на каком месяце ребенок держит головку

На каком месяце ребенок держит головку

Ожидайте

Перезвоните мне

на каком месяце ребенок держит головку. Смотреть фото на каком месяце ребенок держит головку. Смотреть картинку на каком месяце ребенок держит головку. Картинка про на каком месяце ребенок держит головку. Фото на каком месяце ребенок держит головку

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

на каком месяце ребенок держит головку. Смотреть фото на каком месяце ребенок держит головку. Смотреть картинку на каком месяце ребенок держит головку. Картинка про на каком месяце ребенок держит головку. Фото на каком месяце ребенок держит головку

Аннотация: Появление в доме новорожденного у родителей вызывает множество вопросов, связанных с его развитием и уходом.

Статья:

Появление в доме новорожденного у родителей вызывает множество вопросов, связанных с его развитием и уходом. Поэтому и вопрос о том, как научить ребенка держать голову, волнует очень многих мам и пап. Они стараются узнать об этом как можно больше, чтобы помочь своему крохе укрепить мышцы маленького тельца.

В первые дни своего существования вне материнской утробы движения малыша вызваны рефлексами. Если не поддерживать его головку, она просто не сможет держаться самостоятельно и будет все время откидываться. Допускать этого нельзя, поэтому родители постоянно должны следить за работой мышц своей крохи до тех пор, пока он не научиться держать свою головку самостоятельно. В противном случае может произойти повреждение шейных позвонков, в результате чего появится патология. Например, это может быть искривление шеи.

Лежа на животе, учимся держать головку

Для того чтобы малыш учился сам держать голову, следует делать с ним упражнения, полезные для мышечной системы.

Не следует торопить ребенка. Очень важно быть терпеливыми и внимательными. Он нуждается в помощи родителей. Уже в двухнедельном возрасте ребенок будет пытаться самостоятельно поднимать голову, лежа на животе. Если вы заметите, что ваш ребенок уже в месячном возрасте легко удерживает голову без поддержки, это должно вас насторожить. Нужно посоветоваться с лечащим врачом, так как такое состояние не является нормальным. Возможно, у него повышенное внутричерепное давление.

Сам приподнимать голову в положении – лежа на животе, ребенок должен уметь уже в 6 недель. К 8-9 неделям новорожденные способны удерживать голову, находясь в вертикальном положении. При этом следует знать, длительное время в таком положении ребенок находиться не может, ввиду его еще слабых мышц.

Уверенно, находясь в вертикальном положении, малыш начитает держать головку к 4 месяцам. Находясь на животе, он сможет поднимать верхнюю часть туловища и голову. К полугоду ваш ребенок начнет поворачивать ее в разные стороны, наблюдая за своими любимыми игрушками или реагируя на звуки.

Упражнения

Для того чтобы малыш научился правильно держать головку, специалисты рекомендуют делать с ним определенные упражнения.

Малыша следует уложить на живот, а перед ним выставить яркие игрушки. С помощью ладони нужно осторожно приподнять головку малыша, чтобы он смог увидеть выставленные игрушки. На такое действие потребуется приблизительно около 5 секунд. После этого голову ребенка также осторожно опускают.

Когда вы убедитесь, что ребенок в состоянии удерживать голову, ладонь убирают, не забывая при этом подстраховать кроху. Первое и второе упражнения рекомендуется делать по 5 раз.

Как только малыш будет в состоянии сам держать головку, его нужно заинтересовать. Для этого его как можно чаще нужно укладывать его на животик, расставлять перед ним игрушки и разговаривать с ним. Не стоит забывать о том, что упражнения следует делать не ранее, чем через час после еды.

Ребенка укладывают животом на мяч. Ножки малыша должны располагаться к вам. Катайте его на мяче, удерживая самого ребенка за подмышечные области. Такое упражнение можно делать 10 раз.

Малыша укладывают спинкой на стол, а под его плечики и головку подставляют небольшую подушку. Поднимите малыша за плечи и удерживайте в таком положении несколько секунд. После этого нужно осторожно пустить его голову на подушку. Ребенок должен сам учиться приподнять головку вслед за плечиками. Упражнение можно делать 6-7 раз. Как только ребенок научиться сгибать руки в локтях, можно такое упражнение делать, используя его ручки.

Ребенок плохо держит голову

Если ваш малыш не научился хорошо держать голову к 5-6 месяцам, следует за консультацией обратиться к лечащему врачу. Это может быть связано с недостаточным количеством питательных веществ в организме ребенка или недоеданием. Также причиной может стать ослабленный тонус мышц, нарушение их функций, кривошея, послеродовая травма. Ребенок плохо держит голову из-за нерегулярного выкладывания его на живот. Это не дает ему возможности производить необходимые действия, развивая и укрепляя мышечную систему.

Для того чтобы научить держать голову малыша без поддержки специалисты рекомендуют родителям укреплять его мышцы шеи с помощью несложных упражнений, описанных выше. Заниматься со своим чадом следует регулярно, тогда не будет никаких проблем в его развитии.

Источник

Когда ребенок начинает держать голову?

время чтения 3 мин.

на каком месяце ребенок держит головку. Смотреть фото на каком месяце ребенок держит головку. Смотреть картинку на каком месяце ребенок держит головку. Картинка про на каком месяце ребенок держит головку. Фото на каком месяце ребенок держит головку

Развитие ребенка от хрупкого новорожденного до самостоятельного тоддлера — удивительный процесс физических изменений. Одно из них — это способность малыша держать голову без поддержки, и родители так радуются такому большому достижению ребенка. Из этой статьи вы узнаете, когда ребенок начинает держать голову, как вы можете помочь ему в этом и почему важно поддерживать голову новорожденного малыша.

Когда ребенок начинает держать голову

Когда вашему малышу исполнится 4 месяца, вы, скорее всего, заметите, что он, лежа на животе, приподнимается на локтях и держит голову. Это важный момент и большое достижение для вашего малыша. Ведь теперь он может с легкостью смотреть по сторонам! Не забывайте, что все дети разные: кто-то начинает держать головку раньше 4 месяцев, а кто-то позже.

Как ребенок тренирует мышцы, чтобы держать голову

В период между первым и третьим месяцем малыш постепенно развивает силу, нужную, чтобы удержать голову. Где-то в 2 месяца вы можете заметить, что ребенок, лежа на животе, приподнимает голову и сохраняет это положение несколько секунд. Во время таких коротких «упражнений» укрепляются мышцы задней поверхности шеи младенца. А следом окрепнут и передние мышцы шеи, что позволит ему держать шею и голову самостоятельно.

Как развивается ребенок, когда начинает держать голову

Когда малыш начинает держать голову, происходят и другие изменения:

Мышцы его животика становятся сильнее, и он, уже лежа на спине, сможет приподнять голову и грудь.

Окрепнут и ножки малыша, так как постепенно они будут распрямляться (из формы «колеса») и рефлекторные движения сменятся энергичными толчками

Он сможет перевернуться, а значит, вам нужно внимательно следить за малышом и всегда придерживать его рукой, когда он находится на высокой поверхности — например, на пеленальном столике.

Как можно помочь ребенку научиться держать голову

Как поддерживать голову новорожденного

В первые месяцы жизни ребенка держать и носить на руках его надо так, чтобы его головка не болталась из стороны в сторону или вперед-назад. Когда малыш в горизонтальном положении, его головка будет лежать у вас на руке как в колыбельке. А если в вертикальном, поддерживайте его головку и шею рукой. Со временем ребенок станет сам держать головку и вам не нужно будет ее поддерживать.

Когда можно перестать поддерживать голову малышу

К 4 месяцам младенцы обычно могут держать голову, отрывая грудь от поверхности и держась на локтях. Этот новый навык дает им больше свободы, ведь теперь малыш может смотреть по сторонам. Но несмотря на то, что вам уже нужно поддерживать его за головку, будьте аккуратны и не делайте резких и внезапных движений, когда поднимаете ребенка и носите его на руках.

Что делать, если ребенок не держит голову

Для малышей развиваться в разном темпе естественно: кто-то достигает определенных вех раньше, кто-то позже. Если малышу исполнилось 4 месяца и он еще не держит головку, проконсультируйтесь с педиатром. Старайтесь не волноваться без оснований и вместо этого запишитесь на прием к педиатру. Врач проследит динамику развития малыша и, если заметит какие-то проблемы, порекомендует подходящее решение.

Развитие ребенка — это увлекательный для родителей процесс, повод для радости и гордости. Момент, когда малыш в первый раз держит головку, — лишь одно из многих его достижений, свидетелем которых вам предстоит стать. Не успеешь оглянуться, как малыш начнет ползать, ходить, говорить, и не только! Конечно, в родительстве не все так увлекательно, как маленькие победы вашего крохи. Скорее всего, смена подгузников не будет вашим любимым делом, но вам точно будет приятно сэкономить на их покупке.

Источник

Во сколько месяцев ребенок держит голову

В первый раз взять новорожденного на руки страшно даже маме. Он такой крошечный и беспомощный. Кажется, ему так легко навредить неосторожным движением. Эти опасения бывают преувеличены, но они не совсем беспочвенны. Действительно, пока малыш не научится уверенно удерживать голову, обращаться с ним нужно крайне бережно и аккуратно.

Когда ребенок начинает держать голову

на каком месяце ребенок держит головку. Смотреть фото на каком месяце ребенок держит головку. Смотреть картинку на каком месяце ребенок держит головку. Картинка про на каком месяце ребенок держит головку. Фото на каком месяце ребенок держит головку

Нормы роста и развития младенцев индивидуальны. Сроки, в которые малыши начинают самостоятельно удерживать голову, в этом отношении не исключение. Они широко варьируются. Однако есть границы, значительное отставание от которых, как и их опережение, должно насторожить родителей.
В среднем, первые попытки приподнимать голову из положения лежа на животе, новорожденные начинают делать в две-три недели. Эти движения еще совсем слабенькие и длятся считаные секунды.

Это важно!

В 1 месяц – лежа на животе пытается поднимать у удерживать голову.
В 2 месяца – лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову.
В 3 месяца – а) лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову 1 минуту б) удерживает голову вертикально на руках у взрослого.

Полноценно поднять голову, лежа на животике, малыш сможет после полутора месяцев. Некоторые осваивают этот навык ближе к трем месяцам. Это тоже в пределах нормы. Сначала ребенку удается удерживать голову в течении нескольких секунд. Затем попытки становятся все более смелыми и продолжительными.
Также в возрасте около трех месяцев малыши пытаются удерживать голову в вертикальном положении. Но делают они это пока совсем неуверенно. Взрослые, беря ребенка на руки, все еще должны фиксировать его голову.
К четырем месяцам уже все здоровые дети могут держать голову и лежа на животе, и в вертикальном положении. И не только удерживать ее, но и поворачивать из стороны в сторону. Но месяцев до пяти – пока шейные мышцы крохи окончательно окрепнут – все же стоит продолжать его страховать.

Это важно!

Если до трех месяцев малыш даже не делает попыток поднимать голову – нужна консультация невролога.

Как можно держать новорожденного

на каком месяце ребенок держит головку. Смотреть фото на каком месяце ребенок держит головку. Смотреть картинку на каком месяце ребенок держит головку. Картинка про на каком месяце ребенок держит головку. Фото на каком месяце ребенок держит головку

Чтобы безопасно держать на руках малыша, который еще не может удерживать голову, есть несколько способов:

Как нельзя держать ребенка

на каком месяце ребенок держит головку. Смотреть фото на каком месяце ребенок держит головку. Смотреть картинку на каком месяце ребенок держит головку. Картинка про на каком месяце ребенок держит головку. Фото на каком месяце ребенок держит головку

Пока малыш не научится держать голову самостоятельно, родители не должны допускать следующих ошибок:

Источник

Нерво-психическое развитие детей первого года жизни

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Показатель1 месяц2 месяц3 месяц4 месяц5 месяц6 месяц
Зрительно-
ориентировочные реакции
Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкойФиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положенииУзнает матьОтличает чужих от близких
Слуховые
ориентировочные реакции
Вздрагивает при резком звуке и мигаетПрислушива- етсяОтчетливое слуховое сосредото- чениеПоворачивает голову на звукРазличает тон, с которым к нему обращаются
ЭмоцииПервая улыбкаУлыбается в ответ на речь взрослогоВ ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножекГромко смеется
Движения общиеПытается держать голову лежа на животеХорошо держит голову в (1-2 мин.) вертикальном положенииХорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног.Поворачивает- ся со спины на животСтоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивает- ся со спины на животПоворачива- ется с живота на спину. Подползает к игрушке.
Движения руки и действия с предметамиЗахватывает подвешенную игрушкуЧетко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенкаСвободно берет игрушки из разных положений
Подготовительные этапы развития речи. Понимание речиНачинает гулитьПродолжи-тельно гулитПродолжает долго гулитьПроизносит слоги «ма», «ба». Начало лепета

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

Показатели7 месяцев8 месяцев9 месяцев10 месяцев11 месяцев12 месяцев
Движения общиеХорошо ползаетСамостоя- тельно садится. Сидит. Самостоя- тельно встает у опоры и ходит, держась за нееХодит при поддержке за обе рукиВлезает на невысокую поверхность и слезает с нее.Самостоя-тельно стоит без опорыСамостоя-тельно ходит
Движения руки с предметами действияПостукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другуюДолго занимается игрушкамиОткрывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другойСтавит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки
Подготовитель- ные этапы развития речиПроизносит слоги многократно (лепечет)Громко, повторно произносит различные слогиПодражает слышимым слогам, которые имелись в его лепетеПодражает разным слогам взрослогоПроизносит первые слова обозначения: «мама», «ав-ав», «кис-кис»Произносит 8-10 слов
Понимание речиНа вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном местеПо просьбе взрослого делает «Ладушки», «До свидания»Знает свое имя. На вопрос «Где?» находит предмет и достает его из множества игрушекЗнает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослогоВыполняет элементар- ные требования взрослыхВыполняет элементарные требования взрослых. Увеличива- ется запас понимаемых слов
Навыки и умения в процессахПьет из чашки, которую держит взрослыйСам держит сухарик или корочку хлебаУмеет пить из чашки, слегка придерживая его руками.Пьет из чашкиПьет из чашкиСам берет чашку и пьет из нее

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

Источник

Детский церебральный паралич: ранняя диагностика и восстановительное лечение

Статья посвящена проблемам ранней диагностики и восстановительного лечения детского церебрального паралича (ДЦП). Приведены результаты исследований, свидетельствующие о высокой эффективности полипептидного стимулятора в комплексной реабилитации ДЦП, ввиду

The article describes the issues of early diagnostics and medical rehabilitation of infantile cerebral palsy (ICP). The study results which indicate high efficiency of polypeptide stimulator in ICP complex rehabilitation were presented. For it combines nootropic, neurotrophic, neuroprotective, reparative and anti-convulsion effects.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде или вследствие аномалии его развития и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психоречевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекции [1–3].

Распространенность ДЦП в России составляет 1,6–6 на 1000 доношенных детей, 9–40 на 1000 недоношенных [3].

Неблагоприятные факторы, имеющие отношение к происхождению ДЦП: осложненный соматический и гинекологический анамнез у матери, патология беременности, перинатальные поражения нервной системы — гипоксическое, инфекционное, токсико-метаболическое, асфиксия в родах, родовая травма, дисгенезии мозга [2–4].

Классификации ДЦП

Согласно Международной статистической классификации МКБ-10 выделяются:

Клиническая классификация профессора К. А. Семеновой (1972) включает следующие формы ДЦП: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма, смешанные формы [2].

Европейская клиническая классификация ДЦП (SCPE, 2000) выделяет [3]:

Частота форм ДЦП: спастическая диплегия — 69,3%, гемипаретическая форма — 16,3%, атонически-астатическая форма — 9,2%, гиперкинетическая форма — 3,3%, двойная гемиплегия — 1,9% [2].

Ранними проявлениями ДЦП являются: задержка двигательного и психоречевого развития, отсутствие или задержка редукции врожденных и тонических рефлексов, а также задержка формирования установочных рефлексов, нарушения мышечного тонуса, повышение сухожильных рефлексов, появление патологических установок и синкинезий [5].

Ранняя клинико-неврологическая диагностика ДЦП во многом основана на знании врачом последовательности формирования этапов нервно-психического развития ребенка первого года [1]: 1 месяц — ребенок пытается удерживать голову, фиксировать взгляд, выражены врожденные рефлексы; 2 месяца — кратко­временно удерживает голову на животе и в вертикальном положении, фиксирует взор, гулит, физиологическая астазия-абазия; 3 месяца — держит голову, прослеживает за предметом, ослабевает хватательный рефлекс, и пытается произвольно удерживать вложенную игрушку, на животе опирается на предплечья; 4 месяца — поворачивает голову в направлении звука, тянется и берет игрушку, поворачивается на бок, присаживается и сидит с поддержкой за руки, произносит гласные звуки; 5 и 6 месяцев — сидит с поддержкой за одну руку или кратковременно самостоятельно, поворачивается со спины на бок и живот, различает знакомые лица, появляются первые слоги; 7 и 8 месяцев — сидит самостоятельно, встает на четвереньки, пытается кратковременно стоять у опоры; 9 и 10 месяцев — встает на колени с поддержкой, стоит и пытается передвигаться у опоры, кратковременно стоит самостоятельно, говорит первые слова; 11 и 12 месяцев — ходит с поддержкой за одну ручку и пытается ходить самостоятельно, выполняет простые инструкции, говорит несколько слов, пытается самостоятельно есть ложкой. Оценка степени задержки моторного и психоречевого развития: до 3 месяцев — легкая, 3–6 месяцев — среднетяжелая, более 6 месяцев — тяжелая. Корректирующие коэффициенты при недоношенности: до 1 года — добавляется срок недоношенности в месяцах, с 1 года до 2 лет — половина срока недоношенности в месяцах [5].

Для двигательного развития здорового ребенка характерна определенная последовательность, которая проявляется угасанием безусловных рефлексов, формированием установочных (выпрямляющих) рефлексов, совершенствованием реакций равновесия [5, 6].

Одним из ранних признаков ДЦП является нарушение своевременной редукции (в 2 месяца у доношенных детей, в 3–4 месяца — у недоношенных) безусловных рефлексов — ладонно-ротового, хоботкового, Моро, рефлекса опоры и автоматической походки, позотонических реакций (лабиринтного, а также шейных тонических — асимметричного и симметричного — рефлексов). По мере угасания безусловных рефлексов, уже с первого месяца жизни, формируются установочные рефлексы (лабиринтный установочный, цепные шейные установочные и др.), которые обеспечивают повороты и выпрямление туловища, и совершенствуются до 10–15 месяцев [1, 2, 6]. У больных ДЦП тонические рефлексы могут сохраняться пожизненно, что тормозит формирование установочных рефлексов, произвольной двигательной активности, реакций равновесия и приводит к развитию патологического позного стереотипа [5, 6].

Нарушение мышечного тонуса является одним из ранних признаков формирующегося ДЦП [1, 2, 6]. Сохраняющийся после 4 месяцев гипертонус мышц, асимметричная поза наблюдаются при последствиях перинатальных поражений центральной нервной системы (ЦНС), угрозе ДЦП (его спастических форм). Поза «распластанной лягушки» отмечается при диффузной мышечной гипотонии у недоношенных детей, при наследственных заболеваниях, перинатальных поражениях ЦНС, угрозе атонически-астатической формы ДЦП [1, 2, 5].

Таким образом, ранняя диагностика ДЦП может и должна проводиться уже на первом году жизни ребенка, что позволяет существенно снизить риск развития осложнений ДЦП и степень инвалидизации больного.

Клинические формы детского церебрального паралича

При спастической диплегии в анамнезе часто встречается недоношенность (67%), в клинической картине отмечается тетрапарез (нижние конечности поражены в большей степени, чем верхние), резко повышен тонус мышц конечностей, тела, языка, высокие сухожильные рефлексы, усилены тонические рефлексы, наблюдаются патологические установки и деформации конечностей, формируется спастическая походка с перекрестом, при этом ходят самостоятельно только половина больных, с опорой — 30%, остальные передвигаются в коляске. Характерны нарушения речи в виде спастической дизартрии, патология зрения у 70% больных (аномалии рефракции, атрофия зрительного нерва, косоглазие) [1, 2, 5]. Гемипаретическая форма часто обусловлена родовой травмой, в клинике отмечается спастический гемипарез, при этом верхняя конечность страдает больше, чем нижняя, наблюдаются укорочения и гипотрофии пораженных конечностей, гемипаретическая походка, поза Вернике–Манна с сгибанием руки и разгибанием ноги («рука просит, нога косит»), деформации стоп и контрактуры с одной стороны, высока частота симптоматической эпилепсии (около 35% случаев) [1, 2]. Гиперкинетическая форма часто является исходом билирубиновой энцефалопатии, ввиду ядерной желтухи, которая развивается у доношенных новорожденных при уровне билирубина в крови 428–496 мкмоль/л, у недоношенных — при 171–205 мкмоль/л. Характерны насильственные непроизвольные движения (гиперкинезы) конечностей и туловища, которые усиливаются при волнении и исчезают во сне. Гиперкинезы появляются сначала в языке (в возрасте 3–6 месяцев), далее распространяются на лицо, а затем к 2–6 годам — на туловище и конечности. Отмечаются нарушения мышечного тонуса по типу дистонии, часты вегетативные расстройства, гиперкинетическая дизартрия, нейросенсорная тугоухость (у 30–50%) [1, 2, 5]. Атонически-астатическая форма характеризуется низким тонусом мышц, нарушением координации движений и равновесия, а также избыточным объемом движений в суставах конечностей. Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, проявляющаяся грубыми нарушениями моторики, повышением мышечного тонуса, сухожильных рефлексов, тяжелыми нарушениями речи, психическим развитием детей на уровне умственной отсталости [1, 2, 7].

Наиболее значимые осложнения ДЦП: ортопедо-хирургические нарушения (дисплазия тазобедренных суставов, деформации стоп — эквинусная, вальгусная, варусная, контрактуры суставов конечностей), речевые и когнитивные расстройства в виде задержки психоречевого развития или умственной отсталости (более чем у 60%), эписиндром (у 35%), нарушения поведения, невротические расстройства (у 65% пациентов), синдром вегетативной дисфункции (более чем у 70%), астенический синдром (более чем у 85%) [1, 2, 7, 8].

Реабилитация ДЦП

Ведущими принципами реабилитации ДЦП являются: раннее начало, комплексный мультидисциплинарный подход, дифференцированный характер, непрерывность, длительность, этапность, преемственность. Восстановительное лечение больного ДЦП должно проводиться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и включать следующие направления [2, 4–8]:

Медикаментозная терапия при ДЦП включает [4, 5, 7]:

Одним из комплексных препаратов, который нашел активное применение в нейрореабилитации, является Кортексин (МНН — полипептиды коры головного мозга скота) [7–9]. Кортексин принадлежит к фармакологической группе 9.7 («Ноотропы (нейрометаболические стимуляторы)»). По АТХ-системе (анатомо-терапевтически-химической) классификации препарат относится к рубрике N06 BX («Другие психостимуляторы и ноотропные препараты»). Кортексин — инновационный препарат, его субстанция и лекарственные формы защищены патентами РФ (РФ № 2104702б 2275924б 2195297) и других стран [7–9]. Кортексин содержит не только нейропептидные субстанции, но и 20 аминокислот, ряд витаминов и минеральных веществ, что объясняет его высокую нейрохимическую активность в регуляции процессов нейроклеточной динамики и апоптоза, обеспечивающих механизмы нейропротекции. Кортексин выпускается в виде лиофилизата во флаконах по 10 мг и 5 мг (Кортексин для детей). Содержимое флакона перед инъекцией растворяют в 1,0–2,0 мл 0,5%-го раствора новокаина, воды для инъекций или изотонического раствора хлорида натрия. Препарат назначают внутримышечно, детям с массой тела до 20 кг — в дозе 0,5 мг/кг, а с массой тела более 20 кг — в дозе 10 мг. Продолжительность курса составляет 10–20 дней.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о высокой эффективности Кортексина в комплексной реабилитации детей с заболеваниями нервной системы, в том числе при перинатальных поражениях нервной системы и ДЦП, что обусловлено его непосредственным влиянием на метаболизм нервных клеток, нормализацией мозгового и системного кровообращения, снижением проявлений судорожного синдрома [7–10]. Кортексин включен в клинические рекомендации [4] и стандарты оказания медицинской помощи при ДЦП (Приказ МЗ РФ от 16.06.15 г. № 349н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при детском церебральном параличе»).

Накоплен значительный положительный опыт применения Кортексина в остром периоде перинатальной церебральной патологии, при этом выявлено, что использование его в комплексной терапии критических состояний у детей сокращает длительность интенсивной терапии и сроки пребывания больных в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии, средний срок стационарного лечения и этап первичной неврологической реабилитации, что существенно улучшает прогноз восстановления двигательных и когнитивных функций, а также неврологического статуса пациента в целом [9–11]. Анализ результатов применения Кортексина в реабилитации детей первых лет жизни с последствиями перинатального поражения ЦНС свидетельствует о значительном улучшении двигательных и когнитивных функций, а также предречевого и речевого развития [11–13].

При изучении эффективности восстановительного лечения с использованием Кортексина у 67 детей в возрасте от 3 месяцев до 3 лет с нарушениями развития психоневрологических функций перинатального генеза отмечалось достоверно более интенсивное формирование функций зрительного, слухового восприятия, импрессивной речи, коммуникативных функций, чем при лечении без Кортексина [11].

Клиническое и психологическое обследование 96 пациентов в возрасте 1–15 лет с церебральной патологией различного генеза (в том числе перинатального поражения ЦНС), при использовании в комплексном лечении Кортексина, выявило у 70,2% пациентов хороший клинический эффект в виде улучшения самочувствия, повышения успеваемости в школе, улучшения интегративных функций мозга, удовлетворительный результат достигнут у 22,4%, а в контрольной группе удовлетворительные и «без изменений» результаты отмечались в 2 раза чаще [12]. Отмечено достоверное улучшение функции внимания по данным корректурной пробы, положительные изменения на электроэнцефалографии (у больных, получавших Кортексин, показатели улучшились в 76% случаев, а в контрольной — только в 50%) [12]. Исследователями также было выявлено отчетливое снижение содержания КФК-ВВ, степень накопления которой служит показателем патологического состояния ЦНС, под влиянием лечения Кортексином, у 62,2% обследованных, что было достоверно ниже, чем при традиционном лечении, и позволило сделать предположение о нейропротекторном действии препарата, который способствует метаболической поддержке пострадавшего нейрона и восстановлению нарушенных функций головного мозга [12].

При обследовании 135 детей (в возрасте от 1 месяца до 5 лет) с последствиями перинатального поражения ЦНС наблюдалась выраженная положительная нейрофизиологическая динамика на фоне использования Кортексина, при этом в результате 5-летнего лечения с его применением полная компенсация двигательных и когнитивных нарушений отмечалась у 74%, а без него — всего у 9,6% пациентов [13].

Проведение сравнительного изучения влияния Кортексина в сочетании с кинезотерапией на нарушенные двигательные и когнитивные функции у 118 пациентов с ДЦП в возрасте от 1 года до 18 лет (при этом 73 больным основной группы была проведена реабилитация методом кинезотерапии в комплексе с лечением Кортексином, 45 больным контрольной группы — только кинезотерапия) выявило существенное положительное влияние Кортексина к концу двухмесячного курса лечения, проявлявшееся как в улучшении двигательных возможностей, так и показателей когнитивной деятельности (слухоречевая память, внимание, предметная деятельность) [14].

В ходе наблюдения 25 детей с ДЦП в возрасте 6–15 лет было показано, что на фоне применения Кортексина (5 курсов по 10 инъекций с интервалами по 3 месяца) значительно увеличился объем двигательной активности, набор моторных навыков, улучшалась зрительно-моторная координация, нормализовался цикл «сон–бодрствование», улучшался эмоциональный фон, уменьшались нарушения со стороны артикуляционного аппарата. Выявлен кумулятивный эффект препарата: при повторных курсах терапии его положительное влияние сохранялось на протяжении от 6 до 18 месяцев [15].

При обследовании 22 больных ДЦП в возрасте 11–18 лет в процессе комплексной реабилитации с 20-дневным применением Кортексина (курсовая доза 200 мг) было отмечено значительное улучшение самочувствия, поведения, коммуникабельности и интегративных функций у 62,1% пациентов, умеренное улучшение в виде снижения выраженности субъективных проявлений — у 33,3% обследованных [16].

Показан высокий результат лечения речевых расстройств при ДЦП Кортексином в сочетании с рефлексотерапией [17]. В амбулаторных условиях лечение получили 78 детей с ДЦП в возрасте от 2 до 7 лет с атонически-астатической и спастической формами заболевания. Для лечения применили курсы микротоковой рефлексотерапии (МТРТ) по авторской методике в сочетании с курсом Кортексина. Анализ результатов комплексного лечения с сочетанием МТРТ и Кортексина показал его высокую эффективность в восстановлении речевых функций у детей с ДЦП по отношению к пациентам группы сравнения [17].

Одной из актуальных проблем лечения ДЦП, особенно гемипаретической формы, является наличие сопутствующей эпилепсии, которая нередко протекает на фоне нарушения когнитивных функций, когда наряду с базовой антиконвульсантной терапией присутствует необходимость назначения препарата, обладающего церебропротективным и нейротропным действием, а также не вызывающего повышения судорожной активности [18–20]. Исследование эффективности применения Кортексина у детей с эпилепсией показало, что после курса лечения препаратом ни у одного пациента не произошло рецидива эпилептических приступов, у 40–50% детей улучшились показатели памяти, внимания, отмечена положительная динамика психомоторного и речевого развития [18].

При изучении эффективности Кортексина у детей, страдающих генерализованной эпилепсией (обследован 21 ребенок в возрасте 10–11 лет), было выявлено, что ни у одного пациента не произошло рецидива эпиприступов, при этом улучшение памяти и положительная динамика в психоречевом развитии отмечались у 70% пациентов [19]. Отмечены особые условия назначения Кортексина в качестве средства ноотропной терапии у больных с эпилепсией: стойкая ремиссия, а также у пациентов с сохраняющимися приступами, но в период после второго месяца с момента последней смены противоэпилептической терапии [20].

Таким образом, комплексный эффект и широкий спектр клинического применения Кортексина при перинатальных поражениях нервной системы и ДЦП обусловлен сочетанием ноотропного, нейротрофического, нейропротекторного, репаративного и антиконвульсивного эффектов, а также его антиоксидантного, метаболического и антистрессорного действия. Представленные результаты подтверждают высокую терапевтическую эффективность препарата Кортексин в комплексной реабилитации при различных заболеваниях центральной нервной системы у детей.

Ранняя диагностика и комплексное восстановительное лечение способствуют повышению эффективности реабилитационных мероприятий, снижению инвалидизации и повышению социальной адаптации детей с церебральным параличом.

Литература

С. А. Немкова, доктор медицинских наук, профессор

ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова МЗ РФ, Москва

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *