на каком этапе иллюстрация играет роль раскрытия внутреннего смысла художественного текста
Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений
Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений
Книжная иллюстрация, ее значение в художественном воспитании детей.
Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Необходимость иллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений. Именно стремление к синтезу всех возможностей слова и изображения определяет характерную черту современной детской книги.
Влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги.
Для того чтобы правильно осуществлять педагогическую работу по ознакомлению детей с книжной графикой как произведением искусства, педагогу следует иметь некоторое представление о том, как иллюстрация влияет на понимание детьми художественного текста книги и об особенностях восприятия детьми разных возрастных групп книжной графики.
Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве (Р.И.Жуковская, В.А.Езикеева, Р.И.Чуднова и др.) Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.
Исследования, проведенные В.А.Езикеевой и Т.А.Репиной, подтверждают, что художественная иллюстрация оказывает большое влияние на понимание текста детьми на протяжении всего дошкольного возраста. Это влияние наиболее значительно проявляется в младшем дошкольном возрасте. В дальнейшем оно уменьшается и возрастает роль самого текста, что свидетельствует о существенных изменениях в соотношении сигнальных систем ребенка.
Роль иллюстрации в понимании текста на ранних ступенях развития ребенка является не только более весомой, но и качественно отличной от того, что наблюдается у детей более старшего возраста. Для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат маленькому ребенку указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить, рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.
В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребенка необходимые ассоциации и без помощи наглядной основы. Старшие дети начинают понимать фабулу сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания – внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения – представляет большие трудности для ребенка. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.
Художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов.
Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Все мы с детства помним Сутеева и его «Кто сказал мяу?», «Айболита», «Мешок яблок», «Елку», «Крошку енота» и другие книги Владимира Конашевича; и его изумительные иллюстрации к «Тараканищу», «Чудо-дереву» Корнея Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и другим произведениям.
Всегда вызовут и добрую улыбку и радостный смех детей иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; не оставят равнодушными яркие иллюстрации Ю. Васнецова к народным сказкам; заставят ребенка задуматься проникновенные зарисовки Е. Чарушина; рисунки В. Горяева содействуют восприятию стихов А. Барто; Ф. Лемкуль, иллюстрировавший произведения С. Михалкова, помогает детям уточнить их словесные образы.
Таким образом, книжная иллюстрация оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций
Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т.д. Кроме того, с возрастными особенностями детей связаны и особые соединения иллюстраций и текста в книге.
Важно подчеркнуть, что у ребенка каждый возраст имеет самодовлеющую ценность, представляя собой органическое целое, определяемое законами внутреннего развития. Иллюстрации и оформление книги не пассивно следуют за развитием ребенка, а продвигают, стимулируют его развитие, пробуждая в ребенке его творческие способности. Особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге анализируются в ряде работ психологов и педагогов. Исследователь И. Котова установила некоторые особенности узнавания детьми изображенного образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.
Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.
Важно обратить внимание и на композицию рисунка. Она должна быть проста и вытекать непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы кроха с первого взгляда «понимал» картинку, соотнося ее с только что прочитанным текстом.
Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах)
Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них. Основная задача на занятиях с дошкольниками, при чтении книг, состоит в том, чтобы научить их слушать и слышать, т.е. правильно воспринимать речь.
Опыт детских садов подсказывает, что на занятиях при знакомстве с новой книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя. Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот: иначе яркая картинка может увлечь ребят настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство ребят к данной книжке.
Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам. Приемы могут быть следующие:
1) узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это?»; «Покажи, где кто или что?»);
2) соотнесение фраз текста с картинками («Найди картинку к таким словам. «; «Какие слова подходят к этой картинке?»);
3) оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе эта картинка?»);
4) сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
В первой младшей группе воспитатель показывает двум-трем сидящим перед нею детям картинки к уже известной им потешке «Петушок, петушок, золотой гребешок!» (вспомним, что при первом чтении этой потешки дети рассматривали игрушку петушка, а в сельском детском саду видели и живого петуха) и обращается то к одному, то к другому ребенку с вопросами:
Ниночка, покажи, где петушок. Дотронься до него пальчиком. (Девочка показывает)
Вот у петушка гребень на голове, золотой гребешок! Теперь посмотрим и сравним картинки: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет. Саша, покажи картинку, где петушок поет. (Мальчик находит)
Этот прием называния указанных воспитателем на картинках персонажей и вещей часто облегчается тем, что педагог сам показывает картинки-иллюстрации непосредственно в процессе чтения.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывается любовь к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умения отвечать на вопросы, бережное отношения к книгам.
В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины. Рассматривая картинки дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали.
Во второй младшей группе следует расчленять зрительное и слуховое восприятие. Если «герой» не знаком детям, то педагог с детьми внимательно рассматривает картинку, а уж затем слушают рассказ об увиденном. Воспитатель сначала читает весь рассказ целиком (если дети раньше видели «героя» рассказа и им не нужно было до чтения объяснять и показывать его). Затем, при повторном чтении, показывает детям картинки, изображающие «героев» рассказа в соответствующих ситуациях. Затем он раздает детям книжки, чтобы они сами могли еще раз рассмотреть рисунки. После того как картинки рассмотрены, рассказ читается еще раз без обращения к иллюстрациям.
Сказка К.И. Чуковского «Мойдодыр», как известно, впервые читается детям четвертого года жизни. Тогда же они рассматривают и иллюстрации одного художника. Работа идет в обычном порядке:
1) воспитатель читает текст без показа картинок, чтобы фиксировать внимание детей на словах, рисующих художественные образы,
2) читает текст с одновременным показом картинок, иллюстрирующих слова писателя,
3) дети самостоятельно рассматривают картинки,
4) воспитатель читает текст еще раз без показа иллюстраций.
Занимаясь с детьми 3-4 лет, важно привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.
В среднем возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. У ребенка пяти лет возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя
Работа в старшей группе направлена на развитие эстетического вкуса: детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства.
В старшей и подготовительной группах дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы («Понравилась или не понравилась картинка?», «Почему?»), могут предлагать свое решение темы (на занятиях рисованием). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению.
Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом. Так, например, при анализе образа героя («Дядя Степа», С. Михалкова) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.
Используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными:
— знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о его творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;
— просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом).
В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающейся наглядностью, уже вполне сформирован.
Произведений
Роль иллюстраций в понимании детьми литературных (С.196)
Иллюстрация – это рисунок, относившийся к определённой части текста, поясняющий какой-то момент и одновременно украшающий книгу.
Иллюстрации доставляют радость ребёнку, активизируют его чувства, мысли, расширяют кругозор, способствуют усвоению родного языка, помогают углубить восприятие и понимание художественных произведений.
И.П. Павлов рассматривает понимание как образование временны́х связей и использование прежних ассоциаций. Более глубокое понимание заключается в увеличении и усложнении ассоциаций, в образовании цепей и комплексов временны́х связей. При этом временны́е связи становятся всё более дифференцированными и устойчивыми. В процессе усвоения книги различную роль играют первая и вторая сигнальные системы. Понимание рисунка требует в первую очередь оживления чувственно–наглядных образов. Таким образом, большую роль играют связи первой сигнальной системы в их взаимодействии с сигналами второй сигнальной системы [144].
Влияние иллюстрации на понимание текста, как доказали исследователи (Е.А.Флёрина,Р.И. Жуковская, Е.А.Езикеева, Т.А. Репина, Н.А. Курочкина и др.), проявляется в увеличении общего количества воспроизводимых детьми отрывков при пересказе, улучшении понимания основных смысловых моментов, возрастании связанности содержания высказываний. Иллюстрации помогают детям излагать прослушиваемый текст более выразительно, образно, способствуют возникновению у них эмоционального отношения к героям.
Влияние иллюстраций на понимание текста в разные периоды дошкольного детства различно и сильнее всего у младших дошкольников. Иллюстрации, более точно и последовательно передающие основные моменты содержания текста, позволяют ребёнку шаг за шагом проследить события, о которых ему рассказывают, что увеличивает эффективность воспроизведения содержания. Если же они недостаточно точно соответствуют содержанию и дошкольник лишён возможности проследить на наглядном материале основные действия и взаимоотношения героев, эффективность воспроизведения оказывается низкой (С.197).
Т.А.Репина выделяет два этапа в формировании пониманиядошкольниками литературного произведения. И на том, и на другом этапах роль иллюстрации чрезвычайно велика, но и характер этой роли при переходе от одного этапа к другому принципиально меняется.
К первому (раннему) этапу понимания литературного произведения относятся те случаи, когда литературный текст хотя и играет уже для ребёнка существенную роль, однако служит ещё лишь указанием на обстоятельства, понимание которых может быть достигнуто лишь путём непосредственного ознакомления с их наглядным изображением. На этом этапе рисунок представляет для ребёнка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.
В дальнейшем дети уже могут понимать внешнюю последовательность событий, фабулу литературного произведения без опоры на наглядное изображение. Но такое понимание становится возможным том случае, если в тексте даётся развёрнутое драматизированное описание конкретных действий и взаимоотношений героев произведения. В этих условиях возникают ранние формы так называемого «внутреннего содействия героям произведения»и «мысленное прослеживание» словесно описанных событий, на которые указывали А.В. Запорожец, О.О. Хоменко и О.М.Концевая. Это второй этап понимания литературного произведения. На этом этапе основное значение иллюстрации заключается не столько в передаче внешнего хода событий, сколько в раскрытии внутреннего смысла художественного текста [99].
Для полного и глубокого понимания детьми содержания книги важно, чтобы они осмысливали не только текст, но и рисунки к нему.
По мнению А.Ф. Яковличевой, для понимания детьми содержания иллюстраций необходимо:
1) помочь им выделить главное в сложном сюжетном рисунке. Опорой понимания основного в иллюстрации является выделение детьми главных персонажей в их существенных связях. Для вычленения детьми существенного в рисунке в соответствии с основной мыслью текста им следует задавать вопросы: «Что я читала об этой картинке?», «Что автор книги написал об…(например, рабочих; что они делают, для чего)?» В этом случае рассматривание иллюстрации будет представлять собой мыслительный процесс. Вопросы воспитателя требуют от детей глубокого анализа, сравнения и обобщения основного содержания текста и иллюстраций к нему. Это приводит к формированию у дошкольников новых образов, представлений, понятий, т.е. новых знаний;
2) обеспечить раскрытие детьми взаимосвязей между частями иллюстрации (предметами, вещами, действиями людей и т.д.). Например, к пониманию взаимосвязи частей рисунка А.Пахомова к книге С. Михалкова «Важные дела» детям можно задать вопросы: «Кто нарисован?», «Что делают девочка и мама?», «Почему они вместе вытирают посуду?» Эти вопросы позволяют детям выделить взаимосвязи людей через их действия, что делает понятной всю изображённую ситуацию, т.е. основное содержание иллюстрации;
3) установить связи между иллюстрациями. Все рисунки в пределах каждой главы и во всей книге обычно логически и последовательно связаны между собой соответственно тексту. Каждая иллюстрация отражает узловой момент содержания главы и в то же время она связана с решением центральной задачи всей книги. Все рисунки в целом составляют логический ряд образов, о которых идёт речь в тексте. Например, каждая иллюстрация книги С. Баруздина «Кто построил этот дом?» показывает участие в коллективном труде разных специалистов (архитектора, каменщика, кровельщика, плотника, штукатура, маляра) в постройке дома[144].
Слушая текст и рассматривая иллюстрации, дошкольники воспринимают отражённый в них реальный мир с помощью слуха и зрения, и он представляется перед ними разносторонне, со всеми возможными деталями. Иллюстрации конкретизируют, уточняют образы, выраженные словом, и помогают полнее воспринимать идейное содержание произведения. Таким образом, в книге взаимодействуют два вида искусства, объединённые единой творческой задачей: художественное слово (текст), выражающее идейное содержание в целом, и иллюстрации, изображающие отдельные его стороны.
Чтобы правильно осуществлять педагогическую работу по ознакомлению с книжной иллюстрацией, педагогу следует иметь представление об особенностях её восприятия дошкольниками, выявленных в исследованиях Е.А. Флёриной[134], В.А. Езикеевой[41], Н.А. Курочкиной[63] и др.
Дети радуются яркому, красочному изображению, им свойственно действенное игровое отношение к картинке: они гладят изображённый предмет, делают вид, что кладут нарисованные ягодки в рот, пытаются сорвать цветок, стремятся подражать позам, движениям персонажей. Однако дошкольники с трудом выделяют главное в изображении и чаще перечисляют детали. Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: они хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.
Для детей трёх-четырёх лет основным признаком узнавания изображённого образа является форма, пяти лет – цвет, шести лет – и цвет и форма. Ребята легко узнают у изображённого героя выражения радости, страха, удовольствия, показывая на его рот, глаза, поднятые руки движения. Доступно им и понимание характера образа («лиса хитрая» – прищуренные глаза, вытянутая мордочка, «медведь злой» – глаза злые, бежит с палкой). Гротеск, деформация, обобщённость формы, силуэтность, декоративность воспринимаются детьми положительно.
Однако для дошкольников характерен односторонний интерес к иллюстрациям в книгах: рисунки являются для них только средством припоминания текста, и лишь немногие дети при специальном вопросе взрослого обращают внимание на выразительные средства. из всех, использованных художником средств выразительности большинство детей отмечают в основном действия персонажа (бежит, сидит, стоит и т.п.). Жест, поза, мимика чаще всего остаются незамеченными.
Знание особенностей восприятия детьми иллюстраций позволили исследователям сформулировать следующие принципы их отбора для детей:
– высокохудожественность, реалистичность;
– доступность (по содержанию и средствам художественной выразительности);
– органическая связь с текстом;
– учёт особенностей восприятия, жизненного опыта и интересов детей;
– соответствие иллюстраций жанру и стилю литературного произведения;
– разнообразие по оформлению и манере изображения.
Иллюстрации помогают воспитателю полнее раскрыть читаемый текст, но они могут и помешать восприятию, если их показать не вовремя.
На занятиях при знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочитать детям текст, а затем рассмотреть вместе с ними иллюстрации. Важно, чтобы иллюстрация следовала за словом, а не наоборот; иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут представлять себе мысленно только её, и зрительный (С. 200) образ не сольются со словом, потому что дети «не услышат» слов, не заинтересуются высказанным в них[82]. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес.
В тех случаях, когда в книжке речь идёт о вещах, не известных детям, или встречаются непонятные слова, целесообразно до чтения при их объяснении показать соответствующую иллюстрацию. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом (В.Маяковский «Что ни страница – то слон, то львица», А. Барто «Игрушки», С. Маршак «Детки в клетке» и др.), то сначала лучше рассмотреть иллюстрации, а потом прочитать текст. Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации следует рассматривать после чтения каждой главы.
Если рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно, так как пришлось бы подходить к каждому ребёнку. Лучше после занятия оставить книгу детям, чтобы они сами их рассмотрели.
Для того чтобы развивать у детей целенаправленное, эмоциональное восприятие, исследователи (Р.И. Жуковская, В.А. Езикеева и др.) предлагают применять методы (приёмы), активизирующие этот процесс.
Для детей младшего дошкольного возраста важно узнавать в рисунке изображённые предметы. Поэтому слово воспитателя направляется на то, чтобы помочь ребёнку уловить сходство со знакомым предметом и назвать его (что это? как называется? покажи, где кто (что). После того как предмет назван, ставится ряд
вопросов, относящихся к характеристике данного предмета (какого цвета, формы, величины? что делает или что собирается делать тот, кто изображён? как одет? как украшена одежда? где происходит действие, когда?). Активность восприятия усилят следующие приёмы:
– детям предлагается поставить себя на место действующего лица в иллюстрации Становясь героем интересного для него события, дошкольник с увлечением начинает рассказывать «про самого себя»;
– игровой приём, развивающий наблюдательность и речь (например, соревнование
«Кто больше увидит на иллюстрации»).
– детям предлагается передать движения изображённых фигур.
Детям среднего дошкольного возраста можно предложить угадать, к какому произведению нарисована иллюстрация.
Внимание детей следует обращать на характеристику персонажей, на их позы, жесты, выражение лица, постановку фигур («Как можно узнать, что он сидит, бежит?», «Как ты догадался, что у него хорошее (плохое) настроение»). В зависимости от цели занятия дошкольникам могут быть заданы вопросы, помогающие узнавать изображённые предметы, их качества, характерные признаки и устанавливать связь между двумя или всеми частями иллюстрации.
Чтобы привлечь внимание детей к иллюстрации, иногда бывает недостаточно вопроса, нужна подсказка, пояснение, которые по возможности должны быть образными, выразительными, чтобы создать у ребят определённое настроение.
Педагог должен подсказать или помочь ребёнку вспомнить слово, которого ему не хватает для того, чтобы передать то, что он видит
В этом возрасте внимание детей уже направляется на средства выразительности. Например, рассматривая иллюстрации В.Лебедева к сказке Л.Н.Толстого «Три медведя», можно обратить внимание на «сказочность» медвежьей комнаты, на необычность кроватей, стульев, чашек…
Целесообразно показывать детям иллюстрации двух художников к одному и тому же произведению. Они ещё не смогут вычленить характерную манеру каждого, понять творческий почерк, однако почувствуют разницу, что послужит базой для развития умения сравнивать, делать заключения.
В старшем дошкольном возрасте дети уже способны оценивать иллюстрации, отвечать на вопросы: «Понравилась или не понравилась иллюстрация? Почему?» Их оценка становится более обоснованной.
При показе цветных иллюстраций следует подводить детей к восприятию цвета как средства передачи определённого настроения. Также нужно предоставлять больше возможности смотреть иллюстрации, выполненные разными художниками. С этой целью можно организовать игру «Угадай, кто нарисовал иллюстрации к этой сказке».
Детям этого возраста можно предложить рассмотреть репродукции живописных картин в параллели с книжными иллюстрациями (как изображён пейзаж? как передано душевное состояние героя?). в этот возрастной период детей знакомят с творчеством художников-иллюстраторов.
3.6.5. Ознакомление дошкольников с поэтическими произведениями (С.201 – 208. – Стародубова)
С поэтическими произведениями дети знакомятся рано, они оказывают на ребят огромное воздействие: обостряют чувства, способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывают богатство интонаций и звукового состава слова; развивают чувство ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогают увидеть и выразить в словах впечатления от многоцветного окружающего мира; учат любить яркое, меткое слово.
Как показали исследования Р.И. Жуковской[46], В.Н.Андросовой [5], А.И. Полозовой [94] и других, дети по-разному относятся к ним.
(С.202) Одни дошкольники довольно длительное время, не отвлекаясь, могут слушать чтение поэтических произведений. Они легко воспринимают содержание и форму, с полной ясностью определяют, о чём говорится в произведении, поэтому охотно вступают в разговор по поводу прочитанного, высказывают свои суждения о средствах выразительности, определяют характер поэтического произведения. Эти дети знают наизусть стихотворения и охотно читают их в группе, на праздниках. дома, проявляют интерес к тому. кто и как пишет стихи. Другие дошкольники при положительном в целом отношении к поэзии не дифференцируют понятие содержания и формы, проявляют интерес лишь к некоторым, наиболее понравившимся им стихам. Они не могут выделить в стихотворениях главное и второстепенное, им всё нравится. Представления таких детей схематичны. Они без особого желания вступают в беседу о прочитанном, легко запоминают стихи, но и очень быстро их забывают, поэтому самостоятельно прочесть всё стихотворение затрудняются. Некоторые ребята запоминают стихи, но не воспроизводят их в силу робости, застенчивости.
И наконец, есть дети, которые не понимают содержания поэтических произведений, тем более их подтекста, не воспринимают их специфических особенностей. Такие дошкольники слушают стихотворения с частыми и длительными отвлечениями, поэтому они не знают наизусть ни одного из них.
Для правильного восприятия поэтических произведений необходимо, чтобы дети понимали то, что им читают. Понимание обусловлено наличием у слушающих определённых знаний, определённого опыта. По мнению И.П.Павлова, пользование знаний, приобретёнными связями – есть понимание. Поэтому педагог должен считаться с опытом детей, их возрастом и развитием.
При заучивании стихотворений важно добиваться, чтобы все дети их хорошо запоминали. Психологи различают два основных вида запоминания: непроизвольное, происходящее без волевых усилий со стороны человека, и произвольное, являющееся результатом сознательно намерения запомнить. Произвольному запоминанию дошкольников необходимо учить. Для этого нужно, чтобы дети умели ставить перед собой цель – запомнить текст, и чтобы эта цель была понятна и конкретна. Произвольное запоминание – это внутренняя, интеллектуальная работа, необходимая детям в трёх отношениях: она помогает более быстрому обогащению речи, способствует интенсивному развитию эстетических чувств (чувства поэзии чувства прекрасного в языке), укрепляет память[82].
У каждого ребёнка можно развить интерес к поэзии. На запоминание и воспроизведение стихотворений, как показала Р.И. Жуковская, оказывают влияние следующие факторы: (С.203).
– интерес к содержанию стихотворения, совершенству его формы. Дети легко запоминают поэтические произведения, если в них есть близкие им образы, если сам ребёнок может перевоплощаться в образ произведения, если есть смежные рифмы, правильный ритм, звучность;
– близость стихотворения детским интересам, индивидуальным вкусам. Дошкольники лучше запоминают стихотворения, в которых даны образы детей, в которых описывается, что дети умеют делать, чего они хотят, что у них есть. Ребёнок, слушая стихотворение, в котором есть образ активного, жизнерадостного, инициативного героя, Ставит себя на его место. Уже дети младшего дошкольного возраста неодинаково относятся к одному и тому же содержанию. Одни из них предпочитают фольклорные жанры с напевными песенными мелодиями, другие проявляют интерес к стихотворениям с динамичным, маршевым ритмом;
– интерес к художественному изобразительному творчеству.
Дети, любящие рисовать, лепить, часто начинают интересоваться стихами, которые дают стимул к этому виду деятельности;
– возможность выявить свои творческие способности (принять участие в праздниках, в игре). Радость от реализации своих творческих возможностей, «участие в исполнительской деятельности» (Е.А. Флёрина) повышают интерес к искусству и создают условия для лучшего запоминания;
– характер оценочных суждений педагога. Необходимо поощрять даже небольшие достижения ребёнка. Воспитатель должен убедить каждого дошкольника в том, что тот может запомнить, припомнить то, что он предлагает;
– выразительность чтения стихотворений взрослыми. Выразительное чтение особенно важно при первичном знакомстве с произведением, так как ребёнок определяет, нравится или не нравится ему произведение. По мнению К.С. Станиславского, первые впечатления – это «семена» будущего творчества. Потеря этого важного момента может оказаться безвозвратной, так как второе и последующие чтения будут лишены элементов неожиданности. Исправить плохое впечатление труднее, чем изначально создать хорошее;
– систематичность обучения. Если знакомство с поэтическими произведениями носит случайный характер или дети разучивают стихотворения только во время подготовки к праздникам, то у ребят не развивается потребность слушать и наслаждаться языком поэтических произведений, его звучностью, музыкальностью;
– овладение детьми способами, приёмами запоминания. Важно неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать последовательную логическую связь между отдельными частями [46].
Учёт особенностей восприятия, запоминания и воспроизведения детьми поэтических произведений даёт возможность педагогу Эффективно проводить занятия.
Осуществляя подготовку к занятиям, воспитатель проводит отбор поэтических произведений; прочитывает их, чтобы вдуматься в смысл произведений,выделить авторские интонации, сделать их слышимыми для детей, точнее передать поэтичность образов. Для этого педагог должен расставить логические, смысловые ударения, наметить паузы, определить ритм и темп чтения.