на каком факультете учился чехов в московском университете
Антон Павлович Чехов. Биографическая справка
29 января исполняется 150 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова.
Русский писатель, драматург Антон Павлович Чехов родился 29 января (17 января по ст. стилю) 1860 года в городе Таганроге в семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки. В семье Чеховых было шестеро детей и все очень одаренные.
Антон учился в греческой школе, затем в классической гимназии. Будучи учеником гимназии, Антон Чехов одновременно работал в лавке отца. В 1876 году отец разорился и вынужден был бежать вместе с семьей от кредиторов в Москву, где семья Чеховых почти три года жила в тяжелой бедности. Антон до окончания гимназии оставался в Таганроге, зарабатывал на жизнь репетиторством и даже высылал небольшие денежные переводы семье. В Москву он приехал только в 1879 году и в том же году поступил на медицинский факультет Московского университета, где его преподавателями были очень известные профессора, в том числе и Николай Склифосовский.
Первые литературные опыты Чехова относятся к гимназическим годам. Он писал водевили, сцены, очерки, анекдоты, некоторые из которых посылал в редакции столичных юмористических журналов. После поступления в университет литературный труд стал для Чехова основным источником заработка. Он регулярно публиковал свои юмористические рассказы на страницах массовых иллюстрированных журналов под псевдонимами Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и др. (всего известно более 50 псевдонимов Чехова).
Первые произведения Чехова публикуются в 1880 году в журнале «Стрекоза» – это, написанные в жанре пародий «Письмо к ученому соседу» и «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.?» С этого времени начинается литературная деятельность Антона Павловича Чехова.
С конца 1882 года Чехов начинает сотрудничать в петербургском журнале «Осколки», занявшем к тому времени ведущее положение среди юмористических изданий.
В 1884 году вышла его первая книга «Сказки Мельпомены». В том же году Чехов окончил университет и начал работать уездным врачом в Воскресенске (сейчас – город Истра), в больнице известного земского врача Павла Архангельского, позже Чехов работал в Звенигороде, временно заведуя больницей.
Работая врачом, Чехов не прекращал свою литературную деятельность и писал многочисленные короткие рассказики: сценки, этюды, наброски. В этот период появились такие рассказы как «Беглец», «Хирургия», а также темы для таких рассказов, как «Мертвое тело», «На вскрытии», «Сирена». Позже, в 1886 и 1887 годах, он объединил их в сборники «Пестрые рассказы» и «Невинные речи».
В 1886 году, Чехов получил приглашение на работу от знаменитого издателя общероссийской газеты «Новое время» Алексея Суворина. С началом регулярного сотрудничества с газетой Чехов отказывается от псевдонима и подписывается полным именем. Написанный в 1877 году сборник рассказов «В сумерках» принес Чехову Пушкинскую премию, а после публикации в том же году в престижном журнале «Северный вестник» повести «Степь» Антон Чехов получил настоящее признание.
В 1887 году в Москве в театре Корша была поставлена первая пьеса Чехова «Иванов».
В начале 1890 годов Антон Павлович Чехов становится практически самым читаемым писателем России. Он печатается во многих журналах и газетах, выпускаются его отдельные сборники и переиздания прошлых публикаций. За Чеховым закрепляется репутация бытового писателя, мастера психоанализа и человека, которому близки существующие социальные проблемы.
В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин – место ссылки осужденных на каторгу. В июле он прибыл на Сахалин, где в течение трех месяцев вел работу исследователя, медика, социолога. Чтобы ближе познакомиться с жизнью поселенцев и ссыльных, он произвел перепись сахалинского населения. Через некоторое время появляются очерковые записки «Из Сибири» и «Остров Сахалин», а также такие произведения, как «Гусев», «Бабы», «В ссылке», «Рассказ неизвестного человека», «Убийство».
В 1892 году Чехов покупает имение в селе Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии. Мелиховский период – это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работал земским врачом, обслуживая 25 деревень. Он открыл на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов построил три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, он участвовал в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствовал, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добился открытия почты и телеграфа. Кроме того, Чехов организовал посадку тысячи вишневых деревьев.
В Мелихове Чехову приходит идея создания общественной библиотеки в Таганроге. Писатель жертвует туда более 2-х тысяч томов собственных книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства.
В мелиховский период созданы «Палата № б», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», написан большой «деревенский цикл» произведений («Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы»), повесть «Три года», пьеса «Дядя Ваня». Здесь же была написана и пьеса «Чайка», премьера которой состоялась в 1896 году на сцене петербургского Александрийского театра.
Первая постановка не имела успеха. В 1898 году «Чайка» была поставлена на сцене Московского Художественного театра и шла с непрекращающимся успехом. Эта постановка МХТ открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.
В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден был лечь в больницу. По настоянию врачей осень и зиму 1897/1898 годов писатель жил в Ницце, потом в Париже. В мае 1898 года он возвращается на родину и едет в Мелихово, где живет до сентября, а затем едет в Ялту. В Ялте он приобрел участок земли в двух километрах от набережной в деревне Аутка и начал строительство дома. Вскоре он продает имение в Мелихово и с матерью и сестрой окончательно перебирается на жительство в Ялту.
В Ялте Чехов ведет активную общественную деятельность: как местный житель, он избирается в члены попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопочет об устройстве первой биологической станции. Будучи сам тяжело больным туберкулезом, Чехов работает в Попечительстве о приезжих больных.
В 1900 году его выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук, но в 1902 году он вышел из ее рядов в знак несогласия с решением Академии об исключении Горького по причине его политической неблагонадежности.
Зимой 1900/1901 годов Чехов находился в Ницце на лечении, потом уехал в Италию, а в феврале вернулся в Ялту.
25 мая 1901 года Антон Павлович Чехов и ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах Ольга Леонардовна Книппер обвенчались.
Сразу после свадьбы Ольга Леонардовна повезла мужа в Уфимскую губернию на кумыс (считалось, что он помогает при чахотке). Чехов уже очень слаб, но несмотря на мучительную болезнь, он продолжает писать, встречаться с людьми, помогать всем.
Супруги не виделись по несколько месяцев, так как Ольга Леонардовна была занята в театре, а Чехов вынужден был находиться в Ялте по предписанию врачей. Разлуки эти были мучительны для обоих.
В 1904 году была поставлена еще одна пьеса Чехова «Вишневый сад», в которой Книппер играла Раневскую. Это было последнее произведение Антона Павловича Чехова. Туберкулезный процесс усилился настолько, что в мае 1904 года Чехов покинул Ялту и вместе с женой уехал в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии.
15 июля (2 по ст. стилю) во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался. Похоронили Чехова в Москве на Новодевичьем кладбище.
Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр XX века. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара. Его пьесы не сходят со сцены театров всего мира, а рассказы и повести переиздаются большими тиражами и включены в школьные программы.
Музеи Антона Павловича Чехова имеются в Таганроге, Москве (в доме, где семья Чеховых жила в 1886–1890 годах), Мелихове, селе Лука (Сумской область), Ялте.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Чехов: биография, творчество и жизнь писателя
«Пушкин в прозе» — такую характеристику из уст Льва Толстого получил Чехов. Биография писателя отражает процесс формирования гуманистических идеалов творца, его глубокого лиризма и понимания душевных порывов человека. Остановлюсь на тех фактах, которые дали жизнь неповторимой чеховской манере.
Антон Чехов: детство и юность
О том, кто такой Чехов, большинство поклонников русской классики узнают при знакомстве с рассказами писателя. О самом себе писать не любил. Он говорил, что у него особенная болезнь — автобиографобия. Чехов — дипломированный медик и мастер колкостей — точно определил этим «диагнозом» свое отношение к славе. Поэтому будем вместе разбираться, кем был Чехов:
Отец писателя из рода крепостных выбился в купцы. Он поселился с женой Евгенией Морозовой на Полицейской улице в Таганроге. Антон Чехов (29.01.1860) — один из пятерых сыновей супругов. Также в семье была дочь.
Год рождения Чехова знаменателен — 1860 — год в преддверии отмены крепостного права и начала кардинальных изменений в российском обществе. Детей супруги Чеховы воспитывали в строгости: те вставали на рассвете, пели в церковном хоре, после уроков помогали отцу в бакалейной лавке. Антон Чехов в детстве обучился портновскому ремеслу.
Чехов учился в греческой гимназии Таганрога. Его увлекала литература и театр. Гимназист Чехов обладал разносторонними талантами: издавал юмористический журнал, рисовал карикатуры и делал подписи под ними, играл в домашних постановках в доме своего школьного друга Андрея Дросси. В гимназии его называли Антоша Чехонте. Это прозвище в дальнейшем стало псевдонимом писателя.
В шестнадцать лет Антон остался без средств к существованию, потому что отец разорился. Юноше пришлось давать частные уроки, чтобы окончить гимназический курс. В девятнадцать лет Антон Чехов поступил на отделение медицины в Московский университет.
Студент-медик Антон Чехов сблизился с заведующим лечебницы подмосковного Воскресенска и в 22 года получал практический опыт, помогая врачам принимать больных. В этой лечебнице Чехов практиковался как уездный врач после завершения университетского курса. Однако вскоре А.П. Чехов оставил медицину, чтобы полностью посвятить себя литературному творчеству.
Антон Чехов: творчество
Чехов, биография которого охватывает время испытаний русской литературой новых модерных форм и приемов, знаменит как мастер малой формы. Расскажу детальнее, как проявлял себя талант Антона Чехова:
По-настоящему талант Антона Павловича раскрылся в юмористической прозе — первые фельетоны он создал еще в гимназии. Штудирование медицинской литературы в Московском университете молодой Чехов сочетал с написанием рассказов, которые посылал в юмористические журналы Петербурга.
«Письмо ученому соседу» (1880) — первый опубликованный рассказ писателя. Чехов писал легко и быстро. В 1883 году он создал 120 рассказов, в 1885-м — 129. В первый период творчества он написал более 400 произведений.
Художественные тексты автора напоминали миниатюры: в них еще не было глубины образов. Автор отображал многообразие обывательской жизни в России («Толстый и тонкий», «Брожение умов», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Руководство для желающих жениться» и пр.). Антон Павлович Чехов издал сборники «Пестрые рассказы», «Сказки Мельпомены». За сборник «В сумерках» (1887) получил Пушкинскую премию.
Чехов, годы жизни которого пришлись на период кризиса гуманизма и христианского мировоззрения, остро ощущал потребность в глубоком и серьезном анализе происходящего в обществе и человеке.
Впечатления от путешествия по Украине, Крыму и Кавказу, которое состоялось в 1887 года, писатель передал в повести «Степь». Большие повествовательные формы изматывали писателя, поэтому он вернулся к рассказам и написал:
Писатель Чехов обличал тупого, сонного обывателя, показывал тусклую жизнь российского общества, исполненную невежества и жестокости.
Биография Чехова содержит интересный факт — поездка по Сахалину в 1890 г. Она дала богатый материал для творчества. Следующие пять лет жизни писатель посвятил написанию повести «Остров Сахалин».
А. Чехов проводил время в имении Мелихово под Москвой. Обострившийся туберкулез вынудил писателя в 1899 году продать все права на свои тексты. На полученный гонорар он купил землю в Ялте и построил дачу.
В 1890-х Антон Павлович заинтересовался драматургией. Вдохновленный постановкой МХАТ «Чайки», Чехов написал «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад». Автор сражал зрителя тем, что мог за повседневностью рассмотреть трагедии людей. Он осуждал духовную спячку, малодушие, приверженность обыденности и пошлости.
Касался автор тем оскудения и гибели аристократии, нравственного перерождения интеллигентного человека. Автор создавал оригинальные женские характеры: его героини любвеобильны или идеалистичны, практичны или полностью оторваны от реальности.
Антон Павлович Чехов, биография которого охватывает период кардинального обновления эстетики, занял видное место в литературном процессе благодаря умению с помощью одной яркой детали создавать многоплановый образ.
Антон Чехов: личная жизнь, последние годы
Информация о Чехове будет неполной, если не коснемся вопросов его личной жизни. Писатель любил женщин и умел за ними ухаживать. Некоторые его романы длились десятилетиями, а некоторые протекали одновременно. Его отношения с дамами отразились в произведениях:
Писателя и Шаврову свела литература: пятнадцатилетняя девушка принесла маститому автору рукопись своего рассказа. Шаврова влюбилась сразу, но не призналась в своих чувствах писателю. В 20 вышла замуж, но, недовольная семейной жизнью, возобновила переписку с Чеховым.
В 1897 году она переехала в Москву, ушла от мужа и сбежала с Антоном Павловичем в Ялту. Вскоре они расстались. Елена стала моделью для образа героини рассказа «Дама с собачкой». За 12 лет романа Чехов написал ей 68 писем.
Лидия — подруга сестры Чехова. Их роман напоминал игру: Мизинова то требовала к себе внимания, то убегала. Лика хотела стать его женой, но была Музой. Ее образ автор воплотил в главной героине пьесы «Чайка».
Двенадцатилетняя Нина — дочь владельца первого частного театра России — влюбилась в Чехова, которому было 27 лет, во время постановки драмы «Иванов».
Их роман разгорелся, когда ей исполнился 21 год. Нина приехала в Москву, чтобы поддержать драматурга во время премьеры «Чайки». Девушка родила Чехову дочь Татьяну, хотя писателю о беременности не сообщила, потому что у него начинался роман с Книппер. Таня стала врачом и жила во Франции.
Суть отношений Чехова и Книппер определяется фразой, которой писатель хотел начать свой роман о любви: «Он и она полюбили друг друга, женились и были несчастливы…». С актрисой Книппер Чехов встретился в 1898 году на репетиции «Чайки». Она стала его официальной женой. Пара ждала ребенка, но случился выкидыш. И у нее, и у него были романы, которые охладили их отношения.
Жизнь Чехова была яркой, но короткой. Путешествие по Сахалину подорвало его здоровье, обострился туберкулез. Ялтинский климат не спасал, поэтому в период обострения болезни в 1904 году писатель переехал на курорт в Баденвайлер, где 15 июля умер. Предвидя свою кончину, Чехов заказал шампанское и так попрощался с жизнью. Ушел тихо и осознанно.
Величайший талант Чехова оказал огромное влияние не только на развитие психологической прозы в России, но и в мире. Биография писателя раскроет секрет его умения видеть трагические диссонансы в обыденном, умение понимать душу человека.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1879-1884
А. П. Чехов. Портрет работы Н. П. Чехова. 1883
. Чехов казался молодым дубком, пускающим ростки в разные стороны, еще коряво и порой как-то бесформенно, но в котором уже угадывается крепость и цельная красота будущего могучего роста.
В. Г. Короленко. «Антон Павлович Чехов».
Москва. Трубная площадь. Фотография. 1880-е годы
. [Москва] занимала все его мысли, была для него воистину обетованною землей, в которой сосредоточивалось все то, что было в России самого хорошего, приятного, милого для Чехова. Я видал саратовских патриотов, полтавских, сибирских, но такого влюбленного в свое место, как был влюблен Антон Павлович в Москву, я редко встречал.
С. Я. Елпатъевский. «Антон Павлович Чехов».
Приезжай в Москву. Я ужасно полюбил Москву. Кто привыкнет к ней, тот не уедет из нее. Я навсегда москвич.
Чехов-студент. Фотография. 1883
. Чехов был примерным студентом и, несмотря на отвлекавшие его с первых же курсов писательские дела, с полным успехом изучал медицинские науки: лекции он посещал аккуратно, и клиники, и лаборатории.
Г. И. Россолимо. «Воспоминания о Чехове».
Московский университет, где учился А. П. Чехов на медицинском факультете с 1879 по 1884 г. Фотография. 1880-е годы
Автобиография. (Из письма к Г. И. Россолимо от 11 октября 1899.)
Студенческий билет А. П. Чехова. 1880-1881
. Антон Павлович написал в «Стрекозе» свой первый рассказ «Письмо к ученому соседу». Я помню, с каким нетерпением он ожидал в «Почтовом ящике» этого журнала ответ редактора его И. Василевского-Буквы. И ответ этот скоро был напечатан: «Совсем не дурно, благословляем и на дальнейшее сподвижничество». С этого и началась литературная карьера Антона Чехова. Мне думается, что формой для этого письма послужило письмо его деда Егора Михайловича к его отцу Павлу Егоровичу. Копия с этого письма, переписанная рукою Антона Павловича еще в 1878 году, хранится и по сие время у Марии Павловны Чеховой.
М. П. Чехов. «Антон Чехов и его сюжеты».
Ф. Ф. Эрисман, профессор. Фотография
Среди братьев он был тогда самым талантливым на выдумки: он устраивал лекции и сцены, кому-нибудь подражал или кого-нибудь представлял. Так, он изображал старика-профессора, читавшего свои лекции, почти слово-в-слово составившие потом содержание его самого первого рассказа «Письмо к ученому соседу».
М. П. Чехов. «Антон Чехов и его сюжеты».
В. Ф. Снегирев, профессор. Фотография
Милостивый государь! Редакция имеет честь известить Вас, что присланный Вами рассказ написан недурно и будет помещен в журнале. Гонорар предлагается редакцией в размере 5 коп. со строки.
Редактор Ипп. Василевский.
Письмо редакции журнала «Стрекоза» Чехову от 20 января 1880.
Г. А. Захарьин, профессор. Фотография
М. Членов. «А. П. Чехов и медицина».
Н. В. Склифасовский, профессор. Фотография
. Когда брат мой и Чехов находились в Москве на 1 курсе, мы стали получать оттуда юмористические журналы с рисунками и рассказами, содержание которых было не совсем для нас чуждо. В рисунках были изображены многие из наших летних увеселительных предприятий, а в рассказах те же сцены были переданы словами. Мы догадались, что рисунки принадлежали кисти брата Антона Павловича, молодого художника Николая, а рассказы, подписанные «А. Чехонте»,- самому Чехову.
В. Зембулатов. «А. П. Чехов в юности».
‘Стрекоза’. Обложка юмористического журнала 1880 г., № 10. С этого номера журнала Чехов считал начало своей литературной деятельности
Дядька объясняет появление карикатуры вашей молодостью и легкомыслием, тетка Людмила Павловна рассказывает, как она аж заболела. Селиванов прямо называет вас вольнодумцами.
Письмо редакции журнала ‘Стрекоза’ Чехову с извещением о принятии рассказа в печать. 1880
. Кроме романа, стихов и доносов, я все перепробовал. Писал и повести, и рассказы, и водевили, и передовые, и юмористику, и всякую ерунду, включая сюда «Комаров и мух» для «Стрекозы». Оборвавшись на повести, я могу приняться за рассказы; если последние плохи, могу ухватиться за водевиль и этак без конца, до самой дохлой смерти.
‘Письмо донского помещика. ‘. Рисунок. Н. П. Чехова. Из сборника ‘На досуге’, не вышедшего в свет. 1883
… «Осколки» теперь самый модный журнал. Из него перепечатывают, его читают всюду. И немудрено. Сам видишь, в нем проскакивают такие штуки, какие редко найдешь и в неподцензурных изданиях. Работать в «Осколках» значит иметь аттестат.
Письмо редакции журнала ‘Стрекоза’ Чехову с извещением о принятии рассказа в печать. 1880
Мне дороги… интересы «Осколок». К «Стрекозам» и «Будильникам» я отношусь индиферентно, но печалюсь, если вижу в «Осколках» что-либо невытанцовавшееся, мое или чужое,- признак, что мне близко к сердцу Ваше дело, которое. Вы ведете с энергией и с верой.
‘Что чаще всего встречается в романах. ‘ Журнальный текст произведения. ‘Стрекоза’. 1880
Если Вам удастся сгруппировать вокруг себя все, ныне разбросанные, силенки, то Россия будет иметь очень сносный юмористический журнал.
Сейчас только что вернулся от известного поэта Пальмина.
Между прочим, выдумал я с ним название для моей книжки. Долго мы ломали мозги. Я бы предпочел то, что хочет и Лейкин, а именно: «А. Чехонте. Рассказы и очерки». Годилось бы и «Пестрые рассказы».
Читаю прилежно «Осколки». Журнал хороший, лучше всех юмористических журналов по крайней мере. Но не кажется ли Вам, что «Осколки» несколько сухи? Сушит их, по моему мнению, многое множество фельетонов. И все эти фельетоны жуют одно и то же, жуют по казенному шаблону, на казенные темы. И беллетристика бьет на сухоядение. Вместо легкого жанра, вместо шаржа, карикатуры, видишь тяжеловесный рассказище Баранцевича.
[Лейкин] это добродушный и безвредный человек, но буржуа до мозга костей.
А. П. Чехов с братом художником И. П. Чеховым, сотрудничавшим вместе с ним в журналах. Фотография. 1883
Грябов снял сапоги, панталоны, сбросил с себя белье и очутился в костюме Адама. Отцов ухватился за живот. Он покраснел и от смеха, и от конфуза. Англичанка задвигала бровями и замигала глазами. По желтому лицу ее пробежала надменная, презрительная улыбка.
— Да полезай скорей в воду или прикройся чем-нибудь! Скотина!
«Дочь Альбиона». 1883.
‘Свадебный сезон’. Сочинял Антоша Ч. Рисовал Н. Чехое Журнальный текст. ‘Зритель’. 1881
‘Перед свадьбой’. Рисунок Н. П. Чехова. 1883
Гулянье первого мая в Сокольниках. Рисунок Н. П. Чехова в журнале ‘Зритель’. 1882
Почтеннейшая публика, читая «Дочь Альбиона», смеется и едва ли видит в этом рассказе гнуснейшее издевательство сытого барина над человеком одиноким, всему и всем чужим. И в каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий, глубокий вздох чистого, истинно человеческого сердца, безнадежный вздох сострадания к людям, которые не умеют уважать свое человеческое достоинство и, без сопротивления подчиняясь грубой силе, живут, как рабы, ни во что не верят, кроме необходимости каждый день хлебать возможно более жирные щи, и ничего не чувствуют, кроме страха, как бы кто-нибудь сильный и наглый не побил их.
М. Горький. «А. П. Чехов».
‘Смерть чиновника’. Рисунок А. Базилевича. 1955
В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.
Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо: Извините, вашество, я вас обрызгал. я нечаянно. Ничего, ничего.
«Смерть чиновник». 1883.
‘Толстый и тонкий’. Рисунок Б. Калаушина. 1954
. Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вель-можи-с! Хи-хи-с.
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал. Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.
«Толстый и тонкий». 1883.
На Невском от трех до пяти. Рисунок Н. П. Чехова в журнале ‘Зритель’. 1881
Слова Чехова по воспоминаниям А. И Куприна «Памяти Чехова».
Татьянин день в Москве. Рисунок Н. Я. Чехова в журнале ‘Будильник’. 1882. В верхнем углу с бокалом в руке изображен А. П. Чехов
‘Самая бедная бедность’. Тема А. Чехонте. Рисунок А. Лебедева. ‘Осколки’. 1884
‘Поэтические грезы’. Тема А. Чехонте. Рисунок А. Лебедева. ‘Осколки’. 1883
Маленькие рассказы Ант. Чехонте в первой половине восьмидесятых годов все более и более приковывали внимание читающей публики. А среди петербургской литературной братии понемногу начали интересоваться и самой личностью автора.
Ел. Тихонов. «А. П. Чехов».
. Помню, как Н. А. Лейкин громко говорил: «Господа, я Щедрина нового открыл».
А. А. Плещеев. «Об А. П. Чехове».
Юмористические журналы, в которых сотрудничал А. П. Чехов в середине 80-х годов
‘Почерк по чину или метаморфозы подписи Карамболева’. Тема А. Ч. Рисунок А. Лебедева. ‘Осколки’ 1884
Скопинские баши-бузуки получили копии с обвинительного акта. Говорят, что в нем столько разного рода пикантностей. что придется облизнуться не одним только финансистам, посвященным в таинства банковых кулис и уборных. Говорят, что в обвинительном акте москвичи играют не последнюю роль. Ужас, сколько будет стыда и срама, когда публике станет известна эта некрасивая роль! Принадлежит она. гг. заправилам московской печати. Одному из редакторов Рыков за две успокоительные телеграммы предложил безграничный учет в банке, чем тот и поспешил воспользоваться. Другой редактор-издатель, пошустрее и попрак-тичнее, слимонил «за молчание» 700 рублей чистоганом и т. д. Было дело под Полтавой!
«Осколки московской жизни». 1884.
Редакционный день ‘Будильника’. Рисунок сотрудника журнала художника М. М. Чемоданова. 1885. Слева второй стоит А. П. Чехов
Банковский тигр, пойманный в Скопинских лесах. Рисунок В. Порфирьева, ‘Осколки’. 1884. В этом номере напечатан фельетон Чехова о Рыковском деле
‘Осколки московской жизни’. Фельетон А. П. Чехова по судебному процессу Рыкова. ‘Осколки’. 1884
М. П. Чехов. «Вокруг Чехова».
Мастерская художников ‘Будильника’. Рисунок сотрудника журнала художника Т. Симова. 1885. В центре сидит художник Н. П. Чехов
Аттестат о медицинской службе А. П. Чехова. 1893
Свидетельство об утверждении Чехова в звании уездного врача по окончании медицинского факультета Московского университета. 1884
Медицина моя идет crescendo. Умею врачевать и не верю себе, что умею. Не найдешь, любезный, ни одной болезни, которую я не взялся бы лечить. Скоро экзамены. Ежели перейду в V курс, то, значит, finita la comedia. Не имея усов, знаний и возраста, придется вступить на стезю Захарьиных и Циркуненков.
О его отношениях к занятиям и студенческим обязанностям свидетельствует образцово составленная на V курсе кураторская (обязательная зачетная) история болезни пациента нервной клиники.
Г. И. Россолимо. «Воспоминания о Чехове».
Н. А. Лейкин, редактор юмористического журнала ‘Осколки’, в котором А. П. Чехов сотрудничал с 1882 по 1887 г. Фотография
А. П. Чехов и его товарищи по университету Д. Т. Савельев, В. И. Зембулатов, Н. И. Коробов. Фотография. 1884
В последние три года студенчества Чехов писал необычайно много и своим заработком служил главной опорой для своей небогатой семьи. Как много писал в это время Чехов, видно из слов его брата Ивана Павловича, который рассказывал мне, что только в Петербурге Чехову нужно было еженедельно отправлять к каждому понедельнику по рассказу, не говоря уже о других работах. Несмотря на это, Чехов однако и в это время медицины не бросал, аккуратно посещал лекции и клиники.
М. Членов. «А. П. Чехов и медицина».
Воскресенск (ныне г. Истра). Общий вид. Фотография. 1880-е годы
И. П. Чехов. Фотография
Каждое лето все Чеховы приезжали на дачу к Ивану Павловичу в Воскресенск и поселялись в приходском училище. Когда Антон Павлович окончил в 1884 году курс университета и тоже приехал туда же, то его встретил там уже порядочный круг знакомых. Каждый день вся компания совершала далекие прогулки, играла в крокет; велись либеральные разговоры о политике, увлекались Щедриным. В двух верстах от Воскресенска находилась Чикинская земская больница, которой заведовал тогда известный земский врач П. А. Архангельский. Эта больница сблизила его [Чехова] с крестьянами, открыла перед ним нравы их и низшего медицинского персонала и отразилась в тех произведениях Антона Павловича, в которых изображаются врачи, больные и фельдшера.
М. П. Чехов, «Антон Чехов и его сюжеты».
Л. И. Пальмин. Поэт, сотрудник юмористического журнала ‘Осколки’. Фотография
А. П. Чехов. Фотография. 1885
Воскресенск. Дом, где жил Чехов с братом И. П. Чеховым в 1884-1885 гг. Фотография
По окончании медицинского факультета он не бросил медицину, он работал в качестве земского врача в Воскресенске и Звенигороде, Московской губернии, и заведовал во время холерной эпидемии мелиховским участком, тоже Московской губернии. Работал он с любовью и добросовестно, как об этом гласят предания.
В Воскресенске он нашел в лице теперь уже покойного фельдшера земской больницы оригинал для героя своей „Хирургии». В Звенигороде он насадил на земле больницы аллею лиственниц, которые еще и теперь стройными красавицами тянутся от служебного корпуса вплоть до больничного. Отношение его к больным отличалось трогательной заботливостью и мягкостью: видно было, что в нем, враче, человечное достигало высокой степени.
Г. И. Россолимо. «Воспоминания о Чехове».
Воскресенск. Чикинская больница, в которой Чехов служил земским врачом. Фотография
С. П. Успенский, земский врач. Фотография. 1880-е годы
Приняв на себя заведование звенигородской земской лечебницей, Антон Павлович должен был, за временным отсутствием и уездного врача, ex officio. ездить на вскрытия и быть экспертом на суде. Пребывание в Звенигороде далеко не прошло для писателя даром: здесь он посещал заседания уездных съездов («Сирена») и прекрасно познакомился со всем укладом уездной чиновничьей жизни. На звенигородских впечатлениях, например, основан ряд его рассказов «Мертвое тело», «На вскрытии» и т. д.
М. П. Чехов. «Антон Чехов и его сюжеты».
‘Дочь Альбиона’. Рисунок Кукрыниксов. 1954
Звенигород. Дом, где жил Чехов в 1885 г. Фотография. 1953
А. П. Чехов в первый год медицинской практики. Фотография. 1885
‘Смерть чиновника’. Рисунок А. Базилсвича. 1955
‘Хирургия’. Рисунок А. Апсита. 1905
Был. один уморительный номер в артистическом репертуаре Чехова.
В несколько минут он изменял свой вид и превращался в зубного врача, сосредоточенно раскладывающего на столе свои зубоврачебные инструменты. В это время в передней раздавался слезливый стон, и в комнате появлялся старший брат, Александр, с подвязанной щекой.. Антон с пресерьезным видом успокаивал пациента, брал в руки щипцы для углей, совал в рот Александру и начиналась «хирургия», от которой присутствующие покатывались от смеха.
П. Сергеенко. «Детство Чехова».
‘Толстый и тонкий’. Рисунок Б. Калаушина. 1954
‘Хирургия’. Рисунок Кукрыниксов. 1954
Вонмигласов сидит минуту неподвижно, словно без чувств. Он ошеломлен. Глаза его тупо глядят в пространство, на бледном лице пот.
‘Хамелеон’. Рисунок Кукрыниксов, 1954
‘Хамелеон’. Рисунок Н. Вышеславцева. 1935
‘Роман репортера’. Автограф. 1883
‘Вагонное освещение’. Тема А. Чехонте. Рисунок А. Лебедева. ‘Осколки’. 1883
‘Хамелеон’. Рисунок Д. Кардовского. 1910
— Повар генеральский идет, его спросим. Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку. Ваша?
— Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!
— И спрашивать тут долго нечего,- говорит Очумелов.- Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать. Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая… Истребить, вот и все.
‘Надлежащие меры’, Рисунок Кукръшиксов. 1954
Маленький заштатный городок. освещен полуденным солнцем. Тишина и спокойствие. По направлению от думы к торговым рядам медленно подвигается санитарная комиссия, состоящая из городового врача, полицейского надзирателя, двух уполномоченных от думы и одного торгового депутата. Сзади почтительно шагают городовые. Путь комиссии, как путь в ад, усыпан благими намерениями. Санитары идут и, размахивая руками, толкуют о нечистоте, вони, надлежащих мерах и прочих холерных материях.
«Надлежащие меры». 1884.
‘Устрицы’. Рисунок А. Апсита. 1903
Устрицы страшно глядят глазами и отвратительны, я дрожу от мысли о них, но я хочу есть! Есть!
Один рассказец, не вошедший в транспорт, [для сборника «Пестрые рассказы»] при сем прилагаю. Присовокупите его к общей массе. Прочтите его, если хотите: в этом рассказе я пробовал себя, как medicus.
‘Устрицы’. Рисунок В. Старова. 1954
Помню, чья-то сильная рука тащит меня к освещенному трактиру. Через минуту собирается вокруг толпа и глядит на меня с любопытством и смехом. Я сижу за столом и ем что-то склизкое, соленое, отдающее сыростью и плесенью. Я ем с жадностью, не жуя, не глядя и не осведомляясь, что я ем. Мне кажется, что если я открою глаза, то непременно увижу блестящие глаза, клешни и острые зубы.
Я вдруг начинаю жевать что-то твердое. Слышится хрустенье.
Засим я помню страшную жажду. Я лежу на своей постели и не могу уснуть от изжоги и странного вкуса, который я чувствую в своем горячем рту.
‘Маска’. Рисунок Б. Калауишна. 1954
Мужчина поднялся, вытянулся во весь рост и сорвал с себя маску. Открыв свое пьяное лицо и поглядев на всех, любуясь произведенным эффектом, он упал в кресло и радостно захохотал. А впечатление, действительно, произвел он необыкновенное. Все интеллигенты растерянно переглянулись и побледнели.
‘Сказки Мельпомены’. Первый печатный сборник рассказов Чехова. Обложка. 1884
‘Сказки Мельпомены’ Титульный лист с дарственной надписью: Уважаемому коллеге, не раз вкушавшему сладость авторства, Павлу Григорьевичу Розанову на добрую память от автора А. Чехова. 18.VII, 1884
В 1884 г., будучи. проездом в Москве, узнал от одного товарища, что литературный Антоша Чехонте и таганрогский Антоша Чехонте одно и то же лицо. Едем с товарищем к Антоше Чехонте.
Чехов поразил меня и пленил. От него так и веяло самоцветностью, умом, привлекательностью.. У Антона Чехова оказалась про запас для друзей уже и своя книжка «Сказки Мельпомены», которую он тут же с милой надписью и подарил мне. По приезде из Москвы в Одессу я прочитал подаренные мне Чеховым «Сказки Мельпомены» и пришел в восхищение. Не могу при этом не похвастать, что первая рецензия в России о произведениях Чехова принадлежала мне. В ней я предсказывал блестящую будущность молодому автору.
П. А. Сергеенко. «О Чехове».
Рассказы А. Чехонте живьем вырваны из артистического мирка. Все они небольшие, читаются легко, свободно и с невольной улыбкой. Написаны с диккенсовским юмором: и смешно, и за душу хватает. Автор очевидно человек молодой, еще не окреп, кое-где спешит и путается, но в общем овладевает вниманием читателя. Всюду разлит юмор, юмор «без натуги» и Чехонте обращается с ним весьма осторожно, как оно и следует.
Из рецензии П. Сергеенко на книгу рассказов А. П. Чехова «Сказки Мельпомены».
А. П. Чехов. Портрет работы И. П. Чехова. 1880