На что живут хасиды в америке
Сериал «Неортодоксальная»: как живут самые консервативные еврейские общины
«Неортодоксальная» — четырехсерийный фильм о девушке, сбежавшей из ультраортодоксальной еврейской общины в Нью-Йорке, чтобы начать новую жизнь в Берлине. Сериал подробно изображает быт современных еврейских фундаменталистов, а его герои большую часть экранного времени говорят на идише. Этнограф Валерий Дымшиц рассказывает о том, насколько достоверно изображена эта жизнь на экране
Сюжет
19-летняя Эсти (Эстер) Шапиро живет с мужем в Вильямсбурге, районе Бруклина (Нью-Йорк), населенном сатмарскими хасидами — ультраортодоксальными евреями. Брак несчастливый: спустя год после свадьбы у Эсти нет детей, и это не нравится свекрови, которая постоянно вмешивается в жизнь сына. Свекровь недовольна не только отсутствием детей: она жалеет, что согласилась на брак ее сына с Эсти — дочерью алкоголика и непутевой матери. Эсти между тем мечтает заниматься музыкой и жить в свободном мире. Она сбегает без вещей и почти без денег в Берлин — там живет ее мать. Муж Эсти, Янки, узнаёт, что она беременна, и отправляется вслед за ней.
Сериал основан на автобиографической книге Деборы Фельдман «Неортодоксальная: скандальный отказ от моих хасидских корней» (2012), но отнюдь не копирует историю, рассказанную в первоисточнике. В этом разборе речь идет только о сериале и о том, насколько изображенные в нем реалии типичны для современных ультраортодоксальных еврейских общин.
Ключевые понятия
Ультраортодоксальные евреи
Ультраортодоксальные евреи в США
На сегодняшний день ультраортодоксы проживают в Израиле, Канаде, странах Западной Европы и Латинской Америки, но больше всего их в США, в Нью-Йорке и его окрестностях: около полумиллиона человек. Точную цифру назвать сложно. В этом сообществе отсутствует планирование семьи, что в сочетании с неплохим уровнем жизни и хорошей американской медициной дает высокий уровень рождаемости: на семью приходится в среднем около восьми детей. Считается, что при такой рождаемости численность общины удваивается за 15–20 лет.
Ультраортодоксальные евреи в Нью-Йорке. 1983 год © Lehnartz / ullstein bild via Getty Images
Ультраортодоксы составляют приблизительно 10 % еврейского населения США и имеют мало общего с остальными американскими евреями, большинство из которых прибыли в Америку в начале ХХ века из Российской империи. Ядро ультраортодоксальной общины в США сформировалось только после Второй мировой войны: это так называемые survivals, то есть «выжившие». Еще в годы я неоднократно видел в Бруклине пожилых людей с освенцимским номером, наколотым на руке. Многие из них, так называемые «венгерские евреи», происходят из тех регионов исторической Венгрии, которые теперь входят в состав Словакии, Украины (Закарпатье) и Румынии. Там в начале ХХ века была чуть ли не самая высокая плотность еврейского населения в Европе. Многие евреи жили не в городах, а в селах, были очень религиозны и придерживались традиций. В марте 1944 года немецкие войска заняли Венгрию и приступили к «окончательному решению еврейского вопроса» в этой стране. К счастью, война скоро закончилась, и около трети евреев выжило. Потом к «венгерскому» ядру присоединились осколки ортодоксальных групп из Польши и Галиции. Так сложилось современное ультраортодоксальное население Нью-Йорка.
Хасиды
Большая часть ультраортодоксов — хасиды. Хасидизм — религиозное движение внутри иудаизма, возникшее в Восточной Европе в середине XVIII века и быстро ставшее очень влиятельным. Подробно рассказывать о хасидизме я не буду, отмечу только одну важную черту: приверженность хасидов своему духовному лидеру, который называется цадик или ребе. Престолы цадиков во многих хасидских группах передаются по наследству. Но время от времени появляются новые цадики, собирающие вокруг себя последователей. Таким образом, большинство хасидов принадлежат к тому или иному хасидскому направлению, обозначенному названием одного из городов Восточной Европы, где находилась резиденция их цадиков. Есть и «беспартийные» хасиды, то есть люди, приверженные хасидскому стилю жизни, а не конкретному направлению.
Сатмарские хасиды
Одна из наиболее крупных (около 200 тысяч человек) и влиятельных групп в мире современных ультраортодоксальных общин.
Сатмар — венгерское название города, который расположен на северо-западе современной Румынии, около границы с Украиной и Венгрией. этот город называется Сату-Маре. Именно там в 1930-х годах основал свою ветвь хасидского движения раввин Йоэл Тейтельбойм. Во время войны ему удалось спастись из сатмарского гетто, добраться до США и собрать вокруг себя остатки своей общины. Его харизма и организационный талант привели к нему выживших хасидов из других групп, многие из которых потеряли своих ребе во время войны. Сейчас среди сатмарских хасидов не более половины имеют венгерские корни.
Сатмарские хасиды протестуют против празднования пятидесятилетия создания Государства Израиль. Нью-Йорк, 1998 год © Andrew Lichtenstein / Corbis via Getty Images
Последователи Тейтельбойма строго следят за традиционностью своей одежды, не допуская никаких послаблений. Например, женщины обязаны в любую погоду носить плотные непрозрачные чулки или колготки. Сатмарские хасиды противятся проникновению в их жизнь элементов светской культуры: телевидение — под строжайшим запретом, интернет — только для работы, в доме не должно быть ни одной книги или газеты, напечатанной нееврейскими буквами, и т. п. Впрочем, в этом они мало чем отличаются от прочих ультраортодоксальных групп.
Ученики в сатмарском хедере. Бруклин, 1994 год © Andrew Lichtenstein / Corbis via Getty Images
Сатмарские хасиды составляют большинство в Вильямсбурге — одном из «еврейских» районов Бруклина; кроме того, в горах недалеко от Нью-Йорка есть городок Кирьяс-Йоэл (буквально «поселение Йоэла»), названный так в честь основателя движения и населенный сатмарскими хасидами.
Две главные ошибки сериала
Брак Эсти и Янки
В ортодоксальной среде при заключении брака огромную роль играет ихес, то есть родовитость, происхождение. Понятие ихеса обязательно включает в себя репутацию семьи. У Эсти с этим все плохо. Отец — алкоголик, мать сбежала из дома в Европу и ведет там нерелигиозный образ жизни. При таком раскладе Эсти должен был достаться в мужья обратившийся к религии и не имеющий корней в сатмарской общине русский еврей, прозелит То есть новообращенный. (такие тоже бывают) или вдовец с пятью детьми. А достался молодой симпатичный Янки, то есть Янкев (Яков) Шапиро из вполне приличной семьи. Конечно, можно предположить, что бабушка и дедушка у Эсти очень богаты и дали за ней огромное приданое. Но квартира дедушки выглядит достаточно скромно.
История мамы Эсти
Что в сериале правда, а что нет
Об Эсти
Эсти тайно берет уроки фортепиано. Правда ли, что женщинам в сатмарских общинах запрещено заниматься музыкой?
Скорее неправда. Девочки в хасидских семьях, если позволяет достаток, часто берут уроки фортепиано. Мальчикам в этом смысле сложнее: они с утра до вечера учатся в религиозных школах.
Правда ли, что женщинам запрещено петь?
Правда, но только в присутствии мужчин. А мужчинам нельзя слушать женское пение. В своей компании женщины охотно поют.
Правда ли, что любое современное образование для ультраортодоксов исключено, поэтому Эсти нигде не училась?
Неправда. Особенно для девушек. Юноши учатся в иешивах (религиозных учебных заведениях), а девушки, окончив школу, часто поступают в двухгодичный колледж, чтобы приобрести полезную специальность. Юноши, окончив иешиву, тоже могут пойти на профессиональные курсы и т. п.
Правда ли, что побег Эстер из общины — это из ряда вон выходящее?
Скорее нет. Достаточно много молодых людей покидают ультраортодоксальные общины. Конечно, их меньшинство. Большинство идет по стопам своих родителей. Но все-таки речь идет не о единицах, а о сотнях, а может быть, и тысячах человек. Таким молодым людям, часто не знакомым с нерелигиозным миром, стараются помочь. Для этого есть специальные фонды, которые занимаются их адаптацией, дают возможность получить светское образование и т. д. Вовсе не обязательно бежать тайком при поддержке учительницы музыки.
О языках
Правда ли, что жители ортодоксальных кварталов говорят на идише?
Правда. Хасидский американский идиш в фильме воссоздан — и лексически, и фонетически — очень старательно. Этот идиш очень далек от литературного, который преподают в университетах и который отражен в словарях и учебниках. В его основе лежит диалект, происходящий из Закарпатья и Трансильвании. Кроме того, современный американский хасидский идиш включает множество английских слов и выражений.
А английский они знают? Ведь герои сериала свободно переходят на английский.
Знают. И женщины часто лучше, чем мужчины. Девочки учатся отдельно от мальчиков. В женских школах гораздо меньше религиозных предметов, соответственно, в программе гораздо больше английского. Женщинам предстоит работать, а тут без английского никак. Обратите внимание: в сериале еврейки среднего и младшего поколения в разговорах между собой то и дело переходят на английский. И мужчины, и женщины знают английский. Но мужчины и между собой, и в общении с женщинами чаще всего говорят на идише, а женщины в разговорах между собой и с детьми чаще используют английский. Женщины вообще гораздо лучше приспособлены к общению с внешним миром.
На каком языке поет Эсти на экзамене в Берлинской консерватории?
О свадьбе и семейной жизни
Почему во время свадьбы Эсти и Янки вдвоем отправляются в закрытую комнату и зачем им приносят туда суп?
Почему Эсти на свадьбе танцует с разными мужчинами, держась за веревочку?
Это называется мицве-танц («танец во исполнение заповеди»). Черная веревка — это гартл, плетеный кушак, которым мужчина подпоясывает свой сюртук во время молитвы. Мужчина не имеет права держать женщину за руку, если это не его жена, и тем более танцевать с чужой женой. Но во время свадебного пира невеста, держась за конец гартла, символически танцует со всеми уважаемыми мужчинами, приглашенными на свадьбу, прежде всего с родней жениха.
Чего важного и красивого на свадьбе не показали?
Танец ешиботников — однокашников жениха по иешиве. Очень жаль, это могло бы стать самым ярким эпизодом сериала. Бохеры (парни) в определенный момент свадьбы исполняют специальный танец, увеселяя жениха и гостей. Это танец в кругу, часто с солистами, с прыжками, с акробатическими номерами — этакий замечательный черно-белый мужской балет.
Янки угрожает Эсти разводом из-за того, что она не может забеременеть. Может ли быть такое?
В иудаизме существует развод, и бездетность вполне может быть поводом для него, но только не через год после свадьбы. Право требовать развод дается и мужчине, и женщине, но через десять лет бездетного брака.
Эсти и Янки. Кадр из сериала «Неортодоксальная». 2020 год © Netflix
Эсти объясняет немецкому врачу, что в ее общине стараются родить как можно больше детей, чтобы восполнить шесть миллионов, погибших в Холокост. Правда ли, что Холокост — причина многодетности хасидских семей?
Конечно, неправда. Что касается многодетности, тут Холокост ни при чем. Любая консервативная религиозная группа не практикует контроль рождаемости. До войны еврейские религиозные семьи тоже были многодетными.
Ультраортодоксы вообще не любят говорить о Холокосте. С одной стороны, для большинства ультраортодоксов, в отличие от многих американских евреев, чьи предки оказались в США до войны, Холокост — это личная трагедия. С другой стороны, эта катастрофа, в которой среди прочих погибли миллион детей и огромное количество религиозных людей, истинных праведников, слишком многих отвратила от веры в Бога, о котором сказано: «Не дремлет и не спит страж Израиля» (Псалмы, 121:4). Так что лучше не поднимать эту тему лишний раз.
Создателям сериала такое странное объяснение многодетности (которая сама по себе в объяснении не нуждается), видимо, понадобилось, чтобы поговорить о непонятном с помощью понятного: Холокост — то немногое, что знает о евреях абсолютное большинство нееврейской аудитории.
Еще три вопроса о героях и сюжете
Что это за женщина, которая ставит диагноз Эсти, померив ей давление, и лечит глупыми советами? Так принято в ультраортодоксальных общинах?
Нет. Ультраортодоксы серьезно относятся к своему здоровью, пользуются всеми достижениями современной медицины. В случае вагинизма (причина неудачного брака в сериале) женщина обратилась бы к специалисту: гинекологу, психологу, психотерапевту. Иудаизм прямо требует заботиться о здоровье, обращаться к квалифицированному врачу вне зависимости от его вероисповедания и тщательно выполнять его рекомендации. Тем более что сами ультраортодоксы в университетах не учатся — значит, и врачей среди них нет.
Почему Эсти покидает свой дом в Шаббат и почти без вещей?
Эсти решает бежать в субботу, когда нельзя пользоваться транспортом, и тем самым пытается получить фору перед преследователями. Она выходит из дому с узелком, но соседки ей говорят, что порвался эрув — приходится оставить узелок дома.
Эрув в Иерусалиме Wikimedia Commons
Здесь необходимо объяснить, что такое эрув. В субботу соблюдающий еврей может перемещать предметы только внутри своего домовладения. Это создает большие неудобства: например, идешь в синагогу, а с собой нельзя взять ни молитвенник, ни сумку. Для того чтобы справиться с этой проблемой, в городе или районе, в котором евреи составляют большинство, домовладельцы заключают соглашение. В соответствии с ним все их домовладения и пространство между ними на сутки становятся общим владением. Такое соглашение, а также символическую ограду, ограничивающую общее владение (обычно это проволока), и называют эрув. Непогода может порвать проволоку — тогда ничего выносить из дома нельзя.
Как в сериале уживаются ультраортодоксы и левая повестка?
Критика Израиля всегда немного отдает антисемитизмом. Но, сделав главными героями сериала сатмарских евреев, создатели «Неортодоксальной» полностью сняли с себя возможные обвинения в антисемитизме. Сатмарские хасиды — «этнографические» евреи, более «еврейских» евреев просто невозможно себе представить. При этом они плохо относятся к Государству Израиль и поэтому выглядят естественными союзниками левого антисионизма. Единственный настоящий антисемит в сериале — это не выходцы из мусульманских стран, не профессор-араб, а израильтянка.
Самый важный вопрос
Правда ли, что хасиды живут так же, как жили их предки в XIX веке?
Так думают те, кто смотрит на хасидский мир со стороны. Так с особой гордостью думают сами члены хасидских общин. И, конечно, это совершенно неверно.
Около 200 лет тому назад почти все были религиозны и жили в соответствии с вековыми традициями. В XIX веке началась постепенная модернизация. Те, кто ее не принял, стали фундаменталистами. Это была их реакция на модернизацию. Это справедливо для любого религиозного фундаментализма.
Ультраортодоксия появилась у евреев позже национального (сионистского) и классового (социалистического) движения и, самое главное, после того, как значительная часть евреев Европы стала ассимилироваться и терять интерес к религии. Она возникла как реакция на все эти процессы. Именно тогда появились идеи, что сохранение традиционной одежды Современный ашкеназский костюм, один из вариантов которого носят современные ультраортодоксы, сформировался в Восточной Европе в XVII–XVIII веках. Ничего специфически еврейского в нем первоначально не было. (притом что ни в Писании, ни в Талмуде нет никаких предписаний, касающихся покроя одежды), отказ от современного светского образования и вообще отдаление от мира так же важно, как соблюдение религиозных заповедей.
Хасиды в Бруклине. 1990 год © Serge Attal / Sygma via Getty Images
Парадоксальным образом, несмотря на все эти ограничения, хасиды живут в современном мире и прекрасно в него вписаны. (Так же как в него вписаны другие фундаменталисты. В современных больших городах Европы и Америки множество мусульманских женщин полностью одеты в черное.) Хасиды с удовольствием пользуются многими благами цивилизации: автомобилями, телефонами, самолетами, современной медициной. Они отлично взаимодействуют с американским политическим истеблишментом. Они успешны в экономике: начиная от торговли, управления недвижимостью и игры на бирже и заканчивая программированием.
Более того, именно численный рост и экономический успех позволяют этому сообществу становиться все более консервативным. Большинство мужчин посвящают значительную часть своего времени религиозным штудиям, в то время как их предки в Европе вынуждены были работать не покладая рук. Когда первое поколение ультраортодоксов прибыло в США, им пришлось бороться за место под солнцем. У них просто не было ресурсов на атласную капоту (длинный сюртук) и штраймл (массивная меховая шапка). По мере того как численность общины росла, а ее материальное положение становилось лучше, лидеры стали думать о том, как оградить подрастающее поколение от агрессивных соблазнов большого мира. и начал формироваться современный ультраортодоксальный мир как сложная система запретов и поощрений. Главная задача — создать набор альтернатив внешнему миру: от детских книг до гламурной прессы и хасидской эстрады на идише, от курортов и дачных поселков для своих до собственной внутриквартальной скорой помощи и пожарной охраны. Все это, конечно, не имеет ничего общего с восточноевропейским местечком, которое давно превратилось в предмет ностальгической романтизации.
Ультраортодоксальные евреи в штраймлах. Нью-Йорк, 1998 год © David Turnley / Corbis / VCG via Getty Images
Разберем только одну, но зато яркую деталь — штраймл. Это огромная меховая шапка, которую женатые мужчины носят по субботам и праздникам. В сериале видно, что на свадьбе у большинства мужчин на голове именно это странное сооружение. Штраймл — вещь очень недешевая, это целая конструкция из куньих или собольих хвостов. При этом в современном мире принято, чтобы штраймл был у каждого женатого мужчины, и дарят его молодому человеку на свадьбу. Между тем еще сто лет назад штраймл представлял собой суконный или бархатный колпак со скромной меховой оторочкой, и позволить его себе могли только самые богатые и влиятельные — буквально три-четыре человека на каждую общину. Современный штраймл — продукт моды! Своя хасидская мода есть и на мужскую одежду, и тем более на женскую. Она имеет мало общего с трендами внешнего мира, но развивается по тем же законам.
Ультраортодоксальные евреи — это не живая окаменелость, а очень своеобразная часть современного мира. Сериал «Неортодоксальная», показывая хасидов в Вильямсбурге, пытается уйти от экзотизирующей колониальной оптики, но удается это ему далеко не всегда.
На что живут хасиды в америке
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Хасидский рай в Америке.
Люди говорят, что именно хасиды правят миром (в смысле финансовыми элитами). Хватает послушать только Ходоса.
***************
Оригинал взят у samsebeskazal в Один из самых бедных городов Америки
Начнем с сухих фактов: 59% населения этого города официально живет за чертой бедности. 93% жителей получают государственную страховку медикейд, которая положена людям с низкими доходами (для сравнения, в депрессивном Ньюбурге только 33 процента жителей получают такую страховку). 57% жителей этого города получают фудстемпы (безналичные деньги, которые можно потратить только на еду). 99,2% населения города белые, но всего около 8% жителей города разговаривают дома на английском языке. Около половины жителей говорят по-английски плохо или не говорят вовсе. При этом в городе нет трущоб, нет заброшенных зданий, нет бездомных и прочих проблем присущих бедным местам. И фактически нет преступности. Так что же это за место-то такое?
В 1977 году на этой территории проживало всего 14 хасидов. Сейчас в Кирьяс-Джоэль проживает около 23 000 человек и число его жителей продолжает неуклонно увеличиваться. Согласно данным 2011 года Кирьяс-Джоэль был беднейшим городом в США среди населенных пунктов, где проживает свыше 10 000 человек. Более свежих данных на этот счет я не наше, но уверен что если даже город и опустился в рейтинге самых бедных городов Америки, то не сильно. При этом община сатмарских хасидов является самой влиятельной и самой богатой хасидской общиной в мире. По данным Вашингтон-пост под она контролирует различные компании и недвижимость, стоимость которых составляет более 1 миллиарда долларов.
3. Внешне город совершенно не похож на место, где живут бедняки: ровные ряды аккуратных жилых домов с припаркованными рядом далеко не самыми дешевыми автомобилями. По улицам ходят новенькие экологически чистые автобусы, а большим административным зданиям позавидует любой районный центр.
4. Есть проблема с мусором (его много на улицах), но она есть в любом хасидском районе. Хасиды на него не обращают никакого внимания. На фото дорожка ведущая к озеру, где в шаббат романтично прогуливаются молодые парочки. Дорожка пролегает среди деревьев и куч мусора.
Средний доход домохозяйства в Кирьяс-Джоэль составляет 24 430 долларов. Это в два раза ниже, чем в среднем по стране ($53 657) и на 12 000 ниже, чем в округе. Причин тому несколько. Во-первых размер хасидских семей: в среднем это 6 человек (двое родителей + 4 детей). Далеко не редкость семьи, в которых по 8-10 детей. Большое количество детей делает Кирьяс-Джоэль самым молодым городом в Америке. Средний возраст его жителей составляет всего 12 лет. Вторая причина это специфика социального устройства хасидских семей, в которых жена практически всю жизнь занимается домом и детьми, а деньги зарабатывает только муж. При таком количестве иждивенцев на плечах одного работающего супруга не мудрено попасть в категорию бедных. В-третьих специфика самих хасидов, которые не гнушаются обманывать государство ради получения социальных благ. Основных схем мошенничества несколько:
— Заключают религиозный брак, но не регистрируют свои отношения на уровне государства. В результате женщина становится многодетной матерью одиночкой с кучей полагающихся бенефитов.
— Не платят налог на недвижимость аргументируя это тем, что у них дома синагога (церкви и другие сооружения культа от налога освобождены). Для этого они молится каждый раз в новом доме, обходя по кругу всю общину. В результате бюджет округа недополучает деньги, которые расходуются на финансирование школ, ремонт дорог, эксплуатацию систем водоснабжения и канализации, на пожарных и полицию, но главное, на социальные выплаты, которые хасиды активно получают.
— Не показывают своих реальных доходов, а значит не платят налогов в полном объеме. Большинство работает в хасидских компаниях, где практикуются зарплаты в конвертах и другие схемы сокрытия доходов (регистрация автомобиля на компанию и т.д.). Поэтому по документам они могут быть нищетой и голодранью, но при этом жить совершенно нормальной жизнью.
— Мошенничают со страховками, кредитами и социальными пособиями, оформляя выплаты на несуществующих или даже умерших людей.
5. В городе два автобусных маршрута, которые обслуживают новенькие автобусы. Финансируются они из бюджета общины.
6. Остановка автобуса.
7. А это автобус, который ходит в еврейские районы Нью-Йорка. Маршрут имеет лицензию штата и субсидируется государством. В нутри, как и во внутрегородском, сегрегация. Женщины едут отдельно от мужчин.
Очень важной частью жизни хасидов является благопристойность. Она выражается в строгом дресс-коде, когда все ходят только в предписанной законами одежде и прикрывающей почти все тело. Мужчины круглый год ходят в белых рубашках, черных брюках, пальто и шляпах. Однообразие мужского костюма немного разбавляется с субботу, когда они надевают большие меховые шапки. Женщины обязательно носят парик или платок, который прикрывает их короткие волосы, и не могут надеть что-либо обтягивающее, яркое или провокационное. В гардеробе только спокойные тона, длинные юбки и толстые бабушкины колготки со стрелками. Такая одежда призвана избавить от ненужных мыслей и влечений. Яркие краски можно встретить только у детей. Про хасидов у меня было пару постов, так что повторяться не буду. Сходите по ссылкам если интересно:
9. Фото из поста про Уильямсбург.
11. Мерседес на фото явно залетный. Скорее всего принадлежит приезжему рабочему, которые строят, ремонтируют и обслуживают дома. Никогда не видел хасидов на немецком автомобиле. В основном они ездят на японских минивэнах. За это в Нью-Йорке Хонду Одиссей кличут Хондой Моисей.
12. Улица одного из беднейших городов Америки. Кирьяс-Джоэль один из немногих американских городов, где нет телевидения. Хасиды не смотрят телевизор, не ходят в кино и не читают нерелигиозных книг. Интернетом они тоже не пользуются. По сотовому телефону (одобренной раввином модели) можно только звонить. Даже смску отправлять нельзя.
14. Доставка кошерной еды.
У хасидов очень строгая гендерная сегрегация. Женщин и мужчин разделяют с самого детства. Это касается общественного транспорта, учебных заведений, синагог и даже улиц.
15. Табличка, запрещающая женщинам входить на территорию школы для мальчиков. Так они переживают на этот счет, что даже на русском написали (крупнее).
16. Зоны не просто разнесены, а имеют цветовую идентификацию: голубая для мальчиков, а красная для девочек. Фото с сайта bholworld.com
17. На въезде в город вас встречает табличка сообщающая местные правила. Это еще одно творенье Комитета по благопристойности. Текст на ней поставит в тупик любого неподготовленного человека. Особенно приехавшего из Нью-Йорка, где главное правило это отсутствие правил. На территории города вы можете носить только длинную юбку или штаны. Никаких вырезов в районе воротника не допускается. Рукава должны закрывать локти. Изъясняться надо исключительно прилично и обязательно соблюдать гендерную сегрегацию во всех общественных местах. В конце вас благодарят за выказанное к их ценностям уважение и предлагают наслаждаться визитом.
Наслаждаться визитом у вас скорее всего не получится. Особенное, если вы заехали туда в субботу. Тогда на вас все будут смотреть, как на главного врага еврейского народа, который оскверняет своим присутствием местные улицы. Могут даже чем-нибудь кинуть в вашу сторону. Мне, к несчастью, повезло впервые там оказаться именно в этот день. Никто ничего не кинул, но атмосферой «доброты и дружелюбия» и проникся полностью.
Поездка по пустым улицам в шаббат. Легкий джаз в качестве саундтрека.
А это обычный рабочий день. Много минивэнов, машин такси и школьных автобусов. На 7:03 подъезжаю к зданию местной администрации.
18. Автомобили Общественной безопасности Кирьяс-Джоэль. Интересно, что по законам города местным женщинам запрещено водить автомобили.
Еще из интересных фактов: община сатмарских хасидов крайне негативно относится к государству Израиль, так как их лидер считал, что создание еврейского государства до момента прихода Мессии является серьезным нарушением Торы. Поэтому они являются ярыми союзниками Палестины.
19. Школьные автобусы развозят хасидских детей по домам после школы. Детей много, поэтому автобусы идут караванами.
20. Выходы из города устроены так, что случайно выйти нельзя. Забор идет до самой проезжей части а на нем висят предупреждающие таблички. Полагаю, что дело в штуке называемой «эйрув».
В следующий раз я вам расскажу, как хасиды захватывают земли и власть и почему их очень не любят местные жители.
Я занимаюсь индивидуальными экскурсиями по Нью-Йорку и специализируюсь на всяких нетуристических местах и маршрутах. Пишите на samsebeskazal@gmail.com если вдруг собираетесь в Нью-Йорк и вам интересно посмотреть на него с разных сторон, а не только с той, которая описана во всех путеводителях. Я не покажу вам Таймс-сквер, Уолл-стрит и Статую Свободы, зато покажу массу другого не менее интересного, район бруклинских хасидов, например.