Как жил обычный крепостной крестьянин в Российской Империи?
В далеком 1497 году на Руси начался процесс закрепощения крестьян. Полностью оформилось крепостное право в 1649 году и просуществовало долгих 212 лет до отмены в 1861 году. Как жили крестьяне в то время? Насколько тяжёлой была их жизнь?
Крестьянская жизнь отличался крайней неразвитостью. Подавляющее число крепостных проживало в простых избах-пятистенках, иногда даже полуразрушенных. В редких домах были собственноручно сделанные бани, а также немногочисленные хозяйственные постройки.
Еда была простой и зачастую достаточно скудной: хлеб, различные приварки, например, травяные щи. Также на столе иногда появлялись соленья. О недостатке еды упоминается во многих источниках, эту тему также затрагивал Лев Толстой в своих очерках.
Говорить о законодательно оформленных правах крестьян во время существования крепостничества не приходится. Даже разрешение на переход к другому помещику просуществовало недолго.
Крепостные люди полностью вверялись воле владеющего ими помещика. Он мог их наказывать, продавать или обменивать. Показательным примером является дворянка Дарья Салтыкова, которая замучила более 139 душ и при этом долгое время оставалась безнаказанной.
Единственное, что разрешалось крепостным – жаловаться на помещика. Однако подобные обращения за помощью часто оставались неуслышанными. В большинстве случаев дело даже не доходило до суда.
Чтобы получить права, присущие свободным гражданам Российской Империи, крестьянину необходимо было получить особый документ – «вольную». Однако помещики не желали лишаться имущества (именно так они воспринимали крестьян), поэтому свободу давали редко.
Основная обязанность крепостных – отработка барщины. 3-5 дней в неделю они выполняли различные работы для своих хозяев: возделывали поля, строили дома, исполняли роль прислуги. Остальное время они тратили на собственное хозяйство.
Вторая обязанность – уплата оброка, то есть дани. Крестьяне отдавали его либо в натуральной форме (урожаем), либо деньгами. Количество дней барщины и величину оброка устанавливал помещик на свое усмотрение. Неотработка барщины жестоко каралась: в ходу были как физические наказания, так и различные штрафы.
С весны по осень, когда наступало время полевых работ, свободного времени у крепостных практически не оставалось. По сути у крестьян был только один выходной в неделю, воскресенье. В этот день помещику законодательно запрещалось привлекать крестьянина к работе.
Жизнь крепостного в Российской Империи была сложной. В ней было обилие повинностей, выбраться из бедности было фактически невозможно. Но несмотря на это, крестьяне находили время для посещения церковных служб и для веселых гуляний.
Как жил обычный крепостной крестьянин в Российской Империи?
В далеком 1497 году на Руси начался процесс закрепощения крестьян. Полностью оформилось крепостное право в 1649 году и просуществовало долгих 212 лет до отмены в 1861 году.
Как жили крестьяне в то время? Насколько тяжёлой была их жизнь?
Бытовые условия
Крестьянская жизнь отличался крайней неразвитостью. Подавляющее число крепостных проживало в простых избах-пятистенках, иногда даже полуразрушенных. В редких домах были собственноручно сделанные бани, а также немногочисленные хозяйственные постройки.
Еда была простой и зачастую достаточно скудной: хлеб, различные приварки, например, травяные щи. Также на столе иногда появлялись соленья. О недостатке еды упоминается во многих источниках, эту тему также затрагивал Лев Толстой в своих очерках.
Современное фото дома крестьянина Скобелкина, жившего в XVIII веке
Права крестьян
Говорить о законодательно оформленных правах крестьян во время существования крепостничества не приходится. Даже разрешение на переход к другому помещику просуществовало недолго.
Крепостные люди полностью вверялись воле владеющего ими помещика. Он мог их наказывать, продавать или обменивать. Показательным примером является дворянка Дарья Салтыкова, которая замучила более 139 душ и при этом долгое время оставалась безнаказанной.
Единственное, что разрешалось крепостным – жаловаться на помещика. Однако подобные обращения за помощью часто оставались неуслышанными. В большинстве случаев дело даже не доходило до суда.
Даже Салтыкову удалось осудить лишь спустя годы после начала её зверств. Доносы просто отклонялись. а даже если дело доходило до суда, взятки решали проблемы с обвинительными приговорами
Чтобы получить права, присущие свободным гражданам Российской Империи, крестьянину необходимо было получить особый документ – «вольную». Однако помещики не желали лишаться имущества (именно так они воспринимали крестьян), поэтому свободу давали редко.
Крестьянские повинности
Основная обязанность крепостных – отработка барщины. 3-5 дней в неделю они выполняли различные работы для своих хозяев: возделывали поля, строили дома, исполняли роль прислуги. Остальное время они тратили на собственное хозяйство.
Вторая обязанность – уплата оброка, то есть дани. Крестьяне отдавали его либо в натуральной форме (урожаем), либо деньгами. Количество дней барщины и величину оброка устанавливал помещик на свое усмотрение. Неотработка барщины жестоко каралась: в ходу были как физические наказания, так и различные штрафы.
Досуг крестьян
С весны по осень, когда наступало время полевых работ, свободного времени у крепостных практически не оставалось. По сути у крестьян был только один выходной в неделю, воскресенье. В этот день помещику законодательно запрещалось привлекать крестьянина к работе.
Но даже воскресенье нельзя назвать полностью свободным днём, так как в этот день нужно было посещать церковную службу. Лишь вечерами, поскольку работать даже на себя в воскресенье было запрещено, крепостные собирались вместе — пели песни, обменивались новостями. Не работали также в церковные праздники.
Русские крестьяне на пасхальной службе
Зимой свободного времени оставалось больше, так как огородом нельзя было заниматься. Поэтому она считалась порой массовых гуляний. Крестьяне посещали ярмарки, организовывали застолья и отмечали любимые народные праздники — Рождество и Масленицу.
Жизнь крепостного в Российской Империи была сложной. В ней было обилие повинностей, выбраться из бедности было фактически невозможно. Но несмотря на это, крестьяне находили время для посещения церковных служб и для веселых гуляний.
Крепостные гаремы, растление малолетних и «кебинные» браки: Шокирующие подробности личной жизни российских помещиков
Крепостное право породило множество несправедливостей, но главная беда, которую оно принесло, это безграничная власть одних людей над другими. Помещики скатывались в полупервобытное состояние, это позволяло возможность самодурам опускаться до бесчеловечных поступков.
Известно, что в имениях предка Пушкина — Абрама Ганнибала встречалось много темнокожих детей. Главным увлечением всей жизни канцлера князя Александра Безбородко был многочисленный гарем. Дворянин Иван Вульф женился и уехал в деревню. Там он оставил жену и завёл себе гарем из крепостных девушек, от которых у помещика родилось больше дюжины детей. Кроме гарема его больше ничего не интересовало, даже дети, которых воспитывала его законная жена.
Декабрист Осип-Юлиан Горский содержал разом трёх крестьянок, купленных им в Подольской губернии. В этом маленьком гареме он завёл такой «гнусный разврат», что девки сбежали от него и были вынуждены просить защиты «у правительства», однако дело замяли.
А 70-летний помещик Кошкаров содержал 12 девиц. Он жил с ними в одной комнате, а некоторых предоставлял гостям. Дело дошло до того, что в XIX веке гаремы даже получили почти официальное название — серальки. Происходило это слово от восточного названия гарема «сераль» и почти не осуждалось обществом. Но некоторые помещики не ограничивались содержанием наложниц и переходили всякие границы.
Генерал-лейтенанта Льва Измайлова при Екатерининском дворце знали как патриота, профессионального военного и предводителя дворянства. Однажды на ополчение он потратил миллион рублей. И только крестьяне его тульского имения знали, что собой представляет их помещик-самодур.
Однажды генерал всерьёз обидел собственного поверенного, и тот из мести подговорил всех крепостных подать на помещика жалобы. Их было столько, и они рассказывали о таких подробностях личной жизни крепостника, что дело дошло до Александра I и тот повелел провести расследование.
Оказалось, что «патриот» содержит в имении гарем из 30 крепостных девушек мал мала меньше. Их держали в имении как в остроге — под замком. На окнах были решётки. Выпускали редко — только в баню и для недолгих прогулок по парку под надзором охраны. Свидания с родными не дозволялись, говорить с посторонними запрещалось категорически. Даже поклонившийся им издалека крестьянин мог поплатиться здоровьем.
Позже, приревновав дочь к крепостному кондитеру, барин сослал её на тяжёлые работы на паточный завод, где девушку то заковывали в кандалы, то в рогатку, Измайлов пытался выдать её за мужика, но Нимфодора наотрез отказалась и была сослана в деревню Кудушку. Кроме того, помещика обвиняли в пытках крепостных, которые были уже запрещены. На суде крестьяне обвиняли его в том, что он не давал им ходить в храм — к исповеди и на причастие. Очевидно, опасался, что о его утехах станет известно духовенству.
Ответить за деяния помещику всё-таки пришлось. Но, конечно, не так, как надеялись крестьяне. Самодура отстранили от управления имением, оно было взято под опеку, а помещика объявили душевнобольным и «позволили» ему жить там же «вплоть до выздоровления».
Хоть на земле крестьяне и не нашли справедливости, наказание было дано самодуру свыше. Род его пресёкся, а имение отошло к дальней родне. А когда та пожелала продать его, кто-то из бывших крепостных крестьян купил его и буквально снёс все здания, которые в нём были, включая надворный храм и «сераль».
Примерно в это же время началось следствие против ещё одного помещика — дворянина из-под Киева Виктора Страшинского. Его обвиняли в растлении пятисот девиц, причём отнюдь не все из них были его крепостными. Известно об этом стало от местного священника, который донёс полиции, что паства «недовольна и ропщет», так как отец помещицы Михалины Страшинской требует к себе то крестьянских девок, а то и понравившихся ему жён — для постельных утех. А если крестьяне отказываются это делать, то приезжает в село Тхоровку с дворовыми людьми и сам насилует женщин, девиц и даже девочек.
86 селянок дали показания, что Страшинский растлил их в возрасте 12–13 лет (брачный возраст в Российской империи начинался с 16 лет). Другие рассказывали, что барин не оставлял их и после замужества. А третьи поведали следователям, что он заставлял участвовать их и в свальном грехе.
Интересные факты о русской истории, культуре, традициях.
Русский крепостной крестьянин. Опрятный, смышлёный и свободный.
Крестьяне Ярославской Губернии.1836 год. Акварель из труда «Древности Российского государства» Фёдора Григорьевича Солнцева. Выпущен в Москве в течение 1849—1853 годов.
Из книги Юрия Шамурина, «Культурные сокровища России. Ярославль, Романов-Борисоглебск, Углич». 1912 год. (Стр.89,90)
Либерал-революционеры, состоящие из всяких сортов анархистов и социалистов, демонизируя жизнь русского крестьянина, сознательно выдавая исключения за правило и распространяя всему миру жуть о якобы «свинцовых дикостях» его жизни, выставляя образ России в мире в самых черных красках, преследовали совсем иную цель, чем забота о русском крестьянине. Русофобы всех мастей были широко представлены в советской школьной программе.
Император Александр II, который отменил крепостное право, был убит членами «Партии Народной Воли» (одним из которых был старший брат Ленина), когда ехал подписывать первую Российскую конституцию.
Крепостное право само по себе явление безусловно отрицательное, и отдельные случаи заслуживают самого глубокого осуждения, но разве сознательное выставление и распространение ложного образа жизни русских крестьян всему миру как рабов и скота, не является унижением достоинства этих людей? Русские крепостные крестьяне не были рабами, и не ощущали себя таковыми.
А. С. Пушкин в своей незаконченной статье «Путешествие из Москвы в Петербург» (1833—1835) (написанной в ответ на «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева) описывает разговор со своим попутчиком англичанином о русских крепостных крестьянах (отрывок):
Как жили крепостные крестьяне и вообще простой народ в России, как описывали их жизнь и быт очевидцы тех времен?
Ф.Н. Слепушкин. Гравюра работы Н. Штабе
Фёдор Никифорович Слепушкин родился в 1783 году в селе Малое Мочино Ярославской губернии. Будучи крепостным крестьянином Е. В. Новосильцевой (урожденной графини Орловой), Федор Никифорович занимался живописью, поэзией, писал стихи. А в 1826 году крепостной крестьянин издал свою первую книгу стихов «Досуги сельского жителя», привлекшую внимание министра народного просвещения А. С. Шишкова, который представил ее Николаю I. Император пожаловал поэту-самоучке дорогой кафтан с золотыми галунами, а императрица Александра Федоровна послала ему золотые часы. Вдовствующая императрица Мария Федоровна пожелала увидеть самого Слепушкина, и он был ей представлен Шишковым. После беседы с поэтом о его семье и стихотворениях, Мария Федоровна вручила ему еще одни золотые часы.
«Почтеннейший крестьянин Федор Никифорович! Российская императорская академия в заседание свое сего генваря 23-го дня 1826 года слушала стихотворное сочинение твое, под названием «Досуги сельского жителя». Академия с удовольствием и не без удивления к природным дарованиям твоим нашла оное весьма хорошим, как по изящному вкусу и благонравию, так равно по простому, но благородному слогу и чистому языку, сельским описаниям приличному; а притом ведая, что ты, при должном попечении о семействе своем, не отставал никогда от занятий, состоянию твоему сродных, научился также самоучкой живописному искусству и добрым поведением своим от многих заслужил похвалу, определила в одобрение за похвальную жизнь и труды твои награду, состоящую из средней золотой медали с подписью: «приносящему пользу русскому слову».
В 1828 году вышло второе издание его сборника «Досуги сельского жителя», в которое было добавлено сорок новых стихотворений. В 1836 году вышла поэма «Четыре времени года», а в 1834 году за стихотворение написанное на открытие Александровской колонны ему была пожалована золотая медаль на Андреевской ленте. В том же, 1834 году, вышла книга «Новые досуги сельского жителя», а в 1840 году сборник, изданный Академией наук. Слепушкину удивлялись в Англии, Франции и Германии, где переводились и издавались его стихи.
. В конце апреля или начале мая, в зависимости от того, насколько суровой была зима, орудия Петропавловской крепости возвещают жителям Петербурга, что лёд сломал свои оковы, и великолепная Нева теперь свободна. Затем комендант крепости подходит на своей лодке, ступает на берег, приветствуемый восхищенной толпой, в которой генералы, князья и простые мужики все толкутся вместе, и следует к Зимнему дворцу, где он преподносит Императору чашу восхитительной невской воды, а взамен получает щедрый дар за свой труд.
В эти дни на Адмиралтейской площади проводится ярмарка. Царская семья, весь двор и знать прогуливаются вокруг балагана и, очевидно, получают не меньше удовольствия от этих нелепых танцев, пения и восторга простого люда, что и они сами. С ними обращаются с уважением, и это смешение знати и крестьян выглядит совершенно естественным и правильным.
Из главы «Император»:
«Если же хочется по-настоящему убедиться в правдивости чувств, которыми пронизан этот народ по отношению к своему правителю, то стоит посетить большие парады, где присутствуют тысячи зрителей, народные гуляния в городе и за пределами него, на которых часто присутствуют император и императорская семья. Без всякого сопровождения смешивается император с народом, который и является его самой надёжной, верной и сильной охраной. Он не знает страха и не дрожит при каждом своём шаге, как некоторые европейские правители, он знает сердце своих подданных. Повсюду, где он появляется, со всех сторон слышны приветственные крики, а слова: «Наш Государь здесь, да благословит его Господь!» передаются из уст в уста, как я сам слышал бесчисленное число раз.»
перевод с немецкого:
Самые высокие (в июле).
28 руб. за четверть ржи, в Псковской губернии. 14 руб. за четверть овса в Псковской и Витебской губерниях.
4 руб. 54 коп. за четверть ржи в Енисейской губернии. 3 рубля за четверть овса в Енисейской и Пензенской губерниях.
«От Амалии фон Лиман, молодой девушки, из поездок с родителями по нескольким землям России, в доверенных письмах её подруге и прежней гувернантке, Хелене Гаттерер в Гёттингене». Типография Розенбуш, 1794 года. Гёттинген, Германия. Небольшая часть из рассказа, например про Кострому:
«Вечером около 7 часов мы поехали дальше, и ночью мы прибыли в губернский город Кострома. После обеда мы осмотрели город, он очень большой, все здания из камня, как в Санкт-Петербурге. В городе есть очень великолепный монастырь. После обеда мы осмотрели фабрику графа Воронцова, она находится примерно в 6 верстах от города, в очень красивой местности. На обратном пути мы осмотрели монастырь. После того как мы переночевали, мы продолжили наше путешествие в деревню Иваново. Это очень большая деревня, принадлежащая графу Шереметьеву. В ней находится очень много маленьких ткацких фабрик.
Крестьяне там очень богаты, хотя и не занимаются земледелием; каждый печатает льняные платки, в воскресенье несет свою недельную работу на рынок, продает свой готовый товар, покупает себе новый материал и начинает работать в понедельник снова, и живут они так из года в год.
Два крестьянина в тех местах владеют хорошими фабриками, и в их распоряжении есть свои крестьяне. Один из них пригласил нас погостить у него. Я не могу вам даже описать, как мы были восхищены, иметь возможность погостить дома у местного крестьянина. Он жил в большом каменном доме, очень чистом, в комнатах была лучшая мебель из красного дерева, фарфор и серебро; стулья и занавески из ситца, по последней моде с бахромой и кистями.
После завтрака, он повёл нас в местную каменную церковь, недавно построенную, очень красиво и искусно разрисованную внутри, особенно алтарь. На эту церковь они потратили тридцать пять тысяч рублей. Я Вам уже писала, моя любовь, что все крестьяне здесь фабриканты, и они сделали всё своими руками, никакой иностранец не работал над этим; вырезанные узоры были делом рук местных мастеров, живопись тоже от них, даже кирпичи были местного обжига.».
«Костромской губернии, Кинешемского уезда в деревне Ванячках, принадлежащей Ан. Пет. Хрущеву, живут два крестьянина, двоюродные братья, Петр Кузьмич и Иван Степаныч Коноваловы.
Хорошим поведением и честностью они заслужили уважение соседей; довольно одного их слова, чтобы примирить ссорящихся. — Они занимаются торговлею на довольно значительную сумму — чем и приобрели хороший капитал; но Коноваловы не копят золота, чтобы запирать его в кладовых; а употребляют достояние свое благороднейшим образом: где случится несчастье от пожара (что они стараются разведывать), то тотчас Коноваловы посылают на всякий сгоревший двор хлеб и соль, 10 р. асс., тулуп, а летом кафтан, а иногда и две рубашки.
Вот, милостивый государь поступки русских помещичьих мужиков. — Поместите сие в журнале вашем, да не утаятся в неизвестности человеколюбивые поступки сих добрых людей и проч.»
Основатель рода – Петр Кузьмич Коновалов (1781–1846), будучи крепостным, организовал в д.Бонячки Кинешемского уезда (ныне – город Вичуга Ивановской обл.) ткацкое заведение с раздачей нитяных основ для работы крестьян на дому. Скопив капитал, он в 1827 с семьей выкупился на волю, приписался к купеческому сословию и продолжил свое дело. Его сыновья и внуки развили производство. В 1864 в Бонячках уже работала механическая ткацкая фабрика, в 1870 в соседнем с. Каменка открылась красильно-отделочная фабрика Коноваловых, а в 1894 в Бонячках – уже большая бумаго-прядильная мануфактура, вобравшая мелкие кустарные заведения и получившая право маркировать изделия изображением государственного герба.
Блазиуз, который критически и с нелюбовью относился к России, в своей книге «Путешествие по европейской части России в 1840-1841 г.г.» издания 1844 года («Reise im Europäischen Russland in den Jahren 1840 und 1841»,von BLASIUS, Johann Heinrich.) изобразил дом русского крестьянина так :
Сельский праздник. Литография Лемерсье по рис. Русселя. 1840-е гг.
Простая одежда тверской девушки. 1833 год. Одежды русского государства в акварелях из труда «Древности Российского государства» Фёдора Григорьевича Солнцева. Выпущен в Москве в течение 1849—1853 годов.
Русская крестьянская семья на старинных гравюрах.
«Крестьянин во всей Польше и Литве есть самый настоящий раб. И если господин убьет его, он не понесет за это никакого наказания.»
Как известно, Королевство Польское и Великое княжество Литовское располагались на территориях современных Польши, Украины и Литвы.
«Ничто не принадлежит вам, душа принадлежит Богу, а ваши тела, имущество и все что вы имеете, является моим (Nichts gehoret euch zu, die Seele gehoret Gott, eure Leiber, Guter und alles was ihr habt, ist mein)».
. «Крестьянин не должен стелить свою постель до вечера, так как он не может знать днем, спит ли он еще следующую ночь в той же самой постели. (Der Bauer muss sein Bett nicht vor Abend zurecht machen, weil er am Tage nicht wissen kann, ob er noch die nachste Nacht in demselben schlaft)»
В герцогствах Шлезвиг и Гольштейн крепостное право было отменено в 1804 году.
«В отличие от многих государств Европы (например, Польши, где убийство крепостного вообще не считалось государственным преступлением и подлежало только церковному наказанию) законы России защищали жизнь и имущество крестьян от помещиков. Соборное Уложение 1649 г. разделяет меру ответственности помещика за неумышленное и предумышленное убийство крестьянина. В случае неумышленного убийства (в драке) дворянин подвергался тюремному заключению до специального распоряжения царя. При предумышленном убийстве крестьянина виновного казнили, независимо от социального происхождения. В правление Елизаветы Петровны, когда смертная казнь в России была фактически отменена, дворян, виновных в смерти своих крестьян, обычно отправляли на каторгу.
Правительство внимательно следило за отношениями помещиков и крестьян. Екатерина II в 1775 г. уполномочила генерал – губернаторов преследовать помещиков за жестокое обращение с крестьянами вплоть до конфискации имений и передачи их в управление опекунским советам.
Александр I в 1817 г. указал за произвол помещиков предавать их суду и брать имения под опеку казны. За 1834 – 1845 гг. правительство привлекло к суду 2838 дворян и осудило из них 630 человек. В правление Николая I в опеке находилось ежегодно около 200 имений, взятых за плохое обращение помещиков с крестьянами. Правительство постоянно регулировало отношения помещиков и крестьян. В 1834 – 1845 гг. в России было осуждено 0,13 % крестьян за неповиновение помещикам и 0,13 % помещиков за превышение власти над крестьянами.»
До сих пор неопубликованная и неизвестная в России, абсолютно редкая книга Адольфа Цандо «Состояние дел в России в 1850 году» (Russische Zustände im Jahre 1850, Verlag Nestler&Melle), изданная в 1851 году в Гамбурге, Германия. Автор прожил в России 14 лет, изучив язык, обычаи и быт русского народа. Перевод с немецкого.
..В России точно так же как и во всем мире люди живут свободно, являются хозяевами своей воли, без того, что быть подвергнутыми какому либо принуждению. Полной ложью являются заявления, утверждающие, что в России могут говорить только о маловажных вещах, магазинах, театре, моде, награждениях орденами и так далее. Я говорю и утверждаю, что русские говорят о том же, что и жители Франции, Англии и Германии, политика тоже не является исключением, а о литературе и искусстве они говорят намного чаще и с большим пониманием дела, чем где-либо еще.
Из главы «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР»
Русский человек делает подаяния очень часто, с радостью и от всей души. Он всегда поможет и поддержит не только своего земляка, но и всех нуждающихся в помощи. Он благодетелен из-за внутреннего порыва, от любви к людям и ближнему своему.
..Я бы еще добавил, что во всем мире не найти такое количество учрежденных правительством пансионов для детей из бедных семей, институтов для бедняков, домов престарелых и больниц как в России. Все эти учреждения находятся под покровительством императора и императрицы или другого влиятельного члена императорской семьи. Таким образом, легко догадаться, кто был основателем какого-либо из учреждений.
..Русские проявляют гостеприимство особым образом, совершенно не так как жители Германии, Франции или Англии. Иностранца всегда приветствуют и приглашают к богато накрытому столу со словами: «Будьте нашим гостем». Эти слова идут от всего сердца, и русские произносят их вместо привычного выражения «Садитесь за стол». Эти слова не пустая формальность, не просто фраза, произнесенная машинально. Они произносятся от всей души, выражают искреннее желание проявить гостеприимство к каждому гостю. При этом отношение как к дворянам, так и к беднякам совершенно одинаковое. Это самое замечательное свойство русского народа!
Из главы «КРЕПОСТНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ»
К чести нынешних российских дворян стоит сказать, что большинство относится к своим крепостными справедливо и обходительно, а скверные и несправедливые помещики встречаются крайне редко. Все пришли к осознанию того, что помещик обязан заботиться о каждом человеке, чья судьба вверяется ему как собственность, и результаты осознания этого проявляются с каждым днем все отчетливее. Сегодняшнее поколение дворян делает все возможное, чтобы исправить ошибки, допущенные их предшественниками в отношении к крепостным, вероятно, из-за бессердечности и грубости. Воспитание в России, которое как с научной, так и с моральной точки зрения достигло больших успехов и постоянно прогрессирует, во многом способствует тому, чтобы полностью искоренить беззакония и заменить их гуманностью и справедливостью. Правительство строго следит за тем, как помещики относятся к своим крепостным, и поступает по всей строгости закона с теми помещиками, кто совершил в отношении крепостных преступления.
В более 25 различных губерниях, которые я проехал от и до, я пользовался возможностью точнее узнать об отношении крестьян к своим помещикам. К моему удивлению, за редким исключением, крестьяне отзывались о помещиках благосклонно и удовлетворительно. В большинстве случаев они говорили о своих господах с глубоким уважением и благодарностью. Некоторые все же с горечью жаловались на самоуправство управляющих имениями, которые не боятся поступать наперекор воле и желаниям добрых помещиков. Разумеется, эти управляющие очень часто превышают свои полномочия и позволяют себе проявлять несправедливость. Однако, такие поступки не удается скрывать долгое время. Российский крестьянин обладает образцовым терпением, он выносит многое и с большой покорностью. Но когда его терпение подвергается слишком тяжелому испытанию и начинает трещать по швам, он прибегает ко всем возможным способам, чтобы сбросить ярмо и избавиться от своего мучителя. Для этого крестьянин ищет помощи и защиты в высших кругах. Крепостной, обитающий даже на самом краю империи, найдет способ пожаловаться своему барину на жестокого и несправедливого управляющего. Точно так же при желании он может пожаловаться в органы власти на своего барина за совершаемые им беззакония и притеснение. Нередки случаи, когда недовольные и угнетенные крестьяне, если органы власти не вершат правосудие, втайне отправляют в Санкт-Петербург делегацию в составе нескольких человек, чтобы передать свои требования лично императору, первому после Бога лицу, которому они доверяют, и вымолить справедливого отношения и соблюдения законов. Прибыв в Санкт-Петербург, делегаты могут поговорить с императором в то время, которое он обычно выделяет для прогулки. Избранный крестьянин, преклонив колено, передает императору прошение, где изложена суть проблемы. Император считает такие случаи очень важными и расследует с большой строгостью, поэтому спешно отправляют флигель-адъютанта в относящуюся к делу местность, чтобы доложить монарху о настоящем положении вещей и найти виновного. В таких случаях император не шутит и ведет себя как строгий монарх, как отец своего народа.
Я очень сожалею и краснею от стыда из-за того, при мысли о том, что знаю на собственном опыте, что управляющие имением в Германии часто позволяют себе несправедливость по отношению к доверенным им крепостным. Многие крепостные жалуются на суровость и беспощадность со стороны управляющих и имеют для этого основательные поводы. Некоторым филантропам в Германии это покажется странным, но оно так и есть!
Есть крепостные, которые занимаются земледелием, обрабатывают землю для своего барина, выполняют барщину и больше ничего не платят, и есть, наоборот, такие, кто обрабатывает все угодья своего помещика и ежегодно выплачивает некую сумму в зависимости от количества и качества почвы. Другие крепостные не обрабатывают землю, а ищут заработок, работая служащими, ремесленниками, лодочниками, занимаясь промыслом и торговлей, и в зависимости от своей работы ежегодно платят помещику определенный оброк, который не превышает 100 рублей. Многие успешные крепостные крестьяне имеют значительные доходы, не говоря уже о тех, которые будучи ремесленниками и фабрикантами, зачастую владеют огромным капиталом. Например, среди крестьян графа Шереметьева, графа Воронцова-Дашкова, графа Уварова и других, есть крепостные, которые в Санкт-Петербурге и Москве владеют великолепными магазинами по продаже золота и серебра, фруктовыми лавками, крупными ситцевыми и шелковыми фабриками, и среди них нередко можно встретить миллионера. Иметь же капитал в размере 100.000 рублей для них совершенно привычно, и эти крепостные тоже отдают своим помещикам некоторую сумму в виде оброка. Насколько я знаю, они платят 10 рублей серебром ежегодно. Я привел только один пример, хотя я знаю великое множество таких примеров.
Судьба крепостного, как говорится, отнюдь не прискорбна. Крестьянин живет в своем доме, счастливый и довольный, наделен правами, и его существование обеспечено. Не заботясь ни о чем, он стремится выполнить все обязательства перед своим господином и обеспечить свою семью всем необходимым. Ему нравится его простой обед, который он начинает и заканчивает с молитвой, он скромен, трудолюбив и добродушен.
В случае, если его поля побьет град и, когда не оправдываются его ожидания из-за медленного роста урожая, он все равно не отчаивается. Он знает, его господин даст ему столько зерна, сколько хватит не только для посева, но и для того, чтобы прожить без голода и нужды до следующего урожая. В случае пожара в доме или воровства имущества крестьянина, его господин возместит ему и то, и другое и, когда придет старость, крестьянин встретит ее беззаботным, потому что долг его господина обеспечивать его до конца жизни с момента, когда он постареет и станет слабым или заболеет и не сможет больше работать. В каждой деревне есть хранилище, в которое складывается зерно, рассчитанное на душу населения, чтобы удовлетворять потребности крестьян в течение долгого времени в случае голода или прочих непредвиденных ситуаций. Ежегодно после сбора урожая каждый крестьянин передает в хранилище определенное количество зерна, ответственными за которое являются старейшины деревни. Также крестьянам разрешается при несчастных случаях или в случае болезни брать взаймы необходимое количество зерна из хранилища на определенное время, все крестьяне следят за тем, чтобы это зерно было возвращено в короткие сроки.
Если за несколько лет в хранилище скопилось большое количество зерна, по закону излишки делятся поровну между крестьянами. Кроме того, такие зернохранилища, появившиеся не так давно по приказу императора, располагаются в каждой губернии и находятся под особым контролем назначенных для этого правительством служащих, которые время от времени пересчитывают количество зерна в хранилищах. Зимой крестьяне ищут какое-нибудь занятие. Старшие члены семьи делают домашние заготовки, молодые перевозят на санях товары в различные края империи, что при хорошем качестве дороги обычно оказывается очень доходным занятием. Летом крестьяне, имеющие большие семьи, занимаются судоходством, каменной кладкой, гончарным делом и столярной работой, а зимой возвращаются домой. Во время их отсутствия брат, жена или же друг обрабатывают земельный участок семьи.
Некоторые губернии славятся своими ремесленниками. Особенно плотники обладают невероятным мастерством. С помощью только одного топора они могут построить высокое сооружение из дерева. Я объехал множество губерний, в которых крестьяне владеют кожевенными заводами, хлопчатобумажными прядильными фабриками, стекольными, фарфоровыми и суконно-красильными фабриками. Фабричные изделия весьма красивы и выполнены очень аккуратно, чего от них меньше всего ожидают.
Кузнецы проживают в отдельных районах и хорошо зарабатывают на этом ремесле. Если проехать по железной дороге, ведущей из Санкт-Петербурга в Москву, можно встретить тысячи умельцев. Многие из них сапожники, перчаточники, канатчики, корзинщики и т.д. Хотелось бы особо отметить превосходную льноткацкую фабрику в Ярославской губернии. На ярмарках империи можно увидеть большой выбор разнообразных фабричных изделий, привезенных из деревень крестьянами-ремесленниками. Невероятно, с каким прилежанием, с каким усердием занимаются ремеслом русские крестьяне из тех областей, где земледелие не приносит тех доходом, ради которых можно было вкладывать все силы. Однако, они не заботятся о том, чтобы обеспечить свое существование и получать большие доходы, а стремятся совершенствовать свое мастерство.
Из городов, через которые они проезжают, возвращаясь домой с ярмарки, они всегда привозят изделия, которые, по их мнению, лучше произведенных ими изделий, и не боятся прилагать все усилия, чтобы их изделия смогли конкурировать с изделия лучшего качества. Я также встречал зажиточных крестьян-земледельцев. Они живут не в черных горницах, как их называют в Германии, а в аккуратно построенных деревянных домиках со всеми необходимыми удобствами. Они живут в чистоте и достаточном для их положения комфорте. Благодаря связи с городами, а нередко с крупными городами, в которых крестьяне продают свои изделия, это сословие очень приблизилось к купечеству, образ жизни и одежда крестьян стали походить на образ жизни и одежду купцов и городских жителей. При более внимательном осмотре обстановка домов крестьян действительно превзошла мои ожидания. В большинстве случаев предметы домашнего обихода и обстановки, также как и другие предметы, которые они привезли из города, выглядят весьма респектабельно. Когда в жилище крестьянина заходит незнакомец, это вызывает у него особенную радость. В мгновение ока накрывается стол. На стол подают орехи, изюм, засушенные сливы и груши, очень вкусные домашние пирожки, а также бутылка красного вина или мадеры и настойчиво предлагают их гостю. В конце этого особого, по-настоящему патриархального угощения подается горячий чай в стеклянных стаканах, а на почетном место в центре стола ставится большой сверкающий медный самовар. Все без исключения русские крестьяне очень гостеприимны, и вечера в кругу семьи считаются священными. Только по воскресеньям и особым праздникам крестьянин пьет чай, который для него является настоящим живительным напитком и который он предпочитает всем остальным наслаждениям. Обычно крестьянин выпивает от шести до восьми чашек чая. Примечательно, что русский крестьянин, с того момента, как пить чай вошло в привычку, все чаще отказывается от водки, и в некоторых деревнях, где появилась традиция пить чай, привычка употреблять водку практически исчезла. Мы даже не представляем, насколько приятен и уютен быт тысяч русских крестьян, как много несведущих людей имеют совершенно неправильное представление об их образе жизни. Разумеется, всему новому верится с трудом.
Каким счастливым был бы ирландский крестьянин, если бы он жил в подобных условиях! Как много свободных ирландских крестьян умерло голодной смертью! У русского крестьянина всегда найдется кусок хлеба. Он никогда не станет нищим. Участок земли, который причитается ему как члену сельской общины, навсегда находится в собственности крестьянина и его потомков. Разумеется, было бы неправильно утверждать, что все крепостные живут комфортной и беззаботной жизнью. Наоборот, я не отрицаю, что совершенно счастлива лишь небольшая часть крепостных. Большинство добывает свой хлеб в поте лица. Но у них всегда есть не только хлеб, но и крупа, капуста, картофель и мясо. Между тем количество зажиточных крепостных увеличивается год от года.
Благоразумный помещик, который заботится о лучшем существовании его крепостных, может во многом способствовать их благосостоянию. Многие помещики выдают своим крепостным собственные деньги как помощь в случае необходимости или тем самым предоставляют возможность заработать в торговле или ремесле. Крепостные возвращают эти деньги, как только наступают лучшие времена. В настоящее время во многих деревнях есть начальные школы. Я лично убедил многих помещиков, с которыми удалось подружиться, основать эти школы, и они были основаны, да еще и с большим успехом, что доставило мне истинное удовольствие. Такие школы весьма благополучно учреждены во всех сельских общинах на королевских и удельных владениях. Крепостные крестьяне в основном очень добродушные люди. Они усердны, услужливы и в высшей степени обходительны. Крепостные крестьяне заботятся только о доме и дворе господина, начинают работать рано утром и возвращаются домой поздно. Они счастливы и довольны своей семейной жизнью. Если у крепостного появляется свободное время, он занимается домашними делами, ухаживает за своим огородом, и доволен своими трудами, когда его любимая капуста удается на славу.
По воскресеньям вся деревенская молодежь надевает праздничную одежду, украшенную полевыми цветами и зелеными веточками, и собирается вместе. Все танцуют, поют и радостно и весело прыгают, взявшись за руки, в то время как один из самых умелых парней играет на балалайке. Жители небольших деревень при удобном случае посещают более крупные деревни, являющиеся центром развлечений. Пожилые жители деревни стоят вокруг веселящейся молодежи или группами сидят у своих домов и наблюдают за происходящим с радостными лицами. Зимой по праздникам все собираются в одном из больших крестьянских домой, который служит залом для балов, концертов и прочих мероприятий. Затем взрослые пьют свою рюмочку водки, а молодые угощаются орехами, пряниками, сушеными сливами и грушами, пьют домашнее пиво вместо шампанского. Какой же веселый и смелый этот славный народ! Русский крестьянин никогда не знает голода!
Безжалостное осуждение крепостного строя есть и будет непростительным заблуждением. Отвергать моральное существование его вправе каждый, но было бы недостойно и несправедливо, не зная всех деталей, спекулировать на этой теме.