на каком основании при возврате товара требуют паспортные данные
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Предъявление паспорта при возврате денежных средств за товар
Предъявление паспорта при возврате денежных средств за товар
В Управление Роспотребнадзора по Самарской области поступают звонки потребителей с вопросом о правомерности требования паспорта при возврате денежных средств за товар.
Действительно, при возврате денежных средств за товар как надлежащего, так и ненадлежащего качества в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» не оговаривается необходимость предъявления потребителем паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Так, например, согласно ст. 25 указанного Закона обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Таким образом, возврат денег осуществляется на основании письменного заявления покупателя, с указанием фамилии, имени, отчества, и при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, его заменяющего). Следовательно, требование о предъявлении документа, удостоверяющего личность, правомерно.
В соответствии со статьями 18, 25 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы за товар.
При этом в Законе о необходимости предъявления паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, не говорится.
В то же время действующее законодательство налагает на экономических субъектов ряд публично-правовых обязанностей. В этой связи помимо норм Гражданского Кодекса Российской Федерации и Закона продавец обязан руководствоваться:
— Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5 (далее — Методические рекомендации);
— Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание).
Законодательство о защите прав потребителей не освобождает продавца от соблюдения требований данных нормативных актов.
Так, согласно п. 10.3 Методических рекомендаций возврат товара или прием товаров производится на основании заявления покупателя, которое оформляется в произвольной форме. Затем товар передается продавцу, а продавец возвращает покупателю денежные средства. На полученный товар в двух экземплярах составляется акт о приеме товара (накладная). Один экземпляр акта (накладной) прикладывается к товарному отчету, а другой — отдается покупателю.
На основании акта о приеме товара (накладной) и заявления покупателя оформляется расходный кассовый ордер (форма № КО-2, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88) и выдаются денежные средства за возвращенный товар.
В соответствии с пунктом 6.1 Указания кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, либо предъявленным получателем наличных денег доверенности и документу, удостоверяющему личность.
Для сведения: водительское удостоверение, студенческий билет, ИНН и т.д не являются документами, удостоверяющими личность на территории Российской Федерации.
Документом, удостоверяющим личность на территории РФ, может быть:
• удостоверение личности военнослужащего РФ;
• военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана и офицера запаса;
• временное удостоверение личности гражданина РФ;
• документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства;
• документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином РФ или о приеме в гражданство РФ;
• удостоверение беженца; свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу;
• свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ.
Как защитить свои персональные данные при возврате товара
Бывают случаи, когда после приобретения товара выясняется, что он по каким-то параметрам не подходит для целей, в которых должен быть использован: не понравился семье, не подошел оттенок цвета, не совпал размер, остались неиспользованные строительные материалы и прочее. В таких случаях на основании ст. 25 Закона о защите прав потребителей покупатель имеет право в течение 14 дней обменять товар. А если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, то потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Что делать покупателю – мой опыт
С таким требованием я столкнулась несколько раз: возвращала спортивный инвентарь и лишние строительные материалы. Увидев бланк заявления, требующий от меня указания всех персональных данных, я попросила дать мне форму Согласия на обработку персональных данных, содержащую также и обязательства продавца по их использованию только в целях возврата мне денежных средств. Растерявшийся кассир попросил подождать и пригласил директора магазина. На мое требование директор заявил, что такое согласие не предусмотрено Законом о защите прав потребителей, а о том, что обязанность предусмотрена Федеральным законом «О персональных данных» (от 27.07.2006 № 152-ФЗ), он ничего не слышал. И, как следствие, была высказана угроза: не заполните заявление в полном объеме, магазин деньги не вернет.
Что делать? Подарить деньги магазину? Рискнуть и написать заявление, предоставив все персональные данные, поверить, что никто не воспользуется ими?
Я нашла такой выход из положения.
Написав заявление, я потребовала предоставить мне Книгу жалоб и предложений, в которой оставила запись, примерно следующего содержания:
Конечно, такая запись не дает стопроцентной гарантии того, что персональные данные не попадут в руки мошенников, но она послужит доказательством при рассмотрении дела, если такое возникнет.
Законно ли требование предъявить документ?
Само по себе требование предъявить документ, удостоверяющий личность и указать персональные данные в заявлении, является законным. Продавец обязан руководствоваться требованиями Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», согласно которому должна быть проведена идентификация покупателя с предоставлением документа, удостоверяющего его личность. Но при этом продавец обязан соблюдать нормы Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», в соответствии с которым (статья 6) обработка персональных данных возможна только с согласия обладателя этих данных. Письменная форма такого согласия является распространенной практикой, удобной и продавцу, и покупателю.
Согласие на обработку персональных данных может быть дано в виде отдельного документа или изложено в тексте заявления.
Что перечисляется в форме согласия на обработку персональных данных
Когда вас просят дать согласие на обработку персональных данных, внимательно прочтите текст, который подписываете. Согласно статье 9 ФЗ «О персональных данных» согласие в письменной форме субъекта персональных данных на их обработку должно включать в себя:
1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);
3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
4) цель обработки персональных данных;
5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
9) подпись субъекта персональных данных.
Если какой-либо информации из перечисленных нет, вы имеете право дописать ее и поставить подпись. Составитель бланка согласия, как правило, включает условие о многолетней, иногда даже «вечной» возможности использовать ваши персональные данные. Если вы не согласны с указанным сроком (например, вам надо вернуть деньги за товар, а срок указан – 5 лет), то вы имеете право указать срок, который считаете разумным и поставить подпись возле исправления.
Запрет вносить поправки со стороны обладателя персональных данных (покупателя) не предусмотрен, как не предусмотрена и определенная форма согласия. А поскольку согласие дается для использования персональных данных в конкретных целях и на разумный для этих целей срок, то внесение изменений в бланк за подписью покупателя возможно.
Будьте внимательны, закон «О персональных данных» существует, но в повседневной жизни, практически не используется, если сторона прямо не заинтересована в том, чтобы гражданин (клиент, пациент, покупатель, служащий и т.д.) дал согласие на обработку персональных данных.
И помните, дав согласие на обработку персональных данных, вы в любой момент можете его отозвать. Заявление должно быть составлено в двух экземплярах: по одному для каждой из сторон, и о приеме вашего заявления должна быть сделана отметка (дата приема, Ф.И.О. лица, принявшего заявление, его подпись) на том экземпляре, который остается у вас.
Персональные данные – это ваша собственность и распоряжаться вашей собственностью иные лица могут только с вашего согласия.
Кроме того, имеется судебная практика, подтверждающая право продавца требовать предъявления паспорта покупателем при возврате денежных средств из кассы. Такие действия расцениваются судом как необходимые в рассматриваемой ситуации (например, определение Павлово-Посадского горсуда Московской области от 22.11.2013 по делу № 11-37/2013). По названным причинам не могут быть признаны избыточными требования продавца об указании в заявлении на возврат паспортных данных покупателя (например, постановление ВС РФ от 15.06.2016 № 25-АД 15-3). Данная информация актуальна по состоянию на 2021 год.
Если оплата производилась посредством использования банковской карты, то возврат средств должен быть произведён на карту.
При этом потребителю достаточно предъявить кассовый чек и платёжную карту (см. письмо УФНС по г. Москве от 15.09.2008 № 22-12/087134).
Какая документация оформляется продавцом при возврате покупателем товара после закрытия кассовой смены?
Если потребитель обычно руководствуется только положениями ЗЗПП, то продавец вынужден считаться также с требованиями иных нормативных актов, в т. ч.:
указанием Банка России «О порядке ведения кассовых операций…» от 11.03.2014 № 3210-У (далее — указание № 3210-У);
Методическими рекомендациями по учету…, утвержденными письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5 (далее — Рекомендации);
постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм…» от 18.08.1998 № 88 (далее — постановление № 88);
указанием Банка России «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У;
положением Банка России «Об эмиссии платёжных карт…» от 24.12.2004 № 266-П.
При этом процедура оформления возврата покупателем товара продавцу и выдачи первому ранее уплаченных за такой товар денег согласно предписаниям закона должна производиться в следующем порядке:
Приёмка или обмен товара продавцом по заявлению потребителя (п. 10.3 Рекомендаций). На полученный товар оформляется накладная в 2 экземплярах, 1 из которых остается у продавца, а 2-й передаётся покупателю. При предъявлении такой накладной покупателю возвращают деньги из кассы.
Оформление расходного кассового ордера по форме КО-2, утвержденной постановлением № 88.
Выдача покупателю денег из кассы продавца. Согласно абз. 2 п. 6.1 указания № 3210-У кассир имеет право выдать деньги получателю только после идентификации личности последнего по предъявленному им паспорту или иному документу, удостоверяющему личность.
Возврат товара до закрытия кассовой смены.
В этом случае процедура возврата денежных средств будет несколько проще. Продавец:
оформляет акт по форме КМ-3, утверждённой постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132;
вносит в графу 15 журнала кассира-операциониста (форма КМ-4) соответствующую запись о возврате денежных сумм (см. пп. 4.2–4.3 Типовых правил эксплуатации ККМ…, утвержденных Письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104).
Данные формы не предусматривают внесение паспортных данных получателя денежных средств.
В письме управления Министерства РФ по налогам и сборам в Москве от 15.07.2004 № 29-12/46909 закреплены аналогичные положения и указывается, что регламент возврата денег за товар выбирается в зависимости от того, когда его вернул покупатель. Акцентируется внимание на том, что при возврате денег из кассы уже после закрытия смены обязательно нужно письменное заявление потребителя. Также от него требуется документ, удостоверяющий личность. Если же деньги возвращаются до закрытия смены, необходимости в таких действиях нет.
В указанных случаях могут быть предъявлены и иные документы, в т. ч.:
удостоверение личности военнослужащего РФ (постановление Правительства РФ от 12.02.2003 № 91);
военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана и офицера запаса (приказ министра обороны РФ от 18.07.2014 № 495);
временное удостоверение личности гражданина РФ (постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828, приказ ФМС России от 30.11.2012 № 391);
удостоверение беженца (п. 7 ст. 4 закона РФ «О беженцах» от 19.02.1993 № 4528-I);
служебное удостоверение работника прокуратуры (ст. 41.1 закона РФ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1) и др.
Правомерно ли требования паспортных данных потребителя при возврате денежных средств за товар?
В Законе РФ «О защите прав потребителей» не установлена необходимость предъявления паспортных данных, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность при возврате товара.
Правилами выдачи наличных денег установлено, что при оформлении расходного кассового ордера указываются данные предъявляемого получателем документа, удостоверяющего его личность (п. 4.2 Положения Банка России «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» от 12 октября 2011 г. N 373-П).
Следовательно, требование продавца о предоставлении только паспортных данных является незаконным, так как потребитель вправе предъявит иной документ, удостоверяющий личность.
Обработка персональных данных потребителя допускается только в случаях2006 г. N 152-ФЗ), а также, если она необходима для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных (п.5 ст.6 ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ).
Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом (ст. 9 ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ).
Таким образом, исходя из действующего законодательства, требование паспортных данных потребителя при возврате денежных средств за товар является незаконным, так как эти данные могут быть предоставлены только с согласия потребителя.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, 2006-2021 г. Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта Адрес: 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 17 Тел.: +7 (4822) 34-22-11, факс: +7 (4822) 35-61-85
|