на каком фронте воевала нормандия неман

Авиаэскадрилья «Нормандия – Неман» на фронтах Великой Отечественной войны

на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть фото на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть картинку на каком фронте воевала нормандия неман. Картинка про на каком фронте воевала нормандия неман. Фото на каком фронте воевала нормандия неман

25 ноября 1942 г. состоялось подписание соглашения об участии частей ВВС Франции в военных операциях на территории Советского Союза. Через Багдад личный состав эскадрильи «Нормандия» был переброшен в Тегеран, откуда на четырех транспортных самолетах вылетел в СССР. Уже 29 ноября французские добровольцы приземлились на аэродроме Северный г. Иваново. В числе первых прилетели майор Ж. Пуликен и начальник штаба старший лейтенант Ж. де Панж, а также пилоты Ж.-.Л. Тюлян, А. Литтольф, Ж. Риссо, А. Прециози, А. Познанский, Р. Дервиль, А. Дюран, М. Лефевр, Р. де ля Пуап, И. Бизьен, Д. Бегэн, М. Альбер и Н. Кастелэн. Группу технического состава возглавлял авиационный инженер А. Мишель. Под командованием майора Пуликена начались тренировки на учебных самолетах УТ-2, У-2, а потом на истребителях Як-7 и Як-1. Для руководства за процессом обучения закрепили инспектора по технике пилотирования 6-й запасной авиационной бригады капитана П.И. Друзенкова, летавшего почти на всех боевых советских самолетах, а также на некоторых трофейных немецких истребителях и бомбардировщиках. Приказом командующего Военно-воздушными силами Красной Армии от 4 декабря 1942 г. истребительная эскадрилья «Нормандия» была включена в состав ВВС СССР. К началу 1943 г. уже все «нормандцы» летали на «яках», а французские механики прошли практическое обучение по эксплуатации самолета Як-1Б.

«Яки» французов украшали красные звезды, но между винтом и кабиной с обеих сторон каждой машины было нанесено по три цветные полосы: синяя, белая и красная – цвета французского государственного флага.

В середине марта на аэродроме Северный состоялась инспекторская проверка готовности эскадрильи к отправке на фронт. Ее проводили глава военной французской миссии бригадный генерал Э. Пети и представитель командующего ВВС Красной Армии полковник С.Т. Левандович. Они признали «Нормандию» полностью боеспособной. 22 марта 1943 г. эскадрилья перелетела на прифронтовой аэродром Полотняный Завод (в 25 км от Калуги), где базировались бомбардировщики Пе-2, и временно вошла в состав 204-й бомбардировочной авиационной дивизии.

25 марта эскадрилья «Нормандия» в составе 12 боевых самолетов убыла на фронт в составе 1-й воздушной армии.

После ознакомления с районом боевых действий, которое французская эскадрилья производила с аэродрома Муковнино (Полотняный Завод), она была подчинена командиру 303-й Смоленской истребительной дивизии. В ее составе она в дальнейшем и вела свою боевую деятельность, базируясь последовательно на аэродромах: Васильевское (район Масальска), Хотенки (район Козельска), Спас-Деменск и Монастырщина (западнее Смоленска).

Французские летчики буквально рвались в бой. Они считали день потерянным, если провели его без вылетов. Советским командирам приходилось сдерживать их пыл, так как «нормандцы» еще не в полной мере освоили тактику современного воздушного боя, а это могло погубить эскадрилью. Жизнь подсказывала, что в условиях, когда авиация люфтваффе действовала крупными группами, слаженность в действиях наших истребителей и взаимная поддержка имели первостепенное значение.

на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть фото на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть картинку на каком фронте воевала нормандия неман. Картинка про на каком фронте воевала нормандия неман. Фото на каком фронте воевала нормандия неман

Но вот пришел и долгожданный час.

Во второй половине дня 4 апреля на командный пункт «Нормандии» неожиданно прибыл командир 204-й бомбардировочной авиационной дивизии в сопровождении офицеров штаба и двух командиров полков.

— При встрече с противником атакуем его немедленно ударной группой, которую возглавляю я, – чеканил Тюлян. – Мы должны быть внимательны и смелы. Боем не увлекаться и не забывать о прикрываемых бомбардировщиках. Они должны быть в полной безопасности. Помните, что честь «Нормандии» во многом будет зависеть от этого первого совместного боевого полета.

— По самолетам! – скомандовал Тюлян, когда офицер с метеорологической станции закончил информацию о погоде.

Летчики, давно ожидавшие этой команды, побежали к своим «якам». Через несколько минут две девятки пикирующих бомбардировщиков Пе-2, ведомые полковником Андреевым и майором Дымченко, уже шли курсом на запад под прикрытием истребителей эскадрильи «Нормандия».

Два самолета Як-1, пилотируемые французскими летчиками, прикрывали бомбардировщиков. Когда бомбардировщики выполняли свою работу, истребители заметили приближение двух ФВ-190, которые летели на высоте 3000 м. На этой же высоте находились и оба самолета французских летчиков. Бомбардировщики под прикрытием двух Як-1 легли на обратный курс. Немецкие истребители стали их преследовать. Преследование продолжалось 6–8 мин, после чего один ФВ-190 атаковал лейтенанта Дюрана справа по горизонтали. Чтобы выйти из-под огня ФВ-190, лейтенант Дюран сделал вираж в сторону атаки. ФВ-190 открыл огонь с дистанции 300 м и продолжал вести его на вираже. В этот момент на удалении 150–100 м лейтенант Дюран встретил на вираже второй ФВ-190 под ракурсом 3/4 и открыл по нему огонь.

В результате этой атаки ФВ-190 задымил и пошел к земле. Первый ФВ-190 продолжал вести огонь по лейтенанту Дюрану. Желая выйти из сферы огня атакующего ФВ-190, лейтенант Дюран заложил вираж еще круче и перешел в штопор, имитируя падение. Хитрость удалась, Фокке-Вульф прекратил преследование, лейтенант Дюран левым малым виражем с набором высоты стал выходить из боя. Он прошел на расстоянии 200–300 м и несколько выше самолета старшего лейтенанта Прециози, который в это время атаковал ФВ-190 снизу на вираже. Огонь был открыт с дистанции 100 м и прекращен в 15 м от самолета противника.

В результате этой атаки истребитель противника перешел на нос, затем в отвесное пике и упал в лес в районе Людиново. Когда было покончено и со вторым ФВ-190, лейтенант Дюран присоединился к старшему лейтенанту Прециози, и они оба благополучно достигли своего аэродрома и произвели там посадку.

Советские летчики были довольны действиями эскадрильи «Нормандия». Майор В.И. Дымченко, ведущий второй группы бомбардировщиков, после посадки поблагодарил майора Тюляна за хорошее прикрытие. Так было положено начало совместным боевым полетам советских и французских летчиков.

на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть фото на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть картинку на каком фронте воевала нормандия неман. Картинка про на каком фронте воевала нормандия неман. Фото на каком фронте воевала нормандия неман

С этого времени «Нормандия» стала регулярно участвовать в выполнении боевых задач. Через неделю, прикрывая наши войска, она провела второй воздушный бой. Произошел он в районе Спас-Деменска 13 апреля 1943 г. Шесть «яков» под командованием майора Тюляна сразились с девятью немецкими истребителями. В бою тогда были сбиты три вражеских самолета. Однако эта победа досталась французам дорогой ценой: с боевого задания в тот день не вернулись летчики Р. Дервиль, А. Познанский и И. Бизьен. Это была первая тяжелая утрата эскадрильи «Нормандия».

Потери в проведенном воздушном бою насторожили французских летчиков. В последующих встречах с врагом они действовали более осмотрительно и осторожно. Усилив наблюдение за противником в воздухе и наладив взаимное оповещение по радио, французы вовремя распознавали тактические ловушки врага и не допускали его внезапных атак, особенно со стороны солнца или из-за облаков.

на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть фото на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть картинку на каком фронте воевала нормандия неман. Картинка про на каком фронте воевала нормандия неман. Фото на каком фронте воевала нормандия неман

на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть фото на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть картинку на каком фронте воевала нормандия неман. Картинка про на каком фронте воевала нормандия неман. Фото на каком фронте воевала нормандия неман

Героические дела полка указами Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля и 5 июня 1945 г. были отмечены награждением его советскими орденами Красного Знамени и Александра Невского. 96 лётчиков, проходивших службу в полку, были награждены 112 орденами Советского Союза, а четверо удостоены звания Героя Советского Союза. (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 ноября 1944 г. звание Героя Советского Союза было присвоено старшим лейтенантам Марселю Альберту и Роллану де ля Пуапу, а указом от 4 июня 1945 г. – младшему лейтенанту Жаку Андре и старшему лейтенанту Марселю Лефевру. Приказом Министра обороны № 160 от 1 июля 1966 г. Марсель Лефевр навечно зачислен в списки личного состава 18-го гвардейского истребительного авиационного полка.)

Французское правительство наградило полк орденом Почётного легиона, орденом Освобождения, Военным крестом 1939–1945 гг., а также Военной медалью.

20 июня 1945 г. французские лётчики на 41 боевом самолёте Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, вылетели на родину. Во Франции истребители Як-3 летчики эскадрильи «Нормандия — Неман» эксплуатировали до 1947 г.

на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть фото на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть картинку на каком фронте воевала нормандия неман. Картинка про на каком фронте воевала нормандия неман. Фото на каком фронте воевала нормандия неман

В 1956 г. в Москве был установлен мемориал с именами всех погибших лётчиков, а в 1964 г. на Введенском кладбище на могиле французского лётчика, останки которого были найдены в Орловской области, был установлен памятник Неизвестному лётчику полка «Нормандия — Неман».

на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть фото на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть картинку на каком фронте воевала нормандия неман. Картинка про на каком фронте воевала нормандия неман. Фото на каком фронте воевала нормандия неман

на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть фото на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть картинку на каком фронте воевала нормандия неман. Картинка про на каком фронте воевала нормандия неман. Фото на каком фронте воевала нормандия неман

В открытом конкурсе, который проводился Московским Комитетом по архитектуре совместно с Комитетом по культуре города Москвы и Российской академией художеств, победил проект творческого коллектива, возглавленного народным художником России скульптором Андреем Николаевичем Ковальчуком.

на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть фото на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть картинку на каком фронте воевала нормандия неман. Картинка про на каком фронте воевала нормандия неман. Фото на каком фронте воевала нормандия неман

на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть фото на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть картинку на каком фронте воевала нормандия неман. Картинка про на каком фронте воевала нормандия неман. Фото на каком фронте воевала нормандия неман

В составе ВВС Франции и России до 2000-х годов существовали военно-авиационные подразделения, носящие имя «Нормандия – Неман».

Французская истребительная группа «Нормандия – Неман» (GC II/6) базировалась в г. Кольмар, участвовала в колониальной войне в Индокитае (1946–1954), а также в военной операции НАТО против Югославии (1999). 3 июля 2009 г. она была официально расформирована. Часть самолётов и пилотов, а также флаг полка были присоединены к базе в Реймсе (Шампань).

Российский 18-й гвардейский штурмовой (до 1993 г. – истребительно-бомбардировочный) авиаполк «Нормандия – Неман» дислоцировался в пос. Галёнки, находящемся в Приморском крае. Расформирован он был в 2009 г.

В 2010 г. военнослужащие полка «Нормандия – Неман» прошли по Красной площади в Москве в парадном строю военного парада, посвященного 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. 14 сентября 2012 г. на Мон-де-Марсан состоялись торжества по случаю 70-летия полка «Нормандия — Неман», в ходе которых один из истребителей, ныне состоящих на вооружении полка (Dassault Rafale серии F3) с бортовым номером 118-IX, получил окраску с большой красной звездой.

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

История

Эпопея полка «Нормандии-Неман»

В эти дни памяти солдат и жертв Второй мировой войны мы остановимся на достаточно малоизвестном эпизоде французской военной истории: полке «Нормандия-Неман». В СМИ часто говорят об участии Свободных французских сил в высадке в Нормандии, по непонятным причинам пренебрегая при этом ролью французских авиаторов на Восточном фронте.


Происхождение эскадрильи

Когда Германия напала на Советский Союз 22 июня 1941 года, режим Виши отозвал сотрудников французского посольства в Москве. В их числе оказался бывший военный атташе подполковник Шарль Люге, который решил отправиться в Лондон. Там он встретился с генералом де Голлем, который представил ему свой взгляд на конфликт: у Германии, скорее всего, не получится победить Россию. Люге предложил де Голлю отправить подразделение французов сражаться вместе с советскими войсками. Идея сразу же пришлась генералу по душе. Его отношения с англичанами и американцами складывались не лучшим образом, и сближение с СССР могло стать противовесом доминирующему положению англосаксов. Кроме того, де Голль подготавливал почву на послевоенный период, когда ему должна была потребоваться поддержка французской Компартии, которая вступила в сопротивление в июне 1941 года.

Но какую форму могла принять эта поддержка? Скромная численность СФС (менее 50 тысяч человек) не позволяла направить наземный отряд (к тому же, англичане были против). Люге настоял на формировании воздушной эскадрильи из летчиков и механиков. Советская армия должна была предоставить французским пилотам оборудование и содействие. В феврале 1942 году генерал де Голль дал Люге добро на переговоры с советским представительством в Лондоне. В марте Сталин одобрил проект: он надеялся, что де Голль выступит за открытие второго фронта в Западной Европе.

Через несколько недель советской бумажной волокиты де Голль добился формирования независимого истребительного подразделения в составе Красной армии. Группа состояла из 14 летчиков и полусотни механиков (все они вызвались добровольцами). Стоит отметить, что лишь у семи из них был требуемый опыт в 150 летных часов: остальные солгали, чтобы их взяли. Кроме того, все младшие офицеры получили повышение, что было необходимым для пилотирования самолета в СССР.

Осталось лишь найти для подразделения звучное название… В Свободных французских силах воздушные группы назывались в честь французских провинций. Командир эскадрильи Пуликан хотел, чтобы она носила имя его родной Бретани, однако оно уже было занято. В итоге выбор остановили на Нормандии.


Прибытие в СССР

В конце 1942 года члены нового подразделения отправились в Советский Союз через Ближний Восток. По прибытии на базу в Иваново им предложили на выбор советские истребители Як и американские Airacobra. Французы выбрали Як, что немало порадовало хозяев. Летчики три с половиной месяца тренировались пилотировать Як-7 и Як-1. После проверки в марте 1943 года эскадрилью признали готовой к боевым действиям и направили на базу в Полотняный завод, где она влилась в 303-ю истребительную авиадивизию. В дальнейшем эскадрилья постоянно перемещалась с места на место, побывав более чем на 25 различных базах.

Французам было непросто привыкнуть к холоду (-30ºС), скудной пище и спартанским условиям проживания. Кроме того, им было не по душе систематическое сражение в группе на советский манер, и они с трудом ориентировались в российских степях. Так, пилот Жан Рей был сбит в августе 1943 года, потому что по ошибке залетел на занятую немцами территорию.

Подвиги «Нормандии-Неман»

На первых порах эскадрилье поручали сопровождение советских бомбардировщиков. Крещение огнем состоялось 5 апреля 1943 года: после первой встречи с «Люфтваффе» немцы не досчитались двух самолетов, а все советские машины вернулись на базу. С тех пор ритм боев и потерь нарастал, и с мая Лондону пришлось начать отправлять подкрепления. В июне «Правда» отметила награжденных советскими медалями французских пилотов.

В ходе сражения за Орел с 12 по 19 июля 1943 года сидевшие за штурвалами новых Як-9 французы совершили 112 вылетов: они сбили 17 вражеских машин, но сами потеряли 6. Погибшего в бою командира Тюласна заменил Пуйяд.

Контекст

на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть фото на каком фронте воевала нормандия неман. Смотреть картинку на каком фронте воевала нормандия неман. Картинка про на каком фронте воевала нормандия неман. Фото на каком фронте воевала нормандия неман

Воспоминания о полке «Нормандия-Неман» по-прежнему живы

Вторая мировая как объединяющий фактор

Reflex: Самая кровавая битва титанов в истории

Вторая мировая как идеологическое оружие

Как долго длилась Вторая мировая?

Результаты были налицо, однако и потери оказались серьезными: за полгода 21 летчик был убит, оказался в плену или пропал без вести, тогда как еще четыре получили ранения. «Нормандию» отправили на передышку в Тулу. С декабря 1943 года по февраль 1944 года из Северной Африки прибыли 33 пилота, что довело их общее число до 61 человека (они были разбиты на четыре эскадрильи).

В марте 1944 года «Нормандия» вернулась в бой. Французские летчики поддержали советское наступление в Белоруссии и Литве, которое отбросило немцев на 400 километров. 15 июня машина лейтенанта Де Сейна загорелась во время полета. Ему приказали катапультироваться, однако он решил попытаться совершить посадку, поскольку в самолете находился не имевший парашюта советский механик. Оба они погибли в аварии, и их похоронили рядом друг с другом. Событие облетело все газеты, подчеркнув советско-французскую дружбу. 21 июля 1944 года Сталин лично окрестил полк в честь литовской реки, которую удалось пересечь благодаря его важнейшему вкладу: «Нормандия» стала «Нормандией-Неманом».

Французские летчики записывали на свой счет все больше побед: 16 июля они сбили 29 немецких самолетов за сотню вылетов, не понеся при этом потерь. 22 июля были сбиты 14 вражеских самолетов за 56 вылетов, опять-таки без потерь… В конце ноября полк «Нормандия-Неман» стал первым французским подразделением, которое вступило на немецкую землю в бывшей Восточной Пруссии. 28 ноября лейтенанты Де ла Пуап и Альбер были удостоены звания героя Советского Союза. 30 декабря 1944 года в «Нормандии-Немане» отметили 200 по счету победу.

Славный послужной список

В начале 1945 года исход войны уже не вызывал сомнений: преимущество советской авиации в воздухе составляло 18 к 1! В виду отсутствия противников проект превращения полка в дивизию со второй истребительной группой и подразделением бомбардировщиков был отменен. Кроме того, не все летчики получили замену, и командир Дельфино расформировал две эскадрильи, оставив лишь две, но c полным составом. Лейтенант Жорж Анри принес полку последнюю победу 12 апреля 1945 года.

По итогам 5 тысяч 240 вылетов и 869 боев летчики полка «Нормандия-Неман» одержали 273 подтвержденных победы и 37 неподтвержденных, а также повредили 47 самолетов противника. Из 96 пилотов 45 погибли в бою или пропали без вести, четверо стали героями Советского Союза, а 21 — кавалерами ордена Освобождения. Кроме того, полк был удостоен ордена Почетного легиона, ордена Освобождения и Военной медали, а также советских орденов Красного знамени и Александра Невского.

После капитуляции Германии Сталин решил подарить всем французским офицерам Як-3, которые они пилотировали. 40 летчиков отправились в путь 15 июня и совершили посадку в Ле Бурже 20 июня перед огромной толпой. Самолеты были реквизированы французскими ВВС. Последний экземпляр в настоящий момент находится в Музее авиации и космонавтики в Ле Бурже. Сражения «Нормандии-Немана» остались в памяти россиян, которые до сих пор возлагают цветы на могилы погибших на их земле летчиков. Как писал Макс Шиавон, французские пилоты, разумеется, не изменили ход войны, однако стали воплощением той ценности, которую могла предложить «Свободная Франция»: людей и отваги.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Высота полёта: как французские асы эскадрильи «Нормандия — Неман» воевали в Красной армии

Формирование истребительной эскадрильи «Нормандия» на территории СССР проходило в чрезвычайно тяжёлых условиях. Две трети территории Франции были оккупированы, а силы сопротивления, которые возглавлял Шарль де Голль, — невелики.

К декабрю 1940 года ВВС организации «Свободная Франция» (позже — «Сражающаяся Франция») де Голля насчитывали около ста летательных аппаратов различного типа. Французские лётчики были вынуждены участвовать в операциях зарубежных армий и пользоваться их самолётами и материально-техническими ресурсами.

Почти все пилоты воевали в составе британских ВВС. Летом 1940 года на Туманный Альбион прибыли около 500 лётчиков, техников и обслуживающего персонала. Однако де Голль стремился расширить географию борьбы с нацистской Германией и вывести часть войск из подчинения Лондона.

В ноябре 1941 года «Свободная Франция» и Москва достигли принципиальной договорённости о формировании эскадрильи на территории СССР. Официальное соглашение между советским командованием и французским генералом Эрнестом Пети было подписано 25 ноября 1942 года.

Документ под грифом «Секретно» включал 14 пунктов и был составлен в двух экземплярах на русском и французском языках. В соглашении обговаривались условия пребывания французских пилотов на советской территории, обязанности сторон по снабжению, ряд вопросов, связанных с переводом и обмундированием.

Эскадрилья «Нормандия — Неман» была единственной воинской частью союзного иностранного государства, которая воевала во время Великой Отечественной войны на территории СССР.

Из Тегерана — в Иваново

Мероприятия по подготовке авиационного подразделения для отправки в СССР начались в феврале 1942 года. На тот момент будущая «Нормандия» называлась истребительной группой №3. Сборы личного состава эскадрильи проходили на Ближнем Востоке. Первые пилоты прибыли на сирийскую авиабазу Раяк в июне 1942 года.

Крёстным отцом «Нормандии» считается полковник (с мая 1943 года — генерал) Красной армии Степан Тимофеевич Левандович. Офицер руководил вопросами размещения и материально-технического обеспечения эскадрильи, вёл переговоры с иностранными военными миссиями о поставках авиатехники через Иран и Аляску.

14 сентября 1942 года французская эскадрилья была полностью укомплектована личным составом. 19 ноября французские лётчики были готовы к вылету из Тегерана. 25 ноября пилоты получили иранские визы, 26 ноября — советские. 28 ноября на трёх пассажирских самолётах Ли-2 французов перевезли в Баку, а 29 ноября — в Иваново, где располагалась 6-я запасная авиабригада.

4 декабря приказом командующего ВВС Александра Новикова французская эскадрилья вошла в состав авиации СССР. Иностранное подразделение переходило в полное подчинение советского командования. При этом Красная армия брала на себя обязательства обеспечивать пилотов в соответствии с установленными в войсках нормами.

Ещё в Тегеране французы, одетые перед перелётом в Баку в летнюю парадную форму, получили овчинные полушубки. На протяжении почти всей войны из-за трудностей со снабжением лётчики носили советские летние комбинезоны и зимнюю форму ВВС.

Также французы получали из бюджета СССР положенную им за военную службу зарплату. Почти все деньги переводились в фунты стерлингов и отправлялись в Лондон, где проживали семьи пилотов.

От эскадрильи — к полку

Обучение в Иванове проходили 14 боевых пилотов, два пилота связи, один врач, один переводчик, 25 техников и 17 бортовых стрелков. Административным командиром группы был майор Жозеф Пуликен, тактическим — майор Жан Тюлян.

Французская сторона решила назвать эскадрилью «Нормандия» в честь оккупированной немцами северо-западной провинции страны.

Французы настояли, чтобы лётчики могли носить на форме некоторые национальные знаки отличия и награды. Пилотам эскадрильи разрешили наносить на самолёты трёхцветную символику Франции, но триколор должен был располагаться на обтекателе воздушного винта. Красные звёзды, означающие принадлежность к СССР, были нарисованы на хвосте истребителя и с обеих сторон фюзеляжа.

Советское командование выделило «Нормандии» в период обучения двухместные Як-7, бипланы Ут-2 и три Як-1, на которых потом осуществлялись боевые операции. Истребители Александра Яковлева развивали большую скорость (около 590 км/ч), отличались хорошей манёвренностью, но были плохо защищены.

В январе 1943 года эскадрилья пополнилась 17 советскими механиками. В марте 1943 года «Нормандия» была переведена в состав 1-й воздушной армии и получила долгожданное боевое крещение на орловском направлении, где проявила себя как одно из самых эффективных подразделений.

Несмотря на скромную численность, эскадрилья была представлена высококвалифицированными пилотами, в которых остро нуждались советские ВВС. Средний налёт французов составлял 857 часов. В 1943 году аналогичный показатель в авиации СССР был в три раза ниже.

Тем не менее боевые задания «Нормандия» выполняла не всегда гладко. Одной из причин был языковой барьер. Французы просили отправлять их на «свободную охоту» за вражескими самолётами и не использовать для сопровождения бомбардировщиков.

Однако советское командование не всегда соглашалось с французами. 13 апреля 1943 года из-за несогласованности с экипажами советских бомбардировщиков погибли три французских лётчика.

В июне в «Нормандии» произошли перемены. Эскадрилье передали более совершенные Як-9, а весь технический персонал был заменён на советских специалистов. В середине июля подразделение приняло участие в операции на Курской дуге, потеряв семерых пилотов и сбив 18 немецких самолётов.

Во второй половине лета 1943 года «Нормандия» получила пополнение. Общая численность подразделения превысила штатную в три раза. Таким образом эскадрилья превратилась в 1-й отдельный истребительный авиаполк, состоявший из 32 самолётов.

В СССР прибыли пилоты, воевавшие в Северной Африке, а также на стороне оккупационного правительства в Виши, то есть против «Сражающейся Франции». Несмотря на акт предательства, де Голль разрешил некоторым опытным пилотам искупить вину в боях с Германией на Западном фронте. Один из них — Жак Андре — получил золотую звезду Героя Советского Союза.

В честь реки Неман

Весной 1944 года Красная армия вела упорные бои за освобождение западных регионов страны. «Нормандия» поддерживала наступление Красной армии в Белоруссии и Литве. После небольшой передышки с осени 1944 года французский полк начал воевать в Восточной Пруссии.

21 июля 1944 года народный комиссар обороны СССР Иосиф Сталин за заслуги иностранных пилотов переименовал полк в «Нормандию — Неман» (Неман — река, протекающая в Белоруссии, Литве и Калининградской области). Именно это название знаменитого формирования чаще всего встречается в литературе и СМИ.

В канун победного 1945 года на счету «Нормандии — Неман» были 200 сбитых немецких самолётов. По подтверждённым данным, французы совершили 5,2 тыс. вылетов. В 869 боях полк уничтожил 273 вражеских самолёта и повредил 47 машин неприятеля.

Четыре французских лётчика были удостоены звания Героя Советского Союза, один из них — посмертно. Марсель Лефевр скончался в июне 1944 года и был торжественно похоронен в Москве на Введенском кладбище, неподалёку от обелиска французам, погибшим в 1812 году.

Формирование «Нормандия — Неман» стало символом боевого братства советского и французского народов. Одним из примеров настоящей дружбы и беззаветного мужества советских и французских воинов является трагический случай, произошедший 15 июля 1944 года во время небоевого полёта.

В кабину истребителя капитана Мориса де Сейна попал бензин, и он практически потерял зрение. В грузовом отсеке находился механик Владимир Белозуб, у которого не было парашюта. Пилот проигнорировал приказ советского генерала катапультироваться и несколько раз безуспешно пытался посадить самолёт, чтобы спасти жизнь советскому технику.

В августе 2015 года в Иванове был открыт памятник лётчикам и механикам «Нормандии — Неман». Монумент представляет собой скульптуры пожертвовавшего своей жизнью французского летчика де Сейна и погибшего вместе с ним советского механика Белозуба.

Полк-орденоносец

Из 99 французских пилотов, которые были направлены в СССР, погибли или пропали без вести 42. Полк «Нормандия — Неман» был удостоен орденов Красного Знамени и Александра Невского. Во Франции формирование наградили орденами Почётного легиона и Освобождения.

После возвращения на родину формирование не было распущено и продолжило существовать под прежним названием. В настоящий момент в состав «Нормандии — Неман» входят три эскадрильи.

Последний пилот легендарной эксадрильи «Нормандия — Неман» Гаэль Табюре скончался в феврале 2017 года во Франции в возрасте 97 лет.

«Он был последним из оставшихся в живых пилотов «Нормандии — Неман», которая была собрана из 99 лётчиков. Почти половина из них погибли в боях: 42 не вернулись», — приводит издание Ouest France слова Рене Годара, автора книги об авиаполке.

Председатель научного совета Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков отметил, что деятельность «Нормандии — Неман» была весьма результативной благодаря высокой квалификации пилотов. Лётчикам было важно воевать за честь своей родины, поднимая тем самым патриотический дух французского народа.

«Конечно, не приходится говорить о каком-либо весомом вкладе «Нормандии» в Победу ввиду её малочисленности. Это была, скорее, демонстрация братства по оружию между СССР и «Свободной Францией». Советский Союз предоставил французам возможность воевать против нацизма здесь и сейчас, а не сидеть в ожидании открытия Второго фронта», — сказал Мягков в беседе с RT.

Эксперт полагает, что деятельность «Нормандии — Неман» имела значение не только для Франции, но и для СССР. Москва объединяла «все здоровые и свободолюбивые силы, готовые бороться с нацизмом». В итоге после войны в военно-политической элите Франции осталось немало сторонников Советского Союза.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *