На что внимание то и растет
На что внимание то и растет
Хочешь покажу фокус?
В этот момент многие начинают ностальгировать по Советскому Союзу, где это понимали и брали под контроль. Кто-то приводит опыт других стран (в том числе радеющих за свободу слова), где норма по соотношению позитивных новостей к негативным 7 к 1. Это все правильно, в России нужно еще много сделать в этом системном вопросе, но.
Но у нас никто не отнимал право формировать собственный спектр информационных потоков. Мы сами можем выбирать откуда и какую информацию черпать. Начать можно хотя бы с этого.
Проектов, которые строятся на позитиве сегодня не так много, но они есть. Хотите хороших новостей о том, что нового в России, какие достижения и т.п.? Смотрите «Сделано у нас», «Путь РФ» и подобные ресурсы. Устали от пошлости и деградации? «Возрождение нравственности», «Научи хорошему», «Концептуальные идеи и образы» и подобные проекты жду ваших глаз. Вас раздражает, что больше всего времени СМИ уделяет маньякам, извращенцам, дегенератам первой степени? Тогда обязательно подпишитесь на «Гордость России», «Герои России», найдите другие сообщества, где показывают правильные примеры.
Проведите ревизию своих информационных потоков прямо сейчас:
— удалите из ленты в Контакте все паблики туповато-пошлого юмора, что съедают ваше время;
— удалите паблики, которые навязывают идеи, что всё тлен, что нам остается лишь унывать и деградировать;
— удалите паблики, что цепляют глаз обилием полуобнаженных тел, что приравнивают понятия «секс и любовь», «мужчина и самец», «женщина и стерва».
Обновите источники информации, которые питают вашу голову идеями день ото дня, и возможно это не будет сразу заметно, но жизнь начнет потихоньку меняться. Медленно, но верно, новая информация будет порождать новые идеи в вашей голове, они сподвигнут на новые поступки, а это начнет преобразовывать вашу реальную жизнь. Вот такой вот фокус можно сделать с собой, если осознанно направлять свой фокус внимания.
Направляйте свое внимание на то хорошее, что есть и его будет становится больше в вашей жизни и в мире в целом. Ты сам ответственен за то, какая информация приходит к тебе.
ЛЮБОДАР – портал для самопознания и развития
ВЕСЬМА ОТВЕТСТВЕННО, ОСОЗНАННО И ОСТОРОЖНО ПОДХОДИТЕ К ИНФОРМАЦИИ, КОТОРУЮ ВЫ ЗАГРУЖАЕТЕ В СЕБЯ! Помните о правиле: ЧЕМУ УДЕЛЯЕШЬ ВНИМАНИЕ – ТО И РАСТЕТ. Где ваше внимание, там ваша энергия. Обязательно фильтруйте получаемую информацию!
Для начала ВЫКЛЮЧИТЕ ТЕЛЕВИЗОР! Посмотрите видео о том, как манипулируют людьми с помощью СМИ. Герман Греф, Виктор Ефимов и Андрей Фурсов рассказывают про телевидение и СМИ. Первична не жизнь, а то, что показывают. Телевидение формирует происходящее в обществе по алгоритму: образ формируется и показывается на экране, затем он перенимается людьми и воплощается в жизни. Не телевидение отражает жизнь, а жизнь отображает телевидение. (видео всего 13,5 минут):
Андрей Верба про влияние информации, которую мы загружаем в себя, как эта информация влияет на нашу жизнь, хотя часто люди и не осознают этого влияния. (всего 11 минут)
Правда-матка про наши СМИ! С юмором, но правдиво. (всего 3,5 минут)
Влияние телевизора на детей. Андрей Верба:
Пропаганда на телевидении: КАК ЭТО РАБОТАЕТ:
Более подробно о том, как влияет телевидение на детей. Как оградить Ваших детей от мас медиа, которые из него будут стремится сделать потребителя и эгоиста:
Есть достаточно универсальное правило: чему уделяешь внимание – то и растет. Применимо оно и к личным, и общественным, и глобальным делам. Уделяешь внимание своему здоровью – начинаешь лучше питаться, заниматься каким-то спортом и т.д. – здоровье улучшается. Уделяется внимание грязным улицам в городе – начинают ставить больше урн, делают социальную рекламу, больше уборщиков нанимают и т.д. – в городе становится чище. Уделяется внимание вырубке лесов – появляются резолюции ООН, всемирные фонды спонсируют программы по посадке деревьев по всей планете и т.д. – проблема начинает решаться.
Правило – это как механизм, он не хорош и не плох, он так работает. Нужно просто понимать какие рычаги дергать, как рулить, чтобы машина поехала в нужном направлении. И проблема сегодня в том, что есть механизм “чему уделяю внимание – то и растет”, но мы сами не управляем им, есть рулевой, который везет нас, куда ему нужно. Сегодня СМИ направляют наш фокус внимания, и растет то, на что они обращают наше внимание.
В этот момент многие начинают ностальгировать по Советскому Союзу, где это понимали и брали под контроль. Кто-то приводит опыт других стран (в том числе радеющих за свободу слова), где норма по соотношению позитивных новостей к негативным 7 к 1. Это все правильно, в России нужно еще много сделать в этом системном вопросе, но…
Но у нас никто не отнимал право формировать собственный спектр информационных потоков. Мы сами можем выбирать, откуда и какую информацию черпать. Начать можно хотя бы с этого.
Проектов, которые строятся на позитиве сегодня не так много, но они есть. Хотите хороших новостей о том, что нового в России, какие достижения и т.п.? Смотрите “Сделано у нас”, “Путь РФ” и подобные ресурсы. Устали от пошлости и деградации? “Возрождение нравственности”, “Научи хорошему”, “Концептуальные идеи и образы” и подобные проекты жду ваших глаз. Вас раздражает, что больше всего времени СМИ уделяет маньякам, извращенцам, дегенератам первой степени? Тогда обязательно подпишитесь на “Гордость России”, “Герои России”, найдите другие сообщества, где показывают правильные примеры.
Проведите ревизию своих информационных потоков прямо сейчас:
– удалите из ленты в Контакте все паблики туповато-пошлого юмора, что съедают ваше время;
– удалите паблики, которые навязывают идеи, что всё тлен, что нам остается лишь унывать и деградировать;
– удалите паблики, что цепляют глаз обилием полуобнаженных тел, что приравнивают понятия “секс и любовь”, “мужчина и самец”, “женщина и стерва”.
Обновите источники информации, которые питают вашу голову идеями день ото дня, и возможно это не будет сразу заметно, но жизнь начнет потихоньку меняться. Медленно, но верно, новая информация будет порождать новые идеи в вашей голове, они сподвигнут на новые поступки, а это начнет преобразовывать вашу реальную жизнь. Вот такой вот фокус можно сделать с собой, если осознанно направлять свой фокус внимания.
Направляйте свое внимание на то хорошее, что есть и его будет становится больше в вашей жизни и в мире в целом. Ты сам ответственен за то, какая информация приходит к тебе.
10 СТРАТЕГИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ СМИ
1. Отвлечение внимания
Базовым элементом социального контроля является стратегия отвлечения. Цель — отвлечь внимание общественности от важных вопросов, решаемых политическими и экономическими элитами, с помощью технологии «наводнения» или «затопления» непрерывными отвлечением и незначительной информацией. Стратегия отвлечения важна, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.
2. Создать проблему — предложить решение
Этот метод также называют «проблема-реакция-решение». Создается проблема, «ситуация», вызывающая определенную реакцию общественности — чтобы люди сами начали желать ее решения. Например, допустить рост насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ограничивающей гражданские свободы.
3. Стратегия постепенности
Чтобы внедрить непопулярные решения, нужно просто применять их постепенно, капля за каплей, годами. Именно так были навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах: ограничение роли государства, приватизация, ненадежность, гибкость, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. То есть все те, изменения, которые при одновременном внедрении вызвали бы революцию.
4. Стратегия откладывания
Еще один способ принять непопулярные решения, это представить их как «болезненные и необходимые» и добиться в данный момент согласия граждан на их осуществление в будущем.
5. Сюсюканье с народом
Большинство рекламы, которая направлена на широкую публику, пользуется языком, аргументами, символами и, особенно, интонациями, рассчитанными на детей. Будто зритель очень маленький ребенок или имеет умственную недоразвитость. Почему? «Если вы обращаетесь к адресату, будто ему 12 лет или менее, то согласно законам восприятия есть вероятность, что он будет отвечать или реагировать некритично — как ребенок»
6. Больше эмоций, чем размышлений
Использование эмоционального аспекта — это классическая технология для блокирования рационального анализа и критического восприятия индивидуумов. Кроме того, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное, чтобы доставлять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждение или нужные модели поведения …
7. Держать людей в невежестве и посредственности
Создание зависимого общества, неспособного к пониманию технологий и методы социального контроля и угнетения. «Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно скуднее и посредственнее, чтобы разрыв невежества между низшими и высшими социальными классами оставался и его невозможно было преодолеть».
8. Побуждать массы увлекаться посредственностью
Внедрять в массы мысль, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным…
9. Усиливать чувство вины
Сделать так, чтобы индивидуумы считали, что они сами виноваты в своих бедах и неудачах из-за недостатка интеллекта, способностей, или усилий. Таким образом, вместо того, чтобы восстать против существующей системы, индивидуумы чувствуют себя беспомощными, занимаются самоедством. Это приводит к депрессивному состоянию, эффективно способствует сдерживанию действий человека.
10. Знать о людях больше, чем они о себе
В течение последних 50 лет научные достижения привели к стремительному росту разрыва в знаниях между основной массой общества и теми, кто принадлежит к правящим элитам или используется ими. Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» пользуется передовыми знаниями о человеческом существе, то физически или психологически. Это означает, что в большинстве случаев, «система» имеет больше контроля и больше власти над индивидуумами, чем индивидуумы над собой.
Также рекомендуем изучить эти материалы:
ТЕХНОЛОГИЯ УБИЙСТВА ДУШИ ИЛИ КАК ЧЕЛОВЕКА ПРЕВРАТИТЬ В ВЫРОДКА (ЧТО СЕЙЧАС УСПЕШНО И РЕАЛИЗУЮТ): https://lubodar.info/tehnologiya-ubijstva-dushi/
ОСТОРОЖНО! ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ЛОЖНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ИЛИ КАК УНИЧТОЖИТЬ ЛЮБОЙ КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ – как узаконить и сделать «нормальным» что угодно, даже каннибализм! КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ТЕХНОЛОГИИ “ОКНО ОВЕРТОНА”: https://lubodar.info/okno-overtona/
ВИДЕООБЗОР: СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ. КИНЕМАТОГРАФ КАК ИНСТРУМЕНТ БЕЗСИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ: https://lubodar.info/sovremennyj-kinematograf/
ПОДРАЖАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ. КАК ТЕЛЕВИЗОР УЧИТ ДЕТЕЙ ЖЕСТОКОСТИ. Эксперимент Альберта Бандуры: https://lubodar.info/kak-televizor-uchit-detej-zhestokosti/
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ «КУЛЬТУРЫ» НА ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК: https://lubodar.info/vliyanie-sredstv-massovoj-informatsii-i-sovremennoj-massovoj-kultury-na-formirovanie-zhenstvennosti-u-devochek/
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТСТВА: ДЕТИ-ПОТРЕБИТЕЛИ. КАК НЕ СТАТЬ ЗАЛОЖНИКАМИ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА И 5 СПОСОБОВ УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ ТУПОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ. В фильме проливается свет на работу безжалостной многомиллиардной маркетинговой машины, которая в наше время продаёт детям и их родителям всё, начиная с вредного фаст-фуда и жестоких видеоигр и заканчивая фиктивными образовательными программами и автомобилями для семей, страдающих ожирением: https://lubodar.info/obshhestvo-potreblenia-puti-vyhoda/
На чем фокус, то и растет.
Ведущая блога о воспитании детей и мама Татьяна Иванко решила порассуждать о том, как выделенные ошибки влияют на дальнейшее восприятие ребенком мира.
«Начну немного издалека. Моя дочь практически не ходила в школы раннего развития. Я занималась с ней сама. Когда мы тренировали руку перед школой, то наша тетрадь выглядела вот так:
Метод «зеленой ручки»
Видите разницу? Я не подчеркивала ей красной пастой ошибки. Я выделяла зеленой пастой те буквы и крючочки, которые получались у нее хорошо. Она это очень любила и всегда после каждой строчки просила: «Мам, какая получилась лучше всех?» И так радовалась, когда я обводила лучшую букву со словами: «Идеально!»
В чем разница между подходами? Поняли уже?
1. В первом случае концентрируемся на ошибках. Что отложилось в вашей фотопамяти? Правильно, те буквы, которые написаны коряво, то, что неправильно. Увидели ли вы за этими красными подчеркиваниями идеально написанные буквы? Нет! Хотим мы или нет, но подсознательно мы запоминаем то, что выделено.
2. Во втором случае мы концентрируемся на том, что сделано правильно! Мы получаем совсем другие эмоции, другое восприятие. Хотим мы или нет, но подсознательно мы стремимся повторить то, что было идеальным! Это совсем другая внутренняя мотивация — не стремление избежать ошибки, а стремление сделать хорошо!
А теперь внимание, вопрос: как выделенные ошибки в тетради влияют на дальнейшую взрослую жизнь?
Ответ очевидный. Мы с детства привыкаем концентрироваться на недостатках, на том, что неправильно, на том, что нам кажется плохим. Нас приучали к этому в школе с помощью красной пасты, нас приучали к этому дома, когда чаще делали замечания за то, что сделано неправильно, чем хвалили за то, что мы сделали хорошо.
Из 20 написанных в ряд крючков подчеркнут был только один. Т.е. 19 были написаны хорошо, а 1 — неидеально.
Почему же мы сконцентрированы на этом одном?
Вот эта привычка (выделять красным плохое), которую мы оттачиваем с самого детства и которую никак не вытравить из нашего сознания во взрослом возрасте, и становится самой частой причиной неудовлетворенности в жизни.
На чем фокус, то и растет. На что направлено внимание, то и увеличивается. С детства все начинается, из детства мы перетаскиваем во взрослую жизнь все наши привычки и навыки, и не все из них служат нам добрую службу.
Внедряя принцип «зеленой пасты», вы увидите, что даже если вы не указываете ребенку на ошибки, они постепенно уходят сами собой, потому что ребенок стремится сделать отлично сам, по своей доброй воле.
Как управлять своей жизнью при помощи фокуса и концентрации внимания
У большинства современных людей очень плохо развит навык внимательности. А когда внимание слабо и плохо тренировано, оно превращается в нашего врага. Мы постоянно отвлекаемся, не можем ни на чем сосредоточиться, привычка к быстро сменяющемуся контенту мешает углубляться в объект наблюдения, мы глупеем, не можем управлять своей жизнью и быть эффективными, залипаем в аддикциях и сливаем свою энергию непонятно куда, да к тому же становимся легкой добычей любых манипуляторов. Все это сильно влияет на качество жизни.
Мы постоянно окружены стимулами, с которыми взаимодействуем. Наше сознание перерабатывает далеко не все раздражители. Многие из них проходят мимо фокуса внимания и остаются незамеченными. На что мы обратим внимание зависит от множества факторов – это могут быть личные интересы, слишком громкий или яркий стимул, чтобы его не заметить, высокая степень новизны, собственная безопасность и многое другое.
Навык управлять вниманием во многом определяет наши успехи, неудачи, развитие или стагнацию, возможности, ограничения и т.д.
Что такое внимание
Внимание – основной ресурс человека, который вовлечен в любую сознательную деятельность. Ресурс – потому что в современном мире за наше внимание ведется настоящая борьба. Где внимание человека, там он сам – его мысли, энергия, действия. Завладеть вниманием человека – означает завладеть самим человеком.
Внимание – способность сознания направленно и сосредоточенно воспринимать объекты. Направленность внимания означает выбор объекта для наблюдения из всего множества воспринимаемых нами опытов и феноменов. Сосредоточенность – отвлечение внимания от всех прочих объектов и его концентрация на выбранном.
Внимание – это базовая функция и основной инструмент сознания. Воспринимать может каждый, но не каждый способен пользоваться этим инструментом глубоко, сосредоточенно, точно, контролируемо и устойчиво. Для этого нужна специальная тренировка внимания.
Концентрация внимания – это осознанное удержание фокуса внимания на выбранном объекте. Объект может быть любым: предмет, ситуация, образ, идея, ощущение, мысль – что угодно. Тренированный навык концентрации внимания открывает человеку возможности, недоступные при других условиях. О расширенных возможностях внимания и пойдет речь в данной статье.
Мне не близка идея тренировать навыки в отрыве от обычной жизни, делать какие-то специальные упражнения, которые не несут в себе никакой пользы помимо тренировки навыка. Они не плохи, я лишь считаю, что куда продуктивнее и проще тренироваться «в полях» посреди повседневной деятельности, сделав практику частью жизни, чем выделять себе время, чтобы разглядывать нарисованную точку.
Чтобы научиться управлению вниманием, нужно разобраться, из каких составных элементов оно состоит, а также ознакомиться со слабыми зонами в навыке внимательности у большинства современных людей. Тогда будет понятно, на что сделать акценты и что укрепить, чтобы процесс развития внимания шел легче, осознаннее и быстрее. А вы наверняка знали, что и зачем делаете.
Завладеть вниманием человека – означает завладеть самим человеком.
Виды внимания
Непроизвольное внимание возникает в ответ на раздражитель без участия нашего сознания и воли в выборе объекта. К примеру, это может быть внезапный резкий шум, интересная картинка или что-то, на что мы обращаем внимание по привычке в связи с профдеформацией или другими особенностями. Непроизвольное внимание спонтанно и неустойчиво.
Произвольное внимание появляется в результате волевых усилий человека. Мы сознательно выбираем объект для внимания и направляем на него свой фокус. Все развитие и рост навыков связаны с произвольным вниманием.
Есть еще один вид – постпроизвольное внимание. Оно возникает, когда мы изначально выбираем объект внимания, а после нам больше не нужны волевые усилия, либо нужны в гораздо меньшей степени, чтобы поддерживать внимание. Оно удерживается само за счет интереса или привычки. Вы можете начать читать книгу, потому что решили, что ее нужно прочесть. Изначально волевым усилием акцентировать внимание на книге, но в процессе увлечься и забыть обо всем остальном. Либо вы можете привыкнуть обращать внимание или удерживать его на том, что вам важно. Со временем поддержание на выбранном объекте будет требовать гораздо меньше усилий. Это уже продвинутый навык.
Все развитие и рост навыков связаны с произвольным вниманием.
Свойства, функции и характеристики внимания
Устойчивость – это характеристика внимания, выраженная в способности сосредотачивать внимание длительное время на одном объекте. Многие ошибочно считают, что внимание статично, но это не так. Активное внимание динамично и непостоянно также, как глаза, которые непрерывно совершают микродвижения даже во сне. И также, как зрение лучше всего срабатывает на движение, внимание активируется на любые изменения в объекте наблюдения.
В этом ключ к развитию устойчивости внимания – нужно наблюдать малейшие изменения в объекте наблюдения. Даже если это просто черная точка. Если вы уделите какое-то время концентрации внимания на ней, то заметите, что она может начать пульсировать, светиться, могут изменяться ее края. Это можно отнести к иллюзиям мозга и отмахнуться, а можно использовать для тренировки устойчивости внимания. Наблюдать изменения в очевидно динамичных объектах гораздо проще.
Концентрация внимания – сосредоточенность на одном объекте, обеспечение ему первостепенного внимания, когда все прочие объекты становятся менее значительным фоном.
Проблемы с концентрацией внимания ослабляют нас и делают неэффективными. Без навыка концентрации невозможно добиться значительного прогресса ни в одном начинании. Внимание постоянно скачет, отвлекаясь на другие стимулы, что кажутся более приятными и интересными в данный момент. Мы тратим время впустую. Концентрация необходима, чтобы прокачать любой навык.
Повысить концентрацию внимания можно путем тренировок. Делать это можно прямо «в полях», например, читая книгу, решить, что в течение 20 минут вы не будете заглядывать в соцсети. Внимание будет постоянно скакать, это нормально, не нужно себя за это ругать, только хуже сделаете. Важно все время спокойно его возвращать к выбранному объекту, делая все остальные стимулы менее значительными, намеренно отсекая их из поля внимания.
Умение осознанно выбирать объект для внимания и переключаться на него повышает наш контроль над собой и собственной жизнью.
Объем внимания – это количество объектов, которые человек может одновременно удерживать в поле своего внимания. Средний объем внимания взрослого человека составляет 5+/-2 объектов. Это зависит от того, насколько возможно связать между собой содержание объектов, на которые направлено внимание. Наблюдать за пятью играющими детьми проще, чем за тремя детьми, готовкой обеда и уборкой одновременно.
Объем внимания тоже важно тренировать. Но помимо увеличения количества объектов внимания, которые ограничены, можно увеличивать его емкость. Стараясь наблюдать как можно больше нюансов и характеристик в наблюдаемых объектах. Например, заходить в комнату и стараться охватить ее всю своим вниманием, а не концентрироваться на отдельных предметах.
При достаточной тренировке это позволить вам воспринимать картину более объемно и замечать малейшие изменения в ней. Восприятие объектов в целом тренирует внимание к мелочам, что значительно сокращает количество ошибок из-за того, что вы что-то упустили.
Распределение внимания – это способность удерживать в фокусе внимания несколько объектов одновременно. Внимание и деятельность тесно связаны. Наше внимание ограничено, мы можем держать в фокусе внимания только один вид сознательной психической деятельности. Сознательная многозадачность – иллюзия, мы всего лишь переключаем внимание между различными видами деятельности. Другое дело, что мы можем параллельно выполнять действия, доведенные до автоматизма, одновременно занимая свое внимание чем-нибудь другим. Например, мыть посуду и слушать аудиокнигу.
Все действия, доведенные до автоматизма, создают широкое поле возможностей для практики упражнений на внимание. Вы можете наблюдать за тем, что и как делаете, за своими ощущениями в процессе, за малейшими изменениями в окружающем пространстве или внутри какой-нибудь вашей идеи. Вариантов – множество.
Переключение внимания – сознательный перенос фокуса внимания с одного объекта на другой. Это очень важный аспект внимания, его нельзя недооценивать. Вы ведь помните, что там, где ваше внимание – там вы?
Это может происходить не сразу. Чем больше мы уделяем внимание чему-то, тем выше важность этого объекта для нас. При высокой важности объект начинает сильно обусловливать нас и нашу жизнь. Становится куда сложнее переключить с него внимание.
Для примера можно взять влюбленность. Когда мы сильно влюблены, все наше внимание поглощено объектом чувств. Мы можем работать, находиться в компании других людей, но наше внимание неизменно будет возвращаться к любимому человеку. И не имея навыков переключения, в какой-то момент можно обнаружить, что уже год не общаешься с друзьями, работа перестала быть интересной и вдохновляющей, пристальное внимание зафиксировано на партнере, а он от него уже устал. Именно так возникает любовная зависимость, из которой потом непросто выйти.
Умение осознанно выбирать объект для внимания и переключаться на него повышает наш контроль над собой и собственной жизнью. Когда мы сами решаем, на что направить наше внимание и под каким углом рассматривать выбранный объект, то нами куда сложнее манипулировать. В противном случае всегда найдется кто-то, кому выгодно подсунуть свой объект для внимания и раскрыть его с выгодных сторон так, чтобы вызвать страх, желание, либо другие эмоции и состояния, а значит захватить контроль.
Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту и обыденность, внимание – это очень мощный инструмент. От того, как хорошо мы развили устойчивость, переключаемость, концентрацию, распределение внимания и научились использовать его ограниченный объем, зависит очень многое в нашей жизни.
Как управлять собой и своей жизнью при помощи внимания
Начать можно с простых методов и техник – спрашивать себя «Что я сейчас делаю?» и отвечать на этот вопрос. Это упражнение позволяет научиться замечать свою жизнь, возвращать фокус внимание на то, что происходит сейчас и осознавать, что мы делаем. Можно пойти дальше и обратить внимание, что вы чувствуете в момент, когда совершаете действия. Как вы относитесь к тому, что делаете. Какие у вас мысли и эмоции. Это позволит тренировать переключение внимания с объектов вешнего мира на внутренние, а также понять о себе и своей жизни много нового.
Осознание – очень важный элемент в любых системах саморазвития. В момент осознания и замечания того, что происходит, у нас появляется выбор – продолжать делать то же самое, либо изменить свои действия. Другие действия приведут к другим результатам.
Когда мы замечаем, что и как мы делаем, мы можем поступить иначе.
Можно пойти еще дальше и поискать, откуда вы наблюдаете за любыми объектами. Тогда вы сможете обнаружить своего Наблюдателя. Он есть у каждого человека. Это не что-то эзотерическое, просто функция сознания, которая позволяет отстраненно наблюдать за всем происходящим. Нахождение в позиции Наблюдателя тоже помогает развить силу внимания, да к тому же получить неоценимую пользу от самой практики. В этом же состоянии человек находится во время медитации. При достаточной концентрации внимания вам станут доступны многие духовные практики.
Позиция Наблюдателя – это такое состояние ума, в котором мы беспристрастно свидетельствуем все, что происходит с нами в текущий момент. Наблюдатель – это не критик, он отстранен, не оценивает и не участвует ни в каких процессах.
Состояние Наблюдателя – это ощущение. Его легко можно создать и находиться в нем длительное время, если беспристрастно наблюдать за всем происходящим внутри и снаружи, не вынося оценок и не критикуя. Через это ощущение можно возвращаться к самому состоянию Наблюдателя. Это самый простой путь. Побыть беспристрастным наблюдателем короткое время может каждый. Нужно запомнить это ощущение, умозрительно надевать его на себя как костюм и стараться провести в нем как можно больше времени. Для этого даже не нужно сидеть в позе лотоса.
Как только удастся более-менее освоиться с Наблюдателем, можно перейти к экспериментам. Когда мы замечаем, что и как мы делаем, мы можем поступить иначе.
Например, человек заметил, что постоянно поднимает брови «домиком», а у него грубые черты лица, и он взрослый мужчина. Такая мимика делает его лицо некрасивым, а сам он выглядит в такие моменты слабым. Тогда он может принять решение отказаться от этой мимической привычки и посмотреть, как к нему стали относиться окружающие. Стали ли они воспринимать его иначе, более серьезно или с большей симпатией? Что поменялось в нем самом после смены мимики? Подходят ли ему такие изменения или нет?
Таким образом процессы внимания превращают всю жизнь в игровую площадку и один большой эксперимент.
Можно отследить свои автоматические реакции. К примеру, заметить, что встречаясь с определенным человеком, вы вдруг начинаете странно себя вести и тараторить. В этот момент можно обратить внимание на свои ощущения и обнаружить, что вы смущаетесь. Это ваша привычная реакция на данного человека. Эмоциональный импульс, и когда вы его заметили, у вас появляется выбор, продолжить тараторить или проявить себя как-то иначе. Перестать прятать смущение и обнаружить, что ничего страшного не случилось, а отношения с человеком стали другими, более искренними и теплыми, например.
При помощи внимания можно отслеживать и менять свои сценарии – жизненные ситуации, которые постоянно повторяются. Можно брать краткие периоды и отслеживать, как вы обычно проводите свой вечер или день. Как выстраиваете отношения с человеком. Можно заметить, в какой точке привычного сценария вы находитесь и принять другое решение, тогда вы сможете выйти из сценария.
Если хочешь что-то изменить – наблюдай.
Выполняя такие задачи и упражнения на внимание «в полях», вы точно также будете отвлекаться, как если бы занимались с таблицами Шульте или выполняли любые другие упражнения на внимательность. И это нормально. Не нужно себя ругать, лучше относиться спокойно и с любопытством, каждый раз возвращать убежавшее внимание к выбранному объекту – это будет наиболее эффективным решением
Как внимание связано с энергией
Куда направлено внимание – туда течет энергия. Куда направлена энергия – то растет.
Это важно понимать и вовремя отслеживать, куда направлено внимание, при помощи Наблюдателя. Хотите ли вы, чтобы росло то, что захватывает ваше внимание? Полезно ли это для вас? Развивает или тащит на дно?
Если наше внимание направлено на то, что находится вне пределов нашего контроля, т.е. мы никак не может повлиять на это непосредственно своими руками и действиями – происходить то же самое. Сюда можно отнести разговоры о плохом правительстве, бесплодные мечтания, бесконечная прокрутка в голове разговоров и ситуаций, которые уже состоялись, и с этим ничего не сделаешь. Максимум – выводы, но это происходит быстро.
Куда направлено внимание – туда течет энергия. Куда направлена энергия – то растет.
Зато с другой стороны, если внимание направлено на что-то важное и полезное, где мы можем активно действовать и получать результаты, мы связаны с объектом внимания через деятельность и получаем обратную связь – тогда мы очень быстро растем и прокачиваемся. Мозг дает на это энергию, и мы получаем удовольствие от деятельности.
К примеру, человек учится писать рассказы. Он можете читать рассказы других писателей, разбирая их на элементы, чтобы понять, как выстроен сюжет, с помощью каких художественных средств автору удается вызвать эмоции. Он может внимательно подмечать жизненные ситуации, чтобы использовать их в своих произведениях. Продумывать новые сюжетные повороты или характеры героев. Писать рассказы и публиковать. Навык постепенно будет расти. Когда начнет получаться, общее количество энергии увеличится, человек начнет получать удовольствие от писательства и развиваться еще быстрее. Если он выберет больше внимания уделять соцсетям, то будет скорее мучиться перед белым листком. И дело не в том, что соцсети – зло. Это всего лишь пример, чтобы понять, как выбор объекта для внимания может кардинально менять жизнь и ее качество.
И в данном случае очень важно переключаться. Если человек залипает очень сильно на чем-то одном, все остальные сферы его жизни начинают рушиться.
То, что лишено внимания – разрушается.
Поэтому так важно уметь грамотно перераспределять свое внимание между всеми важными сферами. Нельзя уходить с головой в работу, если важна еще и семья. Внимание – наш пульт управления от собственной жизни.
Как обстоят ваши дела с вниманием? Можете его контролировать или постоянно залипаете, либо не можете сконцентрироваться на важном? Зачем вы хотите натренировать навык внимания?