на каком месте россия по долгам
Госдолг: что это такое и какие виды бывают
«Долг платежом красен!» А что, если должник – не человек, а целое государство? Кто может дать взаймы целой стране, насколько большим бывает госдолг? Подробнее расскажем в статье.
28,4 трлн долларов – поистине астрономическая сумма. Чтобы осознать, насколько это много, попробуйте представить гору чистого золота весом в полмиллиона тонн – она будет сравнима с египетской пирамидой средних размеров. И это не оценочные затраты на колонизацию Марса в ближайшем столетии, а размер долга.
Конечно, вы догадались, что речь идет о госдолге США. Объем их ВВП более века является самым большим в мире, но даже он не дотягивает до размера ее государственных обязательств (107% от ВВП).
На первый взгляд положение нашей страны намного устойчивее, чем США. Однако все не так просто.
Что такое госдолг
Кто и кому должен, и, главное, кто понесет ответственность за неисполнение своих обязательств?
Госдолг – это важный макроэкономический показатель, который отражает объем задолженности государства перед различными кредиторами, в числе которых могут быть:
Да-да, любой россиянин может одолжить денег государству. Причем не только своему, но и многим другим. И для этого не нужно нести в Министерство Финансов наличные деньги или переводить их на банковскую карту директору ФРС (Федеральная резервная система США – аналог нашего Центробанка).
Достаточно открыть брокерский счет в любом банке и приобрести государственные облигации. В России они называются ОФЗ (облигации федерального займа), в США – казначейские облигации (иначе – трежерис).
Наверняка вы слышали что-нибудь в духе: «Доходность американских трежерис выросла до 2%. На мировом рынке финансов начинается паника». Речь идет как раз о казначейских облигациях США, которые вдобавок являются хорошим индикатором устойчивости мировой финансовой системы.
Логика следующая: если минфин США поднимает доходность трежерис, это значит, что интерес инвесторов к ним падает. Чтобы его поддержать, приходится увеличивать купонный доход (прибыль с каждой облигации).
Соответственно, с одной стороны будет быстрее расти задолженность государства перед держателями облигаций, с другой – пассивность инвесторов означает слабую веру в потенциал экономического роста страны. Оба фактора не предвещают США, а значит, и всей мировой экономике ничего хорошего.
Таким образом, чем более устойчива экономика страны и выше ее кредитный рейтинг, тем ниже доходность государственных облигаций. Она напрямую зависит от ключевой ставки Центробанка.
К примеру, для США этот показатель является одним из самых низких – базовая ставка ФРС сохраняется на уровне 0,25%. Соответственно, купонный доход для трежерис – в пределах 1-2%.
В России ключевая ставка уже достигла 6,75%, а доходность вновь выпущенных ОФЗ начинается от 7,5%. Приблизительно такая же картина и в других развивающихся странах.
Поэтому обслуживание госдолга для США – не настолько большая проблема, как это может показаться на первый взгляд. К тому же американский «печатный станок» позволяет в значительной мере нивелировать угрозу дефолта.
Дефолт (англ. default – неуплата) – ситуация, когда правительство страны отказывается от выполнения финансовых обязательств перед кредиторами в связи с отсутствием денег. То есть это своего рода банкротство на государственном уровне.
Многие помнят август 1998 года, когда Россия объявила дефолт. Главной причиной была неспособность государственных институтов власти выплачивать купонный доход по ОФЗ из-за неэффективного финансового планирования и управления.
А вот Аргентина, к примеру, объявляет дефолт с завидной регулярностью. Но это характерно только для стран с молодой развивающейся экономикой.
Какие типы госдолгов существуют
Есть несколько видов классификации.
В зависимости от того, кому государство задолжало, госдолг делят на:
В более широком понимании внутренний долг может также включать социальные и пенсионные обязательства государственных служб перед своими гражданами, которые обеспечиваются из казны.
В России и в ряде других стран с федеративным устройством отдельную категорию внутреннего долга занимают обязательства регионов перед инвесторами, муниципалитетами и гражданами.
Кроме того, в зависимости от баланса задолженности и всех видов накоплений, государственный долг может быть:
Очевидно, что власти любого государства должны стремиться сделать свой госдолг отрицательным. Однако у большинства развивающихся стран есть проблемы.
Россию в этом плане можно поставить в пример. В середине 2000-х годов, благодаря высоким ценам на нефть и, не в последнюю очередь, грамотному руководству, наша страна рассчиталась с большей частью долгов, как доставшихся по наследству от СССР, так и образовавшихся в «лихие девяностые».
До лета 2020 года наш государственный долг был в отрицательных значениях – сумма на счетах двух суверенных российских Фондов (Резервном и Фонда национального благосостояния) превышала задолженность перед всеми кредиторами (внешними и внутренними).
Однако коронавирусный кризис подпортил эту радужную картину, и с тех пор баланс сдвинулся в область положительных значений. В настоящее время дефицит накоплений составляет около 80 млрд долларов США.
В чем отличие между внутренним и внешним госдолгом
В первую очередь – в предсказуемости. В отличие от обстановки на внутреннем рынке, которая более или менее прогнозируема, внешнеполитические игры чреваты резкими изменениями конъюнктуры.
Так, иностранные кредиторы теоретически могут внезапно потребовать исполнения обязательств по некоторым видам долга.
Кроме того, и этим часто пугают Россию, международные организации могут ввести санкции на госдолг. США, возглавляя неформальную коалицию западных стран, часто злоупотребляют этим рычагом давления против недружественных, по их мнению, государств. Например, против Ирана или Северной Кореи.
Такое «наказание» означает запрет странам-членам международных сообществ, частным фондам и просто инвесторам одалживать деньги (через покупку государственных облигаций) стране «изгою». А это может быть очень серьезным ударом по ее благосостоянию, поскольку именно кредиты толкают вперед экономику, как на микро-, так и на макроуровнях.
Введение таких санкций в адрес России вызовет «эффект домино»: нерезиденты начнут массово продавать облигации госзайма. А это спровоцирует девальвацию (обвал) курса рубля и, одновременно, рост задолженности перед кредиторами.
Как выплачивают госдолг
В соответствии с графиком. Отвечает за своевременное перечисление средств Министерство финансов, так что такой доход можно считать очень надежным.
Для каждой государственной облигации установлен срок ее обращения и периодичность выплаты купонного дохода держателю.
Фактически, все происходит просто: если вы открыли брокерский счет в банке, то в определенное время на него поступит заранее известная сумма – накопленный купонный доход (НКД).
Вы можете приобрести российские ОФЗ по уникальной инвестиционной программе «Совкомбанк-лизинг» на выгодных условиях. При этом у вас есть возможность дополнительно получать налоговый вычет до 52 тысяч рублей в год, открыв ИИС.
Важно: с 1 января 2021 года владельцы российских ОФЗ должны уплачивать НДФЛ в размере 13% от прибыли. До этого такой доход налогом не облагался.
Вам не придется заполнять декларацию о доходах. Налог автоматически будет удержан брокером при перечислении вам прибыли.
О чем говорит размер госдолга
Здесь все относительно, поскольку само по себе абсолютное значение долга ни о чем не говорит. Более или менее ясную картину дает соотношение размера финансовых обязательств с ВВП страны.
Большое значение имеют и другие факторы:
Возвращаясь к госдолгу США, следует отметить, что несмотря на его огромный объем, американское правительство пока не считает положение критичным и продолжает повышать потолок долга. Основания для этого у него имеются – доллар уже 70 лет считается главной резервной валютой мира, которая составляет около ⅔ финансовых накоплений в мире.
А для России и других стран с развивающейся экономикой критически важен финансовый суверенитет, если они желают демонстрировать самостоятельность на международной политической и экономической аренах. Здесь, как и в человеческом обществе, – чем больше долг, тем сильнее связаны руки.
Внешний долг России
Международный или внешний долг страны — это все обязательства государства перед другими странами, фондам и субъектами международного права. В него входят задолженность по ценным бумагам, зарубежным кредитам, гарантии под займы, выданные национальным компаниям, а также обязательстве по внешнеторговым операциям бюджетных учреждений. В мире практически не встречаются страны без внешнего долга и РФ не исключение.
Откуда появился внешний долг России, и какова его структура на сегодняшний день, расскажет специалист сервиса Бробанк.
Информация обновлена 21.01.2021 года.
Как в РФ появился внешний долг
В 1991 году СССР распался, а Российской Федерации достался «по наследству» долг союзных республик. Такой решение обосновано тем, что остальным республикам было предложено официально отказаться от своих долей в зарубежных активах Союза.
На тот момент обязательства иностранным государствам состояли из общей задолженности Союза. Но с 1992 по 1998 год Россия ее увеличила, тем что взяла 8 кредитов у МВФ на общую сумму 22 млрд долл. США. Внешний долг продолжал расти, а после обвала в 1998 году он достиг в общей сложности 188 млрд долл.
С этого времени Россия стала понемногу выплачивать задолженность. С 2000 года РФ ни разу не просила в МВФ новые транши. К 2005 году РФ погасила обязательства перед МВФ, а к 2006 году полностью рассчиталась с Парижским Клубом. Сумма государственного долга после этого составил 53 млрд долл., ровно столько, сколько державе досталось после развала Союза.
В рамках расчетов по долгам бывшего СССР Россия выплатила задолженность Уругваю, Чехии, Болгарии, а также Словении и ОАЭ на сумму 1,104 млрд долл. Финляндии и Черногории — еще на 3,65 млрд долл. КНР — 0,4 млрд швейцарских франков, а Кувейту — 1,72 млн долл. Последняя выплата прошла в 2017 году странам Боснии и Герцеговине в сумме 125 млн долл. Не все долги выплачивались деньгами. Часть расчетов производили товарами, сырьем, технологиями или научными разработками.
К 2002 году РФ уже была должна 146 млрд долл. И зарубежные обязательства долгий период времени росли, вплоть до суммы в 0,5 трлн долл. После экономического кризиса в 2008 году внешний долг страны перестал увеличиваться, но уже через год темпы возросли и к 2012 году сумма задолженности достигла докризисного размера. Максимальную сумму долга Россия набрала к 2014 году, размер задолженности тогда превысил 0,7 трлн долл.
В связи с запретом предоставлять резидентам РФ кредиты сумма задолженности стала постепенно уменьшаться. С декабря 2014 до весны 2015 года Россия смогла выплатить 0,1 трлн долл. Общий долг снизился, но в стране произошел валютный кризис и резко обрушился курс рубля. В период моратория на кредитование за рубежом Россия сумела снизить внешний долг на 0,2 трлн долл., но при этом снизились и золотовалютные запасы страны.
Как выплачивался долг СССР
План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.
Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.
Кроме этого Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.
После таких изменений российская экономика оказалась не в состоянии выплачивать задолженность по указанному графику. Парижский и Лондонский клубы предоставляли отсрочки по выплатам очередных сумм, а в 1992 году РФ предложили пакет помощи от Европы на 24 млрд долл. Однако из этой суммы Россия получила только 13,6 млрд. Но кроме этого в пакет помощи входили и отсрочки по уплате задолженностей на сумму около 7 млрд долл. Поэтому почти 1/4 суммы фактически получена не была, а ушла на обслуживание текущих обязательств.
России удалось договориться с Парижским Клубом о предоставлении реструктуризации на 10 лет с пятилетним льготным периодом. По итогам соглашения Россия должна была выплатить 45% общей задолженности до 2020 года, а оставшиеся 55% — до 2115 года. Это при условии, что выплаты начнутся сразу после окончания льготного периода.
Лондонский Клуб также реструктуризировал выплаты долга. Льготный период по задолженности составлял 6 лет. Россия отдавала долги СССР некоторым странам не только деньгами, но и строительными, высокотехнологичными товарами и другими активами.
В 2017 году Россия вернула последнюю задолженность Советского Союза. Министерство финансов перечислило Боснии и Герцеговине 125 млн долл. за товары, которые Югославия давала еще Советскому Союзу. Этот платеж был совершен 8 августа 2017 года. РФ потребовалось 26 лет, чтобы закрыть «унаследованный» долг.
Внешняя задолженность РФ в 2019 году
С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.
В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.
Список финансовых активов превосходил в конце августа 2019 года задолженность РФ. По данным РБК наблюдались такие показатели:
На увеличение показателей повлияли два обстоятельства. Первое — из-за санкций и закрытия внешних рынков государству пришлось накапливать деньги для покрытия собственных расходов. Второе обстоятельство — кризис 1998 года вынудил Россию вести политику, когда краткосрочные займы оказались недоступными, и обслуживать их стало сложно.
Почему Россия так быстро рассчитывается с долгами
По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.
Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.
Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.
Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.
Внешний долг мировых держав, спрогнозированный МВФ
Для сравнения внешнего долга РФ с долгами других стран следует пояснить, что экономика каждой страны уникальна, как и методика ведения учета. Так, например, долг Японии на 2015 год достигал 250% годового ВВП, что означает, что все японцы могли бы 2,5 года работать только на исполнение внешних обязательств. Но при этом Япония один из главных кредиторов США.
А если бы все страны потребовали возврат своей дебиторской задолженности, еще неизвестно какое из государств оказалось бы в самом критичном положении. Поэтому, когда говорят о внешнем долге государства, всегда привязывают значение к показателю ВВП для наглядности и сопоставимости показателей.
Кроме реальных данных внешнего долга стран мира МВФ составляет еще и прогнозируемые показатели, которые приведены в процентах к годовому ВВП государства:
Страна | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Австралия | 38,74 | 36,12 | 34,18 | 32,24 |
Беларусь | 49,63 | 47,49 | 46,12 | 43,22 |
Канада | 81,16 | 78,68 | 74,41 | 74,26 |
Китай | 57,56 | 60,45 | 63,05 | 65,45 |
ЕС | 76,76 | 74,63 | 72,41 | 70,16 |
Россия | 19,95 | 20,01 | 20,14 | 20,35 |
Украина | 71,68 | 66,92 | 63,05 | 59,37 |
Великобритания | 85,18 | 84,52 | 83,62 | 82,51 |
США | 111,26 | 113,12 | 115,23 | 116,87 |
Япония | 232,29 | 231,43 | 230,71 | 229,65 |
Из приведенных прогнозируемых данных, которые составил МВФ видно, что Россия находится в одном из наиболее выгодных положений по сравнению с другими странами по внешнему долгу. Прогноз был составлен и опубликован еще в 2017 году по 185 странам, поэтому текущие показатели могут значительно отличаться от прогнозируемых, но для наглядности их достаточно.
Состояние долга России на сегодня
В таблице приведена структура внешнего госдолга России на 1 января 2021 года по официальным данным Минфина РФ:
Категория долга | млн долларов США |
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) | 56 478,0 |
Задолженность двусторонним кредиторам — не членами Парижского клуба | 349,5 |
Задолженность многосторонним кредиторам | 473,8 |
Долги по внешним облигационным займам | 38 257,7 |
внешний облигационный заем с погашением в разрезе по годам в: | |
2022 году | 2 000,0 |
2023 году | 3 000,0 |
2025 году | 2 148,1 |
2026 году | 3 000,0 |
2027 году | 920,6 |
2027 году | 2 404,6 |
2028 году | 2 499,9 |
2029 году | 3 000,0 |
2030 году | 2 250,1 |
2035 году | 4 000,0 |
2042 году | 3 000,0 |
2043 году | 1 500,0 |
2047 году | 7 000,0 |
Задолженность по ОВГВЗ | 2,7 |
Прочая задолженность | 22,6 |
Госгарантии РФ в инвалюте | 17 679,7 |
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ в состав внешнего госдолга России включены обязательства в инвалюте.
Посмотреть какой внешний долг у России в режиме реального времени можно по этой ссылке. Там видны данные только по общей задолженности, но и в пересчете на душу населения, на год и на текущий момент.
Комментарии: 20
Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:
Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований
Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований
Дата публикации: 20.10.2021
Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований (2011-2019)
Дата публикации: 02.12.2020
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по осуществлению заимствований на финансовых рынках
Дата публикации: 30.09.2021
О классификации субъектов Российской Федерации по группам долговой устойчивости
Дата публикации: 30.09.2021
Об определении состава субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, имеющих право осуществлять отбор финансовых организаций, оказывающих услуги по размещению облигаций, в порядке, установленном распоряжением Правительства Р.
Дата публикации: 20.05.2021
Письмо Минфина России
от 30.10.2020 № 04-06-08/95026
В дополнение к письму Минфина России от 10.08.2020 № 04-06-08/70006
Дата публикации: 30.10.2020
О классификации субъектов Российской Федерации по группам долговой устойчивости
Дата публикации: 01.10.2020
Письмо Минфина России
от 10.08.2020 № 04-06-08/70006
Письмо Минфина России от 10.08.2020 № 04-06-08/70006 финансовым органам субъектов Российской Федерации о реализации положений статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Дата публикации: 14.08.2020
О классификации субъектов Российской Федерации по группам долговой устойчивости
Дата публикации: 30.08.2019
Письмо Минфина России
от 06.06.2019 № 04-06-08/41428
Письмо Минфина России от 06.06.2019 № 04-06-08/41428 «Об эмиссии ценных бумагах на предъявителя»
Дата публикации: 06.06.2019
Дата публикации: 25.03.2019
Всемирный банк «рассекретил» суверенных должников России
Часть долгов перед Россией, как, например, долг Йемена, восходит к началу 1990-х годов, показывают данные ВБ.
Некоторые двусторонние долги перед Россией заморожены на одной и той же отметке уже много лет, следует из данных ВБ. Например, долг Афганистана ($849 млн) — с 2009 года, Камбоджи ($458 млн) — с 2007 года, Сирии ($525 млн) — с 2011 года. Судя по этой информации, Сирия перестала обслуживать долг перед Россией после начала в стране гражданской войны, которая до сих пор продолжается.
Россия с 1990-х годов реструктурировала часть советских долгов таким странам, как Вьетнам, Йемен, Куба, Индия. После распада СССР Российская Федерация заключила соглашения с 11 бывшими советскими республиками о принятии на себя ответственности за погашение внешнего долга Советского Союза в обмен на все бывшие активы СССР за рубежом, в том числе права требования по внешним долгам.
После 2019 года Россия продолжала выдавать новые госкредиты: в 2020 году она предоставила таких кредитов другим странам на 211 млрд руб., следует из данных Федерального казначейства. В 2021 году запланировано предоставление финансовых и экспортных госкредитов почти на 355 млрд руб. В сентябре 2020 года правительство утвердило новые правила предоставления двусторонних государственных кредитов. Одной из целей таких кредитов заявлено «формирование положительного имиджа Российской Федерации как ответственного международного кредитора и донора», одним из принципов — «экономическая и коммерческая целесообразность предоставления государственного кредита».
Внешний госдолг России
Внешний долг РФ – это размер общей задолженности государства и его резидентов (предприятий, организаций, банков, прочих субъектов хозяйствования) перед зарубежными кредиторами-нерезидентами. Он складывается из:
Внешние источники финансирования в разные годы использовались для реструктуризации имеющихся задолженностей, покрытия бюджетного дефицита, решения неотложных проблем (социальных, экологических и пр.), проведения экономических реформ, а также с иными целями.
Как появился внешний долг России
Наличие внешнего долга не является свидетельством экономических проблем в стране. В настоящее время в мире нет ни одного государства без госдолга: например, у США он варьируется в районе 22 трлн. долларов, а у России на 1.01.2020 г. – примерно 481,5 млрд. долларов США.
Для образования внешнего долга государству достаточно заключить внешнеторговую сделку и получить товар без предоплаты. Сразу после этого появится задолженность, которая исчезнет только после полного расчета с поставщиком.
В новейшей истории России ее внешний долг возник в 1991 году после распада Советского Союза. Российская Федерация согласилась взять на себя все финансовые обязательства бывших союзных республик в обмен на имевшиеся у них доли в зарубежных активах СССР.
По долгам бывшего СССР Российская Федерация окончательно рассчиталась в 2017 году, потратив на это в общей сложности 26 лет.
Структура внешнего долга РФ
Размер внешней задолженности формируется из целого ряда компонентов, доля которых в общей сумме финансовых обязательств может корректироваться как в краткосрочном, так и в долгосрочном обозрении. Основными из этих компонентов являются:
Итоговая сумма преимущественно складывается из обязательств центральных органов государственного управления, а также представителей корпоративного и банковского сектора.
Размер и динамика госдолга России на сегодняшний день
Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2011-2021 гг.)* млн. долл. США:
Дата | Всего | в т.ч. по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
---|---|---|
2021 год | ||
01.01.2021 | 56 702,9 | 17 596,6 |
01.02.2021 | 56 260,1 | 17 216,6 |
01.03.2021 | 56 629,3 | 17 573,9 |
01.04.2021 | 56 104,6 | 17 426,0 |
01.05.2021 | 56 517,7 | 17 710,6 |
01.06.2021 | 58 149,5 | 17 502,0 |
01.07.2021 | 58 542,2 | 18 077,1 |
01.08.2021 | 58 691,8 | 18 234,4 |
01.09.2021 | 58 530,1 | 18 124,4 |
2020 год | ||
01.01.2020 | 54 848,3 | 13 252,8 |
01.02.2020 | 54 731,8 | 13 188,1 |
01.03.2020 | 54 616,7 | 13 076,6 |
01.04.2020 | 54 068,4 | 12 874,1 |
01.05.2020 | 50 590,3 | 12 925,3 |
01.06.2020 | 50 963,8 | 13 257,8 |
01.07.2020 | 51 026,3 | 13 336,3 |
01.08.2020 | 51 625,7 | 13 806,0 |
01.09.2020 | 51 809,1 | 13 957,9 |
01.10.2020 | 50 364,9 | 13 773,7 |
01.11.2020 | 51 982,4 | 15 404,7 |
01.12.2020 | 54 880,1 | 15 886,9 |
2019 год | ||
01.01.2019 | 49 156,5 | 11 567,4 |
01.02.2019 | 47 683,7 | 11 597,5 |
01.03.2019 | 47 557,7 | 11 493,9 |
01.04.2019 | 51 067,2 | 11 539,2 |
01.05.2019 | 51 145,8 | 11 587,5 |
01.06.2019 | 51 261,4 | 11 732,3 |
01.07.2019 | 53 954,6 | 11 915,4 |
01.08.2019 | 53 828,0 | 11 851,2 |
01.09.2019 | 53 888,4 | 11 934,6 |
01.10.2019 | 53 625,5 | 12 053,6 |
01.11.2019 | 53 935,7 | 12 331,2 |
01.12.2019 | 54 164,4 | 12 583,2 |
2018 год | ||
01.01.2018 | 49 827,3 | 10 357,2 |
01.02.2018 | 50 519,5 | 11 023,5 |
01.03.2018 | 50 571,8 | 11 089,3 |
01.04.2018 | 51 393,2 | 10 936,5 |
01.05.2018 | 51 359,7 | 10 934,6 |
01.06.2018 | 51 114,7 | 10 759,3 |
01.07.2018 | 50 960,2 | 10 653,6 |
01.08.2018 | 47 331,5 | 10 492,7 |
01.09.2018 | 47 133,9 | 10 301,1 |
01.10.2018 | 47 084,2 | 10 528,2 |
01.11.2018 | 47 195,0 | 10 673,4 |
01.12.2018 | 47 148,1 | 10 651,0 |
2017 год | ||
01.01.2017 | 51 211,8 | 11 730,5 |
01.02.2017 | 51 217,2 | 11 726,3 |
01.03.2017 | 51 190,4 | 11 720,6 |
01.04.2017 | 50 558,6 | 11 720,6 |
01.05.2017 | 48 556,4 | 11 720,6 |
01.06.2017 | 48 552,6 | 11 720,4 |
01.07.2017 | 51 471,4 | 11 680,4 |
01.08.2017 | 51 286,0 | 11 673,4 |
01.09.2017 | 51 094,2 | 11 667,8 |
01.10.2017 | 51 230,0 | 11 667,8 |
01.11.2017 | 51 202,3 | 11 667,8 |
01.12.2017 | 51 172,4 | 11 667,8 |
2016 год | ||
01.01.2016 | 50 002,3 | 11 875,9 |
01.02.2016 | 49 995,5 | 11 875,9 |
01.03.2016 | 49 987,4 | 11 870,1 |
01.04.2016 | 49 363,2 | 11 870,1 |
01.05.2016 | 49 253,4 | 11 870,1 |
01.06.2016 | 50 946,5 | 11 868,5 |
01.07.2016 | 50 882,5 | 11 868,5 |
01.08.2016 | 50 871,5 | 11 861,6 |
01.09.2016 | 50 864,6 | 11 855,9 |
01.10.2016 | 51 475,7 | 11 855,9 |
01.11.2016 | 51 442,1 | 11 855,9 |
01.12.2016 | 51 271,3 | 11 733,3 |
2015 год | ||
01.01.2015 | 54 355,4 | 12 083,2 |
01.02.2015 | 54 305,5 | 12 070,3 |
01.03.2015 | 54 268,0 | 12 064,3 |
01.04.2015 | 53 481,4 | 12 064,2 |
01.05.2015 | 51 480,4 | 12 064,3 |
01.06.2015 | 51 453,7 | 12 062,8 |
01.07.2015 | 51 324,3 | 11 989,1 |
01.08.2015 | 51 289,8 | 11 983,7 |
01.09.2015 | 51 300,0 | 11 977,8 |
01.10.2015 | 50 226,4 | 11 977,8 |
01.11.2015 | 50 189,3 | 11 977,8 |
01.12.2015 | 50 128,6 | 11 976,3 |
2014 год | ||
01.01.2014 | 55 794,2 | 11 399,1 |
01.02.2014 | 55 750,9 | 11 399,0 |
01.03.2014 | 55 666,9 | 11 322,6 |
01.04.2014 | 54 881,5 | 11 322,6 |
01.05.2014 | 54 875,4 | 11 315,5 |
01.06.2014 | 54 810,3 | 11 313,9 |
01.07.2014 | 54 672,5 | 11 313,9 |
01.08.2014 | 54 604,6 | 11 310,4 |
01.09.2014 | 54 553,5 | 11 304,2 |
01.10.2014 | 53 746,4 | 11 304,0 |
01.11.2014 | 53 704,6 | 11 285,7 |
01.12.2014 | 53 972,2 | 11 604,1 |
2013 год | ||
01.01.2013 | 50 769,2 | 11 389,8 |
01.02.2013 | 50 644,6 | 11 308,8 |
01.03.2013 | 50 616,5 | 11 301,7 |
01.04.2013 | 49 803,9 | 11 301,1 |
01.05.2013 | 49 837,4 | 11 384,1 |
01.06.2013 | 49 645,5 | 11 269,5 |
01.07.2013 | 49 568,1 | 11 266,5 |
01.08.2013 | 49 550,6 | 11 270,5 |
01.09.2013 | 49 539,4 | 11 264,2 |
01.10.2013 | 55 778,8 | 11 264,7 |
01.11.2013 | 55 890,7 | 11 395,0 |
01.12.2013 | 55 834,6 | 11 394,9 |
2012 год | ||
01.01.2012 | 35 801,4 | 1 008,9 |
01.02.2012 | 35 776,5 | 1 004,7 |
01.03.2012 | 35 728,9 | 998,5 |
01.04.2012 | 34 819,9 | 1 017,0 |
01.05.2012 | 41 734,7 | 1 016,9 |
01.06.2012 | 41 639,3 | 1 015,8 |
01.07.2012 | 41 540,1 | 1 012,6 |
01.08.2012 | 41 323,2 | 980,5 |
01.09.2012 | 41 317,5 | 974,2 |
01.10.2012 | 40 544,8 | 970,7 |
01.11.2012 | 40 916,6 | 1 400,7 |
01.12.2012 | 40 872,9 | 1 400,7 |
2011 год | ||
01.01.2011 | 39 956,9 | 913,3 |
01.02.2011 | 39 798,6 | 824,2 |
01.03.2011 | 39 771,2 | 817,6 |
01.04.2011 | 38 836,9 | 816,1 |
01.05.2011 | 38 832,8 | 817,9 |
01.06.2011 | 37 010,0 | 816,5 |
01.07.2011 | 36 845,2 | 813,5 |
01.08.2011 | 36 777,8 | 795,8 |
01.09.2011 | 36 880,6 | 969,4 |
01.10.2011 | 36 002,0 | 966,0 |
01.11.2011 | 35 964,4 | 966,8 |
01.12.2011 | 35 838,1 | 965,6 |
* включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией
После распада СССР внешние обязательства России стали быстро увеличиваться. Это было обусловлено сложной экономической ситуацией в стране, что вынудило власти привлечь 8 кредитов Международного валютного фонда на общую сумму 22 млрд. долларов США.
Быстрое увеличение внешнего долга продолжалось еще несколько лет, и после финансового кризиса 1998 года Россия оказалась должна внешним кредиторам более 188 млрд. долларов.
Затем Российская Федерация начала постепенно погашать задолженность. После 2000 года Россия больше не привлекала кредиты от Международного валютного фонда, а к 2005 году полностью рассчиталась с этим финансовым институтом.
Еще спустя год РФ погасила долги перед Парижским клубом кредиторов, которому выплачивала деньги в том числе и для погашения обязательств, доставшихся в наследство от СССР.
На тот момент оставшаяся у России сумма внешних финансовых задолженностей составляла 53 млрд. долларов. Именно столько долгов она получила в 1991 году как правопреемница Советского Союза.
В дальнейшем страна успешно справлялась с обслуживанием внешнего долга, его динамика находилась в пределах общепринятых норм и не оказывала негативного влияния на экономику государства.
Максимального значения внешний долг России достиг в 2014 году, когда общая сумма международных обязательств страны превысила отметку в 700 млрд. долларов США.
После этого задолженность Российской Федерации перед зарубежными кредиторами стала снижаться. Этому во многом способствовал тот факт, что, ввиду наложенных на Россию санкций, возможность кредитования резидентов страны, Центробанка и правительства на международных финансовых рынках была резко ограничена.
Прогноз на будущее
По мнению многих экспертов и аналитиков, внешний долг России в обозримой перспективе будет снижаться. Это обусловлено следующими факторами:
Многие экономисты полагают, что в настоящее время Россия может примерно на 50% увеличить размер внешнего долга без угрозы для своей экономической безопасности и финансовой стабильности.