на каком лингвистическом явлении построена шутка эзопа
Олимпиада по русскому языку
1. Расставьте ударение в словах.
Каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать, партер, шарфы, красивее.
2. Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.
Подберите все возможные антонимы к полученному слову.
3. Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?
4. Определите род имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.
Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.
5. Назовите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Дуня, Вика, Сева.
Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
7. Замените заимствованные слова русскими.
Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.
8. Вставьте пропущенные буквы.
..гроном, пр..зидент, р..п..тиция, д..плом, инж..нер, тр..туар, в..ст..бюль.
9. Какие слова нужно добавить к слову проще, чтобы получилось устойчивое сочетание:
парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки?
Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.
Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку
1. КаталОг, завИдно, повторИт, тОрты, включИт, клАла, баловАть, партЕр, шАрфы, красИвее.
2. Тихо: тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно.
(3 балла + за каждое слово 1 балл)
3. Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.
4. Свежий картофель (м. р.), тяжёлая бандероль (ж. р.), красивый тюль (м. р.), детский шампунь (м. р.), чёрный рояль.
5. Владимир, Геннадий, Григорий, Евдокия, Всеволод.
6. Если поставить глагол в форму множественного числа, подлежащим станет словосочетание старик со старухой.
7. Перерыв, конец, подарок, увлечение, победа.
8. Агроном, президент, репетиция, диплом, инженер, тротуар, вестибюль.
9. Проще пареной репы.
Олимпиада по русскому языку
1. Расставьте ударение в словах.
Квартал, доверху, сироты, клала, красивее, повторит, сливовый, ходатайство, торты, нефтепровод.
2. Сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворных строчках непарный глухой твёрдый согласный звук.
3. Замените устаревшие слова словами современного русского языка.
Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.
4. Объясните разницу в значениях слов.
Абонент – абонемент, глиняный – глинистый, эффектный – эффективный.
5. В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.
А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.
В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.
6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Древн..греческий басн..пис..ц Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устро..л уг..щение ученикам послал Эзопа на рынок и велел ему Купи нам всего лу..шего что есть на свете! Пр..шли гос(?) ти – Эзоп под..ёт одни только языки жареные с..лёные.
– А разве язык (не)самое лу..шее на свете? … Ничего нет лу..ше языка!
– Ну так на завтра купи нам всего ху..шего что есть на свете
На следу..щий день Эзоп опять под..ёт одни только языки.
– А разве язык не самое ху..шее на свете? … Ничего нет хуже языка!
7. На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
8. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?
Ответы на задания олимпиады по русскому языку
Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку
1. КвартАл, дОверху, сирОты, клАла, красИвее, повторИт, слИвовый, ходАтайство, тОрты, нефтепровОд.
2. Звук [ц] встречается в объявлении 3 раза.
3. Перст – палец, ратай – пахарь, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, уповать – надеяться, чета – двое, чадо – ребёнок.
Б) Черепашьим шагом.
В) Попасть на седьмое небо.
6. Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.
– А разве язык не самое лучшее на свете? … Ничего нет лучше языка!
– Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.
На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.
– А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка! (5 баллов)
8. В оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах», «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну»
Олимпиада по русскому языку 5-6 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Олимпиада по русскому языку
1. Расставьте ударение в словах.
Каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать, партер, шарфы, красивее.
2. Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.
Подберите все возможные антонимы к полученному слову.
3. Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?
4. Определите род имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.
Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.
5. Назовите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Дуня, Вика, Сева.
6. Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
7. Замените заимствованные слова русскими.
Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.
8. Вставьте пропущенные буквы.
..гроном, пр..зидент, р..п..тиция, д..плом, инж..нер, тр..туар, в..ст..бюль.
парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки?
Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.
Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку
1. КаталОг, завИдно, повторИт, тОрты, включИт, клАла, баловАть, партЕр, шАрфы, красИвее.
2. Тихо: тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно.
(3 балла + за каждое слово 1 балл)
3. Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.
4. Свежий картофель (м.р.), тяжёлая бандероль (ж.р.), красивый тюль (м.р.), детский шампунь (м.р.), чёрный рояль.
5. Владимир, Геннадий, Григорий, Евдокия, Всеволод.
6. Если поставить глагол в форму множественного числа, подлежащим станет словосочетание старик со старухой.
7. Перерыв, конец, подарок, увлечение, победа.
8. Агроном, президент, репетиция, диплом, инженер, тротуар, вестибюль.
9. Проще пареной репы.
Олимпиада по русскому языку
1. Расставьте ударение в словах.
Квартал, доверху, сироты, клала, красивее, повторит, сливовый, ходатайство, торты, нефтепровод.
2. Сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворных строчках непарный глухой твёрдый согласный звук.
3. Замените устаревшие слова словами современного русского языка.
Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.
4. Объясните разницу в значениях слов.
Абонент – абонемент, глиняный – глинистый, эффектный – эффективный.
5. В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.
А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.
В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.
6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Древн..греческий басн..пис..ц Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устро..л уг..щение ученикам послал Эзопа на рынок и велел ему Купи нам всего лу..шего что есть на свете! Пр..шли гос(?) ти – Эзоп под..ёт одни только языки жареные с..лёные.
– А разве язык (не)самое лу..шее на свете? … Ничего нет лу..ше языка!
– Ну так на завтра купи нам всего ху..шего что есть на свете
На следу..щий день Эзоп опять под..ёт одни только языки.
– А разве язык не самое ху..шее на свете? … Ничего нет хуже языка!
7. На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
8. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?
Ответы на задания олимпиады по русскому языку
Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку
1. КвартАл, дОверху, сирОты, клАла, красИвее, повторИт, слИвовый, ходАтайство, тОрты, нефтепровОд.
2. Звук [ц] встречается в объявлении 3 раза.
3. Перст – палец, ратай – пахарь, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, уповать – надеяться, чета – двое, чадо – ребёнок.
Б) Черепашьим шагом.
В) Попасть на седьмое небо.
6. Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.
– А разве язык не самое лучшее на свете? … Ничего нет лучше языка!
– Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.
На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.
– А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка! (5 баллов)
8. В оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах», «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Конспект урока «Неопределенная форма глагола».
«Разработка контрольно-измерительных материалов: проверочная работа по теме «Глагол»»
Статья «Развитие монологической речи обучающихся на уроках с целью повышения качества образования по ФГОСС»
Конспект урока по русскому языку для 5 класса по теме: «Синтаксис.Предложение»
«Русский язык» (5 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему «Звуки и буквы. Повторение» 2 класс
Конспект урока по русскому языку на тему «Части речи. Повторение» 2 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5246032 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней
Время чтения: 1 минута
Более половины родителей не состоят в родительских чатах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Олимпиадная работа по русскому языку для 5–6-х классов
5 класс. Русский язык
Вариант 1
1. Расставьте ударение в словах.
Баловать, дефис, звонишь, кухонный, начать, положишь, клала, щавель, документ, километр.
2. Найдите в стихотворении слова, в которых буквы е, ю, я обозначают два звука.
Тюлень ел рыбу целый день,
Объелся рыбою тюлень.
Тюленя одолела лень.
3. Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «от начала до конца», «всё на свете». Почему до реформы русской азбуки (1918) в этом случаи говорили от аза до ижицы?
4. Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выраженияхживота не жалеть, живот положить.
5. Выделите в словах приставки.
Контрудар, безграмотный, вклеить, подгруппа, предобрый, вынырнуть, доварить, правнучка, доледниковый, залечить.
6. Выделите морфемы в словах.
Подорожник, глиняный, снегопад, перевалить, великоватый.
7. Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если переставить ударение с последнего слога на первый?
Мести, каток, ходят, тихий, кличу,орешек, хожу, мельница, прилягу, сухой, кликать, метет, покачу, тишина, орехи, езжу, мельничный, приляжешь, сушить, ездят.
9. Найдите «лишние» слова. Обоснуйте ответ.
10. Выполните синтаксический разбор предложения.
Днем и ночью с камнем и бетоном по шоссе летят грузовики.
5 класс. Вариант 2
1. Расставьте ударение в словах.
Засуха, краны, средства, директоров, шкафам, должностей, правы, принялся, шофер, цемент.
2. Укажите слова, в которых букв столько же, сколько и звуков. Докажите.
Песня, корыстный, интервью, галька, колосс, коротышка.
Мячик, зайчик, ключик, стульчик, разведчик, кирпичик, колокольчик, карманчик, тюльпанчик, кузнечик.
5. Замените прилагательные таким словом, чтобы оно не просто называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.
Березка высокая, трава зеленая, вьюга февральская, туча грозовая, сорока пестрая, осина тонкая.
6. Найдите «чужого» среди «своих». Объясните свой выбор.
Дичь, горечь, прочь, ночь, дочь, мелочь.
7. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения 1и 2 стали истинными?
1) Буква а пишется в корне следующих слов:
а) изл…жение;
б) прил…гательное;
в) сл…гаемое;
г) изл…гать.
2) Буква о пишется в корне следующих слов:
д) пол…г;
е) пол…жение;
ж) распол…гать;
з) предл…жение.
8. Учитель дал задание: поставить в форму множественного числа слова лист, корень, зуб, пропуск, хлеб. Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответил правильно. Напишите варианты ответов. Обоснуйте.
9. Разберите предложение по членам.
Как прекрасны главные слова: мама, школа, Родина, Москва!
10. Какую роль играют однородные члены в стихотворении А.Т.Твардовского?
Нужны мне разом юг и север,
Восток и запад, лес и степь;
Моря и каменные горы,
И вольный плес равнинных рек.
КЛЮЧИ
Вариант 1
1. БаловАть, дефИс, звонИшь, кУхонный,начАть, полОжить, клАла, щавЕль, докумЕнт, киломЕтр.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
Оценка: 1 балл.
Оценка: 1 балл.
5. Контр-удар, без-грамотный, в-клеить, под-группа, пре-добрый, вы-нырнуть, до-варить, пра-внучка, до-ледниковый, за-лечить.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
6. По-дорож-ник-, глин-ян-ый, снег-о-пад-, пере-вал-и-ть, велик-оват-ый
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
7. При переносе ударения глаголы превратятся в имена существительные.
Оценка: 1 балл
Оценка: по 0,2 балла за каждую пару слов. Максимальная оценка 2 балла.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
10. Днем и ночью с камнем и бетоном по шоссе летят грузовики.
Оценка: по 0,5 балла за разбор по членам предложения и характеристику предложения. Максимальная оценка 1 балл.
Вариант 2
1. зАсуха, крАны, срЕдства, директорОв, шкафАм, должнностЕй, прАвы, принялсЯ, шофЁр, цемЕнт.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
3. Стуль-чик, развед-чик, колоколь-чик, карман- чик, тюльпан-чик.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
4. Пол-овик- пол-оть, сол-ить- сол-ист, мор-ской- у-мор-ить, рез-ать- рез-кий.
Явления, когда корень у слов одинаковый, а значение слов разное, называется омонимией корней. А корни называются омонимичными.
Оценка: по 0,5 балла.
Вьюга февральская злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся.
Оценка: по 0,2 балла за каждый эпитет. Максимальная оценка 1,4 балла.
Оценка: по 0,2 балла.
Оценка: 1 балл.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово. Максимальная оценка 5 баллов.
9. Как прекрасны главные слова: мама, школа, Родина, Москва!
Оценка: 1 балл.
10. В этом стихотворении используется антитеза ( протовопоставление), которая обладает большой экспрессией, придает речи выразительность. Однородные члены являются антонимами.
Оценка: 2 балла.
6 класс
Задания, оцениваемые в 5 баллов.
1. В каком ряду все слова являются самостоятельными частями речи?
2. В каком ряду все слова являются именами существительными?
3. В каком ряду все слова являются глаголами?
4. В каком ряду все существительные женского рода?
5. Установите соответствие.
2) Каков предмет? Что это?
6. Найдите лишнее слово в каждом ряду.
7. В каком слове буква ю обозначает два звука?
8. Какое слово имеет нулевое окончание?
9. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный звук?
10.В каком ряду в словах на местах пропуска пишется буква а?
КЛЮЧИ
1 вариант
5.1) г; 2) в; 3) б; 4) д; 5) а.
6.1) Предложение; 3) морфема.
6 класс
1. Расставьте ударение в словах.
Квартал, доверху, сироты, клала, красивее, повторит, сливовый, ходатайство, торты, нефтепровод.
2. Сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворных строчках непарный глухой твёрдый согласный звук.
Открыта больница
Для птиц и зверей
Идите лечиться
Туда поскорей.
3. Замените устаревшие слова словами современного русского языка.
Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.
4. Объясните разницу в значениях слов.
5. В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.
А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.
В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.
7. На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
8. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?
Ответы на задания олимпиады по русскому языку
Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку. 6 класс
1. КвартАл, дОверху, сирОты, клАла, красИвее, повторИт, слИвовый, ходАтайство, тОрты, нефтепровОд.
2. Звук [ц] встречается в объявлении 3 раза.
А) Кот наплакал.
Б) Черепашьим шагом.
В) Попасть на седьмое небо.
8. В оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах», «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну»
Список литературы
Олимпиада по русскому языку 5-9 кл.
Олимпиада по русскому языку
1.Расставьте ударение в словах.
Каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать, партер, шарфы, красивее.
2.Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.
Подберите все возможные антонимы к полученному слову.
3.Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?
4.Определите род имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.
Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.
5.Назовите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Дуня, Вика, Сева.
6.Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
7.Замените заимствованные слова русскими.
Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.
8.Вставьте пропущенные буквы.
..гроном, пр..зидент, р..п..тиция, д..плом, инж..нер, тр..туар, в..ст..бюль.
9.Какие слова нужно добавить к слову проще, чтобы получилось устойчивое сочетание:
парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки?
Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.
Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку
1.КаталОг, завИдно, повторИт, тОрты, включИт, клАла, баловАть, партЕр, шАрфы, красИвее.
2.Тихо: тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно.
(3 балла + за каждое слово 1 балл)
3.Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.
4.Свежий картофель (м.р.), тяжёлая бандероль (ж.р.), красивый тюль (м.р.), детский шампунь (м.р.), чёрный рояль.
5.Владимир, Геннадий, Григорий, Евдокия, Всеволод.
6.Если поставить глагол в форму множественного числа, подлежащим станет словосочетание
старик со старухой.
7.Перерыв, конец, подарок, увлечение, победа.
8.Агроном, президент, репетиция, диплом, инженер, тротуар, вестибюль.
9.Проще пареной репы.
Олимпиада по русскому языку
1.Расставьте ударение в словах.
Квартал, доверху, сироты, клала, красивее, повторит, сливовый, ходатайство, торты, нефтепровод.
2.Сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворных строчках непарный глухой твёрдый согласный звук.
3.Замените устаревшие слова словами современного русского языка.
Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.
4.Объясните разницу в значениях слов.
Абонент – абонемент, глиняный – глинистый, эффектный – эффективный.
5.В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.
А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.
В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.
6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Древн..греческий басн..пис..ц Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устро..л уг..щение ученикам послал Эзопа на рынок и велел ему Купи нам всего лу..шего что есть на свете! Пр..шли гос(?) ти – Эзоп под..ёт одни только языки жареные с..лёные.
– А разве язык (не)самое лу..шее на свете? … Ничего нет лу..ше языка!
– Ну так на завтра купи нам всего ху..шего что есть на свете
На следу..щий день Эзоп опять под..ёт одни только языки.
– А разве язык не самое ху..шее на свете? … Ничего нет хуже языка!
8.На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?
Ответы на задания олимпиады по русскому языку
Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку
1.КвартАл, дОверху, сирОты, клАла, красИвее, повторИт, слИвовый, ходАтайство, тОрты, нефтепровОд.
2.Звук [ц] встречается в объявлении 3 раза.
3.Перст – палец, ратай – пахарь, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, уповать – надеяться, чета – двое, чадо – ребёнок.
Б) Черепашьим шагом.
В) Попасть на седьмое небо.
6. Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.
– А разве язык не самое лучшее на свете? … Ничего нет лучше языка!
– Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.
На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.
– А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка!
7. На омонимии. (Омонимы.правило 5 класса)
8. В оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах», «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну»
1.Выпишите слова, в которых буквы не соответствуют произношению.
Просьба, вагон, сдавать, рыбка, норка, парашют, жизнь, воды, сад, зубки, мороз, вал, пруд, вода, ножка, кол, сбросить.
2.В каждом ряду найдите «лишнее» с точки зрения произношения слово.
Скучно, конечно, нарочно, удачно;
бассейн, крем, тест, термин;
что, нечто, чтобы, кое-что;
шалить, шаги, лошадей, шампунь.
3.Восстановите пропущенные звенья словообразовательной цепочки.
4.Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования.
5.Найдите ошибки в употреблении падежной формы существительного.
Согласно указанию, благодаря стараний, наперекор судьбе, вопреки здравому смыслу, благодаря маме, наперекор желанию, вопреки совета, согласно расписания.
6.Подберите фразеологизм, чтобы сказать о человеке, который:
держится неестественно прямо;
часто меняет свои решения;
всегда выполняет свои решения;
сам не пользуется и другим не даёт.
7.Определите род имен существительных.
Кофе, фламинго, шимпанзе, депо, какао, неряха, умница, задира, вилы, грабли, сумерки, сутки, фамилия, скакалки, иголки, знамёна, хрусталь, шаль, шампунь.
8.Подберите по три синонима к каждому слову: отважный, дом, друг, говорить.
9. Исправьте речевые ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.
Тысяча солдат бросилась в атаку.
Я склонен, что его решение ошибочно.
Чехов не мог остаться в стороне этих событий.
Этот роман сказал неизгладимое впечатление на современников.
10.Укажите, в каких предложениях слова пишутся слитно.
Брат сказал то(же), что не раз говорил отец.
Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что(бы) из сада не несло жаром.
Дальний горизонт был так(же) ясен, как днём.
Что(бы) нам успешно выступить на конкурсе, нужно долго и тщательно готовиться.
В комнате было тихо, во всём доме то(же) не было звуков.
11. Расставьте в данном предложении запятые шестью способами.
Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.
12. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его характеристику.
Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.
13.Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме.
А) Сколько же (платья) тебе нужно?
Б) Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
В) Над болотом кружила пара (цапли).
Г) Сколько (доли) наследства ты получил?
А) платьев, Б) граблей (реже грабель), В) цапель (реже цаплей), Г) долей.
Ответы на задания олимпиады по русскому языку
1.Просьба, сдавать, рыбка, парашют, жизнь, сад, зубки, мороз, пруд, вода, ножка, сбросить.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 6 б.)
2.«Лишние» слова: 1) удачно; 2) тест; 3) нечто; 4) лошадей.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 2 б.)
Пять – пятеро – пятёрка – пятёрочка;
Держать – придержать – придерживать – придерживание;
Шелест – шелестеть – зашелестеть;
Думать – обдумать – обдумывать.
Оценка: по 1 баллу за каждую словообразовательную цепочку (макс. – 5 б.)
4.1) Суффиксальный способ: голосовать, водянистость, серебристый, балкончик, куриный, испаритель, уточнение, большущий, юго – западный, красноватый.
2) Приставочный способ: созреть, заварить, надорвать, перекрасить.
3) Сложение с соединительными гласными: нежно – голубой, молокозавод, чернослив, луноход, древнерусский, юго – запад.
5.Благодаря стараниям, вопреки совету, согласно расписанию.
Оценка: по 1 баллу за каждое слово (макс. – 3 б.)
6.1) Нелёгкая принесла; 2) язык без костей; 3) тише воды; 4) как аршин проглотил; 5) семь пятниц на неделе; 6) канул в лету, провалился сквозь землю; 7) человек дела; 8) ни себе, ни людям.
Оценка: по 1 баллу за каждый фразеологизм (макс. – 8 б.)
7.Существительные женского рода: фамилия, скакалки, иголки, шаль.
Существительные мужского рода: кофе, фламинго, шимпанзе, хрусталь, шампунь.
Существительные среднего рода: депо, какао, знамёна.
Не имеют рода: вилы, грабли, сумерки, сутки (т.к. употребляются только во множественном числе).
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 8 б.)
8.Отважный – смелый, храбрый, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный.
Дом – жилище, жильё, обиталище, логово, строение, здание.
Друг – товарищ, приятель, друг – приятель, побратим (разг.), кореш, наперсник, сторонник.
Говорить – болтать, шептать, молвить, объясниться, изъясниться.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 6 б.)
9. 1) Тысяча солдат бросились в атаку.
2) Я склонен думать, что его решение ошибочно.
3) Чехов не мог остаться в стороне от этих событий.
4) Этот роман произвёл неизгладимое впечатление на современников.
Оценка: по 0,5 балла за каждое исправление (макс. 2 б.)
10.Пишутся слитно слова в предложениях: 2), 4), 5), 6).
Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс. – 2 б.)
11. Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.
Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.
Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.
Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.
Оценка: по 0,5 балла за каждый вариант (макс. – 3 б.)
12. Уже светало, и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным союзом.
Первое предложение: простое, односоставное, распространённое, полное.
Второе предложение: простое, двусоставное, распространённое, полное.
Оценка: по 1 баллу: а) за схему; б) за общую характеристику предложения; в) за характеристику каждой части (макс. – 3 б.)
1.Расставьте ударения в словах.
Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.
2.Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв
Скучный, жужжать, нечто, детский, нарочно, нарочный (ударение на 1-ый слог), сжать.
3.Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?
Часы, серьги, брюки, колготки, ставни, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.
4.Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова происхождение.
5.Укажите различия в значении следующих слов.
Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.
Как называтются такие слова?
6.Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных: банан, грабли, грузин, дно, носок, простыня, чулок, ясли.
Определите, какой частью речи является слово всё в данных предложениях.
Я стоял со стороны, и мне всё было слышно и видно.
И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом (А.С. Пушкин).
Вот вам книга: возьмите, всё не так скучно будет (Ф.М. Достоевский).
Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым.
Скоро полночь, а барин всё не едет (М.Е. Салтыков-Щедрин).
7.Выберите правильный ответ. Докажите.
8.Замените заимствованные слова русскими синонимами.
Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог.
9. Определите значение приведённых фразеологизмов и подберите к ним: а) синонимичные фразеологические обороты; б) антонимичные фразеологические обороты.
На всех парах; от горшка два вершка; в большом горшке на донышке.
10.Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.
Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
У меня сегодня праздное настроение.
Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена.
Открывая окно, в класс влетел воробей.
11. Расставьте знаки препинания в предложении с учётом различных оттенков
в выражении смысла высказывания.
Н.В. Гоголь великий русский писатель автор комедии «Ревизор».
Ответы на задания олимпиады по русскому языку
1.Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 5 б.)
2.Шн; жж и доп. ж (мягк) ж (мягк); ч (мягк) т; ц; шн; ч (мягк) н; жж.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 4 б.)
3.Слова часы, брюки, колготки, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани с грамматической точки зрения являются одинаковыми, т.к. все они – имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.
Слова серьги, ставни, близнецы имеют формы единственного и множественного числа.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-349835
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.