на каком главном принципе построено обучение в умк перспектива

Школьная программа «Перспектива»: содержание и особенности

Почему достоинства и недостатки «Перспективы» — это одно и то же.

на каком главном принципе построено обучение в умк перспектива. Смотреть фото на каком главном принципе построено обучение в умк перспектива. Смотреть картинку на каком главном принципе построено обучение в умк перспектива. Картинка про на каком главном принципе построено обучение в умк перспектива. Фото на каком главном принципе построено обучение в умк перспектива

Основные сведения

Программа для начальной школы «Перспектива» используется с 2006 года. Она разрабатывалась специально под новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по инициативе Людмилы Георгиевны Петерсон — доктора педагогических наук и автора знаменитых учебников по математике.

Авторы проекта — заслуженные учёные и методисты, многие из которых также работали над самым популярным УМК для начальных классов — «Школой России». «Перспектива» занимает второе место по распространению в государственных школах. Основная миссия программы — научить ребёнка учиться: ставить цели, самостоятельно находить ответы и не терять интереса к знаниям.

Особенности программы

Методика «Перспективы» основана на «деятельностном подходе», за разработку которого Людмила Георгиевна получила премию Президента РФ в области образования в 2002 году. Его суть в том, чтобы не давать ребёнку готовые знания, а научить добывать их опытным путём.

Принципы своей программы автор формулирует так:

Обучение происходит по диалектическому принципу: любая тема начинается с проблемы, решая которую ученики получают новые знания. Теоретический материал часто подаётся в необычной форме. Например, правила русского языка в учебнике показываются в виде диалогов между профессором Самоваровым и школьниками Аней и Ваней. Теорию всегда дополняют творческие, исследовательские и практические задачи. Они развивают логику, образное мышление, воображение и интуицию.

Кроме обучения и развития, программа уделяет большое внимание духовно-нравственному воспитанию: семейным ценностям, любви к большой и малой Родине, традициям своего народа, национальной культуре и истории.

Содержание программы

Примечательно, что учебников самой Л.Г. Петерсон в УМК «Перспектива» нет: в 2009 году Министерство образования и науки РФ исключило их из программы со странной формулировкой: «содержание не способствует формированию патриотизма у школьников». Несмотря на многочисленные требования учителей и родителей вернуть математику Петерсон, сейчас её заменяет курс Г.В. Дорофеева.

Учебники программы «Перспектива» выпускает издательство «Просвещение». В состав УМК входят:

Изучение иностранных языков:

¹ — эти учебники также входят в УМК «Школа России».

Учебные курсы дополняют хрестоматии, словари, тетради для самостоятельных и проверочных работ и цифровые носители с обучающими видео, презентациями и программами для мультимедийной доски.

Для учителей разработаны «технологические карты» уроков — электронные методические пособия, которые содержат:

На официальном сайте издательства также есть комментарии авторов, разработки уроков, статьи по теме и ответы психологов на частые вопросы учителей и родителей. Чтобы использовать программу «Перспектива» онлайн, педагоги повышают квалификацию с помощью многоуровневой системы онлайн-обучения. Ничего подобного нет ни в одном другом школьном УМК.

Отзывы о программе

Отзывы о «Перспективе» неоднозначны, одни и те же аспекты разные люди называют как достоинствами, так и недостатками:

Безоговорочное достоинство программы — отличная полиграфия. Шрифт в учебниках крупный и чёткий, много красивых иллюстраций. Все книги издаются в мягких, но прочных ламинированных обложках. Это позволило значительно снизить их вес — важный нюанс для младшего школьника.

А недостаток, на котором сходится большинство учителей и родителей, — хаотичная последовательность тем в некоторых курсах. Особенно это касается учебников для первого и второго классов. Например, по математике умножение изучается раньше сложения, а по русскому дети сначала знакомятся с понятием текста и только потом учат буквы. Но чаще всего критикуют курс окружающего мира — за непоследовательность и фактологические ошибки.

Кому подойдёт программа

Рабочая программа «Перспектива» может стать отличной альтернативой другим «массовым» УМК, таким как «Школа России» или «РИТМ». Она подойдёт всем, кто хочет дать детям традиционное образование и хорошую базу для обучения в средней школе. А если вдобавок найти учителя, который знает и любит эту систему — ребёнок точно не растеряет любовь к учёбе и научится мыслить самостоятельно. Поэтому, если вы собираетесь в школу, где учат по «Перспективе», присматривайтесь к педагогу особенно тщательно.

По замыслу авторов программа допускает обучение «с нуля». Но многие отмечают: детям, которые ещё не умеют читать и считать, в первом классе придётся трудновато. Для дошкольной подготовки разработана специальная серия учебников: развитие речи, знакомство с математикой и окружающим миром.

Источник

На каком главном принципе построено обучение в умк перспектива

Основныеположения УМК «Перспектива»

в свететребований ФГОС

Учебно-методический комплекс (далее УМК)«Перспектива» выпускается в издательстве «Просвещение»с 2006 г., ежегодно пополняясь новыми учебниками. В УМК «Перспектива» входят линии учебников последующим предметам: «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология».

Комплекс создавался параллельно с разработкойФГОС начального общего образования, требования которого нашли своетеоретическое и практическое воплощениев учебниках УМК «Перспектива».

Концептуальная основа УМК отражает современные достижения в областипсихологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшимитрадициями классического школьного российского образования. УМК «Перспектива»создавался в стенах Федерального института развития образования Министерстваобразования и науки РФ, который возглавляет заведующий кафедрой психологииличности МГУ, академик А.Г. Асмолов. Под его руководством разрабатывалисьтеоретические и методические материалы, являющиеся системообразующимикомпонентами ФГОС и ориентированные наразвитие личности обучающегося на основеусвоения универсальных учебных действий. Авторами УМК «Перспектива» и, одновременно, разработчики ФГОС, выступаюттакие известные ученые–педагоги и методисты, как Л.Ф. Климанова, В.Г.Дорофеев, М.Ю. Новицкая, А.А. Плешаков, С.Г.Макеева,Н.И.Роговцева и др.

Методологической основой новогокомплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК«Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность,выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:

-обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младшихшкольников

-обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоенияосновной образовательной программы ФГОС.

УМКобеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала,всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастныхособенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива»уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству скультурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаяминародов, населяющих нашу родину. В учебники включены задания длясамостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а такжематериалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.

учебно-методическогокомплекта и ФГОС

СогласноФГОС, результатами обучения должны стать:

— индивидуальныйпрогресс в основных сферах личностного развития – ценностно-эмоциональной,познавательной, саморегуляции;

— формированиеопорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий,обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.

— воспитаниеумения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Для реализации этих педагогических задачнеобходим учебно-методический комплекс, объединенный единой идеологией,принципами, методикой подачи материала,тематическим содержанием, навигационной системой.

Ориентацию комплекта на достижение впроцессе обучения результата, определенного ФГОС, можно обозначить четырьмя тезисами,которые отражают идеологию УМК «Перспективы».

«Я в мире и мир во мне» : важно, чтобы обучениеспособствовало построению образа «Я» (формированию Я-концепции),которая позволяет:

· формироватьвосприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур,национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважениеистории и культуры каждого народа

· формироватьсамоуважение и эмоционально-положительное отношения к себе, критичность к своимпоступкам и умение адекватно их оценивать;

· формировать чувство прекрасного и эстетическиечувства на основе знакомства с мировойи отечественной художественной культурой;

· осмыслить свои социальные роли, правила взаимодействияс окружающим миром;

· создатьусловия для самоопределения,смыслообразования;

· научитьдавать морально-этическую оценку событию, действию, поступку;

· побуждатьк самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за ихрезультаты.

«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос«почему?», ему интересно знать все и обо всем, наша задача сохранить этотинтерес, но при этом:

· развиватьширокие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества;

· формироватьцелеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолениютрудностей и жизненного оптимизма;

· формироватьумение учиться и способность к организации своей деятельности (планировать,корректировать, контролировать и оцениватьсвою деятельность).

«Я общаюсь, значит, я учусь» : процесс обучения невозможен безобщения. Важно строить процесс обучения на основе субъект-субъектных, а не субъект-объектых общений. Это позволитформировать:

· уважениек окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого насобственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, вести конструктивный диалог;

· формироватьинформационную культуру — учить получать информацию из различных источников,анализировать ее, находить необходимые источники знаний и, конечно, работать скнигой.

«В здоровом теле здоровый дух!»: важно не только сохранитьздоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем.

· формироватьустановки на здоровый образ жизни;

· формироватьнетерпимость и умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозужизни, здоровью и безопасности личностии общества в пределах своих возможностей.

Заявленныетезисы авторы УМК «Перспектива» раскрывают через следующие тематические направления: «Моя семья — мой мир», «Моя страна — моеОтечество», «Моя планета — Земля», «Мир общения», что позволяет показатьребенку целостную картину мира.

Следующимрезультатом обучения детей в начальной школе должно стать формирование универсальных учебных действий.

Функциями универсальных учебных действий (далее:УУД) являются:

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельноосуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использоватьнеобходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс ирезультаты деятельности;

— созданиеусловий для развития личности и ее самореализации на основе готовности кнепрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантностив поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

— обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формированиекартины мира и компетентностей в любойпредметной области познания.

Универсальный характер УУДпроявляется том, что они:

· носят надпредметный, метапредметный характер;

· обеспечивают целостностьобщекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвитияличности;

· обеспечивают преемственностьвсех степеней образовательного процесса;

· лежат в основе организации ирегуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметногосодержания;

· обеспечивают этапы усвоенияучебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Психолого-педагогическими теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебныхдействий служит системно-деятельностный подход, базирующийся на положенияхнаучных школ Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова А.Н. Леонтьева,Д.Б. Эльконина и др. В данном подходе наиболее полно на сегодняшний день раскрыты основные психологическиеусловия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, атакже общая структура учебной деятельности учащихся.

Качествоусвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальныхдействий. Именно поэтому планируемые результаты ФГОС определяют не толькопредметные, но метапредметные и личностные результаты. В этой связи всепрограммы УМК «Перспектива» ориентирова­ны на планируемые результаты начальногообщего образова­ния и являются инструментом для их достиже­ния. В последующихглавах на конкретных примерах будут проиллюстрированы возможности УМК«Перспектива» в контексте формирования УУД.

Большоевнимание в комплекте «Перспектива» уделяется художественному оформлениюучебников и учебных пособий, которое выполняет обучающую, здоровьесберегающую иразвивающую функции. Кроме того, во всех изданиях УМК использована интуитивнопонятная навигационная система, которая помогает ребенку ориентироваться в учебном материале, и создает условия длявключения родителей в процесс

Надкомплектом работают известные авторы: Г.В.Дорофеев, Л.Ф.Климанова, Т.Н.Миракова, М.Ю.Новицкая, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева идр., а также коллектив ученых и педагогов Российской академии наук, Российскойакадемии образования, Федерального института развития образования.

Цель и задачиобучения по учебно-методическому комплекту

в соответствии сцелями и задачами ФГОС

Основнойцелью УМК «Перспектива» является всестороннеегармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное,эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.

Основными задачамиУМК «Перспектива» являются:

— общекультурное развитие — формирование целостной картинымира (образа мира) на основе интеграции культурного опыта в единстве научной иобразно-художественной форм познания мира;

личностное развитие — формированиеидентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе;ценностно-нравственное развитие учащегося, определяющее его отношение ксоциальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к личностному выборуи принятию ответственности за него; способность к равноправному сотрудничеству наоснове уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позициидругих;

познавательное развитие — развитиепознавательных мотивов, инициативы и интересов учащегося на основе связисодержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления;формирование готовности к действиям в новых, нестандартных ситуациях; развитиетворческого потенциала личности;

формирование учебной деятельности —формирование умения учиться, самостоятельно приобретать новые знания и умения,организуя процесс усвоения; развитие способности к самосовершенствованию;

— развитие коммуникативнойкомпетентности —умения организовывать и осуществлять совместную деятельность; осуществлятьобмен информацией и межличностное общение, в том числе и умение, пониматьпартнера.

Принципыпостроения образовательно-воспитательного процесса УМК «Перспектива»

1.Гуманистический принцип предполагает:

— всестороннее развитие личности ребенкана основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучениядля всех детей;

—защиту прав учащихся, уважение достоинства, признание самоценности и значимостикаждого ученика независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;

—усвоение учащимися нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающимих людям;

—равноправное общение детей с взрослыми и сверстниками на основе свободывысказывания, уважения к собеседнику и его мнению.

2. Принцип историзма предполагает:

—изучение предметных дисциплин в культурно-историческом контексте;

—структурирование содержания учебной дисциплины с учетом логики и историиразвития предметного знания;

—восстановление единства культурного пространства образования, учет взаимосвязи ивзаимопроникновения культур; интеграция естественнонаучного и гуманитарногознания.

— персонификациюзнаний и увязывание их с жизненным опытом ребенка.

3.Коммуникативный принцип предполагает,что в обучении процесс общения выступает:

—как предмет специального изучения; особое внимание в программе уделяетсяразвитию устной и письменной речи, овладению ребенком средствами речевогообщения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешатьконфликты;

—как система межличностного общения с акцентом на культуру общения ивзаимоотношения детей;

—как организационная форма обучения; все познавательные и учебные задачирешаются учащимся в условиях совместной деятельности, кооперации исотрудничества с учителем и сверстниками.

4. Принцип творческой активностипредполагает:

—стимулирование и поощрение творческой активности учащихся, инициированиепостановки новых познавательных и художественно-творческих задач;

—участие в проектных коллективных формах работы;

—создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждогоребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия,уважения и признания самоценности каждого учащегося.

Источник

Об УМК «Перспектива»

У вас возникли вопросы?

Пишите, методисты издательства «Просвещение» обязательно ответят вам.

Программы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов ПООП НОО.

Концептуальная основа УМК отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования.

Особенности УМК «Перспектива»:

Методологической основой комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить двусторонний процесс обучения:

Содержание УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учётом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу Родину.

Освоение понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия – и далее к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.

Комплект обеспечен учебными, методическими, дидактическими пособиями, дополнен средствами методической поддержки учителей, в том числе ресурсами сайта, электронными приложениями, ЭФУ, что способствует возможности реализации дифференцированного подхода в образовательном процессе и успешной организации речевой практики (устной и письменной).

Источник

Статья на тему: «Особенности программы «Перспектива»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

на городском семинаре для педагогов ДОУ и

учителей начальных классов СОШ

учителя начальных классов Степановой Елены Анатольевны

МБОУ «СОШ №20» г. Нижнекамска

по теме «Преемственность детского сада и школы в вопросах развития познавательной активности детей в условиях ФГОС»

Главная особенность комплекса заключается в том, что работа над его созданием проводилась параллельно с разработкой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС), требования которого нашли свое теоретическое и практическое воплощение в учебниках УМК «Перспектива». (слайд 1)

В современную начальную школу дети приходят с разным уровнем подготовки к школе…и все эти особенности приходится учитывать учителям нач. классов.

Учебно-методический комплекс «Перспектива» является системообразующими компонентами ФГОС и ориентированные на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий.

Основные задачи УМК «Перспектива»….

Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:

обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников;

обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.

Участниками этого процесса являются: учитель, ученик и родитель…

В УМК используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на уроке, организовывать выполнение домашнего задания, формирует навык самостоятельной работы.

Посмотрите на странички учебников. Они позволяют учиться, играя, думать и рассуждать, действовать самостоятельно…

В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.

Учебники новой идеологии создают условия для всестороннего развития личности ребенка и позволяют учителю рационально и удобно организовать свою работу.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Анализ УМК «Перспектива», проведён учителем МБОУ Ильинская СОШ Кварацхелия Е.А.

Русский язык Пропись 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 4 ч. /Л.Ф.Климанова. Русский язык Учебник. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева.

Русский язык 2 класс Учебник.Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина

Литературное чтение. Азбука. 1 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева .

Литературное чтение 2 класс Учебник Л .Ф.Климанова, Л.А.Виноградская

Математика. Математика. Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова

Математика 2 класс Учебник Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова

Окружающий мир. Окружающий мир. Учебник. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю .

Методологической основой данного комплекта является системно-деятельностный подход. Задания, позволяющие строить процесс обучения как двусторонний, выстроены в систему: обучение как средство формирования УУД и личностных качеств младших школьников; обучение как цель – получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС. А также для УМК «Перспектива» разработано методическое сопровождение «Технологические карты». В них наглядно представлено, как реализуются межпредметные связи и формируются метапредметные умения.

Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода?

Да, учебники имеют проблемный характер изложения, проблемные ситуации создаются на основе диалога главных героев. Например, в учебнике «Русский язык» есть герои Иван Иванович и дети Аня и Ваня. Классу предлагается некая информация. Дети обсуждают её, каждый по-своему, затем предлагаю ученикам обсудить эту проблему, опираясь на уже полученные знания и умения, а попутно выясняем, каких знаний не хватает.

Учебники УМК формируют интерес детей к истории своей семьи, малой и большой Родины, традициям и обычаям народов России, культурному наследию, трудовой деятельности и т.д. В учебники включен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания. Особенно чётко это просматривается в учебниках «Литературное чтение» и Окружающий мир». Почти в каждой теме содержатся материалы о традициях и обычаях народов нашей страны. В рабочих и творческих тетрадях детям предложены практические задания, которые позволяют применить полученные знания в практической деятельности, создают условия для творчества детей.

Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности?

Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Например, в учебнике «Математика» даётся тема «Знакомство с диаграммами». Работа над темой строится так, что в первых заданиях ученики воспроизводят все знания, связанные с темой. А затем переходят к более сложным заданиям, в которых сочетаются разные уровни обобщения, теоретический и практический материал. При изучении темы «Старинные меры длины» учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебнике материал выстроен системно. К нему предложены практические, исследовательские и творческие задания (измерь длину класса шагами, саженями, сделай вывод; реши задачи, с использованием новых знаний; измерь с помощью рулетки и т.д.), позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности.

Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается?

Да, система прослеживается.

Информационно-образовательная среда системы «Перспектива» представлена не только учебниками, рабочими и творческими тетрадями, методическими пособиями по предметам: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология (труд), но и вспомогательными ресурсами: дидактическими тетрадями «Читалочка», «Волшебная сила слов». Каждый учебник авторы УМК снабдили диском и все это позволяет организовывать различные виды деятельности учащихся, эффективно использовать современные методы и технологии организации учебно-воспитательной работы.

Обеспечивает ли УМК Сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы?

Для УМК «Перспектива» разработано методическое сопровождение «Технологические карты», которые опубликованы на сайте издательства. В них наглядно видно как реализуются межпредметные связи и формируются метапредметные умения. Рассмотрим для примера курс «Окружаюший мир»

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

9. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных

и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

1. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, к истории и культуре народов России, природе нашей страны.

2. Осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил экологической грамотности и нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

3. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве.

4. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается?

Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Это и простое «придумывании» заданий по аналогии, и формирование, у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное «открытие» ими новых способов действия.

Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей, исследовательского поведения приобретает а наши дни общеобразовательное значение. Например, в учебнике «Литературное чтение» все задания соответствуют потребностям современного ребёнка: обсуди с другом(потребность в общении), мы идём в библиотеку (практические умения выбрать и прочитать книгу )

Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается?

УМК в полной мере не предлагает механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников.

Федеральный образовательный стандарт начального образования не предполагает оценки личностных результатов развития ребенка. Под личностным развитием понимается создание условий для самопознания, нравственно-этическое развитие, самооценка. В учебниках УМК «Перспектива» большое внимание уделяется нравственно-этическому формированию личности. В учебники по литературному чтению включены произведения, позволяющие осмыслить духовно нравственные ценности, в содержание учебников «Окружающий мир» включены материалы культурологического характера, такой подход позволяет познакомить учащихся с понятиями традиции, ценности, национальные особенности, толерантности. Исключение составляет печатная тетрадь «Проверочные работы» Русский язык. В ней предлагается ученику оценить свою работу, а потом учителю, затем сравнить оценки. Если дети справились с работой – молодцы! Если нет – не беда! Нужно посмотреть, какие ошибки допустили, повторить правило или тему и попробовать ещё раз выполнить задания.

Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД.

Регулятивные универсальные учебные действия.

К регулятивным УУД относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и что очень важно, волевая саморегуляция.

. В учебниках УМК «Перспектива» много внимания уделяется осмыслению и формированию различных способов учебной деятельности (различным способам вычисления, способам пересказа текста, способов охраны здоровья).

При изучении темы «Согласные звуки и буквы» ставится задача освоения способов выделения согласного звука и его фонетического анализа. Используется «Азбука», стр.78-96, часть 1, а также прописи № 2,3. Как уже было сказано ранее, учитель формулирует цель выполнения задания, объясняет способ выполнения задания, последовательность действий затем учащимся предлагается выполнить аналогичное задание самостоятельно и обязательно оценить полученный результат – таким образом, формируются регулятивные УУД.

При изучении темы «Множества», на которую отводится 9 часов, к формированию регулятивных УУД относится освоение способов объединения предметов и выделение их из группы по определенным признакам. Используется учебник «Математика. 1 класс» ч. 1 и «Рабочая тетрадь № 1».

Примеры использования учебника математики при формировании регулятивных УУД:

У чебник «Математика. 1 класс» часть 1, стр. 9, стр. 30, 32, 26. С начала дети знакомятся критериями, по которым можно объединять предметы в множества. Затем детям предлагается самостоятельно определить признаки объединения в множества и объяснить их значимость с различных точек зрения (по бытовым признакам — игрушки для мальчиков и девочек, посуда, по математическим признакам — имеют определенную формы, размер).

Учебник «Математика: 1 класс» часть 1 стр. 15 № 1 — определяем последовательность расположения объектов на рисунке:

какие животные идут по правой дорожке;

кто идет между черепахой и ежиком (впереди, позади и т.д.);

кто придет в школу позже всех и почему?

Учебник «Математика: 1 класс» часть 1 стр. 40 — ищем предмет (в классе):

учитель называет ориентиры – дети ищут;

один ученик указывает – остальные ищут.

Описанный обобщенный прием решения задач применительно к математике в своей общей структуре может быть перенесен на любой учебный предмет Какие же регулятивные умения формируются в процессе обучения в начальной школе?

— понимать, принимать и сохранять учебную задачу,

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

— ставить цели, позволяющие решать учебные и житейские задачи;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

— учитывать правила планирования и находить контроль способа решения;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— различать способ и результат действия;

— оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

— выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме.

— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

— проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

— уметь самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

— осуществлять контроль по результату и по способу действия; осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

— самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

— использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия.

Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир – мир науки, в котором существуют свой язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Осмысление текстов, заданий; умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез, интерпретацию текста и др. ‐ относится к познавательным УУД. Пример формирования познавательных УУД на материале учебника «Литературное чтение» 1 класс.

Тема: «Здравствуй, сказка!» Позволяет познакомить детей с особенностями сказки и научить отличать сказку от других литературных произведений; учит отбирать нужную информацию.

Учебник «Литературное чтение: 1 класс» часть 1, стр. 90-91 — в конце изучения темы дети, отвечая на вопросы, осмысливают отличие сказки от других литературных произведений.

При формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебных материал.

Здесь можно отдельно поговорить о том, как формируются познавательные УУД при чтении различных текстов. Предлагаем дополнительный материал рубрики: Формирование познавательных УУД при чтении текстов.

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

— произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;

— ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

— учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

— уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

— уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

— уметь осуществлять сравнение, сериаризацию и классификацию по заданным критериям;

— уметь устанавливать причинно-следственные связи;

— уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

— уметь устанавливать аналогии;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

С самых первых уроков ребенок включается в конструктивное, предметное общение. Как уже было сказано ранее, учитель формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т.п. При этом учителю необходимо четко объяснять ученику, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое – недопустимо. В учебниках есть задания для их выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои, герои страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД и пр.

Герои учебников Аня, Ваня и профессор Самоваров, ведущие на страницах учебников диалоги, служат не только образцом для подражания, но и позволяют ученикам включаться в диалоги.

В рабочей тетради «Окружающий мир», 2 класс, стр.23, часть 1 – сформулировано многоуровневое коммуникативное задание: поговорить с членами семьи, записать рецепт и рассказать о нем одноклассникам.

Дидактический материал по чтению. Читалочка: 1 класс. Климанова Л.Ф. с. 60 — формирование культуры речи (правильность ударения и построения фразы).

Азбука: 1 класс. 1 ч. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. — тема «Мир общения» (10 часов) позволяет сформировать у ребенка представления о процессе общения, формах и способах общения.

Учебник «Окружающий мир»: 1 класс. 1 ч. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. тема «Мы и наш мир» (10 часов) подводит детей к формированию представлений об окружающем мире, как мире человека, природы, культуры.

Учебник: «Окружающий мир»: 1 класс. 1 ч. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. с. 18, 19, 20 — ребенок осмысливает, какими способами он может познавать мир.

Задача освоения темы в контексте формирования коммуникативных УУД: формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю). Учитель, являясь ролевой моделью для ученика, показывает ему, как конструктивно разговаривать с окружающими. Одновременно формирование коммуникативных УУД происходит, когда учитель задает вопросы типа: «Что ты видишь?», «Что ты услышал в…», «Что хотел сказать…» и т.п.

Предполагается, что результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться следующие умения:

понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

ориентироваться на позицию партнера в общении;

учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Формирование личностных УУД в УМК «Перспектива»

Одними из самых сложных для формирования в учебном процессе являются личностные универсальные учебные действия. Учителя часто пытаются оценить личность ребенка, сказать, как надо делать, или запретить что-то. Но всегда ли это понятно ученику? Приведем пример: «Скажите, драться, это хорошо или плохо?» Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Конечно, все зависит от ситуации. Вспомним стихотворение В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», в котором на конкретных примерах ребенку демонстрируется, что одно и то же действие в разных ситуациях оценивается по-разному. В процессе обучения учитель редко говорит с детьми на уроке о чувствах и эмоциях, которые испытывают дети (да и сам учитель) в разных ситуациях и о способах их проявления, принятых в обществе. Это очень важно, т.к. ребенок не всегда понимает, почему его поведение ругают или одобряют. Этот прием позволяет учителю говорить о поступках, в которых проявляются личностные качества ученика.

В учебнике «Литературное чтение. 1 класс» ставится задача развивать фантазию и воображение; давать нравственную оценку поступкам и речам героев; учиться чувствовать настроение, выраженное в стихотворении. Помимо учебника используется творческая тетрадь, которая также позволяет развивать фантазию и воображение.

Обучение школьников анализу литературно-художественных произведений, различению авторских «значений» и «смыслов», сопоставление их со «смыслами» читателя, позволяет целенаправленно формировать нравственную позицию учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. «Воспитательное значение произведений искусства заключается в том, что они дают возможность войти «внутрь» жизни, пережить кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения. И самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые или усваиваемые» (Теплов Б.М., 1946). Однако в художественной литературе моральная норма не представлена в виде теоретического понятия или знания, а существует в специфической форме и раскрывается в системе образов, логике развития событий и действий героев, в том как автор описывает поступки героев. В литературном произведении этическим содержанием является лишь «самое событие поступка» (Бахтин М.М.), представленное в художественной форме, но не дана теоретическая транскрипция поступка в виде суждений этики или нравственных норм. Необходимо специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Это можно делать таким образом:

необходимо специально выделить учащимися суть нравственной коллизии (дилеммы), представленной в литературном произведении;

надо помочь выделить противостоящие в конфликте стороны;

помочь выявлять мотивы и стремление героев, а также те моральные суждения и нормы, которыми руководствуются герои поведения;

надо помочь выявить авторское обоснование того, почему герой следует в своем поведении определенной норме или принципу;

содействовать учащимся в определении собственной позиции в отношении отображенной моральной дилеммы и связать ее с определенными нравственными императивами;

помочь учащимся в обобщении опыта морального поведения героев.

Наконец, еще один пример, как при помощи вопросов формировать личностные УУД у учеников.

Какие слова помогают нам понять характер девочки?

Какие поступки помогают дружбе?

Каким образом в данномУМК формируется детская самостоятельность?

В учебниках заложены задания, которые дети должны выполнить самостоятельно.

Например, во всех учебниках и в тетрадях для 2 класса в условных обозначениях есть значок – работаем самостоятельно. Считаю, что таких заданий имеется достаточное количество и они рассчитаны на разный уровень самостоятельности учащихся.

Каким образом в УМК формируются действия контроля?

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

В УМК формируются действия контроля через отдельные задания. Например, при помощи рубрик «Оцени себя», «Проверь себя» (литературное чтение). КИМы по предметам.

Каким образом в УМК представлено учебное сотрудничество с целью «Достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся»?

Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, нравственности, саморазвития как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условие безопасности и процветания страны. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления, воображения, интуиции ребенка, формирование ценностного мировоззрения и нравственной позиции личности.

Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается?

Да, УМК создает условия для мотивации ученика к учению.

Обучение по комплекту «Перспектива» позволит каждому ученику сохранить самоуважение и интерес к познанию и открытию нового. Познавательная активность и инициатива учащегося приветствуются. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы оживить познавательную активность, любознательность и познавательный интерес ребенка. Новая система направляет активность ребенка в сферу культуры и свободного творчества. В полной мере создают условия для положительной мотивации к учению тетради на печатной основе по всем предметам. Каждый ребёнок может выполнить задание, которое ему по силам. Таким образом он заранее поставлен в ситуацию успеха, а это очень важно для мотивации.

Еще одно преимущество УМК «Перспектива» в том, что, обучаясь по этой программе, ученик на каждом уроке приоткрывает для себя будущие темы обучения. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их детальному изучению.

Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся?

Важным условием успешности реализации программы «Перспектива» является индивидуальный подход к каждому ученику. Учебники содержат задания разной степени сложности, обеспечивая возможность варьировать задания с учетом уровня подготовленности ученика. Выбор заданий, лежащих в зоне ближайшего развития ребенка (т. е. заданий, выполнение которых предполагает совместную с учителем работу и одновременно требует мобилизации собственных усилий, позволяющих учащемуся пережить чувство успеха и гордости за свои достижения), делает обучение поистине развивающим. Обучение в зоне ближайшего развития формирует такие личностные качества, как целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе, готовность к преодолению трудностей.

Есть ли у Вас потребность в смене УМК в связи с переходом на ФГОС НОО?

Нет, пока необходимости в смене УМК не вижу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *