на каком основании может прийти опека
На вас написали заявление в органы опеки и попечительства? Тогда они идут к вам
Действительно ли органы опеки могут прийти в любую семью, где есть ребенок? Регламентированы ли их действия при осмотре квартиры?
С 07.04. 2019 года начал действовать Приказ Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан». В котором, в частности, обновлен порядок проведения обследования условий жизни ребенка в семье.
Условия жизни ребенка в семье проверит опека
Законодательно установлено приоритетное право на проживание ребенка в родной семье. В Семейном кодексе РФ указано, что ребенок имеет право на воспитание своими родителями, в семье, на обеспечение своих интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства. Также ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. Семья является главным институтом защиты детства, центральным фактором социализации и основанием будущей счастливой жизни ребенка. При нарушении своих прав и законных интересов либо злоупотреблением со стороны родителей ребенок наделен правом самостоятельного обращения за защитой своих интересов в органы опеки и попечительства, а с 14 лет и в суд.
При этом закон обязывает как должностных лиц так и просто граждан сообщать в органы опеки и попечительства в случае если им станет известно:
Таким образом, пожаловаться в опеку может кто угодно, практически на что угодно, и на кого угодно. Так как усмотреть нарушения прав и интересов ребенка, а также угрозу здоровью ребенка можно во многом.
При получении «сигнала» орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Визит уполномоченных специалистов органа опеки и попечительства
В течении 3 рабочих дней следует ждать визита органов опеки для обследования условий жизни ребенка, который производят согласно «Порядку проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей», утвержденному приказом Министерства просвещения РФ от 10 января 2019 г. N 4.
В ходе обследования специалистами опеки, используются различные формы получения сведений о семье и ребенке: беседа с ребенком, его родителями, родственниками, опрос посторонних лиц, соседей, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту. Наблюдение. Изучение документов, учебных, творческих работ ребенка и др.
На что обратят внимание специалисты опеки
1. На состояние здоровья ребенка.
Это визуальный осмотр уровня физического развития и его соответствие возрасту;
выяснение наличия заболеваний и потребности в медицинском обслуживании;
наличие признаков физического или психического насилия над ребенком. При этом, возьмут объяснение от родителей при выявлении признаков насилия у ребенка;
выяснят наличие случаев жестокого обращения с ребенком в прошлом.
2. Смотрят на внешний вид ребенка.
Соблюдение норм личной гигиены ребенка; качество и состояние одежды и обуви – они должны соответствовать сезону, возрасту, полу ребенка.
3. Выясняют удовлетворение базовых потребностей.
Режим дня ребенка, режим сна, приема пищи, приема лекарств и т. д. А также их соответствие индивидуальным особенностям и возрасту детей.
4. Выявляют социальную адаптацию ребенка.
Навыки общения с окружающими, навыки самообслуживания в соответствии с возрастом, адекватность поведения ребенка в различной обстановке.
5. Учитывают образование ребенка.
6. Выясняют, удовлетворены ли эмоциональные потребности ребенка.
Для этого используется метод опроса присутствующих.
7. Выясняют состав семьи.
Кто осуществляет уход и надзор за ребенком; место жительства близких родственников ребенка; привязанности и отношения ребенка с родителями и родственниками.
8. Выясняют отношения, сложившиеся между членами семьи.
Особенности отношений в семье, влияние этих отношений на ребенка; изменения в составе семьи в настоящем и прошлом; распределение обязанностей в семье.
9. Выясняют жилищно-бытовые условия.
Наличие и принадлежность жилья, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство; наличие у ребенка отдельного оборудованного места для сна, игр, занятий; наличие личного имущества у ребенка в соответствии с возрастом.
10. Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом.
Отсутствие доступа к опасным предметам, медикаментам, электроприборам, газу;
риск нанесения ребенку вреда, как в домашних условиях, так и вне дома.
11. Оценят структуру доходов семьи.
Основные источники дохода в семье; доходы родителей, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты; среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка.
12. Обязательному выяснению подлежат обстоятельства, создающие угрозу жизни и здоровью ребенка его физическому и нравственному развитию.
Факты пренебрежительного, жестокого, унижающего человеческое достоинство обращения; оскорбления или эксплуатации ребенка; физического или психического насилия над ребенком; покушения на половую неприкосновенность.
После обследования по его результатам составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи. Он оформляется в течение 3-х дней со дня проведения обследования. Подписывает его специалист, проводивший обследование, утверждает руководитель органа опеки и попечительства. Заверенная копия акта направляется родителям ребенка в течение 3-х дней со дня его утверждения.
Выводы специалиста опеки
Выводы специалиста фиксируются тут же в акте и учитываются при дальнейшем принятии мер органами опеки и попечительства. Согласно утвержденной форме акта, они могут быть следующими:
1. Угроза жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка:
2. Родительское попечение над ребенком:
3. Помощь, в которой нуждается ребенок:
4. Помощь, в которой нуждается семья:
5. Рекомендуемые формы защиты прав ребенка:
Как видите, все достаточно серьезно, и от сложившегося мнения, впечатления специалиста и выводов, при проведении обследования условий жизни ребенка и его семьи, зависит многое в дальнейшей судьбе ребенка и семьи в целом.
При поступлении предупреждения от соседей, учителей, родственников, медицинских, социальных работников, что они будут обращаться в органы опеки с жалобой на ваше поведение как родителя, следует не проявлять агрессию в ответ, а иметь ввиду, что законодатель предусмотрел возможность подачи таких жалоб.
Если вам сообщили, что уже точно обратились в органы опеки, подготовьтесь к визиту специалистов, согласно вышеуказанному списку обследования.
Если визит органов опеки застал вас врасплох, лучше всеми путями, под любым предлогом перенести его. Стоит договориться и согласовать время визита с специалистом опеки.. Обычно приходят без предупреждения, ближе к вечеру, чтоб внезапностью визита выявить настоящее положение дел в семье.
Знайте, что вы не обязаны пускать органы опеки и попечительства в жилое помещение, а потому настаивайте на переносе визита в удобное для вас время.
Пригласите родственника или соседа присутствовать в это время и вести видеосъемку посещения специалиста опеки. Эта видеозапись может помочь в суде, если выводы в акте будут не в вашу пользу.
Ни в коем случае не надо при обследовании проявлять агрессию и как-то оскорблять представителей исполнительной власти и присутствующих лиц.
Уточните, когда и на какой адрес вам следует ожидать получения заверенной копии акта осмотра, чтобы на основании выводов специалиста опеки планировать свои дальнейшие действия. Следует попросить рабочий номер телефона специалиста опеки, для уточнения возникших вопросов.
В семью пришли сотрудники органов опеки
Важная информация
Здесь представлены основные нормы права, помогающие семьям и родителям с детьми защищать свои права в случае внезапного визита сотрудников органа опеки и попечительства в связи с «сигналом» о нарушении прав ребенка в семье.
Во многих случаях этих простых знаний будет достаточно для того, чтобы защитить свою семью от разрушения и своих детей от незаконного отобрания или нежелательного вторжения чиновников в их жизнь.
Однако эта информация охватывает далеко не весь комплекс правовых знаний, необходимых для защиты собственных прав и прав своих детей в более серьезных ситуациях, которые, увы, могут возникнуть в жизни практически любой семьи.
Мы настоятельно рекомендуем каждой семье найти квалифицированного адвоката или юриста, являющегося профессионалом в защите прав семьи и родителей (к сожалению, опытных юристов, специализирующихся в этой области, не так много), и договориться с ним о возможности экстренного обращения за правовой помощью в случае необходимости.
Если у Вас есть такой специалист, с ним необходимо как можно раньше связаться в случае возникновения одной из упомянутых ниже ситуаций. Если такой возможности нет, воспринимайте предлагаемые рекомендации как памятку для экстренных случаев. Но необходимо помнить: при малейших признаках серьезной угрозы мы советуем, если это возможно, как можно быстрее привлечь для защиты Вашей семьи квалифицированного специалиста. Часто это помогает избежать многих более серьезных проблем.
Основы: Ваши конституционные права
…право на неприкосновенность частной жизни
«Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени».
«Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
…право на неприкосновенность жилища
«Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».
В авторитетном «Комментарии к Конституции Российской Федерации» под ред. В. Д. Зорькина (председатель Конституционного Суда РФ) и Л. В. Лазарева (М.: Эксмо, 2008) указывается: «Право на неприкосновенность жилища относится к личным правам и свободам, призванным обеспечить охрану жизни, свободы, достоинства человека как личности и других прав, связанных с его частной жизнью. Оно обеспечивается тем, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц».
Таким образом, право на неприкосновенность жилища предполагает запрет не только входить в жилище без согласия проживающих там граждан, но и оставаться там без такого согласия.
…права семьи и родителей
«1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей».
Таким образом, право семьи на защиту, родительские права, право на неприкосновенность частной жизни и жилища гарантированы Конституцией.
Конституционные права действуют непосредственно…
«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
…и могут ограничиваться лишь федеральным законом и лишь строго в определенных случаях.
«2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Таким образом, конституционные права, включая право на неприкосновенность частной жизни и жилища, а также родительские права на воспитание детей, могут быть ограничены лишь конкретной нормой федерального закона. Их не могут ограничивать региональные законы, подзаконные нормативные акты или административные решения государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, если они не приняты строго на основании норм федерального закона.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что ограничения конституционных прав федеральным законом «допустимы в строго определенных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации целях» и «не могут толковаться расширительно» (см. напр. абзац 3 п. 3.1 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.1995 №17-П), а ограничивающая конституционные права норма федерального закона «должна быть формально определенной, четкой, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения» (см. напр. абзац 2 пункта 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 №14-П).
Из этой и других правовых позиций Конституционного Суда РФ следует, что норма, ограничивающая конституционные права, должна быть прямой и ясной, четко указывать на конкретное ограничение конституционного права. Конституционные права не могут ограничиваться косвенными следствиями из норм федерального закона или путем их расширительного толкования. Это нарушало бы принципы, установленные самой Конституцией.
При этом следует напомнить, что решения Конституционного суда имеют такую же обязывающую силу, как и сама Конституция:
«Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений».
«[С]ледует иметь в виду, что правовые позиции, содержащие толкование конституционных норм либо выявляющие конституционный смысл закона, на которых основаны выводы Конституционного Суда Российской Федерации в резолютивной части его решений, обязательны для всех государственных органов и должностных лиц (статья 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»)».
Необходимая правовая информация о действиях органов опеки и попечительства
На каких основаниях сотрудники органа опеки могут решить прийти ко мне домой?
«Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка».
«Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства».
«Должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве…».
«Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны … незамедлительно информировать … орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию».
Указанные нормы закона устанавливают обязанность государственных и муниципальных органов, должностных лиц и граждан информировать органы опеки и попечительства о случаях утраты попечения родителей, наличии угрозы жизни и здоровью ребенка, ситуации, препятствующей его воспитанию.
В соответствии со ст. 122 п. 1 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства в этой ситуации обязаны провести обследование условий жизни ребенка, чтобы проверить полученную информацию и принять меры при наличии угрозы жизни и здоровью ребенка или утрате им родительского попечения. Такими мерами может быть немедленное отобрание ребенка, признание факта утраты им родительского попечения, подача иска о лишении или ограничении родительских прав.
При этом в своей деятельности органы опеки и попечительства обязаны соблюдать права и свободы граждан, установленные Конституцией и Федеральными законами.
Важно иметь в виду, что приведенные выше нормы закона не предполагают обязанности сообщать в органы опеки и попечительства о каких-либо сомнениях, подозрениях и догадках в отношении семьи. Речь в них идет только о конкретной, фактической информации. Это означает, что проверять полученную информацию о догадках, подозрениях или сомнениях в отношении нарушения прав детей органы опеки и попечительства не только не должны, но и не имеют полномочий. Проведение проверки в этом случае будет нарушать ст. 23 и 24 Конституции РФ и нормы федеральных законов.
Закон, в частности, устанавливает:
«Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».
Имею ли я право узнать, что стало причиной визита сотрудников органа опеки?
Да, Вы имеете на это полное право. Конституция устанавливает:
«Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
«Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы».
Таким образом, Вы имеете полное право поинтересоваться, на основании какой именно информации сотрудники органа опеки и попечительства пришли к Вам домой, какую именно информацию они хотят проверить. В случае, если они не хотят предоставить Вам эти данные, Вы можете сослаться на свои законные права и напомнить им, что от Вас зависит (см. ниже), предоставите ли Вы им возможность провести проверку полученной информации.
В случае, если они не хотят предоставить Вам эту информацию, Вы можете сказать, что возможность проверить полученную информацию появится у них после того, как они ознакомят Вас с ее содержанием. При необходимости можно официально запросить эту информации в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» или Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»
Обязан ли я допускать домой сотрудников органа опеки? Могут ли сотрудники органов опеки войти в мой дом против моей воли?
Нет, не обязаны. Конституция Российской Федерации гарантирует неприкосновенность жилища. Никто не может проникать в жилище гражданина против его воли иначе как на основании федерального закона или судебного решения. При этом нормы федерального закона не могут толковаться расширительно.
Федеральные законы не содержат никаких норм, дающих сотрудникам органов опеки и попечительства право входить в жилище граждан против их воли. Ст. 122 п. 1 Семейного кодекса РФ не содержит указания на такое право, ее расширительное толкование в соответствии с Конституцией и ее обязывающим толкованием Конституционным Судом РФ недопустимо.
Только сотрудники полиции (и иных следственных органов) могут войти в Ваш дом без Вашего согласия – в исключительных случаях, перечень которых строго установлен федеральными законами (см. ниже). Представители органов опеки могут лишь обратиться в эти органы, если полагают, что имеется основание для вмешательства правоохранителей.
Если Вы впустили сотрудников опеки в свое жилище, то Вы вправе в любой момент потребовать от них покинуть Ваше жилище, а также решать, какую именно информацию они вправе получить, что осмотреть, будут ли они разговаривать с Вашим ребенком (в Вашем присутствии или без него). Это также следует из ст. 25 Конституции РФ (см. выше). Следует ясно, но вежливо напомнить об этом сотрудникам органа опеки прежде, чем позволить им войти в Ваш дом (если Вы примете решение дать такое позволение).
Какими нормами регулируются действия сотрудников опеки, проводящих обследование условий жизни ребенка?
Основным нормативным актом, регулирующим действия сотрудников органов опеки в таком случае является «Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей», утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. N 334.
Обследование может проводить только уполномоченный специалист органа опеки (или другой уполномоченной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 организации. Из этого следует, что перед тем, как принять решение, впускать ли пришедших сотрудников органа опеки и попечительства к себе домой, Вы имеете право проверить документы, уполномочивающие его провести обследование.
По результатам обследования составляется акт (он должен быть составлен, даже если Вы не впустили специалиста к себе домой), который оформляется в течение 3 дней со дня обследования и утверждается руководителем органа опеки и попечительства. В течение 3 дней со дня утверждения (то есть 6 дней со дня обследования) копия акта должна быть направлена родителям ребенка.
Акт обследования (например, содержащаяся в нем информация) может быть оспорен в судебном порядке.
При каких обстоятельствах сотрудники органов опеки могут отобрать ребенка без суда?
«1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав».
В соответствии с действующим законодательством органы опеки могут немедленно отобрать ребенка только на основании ст. 77 Семейного кодекса РФ и только в установленном ею порядке.
Это может быть сделано только при наличии непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью. Речь должна идти, таким образом, о прямой и объективно существующей в данный момент (а не о косвенной или вероятной в будущем) угрозе.
Действующие в России нормы международного права (ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в ее обязывающем толковании Европейским Судом по правам человека) указывают на необходимость соблюдения при этом еще ряда условий.
В частности при ссылке на опасность как причину изъятия ребенка, эта опасность должна быть надежно доказана, причем нельзя полагаться только на мнение органа опеки; тот факт, что ребенок может быть помещен в более благоприятную для его или ее воспитания среду, сам по себе не оправдывает такую меру, как принудительное отнятие ребенка; эта мера не может быть оправдана и простой ссылкой на рискованное положение родителей, при котором могут помочь менее радикальные меры, чем разделение семьи.
Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства только на основании письменного акта соответствующего органа власти (ч. 2 ст. 77 Семейного кодекса РФ). В отсутствие такого основания действия сотрудников органа опеки будут незаконными.
Если органы опеки и попечительства будут действовать вопреки этим нормам, эти действия будут иметь признаки состава уголовно наказуемых деяний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ – ст. ст. 286 («Превышение должностных полномочий») и 330 («Самоуправство»). Следует предупредить об этом сотрудников органа опеки, если без законных оснований встанет вопрос об отобрании ребенка. Если органы опеки увозят Вашего ребенка без законных оснований, это может также рассматриваться как преступление, предусмотренное ст. 126 Уголовного кодекса РФ («Похищение человека»). В этом случае необходимо немедленно обратиться в правоохранительные органы.
Могут ли сотрудники органов опеки требовать, чтобы я согласился на временное помещение ребенка в приют?
Нет, это незаконно. Родители могут просить об этом добровольно, если временно не могут исполнять свои обязанности (ст. 155 п. 2 Семейного кодекса РФ). Если органы опеки вынуждают Вас дать такое согласие, угрожая в ином случае лишением родительских прав или отобранием ребенка – это незаконно. Вы должны принять меры к тому, чтобы зафиксировать этот факт и обратиться в правоохранительные органы.
Куда и как можно обжаловать незаконные действия сотрудников органов опеки?
В случае, если сотрудники органов опеки действуют незаконно, Вам необходимо обратиться с соответствующим заявлением (первое обращение можно сделать по телефону) в следующие органы:
В некоторых случаях возможны иные способы обжалования (например, в порядке гражданского судопроизводства).
Ответственность должностных лиц за нарушения закона
В описанных ситуациях в Вашем отношении могут быть допущены определенные нарушения закона. Перечислим основные и наиболее серьезные правонарушения такого рода:
Предусмотренные Уголовным Кодексом РФ:
1. Похищение человека —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
д) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
ж) в отношении двух или более лиц;
з) из корыстных побуждений, —
наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) совершены организованной группой;
наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Примечание. Лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
1. Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, —
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Примечание. Под жилищем в настоящей статье, а также в других статьях настоящего Кодекса понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.
Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.
1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
в) с причинением тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
1. Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях:
Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.