на каком основании может быть полностью прекращена эксплуатация объектов оказывающих прямое или
Волею случая довелось в этом году подменять коллегу и вести занятия по спецкурсу «Деликтные обязательства». Есть ряд интересных вопросов, но начать хотелось бы с того, что обозначен в заголовке блога. Тем более, что параллельно приходится участвовать в соответствующем судебном споре на стороне ответчика. Так что делаю поправку на возможную необъективность в вопросе и заранее принимаю любую конструктивную критику.
Также нам с коллегами попалось несколько судебных постановлений, в которых судьи прямо высказываются в пользу первоочередного применения мер административного реагирования и исключительность санкций, установленных п. 1 ст. 1065 ГК РФ. Приведу одну цитату:
«. Положения п. 1 ст. 1065 ГК РФ не содержат указания на временное приостановление деятельности по эксплуатации объекта, а предусматривает бессрочное запрещение такой деятельности. По смыслу этой нормы, должны быть неустранимые нарушения действующего законодательства, создающие опасность причинения вреда в будущем при осуществлении деятельности (в отличие от административного приостановления деятельности на срок до 90 суток, предусмотренного нормами КоАП РФ). В материалах дела доказательств неустранимых нарушений при эксплуатации помещения ночного клуба не имеется.
Более того, в случае невыполнения предписаний органа пожарного надзора по устранению нарушений пожарной безопасности при их устранимости, действующим законодательством предусмотрен иной способ защиты прав, в том числе и неопределенного круга лиц, не в рамках иска на основании п. 1 ст. 1065 ГК РФ, а применением административных мер к организации, не выполняющей требования предписаний об устранении нарушений противопожарных норм, включая наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 1 ст. 3.12 КоАП), которое назначается только в случаях, предусмотренных статьями особенной части Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. К подобному наказанию ответчик не привлекался, в связи с чем установление запрета на основании ст. 1065 ГК РФ является преждевременным» (апелляционное определение Свердловского областного суда от 20.02.2019 по делу № 33-2544/2019).
На мой взгляд, вполне здравые рассуждения судей. Я не то чтобы против закрытия всякого рода пластмассовых детских развлекательных центров или пожароопасных баров, саун и пр. Просто на мой взгляд, кто-то не дорабатывает, а прокуратура как всегда старается за всех. Дело должно приходить к судье (если говорить об иске по ст. 1065 ГК РФ) с полной картиной происходящего в здании, какие предписания выдавались ответчику, исполнялись или нет, привлекался ли он к административной ответственности и т.д. В противном случае, судье д.б. трудно мотивировать положительное решение по подобному иску? Мне было бы трудно.
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Разъяснения по отдельным вопросам постановки на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Кому необходимо подать заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет
В соответствии с требованиями статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны поставить на государственный учет эксплуатируемые ими объекты НВОС.
Объекты НВОС делятся по степени негативного воздействия на окружающую среду на I, II, III и IV категории, критерии определения категорий объектов НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398.
Уровень государственного реестра (федеральный или региональный), в который будет поставлен объект НВОС на учет, определяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.
Постановка на государственный учет объектов, которые не соответствуют ни одной из категории объектов НВОС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, не предусмотрена.
О заполнении заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Заявка готовится на каждый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду и эксплуатируемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вне зависимости от того находится он в собственности или передан для эксплуатации по договору аренды.
По объекту НВОС, подлежащему региональному государственному экологическому надзору, заявка представляется в Природнадзор Югры в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 572 «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Правила).
В соответствии с Правилами все действия по ведению государственного реестра осуществляются в электронном виде.
Об уровне поднадзорности
Уровень поднадзорности объекта НВОС (федеральный или региональный) определяется согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» (далее Критерии № 903). На основании п.7.1. ст. 65 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется только федеральный государственный экологический надзор (ред. от 11.08.2020).
Объект, относящийся к IV категории объекта НВОС (согласно постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»), но соответствующий хотя бы одному из Критериев № 903 постановления, является объектом федерального государственного экологического надзора и подлежит постановке на государственный учет Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора. Исключение составляет соответствие объекта пункту 3″б» Критериев № 903, так как объектом земельных отношений является собственно земельный участок, который не является объектом НВОС.
Учитывая, что постановление № 903 имеет большую юридическую силу, чем приказы Минприроды России от 29.10.2010 № 476 «Об утверждении перечней объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащие федеральному государственному надзору», при определении органа исполнительной власти, уполномоченного на постановку на учет объектов НВОС, необходимо руководствоваться именно Постановлением № 903.
О способах представления заявки
О достоверности предоставляемых данных о сбросах, выбросах, отходах
В связи с требованием о наличии в государственном реестре объектов НВОС достоверных данных рекомендуется при заполнении сведений в форме Заявки в части указания фактических данных по выбросам (за исключением радиоактивных загрязняющих веществ), сбросам, отходам, указывать данные:
— федерального статистического наблюдения по формам № 2-ТП (воздух), № 2-ТП (водхоз) и № 2-ТП (отходы) ;
— производственного экологического контроля;
— отчетности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Правилами не предусмотрено осуществление проверки достоверности сведений, указанных в заявке. Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 69 Закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов НВОС осуществляется в целях получения достоверной информации о таких объектах.
Умышленное искажение информации, содержащейся в заявке, является административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Об указании географических координат
Координаты угловых точек объекта приводятся в формате десятичных градусов, в проекции WGS 84, точность – 6 знаков после запятой. Рекомендуется для получения координат пользоваться либо имеющейся документацией на объект, либо сервисом публичной кадастровой карты Росреестра.
Для точечных объектов указывается одна точка.
Для площадных объектов должно указывается не менее трех точек в порядке их следования по периметру объекта.
Для линейных объектов указывается последовательно не менее двух-трех точек. Линейными объектами являются трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Представление информации о географических координатах источников негативного воздействия на окружающую среду, включенных в заявку о постановке на учет объекта НВОС, является обязательным требованием (подпункты «д», «ж» п. 5 Правил).
Согласно п. 39 Правил Природнадзор Югры не может самостоятельно исправить ошибки, допущенные при заполнении заявки.
В этой связи, если в ходе рассмотрения заявки выявлен факт представления недостоверных координат, такой факт рассматривается как отсутствие сведений, подлежащих включению в реестр, и соответственно, как основание для отказа в постановке объекта НВОС на государственный учет.
О разграничении понятий: хозяйственно-бытовые сточные воды и промышленные сточные воды
Понятие использования вод для бытовых нужд в законодательстве об охране окружающей среды не установлено, вместе с тем, при определении данного термина возможно руководствоваться законодательством о водоснабжении и водоотведении. Так, в п. 18 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено понятие питьевой воды (вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
В приложении 4 к Правилам-644 содержится перечень производственных процессов, при осуществлении которых абонент обязан иметь локальные очистные сооружения и осуществлять сброс в централизованную систему водоотведения сточных вод, прошедших предварительную очистку. К таким процессам, в том числе, относятся машиностроение, гальваническое производство, производство строительных материалов и конструкций, отдельные виды пищевого производства и другие процессы.
В случае если хозяйствующий субъект относится к категории абонентов, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, либо осуществляет деятельность, указанную в приложении 4 к Правилам-644, и обязан, таким образом, иметь локальные очистные сооружения, использование вод таким субъектом не является использованием вод для бытовых нужд.
Соответственно, если абонент осуществляет использование вод не только для бытовых нужд, то он не соответствует уровню воздействия на окружающую среду, указанному в пп. «2» п. 7 Критериев № 2398, и, таким образом, на основании пп. «5» п. 6 Критериев, подлежит отнесению к III категории.
О представлении сведений об отходах (сторонних организаций или собственных)
Юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность, в том числе посредством размещения отходов собственного производства или принимаемых от сторонних организаций отходов для размещения на собственной территории.
В форме Заявки в части, касающейся сведений об отходах, предусмотрено указание сведений только о размещении отходов (раздел II «Сведения о воздействии объекта на окружающую среду», п. 4 «Сведения о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов)», раздел III «Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды», «Утвержденный лимит размещения отходов (реквизиты документа, орган выдавший, срок действия)».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается «хранение и захоронение отходов» (далее – Закон № 89-ФЗ).
В случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельность по размещению отходов на эксплуатируемых объектах НВОС не осуществляется, разделы формы Заявки, касающиеся сведений об отходах, не заполняются (в соответствующих строках формы Заявки делается запись: «Деятельность по размещению отходов не осуществляется»).
О выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух относящихся к I и II классам опасности
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее – Перечень ЗВ) утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р.
Классы опасности загрязняющих веществ установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 № 114 «О введении в действие ГН 2.1.6.1338-03».
О плате за негативное воздействие на окружающую среду
Вопросы исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду не связаны напрямую с определением объекта НВОС, поэтому подготовка соответствующих отчетов и внесение платы осуществляется в соответствии с п.1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ и требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», система государственного управления в области охраны окружающей среды (нормирование и разрешительный характер воздействия на окружающую среду, платежи за негативное воздействие, производственный контроль и государственный экологический надзор) будет реформирована поэтапно в период с 2019-2025 гг.
От исполнения указанной обязанности будут освобождены лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. При этом, присвоение категории объекту осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Постановка объектов на государственный учет производится на основании заявки, подаваемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, предусмотрена административная ответственность. Таким образом, освобождение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду будет возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории, подтверждаемой выданным юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю свидетельством о постановке на государственный учет этого объекта.
Прокурор разъясняет
С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон №248-ФЗ), существенно изменяющий действующий уже более 10 лет порядок организации и осуществления контрольно-надзорных мероприятий в отношений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Законом №248-ФЗ предусмотрены пределы правового регулирования.Так, его положения не распространяются на мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания; оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе; проверку устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности; деятельность судов и органов прокуратуры и др.
Закон №248-ФЗ устанавливает приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным. Наряду с ранее применяемыми контролирующими органами профилактическими мероприятиями закреплен ряд новых:
Федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрена независимая оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, проводимая организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации.
При подтверждении соблюдения обязательных требований контролируемому лицу выдается соответствующее заключение.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемого лица в течение срока действия заключения о соответствии не проводятся, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.
Закон №248-ФЗ значительно расширяет перечень контрольно-надзорных мероприятий.Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении семи контрольных (надзорных) мероприятий.
Помимо ранее предусмотренных Законом №294-ФЗ контрольных закупок, рейдовых осмотров, документарных и выездных проверок Закон №248-ФЗ регламентирует следующие мероприятия:
Закон №248-ФЗ содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, инструментальное обследование, экспертиза, эксперимент и др. Это обеспечит дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.
Кроме того, предусмотрено проведение двух мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом: наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.
Выездное обследование является новеллой Закона № 248-ФЗ. В ходе его проведения инспектором осуществляется визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. При этом должностным лицом может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов.
Законом № 248-ФЗ скорректированы основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий. К ним отнесены:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа.
Значительно сокращены сроки проверок. По общему правилу указанный срок не должен превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
Законом №248-ФЗ сроки проведения контрольной закупки, мониторинговой закупки, выборочного контроля определяются периодом времени, в течение которого обычно осуществляется соответствующая сделка, проводятся необходимые инструментальные обследования, изъятия проб (образцов) продукции (товаров), испытания или необходимые экспертизы.
Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
(Управление по надзору за соблюдением федерального законодательства)
На каком основании может быть полностью прекращена эксплуатация объектов оказывающих прямое или
Бабикова Юлия Аркадиевна
Проект ПДВ и разрешение действуют до 2024 года. За это время некоторые источники выбросов перестают функционировать. Стоит ли переоформлять проект ПДВ для III категории НВОС?
Да, в данном случае можно переоформить нормативы выбросов, если изменились технологические процессы предприятия, в том числе в случае вывода из эксплуатации оборудования.
При этом для объектов III категории предусмотрена необходимость расчета нормативов допустимых выбросов только для веществ I, II класса опасности. Более подробно — в обосновании.
Обоснование:
Хозяйствующие субъекты, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать в том числе проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ)).
В настоящее время хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах III категории негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), должны:
— представить отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 11 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ).
Следовательно, если в выбросах отсутствуют вещества I, II класса опасности, рассчитывать нормативы допустимых выбросов (далее — НДВ) не требуется — только представлять отчетность о выбросах.
Форма отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух в настоящий момент на уровне федерального законодательства не утверждена.
Тем не менее Минприроды России полагает достаточным представление указанной отчетности в виде отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — ПЭК) и статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме № 2-ТП (воздух) (Письмо Минприроды России от 23.12.2019 № 12-29/32272 «О представлении отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух»).
При исчислении платы за НВОС лицами, осуществляющими деятельность на объектах III категории НВОС, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах НДВ, за исключением веществ I, II классов опасности, для которых рассчитываются НДВ (п. 11_1 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255).
Расчет НДВ осуществляется в соответствии с требованиями:
— Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055;
— Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581.
НДВ утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте III категории НВОС, самостоятельно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии НДВ санитарным правилам (п. 10 Положения).
Кроме того, для объектов, за исключением объектов, получающих комплексное экологическое разрешение (объекты I и II категории НВОС), НДВ подлежат изменению в следующих случаях (п. 11 Положения):
— изменения на объекте технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая ввод в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) технологического оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
— два превышения (и более) более чем на 25% показателей максимальных разовых выбросов по конкретному веществу на объекте, установленных по результатам ПЭК или государственного экологического надзора, или изменения более чем на 10% суммарных годовых (валовых) показателей выбросов от объекта либо возникновения в выбросах от объекта ранее не учтенных выбросов веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых принимаются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
То есть даже в случае уменьшения количества источников выбросов необходимо внести изменения в НДВ.
Тем не менее процедура внесения изменений в действующие НДВ не предусмотрена.
Таким образом, можно сделать вывод, что в случае изменения технологических процессов предприятия, в том числе при выводе оборудования из эксплуатации, необходимо разработать новые НДВ, если в состав выбросов входят вещества I, II класса опасности.
Также сведения об объектах, оказывающих НВОС, подлежат актуализации в связи с представлением хозяйствующими субъектами в том числе сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды (п. 6 ст. 69_2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от НВОС и (или) может быть принято решение о включении (об исключении) объекта в перечень (из перечня) объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (п. 29 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572).
Больше консультаций вы найдете в разделе «Экология в вопросах и ответах».
Улитин Михаил Михайлович
С какого момента отход считается образованным?
Законодательством не определен момент образования отходов.
Считаем, что моментом образования отхода является факт его непосредственного образования при:
С точки зрения проверочных мероприятий фактом образования будет являться отражение отхода в учетной документации.
Обоснование:
Отходы производства и потребления — это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ)).
Для отнесения материальных объектов к отходам производства и потребления хозяйствующему субъекту необходимо определить, что именно в процессе осуществления его деятельности является:
Соответственно, отход является результатом производства, выполнения работ, оказания услуг.
Хозяйствующему субъекту необходимо вести учет отходов (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Таким образом, фиксация образования отходов осуществляется при ведении учета отходов.
Стоит отметить, что надзорный орган может проверить факт образования отходов при проверке документов.
Больше консультаций вы найдете в разделе «Экология в вопросах и ответах».
Теремязева Винэта Борисовна
— Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
— Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87;
— Инструкцией о порядке проведения экологической экспертизы воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха по проектным решениям ПНД 1-94.
Обоснование:
1. Оценка воздействия на окружающую среду — это вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности хозяйствующих субъектов (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
С 01.09.2021 процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов будет регламентирован Требованиями к материалам оценки воздействия на окружающую среду (далее — Требования), утвержденными Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999.
Понятие планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности в Требованиях не содержится.
При этом в п. 5 Требований указано, что материалы ОВОС используются при подготовке обосновывающей документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности при прохождении государственной экологической экспертизы (и общественной экологической экспертизы) в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ).
В контексте ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ под иной деятельностью следует понимать деятельность, которая подлежит проверке на соответствие экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Кроме того, результаты ОВОС отражаются в составе проектной документации, в разделе «Мероприятия по охране окружающей среды», в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее — Положение № 87), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.
Положение № 87 является обязательным для подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (абз. «б» п. 1 Положения № 87).
Следовательно, если для осуществления деятельности предусмотрена разработка раздела «Мероприятия по охране окружающей среды», то требуется проведение процедуры ОВОС.
Стоит отметить, что в п. 6 Требований содержится исключение и Требования не применяются в случаях доработки проектной документации по замечаниям экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, если вносимые корректировки не затрагивают разделы документации, содержащие мероприятия по охране окружающей среды.
2. Помимо вышеуказанных нормативных правовых актов, указывающих на необходимость разработки ОВОС дополнительно, можно указать на следующую документацию:
— при разработке предпроектной и проектной документации на строительство новых объектов и реконструкцию (расширение) существующих следует также учитывать выбросы загрязняющих веществ, давать оценку их воздействия на окружающую среду и предложения по нормативам допустимых выбросов, которые будут действовать после введения объекта в эксплуатацию, а также в период строительства нового или реконструкции существующего производства, — п. 5.5 ГОСТ Р 58577-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов»;
— Инструкцию о порядке проведения экологической экспертизы воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха по проектным решениям ПНД 1-94. Минприроды устанавливает требования в части рассмотрения и проведения экологической экспертизы предпроектных и проектных материалов на строительство (реконструкцию, расширение, техническое перевооружение) народно-хозяйственных объектов на территории РФ в части воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду.
Больше консультаций вы найдете в разделе «Экология в вопросах и ответах».
Треглазов Роман Васильевич
Может ли эколог самостоятельно провести инвентаризацию отходов на предприятии?
Как производится инвентаризация отходов на предприятии? Какие нужны документы?
1. Да, эколог на предприятии может самостоятельно провести инвентаризацию отходов.
2. В настоящее время законодательно не закреплены требования к процедуре инвентаризации отходов производства и потребления. Примерный алгоритм действий приведен в обосновании.
3. В качестве первичных документов для инвентаризации отходов следует использовать:
— данные о технологических процессах производства (технологические карты);
— данные учета отходов.
Обоснование:
1–3. 01.01.2021 вступил в силу Порядок учета в области обращения с отходами (далее — Порядок), утвержденный Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028.
При организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (п. 7 Порядка):
— выявляются вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений;
— выявляются изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;
— проводятся паспортизация отходов и отнесение отходов к конкретному классу опасности.
Рекомендуемый образец состава образующихся видов отходов, подлежащих учету, приведен в Приложении № 1 к Порядку.
По смыслу состав образующихся видов отходов, подлежащих учету, представляет собой данные инвентаризации отходов производства и потребления.
Таким образом, для проведения инвентаризации отходов на предприятии необходимо:
1) Определить полный перечень всех отходов, образующихся на предприятии (от каждого этапа производства, включая административные помещения).
2) Для каждого вида отхода установить:
— происхождение или условия образования вида отхода;
— агрегатное состояние и физическую форму вида отхода;
— химический и (или) компонентный состав вида отхода.
3) Объединить полученные данные в единую таблицу (Приложение № 1 к Порядку).
При этом в качестве первичных документов для инвентаризации отходов следует использовать:
— данные о технологических процессах производства (технологические карты);
— данные учета отходов.
Учитывая, что все данные об образующихся отходах можно получить при взаимодействии структурных подразделений предприятия, эколог может самостоятельно провести инвентаризацию отходов.
Стоит отметить, что периодичность внесения изменений в состав образующихся видов отходов, подлежащих учету, не определена, следовательно, инвентаризация может проводиться по мере образования новых видов отходов.
Дополнительно обращаем ваше внимание, что сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектах их размещения должны быть включены в программу производственного экологического контроля (п. 2 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74).
Больше консультаций вы найдете в разделе «Экология в вопросах и ответах».
Улитин Михаил Михайлович
Как определить, к какому уровню надзора (региональному или федеральному) относится объект негативного воздействия на окружающую среду?
Определить уровень надзора можно в соответствии со специальными критериями или при анализе свидетельства о постановке объекта негативного воздействия на окружающую среду на государственный учет.
Обоснование:
Федеральный государственный экологический надзор организуется и проводится при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень (п. 6 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ)).
Исходя из этого, если объект НВОС не соответствует Критериям, то он подлежит региональному экологическому надзору.
Соответственно, если объект НВОС соответствует Критериям, то он подлежит федеральному надзору.
Стоит отметить, что при осуществлении хозяйствующими субъектами хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают НВОС, и если хотя бы один из них подлежит федеральному государственному экологическому надзору, то в отношении всех объектов у хозяйствующего субъекта осуществляется только федеральный государственный экологический надзор (п. 4 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Также объекты, оказывающие НВОС, подлежат постановке на государственный учет хозяйствующими субъектами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах:
По результатам постановки объекта на государственный учет выдается свидетельство о постановке объекта на государственный учет (п. 4 ст. 69_2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Следовательно, если объект поставлен на учет в Росприроднадзоре, то он подлежит федеральному надзору. Если в органе исполнительной власти субъекта РФ, то региональному.
Таким образом, узнать уровень надзора можно при анализе свидетельства о постановке объекта на государственный учет.
Улитин Михаил Михайлович
Необходимо ли объектам II категории негативного воздействия на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения использовать локальные очистные сооружения?
Нет, обязанность использовать локальные очистные сооружения перед направлением сточных вод в центральную систему водоотведения законодательством не предусмотрена.
Основание:
Вне зависимости от категории объекта негативного воздействия обязательства по предварительной очистке сточных вод перед передачей их в централизованные системы водоотведения в нормативных правовых актах не прослеживаются.
В соответствии с законодательством сброс сточных вод в водный объект — также допустим для предприятий всех категорий, при условии что сток должен пройти предварительную очистку. Сброс неочищенных стоков в водные объекты — запрещен (п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ).
Взаимоотношения по передаче сточных вод для дальнейшей обработки в специализированные организации через централизованные системы водоотведения регулируются достаточно детально целым блоком нормативно-правовых актов.
— абонент — это юридическое лицо, заключившее договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;
— водоотведение — это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
— организация, осуществляющая водоотведение (далее — организация ВКХ), — это юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем водоотведения либо отдельных объектов таких систем.
— организация ВКХ по договору водоотведения обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения (далее — ЦСВ) и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект;
— абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством РФ, производить организации ВКХ оплату водоотведения.
Обязанности организации ВКХ при заключении договора на водоснабжение и водоотведение перечислены в п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее — Правила).
Обязательства абонента при заключении договора на водоснабжение и водоотведение перечислены в п. 35 Правил.
Из установленных законом требований при заключении договора на водоотведение не предусмотрена обязанность абонента использовать локальные очистные сооружения с целью предварительной очистки сточных вод. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение о необходимости установки оборудования по предварительной очистке в случае превышения допустимого состава и свойств сточных вод. Значительные превышения норм допустимых сбросов отразятся для абонента на платежах за превышение допустимых показателей и нагрузку на централизованные сети.
Леонова Надежда Валерьевна
В каком НПА указан срок действия плана мероприятий при НМУ?
Законодательством РФ не установлен конкретный срок действия плана мероприятий при НМУ. По нашему мнению, необходимость разработки нового плана мероприятий при НМУ наступает с момента технологических изменений производственных процессов.
Обоснование:
Требованиями не установлен конкретный срок действия разработанного хозяйствующим субъектом плана мероприятий при НМУ.
Необходимо отметить, что разработка мероприятий при НМУ проводится на основании (п. 6 Требований):
— данных по инвентаризации стационарных источников выбросов;
— результатов расчетов рассеивания выбросов;
— результатов расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов;
— сведений о результатах государственного мониторинга атмосферного воздуха и санитарно-гигиенического мониторинга;
— сведений о превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны по результатам осуществления государственного экологического надзора.
Следовательно, при изменении технологических процессов производства, таких как, например, сокращение или увеличение объемов выбросов, изменение количества источников выбросов или объемов производства и т. д., необходим обязательный пересмотр сведений, на основании которых разрабатываются мероприятия при НМУ. Следовательно, в данном случае необходимо разработать новый план мероприятий при НМУ, так как внесение изменений в уже имеющийся документ Требованиями не предусмотрено.
Леонова Надежда Валерьевна
В связи с новым порядком учета в области обращения с отходами предусмотрено при заполнении таблиц учета отображать передачу отходов гражданам.
Может ли юридическое лицо передавать отходы V класса опасности физическим лицам с целью личного использования? Какие документы следует оформлять в данном случае?
1. Да, юридическое лицо может передавать отходы V класса опасности физическим лицам с целью личного использования.
2. В данном случае передача отходов должна быть оформлена договором между сторонами или заявлением физического лица о желании получить указанные отходы V класса опасности и приказом по хозяйствующему субъекту.
Обоснование:
Следовательно, при обращении с отходом V класса опасности лицензия на обращение с отходами не требуется, и он может быть передан другим лицам, не имеющим лицензии.
Приложение № 3 к Порядку учета в области обращения с отходами (далее – Порядок), утвержденному Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028, предусматривает указание данных по передаче отходов V класса опасности гражданам. В данном случае обязательно указывается место проживания граждан (населенный пункт) (п. 13 Порядка).
Иными словами, нормативным правовым актом (Порядком) допускается с 01.01.2021 передавать отходы V класса опасности физическим лицам (гражданам).
2. Документами, подтверждающими количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов (п. 9 Порядка).
В случае передачи отходов V класса опасности гражданам в столбце 12 Приложения № 3 к Порядку указываются названия и реквизиты документов, на основании которых были переданы отходы (например, реквизиты заявления гражданина, приказ по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю), а в столбце 13 Приложения № 3 к Порядку ставится прочерк (п. 13 Порядка).
Таким образом, нормативными правовыми актами не установлен конкретный вид документа, подтверждающий факт передачи отходов V класса опасности физическим лицам. Поэтому в данном случае хозяйствующий субъект вправе сам выбрать форму документа, подтверждающего факт такой передачи отхода.
Улитин Михаил Михайлович
В связи с опубликованием Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 нужно ли менять категорию объекта негативного воздействия на окружающую среду (НВОС)?
Нет, менять категорию объекта НВОС не нужно.
Обоснование:
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ).
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 не содержит положений о применении Критериев до 01.01.2021.
Исходя из этого Критерии действуют с 01.01.2021.
Следовательно, если объект негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС) был поставлен на учет до 01.01.2021, то заново ставить объект с 01.01.2021 не нужно.
В данном случае не нужно актуализировать сведения, так как отсутствуют основания для актуализации (п. 6 ст. 69_2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Таким образом, новые Критерии будут действовать при постановке новых объектов на учет с 01.01.2021.
Треглазов Роман Васильевич
В связи со вступлением в силу Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 утрачивают ли свое действие паспорта и материалы обоснования отходов, оформленные до 1 января 2021 года?
Нет, вступление в силу 01.01.2021 перечисленных приказов Минприроды России не влечет за собой утрату силы оформленных ранее паспортов на отходы.
Обоснование:
Под обратной силой законов и иных нормативных правовых актов понимают распространение их действия на случаи, имевшие место до вступления их в юридическую силу.
По умолчанию закон, устанавливающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ).
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ).
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 не содержит указаний относительно его распространения на правоотношения, возникшие до 01.01.2021.
Следовательно, природопользователи обязаны применять положения Порядка при необходимости разработки паспортов на отходы после 01.01.2021.
Разработанные до 01.01.2021 паспорта на отходы I–IV классов опасности не прекращают своего действия.
Леонова Надежда Валерьевна
Не противоречит ли требованиям запись в актах приема-передачи отходов при выполнении норматива утилизации «прием-передача для прессования макулатуры (отходы упаковочного гофрокартона) и дальнейшая ее передача на утилизацию» вместо «утилизация отходов»?
Какой ОКВЭД должен быть у предприятия, которому передаются отходы на утилизацию с целью выполнения норматива утилизации?
1. Нет, передача отхода на утилизацию с предшествующей ей обработкой отхода (прессование) (или брикетированием — упаковкой отхода) с соответствующей записью в актах не противоречит требованию законодательства РФ, т. к. в данном случае состав отхода не меняется.
2. По нашему мнению, предприятие, которому передаются отходы на утилизацию, должно иметь ОКВЭД 38 — сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья.
1. Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ)).
Также обработка отходов — деятельность, связанная с выполнением каких-либо технологических операций, которые могут привести к изменению физического, химического или биологического состояния отходов для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (п. 5.32 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»).
К обработке относят также разложение отходов — деятельность, связанную с выполнением биохимических, биологических, физико-химических операций над опасными отходами, приводящих к возможности их утилизации.
Таким образом, прессование отходов, по нашему мнению, может быть классифицировано как обработка отходов.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности подлежит лицензированию (пп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Кроме того, в соответствии с п. 5.1 ГОСТ Р 53 692-2009 «Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (далее — ГОСТ Р 53692-2009), устанавливается девять этапов технологического цикла отходов, подлежащих ликвидации. Отдельным этапом идут упаковка и маркировка.
Упаковка и маркировка отходов (6-й этап) состоят в обеспечении установленными методами и средствами (с помощью укладки в тару или другие емкости, пакетирования, брикетирования с нанесением соответствующей маркировки) целостности и сохранности отходов в период помещения их в упаковку и тару, сортировки, погрузки, транспортирования, складирования, хранения в установленных местах (п. 5.7 ГОСТ Р 53692-2009).
Иными словами, прессование также может представлять собой технологическую стадию упаковки отходов.
Обеспечение выполнения Нормативов утилизации может осуществляться (п. 4 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):
1) непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров;
2) путем заключения договоров с:
Норматив утилизации может быть выполнен за счет утилизации отходов, входящих в одну или несколько групп товаров в соответствии с Перечнем готовых товаров, при условии аналогичного назначения таких товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования (п. 4.1 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
1) договорами в соответствии с п. 4–5 ст. 24_2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, если нормативы утилизации обеспечиваются путем создания ассоциации или заключения договоров с:
2) актами утилизации отходов от использования товаров. Сведения о договорах и актах включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации (далее — Отчетность) (пп. 9_2 п. 9 ст. 24_2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Таким образом, нормативными правовыми актами не запрещено прессование отходов перед утилизацией, т. к. фактически состав отхода не меняется. Однако в данном случае большое значение имеет именно наличие акта о выполнении утилизации переданных хозяйствующим субъектом отходов, который будет являться основанием для составления отчетности о выполнении норматива утилизации.
Класс ОКВЭД 38 относится к «Разделу E — Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» классификатора 2020 года ОКВЭД-2.
Леонова Надежда Валерьевна
Есть ли какой-нибудь нормативный документ (ГОСТ, ФЗ, СП, СанПиН), в котором бы прописывалась возможность снятия плодородного слоя почвы, загрязненного нефтью при аварии нефтепровода, без разрешения, т. к. необходимо принять оперативные меры по ликвидации аварии?
Нет, на сегодняшний день отсутствует нормативный документ, в котором прописана возможность снятия плодородного слоя почвы на этапе ликвидации аварии без получения соответствующего разрешения.
Обоснование:
Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 (далее — Правила).
Правила устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду.
Мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов (п. 8 Правил):
Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает для случаев разлива нефти и нефтепродуктов действия в два этапа. Второй этап предполагает работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов, которые осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Из изложенного следует, что первый этап работ по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов не предусматривает в качестве обязательных мероприятий снятие и перемещение плодородного слоя почвы. Указанные действия возможны лишь при последующих работах по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов в рамках рекультивации земель.
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ)).
Рекультивация земель проводится согласно требованиям:
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях (п. 6 Правил рекультивации):
— земли, которые подверглись загрязнению веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды;
— нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации (п. 8 Правил рекультивации).
Также для дополнительной аргументации ответа рекомендуем ознакомиться с судебной практикой по данному вопросу.
Решение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 06.12.2019 № 21-608/2019 по делу № 21-608/2019
Из материалов дела установлено, что Обществом разработаны и выполнены мероприятия по устранению причин аварийного разлива нефти и нефтепродуктов на земельном участке сельскохозяйственного назначения в установленные сроки: место инцидента обваловано, проведены работы по зачистке загрязненного участка, вывезен загрязненный грунт, завезен чернозем, проведена рекультивация.
Следовательно, обществом проведены земляные работы, связанные со снятием и перемещением почвенного слоя. Вместе с тем проведение такого вида работ допускается только в рамках технических мероприятий по рекультивации земель (п. 8 Правил рекультивации).
В рамках первого этапа мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов общество обязано было прекратить сброс нефти и нефтепродуктов, осуществить сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств, затем разместить собранные нефть и нефтепродукты для последующей их утилизации, исключающей вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.
Пункт 8 Правил, определяя перечень и последовательность работ по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, не предполагает проведения работ по нарушению почвенного слоя земли вне рамок технических мероприятий по рекультивации земель, проводимой в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, после проведения государственной экологической экспертизы и согласования проекта с правообладателями земельного участка.
Доказательств того, что обществом проведены работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы в результате осуществления рекультивации земель, на основании согласованного проекта, материалы дела не содержат, а потому действия общества по снятию и перемещению плодородного слоя почвы обоснованно были признаны самовольными.
Суждение защитника о том, что плодородный слой почвы в результате разлива нефти и нефтепродуктов был загрязнен и утрачен, фактически представлял собой нефтешлак, материалами дела не подтверждается. Исследование плодородного слоя почвы в месте разлива нефти на предмет его утраты не проводилось, в связи с его вывозом обществом.
Действующие в настоящее время Правила и Правила рекультивации содержат аналогичный запрет на самовольное снятие плодородного слоя почвы, допускают снятие почвенного слоя в рамках рекультивации земель, которая должна осуществляться на основе разработанного проекта, включающего в себя проведение технических и (или) биологических мероприятий.
Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.
Треглазов Роман Васильевич
С региональным оператором заключен договор на вывоз отходов. По данному договору услуга региональным оператором не оказывается. Региональный оператор выставляет счет на не оказанную фактически услугу.
Обязана ли организация оплачивать данный счет?
На какой документ можно сослаться при отказе от оплаты счёта за не оказанную региональным оператором услугу?
Нет, организация не обязана оплачивать услуги, которые не были оказаны.
Доказательством невыполнения своих обязательств региональным оператором должен служить акт о нарушении обязательств по договору, составленный потребителем.
Обоснование:
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 2 ст. 24_7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора (п. 16 Форма типового договора (далее — Форма типового договора) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).
При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Также потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (п. 20 Формы типового договора).
Таким образом, при выявлении фактов неисполнения обязательств со стороны регионального оператора документом, свидетельствующим об отказе от оплаты услуг по договору, должен являться соответствующий акт, составленный потребителем.
При отсутствии актов оспорить выставленные счета на оплату можно в судебном порядке при наличии иных доказательств неисполнения региональным оператором своих обязанностей по договору.
Треглазов Роман Васильевич
На предприятии провели расчет рассеивания от источников выбросов по всем загрязняющим веществам и выявили большое количество загрязняющих веществ, выброс которых не превышает 0,1 ПДК м. р. Необходимо ли в данном случае внести изменения в программу производственного экологического контроля в разделе «План-график контроля стационарных источников»?
Да, в рамках полученных данных целесообразно внести изменения в программу ПЭК, исключив из нее загрязняющие вещества, выброс которых не превышает 0,1 ПДК м. р.
Обоснование:
В план-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы (п. 9.1.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля (далее — Требования), утвержденных Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74).
При этом в план-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК м. р. загрязняющих веществ на границе предприятия (п. 9.1.2 Требований).
Если в источнике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух только одно загрязняющее вещество из выбрасываемых равно или превышает 0,1 ПДК, то контроль проводится только по этому веществу (Письмо Росприроднадзора от 18.11.2019 № РН-03-01-32/31978).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации следует скорректировать план-график контроля, составленный в рамках программы ПЭК, исключив из него загрязняющие вещества, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК м. р. на границе предприятия.
Разрабатываем перечень мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферу в период НМУ по Приказу Минприроды России от 28.11.2019 № 811.
Хозяйствующим субъектом осуществляется определение перечня загрязняющих веществ для НМУ 1-й, 2-й и 3-й степеней опасности, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ.
У нас ОНВ III категории. Означает ли это, что учитывать надо вещества только 1-го и 2-го класса опасности, т. к. для III категории нормируются только они? Остальные вещества во внимание не брать?
Да, при определении перечня загрязняющих веществ для НМУ 1-й, 2-й и 3-й степеней опасности для объекта III категории негативного воздействия на окружающую среду учитываются только загрязняющие вещества I–II класса опасности.
27.06.2020 вступили в силу Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – Требования), утвержденные Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.
На основании сведений, указанных в п. 6 и 7 Требований, хозяйствующим субъектом осуществляется определение перечня загрязняющих веществ для неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ) 1-й, 2-й, и 3-й степеней опасности, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ (п. 9 Требований).
Нормативы допустимых выбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС) (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Таким образом, в отношении объектов III категории НВОС нормированию подлежат только вещества I–II класса опасности. В связи с этим при определении перечня загрязняющих веществ для НМУ, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов, не учитываются загрязняющие вещества III–IV класса опасности.
Улитин Михаил Михайлович
Если не поданы данные по актуализации учетных сведений НВОС, то какой срок давности данного правонарушения и является ли оно длящимся?
Срок давности данного правонарушения составляет 1 год со дня совершения правонарушения.
Нет, данное правонарушение не является длящимся.
Обоснование:
Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), подлежат актуализации в связи с представлением хозяйствующими субъектами в том числе сведений (п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»):
Если сведения не актуализовать, то возможно привлечение к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ.
Срок давности по данной статье составляет 1 год с момента совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся (п. 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Исходя из этого несвоевременная актуализация сведений об объекте НВОС не является длящимся правонарушением.
Улитин Михаил Михайлович
Как установить нормативы состава сточных вод для абонентов централизованных систем водоотведения?
Установление нормативов состава сточных вод осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.
Обоснование:
Для объектов централизованных систем водоотведения (далее — ЦСВ) поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов (далее — НДС) устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод (далее — НССВ) абонента (п. 10 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Иными словами, НССВ рассчитываются на основании НДС объектов ЦСВ поселений или городских округов.
В Правилах холодного водоснабжения и водоотведения (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, содержится порядок установления НССВ.
Орган, уполномоченный на установление НССВ, обязан в течение 30 календарных дней со дня представления рассчитанных значений НССВ организацией, осуществляющей водоотведение, установить НССВ (п. 173 Правил).
НССВ рассчитываются по формуле, представленной в п. 176 Правил, с применением показателя эффективности удаления i-го загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение.
Улитин Михаил Михайлович
При наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) обязано ли предприятие проводить инструментальные измерения на источниках выбросов и в санитарно-защитной зоне (СЗЗ)?
Да, при наступлении НМУ предприятие обязано проводить инструментальные измерения на источниках выбросов и в СЗЗ.
Обоснование:
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ) хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора (п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — Требования) утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.
Организация работ на объекте негативного воздействия на окружающую среду при получении информации об НМУ включает в том числе проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений или автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе санитарно-защитной зоны, предусмотренных программой производственного экологического контроля (п. 23 Требований).
Москаева Галина Евгеньевна
Необходимо ли организации, относящейся к III категории объектов, оказывающих негативное воздействие, согласовывать проект нормативов предельно допустимых выбросов (кроме I–II класса опасности) в Роспотребнадзоре?
Нет, для объектов III категории по уровню негативного воздействия на окружающую среду не требуется составлять проект нормативов предельно допустимых выбросов в отношении веществ III–IV класса опасности и согласовывать его в Роспотребнадзоре.
Обоснование:
Хозяйствующие субъекты для осуществления деятельности на объектах III категории негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС) должны:
— разработать нормативы выбросов для веществ I, II класса опасности (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ));
— представить отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Форма отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух в настоящий момент на уровне федерального законодательства не утверждена.
Нормативы допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В 2019 году изменения в ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ не вносились. Следовательно, схема проведения экспертизы расчета нормативов допустимых выбросов в центрах гигиены и эпидемиологии и получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения на проект в органах Роспотребнадзора остается прежней.
В связи с тем что разработка нормативов допустимых выбросов для объектов III категории НВОС осуществляется только в отношении веществ I–II класса опасности, не требуется согласование расчета нормативов допустимых выбросов в отношении веществ III–IV класса опасности в Роспотребнадзоре.
В то же время для объектов III категории НВОС законодательно не установлено требование об осуществлении расчета нормативов допустимых выбросов в отношении III–IV класса опасности и утверждения его самим хозяйствующим субъектом.
Треглазов Роман Васильевич
Может ли юридическое лицо, которому выдано предписание по устранению нарушения, обратиться в Росприроднадзор с целью переноса срока по его устранению?
Да, юридическое лицо может обратится в Росприроднадзор для переноса срока ранее выданного предписания.
Обоснование:
В случае выявления нарушений требований законодательства должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
При этом минимальные и максимальные сроки исполнения предписаний действующим законодательством не установлены.
В предписании должно быть точно установлено, что следует сделать для устранения выявленных правонарушений. При этом требования, указанные в предписании, должны быть реально исполнимы (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 09.07.2013 № 2423/13).
В этой связи органы исполнительной власти, в том числе государственного регионального экологического надзора, при установлении сроков предписания должны исходить из реальной возможности устранения правонарушений, в зависимости от каждого конкретного случая.
Исходя из сложившейся практики, при невозможности исполнения предписания в установленный срок предприятие вправе обратиться в орган, выдавший предписание, с заявлением/ходатайством (в свободной форме) о невозможности его исполнения в связи с определенными обстоятельствами.
Кроме того, Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» c 4 по 30 апреля установлены нерабочие дни, за исключением ряда предприятий и организаций.
В этой связи выполнение ранее выданного предписания со стороны юридического лица может оказаться невозможным.
Для решения данного вопроса органы государственного контроля (надзора) обязаны в течение 10 рабочих дней (после поступления ходатайства юридического лица) принимать решение о продлении сроков ранее выданных предписаний (п. 10 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля»).
Исключением являются предписания, исполнение которых влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии или иного документа, имеющего разрешительный характер.
Таким образом, юридическое лицо вправе направить в Росприроднадзор ходатайство о продлении сроков выданного ранее предписания и получить решение в течение 10 рабочих дней.
Треглазов Роман Васильевич
В июле 2020 года заканчивается действие разрешения на выброс в атмосферу загрязняющих веществ. Будет ли продлен срок его действия в связи с карантином?
Да, срок действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух продлевается на 12 месяцев из-за ограничительных мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции, но только в отношении объектов I категории по уровню негативного воздействий на окружающую среду.
Перечень срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года и действие которых продлевается на 12 месяцев (далее — Перечень), утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 440.
В Перечень входят разрешения на выброс загрязняющих веществ, полученные лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах I категории по уровню негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), сроки действия которых должны были истекать в период с 15.03.2020 по 31.12.2020 (п. 12 Перечня).
Для иных категорий НВОС продление разрешений на выбросы Перечнем не предусмотрено.
В то же время указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239 и от 28.04.2020 № 294 на территории РФ с 30.03.2020 по 08.05.2020 были установлены нерабочие дни из-за ограничительных мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В связи с данными обстоятельствами на территории РФ в 2020 году наблюдаются сложности с выполнением требований действующего законодательства (особый режим работы госучреждений, почтовых служб и государственных информационных сервисов).
Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Как правило, в таких случаях имеются в виду чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, которые нельзя было разумно ожидать либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон, а именно:
В этой связи, по нашему мнению, распространение новой коронавирусной инфекции на территории РФ в 2020 году можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы, что делает невозможным применение административных наказаний за несвоевременное получение (переоформление) разрешительной документации.
Москаева Галина Евгеньевна
Что включает в себя мониторинг окружающей среды в пределах лицензионного участка? Чем регламентируется ведение мониторинга окружающей среды в пределах лицензионного участка? Как оформляется и с кем согласовывается?
Мониторинг окружающей среды в пределах лицензионного участка и программа производственного экологического контроля — это разные вещи?
1. Под мониторингом окружающей среды в пределах лицензионного участка подразумевается комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности.
2. Ведение мониторинга окружающей среды в пределах лицензионного участка регламентируется Приказом Минприроды России от 21.05.2001 № 433 и региональным законодательством.
3. Требования к мониторингу окружающей среды в пределах лицензионного участка определяются в рамках получения участка недр в пользование и региональным законодательством.
4. Мониторинг окружающей среды в пределах лицензионного участка и программа производственного экологического контроля — разные понятия.
Обоснование:
1–4. В федеральном законодательстве существует понятие государственного экологического мониторинга.
Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) — комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в т. ч. компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ)).
Государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией (ст. 63 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Одной из составляющих государственного экологического мониторинга является государственный мониторинг состояния недр или геологической среды.
Государственный мониторинг состояния недр или геологической среды представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности (п. 1 Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр РФ (далее — Положение), утвержденного Приказом Минприроды России от 21.05.2001 № 433).
Государственный мониторинг состояния недр осуществляется на (п. 7 Положения):
Примерами региональных нормативных правовых актов, возлагающих на природопользователей дополнительные обязанности в части локального экологического мониторинга, являются:
Указанные региональные нормативные правовые акты в качестве субъектов исполнения обязанности по ведению локального экологического мониторинга предусматривают недропользователей, осуществляющих деятельность на лицензионных участках, расположенных в границах территорий соответствующих регионов государства.
Проект локального экологического мониторинга утверждается руководителем организации, владеющей лицензией на право пользования участком недр, согласовывается в соответствии с законодательством в области мониторинга окружающей среды и подлежит обязательному согласованию с Департаментом экологии Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в соответствии с п. 14 Положения об организации локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — Положение Ханты-Мансийского автономного округа), утвержденного Постановлением Правительства ХМАО — Югры от 23.12.2011 № 485-п.
При этом результаты исследований текущей загрязненности компонентов природной среды в соответствии со сроками и по формам, определенным табл. 2-6 Положения, представляются с использованием системы информационного обмена «Электронные протоколы КХА». Сводная информация по техногенной нагрузке на окружающую среду в соответствии со сроками и по форме, определенной табл. 1 Положения, представляется посредством веб-сервиса «Техноген» или посредством передачи в Департамент сводной информации в XSD-форматах информационного обмена (п. 68, 70 Положения Ханты-Мансийского автономного округа).
В свою очередь, уполномоченный орган передает результаты исследований текущей загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионных участков недр в Единый государственный фонд данных (п. 69 Положения Ханты-Мансийского автономного округа).
Таким образом, условия, объемы и виды мониторинга, осуществляемого недропользователями, определяются в процессе получения участков недр в недропользование или региональным законодательством.
В свою очередь, у хозяйствующих субъектов существует обязанность по осуществлению производственного экологического контроля (далее — ПЭК) (п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Более того, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение ПЭК, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты ПЭК в соответствующий орган государственного надзора (п. 2, 7 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Таким образом, к обязанностям субъектов хозяйственной деятельности, в т. ч. недропользователей, относятся в т. ч. осуществление ПЭК и представление его результатов в соответствующий орган государственного надзора.
При этом именно результаты ПЭК являются информацией, используемой уполномоченными органами исполнительной власти для формирования государственного фонда данных государственного экологического мониторинга.
Ответ подготовлен на основании действующего федерального законодательства. Рекомендуем также изучить региональное законодательство субъекта РФ, где находится лицензионный участок.