на каком основании различают физическую техническую тактическую и психическую подготовку спортсмена
Физической, технической, тактической и психической подготовленности
Все стороны спортивной подготовленности тесно взаимосвязаны. Так, техническое совершенствование напрямую зависит от уровня развития физических качеств – силы, быстроты, гибкости, ловкости, а выносливость тесно связана с экономичностью техники спортивного достижения, уровнем психической устойчивости при преодолении утомления. Тактическая подготовленность опирается на функциональную подготовленность и уровень технического мастерства, на психические качества спортсмена (смелость, решительность).
Физическая подготовленность характеризуется возможностями функциональных систем организма спортсмена. Условно ее можно разделить на общую и специальную.
Общая физическая подготовленность(ОФП) предполагает разностороннее развитие физических качеств, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.
Общая физическая подготовка особенно акцентируется на первых – вторых курсах. Контроль за ней осуществляется на всех курсах, во всех учебных отделениях (основном, специальном, спортивном) в течение всех лет обучения в вузе. Именно этой цели служат и основные тесты по ОФП (бег 100 м, 2000 м – женщины, 3000 м – мужчины, и специальные силовые упражнения для женщин и мужчин).
Однако по ряду видов спорта общий уровень программных требований ОФП в отдельных упражнениях может быть недостаточным для студентов, специализирующихся в каком-либо виде спорта или системе физических упражнений.
Специальная физическая подготовленность характеризует уровень развития именно тех физических качеств, возможностей и функциональных
систем организма, с которыми непосредственно связаны достижения в избранном виде спорта. Специальная подготовленность присуща только данному виду спорта или системе физических упражнений. Она может быть выражена в спортивно-технических требованиях к скоростным, силовым способностям, гибкости, координационным возможностям, специальной выносливости. Соответствующую направленность имеют и спортивно-технические нормативы и требования, предлагаемые студентам по семестрам и годам обучения. Так, студенты специализирующиеся в аэробике должны сдать, например, такой специальный тест на гибкость, как шпагат; специальный тест на силовую подготовленность, тест на координационные способности и специальную выносливость – исполнение танцевальной композиции с силовыми элементами.
Достижение высокого спортивного результата невозможно без овладения занимающимися техникой двигательных действий данного вида спорта.
Степень овладения техническими приёмами во многих видах спорта, особенно в спортивных играх, определяет формирование стойкого интереса и потребности в данном виде спорта. Понятие «спортивное мастерство» предполагает высокую степень владения техническими приёмами.В структуре технической подготовленности выделяются базовые и дополнительные движения.
К базовым относятся движения и действия, составляющие основы технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно осуществлять соревновательную борьбу по правилам. Например, в оздоровительной аэробике некоторыми из базовых движений являются: махи ногами вперед и в сторону, круговые махи, различного рода поддержки, отжимания от пола, силовые упражнения на полу, различные удержания на руках собственного веса тела в статическом режиме.
Освоить базовые движения – обязательное условие для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта. В основном учебном отделении именно на эту группу движений делается акцент в процессе начальной спортивной подготовки. Такие же базовые движения существуют и в различных системах физических упражнений.
Тактическая подготовленность.Спортивная тактика – искусство ведения спортивного поединка со спортивными соперниками, а также умение наиболее эффективно использовать свои возможности для достижения высоких спортивных результатов или успешного выполнения контрольных тестов и нормативов.
Активность тактических действий спортсмена – важный показатель спортивного мастерства. Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязывать сопернику его волю, оказывать на него постоянное психологическое давление разнообразными и эффективными действиями. Это требование распространяется на командные и индивидуальные виды спорта, на контактные и неконтактные единоборства.
Тактическая подготовка спортсмена всегда опирается на его физическую и техническую подготовленность. При этом учитываются его индивидуальные особенности, в том числе и психологического характера.
Морально-волевая и психологическая подготовка.Морально-волевая и психологическая подготовка проводится в соответствии с общими принципами нравственного воспитания. Особенно велико значение спорта в воспитании
воли и характера. Необходимость соблюдать строгий режим, преодолевать отрицательные эмоции, бороться с различными внешними и внутренними трудностями, возникающими во время тренировки и соревнований – это делает спорт отличной школой воспитания воли и высокой нравственности.
Волевая подготовленность включает такие качества как целеустремленность, решительность и смелость, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность.
В задачи психологической подготовки входит разработка и проведение мероприятий, которые позволят быть к началу спортивных соревнований в состоянии полной «боевой готовности» с высокой степенью психической устойчивости.
Психологической подготовке придаётся важное значение. Нужно уметь настроиться на систематические тренировочные занятия, на самостоятельные
тренировки, научиться использовать их для достижения возможно более высоких спортивных результатов.
В процессе спортивной подготовки и спортивных соревнований в целях формирования психической устойчивости применяются: внушения со стороны тренера-преподавателя, регулирование психических состояний самими занимающимися, выполнение упражнений на расслабление с глубоким дыханием, проведение успокаивающего массажа, активная разминка, применение саморегулирующей (аутогенной) тренировки с целью самоконтроля.
При рациональном управлении процессом спортивной подготовки у занимающихся обеспечивается формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды, повышается эффективность учебного труда.
6. Методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
Цель контроля – оптимизировать процесс спортивной подготовки спортсмена на основе объективной оценки различных сторон подготовленности спортсменов (физической, технической, тактической).
Принято выделять три вида контроля: этапный, текущий, оперативный.
Этапный контроль позволяет подвести итоги учебно-тренировочной работы за определенный период: в течение нескольких лет, года, макроцикла или этапа.
Например, во время первого семестра студенты сдают контрольные нормативы по физической подготовленности, которые являются исходными данными. В последующих семестрах студенты сдают аналогичные нормативы, и в сравнении с исходными данными определяется динамика роста физической подготовленности. Этапный контроль позволяет подвести итоги как за учебный год, так и за три года обучения в вузе.
Текущий контроль направлен на оценку текущих состояний, которые являются следствием нагрузок серии занятий тренировочных или соревновательных микроциклов.
Преподаватель может оценить текущее состояние физической подготовленности студента различными упражнениями, направленных на развитие качеств силы, выносливости, быстроты.
Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных состояний – срочных реакций организма спортсмена на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий или соревнований.
Например, замер пульса после пробега 100 м на скорость. Естественно, если студент регулярно испытывает на себе подобного рода нагрузки, то через некоторое время замер пульса покажет лучший результат, т.е. интенсивность сердечных сокращений после такой же нагрузки на организм будет значительно
ниже, а это значит, что функциональная система организма адаптируется к данной нагрузке. Все виды контроля зависят от особенностей вида спорта. В вузах этапный и текущий контроль обычно соотносится с семестром и учебным годом. Самоконтроль также входит в систему контроля за эффективностью спортивной подготовки.
Дата добавления: 2015-07-26 ; просмотров: 16 ; Нарушение авторских прав
На каком основании различают физическую техническую тактическую и психическую подготовку спортсмена
Достижение определенных результатов в спорте не возможно без отлаженной системы спортивной подготовки. Эта система строится как многолетний процесс, включающий в себя, систему отбора и спортивной ориентации, систему соревнований, факторы оптимизации тренировочно-соревновательного процесса, а так же непосредственно спортивную тренировку.
Спортивный отбор представляет собой процесс, направленный на выявление задатков у юных спортсменов, выраженных в спортивной предрасположенности к определенной спортивной дисциплине и выявлении индивидуальных возможностей в этом виде деятельности.
Система соревнований, являясь особой сферой деятельности, включает в себя унификацию состава действий и оценки качества выполнения упражнений, регламентацию поведения спортсменов и судей, правила проведения соревнований, календарь соревнований.
Факторы оптимизации повышают эффективность тренировочной и соревновательной деятельности с помощью научно-методического, медико-биологического, материально-технического обеспечения.
Достижение высоких спортивных результатов в заданные сроки обеспечивается эффективностью системы спортивной тренировки. Эта система включает в себя техническую подготовку, определяющую уровень совершенствования двигательных навыков, физическую подготовку, как степень развития физических качеств, тактическую подготовку, как степень развития тактического мышления и психическую подготовку определяющую уровень совершенствования морально-волевых качеств.
Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.
Средствами технической подготовки являются общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения. Все применяемые упражнения не должны отличаться от соревновательного упражнения по своим структурным признакам.
В процессе технической подготовки спортсмена осуществляется работа по формированию двигательных умений и навыков, связанных с выполнением соревновательного действия.
Двигательное умение – это способность выполнять двигательные действия на основе определенных знаний о его технике, при значительной концентрации внимания и наличии соответствующих двигательных предпосылок.
В процессе спортивной тренировки двигательные умения несут вспомогательную функцию и используют в случаях, когда необходимо освоить подводящие упражнения для следующего разучивания более сложных двигательных действий и когда необходимо добиться простого освоения техники соответствующих двигательных действий для последующего формирования двигательных навыков.
Техническая подготовка тесно связана с физическими, психическими, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которой выполняется спортивное действие.
Физическая подготовка – это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.
В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта.
Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.
Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.
Тактическая подготовка – педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов и со способами их выполнения.
Тактическая подготовленность предполагает создание целостного представления о поединке, применение рациональных приемов борьбы и собственных действий с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации и др.
Различают общую и специальную тактическую подготовку. Общая подготовка направлена на овладение тактическими приемами, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта. Специальная подготовка предусматривает овладение тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.
Психическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.
Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).
Основные направления спортивной тренировки (техническая, тактическая, физическая и психическая подготовка)
Физическая подготовка. Она направлена на развитие физическихкачеств и является базой для совершенствования техники, подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка (ОФП) создает основу для овладения упражнениями, способствует развитию двигательных способностей, повышению общей работоспособности. Для представителей многих видов спорта она одинакова и содействует развитию качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях.
Специальная физическая подготовка (СФП) — основа поддержания спортивной формы, быстрого овладения техникой упражнений вида спорта, достижения высокого уровня функциональных возможностей спортсмена и способности переносить большие тренировочные, а также соревновательные нагрузки. Средствами специальной физической подготовки являются упражнения «своего» вида спорта, сходные по структуре с соревновательными действиями.
Техническая подготовка. Она связана с освоением техники упражнений, приемов, действий и необходимого достижения высокого технического мастерства в избранном виде спорта. Техническая подготовка спортсмена является основой спортивного совершенствования.
Под техникой понимается система элементов движений; способ выполнения соревновательных упражнений, доведенный до уровня технического мастерства; совершенное владение рациональной двигательной структурой спортивных упражнений, выполняемых в условиях спортивной борьбы.
Основа технической подготовки — рациональный, совершенный и эффективный двигательный навык. Технику спортивных упражнений рассматривают как целостную деятельность спортсмена в условиях постоянно изменяющейся среды. Она включает форму и содержание движений, требует проявления точных мышечных и волевых усилий, соответствующего ритма и темпа двигательного акта.
Задачами технической подготовки являются: овладение техникой двигательных действий в избранном виде спорта, закрепление и совершенствование их в сложной соревновательной обстановке.
В спорте существует огромное количество движений, которые делятся по своей структуре на простые и сложные действия. Однако современный уровень спортивной техники заставляет спортсменов изучать самые сложные упражнения, искать пути быстрого и эффективного их освоения. Чтобы добиться успеха, необходимо обладать высоким уровнем развития специализированных двигательных качеств, безукоризненно владеть рациональной техникой движений, успешное освоение которой зависит от правильного понимания ее сущности. Это дает возможность на основе учета общих принципов обучения и тренировки выбирать кратчайший путь совершенствования двигательных действий.
Тренировочный процесс направлен на совершенствование дви-гательной деятельности спортсмена. Он представляет собой дина-мическую систему, в которой объектом управления является спортсмен, а управляющей стороной (субъектом) — тренер.
Каждое спортивное упражнение является системой, в которой имеются подсистемы:
кинематическая, включающая пространственные и временные компоненты;
динамическая, связанная с силовыми характеристиками;
ритмическая, отражающая распределение силовых акцентов во времени;
анатомическая, определяющая взаимодействие мышц при движениях туловища и конечностей;
фазовая, позволяющая делить движения на части и элементы. Сложной системой, способной к саморегулированию, самообучению, является организм спортсмена с его многоуровневым управленческим аппаратом и переходом от сознательного управления движениями к автоматической их регуляции. Эти закономерности характеризуют и становление двигательного навыка, при освоении которого в начале обучения педагогические задачи решаются неуверенно, со значительными мышечными усилиями и напряжением отдельных мышечных групп. Затем движения стабилизируются, они осуществляются автоматизированно, затраты энергии уменьшаются, возбуждение ЦНС (сначала генерализованное) постепенно концентрируется и ограничивается, и наконец, движения выполняются эффективно, экономно, согласованно.
Выделяется общая техническая подготовка, создающая основную двигательную базу, и специальная, направленная на овладение техникой соревновательных действий избранного вида спорта, на постоянное их совершенствование и обновление.
Средствами технической подготовки являются фи-зические упражнения, многообразие которых делят на:
общеподготовительные — для всесторонней подготовки спортсмена;
специально-подготовительные — схожие с соревновательными, подводящие к основам техники;
соревновательные — действия из избранного вида спорта. Методы технической подготовки делятся на словесные, наглядные и практические.
Словесные методы активизируют внимание занимающихся, создают образ изучаемого упражнения, выделяют существенные детали в технике, оценивают действие, вносят коррективы в тренировочный процесс.
Тренер в ходе обучения для оценки и коррекции действий постоянно применяет такие слова, как «хорошо», «правильно», «неверно», «быстрее», «раньше», «выше», «стоять», «держать». Корректируя действия спортсмена, тренер может сказать: «В следующей попытке сделай разбег на один шаг больше» или «Во время старта — толчок сильнее».
К словесным методам относятся: анализ техники движений, са-мооценка и самоанализ, идеомоторная тренировка (проговаривание про себя техники упражнений и элементов, образное мышление, мысленное представление будущей мышечной деятельности).
Наглядные методы включают показ упражнений и демонстрацию их с помощью технических средств.
Показ в спортивной тренировке может быть осуществлен, когда тренер в совершенстве владеет упражнением и способен его продемонстрировать (например: в стрельбе, метаниях, беге, ходьбе на лыжах). Показ должен быть идеальным по ритму, приложению сил, амплитуде и другим параметрам, осуществляться в «боевом» и замедленном темпе.
Когда показать упражнение невозможно, используется демонстрация его с помощью технических средств, показа фотографий, видеомагнитофонных записей. Эта методика позволяет в обычном и замедленном воспроизведении видеть упражнения, получать срочную информацию об отдельных параметрах движения с помощью стоп-кадров.
Практические методы являются основными в технической под-готовке спортсмена. Они включают ознакомление или начальное разучивание, углубленное разучивание и совершенствование дви-гательного действия.
Навык и его формирование опираются на уже имеющиеся связи, для чего необходимо учитывать закономерности переноса, которые могут быть положительными или отрицательными. Положительный перенос способствует эффективному обучению (например, в акробатике — правильное отталкивание ногами способствует выполнению любых элементов). Отрицательный перенос мешает, если мышечные усилия по ряду параметров не совпадают.
В процессе обучения при ознакомлении формируются основы техники упражнения; во время углубленного разучивания воспитывается умение выполнять действие в соответствии с его оптимальными параметрами; при совершенствовании закрепляется двигательный навык и упражнение выполняется на высоком качественном уровне.
Ознакомление или начальное разучивание включает создание предварительного представления о движении: рассказ, объяснение техники элемента, демонстрацию или разъяснение движения с помощью технических средств обучения, самостоятельное осмысливание, опробование, если это возможно, освоение ритма движения и его структуры, определение и устранение ошибок. Освоение двигательных действий, упражнений осуществляется в целом и по частям. В целом действия выполняются в точном соответствии с их основной структурой (например, несложный прыжок в гимнастике или укол в фехтовании), по частям изучаются сложные упражнения, приемы и действия (например, при обучении плаванию вначале осваиваются согласования движений руками и ногами на суше, затем в воде у бортика с доской, далее — с дыханием и только после этого — способ в целом).
В процессе начального разучивания применяются подводящие упражнения, сходные по характеру с основными. Например, в гимнастике для изучения ряда элементов на перекладине предлагаются упражнения с гимнастической палкой; в легкой атлетике — бег с высоким подниманием бедра; в плавании — отработка дыхания на суше.
Особую группу при обучении составляют такие приемы, как помощь и поддержка при выполнении подготовительных и подводящих упражнений. В гимнастике и акробатике, например, с помощью одного или двух тренеров осваивают такие сложнейшие элементы, как двойное сальто и сальто с винтами на 360° или 720° (вольные упражнения), большой оборот в висе сзади на перекладине, различные стойки, кресты.
Имитационные упражнения дают возможность прочувствовать и более глубоко осознать движения (например: имитация движений лыжника, прыгуна с трамплина, прыгуна в воду; бой боксера «с тенью»; выполнение комбинации на бревне, нарисованном на полу).
Углубленное разучивание способствует полному усвоению техники движений путем выполнения целостного упражнения и структурно-родственных изучаемых элементов, приемов. Для этого используются срочная информация и технические средства обучения.
Срочная информация с помощью звуковых, световых, а также других приборов создает возможность для точной ориентировки при выполнении упражнений, для получения быстрой и объективной информации о различных параметрах движения. В гимнастике применяются специальные тензоустройства на снарядах, позволяющие оценить усилия и время выполнения толчка ногами и руками. В фехтовании, боксе используются щиты, на которых после нанесения ударов или уколов фиксируются точность попаданий и величина усилия. Для оценки срочной информации применяются методы: телепульсометрия, электромиография, эхокар- диография, гониометрия, сигналы голосом и метрономом.
В спортивной тренировке для освоения техники сложных упражнений применяются технические средства обучения (современное оборудование и инвентарь, экипировка, различные сооружения), специально сконструированные тренажеры, которые повышают эффективность, ускоряют процесс освоения техники движений и позволяют создать точные представления о кинематической структуре действия; характере мышечных напряжений; ритмической основе, отражающей динамику си-ловых акцентов во времени. Тренажеры также помогают управлять суставными движениями спортсмена, фиксировать отдельные звенья тела (в некоторых случаях — и тело в различных положениях), «проводить» спортсмена по всему движению. При этом поступает информация о движении, обеспечивается надежная страховка.
В гимнастике тренажерные устройства применяются для изучения сложных больших оборотов на перекладине, перелетов и сальто на брусьях (у девушек); в волейболе — для совершенствования блокирования; в гандболе — для точности бросков; в тяжелой атлетике — при движении штанги для фиксирования положения ее над головой.
Техническая подготовка — одно из центральных звеньев системы обучения спортсменов. В процессе многолетней тренировки обеспечивается неуклонное совершенствование технического мастерства, что требует знания биомеханических основ техники спортивных действий, особенностей становления двигательного навыка и применения технических средств обучения и тренировки.
Тактическая подготовка. Она обеспечивает рациональное ис-пользование приобретенных физических качеств и технических данных для ведения борьбы и достижения максимального результата, направлена на воспитание у спортсменов умения выполнять спортивные действия в зависимости от ситуации, с использованием рациональных способов и приемов ведения состязаний. При этом необходимо учитывать силы и возможности конкретного соперника. Тактика ведения спортивной борьбы тесно связана с физической, технической и особенно психологической подготовкой. Не случайно в ряде видов спорта выделяется тактико-психологическая подготовка. Наибольшее значение она имеет в спортивных играх и единоборствах.
В зависимости от знания действий соперника и его подготовки, задач, стоящих перед спортсменами или командой, условий соревнований тактика может быть:
индивидуальной — характерной для спортсменов таких видов спорта, как фехтование, бокс, борьба, гимнастика;
групповой (командной) — характерной для спортсменов таких видов спорта, как футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, гандбол, где важно определить размещение игроков, уточнить элементы зонной защиты, прессинга, а также воспитать умение варьировать свои действия в зависимости от ситуации.
Общая специальная тактическая подготовка связана с изучением общих основ ведения тактической борьбы, воспитанием тактического мышления, основанного на общих закономерностях тактики; специальная — строится с учетом особенностей вида спорта и условий соревнований.
Приемы и средства тактической подготовки разнообразны. Они зависят от видов спорта, ситуаций, значимости соревнований, других обстоятельств. Для совершенствования тактического мастерства целесообразно проводить тренировки с условным соперником, моделировать обстановку будущих состязаний, создавать домашние заготовки, осваивать обманные движения, «ловушки».
План тактический действий спортсмена (команды) постоянно уточняется и осуществляется на тренировках, соревнованиях, от него не рекомендуется отступать на занятиях и во время выступления. Если такая необходимость возникает, то коррекция вносится в ходе соревнований.
Психологическая подготовка. Она способствует развитию психических, волевых качеств и созданию психической готовности спортсмена к соревнованиям, направлена на реализацию потенциальных возможностей человека и достижение высокого (легкая и тяжелая атлетика, стрельба) или оптимального (гимнастика, прыжки в воду) результата. Правильно организованная психологическая подготовка помогает спортсмену, имеющему хорошую физическую и техническую подготовленность, управлять своим психическим состоянием и регулировать эмоциональное возбуждение в условиях борьбы; быть уверенным в собственных силах; быть готовым выполнить спортивное упражнение (прием, действие); вести борьбу до конца; противостоять различным раздражителям и помехам; самостоятельно руководить своими действиями, чувствами и поведением.
Ученые внесли огромный вклад в развитие психологии спорта и помогли выявить особенности различных психических процессов (восприятия времени, мышечно-двигательных представлений), эмоционально-волевых проявлений, мотиваций, психологических характеристик отдельных видов спорта.
На соревнованиях участники испытывают чувство радости, огор-чения, удовлетворения, неудовольствия. Эмоции, с одной стороны, повышают работоспособность, с другой стороны, отрицательно сказываются на выступлении спортсменов. Положительные эмоции («боевая готовность») ведут к приливу сил, повышают сопротивляемость организма к утомлению, негативные — вызывают неуверенность, апатию или излишнюю напряженность. Эмоциональное возбуждение в большинстве случаев способствует достижению высоких результатов. Психологическая подготовка подразделяется на общую и специальную подготовку.
Общая психологическая подготовка включает: воспитание и изу-чение личности спортсменов, совершенствование у них волевых качеств.
Воспитание личности — важнейший вопрос психологической подготовки. Тренер должен воспитывать своих учеников в духе высокой морали, товарищества, коллективизма, формировать уважение и доверие, идейность и целеустремленность, чувство патриотизма. В коллективе необходимо создавать атмосферу единства взглядов, взаимоуважения, готовности подчинить свои интересы общественным.
Тренер, работая с учеником, оценивает его сильные и слабые стороны, типологические особенности нервной системы, а также общее развитие и способности, волевые качества, отношение к тренировке и учебе, стремления, мотивы, побуждающие заниматься спортом, интересы, увлечения; следит за его личной жизнью, успехами, анализирует их причины; сравнивает и сопоставляет эти данные, чтобы оказать влияние на формирование спортсмена как личности.
Для спортсмена тренер составляет психограмму, в которой отражает: уровень развития физических качеств; техническую подготовленность; точность мышечно-двигательных ощущений, восприятий и представлений; идеомоторные реакции, сосредото-ченность внимания и его концентрацию; эмоциональную устойчивость на тренировках и соревнованиях; другие качества.
В психограмме также отмечаются: сильные и слабые стороны спортсмена в физической, технической и психической подготовленности; состояние готовности к ответственным соревнованиям; рекомендации по устранению недостатков.
Составной частью общей психологической подготовки является волевая подготовка. Волевое действие включает постановку и определение цели, принятие решения и самое главное — его исполнение, что требует преодоление субъективных и объективных трудностей. К волевым действиям относятся: дисциплинированность, целеустремленность, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность.
Специальная психологическая подготовка направлена на подготовку спортсмена к соревнованиям и включает накопление информации о будущих соревнованиях и спортивных соперниках, моделирование на тренировках условий соревнований, обучение технике настройки на выполнение соревновательных действий, управление поведением спортсмена в процессе выступлений, воспитание умения определять и регулировать эмоциональное состояние.
Накопление информации заключается в изучении условий, задач, сведений о графике, времени будущих соревнований. Оценивают подготовленность как собственную, так и предполагаемого соперника, что позволяет организовывать тренировки в соответствии с требованиями предстоящих соревнований.
Моделирование на тренировках условий соревнований — это точное повторение их компонентов. Оно включает оценку пред-полагаемого уровня физических нагрузок, технических и тактических действий, психического напряжения, предусматривает чередование нагрузки и отдыха. Например, в тяжелой атлетике на соревнованиях перерывы между подходами к штанге в 2 — 3 раза продолжительнее, чем на тренировках. В данном случае, моделируя условия соревнований, тренеры должны увеличивать паузы между подходами. Гимнастам во время соревнований приходится находиться на местах участников 20 — 30 мин, в то время как упражнение длится 20 — 70 с, а опробование — 30 с на человека. В процессе тренировок эту обстановку моделируют на отдельных видах гимнастического многоборья.
Для воспитания привычки к необычным условиям соревнований на тренировки целесообразно приглашать зрителей, судей, искусственно создавать шум, проводить занятия под музыку.
Обучение настройке на выполнение соревновательных действий является существенной частью моделирования соревнований. Боль-шинство спортсменов перед выполнением упражнений (игрой) задолго до старта и непосредственно перед ним мысленно воспроизводят технические действия. Сосредоточение внимания на предстоящей соревновательной деятельности способствует закреплению навыков целенаправленного выполнения основных приемов. Спортсмен может мысленно построить модель движения, заглянуть вперед и запрограммировать свои действия.
Мысленное воспроизведение действия обеспечивает четкое представление полного цикла деятельности, определяет характер выполнения отдельных ее элементов (ритм, скорость, время, амплитуду, «проговорить» отдельные детали).
Сосредоточение внимания, его концентрация непосредственно перед стартом (например, перед разбегом, подъемом штанги, прыжком) — важнейший элемент настройки. В это очень короткое время спортсмены должны думать о первом элементе; месте, где выполнить толчок ногой; как выполнить поворот и отдать само- приказ, например: «Толчок ногой — сильнее!»; «Рывок штанги — выше!»; «Поворот — резче!»; «Спуск — плавно!». В процессе тренировки спортсменам необходимо запомнить эти действия и неоднократно повторять их. Это способствует целесообразному мышлению на тренировках, увеличивает число продуктивных подходов для выполнения тренировочных и соревновательных действий.
Использованная литература:
1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.
2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.
3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.
4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.
5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.