на каком инструменте играют джаз и блюз
Новое в блогах
Чем отличается Джаз от Блюза, в чём разница?
Музыка является отражением души. Когда нам грустно, мы включаем какую-нибудь балладу и нам кажется, что музыка сопереживает и поддерживает, дает возможность выплеснуть все свои эмоции и принять правильное решение. Музыка избавляет от одиночества и придает уверенности в себе. Музыка наполняет нас энергией и задает ритм жизни.
Музыка с нами всегда. Каждое событие находит свое отражение в музыке: при помощи музыки объясняются в любви, отмечают праздники, провожают в последний путь. Самая искренняя музыка – народная. Она передает все слезы и радость людей. Мы понимаем все, что хотели до нас донести, независимо от нации и возраста создателей.
Направления музыки, с помощью которых очень точно и экспрессивно передается боль, печаль и ликование африканского народа – блюз и джаз.
Джаз – это танцевальная музыка. Она веселая, она заводит, она придает бодрости и хорошего настроения. Появление джаза произошло благодаря Христофору Колумбу. Именно он, открыв американский континент, повлиял завозу туда чернокожих рабов, вместе с которыми распространились и африканские ритмы.
Название «блюз» произошло от английского слова «blue», что переводится как уныние, грусть, меланхолия. Это направление в музыке – Блюз – можно сравнить с русским романсом, так как это также грустная песня, повествующая о разных жизненных перипетиях.
Блюзовые песни просты, красочны и полны эмоций.
Характерные особенности джаза и блюза:
Для джаза характерно:
Блюз отличается:
Истоки:
Блюз зародился в 40-50-ые годы 19 века. Родиной блюза считают дельту реки Миссисипи (США). До сих пор в южноамериканских поселениях можно услышать тот самый блюз, который за эти годы не претерпел никаких изменений.
История появления джаза не так однозначна. Существует три теории возникновения этого музыкального направления. По одной из версий, джаз появился в ходе слияния религиозных песнопений афроамериканцев, африканского фольклора, блюза и композиций бродячих уличных музыкантов. Вторая точка зрения связана с обращением негров в христианскую веру. Среди представителей африканского народа зарождается новый стиль – «духовные песнопения», отличающиеся сильной экспрессией. Именно они стали основой джаза. По третьей версии, в основу джаза легла самобытная африканская культура, которую удалось сохранить в США, так как местные жители игнорировали негров, и они были вынуждены держаться обособленно.
На территории Российской Федерации первый джазовый ансамбль был создан Леонидом Утесовым в 1929 году.
Характерные инструменты:
Блюз исполняют при помощи пианино, гитары, банджо. Сначала чернокожие рабы пели свою грустную песню безо всякого аккомпанемента, а затем стали подыгрывать себе на том, что мог ли достать.
Джаз исполняется в основном небольшими ансамблями, в которых обязательно присутствуют фортепиано, духовые, ударные, контрабас. Среди духовых инструментов в первую очередь используются саксофон, тромбон и труба.
Джаз:
Igor Butman_Nostalgia
Блюз — результат смешения различных музыкальных традиций
Музыка блюз зародилась в южных штатах США на стыке 19-го и 20-го столетия. Основой для данного жанра послужила грустная лирика и ритмы чернокожих афроамериканцев. Появление термина «blues» относят к 1895 году. Трактуется слово сокращением распространенного в английском языке выражения «blue devils», которое понимается как «грусть», «депрессия»,»печаль».
Блюз стал результатом уникального смешения музыкальных традиций чернокожих рабов «Хлопкового пояса» — такое условное название получила дельта американской реки Миссисипи. Основой для блюза послужили традиционные негритянские песни, исполняемые невольниками во время работы на плантациях, своеобразные ритуальные песнопения религиозной направленности из далекой Африки, а также библейские «спиричуэлс». Музыка отличалась ударным битом, зачастую реализуемым путем хлопков в ладоши, полиритмией и фольклорно-религиозным вокалом.
Предпосылки возникновения блюза
Главным толчком для развития блюза можно считать 1863 год. В этот период рабство на территории США было отменено. Чернокожее население, получившее свободу, не имело достаточной материальной базы и было вынуждено трудиться на самых низкооплачиваемых работах, скитаясь по разным штатам. Профессия лесоруба, судостроителя или монтажника на железной дороге стала уделом большинства афроамериканцев в те годы. Сложные условия естественным образом нашли свое отражение в песенном творчестве. Появляются новые музыкальные жанры, которые представляют собой рабочие песни, песни-переклички «холлер».
Темнокожие трудящиеся пели подобные песни в свободные от работы часы. Так и родился стиль блюз, обретая свои неповторимые черты. Эта музыка рассказывала о тяготах и переживаниях негров-рабочих, отражала их жизненный уклад, передавала их чаяния и надежды.
Американский блюз можно было услышать в различных уголках страны: в поездах и рабочих лагерях, на улицах и т. д. Многие негры перемещались по карте, сохраняя и оберегая обретенную независимость. Они перебивались временными заработками днем, но вечером гитара всегда была рядом. Некоторые подрабатывали музыкой в барах, получая еду и выпивку в качестве вознаграждения. Услышать блюз на гитаре стало обычным повсеместным явлением.
Классический блюз
Официальное упоминание стиля блюз относится к марту 1912-го года. В этот период был опубликован блюз «Dallas Blues», который написал Харт Уэнд. Данное произведение стало первой в истории полностью блюзовой композицией.
Dallas Blues
Большинство историков считают 1920-й год конечной датой становления и окончательного формирования блюза. К этому времени можно было наблюдать музыкальные коллективы, исполнявшие классические блюзовые композиции. Блюз того периода уже перестал быть только музыкой «черных для черных». Ему открылась дорога в шоу-бизнес, который охватывал все этнические слои США.
Если рассматривать теорию музыки блюза, то композиционно он имеет классическую схему 12-и тактов. Начальные 4 такта играются на тонической гармонии, разделяя первую пару на субдоминанту и тонику. Следующая пара играется на доминанте и тонике. Подобное чередование принято называть «блюзовой сеткой».
Музыка блюз построена по структуре «вопрос — ответ», представляя собой своеобразный диалог исполнителя, отвечающий на волнующие его темы. Эта «беседа» может быть выражена как голосом и текстовой составляющей, так и музыкально, основываясь на перекличке солирующих инструментов. Это объясняет факт того, что блюз представляет собой жанр импровизации. Прослеживается только «основа» композиции, динамика и экспрессия могут быть выражены ситуативно.
Среди самых популярных исполнителей того времени можно назвать Ма Rainey и Bessie Smith, которые представляли женский классический блюз.
Bessie Smith — St. Louis Blues
Мужскую сторону исполнения представляли: Джимми Рашинг, Джон Слипи Истиз и другие.
Знаковой фигурой классического блюза навеки остается Robert Johnson. Именно ему принадлежат хиты, без которых сегодня невозможно представить классику блюза. Речь идет о культовой композиции «Crossroad», которая стала частью программы многих исполнителей блюза. Американский кинематограф отразил важность этого произведения в одноименном фильме, где в одной из ролей отмечен гитарист-виртуоз Стив Вай.
Ритм-н-блюз
Очередное направление в развитии блюз получил в 40-е годы. Названием ритм-н-блюз заменилась расовая принадлежность блюза. Стиль громко и широко вошел в широкие массы. Наиболее ярко его представили Joe Turner и Джимми Рашинг. К этому периоду можно отнести появление классических ВИА, содержащих электрогитары и бас-гитары.
Блюз 40-х перестает быть зеркалом тяжелой жизни негров. Наблюдается отдаление от «старой школы», переориентировка на коммерцию. Популярные блюз группы с участием Чака Берри, Би Би Кинга, Мадди Уотерса и других становятся хитовыми продуктами шоу-бизнеса.
Muddy Waters — Hoochie Coochie Man
BB King — Sweet Sixteen
Немалое влияние эти коллективы оказали на последующее становление рок-музыки. Важными представителями блюза сегодня можно считать Джеффа Бека, Гарри Мура, Эрика Клэптона и многих других.
Разница между джазом и блюзом
Музыка является отражением души. Когда нам грустно, мы включаем какую-нибудь балладу и нам кажется, что музыка сопереживает и поддерживает, дает возможность выплеснуть все свои эмоции и принять правильное решение. Музыка избавляет от одиночества и придает уверенности в себе. Музыка наполняет нас энергией и задает ритм жизни.
Музыка с нами всегда. Каждое событие находит свое отражение в музыке: при помощи музыки объясняются в любви, отмечают праздники, провожают в последний путь. Самая искренняя музыка – народная. Она передает все слезы и радость людей. Мы понимаем все, что хотели до нас донести, независимо от нации и возраста создателей.
Направления музыки, с помощью которых очень точно и экспрессивно передается боль, печаль и ликование африканского народа – блюз и джаз.
Джаз – это танцевальная музыка. Она веселая, она заводит, она придает бодрости и хорошего настроения. Появление джаза произошло благодаря Христофору Колумбу. Именно он, открыв американский континент, повлиял завозу туда чернокожих рабов, вместе с которыми распространились и африканские ритмы.
Название «блюз» произошло от английского слова «blue», что переводится как уныние, грусть, меланхолия. Это направление в музыке – Блюз — можно сравнить с русским романсом, так как это также грустная песня, повествующая о разных жизненных перипетиях.
Блюзовые песни просты, красочны и полны эмоций. В них рассказывается о безответной любви, о несправедливости в отношении чернокожего народа, о неволе и человеческом достоинстве, о трудностях изматывающего труда, о тоске по родине и о собственной нищете.
Характерные особенности джаза и блюза
Для джаза характерно:
Истоки
Блюз зародился в 40-50-ые годы 19 века. Родиной блюза считают дельту реки Миссисипи (США). До сих пор в южноамериканских поселениях можно услышать тот самый блюз, который за эти годы не претерпел никаких изменений.
История появления джаза не так однозначна. Существует три теории возникновения этого музыкального направления. По одной из версий, джаз появился в ходе слияния религиозных песнопений афроамериканцев, африканского фольклора, блюза и композиций бродячих уличных музыкантов. Вторая точка зрения связана с обращением негров в христианскую веру. Среди представителей африканского народа зарождается новый стиль – «духовные песнопения», отличающиеся сильной экспрессией. Именно они стали основой джаза. По третьей версии, в основу джаза легла самобытная африканская культура, которую удалось сохранить в США, так как местные жители игнорировали негров, и они были вынуждены держаться обособленно.
На территории Российской Федерации первый джазовый ансамбль был создан Леонидом Утесовым в 1929 году.
Характерные инструменты
Блюз исполняют при помощи пианино, гитары, банджо. Сначала чернокожие рабы пели свою грустную песню безо всякого аккомпанемента, а затем стали подыгрывать себе на том, что мог ли достать.
Джаз исполняется в основном небольшими ансамблями, в которых обязательно присутствуют фортепиано, духовые, ударные, контрабас. Среди духовых инструментов в первую очередь используются саксофон, тромбон и труба.
Блюз родился …из ножа и бутылочного горлышка
Джаз и блюз – не африканская музыка
Есть такой миф, что джаз и блюз – музыка африканская, на самом деле – НЕТ. Ее аналогов в африканской музыке не существует. Эта музыка могла родиться только в США, в тех социально-экономических условиях, которые существовали в конце 19-начале 20 столетия. На протяжении 300-350 лет в США продолжался импорт товара, который сделал эту страну самой конкуретоспособной на рынке 19 столетия, поскольку предоставлял бесплатную рабочую силу. Это работорговля. Из Западной Африки в течение трех с половиной столетий было вывезено около 3,5 миллионов человек
Их перевозили в трюмах с западного побережья Африки до восточного побережья США, а также к странам Карибского бассейна и в Бразилию. По статистике, выживало 60-70 процентов людей. Их везли на протяжении двух-трех недель, без еды и практически без воды. Но, по меркам того времени, это считалось допустимой потерей, поэтому создавать рабам комфортные условия никто не собирался. В Америке рабов продавали на плантации.
Юридическую свободу черные получили только в 60-е годы XIX столетия в результате гражданской войны. Реальное освобождение людей из рабства произошло только к 90-м годам XIX столетия. Экономическую свободу они не получили, и продолжали работать на тех же полях, только за долю урожая.
Почему африканцы быстро забыли родной язык
Рабов одного и того же племени на севере Америки никогда не продавали на одну и ту же плантацию. Для чего? Чтобы все рабы, которые попали на одну и ту же плантацию, говорили между собой только на английском, и надсмотрщики их понимали. Таким образом, именно в Северной Америке в течение двух поколений возникла ситуация, когда рабочая сила стремительно утратила свои корни, свою культуру. Эти люди уже во втором поколении не помнили ни песен своей родины, ни даже языка. Именно в Северной Америке музыка, которую привозили с собой африканские музыканты, стремительно утратила конкретные племенные признаки.
Три особенности черной музыки
Второй важнейший признак – так называемые лабильные тона. Африканская музыка построена на натуральном звукоряде. Когда африканец поет, он понижает тона и полутона, как нам кажется, произвольно. Это и называется лабильный, то есть подвижный, тон.
Если в европейской музыке существует понятие полифонии, когда мы слышим одновременное звучание взаимоувязанных голосов, то в афроамериканской музыке одновременно звучащие, разные голоса не взаимоувязаны. Этот признак называется гетерофонией.
Трудовая песня, «кричалки» и спиричуэлс
Другой жанр связан с индивидуальной песней. Он называется holler – «кричалка». Во-первых, ее поет один человек, во-вторых, у каждого работающего человека свой собственный holler, он сам его сочиняет. И он становится его звуковой подписью. Выходишь утром на плантацию, которые рабы очищают от старых кустов хлопка и слышишь: здесь работает Старый Джон, а там – Седой Билл, потому что ты слышишь их песни.
Кто впервые начал записывать черных музыкантов?
В начале 20 века в Америке работал фольклорист Джон Ломакс, который внимательно изучал эти виды афроамериканского музицирования. Именно Джону Ломаксу мы обязаны тем, что он на переносном приборе сделал первые аудиозаписи. Он записывал звук на магнитную проволоку. Несмотря на то, что прибор весил 70 килограмм, его можно было переносить с места на место. Специально для этого прибора возили бензиновый движок, который давал электрическое питание. Начиная с середины 1930-х годов, вместе с Джоном Ломаксом начал ездить его сын Алан, которому было суждено стать первым историком афроамериканского фольклора, но его книга так и не переведена на русский язык. Она называется «The Land Where the Blues Began» («Земля, где начался блюз»).
После Второй мировой войны Алан Ломакс еще раз проехался по тем местам, где он ездил вместе с отцом, и нашел стариков, которые еще помнили work songs и hollers, побывал в церквях, где все еще исполняли спиричуэлс. Последние к тому моменту в городских церквях сменил новый духовный жанр – госпелс. Отличается он от спиричуэлса тем, что это сольное пение, которое подхватывает хор, а не коллективное пение всего церковного хора.
Переход от спиричуэлс к госпелс был связан с тем, что методистские и баптистские церкви перешли от приходского совета к пасторам. Теперь не приходской совет контролировал пожертвования, а лично пастор. Для того чтобы вырвать власть из рук пожилых дам, которые составляли основу совета, пастор отменил прежнее хоровое пение. Прошло 10-12 лет, и на всей территории США, за исключением сельского юга, в афроамериканских церквях зазвучали госпелс.
Когда родился блюз
В отличие от представлений, которые дают нам голливудские фильмы, блюз – это не музыка, которая идет из глубины веков, где люди в рабочих комбинезонах играли ее на гитарах, сидя у костра. Никаких гитар в обиходе в США не было – это был дорогой привозной импортный инструмент. И только в 1890 году началось производство первых доступных гитар. До этого гитара стоила 30-40 долларов, а это были огромные деньги. Основным инструментом была банджо, которая делалась из сигарной коробки. Ее мог собрать из любой коробки практически каждый человек, который аккомпанировал своему пению.
Первым человеком, записавшим блюз нотами, был профессиональный музыкант, композитор Уильям Кристофер Хэнди, который называл себя «отцом блюза». Впервые он услышал блюз в поезде. Это произошло в 1903 году. Как-то раз он уехал по штату Техас и проснулся от неслыханных звуков. Как он сам вспоминал в своей автобиографической книге «Отец блюза», рядом с ним сидел тощий разболтанный негр в комбинезоне и играл на гитаре, скользя по струнам обратной стороной ножа, который он держал в левой руке. Нетрудно догадаться, что речь идет о блюзовой технике игры слайдом, который представляет собой металлическую трубку, надетую на мизинец исполнителя. В то время слайдов не производили, и музыканты либо надевали на мизинец отбитое бутылочное горлышко, либо водили по струнам обратной стороной ножа, добиваясь скользящего, лабильного тона на гитаре.
Негр, которого увидел Уильям Кристофер Хэнди, пел всего три строчки: «Goin’ Where The Southern Cross The Dog» («Я еду туда, где Южная пересекает Собаку»). На самом деле Southern и Yellow Dog – это две железнодорожные линии в Техассе. Этот парень просто рассказывал о том, что он едет до пересадки на линию Желтый Пес. Таким образом, блюз как вид высказывания появился в начале 20 столетия. Другое дело – что сами музыканты свою музыку так не называли – они называли их «балладами».
Слово «блюз» впервые появляется в печати в 1912 году, а как название вида музыки – только в 1914-м. С этого момента мы можем говорить о том, что видим сформировавшуюся профессиональную афроамериканскую музыку примерно такой, какой мы ее знаем по ранним записям 1920-х годов. Дело в том, что афроамериканских музыкантов до 1920-х годов на пластинки не записывали. Поэтому ни как формировался блюз, ни как формировался его близкий родственник джаз, мы в точности не знаем. Мы знаем об этом только по описаниям, по анализу бальных карточек, которые были в Нью-Орлеане. Именно здесь появились первые записи джаза.
Блюз в лицах
Первым в истории стилем блюза, попавшим на грампластинку, был водевильный блюз. Эта эстрадная форма популярного жанра, исполнявшаяся в ночных клубах и кабаре, впервые была записана певицей Mamie Smith в 1920 году. Ее первый хит назывался Crazy blues. Водевильный блюз исполняли певицы, которые до этого работали как исполнители развлекательных популярных песен. Зарабатывали эти певицы, по меркам афроамериканского сообщества, очень хорошо. Самую известную исполнительницу водевильного блюза звали Гертруда Рейни, которую мы знаем как Ma Rainy.
Говорят, он никогда не начинал играть и петь, когда в консервную банку, которая стояла рядом с ним, попадала медная одноцентовая монетка. Как он догадывался об этом? Монетка в один цент дает совсем другой звук, нежели никелированная монетка в 5 или 10 центов. В 1925 году его песни начали выходить на пластинках. За три года он записал около 100 песен, которые легли в основу блюзового канона. Здесь уже хорошо слышна форма 12-тактового блюза, но если мы внимательно посчитаем такты, то нас ждут сюрпризы: дело в том, что в каждом конкретном куплете оказывается то больше, то меньше 12 тактов.
Зачем Бесси Смит гастролировала в отдельном вагоне
Бесси Смит перемещалась по югу США в личном железнодорожном вагоне. Для чего он был нужен черным артистам? Потому что ни одна гостиница не принимала черных. Они должны были либо устраиваться в домах черного населения, либо в машине, либо, как в шоу Бэсси Смит, где было 20 человек, в своем железнодорожном вагоне, который за деньги пристегивали к каждому поезду, когда артисты путешествовали из города в город.
Сохранилась лишь одна съемка Бесси Смит – в то время снимать черных музыкантов никому не приходило в голову. Представьте себе: серьезные документалисты решают поехать в чеченский ресторан, находящийся в Бирюлево, и начать их снимать. Примерно таким же было отношение к афроамериканским музыкантам в белом обществе. В 1929 году специально для черного населения снимается фильм под названием «Сент-Луис блюз», где играет Бэсси Смит.
Она поет в сопровождении оркестра Флетчера Хендерсона – лучшего нью-йоркского оркестра середины 1920-х годов. Там же играл молодой Луи Армстронг. Именно он разработал на трубе все характерные особенности джазовой импровизации, какие мы теперь знаем, как основу игры в джазе. Когда инструмент имитирует человеческий голос, соперничая с ним в выразительности. Армстронг оказал внимание и на саксофонистов, и на трубачей, и на пианистов.
Вскоре основным видом афроамериканского музицирования стал джаз. На протяжении 20-25 лет джаз сложился в высокоразвитую музыкальную систему, со своими выразительными средствами, резко отличными от выразительных средств академической музыки.
Как разошлись пути музыкантов и вокалистов
История популярной афроамериканской музыки – это история смены ритмических моделей. Если в записи Флетчера Хэндерсона в 1920х годах мы слышим две четверти, то к середине 1930-х годов ритмическая модель меняется радикально. Теперь мы слышим четкие четыре четверти (all four to the flour – «все четыре – в пол»).
В 1941 году США вступили во Вторую мировую войну. Огромное количество музыкантов призвали в армию. В 1942 году профсоюз музыкантов принимает решение о том, что теперь фирмы грамзаписи должны платить музыкантам не только одноразовый гонорар, но также и потиражные отчисления. Эта революционная мысль не сразу находит поддержку в умах руководителей фирм грамзаписи. Тогда профсоюз музыкантов объявляет запрет на грамзаписи. Учитывая, что 90 процентов музыкантов-инструменталистов входило в профсоюз, фирмы грамзаписи остаются без новых пластинок. Но когда прежние запасы пластинок у фирм грамзаписи закончились, в течение следующих 18 месяцев все они сдались одна за другой.
Но дело в том, что в профсоюз не входили вокалисты. И именно могли продолжать записываться. До 1942 года вокалисты были только частью шоу. Когда на сцену выходил оркестр, его сопровождали чечеточники, лилипуты, жонглеры, танцовщицы и два-три вокалиста. Они были популярны, но они не были главными звездами – звездами были руководители оркестров.
Во время войны ситуация в обществе изменилась. На рынке внезапно оказываются только пластинки вокалистов – короткие песни продолжительностью три минуты, которые поют приятным голосом. И когда в 1944 году музыканты вернулись на рынок грамзаписи, они оказались не очень-то и нужны. Люди привыкли слушать короткие песни в исполнении вокалистов. Так зародилась поп-музыка.
В середине 1950-х годов в сфере массовой музыки произошла революция – появились электрические инструменты. Теперь ансамбль из пяти-шести музыкантов мог создавать такую же громкую музыку, как оркестр из 15 музыкантов. Массовой популярностью стал пользоваться жанр афроамериканской музыки, который по форме напоминал ритм-энд-блюз. Он с минимальными косметическими изменениями превратился в рок-н-ролл. Попав в Великобританию, он сформировал первое поколение рок-музыки. Песни строились на воспроизведении чикагского послевоенного блюза. В Америке эта музыка впервые выходит на уровень национальной известности «обратным отскоком» – когда выяснилось, что в Европе уже давно слушают музыку афроамериканского меньшинства, которая белому большинству Америки была малоизвестна.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов