на каком гербе изображен медведь
Что означают медведи на гербах разных городов, и Почему образ русского мишки далек от Винни-Пуха
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Хозяин леса»
У славян, у народов Сибири и Дальнего Востока существовало множество ритуалов, связанных с медведем. «Хозяин» не только требовал к себе уважения из-за физической мощи и внушительных размеров. Он просыпался с приходом весны, то есть был связан еще и с языческими божествами, управлявшими природой и погодой. Культ медведя получил развитие и в разных языках, где само название животного стало табуированным.
Для упоминания о косолапом хозяине леса использовали эвфемизм, «медведь» означало «ведающий, где мед». То же наблюдается и в других славянских языках, где для верности еще и заменяли одну букву другой (nedvěd по-чешски). Говорили о медведе и еще более иносказательно – «Михайло Потапыч», «косолапый», лишь бы не вызвать неудовольствия зверя, который ведь может, рассердившись, через Перуна и наслать какую-нибудь напасть.
Старинных «медвежьих» гербов российских городов – три. Самым первым стал знак Новгорода в 1565 году. Печать новгородского наместника появилась тогда для подписания грамот о перемирии со шведами по повелению царя Ивана Грозного. Кроме медведя на печати изобразили рысь и двух рыбин – хищники символизировали защиту русской земли от неприятелей, рыба – изобилие.
«Медвежьи» гербы
При Иване Грозном на гербе Перми изображали лисицу, а с конца XVII века символом города опять-таки стал медведь, причем на спине его разместили Евангелие – снова отсылка к языческому прошлому и христианскому настоящему. Медведь с давних пор был у народа коми самым почитаемым животным, «хозяином тайги», героем множества местных сказок, легенд, преданий. Он якобы мог обращаться в человека, обладал разумом, а когда после сотворения мира земля была гладкой и плоской, по легенде, именно медведь своими когтями сотворил горы и впадины.
Нынешний герб Перми, ненадолго забытый в период советской власти и вновь восстановленный в 1998 году, был утвержден Екатериной II. А в самом городе установлена скульптура «Легенда о пермском медведе», по следам устоявшегося стереотипа о том, что по улицам уральских городов свободно бродят медведи. Впрочем, медвежья тема в уральской геральдике Пермью не ограничивается – тот же персонаж украшает собой и герб Екатеринбурга.
Медведей на российских городских гербах – не три и не четыре, хоть это и не единственный зверь, украшавший собой государственные символы нашей страны (встречаются там и разные кошачьи, и даже единорог, который был личным знаком Ивана Грозного). Самым старым можно считать герб Смоленска, который появился, правда, еще до того, как этот город вошел в состав Руси и принадлежал к Великому княжеству Литовскому, в начале XV века. На современном гербе города изображены пушка и сидящая на ней птица Гамаюн.
Утвержденный Екатериной II герб Усть-Сысольска, города, который потом станет Сыктывкаром, содержал изображение медведя в берлоге, а над ним – появляющейся из облака руки, держащей меч. Современный герб сохранил берлогу – теперь она золотая – а вместо руки и меча в верхней части изображена серебряная звезда в виде национального орнамента.
Помимо перечисленных городов, гербами с изображением медведя могут похвастаться и много других городов – несколько городов в той же Ярославской области, Когалым и Югорск в Ханты-Мансийском автономном округе, Вольск в Саратовской области, Анадырь на Чукотке – и это далеко не все. Но не только в нашей стране медведь удостоился подобного внимания – и за границей его можно увидеть на официальных городских символах. В первую очередь это Берн в Швейцарии, Берлин в Германии, Мадрид в Испании.
Медведь в русской истории
Медведю в отечественной культуре и истории отведено особенное место. Традиция охоты на «хозяина леса» древнерусскими князьями сохранялась вплоть до первых царей Романовых. Заядлым охотником на медведя считался и Лжедмитрий I. При этом в житиях святых не раз встречается рассказ о том, как грозный зверь оказался приручен – этот сюжет есть в преданиях и о Сергии Радонежском, и о Серафиме Саровском.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
На каком гербе изображен медведь
Медведь является естественной негеральдической фигурой.
Этот зверь в геральдике распространён в основном в странах германской языковой группы (Германия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Австрия), а также в странах славянской языковой группы (Россия, Украина, Беларусь, Польша, Чехия).
Медведь олицетворяет силу, хитрость, мужество, силу, а также свирепость при отражении агрессии.
Медведь в геральдике
— герб Ярославской области | |
— герб Марий Эл | |
— герб Карелии | |
— герб Плюсского района (Псковская область, Россия) | |
— герб Усть-Большерецкого района (Камчатский край, Россия) | |
— герб Уктурского сельского поселения (Хабаровский край, Россия) | |
— герб Медвежьегорского района (Карелия, Россия) | |
— герб Красноселькупского района (ЯНАО, Россия) | |
— герб Ильского городского поселения (Краснодарский край, Россия) | |
— герб сельского поселения «Село Большая Картель» (Хабаровский край, Россия) |
Белый медведь в геральдике
Часто используется в территориальной геральдике некоторых «северных» регионов России. Белый медведь несёт похожую символическую нагрузку, что и другие медведи в качестве естественных негеральдических фигур.
Медведи на гербах и флагах
Медведь – традиционный знак в геральдике. Медведь с незапамятных времен является символом, олицетворяющим Россию, – он страж и хранитель. Обычно интерпретируется как символ силы, хитрости и свирепости в защите отечества.
Медведь был тотемным зверем многих славянских племен. Старорусское название медведя – Бер (отсюда «берлога», т.е. логово Бера). Неслучайно производными от него являются слова: беречь, берег, оберег. Тему родства с ним отражают и прозвища: отец, дедушка, дядя, Михаил Потапыч, хозяин.
Медведи имеются на нескольких сотнях гербах и флагах. Медведь является эмблемой Берлина, дал название городам Берну и Бернштадту. Мишка стал частью гербов Новгорода, Сыктывкара, Перми. С XVII века белый медведь – эмблема Гренландии. Мишка гризли используется на печати Калифорнии. Из личных гербов можно вспомнить символ медведя на гербе Папы Римского Бенедикта XV.
Герб Рыбинского района (Ярославская обл.)
Герб Хабаровского края
Герб Ямало-Ненецкого автономного округа
Герб Коми-Пермяцкого округа (Пермский край)
Герб Чукотского АО
Герб Закарпатской обл. (Украина)
Впервые мишка появился в товарном знаке датской кинокомпании Nordisk Film. Это произошло в 1909 году, спустя два года после триумфального успеха фильма «Большая охота на белого медведя». Основатель студии Оле Ольсен предложил идею показа двигающегося медведя в титрах, предшествующих фильму. И образ компании был предопределен на долгие годы.
ООО «Омские СМИ”
644024, г. Омск, Маршала Жукова, 21
Телефон: (3812) 53-44-46
Телефон: (3812) 53-99-54, 53-08-95
Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года.
Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
Глава 5 Медведь в геральдике городов России
Медведь в геральдике городов России
У каждого города России, независимо от его размеров и числа жителей, его населяющих, имеется своя эмблема – герб. Некоторые гербы, особенно у старинных летописных городов, существуют с незапамятных времен, и в большинстве случаев попытки их расшифровки нередко заводили в тупик не только обывателей, но и профессиональных историков.
Земельные эмблемы существовали на Руси с глубокой древности. Это были личные, семейные родовые, племенные отличительные знаки, которые, в том числе, являлись знаками, обозначающими территорию. Издревле в народе было принято простейшими знаками – точками, черточками, зарубками – метить коров и лошадей, пчелиные улья, гончарную посуду; охотники метили добытую пушнину и т. д. Постепенно простейшие знаки усложнялись, менялся их смысл, многие из них стали эмблемами княжеского рода, владеющего определенной территорией, стало быть – и эмблемой этой территории. Такие же изменения происходили со знаками общинными, которые превращались в эмблемы сел и городов, где проживали члены данной общины. Часто стали применять изображения животных, порой и мифических[170]. И в первую очередь, на наш взгляд, использовали при этом свой родовой знак – тотемное животное, изображение которого переходило в роду из поколения в поколение в виде кремневых фигурок в неолите, а затем – глиняных и деревянных скульптурок, в бронзовом литье – в более поздние времена, пока окончательно не закрепилось в символике города – гербе.
Около полутора сотен лет назад автор двухтомного труда «Русская геральдика» Александр Борисович Лакиер (1825–1870) указал, что происхождение символических фигур в гербах князей и городов «загадочно и необъяснимо» и осторожно высказался, что «при варягах» благородные туземные роды не были искоренены и влились в состав русской знати, наряду с потомством Рюриковичей, внеся, очевидно, свои родовые знаки; и тут же заметил, что гербы упрочились и получили общее распространение лишь в XVII веке, так как появление их было связано с образованием Московского централизованного государства, когда «…с образованием государственных идей, является ясная мысль о государственном гербе и гербах городских»[171].
Мы рассмотрим геральдическую символику лишь тех городов, в которых на гербе изображен медведь. И как ни странно, оказалось, что эти города располагаются как раз в тех местах, где были обнаружены следы древнего медвежьего культа.
Герб Ярославля, изображающий стоящего на задних лапах медведя с секирой на левом плече, – один из самых старых гербов. Он присутствует на тарелке царя Алексея Романова (медведь, идущий вправо с посохом), а в 1692 году, по свидетельству другого исследователя русской геральдики Винклера, при изготовлении серебряной печати для Ярославской приказной избы, герб на ней был вырезан «по записной книге»: «Медведь, стоящий на задних ногах, с протазаном»[172]. Более того, медведь фигурирует и в геральдике ярославского дворянства (Шаховские, Щетинины, Засекины, Львовы, Прозоровские) и стародубских родов (Гагариных, Хилковых, Гундоровых, Ромодановских)[173].
Ярославская область одна из тех, на территории которой сконцентрировалось большое количество городов и населенных пунктов, имеющих в своей символике изображения медведей. Из них можно выделить Борисоглебск (сейчас Тутаев), в эмблеме которого имеется «в серебряном поле – герб Ярославля, в венце из роз, в каждой розе поставлена одна буква названия города»; Пошехонье – «посредине в серебряном щите герб Ярославского Наместничества»; Рыбинск – содержит главную часть ярославского герба – «выходящего из-за реки медведя, держащего золотую секиру»; в гербе другого районного центра – Любима находится «выходящий медведь из зеленого поля, доказывая, что сей город принадлежит Ярославскому Наместничеству». И один город, расположенный уже в Калужской области, носит характерное название Малоярославец, поэтому «древний град Ярославль, имеющий в гербе своем медведя, подает причину и сему такой же герб предписать».
В гербе Новгородской земли изображены стоящие по бокам вечевой «степени» два медведя. Этот герб известен уже с XVI века: похожее изображение есть на печати Ивана Грозного. В высочайшем утверждении 1781 года провозглашено: «В серебряном поле златыя кресла с лежащею красною подушкою, на коей крестообразно с правой стороны скипетр, а с левой – крест, наверху кресла подсвечник с тремя горящими свечами, а по сторонам стоящие два медведя»[175]. Кстати, подсвечник также напоминает трезубец – древнюю эмблему Рюриковичей.
Существуют населенные пункты, гербы которых содержат главный элемент новгородской символики – двух медведей. Так, в Старой Руссе «в верхней части щита герб Новгородский, в нижней – железная сковорода, на которой варится соль». Еще два поселка Новгородской области имеют похожую символику, только у Демянска в нижней части герба показан хлебный сноп, а у Крестцов – две пересекающиеся дороги.
Столица Карелии Петрозаводск в своей главной эмблеме содержит, как и Новгород, изображение двух медведей, в нижней части – «три железных молота», свидетельствующих о рудных и плавильных работах, проводимых когда-то в этих местах. Несколько городов Вологодской области, в отличие от своего областного центра, имеют в своей символике элемент новгородского герба – тех же медведей – это Череповец, Устюжна, Кириллов.
Примером того, как родовые изображения животных переходили от поколения к поколению, превращаясь затем из родовой эмблемы – своего тотемного знака – в эмблему огромной территории, является герб Пермской земли. На красном поле изображен «серебряный» медведь, на котором поставлено Евангелие в золотом окладе, а над ним крест, символизирующий принятие христианства. Гербовая эмблема «Пермская» с изображением медведя существовала на Большой Государственной печати Ивана IV, которая не сохранилась, а известна только по описанию 1880 года в книге «Снимки древних русских печатей». Изображение надписи «Печать Пермская» выполнено по кругу, в центре которого изображен стоящий молодой медведь. Высочайшим Указом от 17 июля 1783 года одновременно с основным символом Перми были утверждены гербы городов Чердыни, Соликамска, Кунгура, Осы и Оханска, как административных центров уездов, входивших в состав Пермской губернии. В гербах указанных городов «в верхней части щита герб Пермский» с медведем, а в нижней части: у Чердыни изображен олень, Соликамска – соляной колодец, Кунгура – рог изобилия, Осы – стоящий на дереве улей, Оханска – сети и мережи. Хотя во всех гербах городов их нижняя часть «означала изобилие промысла оными», однако, на наш взгляд, у города Чердыни изображен другой, широко распространенный на Севере, родовой тотемный знак – олень, которому в некоторых местах не в меньшей мере, а может быть, даже в большей поклонялись, чем медведю. У Екатеринбурга главный символ города содержит часть пермского герба – медведя, а также плавильную печь и «рудокопную шахту». В Свердловской области есть города, содержащие такую же пермскую символику, т. е. в их гербах изображены медведи, а также другая живность: в Верхотурье – соболь, Красноуфимске – сокол, Камышлове – хлеб.
В Курганской области тоже имеются города с пермской символикой медведя, а в нижней части изображены: у Долматова – три золотых колокола, у Шадринска – куница. На наш взгляд, здесь отразились отголоски древнего культа почитаемых зверей и птиц, которые являлись тотемами своих племенных родов. Например, промысел куницы, наверное, не только в одном Шадринске изобиловал, он в значительной степени был развит по всему Северу, а вот почитание этого пушного зверька, не исключено, с незапамятных времен сохранилось только в здешних краях, поэтому именно куницу и отразили позже в своем гербе жители города.
И в заключение скажем, что в Саратовской области расположен районный центр под названием Вольск, в нижней части герба которого можно увидеть «лежащего в золотом поле медведя, каковыми зверями сия страна изобилует».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Почему символом России стал медведь?
Возможно, из-за этого у европейцев и сложилось представление, что в России медведи не только запросто гуляют по улицам, но и трудятся, веселятся и участвуют в общественно-политической жизни вместе с людьми, даже водку в кабаках пьют.
В XVI-XVII веках при активном развитии дипломатических и торговых отношений Московского царства с европейскими странами, там и саму Россию часто видели в образе свирепого зверя. Хотя в самой Европе медведь был тоже популярен на гербах и в названиях
В русской геральдике и народном творчестве медведи всегда занимали важное место. Их геральдические образы были зафиксированы на двух земельных эмблемах в композиции Большой государственной печати Ивана Грозного в конце 1570-х годов.
Медведи на страже
Иван Грозный «велел зделати печать нову в Великий Новград Ноугородским наместником печатати грамоты перемирные с Свейским королем Новугороду о перемирии и грамоты посылные печатати о порубежных и о всяких делех к Свейскому королю; а на ней клейно: место, а на месте посох, а у места с сторону медведь, а з другую сторону рысь, а под местом рыба; а около печати подпись: «царьского величества боярина и Великого Новагорода наместника печать».
При первых Романовых изображение снова изменилось. Степень поддерживали не медведь и рысь, а два медведя. На эмблеме Новгородской земли в «Титулярнике» место превратилось в трон. Медведи и рыбы сохранились.
Медведь с секирой, ей же убитый
На ярославском гербе медведь изображен стоящим на задних лапах, уподоблен человеку. Схватка князя с медведем символизировала победу христианства над язычеством.
Культ медведя был характерен для этих земель, особенно финно-угорских племен. Отразился он в топонимике, у чуди был город под названием Медвежа Глава. И сейчас есть Медвежьегорск. А особенно много по всей России названных в честь этих зверей озёр.
Белый медведь с Евангелием на спине
Христианский подтекст ярко выражен на медвежьем гербе Перми. Он носит исключительно мирный характер. Медведь там идет с Евангелием, увенчанным крестом, на спине.
Медведя сменила райская птица
Медведь серебряный идущий в красном поле на смоленском гербе появился ещё в начале XV века.
Поэтому русских земельных эмблем с медведями осталось три.
В качестве символа медведь хорошо известен и в Западной Европе. Он выполняет и функцию гласной эмблемы, указывающей на происхождение названия местности или города. Таковы, геральдические медведи германской столицы Берлина, швейцарской Берна и целого ряда городов и территорий.