на каком острове находится собор парижской богоматери
Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери, или Нотр-Дам де Пари, является одним из символов Парижа и шедевром готической архитектуры в мировом масштабе. Он окутан вековыми тайнами и легендами, пережил разруху и возродился вновь. Несмотря на то, что здесь находится Парижская архиепархия, сам религиозный объект относится к государственной собственности. Католической же церкви дано право безвозмездного и бессрочного пользования.
Кафедральный собор возвышается над одним из островов Сены — Сите, расположенном в самом сердце французской столицы. Вокруг культового сооружения разворачиваются главные события во многих художественных произведениях. Самым знаменитым является исторический роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», вышедший в свет в 1831 году и ставший мировым бестселлером. По его мотивам сняты фильмы, созданы оперы, поставлен балет и мюзикл. Кроме того, Нотр-Дам де Пари посвящены документальные фильмы, о нем в той или иной степени упоминается в художественных кинолентах и мультфильмах, песнях, крылатых фразах и даже компьютерных играх.
История
Предположительно, на месте Нотр-Дам де Пари изначально находился языческий храм. В IV веке его заменили раннехристианской церковью, построенной по образу и подобию древних базилик Рима и Равенны. В VII столетии появилось новое, более расширенное культовое строение — храм Святого Стефана. Он периодически подвергался разрушениям, но продолжал восстанавливаться до тех пор, пока принявший в 1160 году парижское епископство Морис де Сюлли не инициировал возведение грандиозного по масштабам и красоте собора Парижской Богоматери.
Строительство Нотр-Дам де Пари началось в 1163 г. Первый камень в основание храма заложил римский папа Александр III, находившийся в то время в Париже. Работы производились в несколько этапов, в общей сложности — 182 года. Они были завершены в 1345 году, после окончании отделки всего собора.
Хронология главных событий:
За время строительства культового здания сменилось немало архитекторов, что отразилось в деталях, разнице в уровнях и смешении стилей. Самыми значимыми мастерами, оставившими свой след в создании образа Нотр-Дам де Пари, считаются французские зодчие Жан де Шель и Пьер-Де Монтрёй. Они руководили работами в период 1250–67 гг.
Большой ущерб собору Парижской Богоматери был нанесен в период Великой французской революции. И все из-за того, что парижане отказались платить мзду на нужды в реализации идей освободительного движения в других странах. В 1793 году по личному распоряжению Робеспьера фасадные скульптуры иудейских царей обезглавили, приняв их за фигуры французских монархов. Кроме того, были повреждены уникальные витражи и снесен установленный в середине XIII столетия шпиль. Последний удалось восстановить лишь при проведении реставрационных работ в 1840-е годы.
На пороге XIX века Нотр-Дам де Пари оказался в плачевном состоянии. Его возвратили церкви в 1802 году, а в 1804-м здесь короновался и венчался Наполеон Бонапарт. Тем не менее, восстановлением собора никто не занимался, наоборот — начались разговоры о его сносе. Положение удалось спасти благодаря В. Гюго, написавшему роман «Собор Парижской Богоматери». Произведение увидело свет в 1831 году, а уже через 10 лет началась грандиозная реставрация храма, длившаяся 23 года. В это время были не только восстановлены разрушенные элементы, но и появились новые. Самой примечательной оказалась галерея химер, расположившаяся на верхней площадке фасада. Столь необычная идея принадлежала французскому архитектору Виолле-ле-Дюку.
Архитектура и внешнее убранство собора
Западный (главный) фасад Нотр-Дам де Пари выходит на Соборную площадь, где можно увидеть нулевой километр Франции, представляющий собой точку отсчета всех дорог страны, проходящих через столицу государства. Здесь же находится археологический музей «Крипта паперти Нотр-Дам», в котором представлены античные, средневековые артефакты и предметы из прошлых веков, найденные во время проводимых на острове Сите раскопок. Перед собором стоит конная статуя Карла Великого, а с южной стороны храма — памятник Иоанну Павлу II, причисленному римско-католической церковью в 2014 году к лику святых.
Западный фасад кафедрального собора разделен на три вертикальных участка, визуально подчеркивающих боковые башни и основную часть храма. В нижнем горизонтальном ярусе расположены заглубленные порталы, украшенные скульптурами и барельефными панно, усеянными сюжетными изображениями:
Над ними в один ряд установлено 28 статуй иудейских царей. Выше красуется большая витражная роза, на фоне которой виднеется скульптура Мадонны с младенцем в окружении ангелов. У боковых стрельчатых проемов установлены фигуры Адама и Евы. На уровне основания башен расположена смотровая площадка с рассаженными на перилах и карнизах фигурами фантастических и демонических существ. В двух башнях находятся колокола. Их звон можно услышать в 08:00 и 19:00.
Восточную абсиду поддерживают подпорные арки — аркбутаны, совмещающие распределительные силовые и декоративные функции. Южный и северный фасады привлекательны по-своему. Здесь присутствуют барельефы, витражные розетки, статуи, ажурные фронтоны и богато украшенные порталы.
Покрытие крыши представляет собой ковер из уложенных внахлест свинцовых плиток. Его общий вес составляет 210 т. К дубовому шпилю ярусами поднимается четыре группы апостольских фигур, обращенных к Парижу. Лишь одна из них смотрит в противоположную сторону. Предполагается, что в ее образе запечатлен Виолле-ле-Дюк, принимавший участие в реставрации Нотр-Дам де Пари во второй половине XIX века.
Для того чтобы подняться на смотровую площадку собора, потребуется преодолеть 387 ступенек по узкой винтовой лестнице. Кроме близкого знакомства с гаргулиями, посетителей ждут потрясающие виды на Париж, сувенирная лавка и компактная келья главного героя романа В. Гюго — Квазимодо, упоминания о реальном существовании которого были обнаружены совсем недавно.
Собор Парижской Богоматери в цифрах:
Внутреннее оформление и убранство
Собор имеет пять нефов, разделенных рядами колонн, и два поперечных трансепта, практически не выходящих за пределы боковых фасадов. Архитектурная композиция дополнена верхними галереями и шестичастным сводчатым потолком с выступающими нервюрами. Росписи на стенах отсутствуют, что характерно для готических храмов. Повсюду расположены скульптуры, в том числе Богородицы с младенцем, святого Антония, святой Терезы и пр.
Цветные витражи, установленные в 110 окнах, поражают красотой и игрой красок. Уникальных стекольных проемов сохранилось всего три — на розах, расположенных на западном фасаде и над входами в оба трансепта. Остальные заменялись по причине разрушения витражей вандалами. Большая часть восстанавливалась после уничтожения шедевров французскими революционерами.
Первый орган появился в соборе Парижской Богоматери в 1402 году. Он неоднократно реконструировался и расширялся. В середине XIX века инструмент был полностью перестроен, а в 1992-м его усовершенствовали с помощью компьютерных технологий. По количеству регистров орган Нотр-Дам де Пари является самым большим во Франции.
Главная святыня
Терновый венец Христа хранился до XI века на иерусалимской горе Сион. Позже он был заложен в Венеции, но не выкуплен. В 1238 году венец оказался у Людовика IX, который через год передал его собору Парижской Богоматери. До Французской революции реликвия хранилась в Святой часовне (Сент-Шапель). Далее она была перемещена в сокровищницу Нотр-Дам де Пари, но после пожара венец вновь перенесли. На сегодняшний день реликвия хранится в мэрии Парижа.
Пожар в соборе Парижской богоматери 15 апреля 2019 года
15 апреля 2019 года, около 19:00 в соборе Парижской Богоматери начался пожар. Огнём была охвачена почти вся крыша храма. Всю ночь пожарные боролись с огнём, во время пожара французские официальные лица не исключали, что храм может быть полностью уничтожен. Однако удалось спасти хранящиеся в соборе произведения искусства и предметы культа, в частности Терновый венец, возложенный на голову Иисуса Христа перед распятием. По словам президента Франции Эмманюэля Макрона, удалось избежать наихудшего сценария развития событий, а восстановлением сооружения займутся лучшие таланты современности. Кадры охваченного огнем собора — в фоторепортаже на Туристер.Ру.
Часы работы
Собор открыт ежедневно с 08:00. В будние дни он закрывается в 18:45, а в субботу и воскресенье — в 19:15. С 09:30 до 18:00 работает информационная стойка, расположенная у входа в храм.
С понедельника по субботу Богослужения совершаются в 08:00, 09:00 (кроме июля, августа и первой половины сентября); 12:00 (у главного алтаря), 17:45 и 18:15. Воскресные дни службы проходят в 8:30, 09:30, 10:00, 11:30 (международная месса), 12:45, 17:45, 18:30 (транслируется в прямом эфире на католическом телевизионном канале «KTO Télévision Catholique» и на радио «Notre-Dame»).
В первую пятницу каждого месяца и по пятницам в течение Великого поста в 15:00 на обозрение верующих выносится терновый венец — уникальная реликвия и одна из величайших святынь христианского мира.
Уточнить часы работы собора и расписание праздничных месс можно на официальном сайте.
Как добраться до собора Парижской Богоматери
Непосредственно на острове Сите находится станция 4 линии метро — «Cité», а также остановки автобусов:
На левом берегу Сены останавливаются скоростные электрички RER B и RER C — станция «Saint-Michel — Notre-Dame». На правом берегу расположена станция метро линий 1, 7, 11 и 14 — «Châtelet».
Круглосуточные паркинги на острове Сите:
Фоторепортаж о соборе Парижской Богоматери можно посмотреть в материале, размещенном на нашем сайте.
Собор Парижской Богоматери в Париже
» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_3622″>
В сердце Парижа находится собор Нотр-Дам-де-Пари. Много веков католический храм поражает людей своим изяществом, великолепием и монументальностью.
История строительства
Возведение собора началось при правлении Людовика YII в 1163 году. Инициировал сооружение епископ Морис де Сюлли. Историки полагают, что фундаментом служила разрушенная базилика Св. Стефана и другие строения:
Работы продолжалось почти два столетия, это говорит о том, участников строительства было много, но сведений о них почти не сохранилось. Известны имена архитекторов, начавших строительство – Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Возведение храма шло медленно.
Несмотря на то, что прихожане богатые и бедные, знатные и простолюдины старались помочь строительству, жертвуя посильные суммы, денег не хватало. Строительство шло поэтапно: стены закончены к 1177 году, алтарь построен (и освящен кардиналом Альбано) в 1182 году. К концу XII столетия установлена крыша из свинца, в 1245 году возведены башни, а отделка внутри помещения закончена в 1315 году. Окончанием возведения считается 1345 год.
С этого времени капитальных реставраций не было, строение ветшало, особенно много разрушений было во время революции. Фигуры иудейских царей были сняты и обезглавлены, витражи разбиты, пострадала также художественная резьба. В самом конце XYIII столетия Конвент издал указ, по которому верующие обязаны платить деньги на нужды революции, иначе храм будет разрушен. Жителям удалось отстоять свою святыню, но Робеспьер объявил его твердыней мракобесия и переименовал в Храм разума.
Внешний вид
Собор Нотр-Дам-де-Пари индивидуален и неповторим. Собор строился около двухсот лет, в работе принимали участие многие архитекторы, поэтому стили строения разные – готический и романский. Храм – это базилика с боковыми двойными нефами, конструкция, которая раньше почти не применялась. Высота храма – 35 м, длина – 130 м, ширина 48 м. Вес колокольни, расположенной в южной стороне, 13 тонн. По вертикали фасад разделен на три части, горизонтально делится галереями на три ряда, фасад венчают две башни.
Первый ярус имеет три портала, на них изображены Богородица, Святая Анна и картины Страшного суда. Над входом – панно с сюжетами из Евангелия, над арками установлены статуи святых. Выше протянулась Галерея королей с 28 фигурами иудейских царей. Красоту и яркость сооружению придают витражи, почти целиком воссозданные в XIX веке. Главный витраж (роза) – остался еще со Средневековья и реставрирован частично. На нем изображен образ Богоматери и другие картины, в их числе добродетельные и греховные поступки людей. Две розы по сторонам считаются самыми крупными в Европе, их диаметр – по 13 м.
Собор венчает 96-метровый шпиль, покрытый свинцовыми пластинами. Рядом установлены скульптуры апостолов, разделенные на четыре группы. Около каждого святого поместили животное, являющегося символом евангелиста. Статуи установлены лицом к Парижу, и только Фома, который считается покровителем строителей, смотрит на шпиль.
Гаргульи
Яркое украшением фасада, гаргульи, установлены в XIII век. Это демонические существа, похожие на больших драконов. Они хорошо сохранились, так как сделаны из прочного известняка, добываемого в бассейне реки Сены. В переводе со старофранцузского означает “глотка”. В готике гаргульи предназначались для отвода дождевых вод, в них устанавливали желоба из камня или металла, чтобы скрыть их непривлекательность.
Химеры – злобные демонические существа, обычно их изображают в виде демонов, сказочных птиц или животных с крыльями как у летучих мышей. Воплощают человеческие грехи. Установить их во время капитальной реставрации решил архитектор Виолле-ле-Дюка. Он сам сделал эскизы монстров и скульпторы под руководством Жоффруа Дешома воплотили их в камне. Одна из популярных химер – Стрикс, полуженщина-полуптица, по преданию питавшаяся кровью младенцев. Интересно, что если с ними сфотографироваться живому человеку – он кажется каменными изваяниями, а гаргульи и химеры – полными жизни.
Внутренне убранство
Внутренне пространство готической архитектуры создается благодаря поперечным и продольным нефам, образующим форму креста. В помещении нет внутренних, поддерживающих конструкцию, стен, их заменяют два ряда колонн. Стены собора украшены художественной резьбой. В одной части собора собраны скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые преподносят прихожане 1 мая, в католический праздник, посвященный Богоматери.
Под высоким ярусом установлены скульптуры правителей Ветхого завета. Оригинальные фигуры были уничтожены, их заменили копиями. Знаменит орган – оборудован еще в Средневековье при возведении храма, крупнейший в Европе. Он многократно реконструировался и перестраивался. По спиральной лестнице можно попасть в Южную башню храма, с которой открывается грандиозная панорама города, с близкого расстояния удобно рассмотреть колокол, гаргулий и химер.
Центр длинного нефа украшают композиции, рассказывающие о сценах из Жития святых. Внутренняя часть храма выполнена из серо-стального камня. Так как по готическим канонам стены не украшаются настенной живописью, оживляет несколько мрачную картину солнечный свет, попадающий внутрь через цветные витражи и стрельчатые окна, придавая храму краски и яркость. Капеллы, расположенные по боковым сторонам, рассказывают о земной жизни Богоматери. Центральный витраж содержит несколько десятков сцен из Ветхого завета.
Роман, который прославил собор
К XIX веку Собор обветшал настолько, что его собирались снести. Выход в свет в 1831 году романа французского писателя Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери” способствовал его спасению. Романист писал о добре и зле, любви и ненависти. Идея возникла не случайно – Гюго был ярым защитником старинной архитектуры и его деятельность направлена в ее защиту. Глава романа “Собор Богоматери” рассказывает о сооружении, описывая его красоту. Писатель выражает озабоченность, справедливо считая, что человечество может утратить уникальное сооружение.
Героиня – цыганка по имени Эсмеральда. Красавицей увлеклись священнослужитель Клод Фролло, звонарь Квазимодо, воспитанник архидьякона, и капитан – Феб де Шатопер. Фролло страстно влюбился в девушку, пытался соблазнить ее, но получил отказ. Взбешенный священник приказывает Квазимодо похитить Эсмеральду, этому мешает капитан Шатопер. Молодые люди понравились друг другу, у них состоялось свидание. В время свидания ослепленный ревностью Фролло ранит Феба и обвиняет в совершенном преступлении девушку. Ее приговаривают к смертной казни.
Квазимодо спрятал Эсмеральду в соборе (Божий храм, по законам католицизма – это убежище, где человек может укрыться от любой провинности), чтобы спасти ее от виселицы. Эсмеральда не смогла полюбить некрасивого горбуна, но прониклась к нему дружескими чувствами. Финал трагедийный – Эсмеральда погибает, несчастный Квазимодо уносит тело девушки в храм и тоже умирает с горя.
Роман Гюго потрясает своей трагичностью, яркими образами, описанием Собора Парижской Богоматери. Об уничтожении храма уже не говорили – решили его восстанавливать. Реставрировать сооружение начали в 1841 году под руководством Виолле-ле-Дюка. Закончили в 1864 году.
Музей и сокровищница
Музей рассказывает об истории появления храма, об интересных фактах, связанных с этим местом, здесь представлены интересные экспонаты – предметы искусства, утварь. Через музей можно пройти в Сокровищницу, в ней хранится одна из главных христианских святынь – часть Животворящего креста и Терновый венец Спасителя. Экспонируются церковные одеяния, утварь, картины, манускрипты, другие предметы, представляющие художественную и историческую ценность.
Время работы и стоимость билетов
Стоимость посещения (евро):
Народу в этом легендарном месте всегда много, поэтому перед входом в собор придется постоять в очереди.
Где находится и как добраться
Собор расположен на площади Парви Нотр-Дам, в восточной части острова Сите, 75004, Париж, Франция.
Если посчастливилось посетить Францию и ее прекрасную столицу – не полюбоваться собором Парижской Богоматери нельзя, это величественное и незабываемое зрелище, впечатления от которого останутся на всю жизнь. Это не только красивейшая архитектура, но и духовный центр католицизма.
Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам-де-Пари – самый посещаемый католический храм в мире, а также одна из известных достопримечательностей в Европе. Его архитектура стала образцом готического стиля. В святилище расположена одна из важнейших реликвий христианской церкви – Терновый венок. Также внутри вы заметите собрание исторических картин и скульптур. Снаружи вас встретит красивый фасад с оригинальным оформлением входной группы.
Стоимость входа: бесплатно.
История в датах
1163 год – заложен первый камень в присутствие папы Александра III.
До 1182 года построен хор и главный алтарь, который был освещён.
К 1250 году закончены основные архитектурные работы.
Конец XIII – начало XIV века – доработка внешнего облика: установлены кресты, каменный забор и т.д.
XVII – XVIII века – перестроен центральный портал.
В революцию уничтожены практически все статуи, снят шпиль.
XIX век – проходила большая реставрация.
31 марта 1864 год – храм вновь освятили.
1965-1972 года – проводились археологические раскопки на территории.
2013 год – к 850-летию отлито 9 новых колоколов и выдвинут ряд религиозных инициатив, например, выпущен специальный «маршрут паломника».
На протяжении всего существования здесь проходили коронования царей, крещения знатных людей и бракосочетания королевских семей.
Архитектурные решения
Собор стал одним из первых в стиле готики в мире, и остаётся самым сохранившимся и величественным. При этом в нём замечаются нотки романского влияния. В основе лежит шестичастный свод с нервюрами («рёбра» каркасного свода). Имеется несколько порталов, которые достраивались в разные годы. Перед входом находится Соборная площадь. На ней располагается «нулевой километр».
Фасад
Центральный фасад стоит на четырёх опорах с двумя башнями по бокам. Несмотря на свои внушительные размеры, он смотрится гармонично и элегантно. Центром является окно в виде розы 1225 года создания. Перед ним установлено три статуи: Дева Мария, Адам и Ева. Над всеми порталами сделана галерея из 28 фигурок ветхозаветных царей. Арки украшены резными узорами по камню.
Три портала
Крыша и шпиль
Самое знаменитое украшение крыши – статуи горгульей и химер, которые появлялись во многих художественных произведениях. Также есть четыре группы бронзовых фигур апостолов с символами из Евангелия. Все они направлены к шпилю, состоящего из двух этажей с красивым оформлением. Сама крыша сделана из свинцовых пластинок весом более 210 тонн.
Внутреннее убранство
Зайдя в сооружение, вы почувствуете его масштабность и причастность к истории. Здесь есть множество произведений искусства, но в то же время, это не музей, а действующий храм. В плане пересекающиеся нефы образуют крест. На стенах нет никаких фресок и росписей. Висят люстры, стоят скамейки и уложенный плиткой пол.
Витражи
Особое место во внутреннем оформлении занимают витражи. Цветные изображения красиво переливаются от солнечного света на стенах и полу. Главные фрагменты вставлены в окна-розы, и представляют собой один из шедевров христианского искусства. В середине сюжет Нового Завета с 84 панелями по кругу, а под ними ещё находятся рамы с 16 пророками.
Статуи
Скульптуры имеют большое религиозное значение. Все они изображают святых, либо библейские моменты. Сделаны из мрамора белого и серого цвета. Обладают разными размерами и поставлены в различные года. Самые известные, из находящихся внутри статуй: Богоматерь Парижская, композиция над мавзолеем графа Харкорта, Святая Тереза из Лизье и Святой Антоний.
Реликвия
В сокровищнице хранится одна из главных христианских реликвий – терновый венец Иисуса Христа. Вначале он находился в Иерусалиме, затем у византийского императора его перекупил французский король, и он несколько лет лежал в специально построенной часовне. После революции попал сюда.
Органы
В любом большом католическом храме есть орган, в Нотр-Дам-де-Пари их целых три. Великий или Большой появился ещё в 1402 году. Был создан специально для этого сооружения французскими мастерами. На нём играли более 50 органистов. Сегодня послушать его можно во время воскресных служб. Орган Хора сделан для аккомпанемента к пению. Его можно услышать каждый день во время молитв. Третий инструмент мобильный, и часто помогает основной мелодии.
Картины
В помещениях висит несколько масштабных полотен XVII – XVIII веков, рассказывающих о важных событиях для католицизма. Большой «Мэйс» – это целый ряд картин, около 50 штук, которые выставлены в часовнях нефа, среди них: «Распятие Святого Петра», «Сошествие Святого Духа», «Столетие Корнилия у подножия апостола Петра» и т.д. Их писали специально под заказ для собора Парижской Богоматери. Также есть интересные работы «Святой Фома Аквинский» и «Посещение».
Интересные факты
Место посещает более 13 млн человек каждый год.
С 2013 года на крыше достопримечательности располагается улей. Церковь всегда положительно относилось к пчёлам, даже есть их покровитель – Святой Амвросий. Поэтому инициатива знаменитого парижского пчеловода была поддержана. Собор Парижской Богоматери десятки раз показывался в фильмах таких, как: «Ван Хельсинг», «Горбун из Нотр-Дама», «Амели» и т.д.
Благодаря роману Виктора Гюго, «Собор Парижской Богоматери», сооружение получило известность и его удалось сохранить во время военных и политических действий.