на каком этапе процесса подготовки к экзамену осуществлять теоретическое и практическое
Оптимальная подготовка к экзаменам: порядок и последовательность
Правильная подготовка к экзаменам в некоторой степени является залогом успеха. Неоспоримо, для получения высокого балла как на ОГЭ, так и на ЕГЭ, заниматься необходимо ежедневно, не пропуская ни одного урока в школе. Впрочем, иногда даже этого мало для победы на конкурсе в тот или иной ВУЗ, ведь несмотря на общую программу, требования к государственным экзаменам меняются из года в год, пусть и незначительно, равно как и критерии оценивания, а некоторые задания тестов весьма коварны и требуют повышенной внимательности. Чтобы преуспеть, озаботиться вопросом подготовки к ОГЭ и ЕГЭ нужно заранее и мы расскажем вам, с чего следует начать.
Особенности подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Пожалуй, ни один экзамен не волнует школьников и их родителей столь же сильно, как ОГЭ и ЕГЭ. Подобное отношение обусловлено влиянием результатов тестирования на дальнейшую судьбу выпускников, их поступление в вуз и, как следствие, карьеру. Поэтому уже за год или даже два будущие абитуриенты начинают задумываться о подготовке, ища пробелы в собственных знаниях и переживают. В принципе, для того чтобы успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ, мало хорошо знать материал, занимая места на олимпиадах, нужно также ориентироваться в требованиях, темах и критериях выставления баллов, для чего потребуется изучить Кодификатор и Спецификатор, опубликованные на сайте ФИПИ. Но даже это не способно обеспечить высокий балл и поступление, так как, занимаясь самостоятельно, невозможно учесть все нюансы и впоследствии оставаться собранным на экзамене.
Как готовиться?
Предлагаемые действия дают хорошие результаты, тем не менее изложенная здесь информация носит рекомендательный характер.
Самостоятельно подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ трудно, но возможно. Мы считаем, в таком важном деле лучше довериться профессионалам, а будут ли это подготовительные курсы или занятия с репетитором, решать вам.
План подготовки к ОГЭ-2022
С чего начать подготовку к ОГЭ-2022, где смотреть темы экзаменов и как выбрать оптимальный формат занятий: объясняем в нашей пошаговой инструкции.
Шаг 1. Определитесь с предметами
Кроме математики и русского языка вам нужно выбрать два дополнительных предмета ОГЭ. Идеально, если вы уже знаете, куда будете поступать после школы: тогда логично готовиться к экзаменам по предметам, которые вы потом будете сдавать на ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаниях в вуз.
Если вы ещё не решили, кем хотите стать, нестрашно. Пока достаточно выбрать направление, на котором вы хотите учиться дальше, и готовиться по предметам, которые нужны для перехода в профильный класс или колледж.
Шаг 2. Посмотрите правила приёма
ФИПИ устанавливает минимальные первичные баллы ОГЭ для поступления в профильные классы. Они носят рекомендательный характер, но могут использоваться при отборе, если желающих будет много.
В колледжах обычно проходит конкурс по среднему баллу аттестата. ОГЭ влияет на аттестат: в документ идёт среднее арифметическое оценок за год и за экзамен с округлением в большую сторону. Если за год вы получите четвёрку, а ОГЭ сдадите на пять, в аттестат поставят пятёрку, и вы будете выше в списке абитуриентов. Полные правила приёма, условия поступления на бюджет и на платное ищите на сайте колледжа.
Шаг 3. Познакомьтесь с критериями оценки
Вся нужная информация есть на сайте ФИПИ. Для каждого предмета вы найдёте:
Обязательно попробуйте решить демоверсию. Так вы поймёте уровень своих знаний и сможете лучше подготовиться, чтобы не потерять баллы на сложных заданиях.
Шаг 4. Выберите способ подготовки
Готовиться к ОГЭ можно по-разному: в школе, на курсах, в мини-группах, с репетитором или самостоятельно. Мы собрали плюсы и минусы каждого способа — подумайте, какой вам больше подходит.
Анализ подготовки к ЕГЭ и оценка эксперта
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ЕГЭ: проблемы и пути их решения
Из опыта работы Шароватовой Г.А,
учителя русского языка и литературы
ГБОУ Школа№74 ЗАО г. Москвы
ЕГЭ: проблемы и пути их решения.
На мой взгляд, все проблемы, возникающие при подготовке к ЕГЭ, можно разбить на три большие группы.
Психологическая подготовка к ЕГЭ должна состоять из нескольких компонентов:
1.Фронтальная подготовка учащихся, предоставляющая необходимую информацию о правилах и нормах процедуры единого государственного экзамена и направленная на выработку индивидуального стиля работы.
2. Выработка индивидуальных стратегий для конкретных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
3. Привлечение родителей: ознакомление их со спецификой единого государственного экзамена.
3. Проблема знакомства с форматом экзамена, владение практическими навыками его заполнения, знание структуры теста.
И как показывает практика отсюда возникают следующие проблемы:
отсутствие навыков тестирования;
ошибочное понимание формулировок вопросов к заданиям ЕГЭ;
незнание статистики результатов ЕГЭ по русскому языку (типичные ошибки повторяются из года в год, и выпускники наступают на одни и те же грабли);
неправильное распределение времени на выполнение заданий;
создание сочинения без учета критериев его проверки.
Учителя натаскивают детей на тесты, создана целая база клише для написания сочинений. Конечно же, это облегчает работу педагога, но значительно сокращает способности ученика мыслить самостоятельно». Таким образом получается, что именно подготовка к сдаче ЕГЭ лишает учеников возможности изучать предмет основательно и глубоко, грамотно формулировать свою мысль, а не просто заучивать правила в случае с русским языком.
Все эти проблемы имеют решение. Подготовка к ЕГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки .
Учителю необходимо знать, с какими трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку. Не пытаясь анализировать природу этих трудностей, просто перечислю их
«Западающие» темы ЕГЭ
синтаксические нормы русского литературного языка (употребление деепричастного оборота в речи, нормы согласования и управления).
способы связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание);
морфология современного русского языка (разряды местоимений, наречия, причастия и деепричастия, частицы, производные предлоги);
типы сложных предложений и их специфика;
анализ языковых средств выразительности .
определение проблемы ; ее комментирование
композиционное и логическое оформление сочинения (в том числе абзацное членение);
грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;
Опираясь на свой собственный опыт, я пришла к выводу, что нужна система подготовки к ЕГЭ, так как, имея по программе всего один урок в неделю в 10-11 классах, невозможно осуществить качественную подготовку. Я проанализировала весь курс русского языка общеобразовательной школы и могу с уверенностью сказать: начинать готовиться к ЕГЭ можно и нужно с 5 класса.
Обязательное условие – введение тестовой формы проверки знаний, умений и навыков учащихся с 5-го класса. При этом, б езусловно, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционных форм: различные диктанты, сочинения, изложения. Тесты может составить и сам учитель, хорошо зарекомендовали себя в моей педагогической практике онлайн- тесты , на сайте Захарьиной в личном кабинете я могу отслеживать работу своих учащихся.
Проанализировав «западающие» темы экзаменующих, я скорректировала программу подготовки к экзамену: (см. презентацию)
За годы подготовки учеников к ЕГЭ у меня сложилась система повторения на уроках русского языка 5-11классы и элективных занятиях в 10-11 классах.
В 10-11-м классах обучение ведётся по зачетной системе: проводятся обязательные полугодовые и итоговые зачеты по русскому языку(теоретические и практические).
Система повторения представляет такую структуру:
1. Сентябрь-октябрь.
Повторение трудных тем:
а) орфоэпия ;
б) орфография:
правописание н / нн в словах различных частей речи(14) ;
правописание гласных в корне слова (8) ;
правописание приставок (9);
правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий(11) ;
правописание не и ни (12) ;
слитное, дефисное, раздельное написание слов (13);
в) синтаксис и пунктуация:
типы односоставных предложений;
типы сложных предложений;
типы сложноподчиненных предложений;
типы связи придаточных частей с главной;
д) входная диагностика
На данном этапе подготовки к ЕГЭ информация подается в схемах и таблицах, которые систематизируют и обобщают все изученное в 5-9 классах, создают базу, на основе которой можно продолжить углубленное освоение норм русского правописания.
2. Ноябрь.
Работа с текстом:
а) определение типа речи; определение средств и способов связи предложений в тексте;
б) подготовка к выполнению ТВОРЧЕСКОЙ части :
знакомство с критериями оценивания ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ;
устная и письменная работа по формулированию проблемы, комментированию текста и определению позиции автора, умению аргументировать свою точку зрения;
анализ подобных сочинений в соответствии с критериями;
написание, анализ и редактирование собственных сочинений.
Очень важно, чтобы за первое сочинение ученик получил как можно большее количество баллов (пусть и не с первого раза). Тогда он поймет, что от него требуется, и будет стремиться к лучшему выполнению работы. Сначала выпускник, возможно, будет писать по определенному шаблону (и для слабых учащихся это спасение), но постепенно он начинает отступать от образца и творчески оформляет свое сочинение.
3. Декабрь.
Проведение пробного экзамена(промежуточная диагностика)
Эта работа – диагностическая, она позволяет не только выявить типичные ошибки, но и определить, над какими проблемами необходимо работать непосредственно с каждым учеником.
4. Январь-май.
Работа по предупреждению ошибок на экзамене (интенсивная тренировка).
Комплексный анализ текста и написание сочинения по нему.
Тестирование (тематическое, выполнение заданий по образцам вариантов ЕГЭ).
Дифференцированное домашние задание (с учетом трудностей каждого ученика).
Постоянное обращение на уроках к таким темам, как «Разряды местоимений», «Производные и непроизводные предлоги», «Разряды частиц».
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений (с дополнительными заданиями по словообразованию, определению типа подчинительной связи в словосочетании, морфологическому анализу слов).
Предэкзаменационный контроль (итоговая диагностика
Модель урока выстраивая таким образом:
1 . Лексико-орфографическая работа.
2. Выборочное тестирование (1 – 24).
3. Анализ текста (1 – 4).
4. Работа с программным материалом (на примерах из текста).
5. Практикум (групповая работа).
6. Проверочный диктант.
7. Сочинение-рассуждение (по тексту диктанта).
8. Анализ сочинения.
содержание сочинения (К1 – К4);
речевое оформление сочинения (К5 – К6);
грамотность (К7 – К12).
Основным, чему необходимо обучить учащихся, на мой взгляд, это составлению содержания сочинения в свете требований, что включают в себя К1 – К4.
К1 – формулировка проблем исходного текста. Опираясь на полученные знания, я учу детей определять тему, а через нее – проблему.
Тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Нужно обратить внимание и на абзацное членение текста, ибо каждый абзац – микротема, и в них также можно определить тему.
К2 – комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Приступая к данному пункту, необходимо помнить, что это позиция учащегося.
К3 – отражение позиции автора исходного текста. Между К2 и К3 очень нечеткая граница, поэтому присутствует опасность замены одного другим. Нужно научить учащихся ясно представлять, что К2 – это позиция ученика об актуальности проблемы, а К3 – позиция автора к поднятой проблеме: почему автор поднял такую проблему? Что он хотел сказать?
Я учила цитировать обороты речи, словосочетания, вставлять часть предложения из текста в свои рассуждения. Они делают язык сочинения богаче, красочнее.
В данном пункте также должны быть определенные лексические средства. Например: «Автор считает…, предупреждает…», «Позиция автора такова…» и др. Отвлекаться на рассуждения вне текста нельзя!
К4 – аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
В данном пункте опять присутствует опасность уйти в рассуждения вне текста. Приводить необходимые аргументы нужно с «оглядкой» на текст, на названную проблему. Часто прибегать к вводным словам, словосочетаниям, предложениям. Например: «В тексте говорится, что подобное явление в жизни встречается часто. Трудно не согласиться с автором. Недавно в печати была статья, которая поднимает эту же проблему. В ней говорилось о… Наверное,…». Для получения высшего балла требуется не менее двух аргументов, подтверждающих собственную позицию (с опорой на знания, жизненный или читательский опыт). То есть это должны быть собственные аргументы, отличные от авторских, как бы дополняющие их (в случае согласия с автором), и, подбирая их, можно опираться и на художественные произведения, изучавшие в классе или прочитанные самостоятельно.
Экзаменующийся должен продумать, чем он закончит сочинение.
Можно выделить следующие этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения:
1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;
2) поэтапный разбор каждого критерия:
Диагностическая работа проводится мною в два этапа. Сначала учащиеся выполняют работу на основе демонстрационных версий КИМов (ТЕСТОВАЯ ЧАСТЬ), затем я анализирую качество выполнения тестовых заданий. Работы анализируются после каждого тестирования.
Составляется таблица индивидуального освоения разделов и тем русского языка учащимися выпускного класса, в которой напротив фамилий учащихся отмечается выполнение/невыполнение заданий КИМ ов.
Таблица 1
Статья «Система подготовки к экзамену по обществознанию»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Система подготовки к ОГЭ по обществознанию.
1. Актуальность выбора экзамена
На сегодняшний день экзамен по обществознанию среди учащихся 9-х классов самый востребованный, а соответственно самый массовый из тех, что сдаются по выбору. Популярность выбора обществознания в рамках ОГЭ объясняется разными причинами:
— «потому что что-то надо сдавать»;
— «в прошлом году все сдали, и я сдам»;
— «планирую сдавать ЕГЭ по этому предмету».
2. Система формирования у учащихся обществоведческой культуры
Система формирования у учащихся обществоведческой культуры включает в себя три этапа:
— первый этап (5-6 классы): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), индивидуальные занятия по темам проектов. На этом этапе учащиеся получают первичные знания в области социологии, психологии, этики, права, начинаем работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, фрагментами текстов.
— второй этап (7-8 класс): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), факультативные занятия, консультационные часы, индивидуальные занятия, подготовка к олимпиадам.
— третий этап (9 класс): уроки в рамках школьной программы, факультативы, индивидуальные занятия, консультационные часы, подготовка к олимпиадам. На этом этапе происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения.
Таким образом, обществоведческое образование в школе ведется и в урочное время и во внеурочной деятельности. К выстраиванию этой системы подвело изучение потребностей учащихся и их родителей в образовательных услугах
3. Методика подготовки девятиклассников к сдаче ГИА по обществознанию
Опираясь на опыт других педагогов и свой личный опыт, были сделаны выводы, что подготовка к ОГЭ в 9 классе должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Таким образом, была разработана следующая система подготовки к ОГЭ по обществознанию, которая включает
4 направления подготовки к ОГЭ: ознакомительно-пробное, диагностическое, функциональное и контрольно-оценочночное.
I направление – ознакомительно-пробное. В рамках этого направления происходит знакомство выпускников со спецификой заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с кодификатором, спецификацией и демоверсией.
Прошу детей скачать кодификатор и на каждом занятии отмечать, какие темы нами уже пройдены. Наглядное «продвижение по Кодификатору» позволяет девятиклассникам укрепляться в мысли, что мы движемся в правильном направлении, поверить в свои силы и не пропускать занятия.
III направление – функциональное. Функциональное направление многоуровневое.
Первый уровень – урочная подготовка.
На уроках обществознания и истории предлагаются такие формы деятельности: конспектирование, тематические сообщения, составление планов и отзывов. Стараюсь сделать ученика опытным читателем, владеющим приемами анализа текста, способным оценить содержание, уловить многочисленные значения языковых единиц и проникнуть в подтекст. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.
Специальные упражнения помогают ученику вычленять главную мысль, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.
Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные ситуации и закономерности, что требуется при выполнении задания 26-31 экзамена.
Второй уровень – консультации.
На данном этапе на консультациях проводятся лекции-визуализации по всем блокам («Общество и человек», «Культура», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика», «Право».). При определении тематики лекций приоритетными являются те темы, где были выявлены пробелы у учеников.
Второй тип консультаций – лекция-диалог, по форме «вопрос – ответ».
Третий тип – практикумы по работе с диаграммами. Сложно соотнести такие величины как «одна треть», «три четвертых опрошенных» и т.п. с данными в процентах (в таблицах и диаграммах) – 33%, 75% и др. Ребята должны применить свои знания по математике. Подобных заданий нужно разобрать как можно больше, чтобы сформировать устойчивый навык
Четвертый тип – практикумы по работе с текстом.
Особая роль отводится в подготовке к экзамену в работе с текстом. Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. Навык работы с документами дает возможность компенсировать неудачи при решении тестовых заданий и успешно сдать экзамен.
Практикуется ведение тетради по подготовке к экзамену, где записывают схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный материал. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.
Третий уровень – дистанционная подготовка. Используются возможности сети Internet.
IV направление – контрольно-оценочночное.
В рамках этого направления проводятся различные формы контроля:
Мини-тестирования по разделам в рамках урока;
Репетиционное тестирование. Условия максимально приближены к условиям реального экзамена.
На каждого ученика по итогам репетиционного тестирования индивидуально составляется карта результативности, по которой отслеживается динамика уровня подготовки у ученика. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на экзамене.
4. Зоны риска в подготовке школьников к сдаче ГИА и пути их преодоления
Ни одна система подготовки, насколько хорошо проработана она не была, не уберегает от трудностей, связанных с различными аспектами: организационными, личностными, особенностями восприятия учащимися учебного материала. После получения результатов пробного экзамена учащиеся разделяются на группы:
Группа «слабоуспевающих» – учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования.
Группа «сильных» – учащиеся претенденты на получение высоких баллов.
Учитывая степень обученности и мотивацию к учению каждой группы учащихся, происходит организация разноуровневого обучения и обобщающего повторения.
5. Рекомендации учителям обществознания.
Данная систематическая работа позволила мне выработать некоторые советы, которые можно посоветовать всем учителям обществознания:
1.Выявлять учащихся, планирующих сдавать ГИА в конце 8-го – начале 9-го класса. Для этого проводить большую разъяснительную работу как среди учащихся так и среди родителей учащихся.
2. Максимально использовать урок при подготовке к ОГЭ.
3.Уделять большое внимание самостоятельной работе учащихся с учебником
4.У каждого сдающего экзамен ребенка должен быть кодификатор, где он будет отмечать темы, которые он выучил и какие ему необходимо еще познать.
5.Учащиеся должны иметь дидактические материалы для систематизации учебной информации и эффективного усвоения объектов проверки ОГЭ по предмету (тестов, планов, таблиц и др.).
6.Систематически работать с текстами, содержащими научную информацию, постоянно обращаться к материалам СМИ, их анализу.
7.Обучать учащихся правилам оформления выполненного задания, технологиям выбора верного ответа.
8.Использовать алгоритмы, памятки, клише для выполнения тех или иных типов заданий.
9.Проводить обязательно текущий поурочный и итоговый контроль по отдельным компонентам содержания кодификатора.
10.Коллективный разбор сложных тестовых заданий, организация анализа ошибок.
Как правильно готовиться к ЕГЭ?
Как сдать ЕГЭ по математике и подготовиться к эссе по обществознанию на проходной балл
Людмила Петрановская педагог-психолог, создатель Института развития семейного устройства, автор книг для родителей и детей, проводит лекции и вебинары
Если подготовка к ОГЭ или ЕГЭ у вашего школьника уже давно выстроена и идет полным ходом, советы психолога Людмилы Петрановской по поводу стратегии сдачи экзаменов вам скорее всего не потребуются. Но если сдать ОГЭ или ЕГЭ представляется большой проблемой — почитайте, возможно, появятся идеи, как эффективнее подготовиться к экзаменам.
Подготовка к любому экзамену должна начаться с вопросов к самому себе. От ответов на них зависит стратегия ваших действий.
Вопрос первый: что мне нужно от этого экзамена? Только сдать и получить оценку, а потом все можно забыть, или этот материал мне хотелось бы усвоить прочно, надолго? Если вы сдаете на ЕГЭ глубоко нелюбимую вами математику, а поступать собираетесь в музыкальное училище, это одна ситуация и одна стратегия. Если вы сдаете физику, которую собираетесь изучать в университете, — это другая.
Скорее всего на этот вопрос и так каждый сам себе отвечает — неосознанно. Но лучше все же этот выбор обдумать и обсудить, например, с родителями. Все знать в равной степени невозможно, и не стоит себя за это винить и доводить до изнеможения зубрежкой неинтересного и малопонятного.
С другой стороны, не спешите объявить какой-то предмет совершенно ненужным: в любом есть некая центральная, самая важная часть, которую стоит знать и понимать любому культурному человеку. Например, можно не уметь решать задачи на превращения веществ, но не знать, как устроена таблица Менделеева и в чем смысл его открытия — неприлично, даже если вы скрипач. Отделите значимые вещи от «проходных», дальше мы поговорим о том, как обращаться с теми и другими.
Вопрос второй: какой результат для меня желателен, и какой приемлем? Очень часто неразличение этих уровней приводит к ненужному стрессу, особенно это свойственно хорошим, добросовестным ученикам (а еще больше — родителям). Понятно, что хорошо бы всегда получать только пятерки. Но в одном случае это не только желательный, но и единственно приемлемый результат — скажем, если поступить в какой-то вуз возможно только с высшими баллами ЕГЭ по этому предмету.
А в другом случае приемлемый результат может быть гораздо ниже — например, тройка на обязательном ЕГЭ по математике для будущего скрипача. Это не значит, что нужно стремиться сдать экзамен на тройку. Это просто значит, что если единственный способ получить более высокую оценку — довести себя до нервного истощения и забросить подготовку к вступительному экзамену по скрипке, лучше пусть будет тройка.
И это решение (еще раз уточню: не решение получить тройку, а решение не считать тройку концом света) лучше принять заранее. А в расслабленном состоянии, глядишь, и математику найдешь не такой уж неприятной наукой, и сдашь неплохо.
Или, например, вы знаете, что с трудом пишете тексты, вас пугает эссе как часть экзамена. Стоит ли ставить перед собой задачу «научиться хорошо и легко писать за оставшиеся до ЕГЭ полгода», если вы не научились за все предшествующие 10 лет в школе? Вряд ли вы с такой нелюбовью к сочинительству нацелились на журфак, правда? Значит, не пытайтесь научиться «хорошо писать» вообще — нужно научиться просто сносно писать эссе по обществознанию, используя домашние заготовки. Шедевр вы не напишете, но приличный балл на ЕГЭ получить вполне возможно.
Со вторым вопросом непосредственно связан третий: как соотносятся приемлемый результат и нынешнее состояние знаний по предмету. От этого зависит объем предстоящей работы, а значит, планирование времени.
Вовсе не обязательно времени нужно тем больше, чем важнее для вас экзамен. Даже наоборот: человек, который любит и знает литературу, хорошо пишет, грамотен, скорее всего вообще не будет как-то особо готовиться к экзаменационному эссе по русскому языку, даже если результат очень важен. И правильно сделает, для него лучшая подготовка — это отдых.
А вот если у кого-то серьезные проблемы с грамотностью, что-то предпринимать нужно заранее: начать заниматься дополнительно, пойти на курсы, найти репетитора. Или, например, решение задач по физике, химии, математике нужно начинать задолго до экзамена, это требует времени, «наскоком» тут ничего не сделаешь. Что понадобится: время, учебники, деньги, информация? Важно сориентироваться заранее — тем раньше, чем важнее результат экзамена и чем объемнее материал.
Самое время подумать обо всем об этом — лето перед выпускным классом, в крайнем случае — его первая четверть, если речь идет о ЕГЭ, и первая треть семестра, если речь идет о студенческой сессии. Но даже если вы не сделали это вовремя, все равно начинайте думать об экзаменах именно с этого. Просто думайте и решайте быстрее.
Подготовка к экзамену и запоминание информации
Первое важное дело вы сделали: сформулировали себе задачу, задали критерии успеха, распланировали время. Теперь можно переходить к собственно подготовке.
Психологически стартом собственно подготовки к экзамену обычно становится чтение списка экзаменационных тем. В этот момент аморфное поле «предмета вообще» заменяется конкретным набором тем, о каждой из которых можно сказать: это знаю, это нет.
Вот с этого и нужно начинать подготовку к любому экзамену: внимательно прочитать перечень тем и оценить по каждому состояние своих знаний. Вы увидите, что на какой-то вопрос могли бы ответить хоть сейчас, а другую тему проболели и весьма смутно представляете себе, о чем вообще речь. Нет нужды объяснять, что выяснить это обстоятельство за месяц до экзамена, а не за день очень важно.
Любого человека в преддверии экзаменационной горячки посещают благие порывы: не буду все откладывать на последний день, начну готовиться заранее. Сама по себе идея хороша, а вот мысль, например, выучить за месяц пять первых тем из списка — неудачная. Чтобы понять почему, нужно знать особенности человеческой памяти.
Допустим, мы прочли некий текст, содержащий определенное количество сведений: фактов, чисел, имен и т.д. Когда мы его только что не спеша внимательно прочитали, нам кажется, что мы помним почти все. На самом деле человек с нормальной памятью будет помнить в этом случае около 70% информации. Уже через несколько часов ее останется менее 50%, через сутки — менее 20%, и этот остаток уже почти не будет уменьшаться со временем. Коварство в том, что забывание не будет осознаваться, пока вы не попробуете пересказать текст или ответить на вопросы по нему.
Но что же это за остаток, который никуда не девается? Это как раз суть, та информация из текста, которую вы не просто запомнили, а поняли, то есть сделали своей. В каком-то смысле ради нее текст и писался. Кроме самого главного, в памяти могут остаться яркие, эмоционально значимые моменты, то, что поразило воображение.
То есть, прочитав один раз параграф из учебника истории, вы будете на следующие сутки — в лучшем случае, если у вас хорошая память, вы были внимательны и сам текст хорошо написан — помнить, кто с кем воевал, из-за чего, когда примерно это было и кто победил. Плюс пару ярких эпизодов, если они были описаны. Как Роланд затрубил в рог или как защищали дом лейтенанта Павлова. То есть все, что останется, можно будет уместить в пару-тройку абзацев текста. Как раз 20% от исходного. Проверьте и убедитесь сами.
Собственно говоря, эта особенность памяти и есть главное, что нужно учитывать при подготовке к экзаменам. Заранее нужно заниматься главным, тем, что нужно понять. Все, что вы действительно поняли, останется с вами надолго. Все, что нужно просто запомнить, откладываем как можно ближе к самому экзамену, если нужно просто зазубрить (а потом можно забыть) — откладываем на последние дни.
Итак, можно выделить три основные стадии подготовки к экзамену.
Алгоритм подготовки к ЕГЭ и ОГЭ: три стадии
Первая — стадия «первичного бульона» — начинается задолго до экзамена. Это постепенное накопление сведений по предмету, причем не только на уроках.
Вы читаете художественную и научно-популярную литературу, смотрите телевизор, лазите по Интернету, общаетесь с друзьями, посещаете кружки — и потом с удивлением обнаруживаете, что знаете то, чего никогда не учили. Чем богаче и разнообразней ваша жизнь, чем больше вы интересуетесь предметом, тем насыщеннее ваш «первичный бульон».
В крайнем случае это может сделать специальную подготовку к экзамену вообще не нужной. И наоборот, человек с узким кругозором, который делает уроки «от сих до сих» и никогда ничего сверх необходимого не читает, обычно сдает экзамены с большими мучениями.
Поэтому если хотите начать готовиться заранее — читайте не учебник, а все то интересное, что сможете найти по предмету: статьи в журналах, энциклопедии, тематические форумы. Пусть «бульон» варится. Когда вы ориентируетесь в теме в целом, знаете основные понятия, события, факты, открытия, и тексты учебника будут запоминаться лучше, потому что многие факты для вас «оживут» — станет понятен их смысл и роль, видны связи между событиями или понятиями.
Конечно, заранее нужно решать задачи, если речь идет о физике, математике, химии, и заниматься иностранным языком — это те знания, которые никаким погружением за несколько дней в голову не впихнешь.
Если объем большой, или предмет сильно запущен, или просто не очень легко дается, на этой стадии имеет смысл искать помощи — обратиться к репетитору, пойти на курсы. Это позволит лучше разобраться в самых сложных моментах и не впасть в отчаяние перед необозримым морем учебного материала.
Вторая стадия — стадия «погружения» — самая ответственная, это собственно целенаправленная подготовка к экзамену, те несколько дней, которые отведены на нее в расписании. От того, сумеете ли вы правильно распределить нагрузку в эти три-четыре дня, и зависит ваш успех. Именно в это время вы систематизируете свои знания по предмету, ликвидируете пробелы, обретаете уверенность. Обычно именно на эти дни приходится и консультация с преподавателем.
Наконец третья стадия — стадия «штурма», или «взятия на абордаж» — сводится к запоминанию того, что нужно запомнить, и латанию последних «дыр» в ваших знаниях. Эта работа приходится на последний день перед экзаменом, что позволяет свести забывание к минимуму.
Понятно, что третья стадия имеет смысл, только если раньше уже создан прочный фундамент и в предмете вы хорошо или хотя бы сносно ориентируетесь. Запоминать глаголы-исключения на «ить», не представляя, что такое спряжение, было бы в высшей степени странно (хотя многие так и поступают).
Понятно, что распределение времени между стадиями может меняться в зависимости от специфики предмета и от выбранной вами стратегии. Если предмет любимый, то первая стадия может быть неразрывно связана со второй, а третья может быть очень маленькой. Если нет ни возможности, ни желания хорошо освоить предмет, особая нагрузка ложится на вторую и третью стадии.
С другой стороны, понятно, что для физики погружение гораздо важнее, чем «абордаж», запоминать там особо нечего, нужно понимать. А вот для истории, даже если это самый любимый предмет, повторение имен и дат перед самым экзаменом обязательно, и одного вечера может не хватить. Поэтому еще раз подчеркну, что важно все это обдумать заранее и хорошо распланировать время.