудненный пуск двигателя. — плохая и дерганная работа двигателя на холостом ходу и переходных режимах. — провал при резком нажатии на педаль газа. — ухудшение динамика разгона двигателя и потеря мощности. — увеличение расхода топлива. — появление детонации при разгоне — нагар очень сильно влияет на степень сжатия. — появление пропусков воспламенения.

чистки инжектора
заключается
в
очистке
элементов газораспределительного механизма — впускные клапана, надпоршневое пространство и конечно сам поршень. Насчет очистки камеры сгорания поговорим чуть попозже.

Чистка инжектора заключается в подключении специальной установки к рампе форсунок посредством переходников. Бензобак, бензопровод и топливный фильтр при этом оказываются отсоединенными. На специальной промывочной смеси, подающейся из установки под давлением 2-4 атмосфер, двигатель работает 60 минут. Такой метод не требует трудоемкой операции демонтажа рампы с форсунками, поэтому обходится сравнительно недорого.

По окончании промывки инжектора производится обязательная замена свечей. После чистки вид свечей ужасает.

Многие путают чистку инжектора от чистки форсунок.

Форсунки этот способ почти не чистит. В рамках работы
форсунок
на двигателе это просто
невозможно
. Возможна очистка форсунок в том случае если они забились грязью или чем еще,
т.е отложения не накопленные за много тысяч километров
. Например после непутевой заправки забило фильтр, прорвало его и песок попал в форсунки, в этом случае чистка возможно поможет, но если форсунки сильно забиты, то только снимать и чистить на стенде.

Очень опасный вид чистки снятых форсунок.

Не путайте с жидкостным методом. При этом методе форсунки обязательно снимаются с топливной рампы и
помещаются в специальную ванночку
. 20-30 минут они чистятся ультразвуком.
Форсунки после такого метода зачастую текут
. Не советую им пользоваться. В Нашей Мастерской Вы не найдете поводов для беспокойства за работоспособность системы впрыска топлива.

Раскоксовывающий эффект маслосъемных и компрессионных колец.

При чистке инжектора совместно с очисткой клапанов очищается камера сгорания

. Если кольца залегли не сильно, то кольца раскоксуются. За счет этого
уменьшится жор масла и восстановится компрессия
.

Напомню основные признаки загрязнения инжектора:

— затрудненный пуск двигателя. — плохая и дерганная работа двигателя на холостом ходу и переходных режимах. — провал при резком нажатии на педаль газа. — ухудшение динамика разгона двигателя и потеря мощности. — увеличение расхода топлива. — появление детонации при разгоне — нагар очень сильно влияет на степень сжатия. — появление пропусков воспламенения.

А теперь плюсы чистки инжектора:

— улучшенный запуск в мороз — улучшение равномерности работы двигателя — уменьшение шумности работы двигателя на холостом ходу — уверенная тяга с низов — уменьшение расхода топлива — полное отсутствие детонации на низких оборотах

Минусы чистки инжектора:

— на двигателях с механическими толкателями клапанов возможно уйдет зазор в клапанном механизме. Но в любом случаем 90% людей пренебрегают выставлением зазоров клапанов. — необходимость замены свечей зажигания, но если чистку делать заодно с плановым техническим осмотром, то минус можно зачеркнуть. — 1-2 часа потраченного времени

Цена вопроса: 1 500 ₽ Пробег: 15000 км

Причины засорения распылителей

Форсунки являются главным элементом инжектора. С их помощью топливо впрыскивается в камеры сгорания. Распространено мнение, что приборы засоряются из-за некачественного топлива, где есть песок и другие инородные частицы. В действительности же вероятность этого невелика: топливная система имеет фильтры, очищающие от крупных частиц поступающее топливо.

Засоряется инжектор постепенно во время эксплуатации машины. Главная причина засорения заключается в том, что на стенках форсунок оседают тяжелые фракции бензина. Случается это главным образом после глушения двигателя. В этот момент увеличивается температура корпуса форсунок — происходит нагрев от двигателя, который уже не охлаждается. Поскольку мотор не работает, отсутствует охлаждающее действие топлива.

Высокая температура выпаривает легкие фракции топлива, остающегося в системе в минимальных количествах, тяжелые фракции оседают на каналах распылителей и не растворяются в бензине или дизтопливе. Отложения имеют толщину в микроны, но уменьшают сечение канала, нарушают работу и снижают производительность.

Большое количество в топливе тяжелых маслянистых фракций — это ненормально. Подобная картина характерна лишь для бензина низкого качества, который получается прямой перегонкой. Такое топливо получают добавлением высокооктановых присадок. Тяжелые фракции могут появиться из-за неправильной транспортировки и нарушения правил хранения топлива.

Расскажем и научим

Причин нестабильной работы инжектора много, самая распространенная из них – загрязнение форсунок. Как распознать «грязный» инжектор и что делать в этом случае?

Принцип работы инжектора

Система инжекторной подачи топлива современных автомобилей реализована на основе форсунок, соединенных с топливной рампой. Электрический бензонасос через топливные магистрали подает под давлением бензин от бака к топливной магистрали инжектора.

На что влияют форсунки. Смотреть фото На что влияют форсунки. Смотреть картинку На что влияют форсунки. Картинка про На что влияют форсунки. Фото На что влияют форсунки

Электронный блок управления на основе полученных данных от множества датчиков (массового расхода воздуха, положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, положения коленчатого вала, детонации и др.) посылает сигнал электромагнитному клапану, который открывается, в результате чего происходит впрыск бензина из топливной рампы во впускной тракт цилиндра или в камеру сгорания двигателя.

Признаки «грязного» инжектора

В случае загрязнения форсунок инжектора не только существенно уменьшается количество впрыскиваемого через них топлива, но и меняется форма облака распыленной воздушно-топливной смеси. В результате работа двигателя становится нестабильной.

Признаки засорения

Форсунка инжектора устроена таким образом, что инжектор можно и не чистить совсем, если авто потребляет топлив европейских стандартов. Производители автомобилей рекомендуют менять приборы через 120−140 тыс. км. пробега, независимо от технического состояния прибора. Но, топливо, используемое на постсоветском пространстве так «забивает» распылители, что почистить их лучше уже через 20−30 тыс. км.

Обычно не сразу ясно, что приборы забились. О засорении приборов быстрее удается узнать в холодную пору, когда испаряемость бензина снижается. Появляются сбои в работе двигателя:

Причины и признаки загрязнения форсунок

Большая часть выпускаемых сегодня автомобильных двигателей оснащена системой впрыска топлива, одним из важнейших элементов которой являются форсунки. За долгий период эксплуатации через них проходят сотни и тонны литров горючего, которое содержит огромное количество примесей — от твердодисперсионных частиц до тяжелых углеводородных фракций и смолистых веществ. Естественно, что все это приводит к засорению и ремонту форсунок и изменению параметров ее функциональности. Первые признаки загрязненияСамые первые симптомы того, что форсунки засорились, проявляются в характере работы двигателя и эксплуатации автомобиля. Среди них самыми явными признаками являются:

Основные причины загрязнения При эксплуатации автомобиля в западно-европейской зоне вышеприведенные признаки не обязательно будут свидетельствовать о засорении форсунок. Зарубежные производители рекомендуют не чистить, а просто менять их после пробега автомобилем не менее 120 тыс. км пути. Однако это правило не работает на просторах стран СНГ. Причина одна — низкое качество топлива. Поэтому отечественным автомобилистам приходится чистить форсунки каждые 15 тыс. км пробега.

Отдельному автопользователю не представляется возможным убедиться в достоверности качества топлива непосредственно на АЗС. По этой причине нельзя застраховать свой автомобиль от попадания в него плохой топливной смеси. При этом само топливо перед тем как попасть в бензобак может загрязниться по целому ряду причин:

Изменения в топливной системе при загрязнении форсунок При засорении форсунок всегда происходит значительно ухудшение процесса формирования топливно-воздушной смеси и характера ее подачи, выражаемое в следующих проявлениях:

Способы очистки

В настоящее время существует два основных способа очистки:

Нужно отметить, что и этот способ не избавит 100-процентно от загрязненных форсунок. После такой в масляной системе и инжекторе остается промывочная жидкость. Поэтому специалисты рекомендуют 10− 15 км проехать в форсированном режиме работы мотора, а затем поменять масляный фильтр и заменить масло. Этот метод требует серьезных затрат времени и стоить будет немало.

Однако оба способа более всего подходят, когда пробег автомобиля небольшой, а демонтировать форсунки достаточно сложно из-за особенностей расположения.

Ультразвуковая очистка

Современный способ чистки инжектора — использование ультразвука. Тут потребуется снять с двигателя форсунки и поместить их в ультразвуковую ванну. Очистка производится с помощью микровзрывов ультразвуковых волн, способных достичь тысяч атмосфер (эффект кавитации). На дне ванны находится ультразвуковой генератор. В него опускаются форсунки и за счет кавитации достигается максимальный эффект отслоения засорений в канальцах форсунок и осадков в каналах форсунок.

Благодаря использованию ультразвуковой ванны очищается поверхность форсунки и внутренние ее рабочие полости. На внутренней поверхности возможны также лаковые и карбоновые отложения, так как она находится в рабочей зоне большого давления и высоких температур. Внутренняя поверхность прибора очищается исключительно в активном режиме очистки. Этот режим предполагает, что форсунки открываются и закрываются, находясь в рабочем растворе частью, непосредственно распыляющей топливо — распылительным отверстием, при ультразвуковой очистке.

Промывка ультразвуком считается более эффективной, так как ее помощью могут очищаться и те форсунки, которые промывочной жидкостью очистить нельзя. Промывка инжектора данным способом стоить будет немного дороже.

Этапы промывки ультразвуком:

Проверка на стенде является преимуществом этого способа. Ультразвуковую ванну рекомендуется использовать через 100 тыс. км или чаще, если диагностика двигателя показала необходимость этого. Главным недостатком метода является его высокая стоимость и необходимость прибегать к помощи специалистов. Из-за неправильной чистки ультразвуком форсунки могут повредиться. Конечно, сначала убедитесь, что перебои в работе двигателя именно из-за загрязненности форсунок.

ФОРСУНКИ

Форсунки на ВАЗ 2114 представляют собой электромагнитное устройство, в котором при наличии импульса в электрической составляющей открывается клапан, и распыленное горючее под давлением впрыскивается в цилиндр ДВС. В зависимости от величины импульса клапан открывается в большей или меньшей степени, тем самым дозируя подачу.

На модели 2114 могут устанавливаться распылители топлива разных производителей, соответственно, и стоимость форсунок тоже может отличаться. Фирмы-производители и стоимость (диапазон цен по РФ):

Статья в тему: Плохо греет печка на ВАЗ 2114: выясняем причины и устраняем проблему

На автомобиль ВАЗ 2114 (2115) устанавливаются моторы объемом 1,5 и 1,6 л (8-ми и 16-ти клапанные), поэтому и производительность форсунок необходимо подбирать в зависимости от типа двигателя. При неправильном выборе может увеличиться расход топлива или ДВС потеряет мощность. Какие форсунки лучше поставить на ВАЗ 2114? Здесь следует ориентироваться на маркировку детали. К примеру, BOSCH 0 280 158 502 подходит только на мотор 1,5 л 8-клапанный. По производителю трудно что-то сказать, качество всей продукции примерно одинаковое.

ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ

Есть определенные признаки забитых форсунок инжектора:

И, если форсунки «льют», ДВС может вовсе не заводиться. Чтобы наладить работу двигателя, следует почистить форсунки на ВАЗ 2114.

СНЯТИЕ

Рассмотрим, как снять форсунки на ВАЗ 2114 (конечно, все делается на незаведенном двигателе, и не помешает отсоединить клеммы аккумулятора). Для этого нам понадобится набор комбинированных ключей, шестигранник, отвертки и плоскогубцы:

На что влияют форсунки. Смотреть фото На что влияют форсунки. Смотреть картинку На что влияют форсунки. Картинка про На что влияют форсунки. Фото На что влияют форсунки
Отодвигаем фиксатор и достаем форсунку
Форсунка из рампы извлекается очень просто – нужно в сторону отодвинуть фиксирующую шайбу и вытащить форсунку, применив небольшое усилие.

ЗАМЕНА

Замена форсунок при снятой топливной рампе производится элементарно – старую деталь вынимаем, новую устанавливаем и фиксируем пружинистой разрезной шайбой. Затем устанавливаем топливную рампу на место. Поменять форсунку очень просто.

ПРОВЕРКА

Перед чисткой не помешает проверка форсунок на ВАЗ 2114, неплохо сначала убедиться в их неработоспособности. Проверку выполняют на снятой топливной рейке, для этого существует специальный стенд, такими стендами оборудованы многие современные автосервисы.

Статья в тему: Система ручного (стояночного) тормоза на ВАЗ 2110

Можно проверить каждую отдельно снятую форсунку, подав на нее питание и подсоединив к входу резервуар с топливом. Во время подачи напряжения клапан должен сработать, и бензин брызнуть из распылителя. Но проверка здесь условная, производительность определить практически невозможно.

Еще более сомнительна затея с мерными стаканами, которая часто описывается на ресурсах в интернете. Допустим, во всех стаканах бензин наполнился в одинаковом объеме. А как тогда определили производительность при простой прокрутке стартером? Ведь двигатель работает на разных оборотах, а неисправная форсунка обычно переливает бензин в зависимости от подающего на нее напряжения. А если неисправна электрическая часть?

Жидкостная чистка инжектора

При закрытом электромагнитном клапане форсунка не должна пропускать жидкость и наоборот.

Понадобится жидкость для промывки карбюраторов, приспособление для продувки жидкости через форсунку. Может использоваться любое приспособление (к примеру, пластиковая бутылка), которое соединено с входным отверстием распылителя и емкостью с нагнетаемой карбюраторной жидкостью. Понадобятся также два провода от аккумулятора к клеммам распылителя (лучше с включателем вжатия без фиксатора соединенным последовательно).

Размыкая и замыкая цепь, закрывая и открывая клапан, чистящую жидкость пропускаем под давлением через распылитель. Автолюбители говорят, если после двух-шести раз прочистки требуемого распыла факела нет, ее надо заменить. Прочистка инжектора осуществляется в таком порядке: жидкость пропускаем, на время оставляем для размягчения затверделостей и снова промываем. Цель — шесть отверстий распылителя и затворное седло клапана. Завершив процедуру, все аккуратно собираем в обратном порядке.

Откладывание чистки может стать причиной чрезмерной загрязненности инжектора, что влечет за собой необходимость замены форсунок. Своевременно осуществляйте промывку этих приборов, и тогда вам удастся избежать многих проблем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *