на каком курсе выбирают кафедру
Запись на стене
Насчет специальностей и направлений:
Есть, например, направление «Строительство». В ВУЗах все специальности реализуются на основе каких-то направлений. Специальность может называться «Строительство мостов» или «Строительство загонов для овец», но реализовываться она будет на основе «Строительства».
Сколько гипотез. Друзья, не нужно ситуацию в одном вузе обобщать на все 🙂
Направление и специальность — по сути, одно и то же. Только слово «специальность» употребляется, когда речь идёт об обучении по программе специалитета («классическая», «советская» система), а «направление подготовки» — когда речь идёт о бакалавриате (болонская система). У специальности есть специализации, у направления подготовки — профили. Опять же, по сути, одно и то же, просто разная терминология. Профили и специализации имеют уже более узкую направленность, чем специальность и направление. Например, направление — «Менеджмент», профили направления — «Логистика», «Маркетинг», «Менеджмент организации», «Управление проектами».
Документы вы подаёте и участвуете в конкурсе на направлениях и специальностях. Именно их должно быть не больше 3. А вот реализовываться они могут на скольких угодно кафедрах и факультетах.
Факультеты и кафедры — структурные подразделения вузов. Факультет — большое подразделение, охватывающее одну или несколько областей, в него обычно входит несколько более мелких и более узко специализированных подразделений — кафедр. Например, на математическом факультете могут быть кафедры высшей математики, дискретной математики, математического моделирования и т. д. Направление/специальность может быть как на одной кафедре одного факультета, так и на нескольких кафедрах (в том числе разных факультетов). В последнем случае, как правило, на разных кафедрах реализуются разные профили/специализации в зависимости от специфики кафедры.
Как происходит распределение по кафедрам и факультетам (если их несколько в рамках одного направления), нужно смотреть в конкретном вузе. Утверждать, что на кафедру «не поступают» или «распределяют на старших курсах», в общем случае неверно. Везде разные подходы. У нас в МГТУ, например, зачисляют сразу на конкретную кафедру.
На каком курсе выбирают кафедру
Начну с небольшого рассказа о том, на что же влияет выбор кафедры.
Выбрав кафедру и научного руководителя, вы:
а) получаете некоторый список обязательных спецкурсов и спецсеминаров (возможно также практикумов), которые вы будете посещать и слушать.
б) получаете человека, с которым вы будете общаться по научным вопросам три года. Под его руководством вы напишите и защитите две курсовых работы и дипломную работу.
в) получаете некоторые требования к курсовым и дипломным работам и некоторые правила сдачи государственного экзамена, а также отбора в аспирантуру для тех, кто туда собирается.
Это, по сути, все линии вашего пересечения с кафедрой. Конечно, если вы собираетесь заниматься наукой более глубоко, то это еще и коллектив с которым вы будете работать, для вас будет важен микроклимат внутри кафедры и прочее. Но это касается от силы десяти-пятнадцати человек на курс, для остальных это практически неважно.
Отнеситесь к выбору ответственно. В принципе, смена кафедры в течении учебы возможна, но это не всегда приятный процесс. Вам придется искать себе свободного научника, договариваться с кафедрой, вероятно досдавать разницу в спецкурсах и срочно подтягивать новую для вас дисциплину на требуемый уровень. Лучше этого избежать.
С другой стороны, не стоит думать, что это чудесная лотерея с одним шансом на тысячу. Я, допустим, считаю свой выбор кафедры идеальным для себя, но наверняка я мог выбрать себе другую кафедру и думать о ней точно также. Для каждого человека есть масса подходящих вариантов.
Ну и конечно, не поленитесь сходить на встречи с кафедрами и задать свои вопросы. Заодно приглядеться к кандидатам на роль научников.
На каком курсе выбирают кафедру
Часовой пояс: UTC + 7 часов
Редкий гость |
Зарегистрирован: Ср апр 07, 2010 11:31 am
Сообщения: 3
Предлагаю в этой ветке форума студентам и преподавателям поделиться своим видением достоинств и недостатков конкретных кафедр. Что плохо? А что хорошо? Конечно, существует «сарафанное радио». Студенты, уже обучающиеся на той или иной кафедре, всегда расскажут младшекурсникам, что они думают о своей кафедре на самом деле. Но подобная информация будет полезна также руководству кафедр, факультета и университета. Со своей стороны, я обещаю рассказать кое-что, что студентам никогда не покажут и не расскажут на экскурсиях в базовые институты кафедр. |
Постоянный посетитель |
Зарегистрирован: Вт апр 11, 2006 11:42 am
Сообщения: 106
Постоянный посетитель |
Зарегистрирован: Чт апр 21, 2005 6:32 pm
Сообщения: 112
Откуда: Мешков Олег Игоревич
Частый гость |
Зарегистрирован: Чт май 21, 2009 11:48 am
Сообщения: 62
Все точно. Выбирая кафедру, определяешь судьбу как минимум на 7 лет (2 года бакалавр, 2 года магистрант, 3 года аспирант). Это поболе будет, чем при поступлении в универ. Тщательнее надо делать выбор. Я выкладывал темы дипломных работ здесь http://www.nsu.ru/phpBB/viewtopic.php?t=21069 Личная встреча с преподавателями и студентами кафедры предстоит 20 апреля в 18:00 в ИХКГ СО РАН. Отбор на кафедру базируется на двух факторах: средний балл и балл собеседования. Собеседование проходит обычно в 20-х числах мая. |
Частый гость |
Зарегистрирован: Пн фев 09, 2004 5:20 pm
Сообщения: 39
Откуда: Дмитрий
А в общем критерии очень разные. |
Постоянный посетитель |
Зарегистрирован: Сб ноя 03, 2007 12:57 pm
Сообщения: 175
Откуда: Владимир Парфиненко
Частый гость |
Зарегистрирован: Пн фев 09, 2004 5:20 pm
Сообщения: 39
Откуда: Дмитрий
Редкий гость |
Зарегистрирован: Ср апр 07, 2010 11:31 am
Сообщения: 3
Выше в этой ветке форума кто-то удивлялся, почему студенты не идут на кафедру ускорителей. Вот с этой кафедры я и собирался начать свой обещанный рассказ, а что там за кулисами. Но об этом в следующем посте.. Сообщение отредактировал. Морозов И.И. |
Опытный автор |
Зарегистрирован: Вс окт 17, 2004 1:15 am
Сообщения: 458
Откуда: НГУ
Выше в этой ветке форума кто-то удивлялся, почему студенты не идут на кафедру ускорителей. Вот с этой кафедры я и собирался начать свой обещанный рассказ, а что там за кулисами. Но об этом в следующем посте.. Сообщение отредактировал. Морозов И.И. Просьба писать по теме. |
Начинающий автор |
Зарегистрирован: Пт мар 17, 2006 12:27 pm
Сообщения: 263
Редкий гость |
Зарегистрирован: Ср апр 07, 2010 11:31 am
Сообщения: 3
2. Конечно, ускорительщики нашли себе другие занятия: разные там FEL, XFEL, SR. Но это инструменты для физиков других специальностей, химиков и биологов. Они и будут снимать сливки. 3. Среди ускорительщиков / ядерщиков, работающих в ИЯФ, есть очень плодовитые авторы. Пишут по 200 с лишним статей за 5 лет. По статье в неделю! Пишут, а вот успевают ли прочесть написанное? Открываем любую из таких статей и видим, что первая страница целиком забита списком авторов, набранным столь мелким шрифтом, что без лупы не обойтись. Хотите ли вы быть ма-а-аленьким винтиком в такой махине? 4. Кафедра ускорителей уже много лет не может набрать сильных студентов, а слабые с её программой не справляются. Ну а дальше включается то самое сарафанное радио. |
Опытный автор |
Зарегистрирован: Вс окт 17, 2004 1:15 am
Сообщения: 458
Откуда: НГУ
2. Конечно, ускорительщики нашли себе другие занятия: разные там FEL, XFEL, SR. Но это инструменты для физиков других специальностей, химиков и биологов. Они и будут снимать сливки. 3. Среди ускорительщиков / ядерщиков, работающих в ИЯФ, есть очень плодовитые авторы. Пишут по 200 с лишним статей за 5 лет. По статье в неделю! Пишут, а вот успевают ли прочесть написанное? Открываем любую из таких статей и видим, что первая страница целиком забита списком авторов, набранным столь мелким шрифтом, что без лупы не обойтись. Хотите ли вы быть ма-а-аленьким винтиком в такой махине? 4. Кафедра ускорителей уже много лет не может набрать сильных студентов, а слабые с её программой не справляются. Ну а дальше включается то самое сарафанное радио. |
Постоянный посетитель |
Зарегистрирован: Чт апр 21, 2005 6:32 pm
Сообщения: 112
Откуда: Мешков Олег Игоревич
Понижение тонуса ускорительных лабораторий ИЯФ (базового института кафедры ускорителей) очень даже заметно, особенно по скорости деградации докторских диссертаций. Я работаю на комплексе ВЭПП-4, последние несколько лет были наиболее плодотворными в его «послепожарной» истории. Недавно началась регулярная работа на коллайдере ВЭПП-2000. Запущена (как спутник, а не как сельское хозяйство) вторая очередь лазера на свободных электронах, по планам в конце года заработает третья. 2. Конечно, ускорительщики нашли себе другие занятия: разные там FEL, XFEL, SR. Но это инструменты для физиков других специальностей, химиков и биологов. Они и будут снимать сливки. 3. Среди ускорительщиков / ядерщиков, работающих в ИЯФ, есть очень плодовитые авторы. Пишут по 200 с лишним статей за 5 лет. По статье в неделю! Пишут, а вот успевают ли прочесть написанное? Открываем любую из таких статей и видим, что первая страница целиком забита списком авторов, набранным столь мелким шрифтом, что без лупы не обойтись. Хотите ли вы быть ма-а-аленьким винтиком в такой махине? 4. Кафедра ускорителей уже много лет не может набрать сильных студентов, а слабые с её программой не справляются. Ну а дальше включается то самое сарафанное радио. Все о военной кафедреЧто такое военная кафедра? Зачем она нужна студентам? Как на нее попасть? Давайте разбираться вместе.
Что такое военная кафедра и что она дает студентамВоенная кафедра – кафедра при вузе гражданского профиля, которая занимается военной подготовкой студентов. Ее суть заключается в том, что помимо основной специальности у вас есть возможность получить еще и военную профессию. После окончания вам будет присвоено звание офицера, сержанта или солдата запаса. Одно из главных преимуществ обучения – освобождение от прохождения обязательной воинской службы. Вас могут только призывать на военные сборы, которые чаще всего длятся не больше месяца. Если решите связать свою жизнь с армией, то сможете поступить на контрактную службу. Еще один плюс – в некоторых вузах на военных кафедрах предусмотрены доплаты к основной стипендии. Военные занятия проходят 1–2 раза в неделю Как попасть на военную кафедруПопасть туда сможет не каждый. Среди желающих проводится конкурсный отбор. Для участия в нем необходимо: Конкурсный отбор проводится в два этапа: предварительный и основной. Предварительный проходит в военкомате, основной – в вузе. Для прохождения основного этапа нужно предоставить: Преимущество на зачисление имеют право: На основном конкурсном отборе нужно сдать нормативы по физической подготовке: бег на дистанции 100 м и 3 км, подтягивания на перекладине. Зачисление на кафедру проводят по их результатам, а также после анализа общей успеваемости. После окончания военной кафедры вы можете поступить на службу в Вооруженные силы РФ Как проходит учебный процесс на военной кафедреСтуденты, которые поступили на кафедру, продолжают обучение по своей специальности и одновременно проходят военную подготовку. Для этого 1–2 раза в неделю определяют военные дни. Общий срок обучения для офицеров запаса – 3 года, для сержантов – 2, для солдат – 1,5. Военный день начинается в 8:45 с утреннего построения и осмотра. Затем студенты приступают к теоретическим и практическим занятиям. На теории они изучают уставы, приказы и дисциплины, которые соответствуют их военной профессии. Практические занятия состоят из огневой, строевой и тактической подготовки. В конце общего срока обучения проходят военные сборы, которые длятся 1 месяц. К студентам на военной кафедре предъявляют повышенные требования по дисциплине и внешнему виду. Парням нужно обязательно носить короткую стрижку, не допускаются пирсинг, татуировки, бижутерия и другие вызывающие атрибуты. За грубые нарушения дисциплины и внутреннего распорядка студенты могут быть отчислены. Чем отличается военная кафедра от учебно-военных центровЕсли вы решили поступать на военную кафедру, будьте внимательны в некоторых вузах вместо них есть учебно-военные центры (УВЦ). Это не одно и то же. При поступлении в УВЦ, Минобороны заключает договор со студентом, по которому он обязан после окончания обучения отслужить в армии 3 года в статусе офицера. Лови вузы, в которых есть военные кафедры. Военная кафедра – это не просто отмазка от армии. И попасть на нее не так просто. Помните, что помимо основного обучения, вам придется пройти Курс молодого бойца (КМБ). Если вы к этому готовы, начинайте уже сейчас подтягивать свою физическую подготовку. Ведь на военную кафедру берут только сильных и выносливых. Можно ли поступить на военку на третьем курсе, если не получилось на втором?Да, но при наличии мест.
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N 152 г. Москва «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» Что такое кафедра, факультет и деканат в университете Когда мы разобрались, чем отличается университет от института или академии, и выучили значение студенческих слов, самое время понять разницу между структурными подразделениями вуза. Мы расскажем, что такое кафедра в университете, чем она отличается от факультета и какие должности занимают ее сотрудники. Быстро влиться в студенческую жизнь поможет наш телеграмм-канал. Его подписчики не только узнают полезную информацию, но и участвуют в крутых акциях. Что такое кафедра и факультет в университетеЧто такое кафедра в институте
Кафедра не может существовать самостоятельно, каждая из них относится к какому-то факультету Основные задачи кафедры вуза: Существует несколько типов кафедр. Факультет в институте или университетеФакультет — это объединение различных кафедр одной и той же направленности. В некоторых вузах кроме таких профильных подразделений также действуют факультеты заочного обучения или факультеты по работе с иностранными студентами. Должности на кафедре в университетеНа кафедре работают преподаватели с разными должностями и званиями, а также вспомогательный и административный персонал. Лаборант на кафедре в университетеЛаборанты — не педагогический, а учебно-вспомогательный персонал. На кафедре они занимаются организацией учебного процесса: Их функции зависят от вуза: в некоторых универах лаборанты ведут сайт, готовят к публикации сборники, занимаются профориентационной работой с абитуриентами и т. д. Ассистент кафедрыЭто первая должность, которую получают молодые преподаватели. Для того, чтобы ее занять достаточно лишь иметь профильное образование уровня магистратуры или специалитета. На кафедре ассистенты ведут лабораторные и практические занятия, лекции по которым читают доценты и профессора. В некоторых вузах могут руководить курсовыми работами. Старший преподавательСтарший преподаватель — следующая карьерная ступенька на кафедре. Чтобы стать им, необходимо иметь определенный стаж работы и пройти повышение квалификации. Они выполняют те же обязанности, что и ассистенты, но если на кафедре не хватает доцентов или профессоров, могут проводить лекции или руководить курсовыми. Кто такой доцент кафедры в институтеЭто человек, который имеет степень кандидата наук и выполнил условия, необходимые для получения звания доцента (стаж работы, определенное количество публикаций, знание английского языка и пр.). Он ведет лекции, руководит курсовыми и дипломными работами, также может заниматься с аспирантами. Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы ПрофессорПрофессор — следующая в ученом мире ступень после доцента. Чтобы получить это звание, нужно защитить докторскую диссертацию и соответствовать жестким требованиям (например, стаж и число научных статей должны быть больше, чем у доцента). Обычно профессора ведут лекции на старших курсах и в магистратуре, являются научными руководителями дипломников и аспирантов. Заведующий кафедройДолжность заведующего — административная. На нее назначается один из преподавателей кафедры (профессор или доцент), который должен координировать работу подразделения: При этом у заведующего также есть учебная нагрузка. Другие должности на кафедреКроме перечисленных выше, на кафедре также могут работать инженеры (занимаются обслуживанием техники, станков, компьютеров и пр.) и научные сотрудники (не задействованы в учебном процессе, занимаются только научной работой). Сотрудники деканатаДеятельность факультета координирует деканат. Чем больше студентов и кафедр на факультете, тем больше работников в деканате. МетодистСотрудники деканата чаще всего называются методистами (иногда инженерами). Эти люди участвуют в организации учебного процесса: формируют группы, работают со старостами, составляют списки на стипендию и пр. А еще они самые осведомленные сотрудники факультета и, если с ними подружиться, охотно поделятся нужной информацией. СекретарьФункции секретаря могут пересекаться с функциями методиста, но его главная задача – выполнять распоряжения декана: Декан
Он решает административные вопросы, отвечает за набор студентов и должен присутствовать на общевузовских мероприятиях (дни открытых дверей, конференции, праздники и пр.). Чаще всего на эту должность назначают профессора, но иногда деканом может стать и доцент с хорошими организаторскими способностями и активной позицией. Декан – это менеджер, который умеет организовать работу кафедр факультета. У декана есть несколько заместителей: по учебной, воспитательной, научной и методической работе. Эти люди ходят на профильные совещания и несут ответственность за свой сектор деятельности (организовывают мероприятия, готовят отчеты и пр.) Обычные студенты с деканом почти не пересекаются. Он работает с активом и профоргами или разбирается с «проблемными» учащимися. Чаще всего студенты сталкиваются с лаборантами кафедры или методистами деканата. Эти люди помогают решать текущие вопросы: готовят расписание, выдают справки и пр. Кроме них, у студента есть и другие помощники. Например, студенческий сервис, эксперты которого готовы оперативно помочь с любой учебной работой.
|