на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии

Малый театр и драматургия А. Н. Островского.

Александр Николаевич Островский — основатель русского национального театра. Гончаров в одном из писем пишет: «У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться “Театр Островского”».

Великий русский драматург родился 12 апреля 1823 года в Москве в семье судейского чиновника. Получив хорошее домашнее образование, в 1835 году начинает учёбу в Московскую губернскую гимназию. Молодой человек проводит много времени, читая книги Пушкина, Гоголя, Грибоедова. Будущий писатель увлекается игрой на фортепиано. По окончании Московской гимназии в 1840 году он поступает на юридический факультет Московского университета. Однако оставляет занятия, так как решает всерьёз посвятить себя литературе. Он работает в Московском коммерческом суде и начинает свои первые писательские опыты.

С 1847 года Островский создаёт драматургические произведения, приступает к пьесе «Банкрот» или «Свои люди — сочтёмся». Она выходит в журнале «Москвитянин» 16 марта 1850 года и сразу становится популярной. Но эту комедию запрещают печатать, признав, что она «обидна для русского купечества». Автор очень переживает по этому поводу.

Творчество Александра Николаевича признают народным. Литературный критик того времени Добролюбов пишет: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни. Пьесы Островского — это нечто новое, чему дали бы название “пьес жизни”».

О полном понимании изображения современного общества говорит Белинский: «Драматическая русская литература представляла собой странное зрелище. У нас есть комедии Фонвизина, “Горе от ума” Грибоедова, “Ревизор” и “Женитьба” Гоголя — и, кроме них, нет ничего хоть сколько-нибудь замечательного. Островский пытается найти в русской жизни что-то яркое, активное, живое. И он обращается к российской истории».

В 1856–1857 годах писатель привлечён к работе в «Морском сборнике», который издается по инициативе великого князя Константина Николаевича. В этом журнале планируют разместить пособия по географии, истории нашей страны, в частности — от Волги до Нижнего Новгорода. Собранные материалы автор включает в содержание пьес: о жизни приволжских городков рассказывает в «Грозе». Она публикуется в 1859 году.

В дальнейшие годы выходят произведения: «На бойком месте», «Женитьба Бальзаминова», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «Тяжёлые дни», «Шутники».

Обращаясь к истории, Островский создаёт такие пьесы, как «Воевода (Сон на Волге)», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино».

В конце 1860-х годов Александр Николаевич в своих работах раскрывает распад купеческой и мещанской среды. Писатель испытывает творческий подъем. Он отходит от исторических и фольклорных мотивов и снова возвращается к актуальным и острым современным настроениям. Так, один из главных героев пьесы «Горячее сердце» — богатый купец с говорящей фамилией Курослепов — новый образ самодура, потерявшего всякую связь с реальностью и утратившего человеческий облик.

Обладая хорошими знаниями русского фольклора, в 1873 году, писатель создаёт пьесу «Снегурочка». А в 1881 году Римский-Корсаков сочиняет для не` великолепную музыку: так сюжеты народных сказок и легенд оформляются в знаменитую оперу.

Драматург ведёт борьбу за создание реалистического театра нового типа. Он организует союзы творческих людей: «Артистический кружок», «Общество русских драматических писателей». Островский пишет: «Покажите, что есть хорошего, доброго в русском человеке и что в нём есть дикого, грубого, с чем он должен бороться».

В 1868 году он издаёт новые пьесы, которые имеют большой успех. Также его приглашают работать в «Отечественные записки», писатель сотрудничает с журналом «Современник», занимается исследованием истории русского театра. Автор придерживается традиций драматургии: у Гоголя заимствует коллизии — столкновения противоположных интересов и стремлений у действующих лиц.

С Малым театром, который современники называют «вторым московским университетом», связана большая часть жизни Александра Николаевича. Будучи и режиссёром, и постановщиком своих пьес, он проводит репетиции с актёрами и распределяет роли. По его мнению, театру «требуется сильный драматизм, крупный комизм, вызывающий громкий смех, горячие чувства, живые и сильные характеры». Островский пробует работать с разными жанрами, но основными всё же считает социальную комедию и драму. Он открывает дорогу многим актерам — Александру Евстафьевичу Мартынову, Ольге Осиповне Садовской, Любови Павловне Косицкой.

«Только те произведения, — говорит драматург, — пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а, наконец, и для всего света». В последний год жизни Островского под давлением общественности официально признаны его заслуги: он назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища.

Его вклад в развитие отечественной литературы поистине велик и включает создание русского национального театра, школы актёрского мастерства. Писатель своим примером показывает, что талант и любовь к искусству возвышают людей.

Источник

Русская литература. 10 класс

А. Н. Островский

Александр Николаевич

ОСТРОВСКИЙ

на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть картинку на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Картинка про на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии

(1823—1886)

Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но толь ко после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».

Александр Николаевич Островский родился в Замоскворечье в семье судебного чиновника.

на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть картинку на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Картинка про на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии

Островские были родом из Костромы, выходцами из духовного сословия. Дед писателя перебрался в Москву, стал монахом Донского монастыря. Отец, Николай Фёдорович, окончил духовную семинарию, а позже и академию, однако стал судебным чиновником. Он был человеком строгих правил и принципов, честным и порядочным.

Можно сказать, что дома Александр, любивший чтение, получал больше знаний из прочитанных книг, чем в гимназии, в которую его отдали в сентябре 1835 года. Островский был самым обыкновенным учеником, особыми способностями не выделялся, но учился старательно. Он получил аттестат с хорошими оценками и «отлично» за поведение, что давало ему право поступать в университет без экзаменов.

В 1840 году у Островского произошёл первый конфликт с отцом. Александр хотел поступать на факультет словесности, но отец настоял на более основательном, по его мнению, образовании. Будущий драматург подчинился воле отца и отправился на юридический факультет Московского университета. К этому времени в доме был достаток: отец выкупил право на дворянство, мог позволить себе заниматься частной практикой.

Первоначально учёба в университете Александру нравилась. Однако неожиданно он увлёкся театром, став заядлым московским театралом.

на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть картинку на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Картинка про на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии

Литография начала XIX века.
Большой (Петровский) и Малый театры

Москва была одной из театральных столиц. Здесь располагались Большой (Петровский) и Малый театры (второй позже будут называть «Домом Островского»), где служили известные в то время актёры.

О театре писали в газетах («Московские ведомости» и др.) и специальных журналах («Музыкальный и театральный вестник», «Русская сцена», «Музыка и театр» и др.). Интерес к театру был огромен.

Увлечение театром было настолько сильным, что Островский оставил университет. Отец решил преподать урок и отправил Александра служить писцом в Московский совестный суд, а затем канцелярским чиновником в Московский коммерческий суд. Это был ценный опыт для начинающего драматурга: он открыл для себя новую, чиновничью, среду («мир судей» с их нравами и порядками). Островскому оставалось только наблюдать и запоминать.

В 1847 году А. Н. Островский пишет свои первые произведения — очерк «Записки замоскворецкого жителя» и пьесу «Картина семейной жизни». Первое принесло похвалы критиков за точность наблюдений (сам автор навсегда получил прозвище «Колумб Замоскворечья»). Но главное — Островский окончательно убедился, что его призвание — это не карьера чиновника или юриста.

В 1849 году выходит комедия А. Н. Островского «Свои люди — сочтёмся» (её он писал дольше всего — целых три года). Сюжет пьесы предельно прост и «подсмотрен» у самой жизни: задолжавший купец решается на судебную аферу.

на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть картинку на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Картинка про на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россииС пьесы «Свои люди — сочтёмся» начинается «театр Островского». Она содержит черты, которые создают неповторимый стиль Островского-драматурга:

• яркие характеры героев, словно зашедших прямо с улицы;

• использование «говорящих» фамилий;

• отражение народной нравственности;

• конфликт отцов и детей на повседневном, бытовом уровне;

• смешение трагического и комического (как в самой жизни);

Пьесу к постановке запретили, за Островским был установлен негласный надзор, целый год его нигде не печатали. Только в марте 1850 года пьеса «Свои люди — сочтёмся» была опубликована в журнале «Москвитянин».

на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть картинку на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Картинка про на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии

На чтении пьесы «Свои люди — сочтёмся» (первоначальное название — «Банкрот») 3 декабря 1849 года в доме М. П. Погодина, профессора Московского университета, редактора журнала «Москвитянин», присутствовал Н. В. Гоголь. Современники отмечали, что он внимательно слушал пьесу, а позже Островскому передали записку, в которой Гоголь тепло приветствовал его талант.

Писатель В. Ф. Одоевский, оценивая значение этой пьесы, сказал: «Я считаю, на Руси три трагедии: “Недоросль”, “Горе от ума”, “Ревизор”. На “Банкроте” я ставлю номер четвёртый».

Следующая пьеса «Бедная невеста» также не была разрешена к постановке на сцене. Однако постепенно, шаг за шагом Островский создаёт русский национальный театр.

на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть картинку на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Картинка про на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии

В. Я. Лакшин, исследователь творчества драматурга, автор его биографии, отмечает: «14 января 1853 года — день обручения Островского со сценой».

В этот день в Малом театре состоялась премьера пьесы «Не в свои сани не садись». Москва праздновала успех и открытие нового драматурга. Дальше было главное испытание — премьера в Александринском театре в Петербурге, на которой присутствовал сам Николай I. Неожиданно пьеса императору понравилась, и он произнёс знаменитую фразу: «Это даже не пьеса, это — урок».

Цензурные запреты были сняты. Успех следующей пьесы «Бедность не порок» превзошёл все ожидания.

А. Н. Островский едет в Петербург. Драматург начинает сотрудничать с журналом «Современник».

на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть картинку на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Картинка про на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии

Зимой 1856 года в редакции журнала «Современник» состоялся «генеральный обед» в честь Островского, после чего Александр Николаевич стал считаться официальным сотрудником журнала.

Музей-усадьба
А. Н. Островского
в Щелыкове

В 1862 году А. Н. Островский совершил путешествие по Европе — Венеция, Флоренция, Париж, Лондон. Но больше всего он любил своё имение Щелыко́во в Костромской губернии, которое досталось ему по наследству. Барина или помещика из него не получилось. Он пахал и косил вместе с мужиками, писал пьесы в уединённом флигеле. Во многом природа в Щелыко́ве повлияла на написание пьесы-сказки «Снегурочка».

Двадцать последних лет жизни — это изнуряющая работа, долги и одновременно почёт и уважение. Так, в 1886 году Островского назначили управляющим московскими театрами. В конце жизни давали знать о себе и многочисленные болезни. 2 (14) июня 1886 года А. Н. Островский скончался в своём имении и был похоронен на обычном сельском кладбище.

Источник

Новая драма: памятник тысячелетней России

на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть картинку на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Картинка про на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть картинку на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Картинка про на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть картинку на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Картинка про на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть картинку на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Картинка про на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии

на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть картинку на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Картинка про на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии

на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть картинку на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Картинка про на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии

Гроза

В 1874 году критическую статью об Островском собрался писать И. А. Гончаров (статья так и не была закончена, материалы ее были опубликованы через много лет после смерти писателя). Автор «Обломова», сам много страдавший от невнимательности критики, когда-то давший отзыв о «Грозе» (после чего Островский получил почетную Уваровскую премию), пытался обозначить новый масштаб сделанного Островским в русской литературе.

Все пьесы Островского, утверждал Гончаров, складываются в одну громадную картину, изображающую «жизнь не города Москвы, а жизнь Московского, то есть великороссийского государства. Картина эта – «Тысячелетний памятник России». Тысячу лет прожила старая Россия – и Островский воздвигнул ей тысячелетний памятник».

В «Грозе», лучшей пьесе Островского, образ тысячелетней, исторической России нашел наиболее концентрированное выражение.

Как и любой замечательный писатель в литературе нового времени (литература древности строилась по иным законам), Островский, опираясь на традицию, обновляет ее. Драма как литературный род и в ХIХ веке оставалась одним из самых консервативных видов искусства. Расширились ее тематика: наряду с предельными состояниями, в которых оказывались герои, драматургия, как и роман, начала изображать явления «обыкновенной, прозаической жизни» (Белинский). Соответственно, усложнилась ее архитектоника, более разнообразным стал ее эмоциональный диапазон: определявшие развитие старой драмы смех и слезы свободно смешивались теперь в пределах одного произведения.

Так в рамках драматического рода появился новый жанр: драма (в узком смысле слова), драма как таковая, почти уничтожившая старую высокую трагедию и существенно потеснившую комедию.

В «Горе от ума» они еще соблюдаются полностью. В «Ревизоре» единство времени уже отсутствует (время комедии занимает более суток), хотя два другие еще в наличии. В «Борисе Годунове» нет ни единства места, ни единства времени.

Самым важным и строгим традиционно считалось единство действия. В отличие от романа, который «выбалтывает все до конца» (Пушкин), драматический конфликт должен был вытекать из одного из источника и закономерно, последовательно развиваться по фабульным законам, не задерживаясь и не уклоняясь в сторону. Причем в драме не должно было быть «лишних», не имеющих отношения к основному конфликту и фабуле, персонажей

Поэтому максимально быстро пробежать экспозицию и перейти к завязке, которая обычно обозначает зерно драматического конфликта, считалось первой обязанностью драматурга.

на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть картинку на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Картинка про на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии

Конфликтные отношения Катерины и Кабановой намечаются лишь в пятом явлении первого действия, завязка любовной драмы сдвинута в конец второго действия (Катерина получает ключ и решается на свидание), параллельно развивается еще одна любовная история (Кудряш – Варвара), а некоторые важные персонажи (Кулигин, Феклуша, сумасшедшая барыня), кажется, вообще не имеют к фабуле никакого отношения.

В 1874 году, узнав, что «Грозу» собираются перевести на французский язык, Островский написал И. С. Тургеневу: «Я очень высоко ценю уменье французов делать пьесы и боюсь оскорбить их тонкий вкус своей ужасной неумелостью. С французской точки зрения постройка «Грозы» безобразна, да надо признать, что она и вообще не очень складна. Когда я писал «Грозу», я увлекся отделкой главных ролей и с непростительным легкомыслием отнесся к форме. ». Дальше драматург предлагал переделать пьесу, чтобы она стала лишь «немного хуже французов».

Так легко Островский отказывался от своего шедевра. Так строг он был к своему творчеству.

К счастью, это намерение осталось неосуществленным. Мы знаем русскую «Грозу», а не «хорошо сделанную пьесу» во французском духе.

Стремясь объяснить не то, чего нет в драмах Островского, а то, что в них есть, Добролюбов придумал для них особое жанровое определение. «Уже и в прежних пьесах Островского мы замечали, что это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему бы мы дали название «пьес жизни» Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц, обстановка жизни».

Можно сказать, что сюжет в «пьесах жизни» строится не только на фабуле. Сюжетом становится сама «обстановка жизни», а фабула оказывается лишь частью характеристики этой обстановки.

Быт и нравы города Калинова в «Грозе» являются не менее важными героями, чем Катерина или Кабаниха. Для более полного и детального изображения этого быта Островскому и понадобились многие ненужные для фабулы персонажи.

Источник

Объясните, что дало возможность И. А. Гончарову назвать русский драматический Театр «театром Островского»?

Театр до Островского переживал тяжелое время.
Не ставились хорошие, настоящие пьесы.
Публику развлекали самым дешевым и простым способом.
Нужен был драмтург, который помог бы вернуть театру
нравственное содержание,
ведь именно драматургия – основа театра.

14 февраля 1847 года в доме профессора Шевырева
собралась группа московских литераторов, и никому
неизвестный 23-летний чиновник Коммерческого суда
Александр Островский, прочитал собравшимся первую пьесу:
«Семейная картина».
Островский вспоминал:» Самый памятный для меня день
в моей жизни – 14 февраля 1847 года.
С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже
без сомнений и колебаний поверил в свое призвание».

Драматург открыл страну, никому до сего времени в
подробностях не известную и никем из путешественников
не описанную. Называлась эта страна Замоскворечье,
московский купеческий район.
Два года спустя после смерти Островского Чехов
напишет пьесу «Иванов», а вскоре появится и «Чайка».
И в самом Александринском театре та же самая актриса,
которая сыграла белую птицу Ларису в «Бесприданнице»,
Вера Фёдоровна Комиссаржевская сыграет
чайку Нину Заречную в чеховской пьесе.
И начнется новый этап в истории русского театра, этап,
которого не было бы, если бы великий русский драматург
Александр Николаевич Островский не отдал бы русскому
театру всю свою жизнь.

Источник

Гроза над миром: злободневное и вечное

«Пьеса жизни» строится на постепенном нарастании напряжения, которое разряжается грозой.

Большинство пьес Островского названы по функциям персонажей («Воспитанница», «Бесприданница») или пословицами и поговорками («Бедность не порок», «На всякого мудреца довольно простоты»). Но в данном случае драматург придумал замечательное заглавие-символ.

Первоначальное его значение вполне конкретно. Гроза – природное явление, дважды изображенное в пьесе. В конце первого действия она следует после признания Катерины в грешной любви к Борису. В кульминации четвертого действия, наряду с другими угрожающими симптомами (критики насчитывали здесь от пяти до девяти «мелодраматических элементов»), она провоцирует признание героини.

Но этот первоначальное значение приобретает дополнительные символические смыслы.

Для Катерины гроза становится знаком душевной катастрофы, связанной с ощущением измены и греха. В этом смысле она похожа на других жителей, однако относит Божью кару не к другим, а к себе.

Тихон еще по привычке повторяет «маменька», но уже обвиняет ее прямо и открыто, при всем народе. Конфликт выходит за пределы дома в мир.

Островский назвал свою пьесу драмой. Некоторые литературоведы переводят ее в иной, более высокий и древний жанр, определяя как «народную трагедию».

Однако включить пьесу Островского в традицию классической трагедии мешает, прежде всего, ее бытовой характер. Героями классической трагедии как высокого жанра обычно были высокие, статусные персонажи, приподнятые над обыденной жизнью. Погруженная в быт, трагедия и превращается в «буржуазную трагедию» (Д. Дидро), то есть в драму как таковую, драму в узком смысле слова.

Но главное все-таки в другом. Трагический конфликт возникает в том случае, если трещина проходит через душу каждого участвующего в нем персонажа. Немецкий философ Гегель утверждал, что настоящая трагедия возможна, когда «обе стороны противоположности оправданны» и способны вызывать катарсис, сострадание.

В «Грозе» трагическое сопереживание вызывает только одна сторона.

Катерина вырастает на этой же почве, но попадает в клетку суровых и почти потерявших смысл законов темного царства, запутывается в его сетях, не выдерживает тяжести неволи, ощущения греха и гибнет.

«Тяжелые нравы» Калинова убивают женщину-птицу с поэтической душой. Катерина мечтает взлететь, а в итоге бросается в бездну. Тяга вверх, в воздух, закончилась прыжком вниз, в омут.

Но трагедия Катерины демонстрирует не прозрение, а глубокий кризис мира, в котором героиня отказалась существовать. Мир «темного царства» ничему не учится, не знает сомнений и колебаний. Дикой и в конце драмы продолжает издеваться над Борисом, отсылая его в Сибирь. Кабаниха и над трупом невестки лицемерит, кланяясь народу («Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу»), и угрожает Тихону: «Ну, я с тобой дома поговорю».

Стремясь к сохранности «устоев», калиновские самодуры рубят сук, на котором сидят, вытаптывают окружающее пространство. И оставшиеся в живых дети калиновского мира либо бегут из него, как Кудряш и Варвара, либо пытаются проявить самостоятельность как Тихон. Сознательных защитников и продолжателей домостроевских порядков в новом поколении не обнаруживается.

В статье об Островском, с которой начинался наш разговор о «Грозе», Гончаров обозначил границы и финал созданной драматургом картины тысячелетней России. «Одним концом она упирается в доисторическое время («Снегурочка»), другим – останавливается у первой станции железной дороги с самодурами, поникшими головой перед гласным судом, перед нагрубившим ему строкулистом-племянником Островский пропитался воздухом этой жизни и полюбил ее, как любят родной дом, берег, поле. И никакая другая жизнь и другие герои не заменят Островскому этого его царства – растянувшегося от Гостомысла до Крымской кампании и Положения 19 февраля».

После реформы 1861 года тысячелетняя Россия, как Атлантида, медленно уходила на дно. Мир, изображенный в «Грозе» постепенно таял, исчезал.

Конфликт пьесы мог показаться исторически исчерпанным, когда женщина получила относительную свободу от мужа, от семьи и сама могла решать свою судьбу.

Но через полтора десятилетия появляется роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», героиня которого, женщина совсем из иной социальной среды, повторяет путь Катерины: недовольство семейной жизнью – новая страстная любовь – остракизм, презрение окружающих – самоубийство.

И в другие эпохи нервный, совестливый, остро чувствующий свое достоинство человек часто оказывается в конфликте с чужим, враждебным, холодным, живущим по бездушным законам миром. Темным царством может оказаться армейская казарма, комната в общежитии или современный офис

«Гроза» Островского разразилась и прошла. Но житейские грозы регулярно повторяются.

С 1859 года для человека, связанного с русской культурой, гроза – не только явление природы, но один из символов России Островского.

1. Какие события в жизни А. Н. Островского в наибольшей степени способствовали приобретению опыта, отраженного в его пьесах?

2. В. Ф. Одоевский поставил на комедии Островского «нумер четвертый». Какая это пьеса? Какова ее творческая история? Какие произведения русской драматургии Одоевский обозначил первыми тремя номерами?

3. Какую роль в жизни Островского сыграли Гоголь и Аполлон Григорьев?

4. Какому направлению русской мысли были близки взгляды Островского? С кем из русских писателей-современников он был особенно дружен?

5. Какова роль Островского в развитии русского театра? Какой театр стал Домом Островского? Какие преобразования в русском театре наметил Островский в конце жизни?

6. Почему Островского называли Колумбом Замоскворечья?

7. На каком основании И. А. Гончаров считал драматургию Островского памятником тысячелетней России?

8. Какова творческая история «Грозы»? Как вы понимаете слова С. А. Юрьева «Грозу» Волга написала»?

9. Какова жанровая специфика «Грозы»? Чем пьеса отличается от привычного типа драмы?

10. Какую функцию в пьесе выполняют второстепенные персонажи: Кулигин, Феклуша, Кудряш и Варвара?

11. Почему И. Ф. Анненский называл Островского реалистом-слуховиком? Приведите приметы стилистического мастерства, узорчатого языка в «Грозе». Выпишите монологи или отдельные реплики персонажей, которые можно было бы назвать их «визитными карточками». С помощью каких языковых средств Островский создает «стилистические портреты» персонажей?

12. Каков образ города Калинова в драме? Почему его можно назвать сборным городом?

13. Как оценивают нравы города Калинова Кулигин и Феклуша? Чем объясняется различие этих оценок?

14. Почему нравы города Калинова часто называют домостроевскими? Сравните жизненные принципы, которые утверждает Кабаниха с положениями «Домостроя». В чем их сходство и различие?

15. П. И. Мельников-Печерский видел в Кабанихе «олицетворение семейного деспотизма, верховную жрицу Домостроя».

М. М. Достоевский (брат писателя) утверждал: «На домашний деспотизм автор потратил меньше красок, чем на изображение других пружин своей пьесы. С таким деспотизмом еще можно ужиться. Старуха Кабанова более сварлива, чем зла, более закоренелая формалистка, чем черствая женщина».

Чья точка зрения кажется вам более справедливой?

16. Н. А. Добролюбов назвал мир, изображенный в «Грозе», темным царством.

А А. Григорьев описывал этот мир по-иному: «Вы не были еще на представлении, но вы знаете этот великолепный по своей поэзии момент – эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, «забавными» тайными речами, всю полную обаяния страсти веселой и разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически роковой. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут!» («После «Грозы» Островского», 1859).

Чья точка зрения кажется вам более убедительной?

Можно ли найти общность между трактовками пьесы Добролюбовым и А. Григорьевым?

17. Как можно определить основной конфликт пьесы?

18. Кто свой и кто чужой в мире «Грозы»?

19. Придумайте заглавия каждому действию «Грозы», которые отражали бы развитие фабулы пьесы

20. Какое свойство характера Катерины представляется вам самым важным?

21. Какую роль в развитии действия играют мотивы воли/неволи, красоты, греха? Одинаковы ли они для разных персонажей «Грозы»?

22. Какие символические детали сопровождают и провоцируют признание Катерины в конце четвертого действия? (Напомним, что критики-современники Островского указывали их от пяти до девяти.)

23. Какова символика заглавия пьесы?

24. Кто виновен в гибели Катерины? Возможен ли для Катерины другой выход из создавшегося положения?

25. Изменилось ли что-то в городе после гибели Катерины?

26. Один из критиков-современников назвал Катерину «женским Гамлетом из купеческого быта», а Д. И. Писарев – «русской Офелией». Почему могли возникнуть такие сравнения? Какое из них кажется вам более точным?

27. Сравните три критических оценки образа героини и основного конфликта пьесы.

Н. А. Добролюбов. «В «Грозе есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели. Решительный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… »

М. М. Достоевский. «Гибнет одна Катерина, но она погибла бы и без деспотизма. Это жертва собственной чистоты и своих верований. У избранных натур есть свой фатум. Только он не вне их: они носят его в собственном сердце. Она с каким-то сладострастием, с какой-то удалью думает уже о той минуте, когда все узнают об ее падении и мечтает о сладости всенародно казниться за свой поступок. Какой же после этого деспотизм мог иметь влияние на подобную

натуру. Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же казнилась бы и тосковала».

Д. И. Писарев. «Русская Офелия, Катерина, совершив множество глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и величайшую нелепость».

Какая точка зрения кажется вам наиболее обоснованной, подтверждающейся текстом пьесы?

на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть картинку на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Картинка про на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть картинку на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Картинка про на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии

на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Смотреть картинку на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Картинка про на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии. Фото на каком основании гончаров считал драматургию островского памятником тысячелетие россии

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *