на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству

На каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству

Данная работа была успешно защищена, продается в таком виде, как есть. Изменения, а также индивидуальное исполнение возможны за дополнительную плату. Если качество купленной готовой работы с сайта не соответствует заявленному, мы ВЕРНЕМ ВАМ ДЕНЬГИ или ОБМЕНЯЕМ на другую готовую работу. Данная гарантия действует в течение 48 часов после покупки работы.

Вы можете получить её по электронной почте (отправляется сразу после подтверждения оплаты в течение 3-х часов, в нерабочее время возможно увеличение интервала). Для получения нажмите кнопку «купить» выше.

Также работу можно получить в московском офисе, либо курьером в любом крупном городе России (стоимость услуги 600 руб.). Желаете просмотреть часть работы? Обращайтесь: ICQ 15555116, Skype dip-master, E-mail info@dip-shop.ru. Звоните: (495) 972-80-33, (495) 972-81-08, (495) 518-51-63, (495) 971-07-29, (495) 518-52-11, (495) 971-76-12, (495) 979-43-28.

Проанализируйте мысли К.Д. Ушинского и П.П. Блонского.

1. На каком основании К.д. Ушинский приравнивал педагогику к искусству?

2. Противоречит ли этому высказывание П.П. Блонского?

3. Так, чем же является педагогика: наукой или искусством?

В своих работах Ушинский говорил, что предмет всех наук и каждой из них в отдельности не остается постоянным, но является исторически изменчивым.

В отличии от своих предшественников Ушинский утверждает, что педагогика не наука, а искусство, но неправильно было считать педагогику искусством лишь на том основании, что она изучает практическую деятельность и стремится творить то, чего нет. Неправильно считать, что любая теория, любая наука, приложенная к практике, перестает быть наукой и становится искусством.

Источник

Глава 2 Педагогика: наука или искусство?

Как известно, педагогика изучает особый вид деятельности – передачу новым поколениям ранее накопленного социального опыта. Для такой передачи необходимо, с одной стороны, знание того, что и как нужно передать, а с другой – умение передать.

Одним из тех, кто признал и постоянно подчёркивал мнение, что педагогика – это не наука, но искусство, которое требует всего человека со всеми его способностями, был К. Д. Ушинский. В предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания», вышедшей в 1867 г., К. Д. Ушинский подчёркивает: «… Из сказанного вытекает уже само собой, что педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности[2]. И далее: Педагогика – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и, как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека»[3].

В дальнейшем теоретики по-разному отвечали на вопрос: «Педагогика – это наука или искусство?». Особенно оживлённая полемика по данному вопросу разгорелась во второй половине ХХ в., когда миллионы учителей стали решать проблемы воспитания и обучения, всё больше опираясь не на творческие полёты фантазии, а на научные разработки и рационально обоснованные технологии. В результате педагогика получила статус: наука и искусство. Среди педагогов возникла дискуссия о соотношении науки и искусства в педагогике.

Однако в ходе этой дискуссии и более основательно в процессе последующей научной и практической работы было доказано, что педагогика, используя достижения и знания из различных областей науки, имеет свою собственную теорию, свои специфические знания о воспитании и обучении подрастающего поколения, которые никакие другие науки, кроме педагогической, познавать не могут. «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде известных идей, т. е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика», – утверждал русский философ и психолог П. П. Блонский.

В настоящее время уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Однако изучаемый ею предмет настолько сложен, что отдельная (даже очень широкая) наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредования. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой педагогических наук.

Ядром педагогической науки является теория воспитания и обучения. Однако теория не способна дать однозначный ответ на возникающие в процессе воспитания и обучения сложнейшие вопросы, требующие незамедлительного решения.

Теория способна указать на основные закономерности и принципы воспитания и обучения, но на этом останавливается помощь теории, т. к. она не в состоянии ни дать формулы для решения конкретных задач воспитания и обучения, ни указать тот узкий путь, по которому следует идти педагогу в его практической деятельности. Указав педагогу всё множество понятий и их соотношения, теория вновь его покидает, и когда надо действовать, она предоставляет ему самому решать, как следует поступать в том или ином конкретном случае в соответствии с имеющимися в его распоряжении средствами и с прирождённым ему педагогическим мастерством.

В связи с этим возникает вопрос о соотношении педагогической науки и педагогического мастерства. Попытки делить педагогику на теоретическую и практическую восходят к прошлому веку. «В том, что касается средств, – писал русский философ И. И. Лапшин, – педагогика – наука теоретическая, так как её средства заключаются в знании законов, которым подчинена физическая и духовная природа человека; в том, что касается целей, педагогика есть наука практическая»[4].

Нетрудно понять, почему не снимается с повестки дня вопрос о соотношении педагогической науки и практики. Нормы, даже установленные на основе анализа сущностей педагогических явлений, это всего лишь абстрактные истины. Наполнить их живым смыслом способен только думающий педагог. «Педагогическая теория – абстракция. Её практическое применение – всегда высокое искусство», – указывал российский педагог И. П. Подласый.

Таким образом, обобщая всё вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: педагогика – это наука и искусство. Как наука, она требует познания и применения на практике законов передачи накопленного социального опыта от старшего поколения к младшему, как искусство – мастерства этой передачи.

Педагогика изучает объективные законы развития и поведения человека в обществе и даёт рекомендации по применению этих законов в различных условиях и деятельности человека.

Объектом педагогики является образование, как особый вид целенаправленной деятельности по подготовке человеческих существ к участию в жизни общества.

Предметом педагогики является процесс целенаправленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения, образования.

В состав общепринятого перечня научных дисциплин, составляющих структуру педагогики, в настоящее время входят следующие.

? Общая педагогика, включающая общие основы, дидактику (теорию обучения), теорию воспитания, школоведение. Изучает наиболее общие закономерности, принципы, методы обучения, воспитания и образования человека независимо от его возраста, психофизиологических и личностных особенностей, получаемой профессии и разнообразия педагогических ситуаций.

? Ясельная педагогика. Изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста.

? Дошкольная педагогика. Представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста.

? Педагогика школы. Представляет собой науку о развитии, формировании личности детей и подростков школьного возраста.

? Педагогика профессионально-технического образования. Представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

? Педагогика среднего специального образования. Разрабатывает теорию и практику профессиональной подготовки кадров на границе среднего и высшего уровней специального образования.

? Педагогика высшей школы. Представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки специалистов в различных областях материального и духовного производства, обслуживания.

? Производственная педагогика. Изучает закономерности обучения работающих, их переориентацию на новые средства производства, повышение квалификации, переучивание на новые профессии.

? Военная педагогика. Вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

? Социальная педагогика. Содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.

? Педагогика третьего возраста. Разрабатывает систему образования людей пенсионного возраста.

? Исправительно-трудовая педагогика. Содержит теоретическое обоснование и разработку практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершённые преступления.

? Сравнительная педагогика. Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путём сопоставления и нахождения сходств и различий.

? Специальные педагогические науки (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика). Разрабатывают теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии.

? Лечебная педагогика. Представляет собой отрасль науки, предметом которой является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками.

? История педагогики. Изучает закономерности функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом.

Вновь складываются такие виды педагогики, как педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогическая инноватика. Как самостоятельные научные дисциплины разрабатываются: педагогика детского движения, православная педагогика, этнопедагогика (народная педагогика) и др.

Педагогику нельзя характеризовать только как теоретическую или только как прикладную науку. Она, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления, с другой – указывает, как нужно обучать и воспитывать.

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описательную, объяснительную и предсказательную.

Педагогика тесно связана с другими науками, такими как философия, психология, социология, физиология и т. д. Так, философские идеи выполняют направляющую роль в процессе разработки педагогической теории, помогают определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Идеи психологии широко используются при изучении закономерностей различных видов деятельности учащихся, а физиологические идеи об условно-рефлекторной деятельности, двух сигнальных системах, обратной связи помогают понять механизмы приобретения умений, навыков и привычек в процессе обучения.

В систему педагогических наук входят многочисленные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, физики, математики, химии, биологии и других учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности управления развитием мышления учащихся.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

К.Д. Ушинский о педагогике как науке и искусстве

на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть картинку на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Картинка про на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть картинку на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Картинка про на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть картинку на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Картинка про на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть картинку на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Картинка про на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству

на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть картинку на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Картинка про на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству

на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть картинку на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Картинка про на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству

К вопросам о соотношении науки и искусства воспитания как практической учебно-воспитательной деятельности К.Д. Ушинский обращался с первых шагов на научно-педагогическом поприще, в самых первых своих педагогических трудах, к которым относятся: «Лекции о камеральном образовании» (1846-1848), «О пользе педагогической литературы»(1857), «О народности в общественном воспитании» (1857), а также во всех тех работах, где им исследовались различные факторы и средства, которые могут быть использованы в целенаправленной учебно-воспитательной деятельности.

В своих работах Ушинский говорил, что предмет всех наук и каждой из них в отдельности не остается постоянным, но является исторически изменчивым. Он не соглашался с теми немецкими философами и психологами, которые все, что только можно представить в систематическом изложении, называли наукой, в результате чего исчезали границы между наукой и практической деятельностью, а правила именовались законами. Ушинский считал, что главным признаком науки должен служить ее предмет исследований, завершающихся открытием истины, вытекающей из самой сущности вещей. Ушинский так же говорил: «возле всякой науки может образоваться искусство, которое будет показывать, каким образом человек, может извлечь выгоды в жизни, пользуясь положениями науки; но эти правила пользования наукой не составляют еще науки…»

Для доказательства своей точки зрения Ушинский приводил аргументы, согласно которым искусство практического приложения выводов науки может состоять из бесконечного множества бесконечно изменяющихся правил, определяемых произвольными желаниями человека. Выводы науки имеют вполне объективный характер, тогда как в искусстве их практического применения преобладает субъективное начало. В отличии от правил, которые могут изменяться в зависимости от воли и желания человека, «истины науки не изменяются произвольно, а только развиваются; и это развитие состоит в том, что человек от причин более видимых восходит к причинам более глубоким, или, что все равно, приближается более и боле к сущности предмета».

В отличие от своих предшественников Ушинский вдруг утверждает, что педагогика не наука, а искусство, что неправильно было считать педагогику и медицину искусством лишь на том основании, что они изучают практическую деятельность и стремятся творить то, чего нет. Неправильно считать, что любая теория, любая наука, приложенная к практике, перестает быть наукой и становится искусством.

Официальной педагогике, которая основывалась на божественном откровении, он противопоставлял свое понимание связи искусства воспитания с действительной, а не мифологической наукой о человеке, которая одна только и должна служить основанием практической педагогической деятельности. Для педагогики представляют интерес науки, «из которых почерпает знания средств, необходимых ей для достижения ее цели… все те науки, в которых изучается телесная или душевная природа человека, и изучается притом не в мечтательных, но в действительных явлениях». К данной науке Ушинский имел свой индивидуальный подход, согласно которому педагогика должна быть «собранием фактов, группированных на столько, насколько позволяют сами эти факты». К.Д. Ушинский доказывал, что если большинство наук только открывает факты и законы, но не занимается разработкой их приложения и практической деятельности, то педагогика существенно отличается в этом отношении. Задачу педагогики Ушинский видел в «изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания». Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы «открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».

Источник

К.Д. Ушинский о педагогике как науке и искусстве. О народности воспитания.

В XIX в. было много блестящих педагогов, методистов, достойно представлявших психолого-педагогические науки, но среди них не было педагога-философа, педагога-теоретика и в то же время практика, равного К.Д. Ушинскому.
К.Д.Ушинский — один из тех педагогов, которые в науке опередили свое время, К числу научно обоснованных им идей, по-настоящему невостребованных в свое время, но вставших со всей полнотой перед современной системой образования, относится идея развивающего и воспитывающего обучения.
Он сумел создать первую в России стройную педагогическую теорию, которая актуальна и значима и в наши дни. В его работах раскрывается суть и значение развивающего обучения, которое формирует гармоничную личность, «совершенного человека».
Значительное внимание К.Д.Ушинский уделял методологии педагогики. В своих работах он неоднократно обращается к вопросу о предмете педагогики, рассматривает педагогику как науку сочетающую в себе психологию, физиологию, социологию. Так как деятельность педагога направлена на создание личности, то Ушинский сравнивает деятельность педагога с созданием творческого произведения, а поэтому склоняется больше к рассмотрении педагогики не в качестве науки, а в качестве искусства.

Ушинский и педагогике как науке и искусстве

Заключение

Велики заслуги Ушинского в духовном объединении и идейном сплочении прогрессивных педагогических сил в самой России. Все лучшие отечественные педагоги так или иначе были последователями Ушинского. «Наука потому и наука, что принимает в свою область только те выводы, которые справедливы по законам общего человеческого мышления». Вывод о том, что воспитание народно, национально, следует считать научным, ибо он, выражаясь словами самого Ушинского, справедлив по законам общего человеческого мышления. «Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов».
Поэтому, по Ушинскому, педагогика — это и наука, и искусство воспитания. Осуществлять научные задачи и быть искусным педагогом и есть призвание учителя, дело которого, «скромное по наружности», — одно из величайших дел истории».

Источник

на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть картинку на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Картинка про на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству

на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть картинку на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Картинка про на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству

на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть картинку на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Картинка про на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству

на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть картинку на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Картинка про на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству

на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть картинку на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Картинка про на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству

на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть картинку на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Картинка про на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству

на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть картинку на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Картинка про на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству

на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Смотреть картинку на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Картинка про на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству. Фото на каком основании к д ушинский приравнивал педагогику к искусству

К.Д. УШИНСКИЙ: ПЕДАГОГИКА КАК ИСКУССТВО

По мнению К.Д. Ушинского, творчество воспитателя должно иметь следующие три источника: народность, христианство, наука [3, с. 132-135].

Первоочередное выделение народности в этом списке он обосновывал причиной определяющего влияния национальных особенностей на личность индивида, а также печальной участи человека, воспитанного на чужом языке и культуре.

В понятие народности К.Д. Ушинский включал патриотизм с идей служения народу, любовь к родной природе, языку, народному творчеству: «Чувство народности так сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и благородного оно гибнет последнее. Взяточник, истачивающий, как червь, силы своей родины, сочувствует её славе и её горю. В злодее, в котором потухли все благородные человеческие чувства, можно ещё доискаться искры любви к отечеству: поля родины, её язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Удивительно ли после этого, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Каким же образом воспитание, посредством которого новые поколения людей связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от народности?» [3, с. 132-133].

В своих воспоминаниях о детских годах К.Д. Ушинский писал о том, какое впечатление производила на него природа родного края: «.. прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; день, проведённый ребёнком посреди рощи и полей. стоит многих недель, проведённых на учебной скамье». Он удивлялся, почему в педагогическом творчестве так мало используется огромный воспитательный потенциал общения молодёжи с природой и рекомендовал обустраивать учебные заведения за городом в живописных местах [3, с. 287].

Вместе с тем, вопреки духу своего времени, К.Д. Ушинский не идеализировал народность. По его мнению, наряду с национальными достоинствами существуют и национальные недостатки. Однако «есть только один идеал совершенства, пред которым преклоняются все народности, это идеал, представляемый нам христианством. Всё, чем человек может и должен быть, выражено в божественном учении, и воспитанию остаётся только, прежде всего и в основу всего, вкоренить вечные истины христианства. Оно даёт жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне, впереди человека и народов; за ним должно стремиться. истинное воспитание» [3, с. 134].

Список использованных источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *