на каком кагоре служат в храмах

Как делают вино, которое так любят священники

Для большинства жителей стран бывшего СССР кагор – вино «свое», местное, отечественное. Но название оно получило от французского провинциального городка Каор. И только в конце XIX века его стали делать в России.

на каком кагоре служат в храмах. Смотреть фото на каком кагоре служат в храмах. Смотреть картинку на каком кагоре служат в храмах. Картинка про на каком кагоре служат в храмах. Фото на каком кагоре служат в храмах

Каор в прошлые века

На территории современной области Керси, где и находится городок Каор, вина делали еще во времена Древнего Рима. За века на долю этого винодельческого региона выпало множество испытаний, он знал взлеты и падения, то он поставлял вина королевскому двору, то подвергался полному забвению.

Говорят, каор подавали к столу на свадьбе Элеоноры Аквитанской и Генриха II Плантагенета. Среди поклонников каора были Папа Римский Иоанн XII и король Франциск I. В XIII в. каорские вина экспортировались в Англию, где за чернильный, почти непрозрачный цвет их называли «черными». Таким цветом, а также мощным, «тяжелым» вкусом каор обязан сорту оксеруа, более известному в мире как мальбек.

Как делали каор в старину

Собранный виноград прессовали. Для большей экстрактивности – насыщенности вкусовыми и ароматическими веществами – сусло, то есть еще не перебродивший виноградный сок нагревали в печи. Затем сок бродил, после чего в него для крепости часто добавляли своеобразный ликер rogome, состоящий из четырёх частей нагретого в течение пяти минут сусла того же оксеруа и одной части виноградного бренди. Затем вино помещали в бочки для выдержки. Получалось оно довольно крепким, мощным, с характерными тонами варенья.

Каор сегодня

До недавнего времени единых требований к производству этого вина не было и делали его по-разному, пока наконец в 1971 году французский закон не даровал этому вину статус АОС (контролируемого наименования по происхождению), а вместе с этим не установил строгие правила его производства.

Каор, который вы можете сегодня купить в магазине (хотя в России это сделать не так просто, большой популярностью у нас он не пользуется) не похож ни на своего предка, ни на российского «тезку» – кагор. Современный каор – вино некрепленое и сухое, т. е. произведено без добавления спирта, а содержавшийся в винограде сахар почти полностью превратился в алкоголь.

Каор в России XVIII века

Каору приписывались исключительные лечебные свойства. По одной из версий, Петр I, который страдал от болезни желудка, стал пить каор по настоянию врачей.

Вероятно, высокое мнение царя о каоре повлияло в XVIII веке на решение духовенства завозить для церковных нужд именно это вино, хотя до этого времени в российских храмах причащали и греческими, и фряжскими (итальянскими), и молдавскими винами, и винами юга России.

Есть и еще одна причина, почему в российских церквях в XVIII в. стали служить на каоре: вино разбавлялось (и разбавляется в наши дни) водой, но даже после этого каор сохранял насыщенный цвет, вкус и аромат – настолько он густой и экстрактивный. Официального требования к церковному вину, чтобы оно было сладким, нет и никогда не было – вплоть до конца XIX века сухие вина использовались в церкви наряду с десертными, да и сегодня священники активно обсуждают, какое вино больше подходит для совершения главного христианского таинства.

В XVIII веке российские священники стали заказывать каор во Франции. Но однозначного ответа на вопрос, почему они просили производителей делать вино сладким, найти не удалось. По всей видимости, нашим предкам, у которых не было традиций винопития, сладкие вина нравились больше, ведь местные хмельные напитки, такие, как медовухи, были преимущественно с большим содержанием сахара. Так что пришлось французам делать каор для россиян по спецзаказу – сладким.

Кагор

Увидев французское название Cahors на бутылках, наши предки прочитали его по-своему: так каор превратился в кагор.

Импорт – дело хлопотное и дорогостоящее, а вина для церкви требовалось немало. Да и филлоксера значительно уменьшила возможности французских поставщиков. Потому в конце XIX в. и задумались в России о производстве своего кагора. Инициатором этого выступил известный московский промышленник П.И. Губонин, владелец имения в Гурзуфе, где он высадил обширные виноградники. Его поддержали и другие энтузиасты отечественного виноделия, среди которых был и князь Голицын. Тогда же были разработаны технологии производства кагора.

По одной из самых распространенных, крымской, кагор делается из винограда сорта саперави, обладающего высокой сахаристостью и обилием красящих веществ в кожице (кстати, название сорта переводится с грузинского как «красильщик»). Сначала мезгу – раздробленные ягоды – нагревают, а потом охлаждают, благодаря чему экстрактивные вещества и переходят в сусло – виноградный сок, в который, после его сбраживания, добавляют виноградный спирт и сгущенный виноградный сироп. Затем лучшие образцы вин выдерживаются в бочках в течение нескольких лет. Вина, приготовленные по такому рецепту, отличаются мощным бархатистым вкусом и сложным букетом с тонами сливок и черной смородины.

Как пить кагор

Несмотря на то, что кагор – вино с высоким содержанием сахара, его можно подать на стол и к горячему – блюдам из дичи или мясному жаркому. И всё же его шоколадно-кофейные тона и нотки сухофруктов составят идеальный дуэт с не очень сладкими десертами. Весьма эффектно выступление этого вина соло – в качестве дижестива.

на каком кагоре служат в храмах. Смотреть фото на каком кагоре служат в храмах. Смотреть картинку на каком кагоре служат в храмах. Картинка про на каком кагоре служат в храмах. Фото на каком кагоре служат в храмах

Опишите пожалуйста весь процесс изготовления кагора в домашних условиях.

Что качается влияние того или иного политика или человека, то я вообще критично воспринимаю такие рассказы. У французов и итальянцев всегда принято нечто такое персональное примешивать. Это их стиль изложения обычных историй

Теперь второй пункт. 2. Никаких фантазий тут нет. Присвоение АОС и означает законодательно установленные единые требования ко всем производителям относительно территории, сортов винограда, урожайности, технологии производства и т. д. Пока у Каора не было собственного АОС, то и общих требований, регламентирующих производство, тоже не было (речь вовсе не идет о том, что присвоение статуса апеллясьона не требовалось, так же, как и не ставится вопрос, почему это было сделано именно в 1971 году, а не раньше или позже). Что касается причин присвоения Каору АОС, то, вероятно, основная и была — четко определить требования к производству вин, чтобы защитить их аутентичность, поднять их качество и конкурентоспособность. После того, как в 1956 году виноградники Каора вымерзли, началось новое возрождение региона, логично завершившееся присвоением ему соответствующего винодельческого статуса, хотя, говорят, не обошлось без политики. Элеонора Скоулз в своей статье «Не кагором единым. » («Cigar Clan» №1(31) 2007) утверждает, что процесс получения Каором статуса апеллясьона был ускорен политическими связями каорского врача Бернара Понса, который был другом президента Франции Жоржа Помпиду, а в 1971 году стал министром сельского хозяйства — в том самом году, когда и было принято судьбоносное для вин Каора решение. Если говорить о популярности (и цене) каорских вин в мире, то в целом им вряд ли удастся перегнать многих своих «соотечественников», таких, как бордоские и бургундские.

Относительно «ошибок». 1. Сорт мальбек сам по себе дает крепкие, танинные и темные вина. Об этом говорит не только личный опыт, но и многочисленные источники. Том Стивенсон в «Новой энциклопедии вин от Sotheby» пишет, что «некогда знаменитые «черные вина» Каора получили название от винограда Мальбек, который до появления филлоксеры служил сырьем для темных вин почти чернильного цвета». Хью Джонсон и Дженсис Робинсон в своем винном «Атласе мира» не упоминают таннат вовсе, замечая, что в Каоре делают только «красные вина, душу и букет которых определяет сорт винограда, известный во Франции как Cot, в Аргентине и Бордо как Malbec, а здесь, на юго-западе, как Auxerrois». Далее, вероятно, сравнивая каор с бордо, они отмечают, что в каор не добавляют ни каберне совиньон, ни каберне фран, «но смягчают его Merlot». Хью Джонсон в своем карманном винном справочнике характеризует мальбек как сорт, дающий «темные, плотные, танинные вина». В книге Сайреса Реддинга (Cyrus Redding) «A History and Description of Modern Wines», опубликованной в 1851 году, то есть до нашествия филлоксеры, таннат также не упоминается, а про черные вина Каора сказано, что их делают из оксеруа («The black wines are manufactured from the fine auxerrois»). Многие связывают «черный цвет» вина с сочетанием сорта мальбек и особых почв Каора, например, Эммануэль Дюкок, гастрономический журналист, автор нескольких книг, в том числе гида по винам Каора. Цитаты можно было бы продолжать, и у меня нет основания не доверять перечисленным экспертам. Да, таннат — сорт тоже высокотанинный, но он составляет небольшую часть ассамбляжа каора — вместе с мерло не более 30%, а может не входить в него вовсе: по закону каор можно делать из 100% мальбека. И технологию нагревания сусла (которая тоже сказывалась на цвете и вкусе) не используют. В любом случае, все вышесказанное относится к сегодняшним каорам. Какими они были в Средние века, к сожалению, можно только догадываться.

Источник

Для Литургии жертвуют кагор. Стоит ли специально выбирать марки вин, чтобы не служить на порошковом? Если выбирать, то какие?

Проверив несколько марок магазинных кагоров ( довольно простые бытовые опыты) с недоумением обнаружил, что они порошковые, и винограда, наверное, не содержат. Прочитал и увидел в сети эти промышленные порошки. Вина жертвуют на панихиде, естественно, из недорогих, цена у них одного порядка.

Судя по всему, большой грех для Литургии использовать порошковое вино.

Как тогда поступать с этим кагором, если оно — химия со спиртом? В данный момент служу на домашнем вине одной из прихожанок.

Посоветуйте, какие выбирать марки вин для Украины?

Я думаю, что для Литургии нужно выбрать самое лучшее вино, которое есть в вашем регионе. Если же совсем нет никакого выбора и хорошее вино достать невозможно, то по решению Священного Синода Русской Православной Церкви в 20-е годы XX века, было разрешено употреблять даже настойку из изюма.

Мы пользуемся винами Крымского завода « Массандра». Раньше использовали « Бастардо», сейчас перешли на кагор « Южнобережный».

Но мы всё время пробуем, смотрим, следим за качеством, т.к. с течением времени качество одной и той же марки вина, к сожалению, может меняться, и как правило не в лучшую сторону.

Многие священнослужители в наше время ищут доброе вино достойного качества для совершения Евхаристии в Русской Православной Церкви. Такие попытки предпринимались и мною.

Однажды меня пригласили в Крым, где под Судаком ( Сурожем), в Солнечной Долине, я встретил увлеченных людей, которые возделывают виноградники и производят вино.

Виноград в этих местах возделывают уже 3000 лет. Причем, до революции винодельческие земли Солнечной Долины принадлежали Святейшему Синоду Русской Православной Церкви, а один мыс, которым долина упирается в море, именуется Церковным. Я был на этом заводе и даже освящал его. Производство там не велико и придерживается строгих правил в приготовлении вина.

« Здесь купель нашего крещения, здесь начало нашей священной истории и народных преданий», — писал великий Святитель Херсонский и Таврический Иннокентий. — «Именно из этой святой Крымской земли воссиял свет Христов, просветивший Русь».

На Сурожских виноградниках много потрудился священник Валентин Томкевич. Он стал членом Комитета виноградарства и виноделия при Императорском Московском обществе сельского хозяйства. Князь Лев Сергеевич Голицын, выдающийся русский винодел, весьма ценил известного деятеля виноделия отца Валентина и часто принимал его у себя в Новом Свете.

Нашим храмом, совместно с коллективом предприятия « Солнечная Долина», решено было предпринять усилия, чтобы лучшие из производимых здесь вин непременно попадали в церковные приходы наиболее удобным путём. Чтобы и цена была не велика, а главное, чтобы Церковь могла контролировать качество производства. Главная задача заключается в одном — стабильно получать достойное для богослужений вино.

Мы выбрали четыре наилучших сорта в «Солнечной Долине» и ранжировали их по степени усовершенствования: «Кагор», «Орлец», «Потир» и «Омофор». Все четыре вина натуральные и качественные, все подходят для богослужебных нужд. Отличаются они технологией приготовления, выдержкой и разными сортами винограда. Сейчас пока доступны только два вида — «Кагор» и «Орлец».

В 2012 году Сурожу ( Судаку) Таврическому исполнилось 1800 лет. «Сколько здесь пролито мученической крови, сколько воспоминаний связано с этим легендарным городом! Святитель Стефан Сурожский, преподобномученик Парфений, священномученик Иоанн, убиенный в Солнечной Долине священник Петр — вот имена тех, кто сохранял и укреплял здесь для нас православные корни» — говорит ныне здравствующий митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.

Очень надеюсь, что эта Святая земля вновь послужит виноградным плодом на благо нашей Церкви.

Источник

Какое вино используют в церкви для причастия – требования и советы по выбору

Для проведения Таинства Причастия в Русской Православной церкви используется вино, которое называется кагор. Этот напиток символизирует кровь Иисуса Христа, которую он пролил на Голгофском кресте, чтобы спасти человечество от грехов. Участие в Евхаристии считается обязательным для каждого христианина, так как без этого невозможно приобщиться к Церкви. К вину для причастия предъявляются определенные требования.

Требования к вину для причастия

Единственным напитком, который используется для проведения обрядов в православной церкви, является кагор. Священнослужители не запрещают пить такое вино даже во время Великого поста, однако в небольших количествах и исключительно в воскресные дни. По прошествии сорокадневного поста христиане принимают хлеб и вино во время Таинства Причастия, которые символизируют тело и кровь Иисуса Христа.

Само слово «кагор» пришло в русский язык из Франции, поскольку там подобные вина называют похожим словом. Первые упоминания о кагоре встречаются в летописях, датированных 13-м веком. Согласно историческим данным, этот напиток впервые стали изготавливать на правом берегу реки Лот, однако современный кагор, который используется для Причастия, сильно отличается от этих французских вин.

Когда в России стали производить алкогольный напиток, неизвестно, однако существует несколько версий появления кагора. По одной из них, транспортировка вин из Греции и Франции для церковных нужд обходилась казне очень дорого, поэтому было принято решение наладить собственное производство кагора.

В Библии говорится, что Иисус Христос сравнивал себя с виноградной лозой, а Бога-Отца с виноградарем. Первое чудо, которое совершил Спаситель на земле, также связано с виноградным вином, в которое он превратил обыкновенную воду. Потому этому напитку уделяется особое внимание в православии, и предъявляются определенные требования к изготовлению кагора, который может быть использован для Таинства Причастия.

Сырье

Церковное вино для Причастия должно изготавливаться исключительно из натурального виноградного сока. Не допускается добавление спирта, подсластителей и разных ароматизаторов. Изготавливают кагор из таких сортов винограда, как каберне совиньон, морастель, саперави. После дробления гроздей получается мезга, которую немного нагревают для лучшего процесса брожения. Когда брожение завершится, напиток выдерживают на протяжении 2-3 лет.

на каком кагоре служат в храмах. Смотреть фото на каком кагоре служат в храмах. Смотреть картинку на каком кагоре служат в храмах. Картинка про на каком кагоре служат в храмах. Фото на каком кагоре служат в храмах

Настоящий кагор имеет красный цвет — это символизирует кровь Христа, пролитую им на кресте Голгофы за грехи всего человечества. Поэтому на Причастии в православной церкви не используется вино, имеющее розовый, белый и любой другой оттенок, кроме красного.

Примечательно, что Римо-Католическая церковь не запрещает применение белого вина на Таинстве Причастия, а в греческих храмах смешивают красные и белые вина для придания напитку более нежного вкуса.

на каком кагоре служат в храмах. Смотреть фото на каком кагоре служат в храмах. Смотреть картинку на каком кагоре служат в храмах. Картинка про на каком кагоре служат в храмах. Фото на каком кагоре служат в храмах

Контроль качества

Православная церковь постоянно следит за качеством вина, используемого в богослужениях, за это отвечает специальный человек. Некачественный кагор, который взяли для проведения Таинства, в древние времена мог стать причиной лишения священнослужителя, отвечающего за контроль качества, сана.

В церковной практике существуют следующие критерии, которым должно соответствовать вино:

на каком кагоре служат в храмах. Смотреть фото на каком кагоре служат в храмах. Смотреть картинку на каком кагоре служат в храмах. Картинка про на каком кагоре служат в храмах. Фото на каком кагоре служат в храмах

Изготовление православными

Церковные священнослужители отдают предпочтение вину, которое изготавливалось верующими людьми. В этом случае высока вероятность, что напиток произведен с учетом всех требований православной церкви. В некоторых приходах есть специальные люди, которые занимаются приготовлением церковного напитка, используя для него исключительно виноградный сок. Срок хранения такого кагора меньше, чем у магазинного, однако качество в несколько раз выше.

на каком кагоре служат в храмах. Смотреть фото на каком кагоре служат в храмах. Смотреть картинку на каком кагоре служат в храмах. Картинка про на каком кагоре служат в храмах. Фото на каком кагоре служат в храмах

Итоговые необходимые параметры

Проанализировав предъявляемые к церковному вину требования, можно выделить несколько параметров, которым должен соответствовать кагор:

на каком кагоре служат в храмах. Смотреть фото на каком кагоре служат в храмах. Смотреть картинку на каком кагоре служат в храмах. Картинка про на каком кагоре служат в храмах. Фото на каком кагоре служат в храмах

Дополнительные советы по выбору

Если приготовить самостоятельно церковное вино для Евхаристии и других религиозных обрядов нет возможности, при покупке кагора стоит обратить внимание на следующие моменты:

Не стоит также приобретать кагор для церковных богослужений в картонных пачках.

Источник

Почему во время причастия использует только кагор

на каком кагоре служат в храмах. Смотреть фото на каком кагоре служат в храмах. Смотреть картинку на каком кагоре служат в храмах. Картинка про на каком кагоре служат в храмах. Фото на каком кагоре служат в храмах

Причины, по которым православные христиане используют для причастия красное вино следует искать в Евангелии, где Христос сам сравнивал себя в виноградной лозой, а Бога-Отца – с виноградарем. «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь» (Ин. 15:1).

Первое чудо, которое Христос совершил в Кане на свадебном пиру – это превращение обычной воды в превосходное вино. Он же установил и само Таинство Причастия на Тайной Вечере, обмакнув хлеб в вино и дав отведать каждому из апостолов.

Христос пил кагор?

Узнать какое именно вино пил Христос с апостолами на Вечере сейчас невозможно, но известно, что традиции виноделия в Иудее были древними. Богослов из Сан-Франциско, Дэниэл Кендалл, и ученый-антрополог Патрик МакГоверн из Пенсильванского университета считают, что в древности евреи, в отличие от своих соседей, пили довольно крепкие, концентрированные и сладкие вина.

В Ветхом Завете есть строки, в которых столица Иудеи сравнивается в блудницею: «Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою» (книга Исайи.1:22), что говорит о том, что иудеи не разбавляли вино. Очень часто в библейские времена в него добавляли травы, сухофрукты, мёд, специи и даже смолу, чтобы оно дольше хранилось. В 2013 году возле Нахарии были найдены остатки вина, смешанного с мёдом, кедром, мятой, смолой и корицей. Известен случай, когда в одном из древних городов Израиля был найден сосуд с надписью, что в нем хранилось вино, сделанное из черного изюма. Это значит, что вино было не только концентрированным, но и весьма сладким и темным по цвету, то есть очень похожим на современный кагор.

Зная все это, легко себе представить то темное, ароматное, напитанное южным солнцем, густое, темное вино, в которое Христос погрузил хлеб, говоря при этом: «..сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается»(Лк. 22:20).

Поэтому вполне закономерно, что православные христиане причащаются красным, сладким вином. В некоторых других христианских церквях это считают необязательным и причащают в том числе и светлым сухим вином.

Для России – только кагор!

После крещения Руси Владимиром дорогое вино для церковных нужд завозилось из других стран, сначала из Византии, затем – из Франции, из Италии и даже из Испании. В первый раз о кагоре, как о вине причастия, русские летописи пишут уже в XIII веке, а название происходит от названия французского местечка Kahor, где в средние века на берегу реки производились самые дорогие вина. Решение Собора 1551 года предписывало употреблять для церковного таинства итальянское «фряжское» вино.

Поскольку в стране отсутствовало оперативное транспортное сообщение и приходилось преодолевать огромные расстояния, часто возникали проблемы с хранением сухих европейских вин. – они скисали, превращаясь в уксус. Поэтому, предпочтение было отдано винам с более высоким содержанием спирта – креплёным, т.к они без проблем выдерживали длительную транспортировку.

Только в начале XVII века на юг России была завезена виноградная лоза из Закавказья. Русские монахи начали ее выращивать, собирать виноград и делать свое вино. Известно, что русский кагор настолько понравился знати, что уже 1613 году царь Михаил Федорович приказал поставлять его к царскому столу, ведь такое вино употреблялось не только для Евхаристии, но и подавалось по праздникам.

Именно с XVII века кагор распространился по Руси как вино, тесно связанное с церковными таинствами, и поставлялся во все храмы и монастыри. Разумеется, от европейского вина русский кагор отличался как сортом винограда (в России его делали из сортов Саперави и Каберне), так и технологией приготовления.

Для Таинств нужен «правильный» кагор

С 1699 года в Служебниках священников стало печататься так называемое «Известие поучительное», описывающее должное приготовление священника в различным видам богослужения. В нём совершенно точно описывается, какое именно вино пригодно для Евхаристии: оно обязательно должно быть виноградным, неразбавленным, без добавок, иметь чистый, ясный вкус и быть «к питию приемное»; испорченное, скисшее или мутное вино к причастию было не годно.

Однако в тяжелые времена церкви случалось и отступать от правила причащать православных христиан хлебом и вином – бывало, что вина просто не было. Например священномученик патриарх Ермоген в Смутное время разрешил совершать Евхаристию вишневым соком. В революционную разруху ради решения этого вопроса были специально созваны заседания Отдела о Богослужении и Совет епископов, которые разрешили в исключительных случаях при отсутствии вина совершать Евхаристию «на некоторых ягодных соках». Это решение пригодилось во время блокады Ленинграда, когда службы в храмах велись каждый день, и вместо вина прихожан причащали жидким клюквенным морсом, а просфоры делались из пайков священников.

Кагор бывает разный

Параллельно с использованием российского вина на Русь продолжали завозить и европейские вина. И примерно к XIX веку в стране сложилось преставление о кагоре, как об исключительно церковном вине, которое употребляли для таинств, праздничных застолий и даже для лечения разных болезней.

Сейчас кагор в РФ производят из винограда сортов Саперави и Каберне-Совиньон, а также Мальбек и Морастель. Содержание сахара в ягодах винограда должно быть на уровне 22–25%. У каждого производителя – свои секреты, своя рецептура, например, на Кавказе давленый виноград выдерживают в тепле сутки, чтобы аромат ягод полностью передался будущему вину, а в Крыму к виноградной мезге примешивают особое виноградное бренди и только потом выдерживают до готовности.

Если верить прихожанам, сейчас московские храмы предпочитают использовать для причастия испанский кагор Altra Terra, в Сибири любят «Маcсандру» и «Фанагорию», а лучшим кагором считается греческий Nama Byzantino – именно его поставляют в афонские монастыри и в Иерусалим.

Источник

Почему в РПЦ используют только кагор в таинствах

на каком кагоре служат в храмах. Смотреть фото на каком кагоре служат в храмах. Смотреть картинку на каком кагоре служат в храмах. Картинка про на каком кагоре служат в храмах. Фото на каком кагоре служат в храмах

Причины, по которым православные христиане используют для причастия красное вино следует искать в Евангелии, где Христос сам сравнивал себя в виноградной лозой, а Бога-Отца – с виноградарем. «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь» (Ин. 15:1).

Первое чудо, которое Христос совершил в Кане на свадебном пиру – это превращение обычной воды в превосходное вино. Он же установил и само Таинство Причастия на Тайной Вечере, обмакнув хлеб в вино и дав отведать каждому из апостолов.

Христос пил кагор?

Узнать какое именно вино пил Христос с апостолами на Вечере сейчас невозможно, но известно, что традиции виноделия в Иудее были древними. Богослов из Сан-Франциско, Дэниэл Кендалл, и ученый-антрополог Патрик МакГоверн из Пенсильванского университета считают, что в древности евреи, в отличие от своих соседей, пили довольно крепкие, концентрированные и сладкие вина.

В Ветхом Завете есть строки, в которых столица Иудеи сравнивается в блудницею: «Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою» (книга Исайи.1:22), что говорит о том, что иудеи не разбавляли вино. Очень часто в библейские времена в него добавляли травы, сухофрукты, мёд, специи и даже смолу, чтобы оно дольше хранилось. В 2013 году возле Нахарии были найдены остатки вина, смешанного с мёдом, кедром, мятой, смолой и корицей. Известен случай, когда в одном из древних городов Израиля был найден сосуд с надписью, что в нем хранилось вино, сделанное из черного изюма. Это значит, что вино было не только концентрированным, но и весьма сладким и темным по цвету, то есть очень похожим на современный кагор.

Зная все это, легко себе представить то темное, ароматное, напитанное южным солнцем, густое, темное вино, в которое Христос погрузил хлеб, говоря при этом: «..сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается»(Лк. 22:20).

Поэтому вполне закономерно, что православные христиане причащаются красным, сладким вином. В некоторых других христианских церквях это считают необязательным и причащают в том числе и светлым сухим вином.

Для России – только кагор!

После крещения Руси Владимиром дорогое вино для церковных нужд завозилось из других стран, сначала из Византии, затем – из Франции, из Италии и даже из Испании. В первый раз о кагоре, как о вине причастия, русские летописи пишут уже в XIII веке, а название происходит от названия французского местечка Kahor, где в средние века на берегу реки производились самые дорогие вина. Решение Собора 1551 года предписывало употреблять для церковного таинства итальянское «фряжское» вино.

Поскольку в стране отсутствовало оперативное транспортное сообщение и приходилось преодолевать огромные расстояния, часто возникали проблемы с хранением сухих европейских вин. – они скисали, превращаясь в уксус. Поэтому, предпочтение было отдано винам с более высоким содержанием спирта – креплёным, т.к они без проблем выдерживали длительную транспортировку.

Только в начале XVII века на юг России была завезена виноградная лоза из Закавказья. Русские монахи начали ее выращивать, собирать виноград и делать свое вино. Известно, что русский кагор настолько понравился знати, что уже 1613 году царь Михаил Федорович приказал поставлять его к царскому столу, ведь такое вино употреблялось не только для Евхаристии, но и подавалось по праздникам.

Именно с XVII века кагор распространился по Руси как вино, тесно связанное с церковными таинствами, и поставлялся во все храмы и монастыри. Разумеется, от европейского вина русский кагор отличался как сортом винограда (в России его делали из сортов Саперави и Каберне), так и технологией приготовления.

Для Таинств нужен «правильный» кагор

С 1699 года в Служебниках священников стало печататься так называемое «Известие поучительное», описывающее должное приготовление священника в различным видам богослужения. В нём совершенно точно описывается, какое именно вино пригодно для Евхаристии: оно обязательно должно быть виноградным, неразбавленным, без добавок, иметь чистый, ясный вкус и быть «к питию приемное»; испорченное, скисшее или мутное вино к причастию было не годно.

Однако в тяжелые времена церкви случалось и отступать от правила причащать православных христиан хлебом и вином – бывало, что вина просто не было. Например священномученик патриарх Ермоген в Смутное время разрешил совершать Евхаристию вишневым соком. В революционную разруху ради решения этого вопроса были специально созваны заседания Отдела о Богослужении и Совет епископов, которые разрешили в исключительных случаях при отсутствии вина совершать Евхаристию «на некоторых ягодных соках». Это решение пригодилось во время блокады Ленинграда, когда службы в храмах велись каждый день, и вместо вина прихожан причащали жидким клюквенным морсом, а просфоры делались из пайков священников.

Кагор бывает разный

Параллельно с использованием российского вина на Русь продолжали завозить и европейские вина. И примерно к XIX веку в стране сложилось преставление о кагоре, как об исключительно церковном вине, которое употребляли для таинств, праздничных застолий и даже для лечения разных болезней.

Сейчас кагор в РФ производят из винограда сортов Саперави и Каберне-Совиньон, а также Мальбек и Морастель. Содержание сахара в ягодах винограда должно быть на уровне 22–25%. У каждого производителя – свои секреты, своя рецептура, например, на Кавказе давленый виноград выдерживают в тепле сутки, чтобы аромат ягод полностью передался будущему вину, а в Крыму к виноградной мезге примешивают особое виноградное бренди и только потом выдерживают до готовности.

Если верить прихожанам, сейчас московские храмы предпочитают использовать для причастия испанский кагор Altra Terra, в Сибири любят «Маcсандру» и «Фанагорию», а лучшим кагором считается греческий Nama Byzantino – именно его поставляют в афонские монастыри и в Иерусалим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *