на каком месяце ребенок переворачивается с живота на спину
Синдром внезапной детской смертности (СВДС)
Ежегодно около 3500 малышей во всем мире погибают во сне. К сожалению, в последние годы заметна тенденция к увеличению печальной статистики. 90% детей гибнут до 6-месячного возраста, а пик приходится на возраст 1 – 4 месяца. Мы призываем молодых родителей придерживаться принципов безопасного сна:
«Мягкая» опасность состоит в том, что многие родители думают, что совместный сон с ребёнком и использование мягкого матраса не несут в себе никакой угрозы, но это далеко не так!
Дети утопают в мягкой поверхности матраса, а при совместном сне ребёнок может провалиться между взрослым и подушками, поэтому малыши никогда не должны спать с другим человеком! Важно помнить, что дети в раннем возрасте не могут самостоятельно переворачиваться. Только к 4 месяцам ребёнок начинает переворачиваться со спины на животик самостоятельно. Угроза именно в том, что спящая мама может «подмять» под себя малыша, он оказывается «под лавиной» и задыхается…
Американский неонатолог Майкл Х. Гудстейн напоминает родителям об «Азбуке Безопасного Сна»:
А – ребёнок должен спать один
Б – ребёнок должен спать на спине
С – детская кроватка или люлька должна быть с твёрдым матрасом и без излишеств (объёмных пологов или рюшей).
Также опасно, когда мама засыпает во время кормления ребёнка – такая ситуация несёт в себе множественные риски. Неплохо будет, если мама приобретёт специальное кресло для кормления, в котором удобно кормить ребенка и есть возможность расслабиться около кроватки малыша.
Если малыша пеленают, очень важно размещать его на спине во время сна, потому что, оказавшись на животе, он не сможет самостоятельно перевернуться и защитить себя от удушья. Кроме того, родителям советуем не терять бдительности вне дома, в том числе при размещении ребёнка в коляске и автокресле вместо кроватки или люльки. Людям, обеспечивающим уход за малышами, необходим более высокий уровень подготовки по данной теме. Например, некоторые няни, ухаживающие за малышами, считают, что долгоспящий ребёнок – это хорошо, но это заблуждение. На самом деле, это может быть признаком гипоксии и тогда надо пройти обследование у невролога. Доктор Гудстейн считает, что новорождённые дети, особенно если они находятся на грудном вскармливании, могут просыпаться несколько раз за ночь и это нормально.
Когда ребенок начинает переворачиваться
Если кратко, то ребенок начинает переворачиваться:
При данных условиях он должен переворачиваться самостоятельно!
Если этого не происходит вовремя, то у малыша есть проблемы с мышцами спины, даже если невролог этого и не видит. Если не переворачивается, значит не может. Природа так сделала, что ребенок всегда хочет развиваться и умственно, и физически. Нет никаких индивидуальных особенностей малыша, если он задерживается в поворотах. Есть проблема, эту проблему надо найти и устранить. Тут требуется профессиональная помощь и работа с реальной причиной, вызывающей данные осложнения.
Когда малыш переворачивается
Повороты начинаются не в 4 месяца, а раньше. Это происходит с умения брать игрушку, что наблюдается уже в возрасте 3 месяцев, когда ребенок, лежа на спине, во время “комплекса оживления”, случайно наталкивается на низко висящую над его грудью игрушку и захватывает ее.
Видите, что движет ребенком? Познание мира движет им. Вот его индивидуальная особенность. Желание достать игрушку помогает ему овладеть движениями, при помощи которых он самостоятельно изменяет положение и начинает передвигаться. Если малыш этого не делает, значит связи в головном мозгу будут образовываться позднее, чем у детей без проблем.
Работать над проблемными участками мышц нужно с самого рождения!
Врач-миолог Никонов Николай Борисович разработал уникальную схему воздействия на мышцы методом Никонова, представляющую собой комплекс мануальных приемов. Специалист работает над реальной причиной, вызвавшей отек мышц. В результате, возвращается их эластичность и проходит боль. Ваш ребенок развивается и в будущем его не будет отвлекать от учебы боль и дискомфорт. Задать вопрос специалисту можно через форму, расположенную немного ниже.
Когда дети начинают переворачиваться и как научить ребенка переворачиваться
время чтения 3 мин.
Прошло всего несколько месяцев с момента, когда вы впервые увидели своего кроху, а он уже успел так измениться! На ваших глазах с каждым днем он становится все подвижнее, а его реакции все осознаннее. Одна из вех в раннем развитии – это когда ребенок начинает переворачиваться. А то ли еще вас ждет потом, скоро за малышом нужен будет глаз да глаз.
Из этой статьи вы узнаете, во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться и как научить ребенка переворачиваться через игру.
Во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться?
Все дети развиваются в индивидуальном темпе. В какой-то момент вы можете заметить, что ребенок раскачивается на животе, отталкивается ножками и двигает ручками, как будто плавает. Это может произойти где-то в 5 месяцев, а может раньше или позже. Развитие этих моторных навыков необходимо, чтобы в итоге малыш мог перевернуться.
В возрасте около 7 месяцев ребенок может научиться переворачиваться в оба направления – с живота на спину и обратно. Обычно у малышей сначала получается перевернуться с живота на спину.
Не забывайте, что дети начинают переворачиваться в разном возрасте, и если малыш в 7 месяцев еще не переворачивается, ничего страшного, будьте терпеливы.
Вероятно, примерно в 8 месяцев малыш сможет с легкостью переворачиваться. Этот новый навык является предвестником следующей вехи развития – ползания.
Не спускайте глаз с малыша, пока он практикует новые навыки, особенно когда он находится на высокой поверхности: пеленальном столике, кровати или диване. Самый безопасный вариант – это всегда придерживать ребенка рукой, чтобы он не скатился на пол.
Убедитесь, что ваш дом безопасен для малыша, который вот-вот будет активно по нему путешествовать. Даже если вы уже приняли какие-то меры, будет полезно еще раз осмотреться, ведь малыш становится все подвижнее и любопытнее. Может быть, вам нужно установить защитные ограждения или, например, зафиксировать мебель, которую малыш может опрокинуть на себя.
Как научить ребенка переворачиваться?
Дети учатся, играя и исследуя окружающий мир, и то, что будет для вас обучением, для ребенка покажется веселой игрой. Используйте это преимущество для того, чтобы помочь ребенку развиваться.
Ежедневно кладите малыша играть на животике под вашим присмотром, это помогает ему развивать мышцы и координацию, необходимые, чтобы переворачиваться, сидеть, ползать и в итоге ходить.
Как можно сделать время, которое малыш проводит на животике, интересным и безопасным для него:
Отведите специальное место для игры на животике. Например, можно разложить на полу одеяло.
Выкладывайте малыша на животик 2-3 раза в день на 3-5 минут каждый раз. Когда малыш привыкнет к такому времяпрепровождению, вы можете увеличить частоту и продолжительность «сеансов».
Когда ребенок лежит на животике, покажите ему любимую игрушку, погремушку или его отражение в небольшом зеркале – это может помочь ему попытаться перевернуться.
Никогда не оставляйте ребенка без присмотра и не давайте ему играть с маленькими игрушками или предметами, которые могут представлять опасность удушения.
Что делать, если малыш не переворачивается?
Ваш малыш может в чем-то опережать развитие, а на освоение других навыков ему может потребоваться больше времени. Это нормально – все дети уникальны и развиваются в своем темпе.
Педиатр будет отслеживать рост и развитие вашего малыша. Если вас беспокоит, что малыш еще не научился переворачиваться, или если у вас есть какие-то вопросы, обсудите это с педиатром на ближайшем приеме.
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Может быть, ваш малыш уже вовсю переворачивается, а может быть, только привыкает лежать на животике – главное, что вы рядом и делаете все необходимое для его развития. Вы не успеете оглянуться, как он будет ползать, вставать и бегать по всему дому!
Когда малыш научится переворачиваться – непредсказуемо, но наверняка известно, что вам предстоит поменять немало подгузников. Запаситесь заранее размером на вырост по специальной цене.
Двигательное развитие ребенка от 0 до 6 месяцев
Особенности двигательного развития ребенка от 0 до 6 месяцев, а также полезные советы родителям
В первый месяц жизни ребенок двигательно малоактивен, он лежит большую часть времени в той позе, в которую его положили, у него отмечается физиологическое повышение мышечного тонуса сгибателей рук и ног, он не может удерживать голову, когда взрослый берет его на руки.
В возрасте до 1-2 месяцев движения рук и ног ребенка носят хаотичный характер. Лишь к 1-1,5 месяцам малыш начинает удерживать голову. К 2-3 месяцам ребенок уже способен удержать голову по средней линии, лежа на спине, может сложить ручки к средней линии туловища и поднести их ко рту, сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку. В этом же возрасте ребенок раскрывает кулачок, если к нему прикасаются игрушкой, уже способен в течение некоторого времени удержать в ручке вложенную в нее игрушку, рассматривает свои ручки, может самостоятельно повернуться со спины на бочок, лежа на животе – хорошо удерживать равновесие (не падает на спинку и живот).
К 3 месяцам малыш тянется к увиденному предмету, захватывает и удерживает игрушку, удобную для захвата одной ручкой, тянет предмет, находящийся в ручке, в рот. В 3 месяца ребенок, лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти – на уровне или впереди плеч).
С 4 до 6 месяцев у ребенка начинают появляться первые целенаправленные движения, перемещения тела в пространстве, такие как перевороты со спины на живот и с живота на спину.
Кроме того, ребенок уже лучше контролирует положение головы, туловища и конечностей в пространстве, что позволяет ему более длительно удерживать принятую позу, а также более свободно манипулировать предметами или игрушками. Обычно, ребенок сначала учится переворачиваться со спины на живот, это происходит в возрасте 4–6 месяцев. Некоторые дети к 6 месяцам уже могут переворачиваться и с живота на спину, но большинство детей начинает это делать после 7 месяцев.
После 3 месяцев малыш «раскрывает» кисть, тянется к увиденному предмету, захватывает его как одной, так и двумя руками, тянет его в рот. Изучает игрушку, водя по ней пальчиками, перекладывает ее из руки в руку. К 5–6 месяцам ребенок захватывает предметы с противопоставлением большого пальца всем остальным.
В 4,5–6 месяцев ребенок может, лежа на животе, опираться на вытянутые ручки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен); опираясь на предплечье одной руки, тянуться к предмету другой рукой. Часть детей к 5,5–6 месяцам, лежа на животе, поворачивается по кругу, а некоторые уже могут проползти небольшое расстояние на животе. Он может подтягивать к животу ножки, поднимать их, трогать свои колени руками (в 4–5,5месяцев), а когда взрослый тянет за ручки, пытается присесть. Многие дети могут в течение нескольких секунд удерживать положение сидя, если их посадить.
Родителям и медицинским работникам следует обращать особое внимание на слуховые реакции ребенка, если имеется хотя бы один из факторов риска по патологии слуха, или если у ребенка отсутствуют следующие реакции:
Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.