на каком автомобиле ездил ленин
Автомобиль Ленина В.И.Верной дорогой идем товарищи!
Как это ни парадоксально, но знакомство «отца революции» с «буржуазным автопромом» произошло в результате ДТП. В ту пору революционеры не были столь обеспечены, как оказалось впоследствии, поэтому по Цюриху Владимир Ильич ездил на велосипеде. Некий швейцарец (имя его нам установить не удалось) на своем Rolls-Royce сбил Ленина. Будущий вождь мирового пролетариата подал на состоятельного буржуа в суд и выиграл дело.
Первым ленинским автомобилем стал роскошный французский Turcat-Mery 28 1915 года выпуска.
Это был очень дорогой автомобиль ручной работы с 50-сильным четырехцилиндровым мотором и закрытым заказным кузовом. Как попал в Россию этот шедевр малоизвестной французской фирмы из Марселя – неизвестно, но в царском гараже его точно не было. Справедливости ради надо отметить, что самой первой «машиной», на которой все-таки Ленин не ездил, но которая навсегда связана с его именем, стал броневик Austin.
По легенде, в день возвращения из иммиграции Ленин произнес свои «Апрельские тезисы» у Финляндского вокзала именно с башни этой бронемашины за неимением более подходящей трибуны.
Однако вернемся к шедевру французского автомобилестроения. В декабре 1917 года автомобиль Turcat-Mery 28 угнали прямо со двора Смольного. Сначала были подозрения, что это дело рук эсеров. Розыском угнанного автомобиля занимались лучшие кадры ЧК (Чрезвычайной Комиссии). Автомобиль нашли на финской границе в гараже пожарной части. Как выяснилось позже, похитили его вовсе не эсеры, а контрабандисты.
Спустя совсем немного, 1 января 1918 года, когда водитель Ленина Тарас Гороховик на автомобиле Delaunay Belleville 45 вез вождя с выступления в Михайловском манеже, на «отца революции» было совершено покушение. Ленин не пострадал, но кузов лимузина был настолько изрешечен, что гнутая задняя часть не поддавалась ремонту. Машину списали, и она затерялась на свалках Петрограда. После этого покушения Ленину пришлось пересесть на другой царский Delaunay Belleville.
Кстати, французский завод Delaunay Belleville, находившийся в пригороде Парижа Сен-Дени, получил известность как производитель первоклассных корабельных паровых машин и котлов. Выпуск автомобилей на заводе был освоен в 1904 году. Все модели раннего периода выделялись круглым радиатором и скругленными боковинами капота. С 1908 года на моделях Delaunay Belleville широко применялись шестицилиндровые двигатели, имевшие хорошую уравновешенность. Из-за значительной длины шестицилиндровых моторов радиаторы на этих автомобилях были вынесены далеко вперед, за линию центров передних колес. Плавность работы и хорошая уравновешенность шестицилиндровых моделей обеспечили им неплохой сбыт, несмотря на дороговизну. В период с 1908 по 1916 год на заводе было изготовлено и продано 3800 автомобилей с такими двигателями.
В Россию поступали автомобили этой марки. На них, как, впрочем, и на других дорогих моделях тех лет, получила распространение подвеска колес на пяти рессорах. Шасси модели «45» весило около 1400 кг, машина с открытым кузовом «дубль-фаэтон» – около 2100 кг, а с закрытым кузовом «лимузин» – около 2300 кг. Наибольшая скорость составляла 110 км/ч.
Забавно, но и эту машину у Ленина угоняли. Причем также обычные бандиты, высадив из автомобиля ехавшего в нем Ленина. Произошло это в январе 1919 года. К сожалению, до наших дней не дошла ни одна из Delaunay Belleville 45, а в 1950 году прекратил свое существование и сам завод.
Только после этого авантюрного ограбления Ленин стал пользоваться открытым Rolls-Royce Silver Ghost 1914 года выпуска мощностью 55 л. с., предназначенным для горных гонок.
До революции этот автомобиль принадлежал одному из братьев Рябушинских (между прочим, родному дяде писателя А. И. Солженицына). Некоторые историки считают, что именно на этой машине ехал Ленин в день покушения Фанни Каплан. По мнению же других, в тот день Ильича везли на Renault.
В 1920 году Ленин попросил полпреда Советского Союза в Великобритании Леонида Красина начать переговоры о закупках в Манчестере Rolls-Royce для «молодой республики». В начале 20-х годов XX века этот автомобиль стоил порядка 3 тысяч фунтов стерлингов (за эти деньги можно было купить в Москве хороший особняк). Первая партия поступила в Советскую Россию уже через год.
Одним из последних автомобилей Николая II стал вездеход Kegresse. Адольф Кегресс был механиком в царском гараже. Специально для царя, любившего кататься по заснеженным полям, он сконструировал вездеход, в котором вместо задних колес были использованы гусеницы, а вместо передних – лыжи. Автосани придворного механика прекрасно зарекомендовали себя на снежной целине – гусеницы на задних колесах и лыжи на передних обеспечивали полную проходимость.
Пребывая на отдыхе в Горках, Ленин вспомнил об этом уникальном автомобиле и решил «заиметь» в своем гараже такой же. Просьба Ильича была выполнена, и в начале 1921 года он получил созданные на Путиловском заводе автосани, механической частью которых стал зеленый Rolls-Royce Silver Ghost Continental. Уникальность автомобиля заключается в том, что это – единственные автосани, построенные на базе Rolls-Royce. В зимнее время, когда Ленин жил в Горках, эти автосани становились единственным способом связи с окружающим миром. Кстати, о смерти «вождя мирового пролетариата» сообщил его водитель Степан Гиль, добравшийся до Москвы на автосанях.
Всего лишь три автомобиля из числа машин, упоминаемых в биографии Ленина, сохранилось до наших дней – это броневик Austin и два Rolls-Royce. Броневик экспонируется в Ленинградском филиале Центрального музея В. И. Ленина. Легковой Rolls-Royce представлен в экспозиции Центрального музея В. И. Ленина в Москве, а полугусеничный можно увидеть в филиале Центрального музея В. И. Ленина в Ленинских Горках Московской области.
Автопарк Ильича: на чем ездил Владимир Ленин
С советских времен повелось считать, что Владимир Ленин не тратил народных денег на свой автопарк, а использовал старые машины, «отжатые» большевиками у Николая ІІ и Временного правительства. Мы разобрались, так ли это, и на чем больше всего любил ездить вождь мирового пролетариата.
Вместо предисловия расскажу одну историю. Судя по всему, у Владимира Ильича с автомобилями с самого начала как-то не задалось. Его первое тесное знакомство с машинами связано с ДТП. Так, будучи в своей первой эмиграции в Швейцарии, скромный Ленин-велосипедист был сбит неким зажиточным европейцем на Rolls-Royce. Обошлось без серьезных травм, но осадочек наверняка остался.
Несчастливые «французы»
Прошло время, и после известных событий статус Владимира Ильича значительно вырос – он сам стал пассажиром авто. Одним из первых транспортных средств, в которое сел Ильич после революции, была двухлетняя французская Turcat-Mery 1915 года выпуска с кузовом «ландо-лимузин», которая приобреталась для старшей дочери Николая Второго, Великой Княжны Татьяны. После нее с февраля по октябрь 1917-го на машине передвигался министр-председатель Временного правительства Александр Керенский.
Официально впервые эту машину Ленину подали 27 октября в 10 часов утра. Но вскоре сказалась та напряженность в отношениях вождя с автотранспортом: с 4,7-литровым (50 л. с.) роскошным лимузином сразу не повезло – машина была угнана в декабре того же года непосредственно с территории Смольного. За потерю транспортного средства Ильич отстранил своего водителя от дел и пообещал возвратить его на службу только по возвращении машины. Стоит отметить, что он свое слово сдержал. Сыщики вскоре вычислили, что угонщиками были контрабандисты, промышлявшие нелегальной торговлей с Финляндией. Уже тогда существовала индустрия угона машин на разборку. Как правило, похищенные авто переправлялись в Финляндию, а оттуда уже в виде запчастей расходились по всей Европе.
Вторым автомобилем, обслуживавшим Ленина, также стал «француз», лимузин Delaunay-Belleville 45, которым ранее пользовался последний император Российской Империи. Но и с ним Ильича постигла неудача. 1 января 1918 года во время покушения на вождя добротный деревянный кузов был почти полностью уничтожен нападавшими – восстановить лимузин не смогли, и его списали. После был Renault 40CV все из того же Первого гаража распавшейся страны, который – злой рок! – угнали так же нагло, как и Turcat-Mery.
Истории вещей. Как был разбит и восстановлен любимый автомобиль Ленина
Сегодня в рубрике «Истории вещей» — автомобиль модели «Серебряный призрак» из коллекции Государственного исторического музея (ГИМ), изготовленный в Англии в 1922 году. Он был передан ГИМу вместе с экспонатами Центрального музея В.И. Ленина, ликвидированного в 1993 году.
Автомобилю из личного автопарка Владимира Ленина почти 100 лет, однако он находится в хорошем состоянии. Сложно представить, что полвека назад машину восстановили буквально из руин талантливые специалисты и рабочие автомобильного завода имени И.А. Лихачева (ЗИЛ). О странных виражах и сложных маршрутах единственного автомобиля в коллекции ГИМа рассказывает научный сотрудник музея Ольга Гранкина.
Колеса народных комиссаров
Автобаза советского правительства была сформирована на основе гаража Временного правительства, которое еще в феврале 1917 года реквизировало автомобили Собственного Его Императорского Величества гаража. У последнего российского царя Николая Романова к началу 1917 года в гараже находилось около четырех десятков автомобилей известных мировых производителей.
В первые годы советской власти новых автомобилей для членов правительства не приобретали. Это стало возможным лишь после перехода от военного коммунизма к НЭПу в 1922 году. До того времени имеющиеся в гараже Совета народных комиссаров машины эксплуатировались очень активно. Скоро английские авто начали разъезжать на шинах петроградского завода «Красный треугольник». Сохранились докладные записки начальника автобазы о том, что из 40 машин гаража на ходу чуть больше половины. Оставшиеся находились в состоянии перманентного ремонта, который заключался в том, что детали переставляли из одного автомобиля на другой.
Для обеспечения безопасности Ленина в начале 1921 года из гаража СНК был выделен Гараж особого назначения (ГОН). В него вошли несколько автомобилей, предназначавшихся для обслуживания только Владимира Ильича и его семьи. Это были автомобили разных лет выпуска, но все они стремительно устаревали. В 1922 году приняли решение о приобретении нескольких автомобилей представительского класса. Руководители гаража Совнаркома посоветовали закупить автомобили английской марки «Роллс-Ройс», с которыми уже были хорошо знакомы.
Номер 236
Автомобиль модели «Серебряный призрак», который сегодня хранится в Государственном историческом музее, был заказан 11 июля 1922 года. В Советский Союз впервые эта информация попала от итальянского журналиста Джузеппе Дикорато в начале 1980-х. Он сообщил своим российским коллегам, что автомобиль заказал секретарь торгового представителя РСФСР в Великобритании. В конце 1922 года автомобиль занял место в Гараже особого назначения, получив городской номер 236.
К этому времени Ленин уже большую часть года проводил в Горках, куда переехал по рекомендации врачей. Его личный гараж разделился. Главная база по-прежнему находилась в Кремле, а в Горках сформировался малый ГОН. Здесь постоянно находилось три машины — две летние и зимняя. Ленин очень любил автомобильные прогулки. По воспоминаниям Надежды Крупской, они отвлекали и успокаивали его. Также на автомобилях привозили врачей, многочисленных посетителей, почту и лекарства.
После смерти Ленина в январе 1924 года автомобили малого ГОНа оставались в Горках, но позже, вероятно, вернулись в гараж Совнаркома. Сотрудникам музея неизвестно, в каком режиме и кем эксплуатировались в конце 1920-х ленинские автомобили, в частности, номер 236. Известно лишь, что в 1930 году он был передан обкому профсоюзов работников рыбной промышленности Крымской АССР.
В 1936 году, когда было подписано распоряжение о создании в Москве Центрального музея В.И. Ленина, начались поиски ленинского автомобиля, который должен был занять почетное место в экспозиции. В 1939 году его нашли, но внешний вид машины мало соответствовал требованиям к музейному экспонату. Двумя годами ранее автомобиль попал в аварию. Работники керченской автобазы восстановили его и продолжали эксплуатировать. Испорченную машину отправили в Горки.
Реставрация
Решение о реставрации приняли лишь в 1957 году. Важный заказ поручили коллективу ЗИЛа. Профессионалам было достаточно беглого взгляда, чтобы понять, что предстоит огромная работа. Требовалось ликвидировать трещины и вмятины, восстановить пострадавшие во время аварии деревянные части кузова и наружный тент, заново воссоздать полностью утраченную кожаную обивку салона и резные деревянные детали интерьера.
Ориентировочная смета на проведение реставрации составила 33 812 рублей, а во время работ увеличилась более чем в два раза, превысив 75 тысяч рублей. Пришедшую в негодность систему электрического оборудования полностью заменили, сохранив аутентичную схему. Все детали проверялись на работоспособность. При замене использовался материал оригинала — если гайка должна быть бронзовой, ее делали из бронзы.
Много подробностей, связанных с реставрацией, рассказал один из ее участников, Борис Курбатов. Сотрудники музея познакомились с ним в 2008 году во время работы над выставкой «Личный автомобиль В.И. Ленина». Курбатов рассказал, что аналогичный автомобиль чуть более раннего года выпуска нашелся среди реквизита «Мосфильма». Автомобиль можно увидеть во многих советских кинолентах, например в «Неуловимых мстителях». В 1959 году его предоставили в полное распоряжение зиловцев, чтобы они без спешки смогли ознакомиться с внутренним устройством.
На заключительном этапе к реставрации подключились работники химической промышленности СССР. Им предстояло обеспечить автомобиль такими же шинами, на которых он ездил в 1920-е. Однако выяснилось, что Ленинградский завод, когда-то снабжавший шинами гараж Совнаркома, прекратил их производство в 1933 году. Архив был утрачен в блокаду. Пришлось заново восстанавливать технологическую цепочку в Московском научно-исследовательском институте шинной промышленности. Выполнил заказ Ярославский завод химического машиностроения.
Торжественный перегон и последние тайны
Наконец настал день, когда сияющий новой краской, отполированный до блеска ленинский автомобиль подъехал к проходной завода имени И.А. Лихачева. Проводить его собрались десятки работников ЗИЛа, фотокорреспонденты и киногруппа. За рулем был Борис Курбатов. Вырулив с проходной, автомобиль проехал по Серпуховской улице, по Большой Ордынке, Каменному мосту и прибыл на Красную площадь. Здесь, у здания Центрального музея В.И. Ленина, его торжественно передали сотрудникам музея. На следующий день башенный кран поднял автомобиль на высоту второго этажа и через оконный проем установил на основной экспозиции.
И тут началось самое интересное. Информация о реставрации на ЗИЛе, опубликованная в центральной газете, спровоцировала поток писем в музей. Благодаря им наконец раскрылись две последние тайны автомобиля — как он оказался в Керчи и что за авария произошла с ним в 1937 году.
Выяснилось, что в Крым ленинский автомобиль попал благодаря сотруднику автобазы Совнаркома, чей родственник трудился в профсоюзе рыбников в Керчи. А авария произошла по глупости. Работники автобазы просто решили прокатиться с ветерком после какого-то праздника и на полном ходу врезались в стадо коров. Машина несколько раз перевернулась. К счастью, никто не пострадал. Сегодня понятно, почему детали аварии долго не озвучивались. Всплыви правда о происшествии с ленинским автомобилем тогда, не поздоровилось бы не только участникам поездки, но и руководству автобазы. В 1959 году, когда вышли сроки давности и был взят курс на развенчание культа личности, стало известно, как все было на самом деле. Можно сказать, что работники ЗИЛа не только полностью восстановили ленинский автомобиль, но и, выражаясь музейным языком, получили важные факты из истории его бытования.
За прошедшие полвека ленинский автомобиль сменил прописку, став экспонатом Государственного исторического музея. В годы ремонта и реконструкции музея автомобиль поместили на хранение в Измайлове, а в 2004 году вернули в главное здание на Красной площади.
Автомобиль Ильича подрезала. корова
Царская инновация: смазка коленчатого вала
Самый первый автомобиль у первого лица появился в 1906-м, когда из союзной России Франции для путешествий Николая II прибыл трипль-фаэтон «Делоне-Бельвиль», способный развивать скорость 70 км/ч.
Авто не только смотрится изящно, по тем временам, как подчеркивают авторы, модель была, что называется, прорывной: «Главным отличительным признаком стали напоминавший кожух паровозного котла цилиндрический капот и круглый радиатор. За автомобили требовали приличные суммы, но они полностью оправдывались надежностью и совершенством конструкции. Например, именно «Делоне-Бельвиль» первой в мире получила смазку коленчатого вала под давлением от отдельного насоса в отличие от общего в те времена метода разбрызгивания масла» (с. 26).
Переделанный в автобус
Второй SMT 1909 г. оказался самым дорогим из императорских автомобилей, однако впечатляющий лимузин с электроосвещением и системой отопления салона ездил мало: «Однако роскошь и размах имели и оборотную сторону. Автомобиль получился слишком громоздким и тяжелым. Его снаряженная масса достигала четырех тонн, что сразу ограничивало применение лимузина лишь на твердых дорогах, в пределах Петербурга и загородных резиденций».
Большевики же мучиться с автороскошью не стали: «После отречения императора лимузин оказался в распоряжении Временного правительства, а позже перешел в списочный состав автобазы Совета Народных Комиссаров. Весной 1918 года автомобиль вслед за Совнаркомом отправили в Москву, но вскоре его активная эксплуатация прекратилась из-за проблем с запчастями и непомерного расхода топлива. Тем не менее этот «Делоне-Бельвиль» SMT числился в резерве кремлевского гаража вплоть до 1928 года, когда его окончательно списали в утиль» (c. 40).
«Мерседесам» веры нет
Тогда же, что и первые «Делоне-Бельвили», по предложению князя Орлова закупили сразу пять «Мерседесов» конструкции знаменитого Вильгельма Майбаха. А в роковом 1914м знаменитой и поныне марке не поздоровилось: «С началом Первой мировой войны дубль-фаэтон 38/70 исчез из списков Императорского гаража. Скорее всего, на волне антигерманского подъема в августе 1914 года от него спешно избавились» (с. 54).
Весьма необычная судьба ожидала автомобиль Ильича 1922 г. выпуска модели 40/50HP торпедо: «Ленинский «Роллс-Ройс» списали из гаража СНК в начале 1930-х годов, передав на периферию. Сменив несколько мест работы, в декабре 1935 года он оказался в Керчи, на автобазе обкома профсоюзов рыбной промышленности Крымской АССР. К тому времени уже никто не помнил об историческом значении этого экземпляра. Автомобиль пребывал в ужасном состоянии, шоферы на нем долго не задерживались, а в 1937 году один из них врезался в корову. Смета ремонта машины превосходила ее балансовую стоимость, и профсоюз постановил сдать «Роллс-Ройс» в утиль. Неожиданно этому решению воспротивился один из водителей автобазы, тов. Аристархов. Он вновь поставил машину на ход и отъездил на ней еще 15 тысяч километров, пока на нее не обратила внимание милиция. В связи с открытием в Москве Центрального музея В.И. Ленина по всей стране началось активное изыскание реликвий, так или иначе связанных с вождем, а к поиску автомобилей подключился НКВД. В 1939 году «Роллс-Ройс» был передан музею и до середины 1950-х годов хранился в запасниках в подмосковных Горках. Лишь накануне 40-й годовщины революции, в 1956 году, Идеологический отдел ЦК КПСС принял решение восстановить ленинский автомобиль. Специализированных мастерских по реставрации техники в стране не было, и задание поручили Заводу им. И.А. Лихачева, имевшему большой опыт создания и производства автомобилей высшего класса. Вновь по стране были развернуты поиски, но на сей раз запчастей и останков старых «Роллс-Ройсов». В том же 1956 году сама фирма «Роллс-Ройс» через посольство Великобритании в Москве передала музею полную спецификацию проданного в 1922 году автомобиля» (с. 94, 96). К октябрю 1959 г. священную для своей эпохи машину восстановили.
Ильич в теплушке товарняка
Ездил Ленин и на менее роскошных автомобилях, например, на сделанном в Марселе экзотическом авто «Тюрка-Мери» Автосани «Паккард», разгонявшемся всего до 45 км/ч, изобретение Адольфа Кегресса, использовался для поездок вождя большевиков на охоту в Подмосковье. На тех же автосанях в январе 1924 г. тело Ильича доставили из Горок к траурному поезду. Бывали с необычного вида санями и курьезные случаи: «Иногда техника не выдерживала, как это случилось в декабре 1920 года. На сильном морозе двигатель ленинского «Паккарда» стал «простреливать» и вскоре заглох. К счастью, неподалеку оказалась железнодорожная станция, и председателю Совнаркома вместе с водителем пришлось выбираться в Москву в теплушке товарняка» (с. 82). Вскоре под автосани приспособили закупленные в Великобритании в 1922 г. два «Роллс-Ройса».
В 1927 г. британцы, разорвав дипломатические отношения с СССР, запретили и поставки «Роллс-Ройсов». Но поставленные к тому времени машины ездили еще двадцать лет: «1 октября 1933 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло предложение товарищей И.В. Сталина и К.Е. Ворошилова о концентрации всех находящихся у правительства «Роллс-Ройсов» в Гараже особого назначения и прекращении дальнейшего импорта автомобилей из Англии. В Кремле к тому времени появились американские «Паккарды» и «Кадиллаки», но запас прочности и надежности у английских машин был, безусловно, выше. К началу 1937 года в ГОНе все еще работали девять «Роллс-Ройсов». Это был второй показатель среди марок после «Паккарда» (десять машин). Последний же «Роллс-Ройс» был списан из ГОНа только в 1947 году» (с. 104).
Рождение «Ауруса»
Столь же интересны и полезны широкому кругу читателей сведения об автопарке советских и постсоветских лидеров от Сталина до Ельцина. В подробном рассказе о первом отечественном бронированном лимузине ЗИС-115 находится место и для такой детали, что спецсигналом у сталинской машины служила центральная фара (с. 134). А вот у Леонида Ильича бронированного автомобиля так и не появилось: «ЗИЛ-114 даже не имел бронированной версии. После известного покушения на Л.И. Брежнева 22 января 1969 года ЗИЛу было поручено разработать защищенную версию. Но заказа на изготовление бронеавтомобиля так и не последовало, и этот проект остался на бумаге» (с. 210).
Завершается книга эксклюзивным повествованием о создании нового автомобиля для руководства страны, получившего название «Аурус» и впервые представленного общественности 7 мая 2018 г. во время инаугурации В.В. Путина.
Директор ФСО РФ Д.В. Кочнев в обращении к читателям отмечает: «Впервые в новейшей истории у нашей страны появился собственный автомобиль представительского класса. Разработка этой машины велась при активном участии ФСО России. Основой для реализации проекта послужили не только новые современные технологии и передовые конструкторские решения, но и уникальный опыт эксплуатации подобных автомобилей, накопленный за долгие годы в Гараже особого назначения. Сегодня «Аурус» в специальном исполнении является одним из самых защищенных и безопасных представительских автомобилей в мире. Не случайно модели нового бренда получили названия башен Московского Кремля» (с. 6).