на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний

Тема 9. РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН

Греки создали не только свою собственную культуру – они создали парадигму культуры вообще… Филосо­фия, ищущая истины, и риторика, ищущая убедительности… Итак, философия и риторика – самое сердце культуры античного типа.

Классический риторический канон отмечает пять этапов на пути от мысли к речи. Перечислим эти этапы.

1. Изобретение (инвенция).

2. Расположение (диспозиция).

3. Украшение (элокуция).

4. Запоминание (мемориа).

5. Произнесение (акцио).

Риторический канон – метод создания завершенного высказывания.

В основе классификации лежит речевое намерение говорящего.

§ 1. Изобретение содержания (инвенция)

С помощью инвенции создаются высказывания на уровне замысла. Автор обнаруживает проблему, определяет предмет мысли, находит нужные аргументы и разрабатывает содержание высказывания.

Изобретая содержание речи, говорящий должен думать «в трех измерениях»:

— о том впечатлении, которое он производит на слушателей;

— о слушателях и их эмоциях;

— о доказательности самой речи.

§ 2. Расположение (диспозиция)

На данном этапе происходит композиционное построение текста, установление смысловых частей, определение их последовательности.

Основные этапы построения речи – введение, развитие темы, заключение. Они остаются до сих пор неизменными в качестве главных частей речевого произведения.

§ 3. Украшение речи (элокуция)

Это этап «облечения мысли в слова». Здесь важен тщательный отбор слов, что определяется соотнесением речи с особенностями ситуации общения, а также тех «цветов красноречия», которые должны не только объяснить, доказать что-либо, но и восхитить слушателей.

§ 4. Запоминание (мемориа)

Данный этап относится в первую очередь к устной речи. Оратор, выступающий перед аудиторией, не должен читать заранее приготовленный текст, ему необходимо прежде всего его запомнить, а потом рассказать. Задумайтесь: кого легче слушать – того, кто бубнит себе под нос, боится оторваться от листка бумаги, или того, кто общается с аудиторией, ищет ее понимания, одобрения и поддержки, умеет легкой шуткой оживить утомленное внимание слушателей и закончить свое выступление красивой, эффектной, запоминающейся фразой. Оратор должен помнить общую канву своего выступления, примеры, способных подтвердить правильность излагаемого материала, свободно ориентироваться в избранной теме и быть готовым не только общаться со слушателями, но и вступить с ним в дискуссию.

§ 5. Произнесение (акцио)

На этом этапе речь превращается в звучащее слово. Здесь действует весь комплекс знаний и умений, связанных с техникой речи, с мимикой и жестами. С этими особенностями произнесения речи можно познакомиться, изучив тему 13 «Мимика и жестикуляция оратора» и тему 14 «Техника речи».

ВЫВОДЫ

1. Путь от мысли к слову описывается как совокупность пяти этапов: изобретение, расположение, украшение, запоминание, произнесение речи.

2. Риторический канон – это система специальных законов и правил.

3. Узнав принципы риторического канона, человек сможет уверенно ориентироваться в любой ситуации, требующей от него связной речи.

4. При произнесении текста оратор должен общаться с аудиторией.

5. Оратор должен обладать знаниями и умениями, связанными с техникой речи, с мимикой и жестами.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что происходит на первом этапе создания речи?

2. Что характеризует второй этап построения речи?

3. Что включает в себя этап украшения речи?

4. Какие задачи стоят перед оратором при запоминании текста?

5. Каковы особенности последнего этапа произнесения речи?

Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 1054 ; Нарушение авторских прав

Источник

Риторический канон

на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Смотреть фото на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Смотреть картинку на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Картинка про на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Фото на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Смотреть фото на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Смотреть картинку на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Картинка про на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Фото на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Смотреть фото на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Смотреть картинку на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Картинка про на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Фото на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Смотреть фото на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Смотреть картинку на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Картинка про на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Фото на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний

на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Смотреть фото на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Смотреть картинку на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Картинка про на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Фото на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний

на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Смотреть фото на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Смотреть картинку на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Картинка про на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Фото на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний

Основу классической риторики составляет риторический канон – свод правил, который описывает последовательность этапов разработки речи. Следование риторическому канону обеспечивает эффективное и правильное составление речи, как в стилистическом, так и в логическом аспекте.

Риторический канон включает в себя следующие этапы работы над речью: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (словесное выражение), меморио (запоминание), акцио (произнесение).

Инвенция самый важный этап риторического канона, так как отвечает за выбор темы речи и подбор аргументов в пользу выдвигаемого тезиса. В основе инвенции лежит теория общих мест или топов. Общие места, топы – точки зрения, с которых следует посмотреть на предмет речи, спора для поиска или производства аргументов «за» и «против». Инвенция значительно ускоряет поиск доводов и способствует тому, чтобы ничего не было пропущено в рассмотрении предмета речи.

В инвенции учитывается намерение оратора, аудитория перед которой он выступает. Так оратор должен иметь в виду три модуса убедительности: логос, этос, пафос. Логос представляет собой способ убеждения посредством апелляции к рассудку. Этос имеет дело с общими моральными принципами, разделяемыми аудиторией. Пафос связан с умением вызывать нужные чувства у аудитории, в зависимости от целей оратора (ненависть, сострадание, гнев, гордость и т.д.).

Топы бывают внешние и внутренние. Внешние топы отражают типовые связи анализируемого предмета или действия такие, как происхождение, причина и следствие, мотив, назначение или цель, отношение к другим объектам, обстоятельства, оценочное отношение к объекту. Внутренние топы связаны с типовыми характеристиками присущими самому анализируемому предмету такие, как качество, состояние, состав, название.

Диспозиция отвечает за структуру речи, в частности за расположение доводов в речи. Структура речи, как правило, включает в себя три элемента: вступление, основная часть, заключение.

Существуют некоторые принципы, которыми следует руководствоваться при расположении материала. Задача вступления заинтересовать аудиторию, настроить на восприятие речи. Основная часть, например, содержит в себе аргументы в защиту тезиса. Расположение аргументов должно подчинять правилу, согласно которому сильные аргументы предлагаются в начале и в конце аргументации, слабые аргументы располагаются в середине, между сильными аргументами.

Заключение имеет больше значение, так как люди лучше всего запоминают именно конец речи. В заключении подводятся итоги речи. В зависимости от намерения оратора в заключении вновь приводятся наиболее сильные аргументы или подкрепляется нужный эмоциональный настрой слушателей по отношению к защищаемому тезису.

Элокуция представляет собой словесное выражение, а также украшение речи. Украшать речь необходимо для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на слушателей, доставить им эстетическое удовольствие от речи. Подобранные со вкусом средства выразительности сделают речь яркой и запоминающейся. Средства выразительности делятся на фигуры речи и тропы. Тропы – это поэтический оборот, употребление слов и выражений в переносном значении.

К тропам относятся: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, литота, гипербола, антифразис. Фигуры речи – это особые формы высказываний, с помощью которых усиливается выразительность текста. Наиболее известные фигуры речи: синекдоха, эпифора, анафора, градация, риторический вопрос, оксюморон, асиндетон, полисиндетон, ассонанс, аллитерация.

Меморио является не менее важным этапом подготовки речи, чем вышеуказанные. Речь, выученная наизусть, и озвученная перед аудиторией без обращения к записям производит сильное впечатление на слушателей и лучше воспринимается ими. В литературе по риторике указаны различные способы запоминания речей.

Акцио – произнесение речи. Успех оратора будет зависеть не только от того, какую речь он подготовил, но и как он её произнёс. Здесь имеет значение самочувствие оратора, его умение пользоваться жестами, мимикой, уровень владения своим голосом. Все эти навыки требуют постоянной тренировки. В риторической литературе много внимания уделяется голосовому тренингу, использованию жестов и мимики.

на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Смотреть фото на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Смотреть картинку на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Картинка про на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний. Фото на каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний

Вопросы для самопроверки:

1. Для чего нужен риторический канон?

2. Какие этапы работы над речью включает в себя риторический канон?

3. Дайте определение понятию «топ»?

4. Что такое диспозиция?

5. В чем отличие между фигурами речи и тропами?

6. Почему произнесение речи не «по бумажке» лучше воспринимается слушателями?

7. Какие навыки необходимо тренировать оратору?

Источник

Тема 4. Риторический канон. Основные этапы работы над речью: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио, гипокризис

Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей

В наше время – время компьютеров и Интернет – получать информацию человеку помогают многочисленные технические средства. Компьютер осуществляет многие операции, экономящие время, – сбор информации, её хранение, обработку, распечатку и т.п. Но остается то, что не может заменить ни одна суперсовременная машина, – формирование мысли, творческое создание текста. Только человек способен мыслить нешаблонно, индивидуально и выражать свои мысли словами.

«Кто много стреляет, ещё не стрелок, кто много говорит, ещё не оратор» (Конфуций).

Авторами античных риторик был разработан особый механизм, облекающий мысли в слова, подробный и тщательно продуманный путь перевода внутренней речи во внешнюю. Такой механизм получил название риторического канона.

Риторический канон – модель речевых действий, обеспечивающая эффективное решение автором целей, которые он ставит, определяя и раскрывая тему. Античный риторический канон, с большим или меньшим объемом модификаций сохраненный на огромном пространстве истории, даёт пятичастное деление схемы риторических действий, которые и являются основными этапами работы над речью:

Инвенция как раздел риторики

Инвенция ( с лат. – изобретение) есть искусство добывания и предварительной систематизации речи. Первый раздел риторики включает тему, её выбор, позицию автора, сбор материала, его систематизацию. Это работа над содержанием сочинения. Такая схема в равной степени относится к ораторской речи или иному сочинению. Инвенция подразумевает «изобретение» содержания выступления: от первых наметок темы ( т.е. того, о чем пойдет речь) – до полного объёма содержания.

Инвенция предлагает говорящему систематизировать собственные знания по поводу отобранных им предметов, сопоставить их с наличными на данный момент знаниями других и определить, какие из них и в каком количестве должны быть представлены в теме. В русских риториках инвенция – нахождение.

Тема и её выбор. Виды ситуаций и тем. Микротема

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, то есть тема речи является заданной. В этом случае оратору её необходимо конкретизировать, уточнить. Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Разработать речь на общую тему зачастую труднее, чем на специальную. Часто задача ставится слишком широко. Формулировку темы лучше сделать привлекательной, но ненавязчивой. Главную часть можно дополнить подзаголовком (Поговорим о себе, для вас, молодые матери).

Эффективнее заглавия «Захват власти национал-социалистами» действует, например, заголовок «Как Гитлер пришел к власти?» В любом случае важно, чтобы заголовок соответствовал содержанию речи. Слушатель должен знать, что его ожидает. Новелла «Авторский вечер». Увидев афишу «Вечер с Германом Гессе», жители маленького городка настроились на смех до упаду, а вместо этого услышали новеллы и стихи. Спустя короткое время зал опустел. Профессор атомной физики также был в высшей степени удивлен, когда на его сугубо научный по содержанию доклад «Космические лучи» собрались одни женщины. На рекламном плакате значилось: «Косметические лучи».

Искусственные ситуации обычно связаны с ученьем: например, задано подготовиться к обсуждению экологических проблем.

Ситуаций и тем может быть бесчисленное количество, они составляют тот поток духовной жизни людей, обществ, народов, человечества, который называют культурой.

Замысел автора, его позиция, его собственное мнение определяются разными факторами: его образом мысли, политическими взглядами, опытом жизни, уровнем образования, профессией.

1. Тема должна быть интересна, важна для тех людей, к которым обращена речь, в противном случае не возникает необходимый контакт между автором и аудиторией. Любое сочинение должно учитывать адресата речи, учитывать настроение аудитории.

2. Следует брать лишь такую тему, которую автор хорошо знает, в которой разбирается лучше других.

3. Тема должна быть ясная, по возможности – конкретная, предметная и не слишком широкая. Позиция автора в этой теме также должна быть ясная.

4. Автор должен осознать свою цель и подчинить ей содержание и построение речи.

5. Тема и её проблемы всегда будут иметь больший успех, если возможна борьба мнений, полемика, разные точки зрения.

6. Очень важно сформулировать тему ярко, выразительно, образно, чтобы запомнилась, – и одной фразой.

Деление тем. Микротема

Различаются темы широкого и узкого охвата: у широкой темы больше возможностей, но зато у узкой темы больше конкретности, точности, деталей. Широкие темы «Природа России», Море». Узкие темы «Лекарственные травы Подмосковья», «Айвазовский – художник-маринист. Широкие темы могут делиться на подтемы, причем бывает несколько ступеней деления. Пример из Н.М. Карамзина:

История Государства Российского: 1.Древняя Русь. 1а. Рюрик. 1аа. Признание князей варяжских.

Самая узкая тема, на пределе деления, называется микротемой. Она равна в тексте абзацу, а иногда – всего одному предложению. По микротемам выверяют смысловые связи в готовом тексте.

О теме обычно говорят – тема раскрыта или не раскрыта. «Раскрыта», значит: а) в тексте представлен важнейший материал, даны ответы на поставленные вопросы; б) приведено достаточное количество фактов, подтверждающих основную мысль автора; в) затронуты разные аспекты проблемы, не забыты важные подтемы; г) текст устной или письменной речи свидетельствует о глубоких познаниях автора, а приводимые факты соответствуют истине. Выходить за рамки темы автор может лишь в том случае, когда это оправдано замыслом.

Источники материала и его накопление

Материал для речей и сочинений окружает нас, он повсюду. Это те факты, их связи и аргументы, те события и картины, которые соответствуют выбранной теме и замыслу автора и составляют содержание произведения, как устного, так и письменного.

Материал подразделяется на две группы: А. Материал, добытый автором из собственного опыта, (эмпирический), из непосредственных источников; Б. Материал, полученный опосредованными путями, добытый другими людьми (энциклопедический).

Эмпирический материал связан со следующими источниками знания и соответствующими способами его накопления, хранения:

а) опыт прошлой и текущей жизни – все то, чему автор был свидетелем, чего был участником. О таком опыте писал поэт:

На старости я сызнова живу.

Минувшее проходит предо мною –

Давно ль оно неслось, событий полно,

Волнуяся, как море-окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно (А.Пушкин. Борис Годунов);

б) специальные целенаправленные наблюдения, результаты которых фиксируются – записываются, заносятся на карточки, вводятся в память компьютера;

в) мир чувств автора и его интуиция;

г) воображение, т.е. мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого знания, причем всегда с элементом творчества.

Энциклопедический материал добывается из книг, журналов, газет, из радио- и телепередач, музейных хранилищ, выставок.

Компаративный материал приводит в соответствие эмпирический материал с энциклопедическим.

Топика. Наиболее распространенные разновидности топов

2) Определение – раскрытие содержания предмета речи в соответствии с темой и целью автора. Дать определение – значит ясно, непротиворечиво истолковать его значение, показать сущность предмета речи, возвести к единой идее представление о нем.

9) Причина – следствие.

1) Титулы, звания, названия должностей.

2) Исторические справки.

4) Биографические справки.

5) Свидетельства очевидцев, специалистов.

Это те сведения, которые черпаются автором из дополнительных источников и предназначены для более полного раскрытия темы. Важно помнить, что перечень «общих мест» – это не инструкция, требующая точного исполнения. Это те общие, повторяющиеся приёмы, с помощью которых вы будете создавать текст, вы вольны распоряжаться ими по своему усмотрению. Задача автора – выбрать те топосы, которые нужны ему в каждом отдельном случае, выбрать так, чтобы каждый из них явился в будущем тексте неотъемлемой частью, работающей на содержание.

Источник

На каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний

Переходим к рассмотрению риторического канона.

Подготовка и произнесение речи требует напряжения всех интеллектуальных сил оратора. Что надо сделать, чтобы выступление было успешным? Как сделать так, чтобы действия были более рациональными? Какова последовательность этих действий?

Ещё древние риторы задумывались над этим. Они изучили путь превращения мысли в слово, описали его и предписали правила этого превращения. Поскольку этот путь был выработан в античный период, который считается классическим для развития риторики, его назвали классическим риторическим каноном (в переводе с греческого «канон» – образец, правило, норма).

Этот образец показывает, что для достижения цели оратору надо пройти 5 этапов:

I этап – инве́нция (лат. – invention – изобретение) – изобретение содержание речи. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.

II этап – диспози́ция (лат. dispositio – расположение) – расположение изобретённого в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь.

III этап – элоку́ция (лат. elocutio – словесное выражение) – речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы.

IV этап – мемо́рио (лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.

V этап – а́кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.

Тема № 1. Изобретение

Изобретением называется создание содержания высказывания. Создать содержание высказывания значит ясно и четко определить: что, кому, с какой целью, каким образом, в какой форме, при каких обстоятельствах надлежит сообщить и о чем следует умолчать.

Изобретение включает: 1) анализ проблемной ситуации, определение предмета речи и создание темы высказывания; 2) развертывание темы, нахождение, отбор и согласование аргументов.

Анализ проблемной ситуации, нахождение и формулировка темы

К малым относятся аудитории, в которых возможен непосредственный диалог. Особенности работы в малых аудиториях состоят в том, что каждый участник общения легко включается в речь. Поэтому малые аудитории используются для обучения, собеседований, совещаний. Конкретные решения принимаются обыкновенно в малых аудиториях. Работа с малой аудиторией требует от ритора значительных усилий и хорошей общей подготовки, поскольку диалогическая речь содержит импровизацию.

К средним относятся аудитории, в которых ритор может создавать границу между ним и слушающими. Для ритора средняя аудитория наиболее благоприятна, потому что легко обозрима, не требует максимального использования ресурсов голоса и тем самым допускает маневр темпом и громкостью речи, интонацией, взглядом и жестом. Непосредственный диалог в средних аудиториях затруднен, поэтому для организации диалогической речи они членятся на группы по несколько человек.

Средние аудитории, как и малые, предпочтительны как для преподавания и проповеди, в которых сочетаются монолог и диалог, так и для оратории, то есть однократной неповторяющейся речи. Публичные выступления в средних аудиториях предполагают конкретную подготовку.

К большим относятся аудитории до нескольких сот и даже тысяч человек. Возможности ораторской речи в больших аудиториях ограничены, поскольку сильное напряжение голоса, как и использование аппаратуры, стесняет маневр громкостью звука, темпом речи и интонацией, а видно ритора плохо. Диалогическая речь и сложная аргументация в больших аудиториях невозможны.

Большие аудитории слабо организованы и подвержены коллективной эмоции. Поэтому выступление перед ними требует в основном личной энергии, мощного голоса и умения сообщить в простой образной форме то, что публике хорошо известно и по поводу чего она готова выразить всеобщее мнение возгласами одобрения или порицания.

Рассредоточенные аудитории представляют собой среду общения, которая образуется в основном средствами печатной речи или радиотелевизионной (компьютерной) передачи информации. Общение с такого рода аудиторией не будет являться главной составляющей нашей непосредственной миссионерской деятельности, но тем не менее навык работы и с такой аудиторией должен быть также присущ миссионерам.

Проблемой высказывания называется реальная трудность, противоречие, конфликт, в разрешении которых заинтересована аудитория и к рассмотрению которых обращается ритор. Задача ритора состоит в том, чтобы усмотреть существующую проблему, выделить ее, оценить ее значение, но ни в коем случае не создавать проблему там, где ее нет. Существенной особенностью проблемы как объекта риторического высказывания является ее принципиальная разрешимость силами или, по крайней мере, участием аудитории, к которой обращается ритор. Аудитория должна быть заинтересована в проблеме, способна и готова к ее решению. Поэтому главная задача ритора состоит в том, чтобы сформулировать проблему, раскрыть ее значение, предложить и обосновать путь ее решения, побудить аудиторию к действию.

Статус проблемы представляет собой вопрос, исходя из которого ритор строит тему и развивает аргументацию.

Если проблемы обсуждаются непоследовательно и мысль перескакивает к новому вопросу, не разрешив поставленные прежде, то окончательное решение, если даже оно будет принято, окажется поверхностным и несовершенным. Очевидно, например, к чему может привести обсуждение вины человека, если не установлено, совершил ли он в действительности поступок, который ему приписывают.

Предмет высказывания является той точкой зрения, той стороной проблемы, которую ритор избирает для полного и обоснованного ее раскрытия и решения. Одной и той же проблеме могут соответствовать различные предметы речи. В данном случае предметом речи является «направление свободы человеческой», но ритор мог избрать и иной предмет речи для решения стоявших перед его аудиторией проблем.

Предмет высказывания определяется исходя из особенностей аудитории и из тех идей, которые ей свойственны и интересны. Предмет речи определяется таким образом, чтобы он мог быть значимым и актуальным.

Всякая разумная, грамотная, целесообразная речь, независимо от ее объема, содержания, формы, будь то ораторское выступление, историческое сочинение, научный трактат, художественное произведение, содержит одну и только одну тему, из которой развертывается все ее содержание. В свою очередь, тема представляет собой высказывание, речь, свернутую до одного предложения и потому имеющая в качестве предмета речи одно понятие или образ.

Правильно сформулированная тема отвечает следующим основным требованиям.

1. Тема представляет собой по возможности простое и завершенное предложение.

2. Тема должна быть краткой и легко воспроизводимой.

3. Тема должна быть понятной как аудитории, так и самому ритору. Поэтому при формулировке темы следует избегать необычных слов, специальных терминов или слов с неопределенным значением.

4. Тема должна быть приемлемой для аудитории. Поэтому при ее формулировке следует избегать резких, оскорбительных и нелитературных слов и оборотов.

5. Тема должна быть интересной и актуальной. Поэтому ритор, формулируя тему, стремится привлечь к ней внимание и интерес аудитории.

6. Формулировка темы должна быть проблемной. Очевидные и бесспорные суждения тривиальны и мало кому интересны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *