на каком инструменте играл паганини
На каком инструменте играл паганини
Никколо Паганини
Личность Никколо Паганини всегда приковывала внимание публики, одни видели в нем настоящего гения, другие же мошенника, отказываясь верить в такой необычайный талант. Даже сегодня никто не может отрицать тот факт, что он был настоящим Маэстро и хоть виртуозный скрипач ушёл в вечность, но его произведения, а также воспоминания о его феноменальном таланте остались. Вся жизнь великого музыканта окутана тайнами и недомолвками, сопровождавшими его повсюду.
Краткую биографию Никколо Паганини и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Паганини
Родился будущий музыкант в Генуе 27 октября 1782 года. Его отец был мелким торговцем, но вместе с тем, Антонио Паганини очень увлекался музыкой и мечтал, чтобы его сын стал великим музыкантом. Практически все детство Никколо посвятил занятиям на инструменте. От природы ему достался необычайно острый слух, и с каждым днем его отец осознавал, что Никколо ждет слава настоящего виртуоза, поэтому было решено нанять ему профессионального учителя.
Так его первым наставником, не считая отца, стал Франческе Ньекко, который был композитором и скрипачом. Эти занятия помогли еще больше раскрыть талант маленького музыканта и уже в возрасте восьми лет он создает свою первую сонату.
Вдохновившись успехом своего талантливого сына, Антонио Паганини поспешил взять на себя обязанности импресарио и принялся готовить турне по стране. Выступление столь одаренного ребенка производило настоящий фурор. Именно в этот период из под его пера выходят знаменитые каприччио, совершившие самый настоящий переворот в мире скрипичной музыки.
Вскоре Никколо решает начать независимую от своих родителей жизнь и карьеру, тем более он получает заманчивое предложение – место первой скрипки в Лукке. Он становится не только управляющим городского оркестра, но и продолжает успешно выступать по всей стране. Концерты музыканта по-прежнему проходят блестяще и вызывают бурный восторг у публики.
Известно, что Паганини был очень влюбчив и именно в этот период времени, виртуозный скрипач встречает первую любовь. Он даже на три года прекратил гастролировать и всерьез увлекается композицией. Свои произведения, сочиненные в этот промежуток времени, Никколо посвящает «синьоре Диде». Не секрет, что Паганини приписывают множество романов, даже с августейшими особами. Речь идет о сестре Наполеона Элизе, которая была замужем за Феличе Бачокки (правителем в Лукке). Композитор даже посвятил ей «Любовную сцену», которую написал всего для двух струн. Это произведение очень понравилось публике, а сама княгиня предложила маэстро сочинить пьесу уже для одной струны. В биографии Пагании есть такой факт, что через некоторое время маэстро представил сонату «Наполеон» для струны «Соль». Известно также, что через несколько лет сам скрипач принял решение прекратить общение с Элизой.
Спустя время, вернувшись в родной город, Никколо уже увлекся дочерью портного – Анджелиной Каванной, которую даже взял с собой в Парму. Однако вскоре выяснилось, что девушка в положении, и поэтому она вынуждена была отправиться назад в Геную. Сохранились сведения, что отец Анджелины подал на музыканта в трибунал и суд, длившийся два года, который постановил выплатить пострадавшей значительную денежную сумму.
В 1821 году здоровье Паганини сильно пошатнулось, ведь он уделял много времени музыке и совсем не заботился о себе. Музыкант пытался облегчить приступы кашля и боли различными мазями, поездками на морские курорты, однако ничего не помогало. Из-за этого Николо был вынужден на время прекратить концертную деятельность.
Весной 1824 года скрипач неожиданно посещает Милан, где тут же принимается организовывать свой концерт. После этого он уже с успехом выступает в Павии и родном Генуе. Именно в этом время он вновь встречает свою прежнюю любовь Антонию Бьянку, известную певицу. Через некоторое время у них рождается сын Ахилл.
В этот промежуток времени Паганини очень много времени посвящает композиции, постоянно сочиняя очередные шедевры: «Военная соната», Концерт для скрипки №2 – эти произведения становятся настоящей кульминацией его творческого пути. В 1830 году, после успешного выступления в Вестфалии, он удостаивается титула барона.
В 1839 году Никколо отправляется в Ниццу, где снимает себе небольшой домик и несколько месяцев буквально не выходит никуда из-за плохого самочувствия. Его состояние настолько было ослаблено, что он не мог уже взять в руки свой любимый инструмент. Умер знаменитый скрипач и композитор в 1840 году.
Интересные факты
История скрипки Паганини
Сам композитор дал весьма необычное название своему любимому инструменту – «Пушка». Связано это было с событиями, которые происходили в его стране в первой половине XIX века. Изготовил скрипку Бартоломео Джузеппе Гварнери в 1743 году. Исследователи указывают, что подарил 17-летнему музыканту инструмент один парижский купец. Скрипка сразу же привлекла внимание Никколо силой звучания и стала его любимой. Он очень трепетно к ней относился и однажды даже обратился к скрипичному мастеру, потому что инструмент потерял голос. Приехав через несколько дней к нему, Маэстро с облегчением услышал знакомое звучание скрипки и в награду отдал мастеру Вильому ценную шкатулку, усыпанную самоцветами. Свой щедрый дар он объяснил тем, что в свое время у него было две такие шкатулочки. Одну из них он презентовал своему врачу, за то, что тот вылечил его тело. Теперь же он подарил вторую мастеру, так как тот исцелил его «Пушку».
В своем завещании Паганини указал, чтобы вся его коллекция инструментов должна быть передана Генуе, где он родился и впредь не покидала города. Это касалось и «Пушки», которая впоследствии получила название «Вдова Паганини». Связано это было с тем, что никто больше не смог извлечь из нее подобное звучание, какое получалось у Маэстро.
Секрет необычайного таланта Паганини
Однако сам музыкант незадолго до кончины решил поделиться главным секретом своего таланта. Оказывается, все те слухи, окружавшие его всю жизнь, не имеют к нему никакого отношения и все дело в полнейшем духовном слиянии со своим инструментом. Музыкант считал, что нужно смотреть и ощущать весь мир через скрипку. Трудно отрицать тот факт, что у Паганини это получалось безупречно. Плюс ко всему, не стоит забывать, что с самого детства он посвятил всю жизнь своему любимому делу – исполнительству, днями и часами совершенствуя и оттачивая свое мастерство.
Фильмы о Паганини
По биографии Паганини снято много интересных фильмов, особо хочется выделить работу Леонида Менакера «Никколо Паганини» (1982 г). Он был снят по произведению А. К. Виноградова «Осуждение Паганини» и специально приурочен к 200-летию со дня рождения Маэстро. Это четырехсерийный фильм, повествующий о жизни легендарного скрипача, его чувствах, переживаниях, творчестве, помогающий понять его мистическую и многогранную натуру. Партию скрипки исполнил Леонид Коган. Известно, что режиссер первоначально хотел пригласить на главную роль известного дирижера Юрия Темирканова, но тот не согласился.
Еще одна заметная работа – фильм «Паганини» (1989) Клауса Кински. Примечательно, что это его единственный опыт в качестве режиссера. Он же сыграл главную роль, исполнив великого музыканта. Клаус Кински показал удивительного Паганини, жизнь которого балансировала на краю бездны. Такого скрипача еще никто не видел.
Драма Бернарда Роуза «Паганини: Скрипач Дьявола», покорила мир в 2013 году. Главную роль исполнил знаменитый исполнитель Дэвид Гарретт. Режиссер взял за основу слухи, ходившие в свое время об итальянском скрипаче. Ведь многие его современники были уверены, что он продал свою душу дьяволу и получил необычайный дар. На своем пути Паганини встречает прекрасную девушку, но сможет ли он познать счастье? В этом фильме открываются некоторые загадки из жизни Маэстро.
Необычайно виртуозная и прекрасная игра Паганини на скрипке породила множество легенд и мистических рассказов современников. А по-другому и быть не могло, ведь маэстро играл так, что присутствующие в зале дамы падали в обморок, а особо дотошные слушатели всматривались в закулисье, пытаясь там разглядеть второго музыканта, помогающего ему. Но естественно, они ничего не видели, поскольку там никого и не было, и им ничего не оставалось, как списывать эту гениальную игру на происки властелина Преисподней. Паганини оставил после себя 24 каприса, 6 концертов для скрипки, большое количество вариаций, сонат и прочих произведений для скрипки и гитары. Кроме того он оставил множество легенд о себе, о жизни и своем необычайном таланте, которые и по сей день будоражат воображение почитателей его творчества.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Никколо Паганини
Паганини, Николо
Никко́ло Пагани́ни (итал. Niccolò Paganini ; 27 октября 1782, Генуя — 27 мая 1840, Ницца) — итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор.
Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства.
Уже с шести лет Паганини играл на скрипке, а в девять лет выступил с концертом в Генуе, который имел огромный успех. Мальчиком он написал несколько произведений для скрипки, которые были так трудны, что кроме него самого никто не мог их исполнить.
В начале 1797 г. Паганини со своим отцом, Антонио Паганини (1757—-1817), предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Вскоре избавившись от строгой ферулы отца, он, предоставленный себе, вёл бурную и активную жизнь, постоянно гастролировал, что отразилось как на его здоровье, так и на репутации «скряги». Впрочем, необычайный талант этого скрипача возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путём повредить успеху Паганини. Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он даже получил титул барона. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Хоть размер гонорара в начале XIX столетия далеко уступал нынешним, но тем не менее Паганини оставил после себя несколько миллионов франков.
В конце декабря 1836 года Паганини выступает в Ницце с тремя концертами. К тому времени он постоянно болеет, его здоровье подорвано. Несмотря на то, что скрипач прибегает к помощи многих именитых врачей, никто из них не сумел избавить его от многочисленных недугов.
В октябре 1839 года Паганини, в чрезвычайно нервном состоянии, еле держась на ногах, последний раз посещает родную Геную.
Последние же месяцы своей жизни Паганини не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а многочисленные болезни уже не поддавались лечению. Он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами.
Никколо Паганини скончался в Ницце 25 мая 1840 года.
Имя Паганини было окружено некой таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Таинственность и необычность личности Паганини вызывала предположение в его суеверности и атеизме, и епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе. Только вмешательство папы уничтожило это решение, а прах великого скрипача окончательно обрел покой лишь к концу 19 столетия.
Непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L’Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительно искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных и тройных струн, замечательное разнообразие применения смычка, игра на одной струне (четвёртой) целых пьес — всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.
Скрипка Паганини
1 ноября 2005 года скрипка работы мастера Карло Бергонци, принадлежавшая Никколо Паганини, приобретена на аукционе «Sotheby’s» в Лондоне за 1,1 миллиона долларов (стартовая цена составила 500 тысяч долларов) председателем попечительского совета Фонда скрипичного искусства Максимом Викторовым. Председатель попечительского совета Фонда скрипичного искусства заверил, что этот инструмент обязательно прозвучит 1 декабря 2005 года в Большом зале Московской консерватории на закрытии Московского международного конкурса Паганини.
Указанная скрипка является одним из пятидесяти инструментов работы Карло Бергонци, дошедших до XXI века.
Биография Никколо Паганини
27 октября 1782 года родился Никколо Паганини (Niccol Paganini), итальянский скрипач и композитор.
Итальянский скрипач виртуоз и композитор Никколо Паганини (Niccolо Paganini) родился 27 октября 1782 года в городе Генуе (Италия) в семье мелкого торговца.
С четырех лет Паганини начал заниматься музыкой, обучался игре на скрипке, мандолине и гитаре. Учителями будущего композитора сначала был отец, большой любитель музыки, а затем Джакомо Коста – скрипач собора Сан Лоренцо.
Первый концерт Паганини состоялся в Генуе, когда ему было 11 лет. Среди исполняемых сочинений в нем прозвучали и собственные вариации юного музыканта на тему французской революционной песни Карманьола.
Благодаря маркизу Джанкарло ди Негро, генуэзскому аристократу и меломану, Никколо смог продолжить образование у виолончелиста Гаспаро Гиретти. Он заставлял сочинять музыку без инструмента, развивая способность слышать внутренним слухом. За несколько месяцев Никколо сочинил 24 фуги для фортепиано в четыре руки. Им были также написаны два скрипичных концерта и различные пьесы, которые не дошли до нашего времени.
В 1797 году, после краткого периода занятий в Парме со скрипачом и преподавателем Алессандро Роллой, Паганини совершил свое первое концертное турне.
Юный музыкант с большим успехом выступал в итальянских городах – Флоренции, Пизе, Ливорно, Болонье и Милане.С 1801 по 1804 год Паганини жил в Тоскане. Именно к этому периоду относится создание знаменитых каприччи для скрипки solo.
В 1805 году в расцвете исполнительской славы музыкант сменил концертную деятельность на придворную службу в Лукке камерным пианистом и дирижером оркестра, но в 1808 году вернулся к концертированию.
В 1811 году он сочинил Первый концерт ре мажор для скрипки с оркестром, в 1826 году – Второй концерт си минор для скрипки с оркестром.
Своеобразие манеры игры, легкость владения инструментом вскоре принесли ему известность в масштабах всей Италии. Паганини неоднократно выступал в театре «Ла Скала».
С 1828 по 1834 год он дал сотни концертов в крупнейших городах Европы, которые вызвали восторженную оценку композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Фредерика Шопена, Джоаккино Россини, поэта Генриха Гейне, писателей Иоганна Гете, Оноре Бальзака, Tеодора Гофмана. Феномен Паганини оказал сильнейшее воздействие на творчество композитора Ференца Листа, называвшего игру итальянского маэстро «сверхъестественным чудом».
Творческий путь Паганини был внезапно прерван в 1834 году, причинами чего стали пошатнувшееся здоровье музыканта и ряд публичных скандалов, возникших вокруг его фигуры. На родину в Геную он вернулся в 1837 году тяжело больным человеком.
В последние дни жизни Паганини мучили приступы сильного кашля, из-за которых музыкант не мог принимать пищу и говорить – писал свои просьбы на листках бумаги. Умер Паганини в Ницце 27 мая 1840 года. После смерти Паганини папская курия долго не давала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя, в 1876 году, прах музыканта был перевезен в Парму и захоронен там.
Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок работы Антонио Страдивари, семей Гварнери и Амати, из которых свою наиболее любимую и известную скрипку Джузеппе Гварнери завещал городу Генуе.
Имя Никколо Паганини стало символом наивысшей виртуозности в музыкальном исполнительстве, Он заложил основы современной скрипичной техники, оказал влияние на развитие пианизма и искусства инструментовки. Паганини был и крупнейшим композитором, одним из основоположников музыкального романтизма. Особенно популярны его 24 каприччи для скрипки solo, два концерта для скрипки с оркестром. Ему принадлежат также различные пьесы и вариации для скрипки, инструментальные ансамбли, многочисленные пьесы для гитары. Многие скрипичные произведения величайшего скрипача обработаны Ференцем Листом, Робертом Шуманом, Иоганнесом Брамсом, Сергеем Рахманиновым. Образ Никколо Паганини запечатлен Генрихом Гейне в повести «Флорентийские ночи».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Гитара музыкальная 14. Никколо Паганини
Гитара в музыке классицизма.
1. Из жизни великого артиста
Когда мятущаяся душа Паганини искала покоя, он отрекался от порывистой скрипки и поверял мысли тихой, нежной гитаре. Одним из таких идиллически-мирных периодов жизни великого артиста было время, когда он поселился на вилле богатой аристократки, работал в ее саду, музицировал вместе с нею, описанный в главе «Тюльпаны и гитара» книги Анатолия Виноградова «Осуждение Паганини».
Целых три года Паганини скрывался от публики, перестал концертировать. Счастье влюбленных шло под аккомпанемент гитары. Здесь он сочинил «Любовный дуэт» в десяти частях с программными заголовками: «Начало», «Любовь», «Согласие», «Робость», «Радость», «Ссора», «Примирение», «Знаки любви», «Известие об отъезде», «Расставание».
В итоге мы получили в дар целую музыкальную поэму о прекраснейшем из наших чувств, созданную на заре романтизма.
Находясь на службе у княгини Элизы Баччиокки, сестры Наполеона Бонапарта, сначала в Лукке, а затем во Флоренции, Паганини создал немало произведений для обожаемой им гитары и разного рода ансамблевой музыки с ее участием, в том числе шесть квартетов для скрипки, альта, гитары и виолончели.
С помощью скрипки Паганини выражал порывы страстей, свой бунтарский дух и дерзновенные мысли. Напротив, «верная спутница» гитара помогала ему очистить душу. Да и отношение к двум этим инструментам у него было разное: повелительно-властное к скрипке и благосклонно-нежное к гитаре.
Желая продемонстрировать свои пылкие чувства к покровительнице, он прилюдно сыграл пьесу «Венера и Адонис» на скрипке с двумя струнами. Публика восхищалась, а княгиня поняла прозрачный намек артиста. Как-то вскользь она произнесла, что такой великий маэстро смог бы сыграть и на одной струне. Паганини принял вызов и вскоре исполнил героическую сонату «Наполеон» на скрипке с одной струной, чем заслужил бурные аплодисменты изумленных слушателей.
Так в душе итальянского гения сосуществовали два мира: тихий, светлый, любовный, связанный с гитарой, и неистовый, карбонарский, требующий полной отдачи творческих сил. И выразить эти чувства могла только скрипка!
Однажды во время римского карнавала Паганини и Россини, переодевшись в бродячих слепцов-музыкантов, сыграли на двух гитарах столь блестяще, что публика подивилась их мастерству. Это был шутовской номер и вместе с тем дуэт двух гениев.
Шуберт писал свои гениальные песни в кафе на салфетках и по доброте души раздавал их жителям Вены. Так и Паганини, находясь на службе в Лукке, частенько набрасывал гитарные пьесы уличным мальчишкам, желавшим блеснуть на городском празднике. Иногда он дарил пьесы для гитары неимущим музыкантам, чтобы те могли порадовать своих голодных детей нежданным гонораром.
Постепенно произведения Паганини заполонили всю Италию, стали общенародными, чему великий скрипач не придавал ровно никакого значения.
На закате дней Паганини гитара вновь заняла особое место в его жизни. Он часто выступал в ансамбле с гитаристами, писал крупные музыкальные пьесы с участием «доброй и милой подруги». Стоит назвать хотя бы Вариации на тему генуэзской народной песни «Барукаба» для скрипки и гитары, которые маэстро посвятил другу Джерми. В подарок дочери своего покровителя ди Негро он преподнес Сонату для скрипки и гитары, а сестре Доменике – Серенаду для скрипки, виолончели и гитары. Как мы видим, он раздавал близким и родным людям именно гитарные пьесы. Это весьма показательно!
Когда умер Паганини, Ференц Лист писал: «Угасло жизненное пламя Паганини и вместе с ним то мощное дыхание природы, которое оно смогло вдохнуть в него, видимо, собрав для этого все свои силы, чтобы тут же его погасить. Вместе с ним исчезло то чудесное явление, которое в области искусства родится лишь раз, единственный раз!»
Взгляните на портрет великого скрипача: орлиные черты носа, взор, устремленный за пределы горизонта, – они выражают собой неистовый порыв к свободе; округлый подбородок и чувственные губы – это признак сластолюбия.
Отношение к скрипке у Паганини было дерзким, с ее помощью он хотел достичь совершенства, и поэтому именно она, царица инструментов в руках гения, поражала воображение людей и двигала вперед музыкальное искусство. Игра итальянского виртуоза оставила неизгладимую печать на творчестве Шопена, Шумана, Листа.
Гитара же служила Паганини целительницей душевных ран, он поверял ей свои сокровенные мысли, когда влюблялся в красивых женщин и мечтал о семейном счастье.
2. Скрипка и гитара
Музыковеды не без основания утверждают, что переворот, совершенный Паганини в области скрипичного мастерства, связан с его приверженностью к другому инструменту, гитаре. Левая рука виртуоза привыкла к большим растяжкам, к сложным комбинациям двойных нот и аккордов. С одной стороны, гитара была выразительницей сокровеннейших чувств Паганини, с другой – творческой лабораторией для новых приемов игры на скрипке.
Без матушки-гитары не появилась бы на свет юная, ослепительная красавица – бесподобная скрипка Паганини.
Произведения Никколо Паганини, в том числе ансамбли для скрипки и гитары, пронизаны взволнованным чувством. Струны обоих инструментов то горестно плачут, то неистовствуют.
Мужчина с возрастом обретает мудрость, а женщина теряет красоту.
Любопытное наблюдение: чем старше рукотворный шедевр Страдивари или Гварнери, тем лучше он звучит. У гитары век слишком короток, что не позволяет ей сохранить свои бесценные качества.
Виртуозно владея обоими инструментами, Паганини сохраняет в душе целостное мироощущение, которое включает в себя, так сказать, и мужское, и женское начало Вселенной.
Талантливый польский скрипач Кароль Липиньский отмечает в своих мемуарах: «Я был безмерно удивлен, я не предполагал, что Паганини не менее чарующе играет на гитаре, чем владеет смычком».
Это свидетельство профессионала высокого уровня заставляет пересмотреть роль и значение итальянского маэстро в музыкальном искусстве. Кто в действительности был несравненным гитаристом-виртуозом – испанец Фернандо Сор или Никколо Паганини, которого мир до сей поры считает великим скрипачом?
Как известно, скрипач Паганини, будучи к тому же гитаристом, не выступал в качестве гитариста на концертной эстраде. Подлинным «Паганини гитары» следует считать Луиджи Леньяни, друга и последователя гениального артиста. Возможно, в какие-то минуты, когда Паганини импровизировал на гитаре, он видел перед собой своего приятеля Луиджи, которого иногда брал в концертные поездки по Италии.
Никколо Паганини увлек своей волшебной скрипкой Джакомо Россини, в свою очередь, под влиянием Мауро Джулиани взял в руки гитару композитор и пианист Антон Диабелли.
Так скрипка и гитара оказались чудодейственным средством в укреплении творческой дружбы между великими музыкантами – Паганини, Россини, Леньяни, Диабелли.
24 каприччио Паганини совершили переворот в скрипичной музыке. Самым ярким из них оказалось последнее, двадцать четвертое произведение. Знаменательно, что в оригинале оно было написано для скрипки в сопровождении гитары под названием «Бравурные вариации на оригинальную тему».
Следовательно, гитара играла отнюдь не последнюю роль, когда требовалось обогатить выразительные и технические возможности «царицы инструментов».
Мила и очаровательна соната для скрипки и гитары ля мажор Никколо Паганини. Погружаясь в мир ее образов, словно видишь перед собой двух светских дам, которым не откажешь в грации и любезности.
В Аллегро явственно присутствуют беспечная игривость и весенняя новизна чувств, Адажио – это умиротворенное созерцание. В Аллегретто (Рондо) музыка жизнерадостна, вызвана восторгом от красоты мира, чем близка к бессмертным творениям Россини.
«Большая соната» для гитары Паганини, записанная на компакт-дисках как Джулианом Бримом, так и Джоном Уильямсом, примечательна во многих отношениях.
Аллегро изящно и радостно. Это происходит из-за того, что инструментальная партия в своей основе вокальна, опирается на красивое пение в стиле бельканто.
Пленительная лирическая мелодия Романса близка по духу и настроению к «Вечерней серенаде» Шуберта. В ней предугадываются также мелодические откровения Франсиско Тарреги.
Вариации виртуозны и блестящи. Творческая фантазия автора бьет ключом, и ощущаешь некое подобие их музыкального языка с его же «Венецианским карнавалом» для скрипки с оркестром.
Какой бы скромной и невзрачной ни была бы гитара, она в руках гения становится трогательной, роскошной, неукротимой – этакой страстно влюбленной итальянской красавицей!
3. Живописно-музыкальная ретроспектива
Леонардо да Винчи был художником, ученым, инженером. Кроме серьезных научных открытий он много времени тратил на изобретение различных механических игрушек для увеселения светской публики. Вероятно, для гения эпохи Ренессанса это был своего рода отдых, который позволял подготовиться к другим делам, требовавшим напряжения душевных сил.
Никколо Паганини тоже предстает в нескольких ипостасях: как композитор, скрипач и гитарист. Кроме замечательных скрипичных произведений он создал около 200 пьес для гитары, предназначенных, главным образом, для любительского музицирования. Эти музыкальные «безделушки», написанные второпях, расходились по всей Италии, часто без имени их автора.
Скрипичное искусство Паганини по драматическому накалу и силе человеческого духа сопоставимо с великими творениями Микеланджело, тогда как гитарная музыка прославленного артиста отличалась лиризмом и мечтательностью, свойственными полотнам Джорджоне. В личности знаменитого виртуоза удивительным образом сочетались бунтарский дух и нежная сентиментальность легкоранимого человека.
Обратимся еще к одному итальянскому живописцу. Караваджо – это художник огромной творческой смелости, реалист-новатор, прекрасно знающий жизнь простого народа; по его мнению, задача искусства состоит в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы». Необыкновенная правдивость и демократизм произведений принесли ему скандальную известность и вызвали резкую оппозицию церковных кругов. Добавьте к этому бурный неуживчивый характер, усугублявший житейские трудности, и глубокий душевный кризис в последний период творчества, – и перед вами возникнет психологический портрет итальянского художника-гения, того самого, кто оказал сильнейшее влияние на европейское искусство. И, если хотите, это портрет другого итальянца, скрипача Никколо Паганини, духовного потомка и художественного двойника Караваджо, родившегося почти два века спустя.
Любопытно, что Караваджо чрезвычайно интересовался музыкой, о чем свидетельствуют такие полотна, как «Юноша с лютней», «Девушка с лютней», «Мандолинистка».
Паганини в детстве учился игре на лютне, в зрелые годы находил утешение в игре на гитаре. Неукротимые натуры гениев нуждаются в кратких передышках, чтобы потом с новыми силами взяться за главное дело жизни.
А вот судьба третьего художника.
В противоположность Никколо Паганини жизнь испанского художника Веласкеса была на редкость счастливой. В последние годы он создал два живописных шедевра: «Менины» (Фрейлины) и «Пряхи». На первом полотне изображена сцена королевского быта, отмеченная печатью благородства и элегантной сдержанности. Второе посвящено повседневным будням и нелегкому труду простых работниц, что удалось передать правдиво, с поразительной силой чувства. В этих картинах Веласкес достигает целостности восприятия мира.
У Паганини скрипка была королевой, блиставшей в аристократических салонах и на концертной эстраде, а гитара – скромной служанкой, предназначенной для любительского музицирования в аристократических салонах и в среде простолюдинов.
Гениальный артист, как и великий художник, видят мир объемно, в двух и даже трех измерениях, со всеми его контрастами и противоречиями.
Ведь каждому из нас нужны не только яркие лучи солнца, но и мягкий свет луны.
Уместно и такое сопоставление имен.
Никколо Паганини по таланту и характеру близок к Сальватору Розе, несмотря на то, что художник родился на полтора столетия раньше гениального скрипача. Оба относятся к людям с неукротимым нравом и новаторским духом, которые решительно раздвигают горизонты нашего мироощущения. Искусство обоих отличалось бунтарским демократизмом, живой и непосредственной эмоциональностью, пленительной романтикой в пейзажных зарисовках и лирических переживаниях человека, страстного существа, желающего вобрать в себя Вселенную.
В 1649 году, устав от придворной службы, Сальватор Роза отбыл в Рим и стал вольным художником. Точно так же Никколо Паганини покинул двор великой герцогини Тосканской Элизы, сестры Наполеона Бонапарта, чтобы сделаться гастролирующим артистом. Эти гении предпочли творческую свободу.
Сальватор Роза был также замечательным гравером и рисовальщиком, одновременно поэтом, актером, режиссером, музыкантом. Он учился пению, играл на флейте, арфе и гитаре.
Именно гитара связывает двух великих соотечественников, Розу и Паганини.
Художник написал целый ряд сатир, среди которых выделяются «Поэзия», «Музыка», «Живопись», «Война», «Зависть», «Ведьма», «Вавилония».
На картине «Музыка» изображена скромная девушка со светлым взором, обращенным к небесам.
Возможно, это выражение того, чем была непритязательная гитара в руках Паганини – инструментом, которому поверяют заветные чувства и мысли.
Нетрудно заметить, что у двух современников, испанского художника Франсиско Гойя и итальянского скрипача Никколо Паганини, много общего. Главное – каждый из них питал беззаветную любовь к своей Отчизне и не мог смириться с ее порабощением, страстно желая видеть родину независимой и свободной.
Большая соната A-dur, op.39 Никколо Паганини – это баллада для гитары: в ней находим душевные откровения, безмятежность и порывы страсти, отстраненное созерцание и потребность любить, энергичные марши, изящные арабески, патетические гимны, победное торжество радости – все это творят магические струны гитары!
Великий Паганини – это двойная звезда, испускающая золотистое и голубое сияние, это постоянно переливающийся на наших глазах классико-романтический свет.
Вальс M.S.92 Никколо Паганини – миниатюра продолжительностью в одну минуту и сорок секунд. До-мажорная часть – это конфеты карамель, ля-минорная – апельсиновый сок. Впрочем, все зависит от вкуса того, кто возьмется играть ее.
Вуаль светлой грусти наброшена на радостное чувство в Аллегретто M.S.90 Никколо Паганини, которая придает этой пьесе романтическую привлекательность.
Пасторально-наивно Аллегретто M.S.91. В нем слышится простенький наигрыш пастушка на органном пункте в басах. Возникает буколическая картинка «естественной» жизни.
Сидя в кафе, Паганини сочиняет на ходу немудреную мелодию, которую тут же дарит подбежавшему нищему мальчугану, чтобы тот смог подзаработать на автографе великого скрипача. Сегодня мы наслаждаемся музыкой Аллегретто-скерцандо и предлагаем юным гитаристам разучить эту трогательную миниатюру.
Каприс №5 Паганини в переложении для гитары выглядит как еще одно «Вечное движение» маэстро.
Мелодия Каприса №24 Паганини принадлежит к тем счастливым озарениям, которые никогда не увядают. Она вечно будет звучать на гитаре, на фортепиано и в оркестре. Благодаря ей люди не забудут имя гениального скрипача.
Этюды №1, 14, 15 из цикла «I Ghiribizzi» M.S.43 Никколо Паганини – это не мелодии-жемчужинки или мелодии-цветы, а прелестные экзерсисы для юных гитаристов.
Сонатина C-dur – произведение классическое по духу, лишь в ля минорных эпизодах появляется лирика: с началом весны сердце еще сковано, но так хочется любить!