на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы

Лекция на тему «Этапы работы над проектом»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

ДУД.01.2 ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

г. Дальнегорск, 2020

Методическая разработка по проведению урока разработана на основе рабочей программы учебной дисциплины ДУД.01.2 Основы проектной деятельности.

Содержание урока ориентировано на подготовку студентов к освоению программ подготовки специалистов среднего звена и при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

Урок по теме «Этапы работы над проектом» предназначен для организации получения новых знаний в рамках учебной дисциплины «Основы проектной деятельности». Предлагаемый материал в занимательной форме помогает усвоить новый материал, расширить кругозор студентов.

Вопросы обеспечивают сознательное применение знаний по теме, формируют умения применять знания на практике.

расширить кругозор студентов, обобщить и углубить знания по заданной теме;

развивать внимание, память, мышление, умение сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения;

воспитывать чувство коллективизма, уважение к существующим правилам

Развитие устойчивого интереса к предмету, профессии, творческой активности;

Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;

Воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости;

знание структуры и правила оформления исследовательской и проектной работы;

владение формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;

владение умением составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;

умение выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;

умение определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

определение и применение на практике методов исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;

грамотное оформление теоретических и экспериментальных результатов исследовательской и проектной работы;

владение рецензированием чужой исследовательской или проектной работы.

Тип занятия: Изучение новой темы.

компьютер, ноутбук, телевизор;

презентация в программе PowerPoint;

«ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ»

Работу над проектом можно разделить на несколько этапов:

Этап исследования проблемы.

Оценка проведенной работы.

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)

1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы

1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между участниками в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование проблемы

1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Заключительный

1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

4. Оформи и подготовь представление результатов своей работы: защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией ;
5. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

V этап. Оценка процесса и результатов работы

Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.

Последовательность работы над индивидуальным проектом

Поэтапно выполняет задачи проекта выполняет исследование и работает над проектом, анализируя информацию.

Анализ информации. Формулирование выводов

Представление и защита проекта и оценка его результатов

Подготовка к защите индивидуального проекта. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Представляет проект, участвует в его самоанализе и оценке.

Сколько всего этапов работы над проектом?

Какой, на Ваш взгляд, этап самый важный?

На каком этапе находитесь Вы в работе над своим проектом?

На каком этапе необходимо проводить исследовательские действия?

На каком этапе проходит оформление проектной работы?

Критерии оценивания устного ответа:

Источник

Этапы работы над проектной деятельности

на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть картинку на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Картинка про на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы

на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть картинку на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Картинка про на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы

Содержимое разработки

на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть картинку на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Картинка про на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы

на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть картинку на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Картинка про на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы

на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть картинку на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Картинка про на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы

Этапы проектной деятельности

Этап 1. Подготовительный

Выдвигают и обсуждают идеи, приходят к коллективному мышлению

Пробуждает и поддерживает интерес к теме, ведет дискуссию, помогает сформулировать тему, цели и задачи проекта

Что мы будем делать? Для чего мы это будем делать?

Тема Цели З ада ч и

Как мы это будем делать? Что должно получиться?

П р о ек тн ый продукт

на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть картинку на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Картинка про на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы

Этап 2. Планирование

Алгоритм планирования работы над проектом:

Шаг 1. Зачем мы это делаем? (формулируем проблемы и цели проекта)

Шаг 2. Что нужно сделать (создать) для решения проблемы? (выбор проектного продукта)

Шаг 3. Кто это будет делать? (назначение ответственных, формирование групп)

Шаг 4. Все ли у нас есть для решения проблемы? (выявление имеющихся и недостающих ресурсов)

Шаг 5. Какие шаги нужно предпринять для реализации цели проекта? (основные этапы работы)

Шаг 6. К какому сроку необходимо закончить работу? (построение графика проектной работы)

на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть картинку на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Картинка про на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы

Этап 3. Реализация проекта

Оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, поощряет самостоятельность обучающихся и в то же время при необходимости поддерживает, направляет, создает условия для проявления творческой активности, осуществляет контроль за соблюдением сроков

Работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта

на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть картинку на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Картинка про на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы

Этап 4. Презентация проекта

Различные формы презентации:

Примерный план сообщения

Публичная защита проекта

Документация проекта обычно представляется заранее для предварительного ознакомления.

Этап 5. Осмысление и оценка проекта. Рефлексия

После презентации полезно организовать коллективное обсуждение результатов проекта.

Портфолио проекта (проектная папка) – это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом.

Паспорт проекта является основным документом портфолио и состоит из обязательных для заполнения элементов:

Критерии оценивания проектов(пример)

Критерий 1. Постановка цели, планирование путей её достижения (максимум 3 балла)

Цель определена, но план её достижения отсутствует

Цель определена, дан краткий план её достижения

Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения

Критерий 2. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла)

Тема проекта раскрыта фрагментально

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках программы

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки

Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла)

Использована неподходящая информация

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней автора

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, не продемонстрировал самостоятельность в работе, не

использовал возможность творческого подхода

Работа самостоятельная, демонстрирующая заинтересованность автора; предпринята попытка представить личный

взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

Критерий 5. Соответствие требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует

В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

Критерий 6. Качество проведения презентации (максимум 3 балла)

Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложится в регламент

Критерий 7. Качество проектного продукта (максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствует

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует

на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть картинку на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Картинка про на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы

Предоставление информации в компьютерной презентации

Компьютерные мультимедийные презентации – это способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание.

на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть картинку на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Картинка про на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы

Банально, ЗАТО хорошо читается

Эффектно, но утомительно для глаз

на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть картинку на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Картинка про на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы

Плохо читаются и рассеивают внимание

Привычны для глаза, хорошо читаются и воспринимаются

на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Смотреть картинку на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Картинка про на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы. Фото на каком этапе проектной деятельности пора установить временные рамки для работы

3.Содержание и оформление слайда

4. Количество слайдов

Источник

1.3. Организационные, операционные и временные рамки проекта

но указать, какой процент от стоимости оборудования составляют годовые затраты на его ремонт.

Временные рамки (temporalframework) проекта характеризуются периодом реализации проекта и его разбивкой на отдельные интервалы времени (шаги).

Период реализации проекта (расчетный период, settlement period) — отрезок времени, в течение которого осуществляются предусмотренные проектом действия и обеспечивается получение предусмотренных проектом результатов.

Шаг расчетного периода (step of calculation) — отрезок времени в расчетном периоде, для которого определяются технические, экономические и финансовые показатели проекта.

Некоторые из этих показателей (объем производства, затраты и др.) определяются для шага в целом, другие (стоимость основных средств, запасы сырья и т.

Примечание. Чисто теоретически можно говорить и о других типах рамок проекта, например о пространственных или правовых.

При установлении временных рамок проекта важно знать, что считать началом и концом расчетного периода.

За начало расчетного периода (settlement period starting point) обычно выбирают один из четырех моментов времени:

момент завершения расчетов эффективности;

момент начала инвестиций;

момент осуществления первого из действий по проекту;

момент начала операционной деятельности (ввода в эксп-луатацию производственных мощностей или сооруженных объектов).

Все эти способы не лишены недостатков.

Сопоставление преимуществ и недостатков указанных способов показывает, что наиболее рациональными из них являются первый и второй. При отсутствии неопределенности второй способ удобнее и применяется чаще. В ситуации, когда разные варианты проекта характеризуются разным риском, в том числе и относительно времени начала инвестиций, необходимо применять только первый способ, осуществляя приведение затрат к моменту завершения расчетов (см. раздел 11.6).

Не лучше положение и с концом расчетного периода. Чтобы ответить на вопрос, когда заканчивается проект, надо знать, почему он заканчивается, а для этого, в свою очередь, знать, в чем же состоит сам проект.

• прекращение спроса на производимую продукцию или возникновение запрета на производство подобной продукции ;

износ основных зданий, сооружений и технологического оборудования, делающий невыгодным их ремонт, модернизацию или реконструкцию;

исчерпание месторождения сырья, разработка которого являлась целью проекта;

предусмотренная проектом реализация на сторону имущества, созданного в ходе проекта (например, продажа жилого дома после завершения его строительства).

«Катастрофическими» условиями прекращения проекта могут быть:

стихийные бедствия, аварии и отказы оборудования;

разрушения, вызванные нарушениями технологической дисциплины;

существенные изменения экономической политики или законодательства;

негативные изменения рыночной конъюнктуры (например, резкое снижение цен на продукцию, связанное с появлением более эффективных способов ее производства);

выход финансовых показателей за допустимые пределы, свидетельствующий о финансовой несостоятельности предприятия;

возникновение недопустимых социальных последствий проекта.

Как правило, точные сроки прекращения проекта в проектных материалах указать нельзя — они задаются ориентировочно и во многом экспертно, однако с учетом всех указанных факторов. В то же время, коль скоро проект может прекратиться по «катастрофическим» условиям, в проектных материалах желательно давать какую-то информацию о «степени возможности» таких условий (см. главу 11).

Примечание. Обратите внимание, что большие сроки завершения проекта не означают большого объема расчетов эффективности, точно так же как вычисление какого-нибудь интеграла по отрезку (0, 100) не сложнее вычисления того же интеграла по отрезку (0, 34).

В связи со значительной неопределенностью момента прекращения проекта возникает естественное предложение — почему бы не рассчитать эффективность проекта за небольшой «плановый» период, скажем, за первые 20 лет? Ясно, что от этого несколько сократятся расчетные таблицы. Однако оценка проекта при этом исказится по следующим причинам:

не будут учтены доходы и расходы по проекту в «послеплановом периоде». Из-за этого эффективный проект может оказаться неэффективным и наоборот;

иногда завершение проекта предусматривает ликвидацию предприятия, что требует больших затрат, например при закрытии атомных электростанций, шахт, горно-обогатительных комбинатов. Совершенно ясно, что избежать таких затрат нельзя ни по социальным, ни по экологическим соображениям (нельзя бросать на произвол судьбы построенные города и нельзя оставлять после себя «лунные пейзажи»). Игнорирование ликвидационных затрат искусственно завышает эффективность проекта;

при неясном «сроке прекращения» проекта трудно выбрать неко-торые конструктивные и технологические решения. Скажем, для проекта, завершающегося через 20 лет, можно использовать менее долговечные строительные материалы, чем для сооружения моста, срок службы.которого может исчисляться столетиями. Наоборот, если предприятие должно функционировать в течение 50 лет, а некоторое установленное на нем оборудование имеет срок службы 10—15 лет, то имеет смысл так разместить его, чтобы замена этого оборудования новым не потребовала огромных затрат и не привела к остановке всего производства.

Таким образом, игнорировать «послеплановый период» не следует, однако учесть его можно укрупненно. Самый простой способ — разделить этот период на два шага — «длинный» период нормальной эксплуатации (он может составлять и 20, и 50 лет), для которого нужен прогноз только среднегодовых доходов и расходов, и «относительно короткий» период ликвидации объекта, в котором учитываются ликвидационные затраты и доходы (если они есть).

Здесь могут сказать, что момент прекращения проекта нельзя установить достаточно точно, скажем, с точностью до года.

Далее, момент прекращения проекта иногда задается не датой, а условием. Так, разработка газовых и нефтяных месторождений прекращается, когда давление газа становится слишком малым, а обводненность добываемой из скважины жидкости — слишком большой. Типичным является и прекращение промышленного проекта, когда он начнет да-вать устойчивые убытки. На каком именно году такие условия будут выполнены, придется определять в ходе расчетов.

Наконец, если неопределенность момента прекращения проекта существенна, ее можно учесть специальными методами, например закладывая в расчет «умеренно-пессимистические» сроки реализации проекта или вероятности его прекращения в результате аварии или стихийного бедствия (см. главы 11 и 12).

Ссылкой на неопределенность момента завершения проекта мотивируется и рекомендуемый рядом авторов метод учета «послепланового периода» путем введения на последнем шаге дополнительного условного дохода от продажи объекта. Такой подход обсуждается в разделе 7.3. Пока же отметим лишь некоторые его недостатки:

полностью избавиться от неопределенности не удается — вместо неопределенного срока прекращения проекта появляется неопределенный доход от продажи объекта, вместо прогнозирования доходов и расходов от производства продукции приходится прогнозировать доходы от продажи предприятий. При этом второе не проще первого, иначе эффективность проекта можно было бы оценить очень просто, предусмотрев продажу предприятия сразу же по завершении его строительства;

подменяется объект оценки — вместо «реального» проекта, в котором предприятие создавалось и функционировало до конца «послепланового» периода, оценивается другой, предусматривающий продажу предприятия в конце «планового» периода.

По нашему мнению, практика оценки проекта по показателям первых лет его реализации (неважно, составляют они 5 или 20 лет) объясняется реально сохраняющейся ориентацией на получение сиюминутного эффекта и гораздо меньшей заботой о более далекой перспективе, несмотря на многочисленные декларации об обратном. В современных условиях проектировщики должны всерьез задумываться о том, что принесет проект следующим поколениям россиян, не ввергнет ли он их в непосильные затраты. Поэтому учет затрат и результатов проекта за весь период его реализации необходим из экономических, социальных, экологических и даже политических соображений, а отнюдь не из-за улучшения техники расчетов.

Источник

Презентация на тему «Этапы планирования проектной деятельности»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ этапы планирования проектной деятельности.doc

Этапы планирования индивидуальной проектной деятельности.

Одной из особенностей учебного плана, разработанного в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), является наличие в нем учебного курса «Индивидуальный проект».

Особой формой организации деятельности обучающихся на уровне основного и среднего общего образования (9-11 класс) является учебный курс «Индивидуальный проект», развивающий у них навыки целеполагания и самоконтроля.

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Теория проектов возникла во второй половине XIX века в США. В его основу заложены прагматические идеи американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Продолжатель школы Д. Дьюи американский педагог В.Х. Килпатрик разработал основы теории метода проектов. Проектное обучение (его еще называют «метод проблем») используется в школах США и ряда других стран.

В 20-е годы ХХ века в России метод проектов также использовался в школе как средство развития учащихся. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработкой американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже в советские времена, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно.

В настоящее время проектные технологии направлены на развитие умения адаптироваться к стремительным изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

В соответствии с требованиями ФГОС СОО индивидуальный проект:

выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме;

— является монопредметным или межпредметным (выполняется в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной);

— должен быть представлен в виде завершенного продукта (учебного исследования или учебного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного).

Можно считать, что любая деятельность осуществляется в рамках проекта, если:

· сформулирована цель предстоящих действий;

· намечены основные этапы;

· определены результаты каждого этапа в виде задач;

· установлены сроки выполнения проекта;

· определены исполнители, распределены функции каждого;

· намечены источники средств для достижения цели;

· определена форма отчетности по результатам проекта;

Проектная деятельность – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают коммуникативные умения; у них формируются исследовательские умения (выявление проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа построения гипотез, обобщения); развивается системное мышление, внимание, воображение и память.

Требования к проектам:

В проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема.

Исследование, как и сам проект, учащийся должен выполнять самостоятельно.

Результаты выполненного проекта должны быть материальны (оформлены) и иметь практическую значимость.

Типы учебных проектов

1.Исследовательские. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность автора, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

2.Творческие. Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм и прочее.

3.Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

4.Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации.

Чтобы достичь максимальной эффективности проектной работы необходимо четко спланировать все этапы выполнения проекта

1 этап: Организационно-подготовительный.

Этап включает в себя: создание интереса, формирование проблемы (почему?), постановка цели (зачам?) и задач (что?)

Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования.

Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в практическом применении. Выбирая тему исследования, автор должен руководствоваться несколькими правилами:

· тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям автора;

· тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу;

· тема должна быть оригинальной;

Обоснование актуальности выбранной темы должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.

На этом же этапе должна быть сформирована цель и задачи

Деятельность учащегося и ученика можно представить в виде таблицы

Ø проблему проекта(почему?);

Ø сюжетную ситуацию;

Ø личностное присвоение проблемы;

Ø вживание в ситуацию;

Ø принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

Тема проекта согласовывается с преподавателем. Выбор темы должен основываться на:

а) осознании проблемы, вычленении конкретной потребности;

б) оценке возможного решения проблемы;

в) собственном интересе и способностях;

г) оценке материальных возможностей для производства проектного продукта.

В связи с выбранной темой необходимо сформулировать цели и задачи проекта.

Цель – это предполагаемый и желаемый результат, а задачи – конкретные пути её достижения.

Планирование работы над проектом

После того, как тема выбрана и утверждена, составляется предварительный план проекта, представляющий собой перечень наиболее важных вопросов темы и видов деятельности по производству проектного продукта:

а) сбор материалов по истории или теории вопроса;

б) анализ имеющихся материальных ресурсов;

в) технологический (то есть, разбитый на отдельные операции) процесс «производства» проектного продукта;

г) дизайнерские способы, приемы, техники представления проектного продукта.

План необходим для определения основных направлений исследования и сбора материала. Предварительный план согласовывается с преподавателем. В процессе работы над проектом план корректируется и уточняется.

Работа с литературой включает в себя:

а) отбор и изучение литературы по теме проекта;

б) сбор материала, его изучение, анализ и обобщение.

Все необходимые данные о книгах, справочниках, пособиях записываются для последующего составления списка литературы.

Разработка технологической последовательности подготовки проектного продукта.

Планирование процесса подготовки производится в соответствии с возможностями и ресурсами:

а) материально-технической базой образовательной организации при поддержке ресурса сетевых партнёров;

б) творческими способностями авторов проекта;

в) собственными материальными ресурсами авторов проекта.

Формы представления продукта:

• письменный отчет (не путать с рефератом!)

• фильм (анимация или видео)

• оформление кабинета или другой дизайн-проект

• спортивное мероприятие и т.д.

После определения формы продукта следует определить требования к нему: содержательные, визуальные, технические.

Ø распределить время;

Ø спланировать деятельность по решению задач проекта;

Ø продумать возможные формы презентации результатов проекта.

Ø планирование работы;

Ø выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

При работе над проектом необходимо строго придерживаться графика и плана работы.

Одним из вариантов представления последовательности работы над проектом и подготовки проектного продукта, который подлежит публичной защите, может являться технологическая карта, представленная таблицей:

2 этап: Технологический (основной)

На этом этапе учитель организует работу с детьми, проводит плановые мероприятия по оказанию тьюторской помощи.

Ø консультирует учащихся по необходимости;

Ø ненавязчиво контролирует;

Ø дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

Ø репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

Работают активно и самостоятельно:

Ø каждый в соответствии со своим возможностями и способностями;

Ø консультируются по необходимости;

Ø «добывают» необходимые знания;

Ø подготавливают презентацию результатов.

3 этап: Заключительный этап, включает в себя публичную защиту индивидуального проекта и рефлексию, анализ результатов

Этап по подготовке к защите индивидуального проекта (учебный проект и учебное исследование) может состоять из часов, отведенных на «предзащиту» или «тренировочную защиту» обучающимся (выступление перед коллективом класса, на конференциях и т.д.), его оформление, подготовку презентации индивидуального проекта, тьюторское сопровождение со стороны руководителя итогового проекта, написание руководителем рецензии, работу руководителя проекта с оппонентом (если предполагается его наличие; возможно написание оппонентом отзыва об индивидуальном проекте), ознакомление членов экспертной комиссии с критериями и показателями оценки индивидуальных проектов, структурой и содержанием экспертных листов, заполняемых на защите, требованиями к оформлению индивидуального проекта, предоставление им индивидуальных проектов для оценивания и при необходимости – консультирование.

В выступлении необходимо дать аннотацию (краткое описание):

а) проблема, определившая тему проекта;

б) цель, которая ставилась в начале работы над проектом;

в) задачи, которые решались для достижения цели;

г) новые знания и умения, полученные в процессе работы;

д) трудности работы над проектом и его продуктом и способы их преодоления;

е) соответствие полученного результата цели.

В процессе защиты можно использовать заранее подготовленный наглядный материал.

Требования к изложению материала:

а) изложение материала должно быть точным, ясно выражать мысль автора;

б) изложение материала должно быть логичным, т.е. последовательным и не противоречащим самому себе;

в) изложение материала должно быть грамотным, соответствовать нормам литературного языка.

Выступление на защите должно показать, как глубоко осмыслена тема, в какой мере самостоятельным получилось исследование, насколько широки познания авторов проекта по предмету.

После выступления авторам задают вопросы по теме проекта или непосредственно связанные с ней.

Ø обобщает и резюмирует полученные результаты;

Ø подводит итоги обучения;

Ø оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

Ø акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Ø понимание проблемы, цели и задач;

Ø умение планировать и осуществлять работу;

Ø найденный способ решения проблемы;

Ø рефлексию деятельности и результата;

Ø дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Педагогам в ходе включения обучающихся в процесс самостоятельной проектной деятельности необходимо учитывать следующие принципиальные требования к организации и реализации индивидуального проекта, отражающие его специфику :

1. Тема проекта определяется в соответствии с интересами и индивидуальными особенностями личности обучающегося (личностные, познавательные УУД).

2. Формируется чувство персональной ответственности, требуется большая самостоятельность, дисциплинированность, организованность, инициативность (личностные УУД).

3. Возможность продвижения к результату в индивидуальном темпе (регулятивные УУД).

4. Приобретение опыта работы на всех этапах выполнения проекта (познавательные, регулятивные УУД).

5. Формируются навыки индивидуальной работы (регулятивные УУД).

6. Уверенность опирается на личное мнение и мнение руководителя проекта (личностные УУД).

7. Создаются условия проявления и формирования основных черт творческой личности (личностные УУД).

8. Деятельность носит социальную направленность (личностные, познавательные УУД).

На данном этапе целесообразно наличие у обучающегося документации, отражающей логику проектирования: сроки работы над проектом, «контрольные точки» для представления промежуточных результатов, а также самооценку этапов работы над проектом.

Для обучающегося это может быть:

— план-график реализации проекта;

— дневник проекта (папка с разделами, соответствующими этапам работы над проектом, содержащая информацию проблеме, теме, цели и задачах проекта, сроках, планируемых действиях, требованиях к конечному «продукту» конкретного этапа и т.д.);

— портфолио проекта (содержит ту же информацию, что и дневник проекта, а также материалы для самооценки обучающегося)

Кроме того, у обучающегося должны быть показатели и критерии оценивания индивидуального проекта на защите.

Этапы совместной работы куратора (руководителя) и обучающегося

над индивидуальным проектом

1 этап – погружение в проблему

2 этап – организация деятельности

3 этап – осуществление деятельности

4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *