на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

Предназначение гипотезы в исследовании

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования людмила казарина
Предназначение гипотезы в исследовании

Виды гипотез:

1)По иерархической значимости: • Генеральные • Вспомогательные

2)По широте использования: • Универсальные • Частные

3)По степени обоснованности: • Первичные • Вторичные.

Требования к гипотезам:

1. Целенаправленность – обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему.

2. Релевантность – опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы, как в науке, так и на практике.

3. Прогностичность – обеспечивающая прогнозирование результатов исследования.

4. Проверяемость – позволяет принципиальную возможность проверки гипотезы, эмпирическим путем, на основе наблюдения или эксперимента. Это должно обеспечить или опровержение гипотезы или подтверждение.

5. Непротиворечивость – достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы.

6. Совместимость – обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научно-теоретическими и практическими знаниями.

7. Потенциальность – включает возможности использования гипотезы по количеству и качеству сделанных выводов и следствий.

8. Простота – основывающаяся на системности и большом числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а так же на достаточно большом числе объясняемых ею фактов.

Формирование и развитие гипотезы включает в себя:

1) Подготовительный этап

2) Формирующий этап

3) Экспериментальный этап

После разработки гипотезы формируется концепция исследования – это система основополагающих взглядов, идей и принципов исследования, т. е. общий его замысел (идея).

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования.

Следует отметить, что цель исследования некоторые ученые рекомендуют расположить после проблемы исследования, т. е. перед объектом и предметом, а некоторые – после объекта и предмета. Здесь выбор за научным руководителем.

Формулировку цели рекомендуется обычно начинать глаголом совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, определить и т. п. Например, если тема исследования – «Контроль уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения»,то цель можно сформулировать следующим образом: «Выявить и теоретически обосновать особенности контроля уровня достижений учащихся как компонента развивающего обучения».

После определения объекта, предмета и цели исследования выдвигается его гипотеза. Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляютсяследующие два основных требования:

гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

— она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Гипотеза обязательно выдвигается в исследованиях, предполагающих педагогический эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы. В исследованиях по истории педагогики гипотеза, как правило, не предусматривается.

Приведем пример формулирования гипотезы по теме: «Контроль как компонент развивающей системы будет обеспечивать развитие школьников,если:

— стимулирует и способствует единству в достижении образовательных, воспитывающих и развивающих целей обучения;

— в единстве учитывает процесс и результат деятельности;

определяет динамику продвижения учащихся;

— способствует саморазвитию учащихся.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, т. е. задачи вытекают не только из цели, но и гипотезы. Задачи исследования – это те исследовательские действия, ко-торые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Как правило, различают три группы задач,которые связаны с:

1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;

2) обоснованием способов решения проблемы;

3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.

Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т. е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. В процессе разработки системы задач необходимо определить, какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие – модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании.

К примеру, в качестве задач исследованиямогут быть сформулированы следующие:

1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выделить понятийно-категориальный аппарат исследования и систематизировать даваемые учеными определения этих понятий;

2) выявить основные подходы, точки зрения ученых к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности в изучаемой литературе поставленной проблемы);

3) изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения (изучить опыт работы учителей в решении проблемы).

Ис. предполагает проведение эксперимента,то к перечисленным задачам добавить:

1) разработать организационно-педагогическую систему (или дидактическую модель, или методику) формирования. ;

2) экспериментально проверить ее эффективность.

Формулировку задач исследования рекомендуется начинать глаголами совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, экспериментально проверить и т. д.

Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения.

Одна из задач может быть связана с характеристикой предмета исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения.Приведем несколько примеров возможного формулирования первой задачи:

— провести анализ теоретических подходов по проблеме …;

— проанализировать психологическую литературу по проблеме …;

— раскрыть и конкретизировать сущность понятия «….».

Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения.Например:

Третья задача имеет прикладной и рекомендательный характер.Например:

— разработать рекомендации по формированию …;

В исследовании следует различать цель и результат. Как отмечалось, цель – это то, что предполагают получить при проведении исследования. А результат – это то, что реально получили. На вопрос о том, как мы это получили, отвечает методика. Методика исследования объясняет, на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях был достигнут данный результат.

Гипотеза исследования

1. Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования. Необходимость строгого соблюдения данного требования обусловлена тем, что наука о спорте является комплексной дисциплиной. Поэтому часты попытки при исследовании одних предметов выдвигать гипотезы на языке наук, имеющих в качестве предмета исследования совсем другое. Например, педагоги, изучая работоспособность спортсменов и пути ее повышения, часто пытаются найти ответ на поставленный вопрос в биомеханических механизмах этого явления. Однако гипотеза о том, что работоспособность спортсмена, допустим велосипедиста, зависит от определенного сочетания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, выглядит по крайне мере некорректной, так как о педагогическом явлении рассуждают на языке биологии. Тем более, что сами биохимики еще не знают достоверного ответа на этот вопрос.

2. Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, хотя бы не противоречить им. Научная идея, если она истина, не появляется на пустом месте. Недаром один из афоризмов, приписываемых И. Ньютону,звучит так: «Он увидел далеко только потому, что стоял на могучих плечах своих предшественников». Этим подчеркивается преемственность поколений в научной деятельности. Это требование легко выполнимо, если после четкой постановки проблемы исследователь серьезно проработает литературу по интересующему его вопросу. Вообще следует заметить, что чтение впрок мало эффективно. Только когда проблема завладела всеми помыслами исследователя, можно ожидать пользу от работы с литературой, да и гипотеза не будет оторвана от уже накопленных знаний. Чаще всего это происходит при переносе закономерностей, обнаруженных в одном виде или группе видов спорта, на все остальное. Делается это гипотетическим допущением по принципу аналогии.

3. Гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями. Так, например, в теории и методике физического воспитания считается, что физическая подготовка спортсменов включает в себя несколько разделов, определяемых задачами совершенствования основных физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. В связи с этим была выдвинута гипотеза о том, что уровень спортивных результатов в видах спорта с проявлением тех или иных физических качеств зависят от уровня их развитости у конкретного спортсмена. Так, результаты в циклических видах (длинные дистанции) определяют уровень выносливости спортсмена, в штанге показатель силы и т. п.

В конечном счете, гипотеза предшествует как решению проблемы в целом, так и каждой задаче в отдельности. Гипотеза в процессе исследования уточняется, дополняется или изменяется.

Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем, что они принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и соответствия определенным критериям научности.

В общем виде гипотезу можно рассматривать: как часть научной теории;

как научное предположение, требующее последующей экспериментальной проверки.

Источник

Гипотеза исследования: учимся формулировать по образцу

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

Гипотеза исследования – это составная часть введения в студенческой работе. Она располагается после цели с задачами и перед методами исследования. Несмотря на её скромный объём (не больше абзаца), разработка данного элемента очень важна, поскольку она является опорой всего исследования, его движущей силой. Курсовая или дипломная работа создаётся для того, чтобы в процессе исследования подтвердить или опровергнуть сформулированную гипотезу.

Гипотеза дипломного исследования – это его прогнозируемый результат, предположение, достоверность которого проверяется опытным путём в ходе работы. Ради её подтверждения или опровержения вы выбираете библиографические источники, выполняете теоретические и практические изыскания, оформляете свой труд. В заключении диплома или курсовой вы даёте оценку, соответствует ли выдвинутая гипотеза истине. Если так, то она станет теорией, которую вы доказали своей работой. Если нет – она отвергается, ведь опровержение – тоже ценный вывод.

Подготовка гипотезы

По большому счёту, принято выдвигать 2 гипотезы исследования, которые противоречат друг другу. В дальнейшем с первой вы согласитесь, а вторую отвергнете, как ошибочную.

Ещё на этапе поиска опорного материала гипотеза должна уже находиться у вас в голове, однако окончательно оформить её рекомендуется по завершении основной части, когда написаны теоретический и практический разделы. Ведь в процессе подготовки научной работы, например, при написании магистерской диссертации, вы тщательно изучите объект и предмет, продвинетесь к намеченной цели, внимательно проанализируете используемые источники и сможете лучше ориентироваться в выбранной сфере исследования. Даже если у вас совершенно нет каких-либо мыслей по поводу гипотезы, смело приступайте к написанию работы. Вы сами не заметите, как вожделенная гипотеза сама окажется у вас в сознании.

Важно помнить, что в процессе написания курсовой работы или дипломной работы гипотеза – это не каменное изваяние, не константа. При подготовке практического раздела вы будете выполнять различные эмпирические исследования, в ходе которых, возможно, изменятся намеченные гипотезы. Например, если вы начали писать дипломную работу с целью доказательства или опровержения идеи о том, что колбасные изделия определённой фирмы значительно превосходят по качеству всех своих конкурентов, то в результате анализа данных можете обнаружить некий секретный ингредиент, ради изучения которого гипотезу придётся перефразировать, смещая фокус исследования.

Получается, что гипотеза не создаётся из воздуха, а опирается на разнообразные догадки, которые давно высказывались, но при этом не были официально оформлены. Нужно лишь выбрать то или иное предположение, подвести под неё логическое обоснование и грамотно воплотить в слова. Так и рождаются гипотезы.

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

Формулировка гипотезы исследования

Следующие советы помогут вам грамотно и красиво очертить гипотезу.

Признаки правильной гипотезы

Приведённые ниже пункты помогут вам проверить, насколько корректно вы выбрали и сформулировали гипотезу.

Пример выделения гипотезы исследования в дипломной работе

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

Место гипотезы в структуре введения

Примеры гипотезы

Итак, как же правильно оформляется гипотеза в курсовой работе? Примеры из разных областей науки наведут вас на нужные мысли.

Направление курсовой работы: бизнес, предпринимательство.

Тема: Мотивация деятельности сотрудников организации.

Гипотеза: Можно предположить, что мотивация сотрудников тесно связана с их осознанием собственной успешности на рабочем месте, а также с ожиданием немедленного поощрения.

Направление: Производственный менеджмент.

Тема: Документооборот в организации.

Гипотеза. Следует ожидать, что при более глубоком внедрении новейших компьютерных технологий в фирме существенно поднимется уровень организованности её документооборота при доведении количества потерь важных документов до нуля.

Тема: Повышение любознательности детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: Можно ожидать, что уровень любознательности младших школьников повысится при должной мотивации со стороны педагогического состава и повышении заинтересованности самих преподавателей в учебном процессе.

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

Работа с гипотезой

От введения до заключения гипотеза будет неотступно направлять ход вашего научного труда. В первом разделе основной части доказывать или отвергать гипотезы вы будете на основе собранных фактов. Анализируйте их, сопровождайте собственным мнением. Второй раздел вбирает в себя результаты проведённых вами опытов и исследований, выполненные расчёты.

Всё взаимодействие с гипотезой делится на следующие этапы.

Не забудьте коснуться гипотезы в заключении, поделитесь мнением, насколько она соответствует действительности, может ли стать теорией и получить широкое распространение в общественном мнении. Возможно, вы выдвинете и докажете такую гипотезу, которая станет поворотным пунктом в развитии вашей области знаний.

Источник

Выдвижение, обоснование и проверка научных гипотез

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

Прежде чем приступить к своим изысканиям, ученый изучает накопленный материал и существующие в науке подходы к рассматриваемой им проблеме. Этот процесс приводит к появлению предварительного представления о возможных причинах и следствиях изучаемого явления.

Это называется гипотезой. Ее вероятностный характер предполагает конкретизацию и уточнение предварительного знания, его проверку. Без постановки гипотезы научное исследование невозможно. Ее формулирование, обоснование, подтверждение (или опровержение) приводят к появлению теории.

Методы выдвижения гипотезы

Любое исследовательское предположение строится на основе уже проверенных знаний. Они опираются на факты и дают толчок мысли, прокладывают путь к дальнейшим рассуждениям. Структура гипотетической идеи сложная, включает в себя целую систему умозаключений и суждений.

Чем выше уровень компетентности исследователя, тем больше новых мыслей возникает в его сознании по ходу изучения темы. Он видит недостаточно разработанные стороны и аспекты рассматриваемой проблемы. Выдвижение гипотезы становится закономерным следствием подобной мыслительной работы.

При этом используются как логические, так и нелогические эвристические способы. Наряду с известными рациональными методами научного познания – аналогией, индукцией, дедукцией – ученый применяет интуицию, догадку. Интуитивные методы способствуют формированию более полного представления об объекте, особенно с точки зрения его развития в будущем.

Каким требованиям должна соответствовать гипотеза?

При постановке гипотезы следует соблюдать необходимые требования. В первую очередь это ее соответствие уже установленным научным законам, принципам. Например, отрицание закона всемирного тяготения будет антинаучно. Другое важное условие – объяснение всех явлений, имеющих отношение к данному научному предположению.

Если хотя бы один факт не объясняется в рамках выдвинутой модели, значит, она несостоятельна либо недостоверен факт.

Следующее требование – соответствие формальной логике. Наконец, важно допускать возможность подтвердить или опровергнуть сформулированные вероятностные идеи.

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

Выдвижение и обоснование гипотезы

Выдвижение научной гипотезы позволяет обобщить отдельные данные, теоретически объяснить исследуемое явление. Основание, форма, предположение – основные элементы в ее структуре.

Научная работа, проведенная ученым на этом этапе исследования, определяет дальнейшие действия: выбор методов, систематизацию полученных результатов. В рамках выбранной концепции необходимо уточнить и конкретизировать гипотетическое положение, его эффективность, соответствие целям исследования.

Гипотеза в науке всегда требует проверки и подтверждения. Только тогда можно говорить о ее состоятельности как рабочего инструмента ученого. Это делается опытным и теоретическим путем.

В первом случае применяются экспериментальные способы познания, широко используются эмпирические методы: наблюдение, сбор фактического материала, опрос и т.д. Полученные результаты должны быть объективными, научно ценными, информативными. Собранные вместе, они создают систему, подтверждающую идеи исследователя.

Рациональные методы обоснования опираются на индукцию и дедукцию. При этом используется строго логическая аргументация. Тогда процесс подтверждения гипотетического положения позволяет показать его эвристическую силу, предсказательное значение. На теоретическом уровне важное место занимает обобщение. Благодаря общности своих свойств явления группируются и обозначаются одним понятием.

Предполагаемое положение считается обоснованным, если оно непротиворечиво, логично, проверяемо, способно меняться. Теоретик, излагающий его, должен быть уверен в своих выводах.

Когда новые гипотетические положения появляются в статье или монографии, результат, к которому стремится автор, – появление сторонников его концепции. Это показывает, что изложенные в публикации выводы показались им убедительными. Когда гипотетическая идея, изложенная в публикации, подтверждается многократно, она становится теорией.

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

Опровержение научной гипотезы

Обоснованное предположение исследователя может быть не только доказано, но и опровергнуто. Это происходит, как и в случае доказательства, в прямой и косвенной форме. В первом случае новые факты вступают в явное противоречие с выводами исследователя.

Решение об ошибочности гипотезы выносится благодаря логическим умозаключениям. Выводя из предполагаемой причины определенное следствие, потом проверив его на практике, можно обосновать истинность или ложность вероятностного положения.

В случае косвенного опровержения необходимо наличие нескольких предположений. Они рассматриваются, по очереди выявляют свою несостоятельность. В конечном итоге может остаться одна верная, которая считается доказанной. Таким образом, все остальные являются опровергнутыми.

Работа с гипотезами предполагает их обдумывание, выдвижение, обоснование и доказательство (или опровержение). Основанием для их постановки является необходимость проверки новых идей. Такое невозможно без анализа большого фактического материала.

Интуиция при этом играет определенную роль, исследовательское видение всегда имеет рациональное обоснование. Оно дает ученому возможность дать предварительный ответ на вопрос о еще не изученных фактах, связях между ними, о причинно-следственных зависимостях.

Все научные открытия были подготовлены длительным процессом поиска, на первых этапах которого присутствовало гипотетическое положение. Оно служило опорой и руководящей идеей мыслительной деятельности исследователя, приведшей в конечном счете к появлению новой концепции.

Источник

Построение и проверка гипотезы

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследованияГипотеза как сложный мыслительный процесс включает несколько основных этапов: выдвижение гипотезы; развитие гипотезы; проверка гипотезы.

Рассмотрим содержание и особенности каждого этапа более подробно.

Первый этап – выдвижение гипотезы. Этот этап связан в первую очередь со сбором фактов, относящихся к исследуемому явлению, и несовпадающих с уже имеющимся объяснением. На этом этапе создается эмпирическая база для выдвижения гипотезы.

На основании собранных фактов высказывается предположение том, что представляет собой исследуемое явление, то есть формулируется гипотеза. Факты, на основании которых выдвигается гипотеза, могут быть осмыслены логически в форме дедукции, индукции или аналогии. Например, по аналогии с Солнечной системой в свое время была предложена планетарная модель атома.

Предположение является ответом на поставленный вопрос о сущности, причине, связях наблюдаемого явления. В предположении заключается то знание, к которому приходят в результате обобщения фактов.

На этом этапе важно исходить из вероятности предположения, а не принимать его как достоверное. Непременным условием является объективность. Необходимо избегать предвзятости. Если обнаружены факты, противоречащие выдвигаемому предположению, то оно должно быть признано несостоятельным. Гипотеза не должна противоречить исходному эмпирическому материалу.

Второй этап – развитие гипотезы. Он связан с выведением из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий. Считая выдвинутое предположение истинным, из него дедуктивным путем выводят ряд следствий, которые должны существовать, если существует предполагаемая причина.

Если, например, причиной пожара является неосторожное обращение с огнем, то эта причина должна вести к определенным следствиям.

Сопоставление выведенных из предположения следствий с установленными фактами действительности (имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов и т.д.) дает возможность либо опровергнуть гипотезу, либо подтвердить ее истинность. Если следствие не совпадает с фактами, значит, оно ложно. Но из ложности следствия следует ложность основания (выдвинутого предположения). Рассуждение удобно строить по схемам условно-категорического умозаключения. Рассматривая проблему проверки следственной версии, мы обратимся к этим схемам.

Заключительным является третий этап – проверка гипотезы, которая ведет одному из следующих результатов: доказательству гипотезы, ее опровержению или изменению степени вероятности.

Доказательство гипотезы может быть фактическим и логическим. Фактическое доказательство – это непосредственное подтверждение или опровержение гипотезы, непосредственно обнаруженная причина, вызывающая определенные следствия.

Например, в 1846 году И.Г. Галле доказал гипотезу, выдвинутую У.Ж. Леверье, о местонахождении и траектории новой планеты, которая позже была названа Нептуном. Доказательство заключалось в том, что Г. Галле выявил ее в процессе визуального наблюдения там, куда указывал И.Ж. Леверье.

В следственной практике фактическим подтверждением гипотез являются найденное орудие преступления, украденные вещи и т.д. Однако, далеко не всякая гипотеза может быть подтверждена подобным образом. В этом случае прибегают к способу опосредованного подтверждения или опровержения – логическому доказательству. В зависимости от способа обоснования оно может проходить в форме прямого или косвенного доказательства.

Прямое подтверждение гипотезы протекает путем выведения из предложения разнообразных следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами. В разработке гипотезы необходимо стремиться к получению таких следствий, которые могут быть рационально связаны с данной и только с данной гипотезой.

Косвенное доказывание используется в случаях, когда существует несколько гипотез, объясняющих одно и то же явление. Доказательство протекает путем опровержения и исключения всех ложных предположений, на основании чего утверждается о достоверности единственного оставшегося предположения. Вывод при этом протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения. Этот способ доказывания известен как метод исключения.

Заключение в этом случае является достоверным при соблюдении двух условий. Во-первых, построен исчерпывающий ряд предположений, объясняющих исследуемое явление, и, во-вторых, в процессе проверки гипотезы опровергнуты все ложные предположения.

Данное доказательство можно проиллюстрировать примером из повести Артура Конан Дойля «Знак четырех». В одном из эпизодов Ватсон задает вопрос Холмсу: «А как вы узнали, что я посылал телеграмму?» На что Холмс ответил: «Мне известно, что утром вы не писали никаких писем, ведь я все утро сидел напротив вас. А в открытом ящике вашего бюро я заметил толстую папку почтовых открыток и целый лист марок. Для чего тогда идти на почту (об этом Холмс узнал по красной земле на ботинках Ватсона, ибо перед почтой дорога перекопана), как не затем, чтобы послать телеграмму? Отбросьте все, что не могло иметь места, и останется один единственный факт, который и есть истина».

Степень обоснованности гипотезы можно выразить в терминах логической вероятности Р (Н), которая принимает условные числовые значения в интервале между 0 и 1, поскольку 0 2/3 – как о высоковероятной.

Условия состоятельности гипотезы. Гипотеза в науке, как и версия в судебном исследовании, считается состоятельной, если удовлетворяет следующим логико-методологическим требованиям:

(1)Гипотеза должна быть непротиворечивой. Это означает, что предположение Н не должно противоречить исходному эмпирическому базису, а также не должно содержать внутренних противоречий;

(2) Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, а если говорить о судебной версии, она должна допускать проверку фактами. Принципиальная непроверяемость гипотезы обрекает ее на вечную проблематичность и делает невозможным превращение в достоверное знание;

(3) Гипотеза считается состоятельной, если она эмпирически и теоретически обоснована. Вероятность гипотезы зависит от степени ее обоснованности и определяется с помощью количественных или качественных оценочных стандартов;

(4) Познавательная ценность гипотезы определяется ее информативностью, которая выражается в предсказательной и объяснительной силе гипотезы – в ее способности предсказать, где и как отыскать новые, еще не известные факты и дать им рациональное объяснение.

Процесс формулирования и обоснования судебно-следственных версий имеет определенную специфику. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что судебно-следственная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса, версии формулируются для конкретных юридических фактов, которые восстанавливаются следствием.

Специфика по сравнению с гипотезой в других областях познания заключается в том, что выдвигаются всевозможные предположения, объясняющие то или иное явление. Необходимо стремиться к тому, чтобы в версии исследуемые факты были взаимосвязаны в единое целое. Версия обязана быть своеобразной системой, на основе которой можно было бы сделать правдоподобное заключение о причине конкретного поступка, его целях и мотивах, способах его совершения, участниках, времени, условиях, факторах.

Далее правдоподобное предположение, выступающее как версия,проверяется с помощью методики и техники судебных доказательств. Данная проверка имеет следующие особенности: а) косвенные логические обоснования и аргументация судебно-следственных версий требуют подкрепления прямыми доказательствами; б) обоснование и аргументация судебно-следственной версии считаются завершенными лишь при вступлении в силу обвинительного приговора (до этого момента в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого ведется судебное производство, считается невиновным); в) решение суда по конкретному судебному делу считается обоснованным до тех пор, пока не будет установлено противоположное в порядке, предусмотренном законом (презумпция истинности решения по рассматриваемому делу).

Версия проверяется в два этапа: первый из них дедуктивное выведение вытекающих из гипотез следствий, второй – сопоставление следствий с фактами.

Чтобы успешно провести гипотетико-дедуктивное выведение следствий, необходимо иметь достаточную информацию как о самой причине, так и о возможных в конкретных условиях места и времени действиях этой причины. Здесь следователь как раз и использует весь комплекс ранее приобретенных научных знаний в совокупности с обобщениями судебно-следственной практики и личными наблюдениями.

Логическая операция дедуктивного выведения следствий позволяет рациональнопостроить процесс расследования. Если первоначальное обобщение не отличается особой систематичностью и строгостью, то после построения версий и дедуктивного выведения следствий оно становится более методичным и систематизированным, ибо теперь преследует задачу обнаружения не любых, а лишь тех фактов, которые вытекают из предположений. Версия в судебном исследовании выполняет роль логической основы планирования оперативно-следственной работы.

Второй этап проверки версии – сопоставление следствий с фактами – состоит в сопоставлении логически выведенных следствий с фактами с целью ее опровержения или подтверждения.

Опровержение версии протекает путем обнаружения фактов, противоречащих выведенным из нее следствиям.

Версия считается опровергнутой лишь в том случае, если ее несостоятельность достаточно обоснованна. Это значит, что версию нельзя считать несостоятельной лишь на том основании, что вытекающие из нее следствия не подтверждаются обстоятельствами дела. Может случиться, что соответствующие факты просто не удалось обнаружить и зафиксировать.

Для опровержения версии необходимо, чтобы вытекающие из нее следствия не просто не совпали, а противоречили фактическим обстоятельствам дела. Только в этом случае имеется достаточное основание считать версию опровергнутой.

Среди различных способов и приемов, к которым прибегает следователь для опровержения версий, особое значение имеет эмпирическая проверка интересующих суд и следствие обстоятельств в виде следственного или судебного эксперимента. Практика дает многочисленные примеры, когда, воспроизводя обстановку происшествия, устанавливают невозможность наблюдать определенное событие с того места, о котором говорит свидетель, невозможность слышать разговор через дверь или стену либо слышать выстрел. В таких случаях доказывается ложность показаний свидетеля или обвиняемого и соответственно опровергается версия, опирающаяся на это показание.

Опровержение в процессе проверки первоначально выдвинутых, но оказавшихся несостоятельными версий протекает методом исключения в форме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения:

Отбрасывая по методу исключения ложные версии, тем самым сужают круг возможных объяснений и приближаются к выявлению подлинной причины преступления.

Подтверждение версии. Версия (Н) подтверждается, если выведенные из нее следствия (S) совпадают с вновь обнаруженными фактами. Чем больше таких совпадений и чем разнообразнее следствие, тем вероятнее гипотеза. Если вероятность исходной гипотезы выразить звездочкой, то, будучи подтвержденной, она становится более вероятной.

Дедуктивно выведенные из гипотезы следствия S1, S2. Sn вытекают из нее с логической необходимостью. Однако реальное обнаружение каждого из них – это ожидаемость, которая расценивается в терминах вероятности. При этом вероятность каждого следствия должна быть выше вероятности самой гипотезы P (S) > P (H), ибо только в таком случае можно повысить первоначальную вероятность гипотезы, обнаружив ее следствия.

Пример. Ночью 10 июня житель г. Вологда П. провожал знакомую девушку Нину Д. На шоссе Вологда – Грязовец между дер. Козине и автобусной остановкой молодые люди простились. П. сказал, что из-за отсутствия транспорта он пойдет ночевать к своей сестре в пос. Льнокомбинат, однако к сестре он не явился, и на следующий день его не было ни на работе, ни дома.

Данные осмотра. На шоссе Вологда – Грязовец, в районе ручья Головинка, в 940 м от места, где П. расстался с Ниной Д., были найдены его полуботинки и обнаружены сбитыми два ограничительных железобетонных столбика, следы автомашины на обочине шоссе и под откосом, а также следы трактора «Беларусь» под откосом шоссе.

Построение версий. Эти данные позволяли выдвинуть версию о том, что П. оказался жертвой автодорожного происшествия и погиб.В качестве контрверсии могло быть выдвинуто предположение, что сестра П. и Нина Д. умышленно с целью сокрытия каких-то других обстоятельств исчезновения П. создали видимость дорожного происшествия.

Следствия из версии. Из первой версии с необходимостью выводились следствия: если П. действительно стал жертвой дорожного происшествия, то должны быть: а) автомашина, которая сбила его; б) водитель, управлявший машиной; в) труп П., который мог быть спрятан, расчленен, но не мог исчезнуть бесследно.

Из этой же версии могли быть выделены и возможные следствия: а) на автомашине, которой был сбит П., остались следы крови, образовались повреждения от удара о тело; б) следы крови остались на месте столкновения или вблизи него; в) есть свидетели происшествия; г) следы трактора типа «Беларусь» появились вследствие того, что машина, сбившая П., застряла в грязи и ее пришлось вытаскивать.

Практическая проверка версий. В результате детального осмотра предполагаемого места происшествия на грунте были обнаружены пятна, похожие на кровь, изучены и сфотографированы следы протекторов машины и трактора. Фотоснимки были размножены.

Вскоре в одном из автохозяйств области по рисунку протектора была обнаружена автомашина «ГАЗ-51», на бампере которой оказались выправленные и окрашенные свежей краской вмятины. Водителем машины был Л., который показал, что 10 июня он совместно с сотрудником Вологодского торга О. выехал в дер. Климово. Обратно в Вологду они возвращались в нетрезвом состоянии. В районе ручья Головинка Л. за рулем заснул, и неуправляемая машина выехала на обочину дороги, где в это время шел П., сбила его, машина пошла под откос, разрушив два железобетонных столба, и застряла в грязи. От удара машины П. отлетел в сторону и тут же скончался. Л. и О. пытались сами вывести машину на шоссе, но, не сумев этого сделать, обратились за помощью к трактористу колхоза «Родина» Б., который трактором «Беларусь» извлек автомашину из грязи. Л. погрузил труп П. в кузов и отвез его на 24-й км шоссе, где зарыл в русле высохшего ручья.

При определенной ценности вероятностного подхода к вопросу о подтверждении гипотезы путем подтверждения вытекающих из нее следствий следует помнить: сколь бы вероятной ни была судебная, следственная или оперативная версия, она не может служить основой для принятия правосудного решения по обвинению конкретных лиц в совершении тех или других преступлений.

Правосудное решение всегда должно быть основано на достоверном знании обстоятельств рассматриваемого дела. Это значит, что каждая гипотеза в судебном исследовании должна быть доказана и тем самым должна превратиться в несомненное знание, содержащее объективную истину.

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследованияРешаем задачи

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследованияРешаем задачи

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследованияРешаем задачи

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследованияРешаем задачи

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследованияРешаем задачи

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследованияРешаем задачи

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследованияРешаем задачи

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

Теория

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследованияТеория – это наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности[2].

Примерами теории являются классическая механика И. Ньютона, клеточная теория Т. Шванна, теория относительности А. Эйнштейна и др.

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

В структуре теории принято выделять следующие основные компоненты:

(1) исходная эмпирическая основа, которая включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, достигнутых в ходе экспериментов и требующих теоретического объяснения;

(2) исходная теоретическая основа – множество первичных проявлений новой программы, допущений, постулатов, аксиом, общих законов теории, в совокупности описывающих идеализированный объект;

(3) логика теории – множество допустимых в рамках определенной теории правил логического вывода и доказательства;

(4) совокупность выведенных в теории следствий, теорем, утверждений с их доказательствами, составляющую основной массив теоретического знания.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

(1) объяснительная функция – выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, существенных характеристик его происхождения и развития и т.п.;

(2) методологическая функция – на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности;

(3) синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему;

(4) прогностическая функция – предвидение, на основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств и т.д.;

(5) практическая функция – конечное предназначение любой теории – быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности.

Таким образом, теория позволяет объяснить явления, предсказывать новые, еще не известные факты и характеризующие их закономерности, прогнозировать (более или менее успешно) закономерное поведение изучаемой системы в будущем.

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

Обычно выделяют три типа научных теорий. Наиболее обширный класс научных теорий составляют описательные (эмпирические) теории. К таковым относятся эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова, различные современные психологические теории и т.п. На основании многочисленных опытных (эмпирических) данных эти теории описывают определенную группу объектов и явлений, формируются общие законы, которые становятся базой теории.

Теории этого типа формулируются в обычных естественных языках с привлечением лишь специальной терминологии соответствующей области знания. В них обычно не формулируются явным образом правила используемой логики, а корректность проводимых доказательств не проверяется. Описательные теории носят по преимуществу качественный характер.

Второй тип научных теорий составляют математизированные научные теории, использующие аппарат и модели математики. В процессе построения математической модели конструируется особый идеальный объект, заменяющий и представляющий некоторый реальный объект. К этому типу теорий относятся логические теории, теории из области теоретической физики. Обычно эти теории основаны на аксиоматическом методе – наличии ряда базисных аксиом (принципов, принимаемых без доказательств), из которых выводятся все остальные положения теории.

Третий тип – дедуктивные теоретические системы. К их построению привела задача обоснования математики. Первой дедуктивной теорией явились «Начала» Евклида, построенные с помощью аксиоматического метода. Исходные положения таких теорий формулируются на начальном этапе, а затем в теорию включаются лишь те утверждения, которые могут быть получены логически из этой основы. Все логические средства, используемые в этих теориях, строго фиксируются, а доказательства теории строятся в соответствии с этими средствами.

Дедуктивные теории строятся посредством особых формальных языков. Они обладают большой степенью общности, а потому влекут за собой проблему их интерпретации.

К. Поппер[3] подчеркивал, что важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости – верификация, при этом он отмечал, что чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называемый «критерий относительной приемлемости», согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая: а) сообщает наибольшее количество информации, т.е. имеет более глубокое содержание; б) является логически более строгой; в) обладает большой объяснительной и предсказательной силой; г) может быть более строго проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями[4].

Иначе говоря, мы выбираем ту теорию, которая наилучшим образом выдерживает конкуренцию с другими теориями и в ходе естественного отбора оказывается наиболее пригодной к выживанию.

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

Реальное функционирование и развитие теории в науке осуществляется в органическом единстве с эмпирическим исследованием. Теория выступает как реальное знание о мире только тогда, когда она получает эмпирическую интерпретацию. Эмпирическая интерпретация способствует осуществлению опытной проверки теории, выявлению её объяснительно-предсказательных возможностей по отношению к реальной действительности.

В то же время подтверждение теории отдельными эмпирическими примерами не может служить безоговорочным свидетельством в её пользу. Точно также и противоречие теории отдельным фактам не есть основание для отказа неё. Но подобное противоречие служит мощным стимулом совершенствования теории вплоть до пересмотра и уточнения её исходных принципов.

Решение об окончательном отказе от теории обычно связано с общей дискредитацией фактически лежащей в её основе программы исследования и выявляющей более широкие объяснительно-предсказательные возможности в сфере реальности, изучаемой данной теорией.

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследованияРешаем задачи

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

Вопросы для самопроверки на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

1. Что представляет собой проблема как процесс развития знаний?

2. В чем заключается логическая сущность гипотезы?

3. Какие существенные признаки отличают гипотезу от других видов предположений?

4. Назовите виды гипотез, укажите их особенности и роль в науке и практической деятельности.

5. Каковы способы доказательства гипотез?

6. Каковы условия состоятельности гипотезы?

7. Что такое версия? В чем заключается ее специфика?

8. Что представляет собой теория как форма развития знаний?

9. Охарактеризуйте основные виды теорий?

на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Смотреть картинку на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Картинка про на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования. Фото на каком этапе исследования выдвигается гипотеза исследования

Анекдот

Источник нашей мудрости – наш опыт. Источник нашего опыта – наша глупость. Следовательно, источник нашей мудрости – наша глупость.

[1] Грядовой Д.И. Логика. Структурированный учебник. М., 2003. С. 224.

[2] Теория (от греч. theoria) – в широком смысле слова – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления.

[3] Британский философ и социолог XX века.

[4] К. Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 2. М., 1992.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *