на каком этапе цифровизации находится сейчас россия
Как проходит цифровая трансформация в России: результаты исследования KMDA
Отношение российских компаний к цифровой трансформации качественно изменилось за последние два года. В 2 раза больше компаний, чем в 2018 году, подходят к вопросу системно и модифицируют бизнес в рамках специальной стратегии.
Это один из ключевых выводов исследования по анализу цифровой трансформации российского бизнеса, в котором участвовало более 700 представителей компаний из 27 отраслей. Отчёт представила компания KMDA, которая оказывает услуги по цифровому консалтингу и является партнёром Microsoft.
Редакция Нетологии ознакомилась с исследованием и законспектировала основные результаты. Вы можете скачать полную версию аналитического отчёта «Цифровая трансформация в России — 2020».
64% респондентов считают цифровую трансформацию необходимой в условиях современных вызовов. Приоритетные направления ― цифровизация бизнес-процессов, работа с данными ― их начинают использовать для более сложных задач ― и управление клиентским опытом.
Российские компании инвестируют в цифровую трансформацию от 3 до 10% от годовой выручки. В основном эти деньги идут на разработку и внедрение решений для повышения операционной эффективности.
Лидирующие отрасли в цифровизации ― ритейл (69%), банки и страхование (65%), телекоммуникации и связь (60%).
Среди основных технологических направлений, которые российские компании уже активно используют, ― Data Analytics (34%), Интернет вещей (28%) и роботизация процессов (RPA) с 24%.
Цифровая культура ― один из ключевых факторов успеха цифровой трансформации.
Если построить полную цифровую модель бизнеса, а сами сотрудники не изменятся ― цифровая трансформация не произойдёт. Самообучение, гибкость и способность работать и принимать решения в условиях постоянных изменений ― наиболее востребованные навыки сотрудника.
Препятствия на пути цифровой трансформации
Ключевые препятствия для цифровой трансформации ― нехватка компетенций (53%) и сопротивление изменениям (45%). Важно, что эти факторы перевешивают даже недостаток финансирования (37%) и возможные риски совершить ошибочные действия (40%).
Потребность в новых кадрах для цифровой трансформации может доходить до 30% от текущего штата компаний.
56% респондентов отметили, что цифровая инфраструктура отстаёт от потребностей бизнеса. Это связано с низкой зрелостью инфраструктуры некоторых компаний, а также с быстрым ростом требований бизнеса к инфраструктуре.
Исследователи KMDA сравнили разницу восприятия цифровой зрелости между топ-менеджерами и рядовыми сотрудниками. Хотя обе категории респондентов стали более высоко оценивать цифровую зрелость своих организаций по сравнению с 2018 годом, разница снова подтвердилась.
У этого явления в зависимости от конкретной организации может быть несколько причин, например:
Генеральный директор KMDA
Наше новое исследование демонстрирует положительную динамику цифровой трансформации в России по сравнению с результатами 2018 года. Уже 80% опрошенных компаний находятся в процессе реализации стратегии цифровой трансформации или отдельных цифровых проектов, что на 19% больше, чем в 2018 году.
Это свидетельствует о формировании цифровой культуры в среде российского бизнеса и росте цифровой зрелости большего количества крупных организаций и холдингов по сравнению с 2018 годом.
Для качественного и долгосрочного результата российским компаниям необходимо уделять внимание формированию ко́мплексных бизнес-стратегий, которые включают не только внедрение цифровых технологий, но и развитие новых компетенций и цифровой культуры самой организации.
Другие инсайты,
которые доступны
в полной версии отчёта
Аналитический отчёт «Цифровая трансформация в России — 2020» позволит увидеть полную картину для принятия стратегических решений.
Если вы ищете подходы к цифровой перезагрузке, предлагаем посмотреть программу курса « Трансформация бизнеса: внедрение искусственного интеллекта ». В основе программы — западные методики, адаптированные под реалии российского бизнеса. За 6 недель вы создадите дорожную карту по внедрению ИИ в вашей компании под руководством зарубежных и российских экспертов. Также с вами будет работать персональный ментор — действующий data scientist. Оставьте заявку и мы пришлем вам подробное описание программы, чтобы вы могли оценить, насколько курс подходит под ваш опыт и задачи.
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
Цифровая трансформация в России: итоги 2020 года и перспективы развития
Участники мероприятия отметили существенный прогресс в сфере цифровой трансформации в нашей стране. За последний год в этой сфере произошли значительные изменения: во всех федеральных органах исполнительной власти назначены руководители по цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer), аналогичные назначения происходят в регионах. Стартовала серия проектов по использованию искусственного интеллекта в деятельности ряда федеральных органов исполнительной власти. Перед ними поставлена задача повысить качество и эффективность оказания госуслуг, снизить издержки государственного управления. Ее реализация связана, в первую очередь, с переводом госуслуг «в цифру», это касается также осуществления контрольно-надзорной деятельности и государственных функций.
От госорганов не сильно отстают и госкомпании: в 2020 году вдвое (с 25% до 48%) выросло число госкомпаний, разработавших и осуществляющих цифровую стратегию, добавил директор по развитию Фонда развития интернет-инициатив Евгений Борисов. По его словам, в приоритетах компаний цифровизация бизнес-процессов, управление на основе данных, управление клиентским опытом, управление ценностью продуктов и услуг. Средний уровень цифровизации процессов по всем отраслям – 54%. Минцифры разработало и опубликовало методические рекомендации по цифровой трансформации госкомпаний, включая типовую структуру стратегии и систему ключевых показателей эффективности.
Лидерами цифровой трансформации (помимо ИТ-сектора) являются банки и финансовые организации, ЖКХ, телеком, страхование и нефтегазовая отрасль. Количество пилотных проектов в крупнейших компаниях 2020 году выросло на 38% по сравнению с 2019 годом, до 85% крупнейших компаний использовали решения с искусственным интеллектом. Запущены реальные проекты по беспилотному транспорту (КАМАЗы, комбайны). Происходит бурный рост использования голосовых помощников и интеллектуальных чат-ботов. Осуществляется переход от простых моделей ИИ к более сложным, комплексным решениям и сетям интеллектуальных объектов. Происходит активное внедрение гиперконвергентных инфраструктур, реализуются первые проекты по внедрению Cloud-Native инфраструктур.
По прогнозам, резко сократится количество Call-центров, не использующих интеллектуальные чат-боты и голосовых роботов. Всё больше ИТ-компаний начнут успешно играть на «чужих» рынках, до этого занятых крупными промышленными или сервисными компаниями. В цифровую трансформацию включатся небольшие компании. В архитектуре ИС будет доминировать платформенный подход.
Эти изменения обусловят и некоторые негативные тенденции, констатируют эксперты. Так, например, будет нарастать разница между лидерами цифровой трансформации и отстающими от них в уровне цифровизации, эффективности или прибыльности компаниями. Помимо этого, ускоренное внедрение цифровых технологий приведет к быстрому устареванию различных специальностей и высвобождению рабочей силы. А значит, государство должно будет быстро подстраиваться под меняющуюся ситуацию и регулировать возникающие социальные вопросы.
Проникновение интернета и соцсетей будет всё сильнее поднимать вопросы приватности, защиты интересов граждан. Контроль государства над интернетом и обществом существенно возрастет.
Цифровая трансформация изменит образ жизни людей. Прогнозируется, что работа из дома приведёт к оттоку жителей из городов, усилит миграционные потоки как внутри страны, так между странами. Для соответствия всё возрастающим требованиям работникам понадобится постоянное образование или повышение квалификации. Соответственно, произойдет рост сферы обучения, преимущественно удалённого.
Еще один знаковым событием для ИТ-рынка стал выпуск Учебника 4CDTO – первого в России учебника по цифровизации и цифровой трансформации, который станет опорой для CDTO, топ-менеджмента компаний и организаций. В работе над Учебником приняли участие около 40 признанных российских профессионалов в области цифровой трансформации. Книга содержит реальные бизнес-кейсы, систематизирует все актуальные на сегодняшний день знания и практические инструменты. Кроме того, Клуб 4CIO открывает Академию 4CIO&CDTO, которая будет работать на основе материалов Учебника 4CDTO и с участием его авторов в качестве преподавателей.
Цифровая зрелость госуправления: как ИИ помогает российским городам становиться умнее
Сегодня перед регионами стоит множество сложных задач, и решать их без современных методов и технологий — таких как аналитика больших данных, ИИ, интернет вещей — крайне проблематично. Для выбора оптимального управленческого решения нужно уметь применять технологии для решения реальных задач. Компания «Вымпелком» может выступать в роли надежного партнера при цифровизации государственного управления, создании и реализации программ цифровой трансформации.
Перед руководителями регионов стоят поистине колоссальные задачи, направленные на улучшение жизни граждан. Они затрагивают почти все сферы, включая социальные, строительные, культурные, а также сохранение экологии и обеспечение комфорта людей, поддержку бизнеса и развитие инфраструктуры.
Основные показатели оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов госвласти) субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти определены в Постановлении Правительства РФ № 542 от 3 апреля 2021 г. Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за формирование этих показателей, ежегодно направляют соответствующие данные в Минэкономразвития.
Технологии на службе государства
Современные технологии позволяют достичь «цифровой зрелости» госуправления для создания комфортной среды и повышения доверия граждан. Применение современных технологий для решения поставленных задач — одно из приоритетных направлений. Использование актуальных методов и технологий в госуправлении позволяет достигать высоких результатов, причем в сжатые сроки и при экономии бюджетных средств. Информационные технологии дают возможность повышать качество предоставления госуслуг и эффективность госуправления, более полно задействовать потенциал регионов.
Использование цифровых технологий в госуправлении помогает решать целый ряд задач – коммуникационных (сбор информации, ее хранение, архивирование и распространение, информирование населения), управленческих (принятие решений и контроль их исполнения), административных (электронный документооборот и делопроизводство), образовательных (вебинары, видеокурсы, образовательные порталы, системы тестирования знаний служащих), задач обеспечения безопасности и защиты данных (контроль доступа, предотвращение и нейтрализации угроз и кибератак) и контроля (измеримых показателей работы).
Внедрение цифровых технологий в государственное управление нацелено на предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным госуслугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, применение современных цифровых платформ в госуправлении. Прорывные идеи порой дают возможность региональным руководителям, отвечающим за цифровизацию, внедрять новые сервисы и решать новые сложные задачи. Эксперты отмечают, что базовыми для госсектора стоит считать решения на основе больших данных, искусственного интеллекта (ИИ) и интернета вещей (ИВ), включая «умный город».
В области искусственного интеллекта сейчас наиболее популярны технологии распознавания образов, распознавания и синтеза речи, анализа промышленных и других данных, а также нейросети. В госуправлении ИИ служит инструментом работы с большими данными: нейронные сети и другие методы машинного обучения позволяют строить прогнозы на основании собранных данных (предиктивная аналитика). В целом цифровые технологии в госуправлении помогают более эффективно принимать решения.
ИВ применяется, в частности, для сбора данных об эксплуатации, мониторинга исполнения работ, выявления нарушений. «Умный город» с интернетом вещей — это концепция единого управляемого пространства, которое повышает безопасность и комфорт горожан, помогает следить за эффективностью работы всех служб и охватывает всю жизнь мегаполиса.
На российском рынке уже достаточно много решений, связанных с передовыми технологиями. Однако в государственный сектор они проникают не так активно. Связано это, в первую очередь, с тем, что в системе госуправления достаточно много специалистов, которые пока обладают лишь теоретическими знаниями в области применения цифровых подходов. В связи с этим часто даже при наличии тех или иных решений им сложно выстроить на их основе рабочие процессы, приводящие к конкретным, ощутимым результатам.
Между тем уже есть многочисленные примеры успешного применения таких технологий как ИИ в задачах видео аналитики: распознавание лиц, контроль скоплений людей, выявление драк и других нарушений на основе поведенческих моделей, контроль движения транспорта для выявления нарушений ПДД или наличия пешеходов в неположенном месте, распознавание снимков МРТ/КТ в медицине, контроль ношения масок, мониторинг очередей, выявление возгораний и несанкционированных свалок, мониторинг качества дорожного и пр.
В августе 2021 г. «Вымпелком» и Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России подписали соглашение о сотрудничестве. Партнеры будут обмениваться научно-технической информацией и информационными технологиями, реализовывать проекты по разработке и совместному продвижению продуктов, технологий и решений в области создания телекоммуникационной технологической инфраструктуры, центров обработки данных, программного обеспечения информационно-аналитических систем и систем управления.
Совместно с Сеченовским университетом оператор планирует создать прорывные продукты с применением ИИ и анализа больших данных, чтобы ускорить процесс постановки диагноза и облегчить работу врачей. Это сотрудничество поможет спасти много жизней и предупредить развитие серьезных заболеваний.
Большие данные
Существующие методы используют не полный перечень инструментов для формирования управленческих решений в госуправлении. Например, если в конкретном районе живут 50 тыс. человек, то на основании этих данных строятся МФЦ, школы, поликлиники и детские сады. Однако существующая методика оперирует доступными данными о постоянно и временно зарегистрированных. Нужно ли говорить, что россияне не очень щепетильно относятся к этому вопросу, и часто не ставят государство в известность при смене района проживания или даже субъекта федерации? В этом случае логично обратиться к использованию современных методов на основе больших данных телеком-операторов, которые показывают, что на самом деле в этом районе живет около 200 тыс. человек. А значит, подход к созданию инфраструктуры изначально строился на неверных предпосылках.
Точность данных, которые имеются в распоряжении телеком-операторов, порой удивляет. И они готовы поделиться (в обезличенном и агрегированном виде) сведениями не только о фактическом проживании граждан, но и о социальном статусе, доходе, составе семьи, основных увлечениях и других аспектах, которые могут помочь государству. Сведения Росстата на этом фоне выглядят основой для определения перечня управленческих решений, но окончательную точность обеспечивают именно большие данные.
Это лишь один из примеров того, как большие данные помогают реализовывать положения, закрепленные в национальной программе «Цифровая экономика». Отвечающие за трансформацию руководители государственных и региональных ведомств составляют планы по цифровизации вверенных им направлений. Понятно, что без применения современных методов управления и аналитики выстроить эффективные системы не удастся. Однако понимание задачи отнюдь не равносильно ее выполнению: многие госуправленцы, располагая большими данными в качестве инструмента для решения повседневных задач, еще не выстроили релевантные бизнес-процессы.
«Пока что большие данные не стали частью повседневной практики в госуправлении. Не все руководители понимают, какие именно управленческие решения нужно принимать на их основе. Для этого нужно уметь правильно ставить задачу, и в этом есть определенная сложность. Но государство готово и хочет этому учиться», — уверен Михаил Звягинцев, руководитель департамента по работе с госсектором ПАО «Вымпелком».
Многие аналитики считают «Вымпелком» одним из безусловных лидеров в части разработки решений на основе больших данных. В последние годы компания инвестировала серьезные средства в развитие этого направления и накопила достаточно серьезный пул пилотных проектов. Основные сферы, в которых реализованы пилотные и полноценные проекты направления «Билайн.Геоаналитика» — построение объектов социальной инфраструктуры, развитие туризма и транспорта, безопасность, аналитика массовых мероприятий и маятниковой миграции. Это соответствует сложившимся в госорганах запросам, в том числе с учетом региональной специфики.
«Вымпелком» анализирует большие данные и для повышения качества своих сервисов, создания новых услуг. Ведь любое изменение социально-демографической среды, окружения человека влияет на потребление им мобильных сервисов, операторских и OTT-сервисов. Это знание помогает оператору оптимально планировать ресурсы сети, делать более точные таргетированные предложения, соответствующие нуждам пользователей, разрабатывать специализированные тарифные планы и персональные сервисы. Чем больше оператор знает о потребностях и привычках клиентов, тем лучший сервис он может предоставить. Конечно, для этого используется только обезличенная информация.
Кроме того, «Вымпелком» развивает направление «умный город». Это позволит расширить возможности пилотирования проектов в области интернета вещей, в частности проекты в сферах ЖКХ, логистики и городского видеонаблюдения. Исходя из этой концепции, подписано соглашение между «Вымпелкомом» и правительством Москвы. В Департаменте информационных технологий Москвы считают, что развитие партнерских взаимоотношений с передовыми технологическими компаниями, в число которых входит ПАО «ВымпелКом», поможет городу успешно реализовывать самые амбициозные задачи.
В «Вымпелкоме» отмечают, что машинное обучение позволяет быстро масштабировать любые решения. Но у развития технологий работы с большими данными есть еще один мощный драйвер: все более сложные задачи, которые возникают в госсекторе. Обоюдное развитие помогает не только ставить правильные управленческие решения, но и достигать параметров, заложенных в программу цифровизации страны. Важно, чтобы госсектор понимал, что работа с большими данными — не просто необходимость, а уже повседневная практика.
Практика цифровизации
Вот лишь некоторые примеры внедрения решений «Вымпелком»:
Таким образом, компания «Вымпелком» уже зарекомендовала себя как надежный партнер для цифровизации госуправления. Руководители, отвечающие за цифровую трансформацию, могут использовать решения «Билайн», которые нужны при создании и реализации соответствующих программ. Оператор разрабатывает и внедряет решения, которые делают работу госучреждений эффективнее, предоставляет услуги мобильной и фиксированной связи, облачные решения для безопасного хранения данных, стабильной работы ИТ-инфраструктуры и многое другое. Например, службы скорой помощи выстраивают короткие маршруты благодаря системам навигации «Билайн», а органы управления ЖКХ автоматизируют сбор данных с приборов учета.
«Самый распространенный пример в транспортной сфере — сбор данных о том, почему в городе в пиковое время курсируют полупустые автобусы или даже электробусы, у которых стоимость 1 км пути значительно выше, чем у других видов транспорта. С помощью больших данных можно прогнозировать места расположения остановок, точки притяжения большего количества людей, а также уровень нагрузок в разное время суток. Например, днем можно отправлять более дешевые с точки зрения обслуживания автобусы с меньшей вместимостью», — говорит Михаил Звягинцев, руководитель департамента по работе с госсектором ПАО «Вымпелком».
Большие данные востребованы у органов власти. С помощью «Билайн.Геоаналитики» госзаказчики проводят мониторинг массовых скоплений людей в определенных локациях, в том числе на развлекательных мероприятиях, определяют плотность населения в конкретных муниципалитетах и т.д.
Заказчик получил возможность повысить качество проектирования территорий и выявить места с отстающим развитием, а также оперировать данными о реальной динамике прироста населения и об изменениях в его плотности.
В ходе реализации похожего проекта в Воронежской области были получены исчерпывающие данные о трудовой миграции между округами региона, определены места нахождения иностранцев и динамика изменения населения депрессивных районов области. Это помогло провести анализ эффективности различных мероприятий, внести коррективы в деятельность МВД и спланировать процессы создания новых рабочих мест.
Не менее важный блок проектов касается оптимизации сферы транспорта и пассажирских перевозок. Здесь большие данные (в том числе с применением видеоаналитики) могут кардинальным образом модернизировать логику всей инфраструктуры. Так, в Ростове-на-Дону на основе данных «Билайн.Геоаналитики» составили матрицу перемещения горожан с получасовой детализацией. Это дало возможность оценить объемы пассажирских перевозок из проблемных районов города, определить неохваченные транспортом направления, понять, где необходимо расширение дорог. Схожим образом открывались новые маршруты и в других регионах страны.
Туристическое направление — еще одна сфера, где большие данные могут привести к значимым результатам. Это позволяет не только улучшать туристическую инфраструктуру, но и понимать, какие объекты привлекают отечественных туристов, а какие — зарубежных. «Подобный проект был реализован нами в одном из субъектов РФ, — вспоминает Михаил Звягинцев, руководитель департамента по работе с госсектором ПАО «Вымпелком». — Мы определили портрет туриста, это помогает Минтуризму региона выстраивать свою политику».
В результате госструктуры легко выполняют целевые показатели, а их деятельность соответствует ожиданиям граждан. Страна становится более комфортной для жизни, сокращается дистанция между государством и гражданами, повышается доверие граждан к цифровой трансформации регионов и государства.
Цифровая трансформация продолжается: инструменты, экосистема, новые проекты, кадры
В прошлом году, 4 декабря 2020 года, президент РФ поручил кабинету министров за 10 лет провести цифровую трансформацию страны. Авторы проекта собирались активно внедрять новые технологии, в том числе искусственный интеллект.
Поручение есть, что дальше?
В стратегии в среднем включено по 10 отраслей, которым регионы уделяют максимальное внимание.
Он также добавил, что основное внимание в документах уделено качеству предоставления государственных услуг гражданам. Органы власти, которые отвечают за социальные услуги, будут постепенно переводить самые востребованные из них в электронный вид. Кроме того, большинство программных продуктов базируются на отечественных технологиях. Это важный момент, который, по мнению представителей государства, помогает обеспечить независимость российской инфраструктуры и защищенность киберпространства.
2 сентября 2021 года регионы России окончательно утвердили стратегии цифровой трансформации. Теперь у участников программы есть связанные между собой федеральные стратегии и стратегии в субъектах. Их реализация, по словам чиновников, позволит выполнить цели программы «Цифровая трансформация».
Стоит отметить, что кроме государства в проекте участвует и частный бизнес. Государство предлагает предпринимателям:
Льготное кредитование компаний, которые участвуют в цифровой трансформации и внедряющих ИТ-решения;
Льготный лизинг на внедрение цифровых технологий и платформенных решений на основе программно-аппаратных комплексов;
Грантовая поддержка проектов по разработке и внедрению цифровых решений.
Сама программа рассчитана на период до конца 2024 года. В нее входят 6 федеральных проектов: