на каком месяце ребенок должен переворачиваться с живота на спину
Когда ребенок начинает переворачиваться
Если кратко, то ребенок начинает переворачиваться:
При данных условиях он должен переворачиваться самостоятельно!
Если этого не происходит вовремя, то у малыша есть проблемы с мышцами спины, даже если невролог этого и не видит. Если не переворачивается, значит не может. Природа так сделала, что ребенок всегда хочет развиваться и умственно, и физически. Нет никаких индивидуальных особенностей малыша, если он задерживается в поворотах. Есть проблема, эту проблему надо найти и устранить. Тут требуется профессиональная помощь и работа с реальной причиной, вызывающей данные осложнения.
Когда малыш переворачивается
Повороты начинаются не в 4 месяца, а раньше. Это происходит с умения брать игрушку, что наблюдается уже в возрасте 3 месяцев, когда ребенок, лежа на спине, во время “комплекса оживления”, случайно наталкивается на низко висящую над его грудью игрушку и захватывает ее.
Видите, что движет ребенком? Познание мира движет им. Вот его индивидуальная особенность. Желание достать игрушку помогает ему овладеть движениями, при помощи которых он самостоятельно изменяет положение и начинает передвигаться. Если малыш этого не делает, значит связи в головном мозгу будут образовываться позднее, чем у детей без проблем.
Работать над проблемными участками мышц нужно с самого рождения!
Врач-миолог Никонов Николай Борисович разработал уникальную схему воздействия на мышцы методом Никонова, представляющую собой комплекс мануальных приемов. Специалист работает над реальной причиной, вызвавшей отек мышц. В результате, возвращается их эластичность и проходит боль. Ваш ребенок развивается и в будущем его не будет отвлекать от учебы боль и дискомфорт. Задать вопрос специалисту можно через форму, расположенную немного ниже.
Двигательное развитие ребенка от 0 до 6 месяцев
Особенности двигательного развития ребенка от 0 до 6 месяцев, а также полезные советы родителям
В первый месяц жизни ребенок двигательно малоактивен, он лежит большую часть времени в той позе, в которую его положили, у него отмечается физиологическое повышение мышечного тонуса сгибателей рук и ног, он не может удерживать голову, когда взрослый берет его на руки.
В возрасте до 1-2 месяцев движения рук и ног ребенка носят хаотичный характер. Лишь к 1-1,5 месяцам малыш начинает удерживать голову. К 2-3 месяцам ребенок уже способен удержать голову по средней линии, лежа на спине, может сложить ручки к средней линии туловища и поднести их ко рту, сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку. В этом же возрасте ребенок раскрывает кулачок, если к нему прикасаются игрушкой, уже способен в течение некоторого времени удержать в ручке вложенную в нее игрушку, рассматривает свои ручки, может самостоятельно повернуться со спины на бочок, лежа на животе – хорошо удерживать равновесие (не падает на спинку и живот).
К 3 месяцам малыш тянется к увиденному предмету, захватывает и удерживает игрушку, удобную для захвата одной ручкой, тянет предмет, находящийся в ручке, в рот. В 3 месяца ребенок, лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти – на уровне или впереди плеч).
С 4 до 6 месяцев у ребенка начинают появляться первые целенаправленные движения, перемещения тела в пространстве, такие как перевороты со спины на живот и с живота на спину.
Кроме того, ребенок уже лучше контролирует положение головы, туловища и конечностей в пространстве, что позволяет ему более длительно удерживать принятую позу, а также более свободно манипулировать предметами или игрушками. Обычно, ребенок сначала учится переворачиваться со спины на живот, это происходит в возрасте 4–6 месяцев. Некоторые дети к 6 месяцам уже могут переворачиваться и с живота на спину, но большинство детей начинает это делать после 7 месяцев.
После 3 месяцев малыш «раскрывает» кисть, тянется к увиденному предмету, захватывает его как одной, так и двумя руками, тянет его в рот. Изучает игрушку, водя по ней пальчиками, перекладывает ее из руки в руку. К 5–6 месяцам ребенок захватывает предметы с противопоставлением большого пальца всем остальным.
В 4,5–6 месяцев ребенок может, лежа на животе, опираться на вытянутые ручки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен); опираясь на предплечье одной руки, тянуться к предмету другой рукой. Часть детей к 5,5–6 месяцам, лежа на животе, поворачивается по кругу, а некоторые уже могут проползти небольшое расстояние на животе. Он может подтягивать к животу ножки, поднимать их, трогать свои колени руками (в 4–5,5месяцев), а когда взрослый тянет за ручки, пытается присесть. Многие дети могут в течение нескольких секунд удерживать положение сидя, если их посадить.
Родителям и медицинским работникам следует обращать особое внимание на слуховые реакции ребенка, если имеется хотя бы один из факторов риска по патологии слуха, или если у ребенка отсутствуют следующие реакции:
Правила безопасности для родителей грудничка
Синдром внезапной младенческой смерти занимает третье место в мире среди гибели детей.
Когда мама спит в одной кровати с ребенком, чаще его положение в кровати на боку или на животе. А эти два положения как раз и приводят к синдрому внезапной младенческой смерти. Мама уснула, прижала ребенка к груди или же он перевернулся на живот. В таких позах у ребенка останавливается дыхание и он умирает. Сигналы из головного мозга у детей в грудном возрасте еще не сформированы, как у взрослых. Когда взрослым не хватает во сне кислорода, они просыпаются и вдыхают полной грудью. Недостаток кислорода у детей мозг не ощущает.
Единственная правильная поза для грудного ребенка — это сон на спине, когда нет затруднения для дыхания ртом.
До 6 месяцев ребенок должен находиться в комнате только с родителями или в комнате с ним должна быть няня или бабушка. Один в комнате ребенок находится не должен.
До 1 года ребенок должен спать на спине. Малыш не может спать на боку. С бочка ребенок может перевернуться на живот, упасть лицом, носом и ртом в постель и задохнуться. До 1,5-2 месяцев ребенок не держит голову и это для него смертельно опасно.
В кроватке ребенка необходимо использовать жесткий матрац, накрытый пеленкой.
До 6 месяцев ребенка нельзя укрывать одеялом, потому что во время движения он может набросить одеяло на себя и задохнуться.
До 6 месяцев у ребенка не должно быть подушки. Ребенок во сне спит, закинув руки за голову. В этот момент разными движениями он может эту подушку выдернуть, забросить на себя и задохнуться.
Также в кроватке ребенка не должно быть никаких мягких игрушек. Игрушка может упасть на ребенка и он может задохнуться.
В кроватке использовать бампер — тканевая прокладка, которая кладется перед прутьями по внутренней поверхности кроватки. Бампер не должен закрывать всю высоту кроватки. Вы не будете видеть малыша.
Расстояние между прутьями кровати должна быть не более 6 см, чтобы голова ребенка не оказалась снаружи, и чтобы он не мог задохнуться.
Синдром внезапной детской смертности (СВДС)
Ежегодно около 3500 малышей во всем мире погибают во сне. К сожалению, в последние годы заметна тенденция к увеличению печальной статистики. 90% детей гибнут до 6-месячного возраста, а пик приходится на возраст 1 – 4 месяца. Мы призываем молодых родителей придерживаться принципов безопасного сна:
«Мягкая» опасность состоит в том, что многие родители думают, что совместный сон с ребёнком и использование мягкого матраса не несут в себе никакой угрозы, но это далеко не так!
Дети утопают в мягкой поверхности матраса, а при совместном сне ребёнок может провалиться между взрослым и подушками, поэтому малыши никогда не должны спать с другим человеком! Важно помнить, что дети в раннем возрасте не могут самостоятельно переворачиваться. Только к 4 месяцам ребёнок начинает переворачиваться со спины на животик самостоятельно. Угроза именно в том, что спящая мама может «подмять» под себя малыша, он оказывается «под лавиной» и задыхается…
Американский неонатолог Майкл Х. Гудстейн напоминает родителям об «Азбуке Безопасного Сна»:
А – ребёнок должен спать один
Б – ребёнок должен спать на спине
С – детская кроватка или люлька должна быть с твёрдым матрасом и без излишеств (объёмных пологов или рюшей).
Также опасно, когда мама засыпает во время кормления ребёнка – такая ситуация несёт в себе множественные риски. Неплохо будет, если мама приобретёт специальное кресло для кормления, в котором удобно кормить ребенка и есть возможность расслабиться около кроватки малыша.
Если малыша пеленают, очень важно размещать его на спине во время сна, потому что, оказавшись на животе, он не сможет самостоятельно перевернуться и защитить себя от удушья. Кроме того, родителям советуем не терять бдительности вне дома, в том числе при размещении ребёнка в коляске и автокресле вместо кроватки или люльки. Людям, обеспечивающим уход за малышами, необходим более высокий уровень подготовки по данной теме. Например, некоторые няни, ухаживающие за малышами, считают, что долгоспящий ребёнок – это хорошо, но это заблуждение. На самом деле, это может быть признаком гипоксии и тогда надо пройти обследование у невролога. Доктор Гудстейн считает, что новорождённые дети, особенно если они находятся на грудном вскармливании, могут просыпаться несколько раз за ночь и это нормально.
Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.