На что живет государство
Деньги есть: почему государство не делится сверхдоходами с населением
Политика накопительства ставит крест на социально-экономическом развитии России
Помните философский ответ чекиста Егора Шилова на истеричное обращение к небу ротмистра Лемке в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»? На слова: «Господи! Ну почему ж ты помогаешь этому кретину, а не мне?!» — смертельно уставший главный герой в исполнении Юрия Богатырёва откликается тихим замечанием: «Потому что ты жадный. А даже бог велел делиться». Сегодня незабвенную шиловскую реплику вполне можно адресовать российским финансовым властям, по своему поведению сравнимым с царем Кощеем, чахнущим над златом.
Фото: Алексей Меринов
С другой стороны, основная масса граждан живет не просто так же, как раньше, а вот уже шестой год как все хуже и хуже (судя по падению реальных доходов населения), не имея от этой ослепительной государственной бухгалтерии ровным счетом ничего. Пугающие потребительские цены, ритуальное подорожание проезда в общественном транспорте и услуг ЖКХ, сверхскромная медианная зарплата по России в 34,3 тысячи рублей — все это не позволяет людям разделить эйфорию правительства по поводу макроэкономических успехов 2019 года.
Фото: Наталия Губернаторова
Власти готовятся к кризису
Иными словами, один полюс (государство) аккумулирует некий избыточный капитал, другой полюс (население) еле сводит концы с концами. Но почему бы не потратить сверхдоходы на людей — повышение уровня их жизни, помощь неимущим, обеспечение бесплатного образования и здравоохранения? Чем объяснить выбор, сделанный правительством: накопления либо лежат мертвым грузом, либо инвестируются в те проекты, откуда в случае необходимости средства быстро не вывести? Сегодня крылатый медведевский мем от мая 2016 года «денег нет, но вы держитесь» лишен смысла как никогда. Деньги есть, и это ни от кого не скроешь! Только вот народу почему-то ничего не достается.
«Власти готовятся к мировому кризису, продолжая создавать «заначку» и не афишируя это, — убежден директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Глобальная экономика замедляется все более явственно. Что же, резон есть, но можно идти по другому пути: не копить, а инвестировать в национальную экономику, чем планомерно занимался Китай. В результате там во время рецессии 2008–2009 годов темпы роста ВВП лишь снизились с 10% до 7%, тогда как другие страны ушли в минус».
В те кризисные годы Россия ради стабилизации национальной валюты и спасения банковской системы заливала финансовый пожар триллионами рублей. Стратегические резервы таяли на глазах, и никто с этим не считался, напоминает собеседник «МК».
«У меня стойкое ощущение, что человечество плавно сползает в очередную рецессию. Плюс никто не отменял цикличности глобальных кризисов: c момента окончания последнего минуло уже почти десять лет», — предупреждает Масленников.
Фото: Иван Скрипалев
Кому триллиончик?
Другая группа факторов, побуждающих правительство столь трепетно относиться к «заначке», обусловлена вопиющей неэффективностью госрасходов. Проблема эта для России хроническая, скажем, в сфере госзакупок, нецелевые расходы, по оценке Масленникова, составляют пятую часть. Не лучше обстоят дела с федеральной адресной инвестиционной программой (ФАИП): по состоянию на ноябрь потрачено лишь 40% выделенных средств.
С ФНБ ровно тот же вопрос: куда инвестировать, где эффективности больше? Даже если предположить, что «лишний» триллион рублей из ФНБ вольется в экономику, это окажет на рост ВВП не слишком значимый эффект, рассуждает Никита Масленников. Сейчас, по его словам, предложен компромиссный вариант: а давайте часть денег пустим на внутренние проекты, часть — на внешние. К примеру, прокредитуем какой-нибудь очередной Египет, чтобы он возвел у себя очередную АЭС. Но где гарантия, что деньги не превратятся в дым, как это происходит сплошь и рядом из-за не выстроенного до конца мониторинга госрасходов, отсутствия четких критериев?
С креативностью в России беда: годами не меняется ни список доверенных получателей сверхдоходов, ни перечень инфраструктурных объектов — мосты, нефтяные терминалы, трубопроводы, магистральные автотрассы. Впрочем, дискуссия между чиновниками все же идет. К примеру, главе Минэкономразвития Максиму Орешкину принадлежит идея направлять средства ФНБ на государственные экспортные кредиты. Он ее озвучил в 2018-м. Свой вариант расходования резервов предложил и председатель ВЭБ Игорь Шувалов: деньги ФНБ можно направить на благоустройство около ста российских городов. А вот ЦБ, опасаясь роста инфляции, выступает за то, чтобы воздержаться от трат в принципе и увеличить порог с 7% ВВП. Международный валютный фонд в свою очередь советует Москве инвестировать «излишки» в высококачественные иностранные активы, чтобы оградить экономику от волатильности цен на нефть.
Фото: Иван Скрипалев
Ненужный профицит
«Если мы посмотрим на динамику инвестиционной активности за последние годы, то увидим какую-то рваную, неестественную «пилу». Волатильность запредельная. Поэтому начинать надо с институциональных реформ, таких, как повышение защищенности собственности», — рассуждает Нечаев.
По его словам, можно также ввести налоговые льготы для реального сектора экономики, для стимулирования развития высокотехнологичных отраслей, для частных инвесторов. И здесь как раз пригодились бы дополнительные средства ФНБ. От того, как власти распорядятся нефтегазовыми сверхдоходами, зависит многое. Если Россия продолжит накапливать резервы, это лишит экономику шанса подтянуть крайне слабые (1,3–1,5% по итогам 2019-го) темпы роста ВВП. А значит, государство ни на йоту не продвинется в решении самых острых социально-экономических проблем, таких как бедность и снижение покупательной способности граждан.
Вероятно, Россия единственная страна в мире, которая, пребывая в стагнации, сводит бюджет с профицитом на следующие три года, говорит заведующий лабораторией финансовых исследований Института экономической политики им. Гайдара Алексей Ведев. «Профицит по-народному означает, что государство забирает из экономики больше денег, чем дает ей. Во всем мире стремятся проводить через бюджет некую стимулирующую политику, у нас же налицо обратный процесс. Шаги предпринимаются настолько инерционные, что нет сомнений: стагнация сохранится и в 2020 году», — считает эксперт.
Фото: Иван Скрипалев
Доверенные получатели
Куда ни кинь, всюду клин, полагает старший аналитик «Финам» Сергей Дроздов. Даже если взять да и разделить восьмитриллионный ФНБ поровну, на все 145 миллионов россиян, на каждого придется тысяч по пятьдесят пять. Про профицит бюджета в 1,5 трлн и говорить нечего. Если же направить «избыточный» триллион рублей из ФНБ на инфраструктурные проекты, это даст лишь сиюминутный эффект. Плюс, как водится, основным бенефициаром будет узкий круг «доверенных получателей». Для роста экономики нужны не околобюджетные манипуляции, а структурные реформы, но к ним чиновники явно не готовы. Зачем что-то менять, когда сам живешь вполне неплохо? Ну а если нефтяные цены вдруг упадут, есть испытанный прием — корректировка курса рубля.
Как бы то ни было, рядовые граждане отрезаны от всей этой потаенной финансовой деятельности, протекающей во властных коридорах. Речь не только о том, что государство распоряжается доходами, как скупой дядюшка Скрудж. Речь не только о недоработках отдельных ведомств, которых глава Счетной палаты Алексей Кудрин вполне справедливо винит в нерасторопности. Если уходить от частностей и выводить дискуссию на иной уровень, то уместно упомянуть концептуальное пояснение доктора экономических наук Владислава Иноземцева: Российское государство не делится с населением деньгами просто потому, что такова его природа. В таком «коммерческом», по определению эксперта, государстве утвердились самые примитивные способы перераспределения ресурсов, включая природную ренту. В нем фактически убито низовое частное предпринимательство, способное подхлестывать рост ВВП. Оно плодит проекты, основная цель которых — присвоение «особо приближенными» лицами львиной доли выделяемых из бюджета средств. А когда у него интересуются, куда уходят деньги миллионов налогоплательщиков, оно либо отмалчивается, либо отвечает в духе вора-карманника Кирпича из киноленты «Место встречи изменить нельзя»: «Кошелек, кошелек, какой кошелек? Нет у вас методов против Кости Сапрыкина!»
Миф о «деньгах налогоплательщиков» на содержание государства разоблачен
Одним из главных пропагандистских мифов прозападной оппозиции, который она изо всех сил старается утвердить в общественном сознании России, является аргумент о т. н. «деньгах налогоплательщиков», на которых якобы держится любое государство.
Вот одна из типичных мантр на эту тему:
«Не государство платит пенсии, а налогоплательщики. Не государство платит зарплаты бюджетникам, а налогоплательщик. МВД, Минобороны, Минздрав и другие органы не имеют своих денег — они тратят деньги налогоплательщиков. У властей всех уровней нет своих денег — они тоже тратят деньги налогоплательщиков. Это важно всегда и всем помнить… Это мы содержим свое государство. Это мы за все здесь платим. Каждая копейка, потраченная чиновником, — это деньги мои, твои, нас всех. Исключительная роль государства в этом смысле — прозрачное распределение наших денег».
Обычные возражения против этого мифа сводятся к тому, что на деньги налогоплательщиков-физических лиц, взимаемые в виде прямых и косвенных налогов, финансируется лишь часть деятельности органов власти, в основном — на местном, муниципальном уровне. После чего, как правило, начинаются споры о том, сколько именно начальники из властных и коммерческих структур (тоже налогоплательщиков, кстати) дерут с несчастного народа и как оно должно быть «по справедливости, как в нормальных странах».
И все — вы пропали, потому что быстро выяснится: да, доходная часть бюджета России на 85–90% формируется из налоговых доходов и платежей, хотя доля физических лиц в этих сборах составляет всего 10–15%, но ведь все делают своими руками и зарабатывают, в конечном счете, люди — разве не так?! И далее всеми силами утверждается, что в «этой стране» государство неэффективно и коррумпировано, власть в нем принадлежит «жуликам и ворам», а значит — долой такое государство и такую власть! «Мы здесь власть!»
Взглянем на таблицу. По данным Минфина РФ, доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2012–2018 годах (% к ВВП) составляли:
Кстати, это чрезвычайно ценная таблица. По ней очень просто и относительно точно можно определить многие важнейшие социально-экономические показатели России. Например, доля фонда оплаты труда в отечественной экономике за 2018 год, при подоходном налоге в 13%, — 36,93%, и т. д. Но мы здесь — о другом.
Так вот, чтобы не просто развенчать этот миф, а выжечь его с корнем из общественного сознания, нужно прямо и жестко заявить: никаких «денег налогоплательщиков» в России — да и в любой иной стране мира — не было, нет и в обозримом будущем не предвидится.
Чьи у нас деньги
Посмотрите на любые деньги любой страны мира. Они всегда, в обязательном порядке несут на себе информацию о номинале (стоимости) и эмитенте, часто — о годе выпуска (выхода в обращение). Ни на одной монете, банкноте или другом платежном средстве вы не найдете надписи («легенды»), утверждающей, что это — деньги налогоплательщика: такого-то физического или такого-то юридического лица. Ничего подобного не существует и даже не допускается в принципе!
Вернее, не совсем так. Посмотрим на п. 1 ст. 76 Конституции РФ:
«Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются».
Но все мы помним, как в «святые 1990-е» в России, наряду с рублем, имел свободное хождение американский доллар, и даже цены на многие товары и услуги указывались в «у. е.». Точно так же мы помним, как во время краха СССР союзные республики массово отказывались от советского рубля, вводя на своей территории сначала параллельные, а затем и альтернативные платежные средства, постепенно обретавшие статус полноценных национальных валют.
Наконец, в ряде стран мира легально существуют местные и корпоративные валюты различного статуса. Так, в Соединенном Королевстве, наряду с обычным британским фунтом стерлингов, имеет хождение и шотландский фунт, эмиссию которого осуществляют сразу три шотландских банка, каждый — в своем собственном дизайне купюр. Но налоги этой валютой можно платить только на территории Шотландии, в то время как британским фунтом стерлингов — на всей территории страны.
В большинстве стран мира, включая Россию, сегодня эмитентом национальных валют выступают центробанки, отделенные от государства. Например, доллары США выпускаются Федеральной резервной системой, по сути, взявшей в откуп у государства эмиссию и оборот национальной валюты. Но помимо доллара ФРС, существуют и доллары федерального казначейства, однако они уже очень давно не выпускаются в оборот. Последние United States Note с красными серийными номерами, в отличие от зеленых серийных номеров Federal Reserve Note, были выпущены в 1971 году, а «серебряные сертификаты» с синими серийными номерами — в 1965 году.
Кесарю — кесарево
Впрочем, ничто не ново под луною. Известная евангельская притча о «денарии кесаря» тоже косвенно связана с противостоянием разных валютных систем.
«Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли» (Мф. 22:15–22).
«За кадром» этой притчи, за словами «Богу — Богово» остается тот гораздо менее известный факт, что подати кесарю платились римскими денариями, а вот за ритуальные религиозные услуги иудейские жрецы брали только специальные «храмовые» деньги, которые чеканились от имени синедриона и которые нужно было покупать по весьма завышенному курсу. И эпизод с «денарием кесаря» во всех евангелиях следует за эпизодом с изгнанием торгующих из храма, после чего Христос и был предан синедрионом на казнь — поскольку покусился на основы финансово-экономической системы «Моисеевой веры».
Это, согласно евангелиям, происходило в начале 30-х годов I века. А примерно через три десятилетия, в 66-м году, началась Первая Иудейская война, тесно связанная с нероновским пожаром Рима и увеличением дани с покоренных Римом территорий, включая Иудею. Одним из первых дел восставшие под руководством первосвященника Анны начали чеканку собственной монеты — серебряного шекеля, который из «храмовой» валюты становился уже «общегосударственной».
Но, стоит повториться, никогда и нигде не существовало и не существует «денег налогоплательщиков». Деньги являются носителем информации особого рода — информации управленческой, и в этом отношении всегда и везде являются инструментом власти, а уж потом и поэтому — мерой стоимости, средством обращения, средством платежа и так далее. Вот почему любые утверждения типа: «Государство существует на деньги налогоплательщиков», — по сути своей являются ложью, причем далеко не безобидной и даже не бескорыстной.
Да, государства, существующие на «деньги налогоплательщиков», действительно есть, и их даже не так мало. Но все они, без исключения, являются квазигосударствами с виртуальным суверенитетом, а деньги для них — посредством тех или иных механизмов — предоставляют другие государства, которые обладают реальным суверенитетом, но по ряду причин считают ненужным распространять его на территорию данного квазигосударства и принимать на себя соответствующие обязательства перед его «квазигражданами».
В пределе эта ситуация сегодня представлена целым рядом формально независимых государств, официальной валютой которых является доллар США, британский фунт стерлингов или евро, но граждане которых не являются гражданами США, Великобритании или стран ЕС.
В интересах корпораций
Еще один важный момент: налогоплательщиками на территории тех или иных государств, помимо их граждан, выступают также иностранные и транснациональные корпорации, которые любыми правдами и неправдами стремятся максимально снять с себя налоговую нагрузку со стороны местных властей. С этой целью создана и функционирует глобальная сеть «офшорных оазисов», с помощью которых доходы этих ТНК-налогоплательщиков с местной регистрацией долларизуются и выводятся за пределы страны пребывания.
В частности, для современной России ситуация выглядит следующим образом. Отток капитала из РФ в 2019 году составил 26,7 млрд долл., что на 57,6% ниже показателя 2018 года. Средний за год обменный курс — 64,6184 рубля за доллар. Следовательно, можно считать, что из РФ вывезли примерно 1,725 трлн рублей. Примерно 1,68% национального ВВП и 9,55% расходной части бюджета.
Напомним, что Росстат дал цифру роста отечественной экономики-2019 в 1,3%, то есть даже сокращенный вывоз капитала примерно в 1,3 раза превысил экономический рост. При этом медианная зарплата в России (не средняя, а медианная, меньше и больше которой получают по 50% работающих) составила… Точных данных, увы, здесь нет, но можно принять ориентировочный уровень в 35 тысяч рублей в месяц и, соответственно, в 420 тысяч рублей в год.
Разделив цифру оттока капитала на медианную зарплату, получим, что «виртуальная трудовая эмиграция» из России в 2019 году составила, в эквиваленте, около 4,1 млн человек, или около 5% трудоспособного населения. В 2018-м аналогичный показатель составлял 10,4 млн человек, или каждый восьмой работающий россиянин втемную пахал на зарубежного «рабовладельца».
Откуда следует весьма жесткий, но лично для меня бесспорный вывод. В современных условиях все сторонники концепции «государство существует на деньги налогоплательщиков» защищают интересы не только и не столько своих сограждан-налогоплательщиков, сколько, под этим флагом, — крупных корпораций, особенно иностранных. Иными словами, по факту, объективно и независимо от степени их личной заинтересованности, они являются лицами, которые действуют в интересах зарубежных государств и корпораций, то есть иностранными агентами, требующими присвоения им соответствующего статуса.
«Чем государство богатеет, и чем живёт…»
«Чем государство богатеет, и чем живёт…»
Справедливое государство: реальность или миф? Часть четвёртая. 15.01.2017
*************************
И впрямь, чем богатеет государство?
Какая наука изучает это? А изучает это ЭКОНОМИКА. Вот немного базовых понятий: экономика: наука про управление хозяйством (семьи, города или страны – неважно). Теорий в экономике – как блох на собаке… И, как и «наука история», экономика любовно (но не бесплатно) обслуживает правящий класс: в древние времена – рабовладельческий тип производства (Аристотель, Платон); в конце 18-го века, века развития мануфактур – теории Д. Рикардо и А. Смита; с появлением глобального капитализма – Маркс, и масса других, до Д. Кейнса (теория свободного рынка) и идеолога сегодняшних экономистов, в том числе и наших – М. Фридмана (монетаристская теория).
Если коротко и ясно, экономика ПЫТАЕТСЯ понять и объяснить процессы, происходящие в производственно-финансовых структурах стран, в основном – развитых. Но чёткого понимания того, что надо делать, не даёт. Увы, ни одна страна, правители которой пытались следовать этим теориям, к стабильному процветанию не пришла…даже США уже испытывают такие трудности с финансами, что вопрос о замене доллара как мировой валюты на иную валюту и близости краха экономики США перешёл из теоретической плоскости в грубую реальность!
См. статью «Когда рухнет доллар» https://www.chitalnya.ru/work/1223713/
Посмотрим на проблему чисто практически: упрощённо говоря, есть страны, богатеющие от производства хай-тек товаров – это страны ПЕРВОГО мира; от производства не хай-тек, но тоже неплохих товаров – страны ВТОРОГО мира; и есть страны, богатство которых зависит от туризма, производства сельхозпродукции и всего помаленьку, а также от распродажи своих сырьевых ресурсов – это страны ТРЕТЬЕГО мира.
Арабы, торгующие нефтью и газом, живут богато: просто население там малочисленное, правители в меру умные, всем дают свою долю – и все богаты и довольны. Но пожелай сильная и наглая страна (США) отнять это – и отнимет! Ирак и Ливия тому пример. А большинство сырьевых стран третьего мира – достаточно нищие, поскольку богатства их недр уже скуплены корпорациями и фирмами богатых стран.
Мы – страна третьего мира. Как это ни обидно, но факты – вещь упрямая!
Повторю данные: Все статьи экспорта из России в 2016 году:
Теперь представьте себе, что разразился мировой кризис, неважно от чего: климатические катастрофы (более чем вероятные), лопнувшие «финансовые пузыри» (биржи и доллар как валюта), к чему дело идёт всё быстрее – И ЧТО ТОГДА?
А ВОТ ЧТО: деньги, ценные бумаги (акции, облигации и т.д) обесценятся. Страны, не имевшие реального производства, враз (ну, по историческим меркам) станут нищими! Банки лопнули, биржи тоже, туристы не едут, товары и даже еду купить не на что…рухнут, и быстро, транспорт, связь, энергетика. В выигрыше остались только те страны, в которых осталось реальное производство: заводы, энергоустановки, специалисты. Да, и там будут неурядицы, но им есть что предложить в обмен на продовольствие и сырьё! Их энергетика, а следовательно, транспорт, связь, пострадают значительно меньше, и могут восстановиться – в отличие от, например, Египта или Испании с Португалией, не говоря уже про прочих прибалтов с греками. И первым среди прочих будет, естественно, Китай.
Может ли Россия обойтись без иммигрантов? Учитывая тенденции в демографии, описанные выше, а также то, что население страны крайне мало по сравнению с её размерами, ответ один: НЕТ. О заселённости нашей территории можно посмотреть тут: http://www.statdata.ru/nasel_regions Более 80% населения сосредоточено на западе и юге России до Урала. Следовательно, иммиграции так или иначе НЕ ИЗБЕЖАТЬ.
Тогда встаёт вопрос: какой должна быть наша иммиграционная политика?
ДА НЕ ТАК УЖ И МНОГО!
Жесткий визовый режим.
При этом въезжающий должен указать цель приезда. Если при проверке указано: «туризм», то срок должен составлять не более месяца. Въезжающий должен также положить на счет госбанка (именно государственного!) определенную сумму, которая пойдет на его выдворение на историческую родину (или страну, откуда он приехал) в случае просрочки указанного срока. Для приезжающих в поисках работы – нечто вроде американских гринкарт: при этом также вносится сумма, которая может быть им использована только для покупки (через банк-держатель, а не за наличные) обратного билета. Банку, кстати, это ОЧЕНЬ выгодно будет!
«Черные списки»
для нарушивших правила пребывания или законы РФ. Причем, если такой черносписочник после его выдворения вторично попал в РФ официальным путем, должны быть жестко наказаны персонально те, кто дал визу и те, кто допустил въезд (на визе есть подпись лица, разрешившего въезд, а по дате и месту въезда всегда можно найти того, кто пропустил «персону нон грата»).
Своего рода «Аусвайс»:
Легально въезжающий на трудоустройство должен в течение месяца получить и иметь при себе специальное удостоверение, выданное фирмой-работодателем и заверенное в ФМС по месту жительства. При отсутствии такового документа через месяц после въезда мигрант подлежит депортации. При этом фирма-наниматель обязана обеспечивать и оплачивать: медицинское обслуживание мигрантов, место жительства (общежития), и нести безусловную материальную ответственность (по решению суда или административных органов РФ) при причинении их работниками-мигрантами материального ущерба как на производстве, так и в быту.
Наказание за найм нелегалов
В случае приема на работу или обнаружения при проверке (обязательно внезапной!) службой ФМС или полицией нелегалов, счета фирмы автоматически замораживаются до выплаты фирмой штрафа в размере, скажем, 100 000 за КАЖДОГО нелегала и оплаты их пребывания до момента депортации. Плюс общий штраф за нарушение закона в размере 500 000 (это сразу отсечет желание у мелких фирм работать с нелегалами).
Безработные нелегалы
При задержании безработные нелегалы после проверки отправляются в ТРУДОВЫЕ ОТРЯДЫ, в которых работают на стройках или дорожном строительстве – скажем, года два-три. Эти отряды являются государственными структурами, предоставляя задержанным питание, проживание, одежду на время отбытия наказания. Это не совсем тюрьма, но похоже… и не надо стенать о «правах человека»: их сюда не звали, и даром кормить и содержать тоже никто не жаждет. А отработать пару лет – и им польза (русский язык освоят, основы законодательства; возможно стОит платить им небольшие зарплаты на сигареты и прочую бытовую мелочь: бритву там или иное) и России тоже: с дорогами и недорогим жильем для молодежи с небольшой арендной платой у нас проблемы. Да и в конце концов, они же за работой приехали? – так вот им и работа. А при побеге из трудовых отрядов дается уже реально хороший срок: лет пять общего режима, чтобы больше дурацких мыслей в голове не возникало. После двух лет трудовых лагерей на выбор: или легализация, или депортация.
Официальные иммигранты
при наличии специального образования, знания языка, наличии разрешения на работу (гринкарты) и места работы (или собственного бизнеса), вопрос получения российского гражданства (если того пожелает иммигрант) должен решаться через срок не менее пяти-семи лет – при отсутствии у иммигранта нарушений законодательства РФ. До этого срока ни гражданство, ни разрешение на ввоз семьи НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ. Получение гражданства членами семьи старше 14 лет также производятся на общих основаниях (пять лет стажа пребывания в РФ, знание языка, отсутствие нарушений законодательства). При этом ни женитьба на гражданах РФ, ни приезд семьи к иммигранту, уже получившему гражданство РФ, не являются основанием для автоматического получения ими гражданства РФ. Автоматически получают гражданство РФ только несовершеннолетние дети иммигрантов, уже получивших гражданство.
Иммигранты славянской национальности
из республик бывшего СССР, особенно военнослужащие и лица с высшим или средним специальным (техническое) образованием, получают безусловное преимущество при въезде и при получении гражданства. Было бы полезным давать им суммы «подъемных» при условии, что они едут на жительство в малонаселенные районы страны и помогать при устройстве на работу. Это же может относиться и к иммигрантам из Европы и других стран, в первую очередь европейского этноса и христианам.
И безусловно, наличие высшего или среднего специального образования являются приоритетными условиями при получении разрешения на работу любыми иммигрантами. К тому же если хоть один из членов семьи иммигранта, не получившего гражданства РФ, получит срок за нарушение законов РФ, тогда ВСЯ семья депортируется в страну, откуда приехали (или по желанию в другую) – и за свой счет (продажа имущества с аукциона или арест счетов в банках через службы ФМС).