на каком месте аниме наруто по популярности
Еще один мальчик, который выжил: секрет успеха аниме «Наруто»
Основанный на одноименной манге Масаси Кисимото аниме-сериал «Наруто» выходил с 2002 по 2017 годы и ориентировался на подростковую аудиторию. Во всяком случае сам жанр сенен, в рамках которого и появлялись произведения этой франшизы, подразумевал, что мальчики в возрасте от 12 лет будут наблюдать за историей главного героя и проходить вместе с неугомонным Наруто путь взросления. Четыре года назад аниме закончилось, обозначив начало эры уже не Наруто, а Боруто – сына главного героя. Казалось, юные зрители, с нетерпением ожидавшие выхода новых серий любимого сериала, давно должны были вырасти и перестать интересоваться аниме. Однако с появлением TikTok «Наруто» переживает новую волну популярности. Его героями восхищаются, записывая пародийные ролики, их анализируют, им пытаются подражать – и все это делают зрители, давно переросшие пресловутый пубертат. Так в чем же успех этого аниме и почему простые, но давно забытые истины обнаруживают в нем вполне состоявшиеся взрослые?
О чем сериал
«Наруто» рассказывает о мальчике-сироте, пытающемся отыскать свое место для начала даже не в мире, а в небольшой деревне Канохе. Это поселение находится где-то на территории альтернативной Японии, хотя в истории «Наруто» география совершенно иная – мир здесь разделен на страны Огня, Ветра, Воды, Земли, Молнии, Железа и других стихий и природных ископаемых. Родная деревня Наруто Каноха воспитывает защитников страны Огня – шиноби (ниндзя), обладающих недюжинными боевыми и магическими техниками. Сам мальчик при этом в искусстве ниндзя полный бездарь, да еще и слывет местным хулиганом и дуралеем, у которого нет ни одного настоящего друга (по крайней мере в самом начале истории), зато огромное количество врагов, чье внимание он привлекает озорством и ребяческими проделками.
Мальчик, который выжил, и герои-двойники
Главный герой манги Масаси Кисимото – действительно удивительный ребенок, с детства лишенный любви родителей и теплого отношения окружающих, а потому непрерывно тянущийся к этому. Сквозь озорство и непреодолимую порой глупость этот мальчик учит читателей манги и зрителей аниме никогда не унывать и не сдаваться, идти к цели и сеять вокруг добро и мир, несмотря на все удары судьбы. Кисимото наградил своего героя сильным духом и несгибаемой волей, которые способны свернуть горы и любого негодяя поставить на путь добра и истины. Неслучайно учитель Наруто Какаши Хатаке в одной из серий говорит о главной сверхспособности этого подростка – заводить друзей и спасать их души.
Манга и аниме искусно вплетают в повествование давний драматургический прием – введение героев-двойников, которые отзеркаливают историю главного персонажа и выделяют его на фоне остальных. У Наруто двойников действительно много – от Ашуры, сына мифического первого шиноби, до ближайших друзей героя, Саске и Гаары. Многие из этих персонажей поначалу оказываются соперниками Наруто – их тяжелая судьба, сиротское детство и бесконечные смерти в мире постоянных войн шиноби ломают и ожесточают их характеры. Они, в отличие от самого Наруто, становятся на путь мести и вражды. Однако пример несгибаемого подростка, который через всеобщую ненависть тянется к добру, – воодушевляет и проливает свет даже на самые темные души.
Этот мотив, как и многое другое в аниме, делает неизбежным сравнение «Наруто» и «Гарри Поттера». Отсылки к произведению Джоан Роулинг здесь далеко не случайны и странно было бы не замечать параллелей. Сирота-волшебник и сирота-ниндзя, оказывающиеся втянутыми в масштабные исторические события их волшебных миров и спасающиеся благодаря их приверженности друзьям и собственным моральным установкам – настоящий феномен современной массовой культуры, архетип, одинаково работающий как на Западе, так и на Востоке.
Как и в «Гарри Поттере», в «Наруто» нет от природы плохих персонажей – действия даже самых отпетых преступников здесь настолько жестко детерминированы, что зритель просто не может не проникнуться их историями.
Долг, любовь и дружба
«Наруто» – куда более взрослое произведение, чем могло бы показаться с первых серий. Если начинается аниме как развлекательный рассказ о юном сироте, то в завершающих эпизодах оно становится по-настоящему мрачным и серьезным сериалом, поднимающим очень глубокие философские темы.
Долг, любовь и дружба – три тематических столпа практически каждого произведения в той или иной пропорции. Однако в «Наруто» они неизменно вступают в противоречие и сеют не только мир, но и хаос. Любовь, к примеру, становится поводом для уничтожения целого клана, а то и вовсе толкает к настоящему геноциду. Долг понимается здесь по-восточному строго – ради его исполнения персонажи порой жертвуют всем, включая близких. Ну а дружба – сила поистине несгибаемая, пожалуй, лишь она в «Наруто» не способствует предательствам и кровопролитию, а, напротив, спасает и лечит.
Наблюдая за персонажами франшизы и самим главным героем, зритель проникается каждым по отдельности, начинает осознавать причины их поступков, причем далеко не сразу. Кисимото выстроил свое произведение настолько скрупулезно и сумел так продумать его мироустройство, что в рамках банальной линейной драматургии ему оказалось тесновато. Сюжет манги и аниме расширяется за счет флешбэков, углубляющих арки персонажей, и благодаря следованию за мотивами японских мифов, которые открывают для «Наруто» новые смыслы.
Японская мифология
Как и многие другие манги и аниме, «Наруто» зиждется на мифологии азиатских стран. Девятихвостый лис, к примеру, в фольклоре Японии и других государств Востока обозначающий трикстера, в «Наруто» представлен как разрушительная сила, совладать с которой, впрочем, вполне возможно – достаточно лишь капли тепла и дружбы.
Также в канву повествования «Наруто» изящно вплетаются мифы о паре богов Идзанами и Идзанаги, богине солнца Аматэрасу, олицетворении Луны Цукуеми, силе штормов и гроз Сусаноо и о других архетипах из легенд Японии.
Эта чувствительность к фольклору древней культуры порой кажется совершенно непонятной западному зрителю, однако при погружении в контекст рождает огромное количество смыслов. «Наруто» из обычного подросткового мультсериала превращается в энциклопедию мифов и легенд, удобно упакованных в развлекательную форму аниме.
Запоминающиеся опенинги
Еще одна причина, по которой «Наруто» стал частой темой для цитирований в TikTok, – его забористые музыкальные темы. Опенинги – открывающие заставки вкупе с музыкальным треком – насчитывают большое число настоящих хитов, ставших популярными, разумеется, после трансляции сериала. Каждый опенинг рассказывает свою историю, а их разнообразие включает лирические поп-композиции, будоражащий рок и даже ритмичные хип-хоп-треки.
Крайне узнаваемыми оказываются и музыкальные темы, посвященные отдельным персонажам аниме. За них отвечали известные японские композиторы Ясухару Таканаси и Тосио Масуда. Наиболее впечатляющими темами помимо самого Наруто эти два маэстро наделили героя Пэйна – сильная хоровая композиция в стиле церковной музыки – и Саске – инструментальная мелодия с упором на мексиканскую гитару, напоминающая о спагетти-вестернах.
Слабые места
Как и в любом произведении, они у «Наруто» есть – и их немало. Но самое разочаровывающее, пожалуй, – отсутствие интересных женских персонажей. Если мужчины в «Наруто» противоречивы, сильны, движут жернова истории, да и в целом оказываются в центре повествования, то девушки и женщины в своей мотивации почти во всех случаях оказываются плоскими и нелогичными. Они проявляют слабость и отступают на вторые роли, а порой и вовсе ужасно раздражают – как, к примеру, одна из основных персонажей Сакура, на протяжении всего сериала так и не сумевшая разрешить свой единственный драматургический конфликт (любовь – долг – сила).
Отчего герои-женщины оказываются в «Наруто» столь блеклыми – неизвестно. Одна из причин может быть скрыта в изначальном жанре – сенен все же ориентирован на мальчиков-подростков, которым, вероятно, за женскими судьбами смотреть менее интересно.
Другое слабое место аниме – эпизоды-филлеры, из-за которых просмотр прерывают даже самые усидчивые зрители. Филлеры – это серии, выдуманные исключительно аниматорами, чтобы разбавить сюжет и растянуть повествование на более долгий срок. Эти эпизоды не несут никакой смысловой нагрузки, почти не раскрывают персонажей и отклоняются от основного сюжета. Однако для этой проблемы заботливые интернет-пользователи давно придумали решение – в поисковике можно найти огромное количество сайтов, которые расскажут, какие серии в «Наруто» являются филлерами и совершенно спокойно пропускаются.
Зачем смотреть
Сенен – вероятно, слишком узкое обозначение для жанра «Наруто». Как и «Гарри Поттер», это аниме предлагает юному зрителю повзрослеть с главными героями, но открыться по-настоящему способно лишь зрителю более взрослому. Тем, кто не боится долгих путешествий в фэнтезийные миры (а в случае с «Наруто» этот путь действительно будет длинным, учитывая продолжительность аниме), обязательно стоит открыть для себя этот сериал – либо впервые, либо заново.
Лучшие аниме
Смотрите исчерпывающий топ лучших аниме всех времён на «КГ-Портале». Не знаете, на какой фильм или сериал стоит обратить внимание? Тогда вы пришли по адресу — здесь собраны лучшие представители жанра аниме, по мнению наших уважаемых читателей.
На момент написания текста первое место в списке лучших аниме занимает замечательный комедийный сериал «Ванпанчмен» 2015 года выпуска. Но, разумеется, ситуация может в любой момент измениться. Так, на пятки ему наступает «Ветер крепчает» — полнометражный фильм живого классика японской анимации Хаяо Миядзаки, также более чем заслуживающий места в топе. Здесь же вы найдёте столь известных представителей жанра, как «Тетрадь смерти», «Твоё имя» или «Моя геройская академия».
Не согласны с распределением мест в топе и хотите, чтобы в лидерах оказались именно ваши любимчики? Активнее голосуйте, выставляя оценки лучшим и худшим, по вашему мнению, аниме.
Так что, если вы только-только присматриваетесь к японской анимации и не знаете, с чего начать, то этот список лучших аниме станет для вас неплохим подспорьем и путеводителем по этому чудесному миру, в котором легко захлебнуться от обилия контента. Не знаете, что смотреть — смело беритесь за любой фильм или сериал из топ-10, не прогадаете. Наши читатели плохого не посоветуют.
«Наруто» тут не место. 10 многосерийных причин полюбить аниме
Однажды мы уже рассказывали вам про полнометражные аниме-фильмы, за которые не будет стыдно перед мужиками во дворе. Сегодня мы расскажем о десяти многосерийных причинах, которые не оставят равнодушными к этому виду анимации с Востока. Здесь не будет «Наруто» и «Блича» — только те сериалы, которые обладают законченным сюжетом и не тратят впустую ваше время и нервы. Лишь годнота, которую можно смело советовать тем, кого пора причастить к аниме-культуре.
«Тетрадь смерти» (Death Note, 16+)
Сериал «Тетрадь смерти» стал вратами в мир аниме как необычного мультипликационного жанра для многих нынче уже его поклонников. В 2007 году о нем говорили многие. В 2008-м, когда сериал показали в эфире российского канала 2×2, заговорили все.
Для не искушенного анимацией зрителя удивительным открытием стало, что аниме может быть серьезным, запутанным, сложным и таким противоречивым. Согласно сюжету, один японский школьник находит Тетрадь смерти, якобы случайно оброненную богом смерти. Записав в тетрадь имя любого человека, ее владелец обрекал жертву на неминуемую гибель. Таким образом в мире людей появился свой бог, который очищал землю от преступников, банально записывая их имена в тетрадь. Естественно, официальное правосудие с таким произволом мириться не могло. На бога объявили охоту. А заметая следы, ему приходилось убивать уже и добрых парней.
«Тетрадь смерти» — это запутанная детективная история о том, как преступник и его палач работают бок о бок, прекрасно понимают притворство друг друга, но не могут избавиться от противника до тех пор, пока все карты не будут раскрыты.
Сериал хвастает шикарным музыкальным сопровождением, которое умело нагнетает атмосферу как в опенинге, так и на протяжении разворачивающегося сюжета.
«Ковбой Бибоп» (Cowboy Bebop, 17+)
Если бы сериал «Светлячок» получил анимационную адаптацию, его должны были назвать «Ковбой Бибоп». Это самый яркий представитель жанра космической фантастики в аниме. Скорее даже космический вестерн об охотниках за головами.
В Солнечной системе наступил 2071 год. Человечество уже высосало все жизненные соки из Земли и расселилось по близлежащим окрестностям. Экипаж корабля «Бибоп» из четверых человек и одной самой умной собаки во Вселенной бороздит просторы вселенной, разыскивает преступников и получает за это вознаграждение.
Во временами комичных, философских, драматических и даже трагических сериях раскрывается прошлое главных персонажей, которое настигает их в совершенно неожиданных уголках Солнечной системы. За кем-то из героев тянется преступный след, другого сопровождают «флешбэки» из полицейского прошлого, третья же вовсе пытается разобраться, что же было с нею раньше, воспоминания о чем вырвал криогенный сон.
«Ковбоя Бибопа» хвалят за легкий юмор, самобытность и неповторимость. А еще за шикарный саундтрек, который придется по вкусу любителям джаза и блюза.
«Ванпанчмен» (One Punch Man, 12+)
«Человек одного удара». Так буквально можно перевести название манги и соответствующего аниме-сериала новой волны. Признайтесь честно, вы подустали от супергероев Marvel и DC? Вот этих ребят в разноцветных трико, которые полтора часа преодолевают трудности, чтобы в последние 10 минут выйти победителями. Если да, то «Ванпанчмен» для вас.
Это прекрасный образчик пародийного аниме, сделанный со вкусом, приправленный безумием и абсурдом. Главным героем аниме является облысевший и с виду хилый парень Сайтама. Он с детства мечтал стать супергероем, упорно тренировался и достиг такого уровня просветления, что выносит любого (абсолютно любого соперника) одним ударом. За сверхсилу Сайтама расплачивается облысением и потерей интереса к геройству. Уж слишком рутинной и скучной стала эта работа.
Как вы уже поняли, «Ванпанчмен» высмеивает все клише и штампы супергеройского кино и аниме. Отличный образчик хорошего комедийного сериала, который смотрится на одном дыхании. Главгерою не нужно страдать, философствовать и преодолевать: держа в одной руке пакет с сельдереем, другой он укладывает толпы монстров по пути домой. Такой уж он, обычный и непримечательный лысый парень Сайтама в желтом трико.
«Берсерк» (Berserk, 18+)
«Берсерк» и по сей день является одной из самых популярных манг в Японии. Не так часто на фоне поголовного увлечения фансервисом с трусиками и милыми мордашками можно встретить серьезного представителя жанра темного фэнтези. Субъективно лучшую свою экранизацию «Берсерк» получил в 1997 году: жестокую и бескомпромиссную, с оголенкой и вполне кровавыми сценами насилия.
«Берсерк» рассказывает о молодом воине Гатсе, который испытывает себя в роли наемника на передовой. Однажды судьба сводит его с непобедимой «Бандой Ястреба», которую возглавляет манерный и харизматичный юноша Гриффит, стремящийся любыми путями завоевать для себя личное королевство.
Аниме-сериал сконцентрировался лишь на нескольких томах манги и придворных дрязгах, великих амбициях, которые ведут к разрушению всего. А потому концовка сериала может немного выбить из привычной колеи этакого средневекового брутального романа о наемниках и рыцарях.
«Бек» (Beck: Mongolian Chop Squad, 17+)
Музыкальные аниме занимают отдельную нишу на рынке. Местами они чуть популярнее сериалов о бадминтоне. Но сериалу «Бек» за счет своей приверженности рок-музыке удалось покорить многих мальчишек нулевых, которые мечтали о собственной рок-группе.
«Бек» повествует о 14-летнем Танаке, который мечтает научиться играть на гитаре и сколотить собственную группу. Это своеобразный «срез повседневности» музыкантов: репетиции, создание коллектива, конкуренция, популярность и влюбленность. Добрый и наивный сериал о всем том, что хочется пережить подросткам в таком возрасте.
Все это сопровождает такая же жизнеутверждающая музыка, местами пропитанная «битловскими» мотивами.
«Евангелион нового поколения» (Neon Genesis Evangelion, 16+)
В «Евангелионе» биороботы, управляемые пилотами-детьми, защищают землю от регулярных вторжений «Ангелов». Обнаружение первого «Ангела» за много лет до основных событий сериала привело к изменению наклона земной оси: в Японии установилось вечное лето, часть материков ушла под воду, огромное число людей погибло. На этом фоне на детей падает тяжкий груз ответственности за будущее планеты, граница между друзьями и врагами размывается, а вопрос «зачем мы сражаемся?» встает все острее.
Во время создания сериала его авторы решили уйти немного в сторону от запланированного финала. Концовка оборвала многие сюжетные линии, так и не дав на них ответа.
«Гуррен-Лаганн» (Tengen Toppa Gurren Lagann, 16+)
Это куда более пацанский и отвязный представитель жанра меха. Студия Gainax, создавшая «Евангелион», не стала второй раз изобретать велосипед и ударяться в философию и психологию. Однако это ни в коем разе не мешает наслаждаться сериалом «Гуррен-Лаганн».
В его мире люди вот уже несколько тысяч лет как кроты влачат свое жалкое существование под землей. В одной из таких деревень главный герой Симон находит ключ-бур и небольшого робота. Ему при помощи друга Камины суждено вырваться с этим роботом на поверхность и показать захватившим ее узурпаторам, где раки зимуют. Неуемная энергия в конце концов доведет главных героев от их нор до самых звезд. Ведь магма течет в их венах, раскаляя сердца.
«Гуррен-Лаганн» получился по-настоящему мотивирующей, раздающей пинки здравому смыслу, веселой и местами грустной историей. Она легко смотрится, радует умеренным фансервисом и не ломает голову.
«Стальной Алхимик» (Fullmetal Alchemist: Brotherhood, 12+)
Странная судьба у этого аниме. Дело в том, что этот сериал пережил две реинкарнации: в начале и в конце «нулевых». Первый слегка отошел от сюжета первоисточника, тогда как второй следует манге до конца. Разделенные годами и опытом фанаты готовы с пеной у рта долго выяснять, какая же из реинкарнаций «Стального Алхимика» лучше. Мы этим заниматься не станем: оба сериала по-своему хороши, как и их опенинги.
События «Стального Алхимика» разворачиваются в антураже 20-го века с автомобилями, поездами, экзоскелетами, радиоприемниками и телефонами. Немалое место на передовой прогресса занимает алхимия, которая позволяет преобразовывать материю из одной формы в другую. Это и умеют делать два брата Эдвард и Альфонс Элрики. В детстве они пытались с помощью алхимии воскресить свою мать, но вместо этого Эдвард лишился правой руки и левой ноги, а Альфонс — всего тела. Теперь его душа закреплена за рыцарским доспехом, а угрызения совести брата движут им в поисках пути вернуть все как было.
«Стального Алхимика» любят за отличную проработку мира, главных и второстепенных персонажей. За местами смешные, а местами чертовски душераздирающие сюжетные повороты, в логичность которых веришь и героев которых понимаешь.
«Код Гиас: Восставший Лелуш» (Code Geass, 17+)
В чем-то «Код Гиас» перекликается с «Тетрадью смерти». Здесь также поднимается вопрос о главенстве закона или сверхсилы, позволяющей человеку самому стать законом.
Священная Британская империя к середине 20-го века стала единственной мировой сверхдержавой. Она захватила Японию, переименовав страну в «Зону 11» и устроив дискриминацию коренным жителям. Волею политических дрязг отвергнутый принц Империи Лелуш Ламперуж попадает в Японию в качестве политического заложника.
Однажды он оказывается в центре стычки между японскими террористами и британскими военными, где приобретает особую силу, позволяющую один раз внушить человеку любой приказ. С этого начинается его путь к власти, поперек которого встанет друг детства, коренной японец, который надеется изменить страну изнутри.
Моральные дилеммы, сильный персонаж и горы трупов на пути к переменам. За героя, который одновременно является и антигероем, «Код Гиас» можно любить.
Ваш любимый аниме-сериал
А теперь представьте, что в этом десятом пункте вы можете добавить какой угодно сериал из своих любимых. Что это будет? Сложно угодить даже себе? А насколько сложно угодить остальным? Возможно, теперь вы понимаете, как трудно вместить все самое лучшее в многосерийной японской анимации в один топ-10. Этот список субъективен. В конце могла оказаться «Эльфийская песнь» или «Странники», «Врата Штейна» или «Город, в котором меня нет». Или (чем черт не шутит) «Садистская смесь» на пару с «Атакой титанов». О вариантах можно помечтать в комментариях.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!