на каком острове расположен кронштадт
Кронштадт
Город Кронштадт
Кронштадт — самый удаленный и необычный из семи пригородов Санкт-Петербурга. Расположенный на острове Котлин в Финском заливе, город на протяжении всей своей истории служил морским щитом Санкт-Петербурга и столицей Балтийского флота России.
Название «Кронштадт» означает в переводе с немецкого «Город-Венец», Кроншлот — «Крепость-Венец».
Сэкономь на путешествии в Кронштадт!
Климат
Климат Кронштадта умеренный и влажный, переходный от морского к континентальному. Продолжительность дня меняется от 5 часов 51 минуты 22 декабря до 18 часов 50 минут 22 июня. Для города характерна частая смена воздушных масс, обусловленная в значительной степени циклонической деятельностью. Летом преобладают западные и северо-западные ветры, зимой западные и юго-западные. Климат Кронштадта аналогичен климату расположенного рядом Санкт-Петербурга. Финский залив, несмотря на мелководность, оказывает некоторое влияние на температурный режим города. Летом, особенно в августе—сентябре, средняя температура воздуха здесь немного ниже, чем в Санкт-Петербурге (на 0,5-0,8°), а зимой — выше (на 0,5—0,6°). Несколько сильнее на побережье и ветры.
Достопримечательности
Интересной достопримечательностью Кронштадта считается старинное здание Гостиного двора (1832). За ним почти сразу начинается узкий Обводной канал, за которым на несколько сотен метров тянутся грандиозные портовые склады (провиантские магазины) — пожалуй, одно из наиболее интересных индустриальных сооружений в России.
Грандиозный Никольский Морской собор, возведенный в псевдовизантийском стиле в 1903—1915 годах (высота купола — 70 метров, уступает лишь Исаакию).
Комплекс дамб и смежных гидротехнических сооружений (водопропускных и судопропускных отверстий), протянувшихся поперёк вершины Финского залива от Бронки до Сестрорецка (посёлок Горская), через остров Котлин, на котором находится город Кронштадт — это и есть знаменитая Кронштадтская дамба. Впечатляющее сооружение, возведенное в 80-е годы 20 века и соединяющее Кронштадт с большой землей и Санкт-Петербургом. Длина защитных сооружений — 25,4 километра. Не так давно была достроена и южная половина дамбы (на лето 2010 заканчивают работы).
Сооружения дамбы интересны и необычны, и на самом деле знакомы почти всякому россиянину (здесь снимался популярный в начале 1990-х клип «Тучи» группы «Иванушки International»). Вдоль дамбы расположились доступные автолюбителям старые форты, хорошее место для туристов, рыбаков, и просто любителей позагорать на чистом песке и у чистой воды.
В ветреную погоду впечатляет контраст между бушующими волнами Финского залива и спокойными водами Невской бухты.
Наиболее интересная достопримечательность Кронштадта — цепь морских фортов, 40-километровой дугой пересекающая Финский залив. Сейчас они пребывают в полном запустении, и только на самых эффектных из них летом устраиваются вечеринки или чемпионаты по пейнтболу.
Северные Форты — наименее впечатляющие, представляют собой не более чем островки с какими-то бетонными постройками и ямами. В подвалах фортов в советское время проводились испытания горючих и взрывчатых веществ, и их последствия («сосульки» из кирпича на потолке и т. д.) можно увидеть и поныне.
Форт Константин — единственный форт, расположенный на острове Котлин, в западной части. Представляет собой сложное, сильно вытянутое бетонное сооружение с орудийными гнездами. Все металлическое из форта, как водится, похищено, но сейчас есть проект создания здесь музейно-развлекательного центра.
Форт Кроншлосс (Кроншлот) — маленький одноэтажный форт почти напротив кронштадтского порта. Это старейший из фортов Кронштадта, основанный еще Петром Первым, и, в отличие от всех остальных, его можно увидеть с близкого расстояния в любой сезон.
Форт Александр I — самый красивый и мощный форт Кронштадта. На его крыше можно увидеть небольшую будку: это не что иное, как чумная лаборатория. Этот форт в начале 20 века был первым российским НИИ, где, благодаря полной изолированности форта от внешнего мира, искали вакцины от разных болезней, в том числе от чумы. Поэтому этот форт получил прозвище «Чумный». Из Кронштадта сюда ходил пароходик «Микроб», а жители города закрывали окна, когда ветер дул со стороны форта. Сейчас Форт Александр I заброшен, и только иногда здесь утраиваются «чумовые вечеринки», да диггеры уже дважды находили в казематах форта странные ампулы.
В целом в летнее время достичь форты почти невозможно (есть слухи, что в Кронштадте некоторые зарабатывают деньги, на лодках перевозя туристов в форт Александр I). Зимой форты можно достичь по льду. Но стоит помнить, что посещение фортов без специальной подготовки очень опасно. Там легко можно попасть в непредвиденную ситуацию (обрушение пола или потолка, невозможность покинуть подземелья или даже ампулы с чумой). В зимнее время по дороге к фортам есть постоянная угроза провалиться под лед.
Кронштадт достопримечательности и история.
Город-остров Кронштадт, занимает важное место в истории России. Кронштадт — это форпост западных рубежей великой России. Это город славы Военно-морского флота России. Каждая улица, дом, любой крошечный уголок этого города имеет свою историю – увлекательную, трагическую, удивительную.
Кронштадт история.
Датой основания Кронштадта принято считать 7 (18) мая 1704 года – день вступления в строй форта Кроншлот и двух батарей на острове Котлин. Петр Первый повелел построить фортификационное сооружение на северной оконечности мели прямо в воде, чтобы ее орудия надежно прикрывали проход из Финского залива к Петербургу. 18 мая 1704 года состоялось освещение новой крепости, названной Кроншлотом.
Кронштадт история.
Во время второй мировой войны в 1939-1945 годах Кронштадт сыграл важнейшую роль в обороне Ленинграда. В течение 900 дней Кронштадт находился в блокаде от всей страны и от Ленинграда. Базировавшийся в Кронштадте Балтийский флот обеспечивал выход в балтийское море подводных лодок.
Кронштадт сегодня.
В современное время Кронштадт является районом Санкт-Петербурга, расположен на острове Котлин в Финском заливе на расстоянии 48 км от Санкт-Петербурга, связан с материком сухопутной дорогой. Площадь острова – 1584 га. Транспортная связь с материком осуществляется по сухопутной технологической дороге по полотну защитных сооружений до ст. метро «пр. Просвещения», «Старая деревня», «Черная Речка» – маршрутными такси, до ст. метро «Старая деревня» — автобусом №101. Круглогодично работает паромная переправа Кронштадт-Ломоносов.
Кронштадт достопримечательности. Морской собор.
Морской собор является высотной доминантой города. Он развернут парадным входом на запад. Это величественное здание высотой 70 метров. Морской собор – памятник всем чинам флота Российского, создававшегося в Кронштадте и принесшего Отечеству немало побед. Архитектор Морского собора — В. А. Косяков. Собор построен подобно храму св. Софии (6 век н.э.) в Константинополе (Стамбул). Ценность его в том, что он не имеет себе равных по отделке среди соборов своего времени. Снаружи стены облицованы гранитом, серовато – желтым кирпичом и украшены полированными наличниками и колоннами порталов, терракотовыми орнаментами, майоликовыми фризами, мозаикой. В него вмещалось до 5000 прихожан. Собор строился 10 лет с 1903 – 1913 гг. До 1927 года здесь проводились службы, а потом сделали кинотеатр имени Максима Горького, отчего это здание прозвали «Максимкой».
Кронштадт Морской собор.
Затем в 1956 году там сделали клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея. Велись долгие переговоры о передаче храма православной церкви. В 2002 году на соборной колокольне установлен православный крест. И 28 мая 2013 года, после реконструкции, состоялось великое освящение собора, в день когда храм отмечал своё 100-летие.
Кронштадт Якорная площадь.
Якорная площадь расположена в центре города, именно на этой площади возвышается Морской собор. Площадь получила свое название от склада якорей и якорных цепей, находившегося здесь до конца XIX века. В 1861 году была построена каменная стена, отделяющая площадь от Кронштадтского Адмиралтейства. Некоторое время площадь была известна как «Разводной плац», а после революции была переименована в площадь Жертв Революции. На площади установлен памятник адмиралу Макарову, героически погибшему в Русско-японской войне. Также здесь находится братская могила погибших в годы революции и последовавшей за ней Гражданской войны. Интересной особенностью площади является единственная в России чугунная мостовая. В непосредственной близости от Якорной площади находится Летний сад и Кронштадтское Адмиралтейство.
Кронштадт Чугунная мостовая.
Первый пробный участок мостовой был уложен во дворе особняка управляющего Пароходным заводом А. С. Соколова, заинтересовавшегося данной технологией во время своей поездки в Соединенные Штаты. В США чугунные мостовые были уложены в Нью-Йорке, Бостоне и Чикаго, однако в связи с периодическими всплесками дефицита металла ни одна из них не сохранилась до наших дней. В 1860 году у Соколова побывал Великий князь Константин Николаевич, впоследствии приказавший обустроить таким же образом одну из оживленных городских улиц. Несмотря на высокую стоимость изготовления, такие мостовые через несколько лет окупаются благодаря своей прочности и долговечности. Созданные до революции участки за более чем сотню лет эксплуатации не утратили своих первоначальных качеств. На сегодняшний день сохранилась чугунная мостовая на Якорной площади, прошедшая реставрацию в 1970-х годах. Мостовая состоит из литых чугунных шестиугольников, укладываемых наподобие паззла. Это единственная в мире чугунная мостовая, сохранившаяся до наших дней.
Кронштадт Обводный канал.
Обводный канал в Кронштадте начинается у Итальянского пруда, его конечная точка находится в гавани Кронштадта. Канал протекает вдоль Адмиралтейства и пролегает мимо улиц: Карла Маркса, Комсомола, Советской и Петровской. Заканчивается водоем на территории Морского завода. Через канал проходят такие мосты: Советский, Синий, Пеньковый и Парусный. В наши дни этому водоему присвоен статус памятника истории, важным историческим элементом является также решётка вдоль всего канала. Этот водоем первоначально носил название Адмиралтейский, поскольку он был разбит для нужд Адмиралтейства. Позже канал был переименован в Обводной.
Кронштадт Петровский док.
Петровский док находится в центральной части города. Проект первого сухого дока в России был разработан Петром I в 1719 году, а его строительство велось долгих 33 года. Это массивное сооружение предназначалось для ремонта подводной части кораблей и судов. В строительстве дока-канала принимал участие генерал-майор И. фон Люберас, а его торжественное открытие состоялось 30 июля 1752 года, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Удивительное гидротехническое сооружение протянулось на 2,24 километра и одновременно вмещало до десяти судов. Петровский док использовался по назначению вплоть до 2008 года, а сегодня он доступен для посещения туристами. Интересен тот факт, что это грандиозное сооружение вдохновило госпитального врача Василия Богданова, на написание знаменитой песни «Дубинушка».
Форт «Император Александр I».
Форт «Император Александр I» является одним из долговременных оборонительных сооружений Кронштадта, построенных в 1838-1845 годах по проекту архитектора Мориса Дестрема. Он находится на маленьком островке к югу от острова Котлин. Форт представляет собой сооружение круглой формы, размерами 60 на 90 метров и имеет 4 боевых яруса, на которых может разместиться до 137 орудий. Он был предназначен для контроля над Южным фарватером. С 1897 года в нем находилась противочумная лаборатория, отсюда второе название форта — «Чумной».
Город Кронштадт.
В центральной части сохранился ряд исторических построек 18-19 вв.: Итальянский дворец, «губернские» дома, комплекс кронштадтского адмиралтейства, стены и казармы Кронштадтской крепости, Гостиный двор. В городе большое количество памятников, как военным, так и гражданским людям, прославившиеся делами или подвигами, и имеют непосредственное отношение к истории города. Исторический центр города входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как составная часть объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».
Что посмотреть в Кронштадте за один день
Кронштадт — город, где практически все достопримечательности связаны с морем и историей военно-морского флота.
С 1720-х годов Кронштадт был главной военно-морской базой Балтийского флота. Из-за военных объектов до 1996 года это было закрытое поселение. Сегодня посмотреть на боевые корабли с набережной — обязательная часть туристической программы в Кронштадте.
Старая часть города, где обычно гуляют туристы, — объект всемирного наследия Юнеско. Под защитой организации и кронштадтские форты — система оборонительных сооружений. Они строились для защиты Санкт-Петербурга : перекрывали водные подходы к городу.
Если вы часто бываете в Санкт-Петербурге и уже изучили все основные городские достопримечательности, в маленьком, тихом Кронштадте можно отдохнуть от шумных проспектов. Военно-морской город разнообразит впечатления от парков и дворцов Петергофа, Царского Села и прочих парадных мест императорской столицы. Здесь нет пышной питерской архитектуры: основная часть города — двух-трехэтажные здания из малинового кирпича и советские сталинки.
Мне Кронштадт напоминает Севастополь в миниатюре, только чистый и по-северному суровый. Старая часть города компактная, ее легко обойти пешком: если нигде не задерживаться, хватит и двух часов. Но с посещением всех достопримечательностей и экскурсиями времени уходит гораздо больше, поэтому лучше планировать поездку сюда на весь день. В этой статье я расскажу, что обязательно стоит посмотреть в Кронштадте и как лучше проложить маршрут.
Наша прогулка начнется на Якорной площади и закончится у Дерева желаний в Безымянном переулке. По пути увидите Никольский морской собор, Музей истории Кронштадта, Летний сад, Петровскую пристань с военными кораблями, деревянный маяк, футшток с нулевой отметкой уровня Балтийского моря, памятник блокадной колюшке, Морской музей.
Маршрут
Якорная площадь — главная площадь Кронштадта. На ней проходят все городские мероприятия. Когда-то здесь складировали якоря — отсюда и возникло название. На Якорной площади сохранилась чугунная мостовая, а в центре площади плиткой выложено изображение якоря. Рисунок хорошо видно только с высоты. Дальше я расскажу, откуда можно его разглядеть.
На площади сосредоточены знаковые достопримечательности города: Никольский морской собор, памятники адмиралам Ушакову и Макарову, Вечный огонь. Вечный огонь в большинстве городов посвящен погибшим в Великую Отечественную войну, но на Якорной площади это братская могила погибших в годы революции и гражданской войны.
Бронзовый памятник океанографу, военному губернатору Кронштадта и вице-адмиралу Макарову — масштабное и экспрессивное сооружение. Не сразу понимаешь, что клубится у ног адмирала: морские волны или хвост дракона.
Памятник адмиралу Ушакову скромнее, зато он стоит прямо перед Никольским морским собором и к нему ведет красивая рябиновая аллея. Ушаков — единственный в мире адмирал, причисленный к лику святых.
Никольский морской собор — самая известная достопримечательность Кронштадта. Это главный храм Военно-морского флота России и самый большой из российских морских храмов. Внешне он напоминает собор Святой Софии в Стамбуле, но с морскими элементами: например, крест на куполе вписан в штурвал. Внутри все оформлено в морской тематике: там и андреевские флаги, и огромные светильники, подвешенные на настоящих якорных цепях. Но главное — мемориальные таблички на стенах, где перечислены имена моряков, погибших во время воинской службы.
Собор очень красивый снаружи и внутри. Я люблю разглядывать мраморный пол с рисунками, роспись купола, витражи. Здесь совершенно не чувствуется дух, который часто отпугивает посетителей российских православных храмов: не так одет, не там стоишь, неправильно кланяешься. Но правила посещения храма все равно следует соблюдать: если у вас нет с собой головного убора, который должен покрывать голову женщины, на входе можно взять платок. Удобно, что в соборе есть камеры хранения, там можно оставить рюкзаки и сумки.
После Никольского морского собора всегда болит шея: стоишь, задрав голову, и рассматриваешь роспись купола
стоит подъем на колокольню собора
Во время обзорной экскурсии посетители узнают историю храма и могут подняться на балконы. Подъем под купол даст возможность посмотреть на храм с высоты и подробнее разглядеть впечатляющую потолочную роспись.
Я брала экскурсию на колокольню, и мне очень понравилось. Сначала мы слушали рассказ об истории Морского собора, сидя в царской ложе — отсюда наблюдал за богослужениями Николай II. Потом поднялись на площадку, где находится главный колокол. Он огромный: не сразу понимаешь, что над тобой свод колокола, а не просто круглая крыша.
Именно с колокольни собора видно, что узор плитки на площади — это изображение якоря
стоит венчание в Морском соборе
Музей истории Кронштадта тоже находится на Якорной площади. Экспозиции рассказывают об истории города начиная со строительства фортов в 1700-е годы и заканчивая советским временем. Как пишут на сайте музея, экспонаты для него приносили сами жители города.
Мне понравилось рассматривать разные морские приспособления, макеты подводных лодок и прочие интересные штуки: например, респиратор для лошади или чучело пингвина Адели. Но больше всего впечатлила реконструкция комнаты блокадного Кронштадта: маленькая комнатка с ребенком-куклой на кровати и бессильно лежащей на столе истощенной женщиной.
У музея есть филиал, который находится на Ленинградской улице. В здании бывшей водонапорной башни представлена экспозиция «Подводная археология». Она рассказывает об истории кораблекрушений. Там можно увидеть артефакты, поднятые с затонувших боевых и торговых судов.
стоит билет на обе экспозиции в музее истории Кронштадта
В некоторые праздники вход в музей свободный. В 2019 году это были День Победы, День защиты детей, День России и другие. Информацию о бесплатных днях уточняйте на сайте музея.
Экскурсия по одной экспозиции стоит 750 Р для группы до 15 человек, если группа от 16 человек — 50 Р с каждого. Входные билеты в эту стоимость не включены.
Летний сад — первый парк Кронштадта. Когда-то здесь стоял домик Петра I, но он был разрушен во время революции. На месте нынешней главной аллеи парка проходила первая улица города — Петровская. В центре парка насыпана горка с гротом под ней. Здесь красиво летом и осенью, но зимой в парке нечего делать.
К Петровской пристани можно пройти через Петровский парк. В его центре — памятник Петру I, основавшему Санкт-Петербург и Кронштадт. Он установлен лицом к пристани, морю и военным кораблям.
Туристы приходят на Петровскую пристань, чтобы посмотреть на корабли и сфотографироваться на их фоне. В Кронштадте базируются учебные, боевые и исследовательские суда Балтийского флота, например гидрографическое судно «Сибиряков», учебный «Перекоп», противолодочный корабль «Казанец», тральщик БТ-115 и другие. Иногда корабли уходят в рейды — их количество постоянно меняется.
Интереснее всего на пристани в День Балтийского флота, 18 мая, и в День Военно-морского флота, который отмечают в последнее воскресенье июля. В Кронштадт приходят корабли из Балтийска — это город под Калининградом, где тоже расположена военно-морская база Балтийского флота. В эти дни организуют военно-морские парады и гостей пускают на борт военных кораблей.
Я читала, что с 2018 года на Усть-Рогатке можно подняться на борт эсминца «Беспокойный». СМИ писали, что корабль пришвартовался в Кронштадте на вечную стоянку и превратился в бесплатный музей. В 2018 году корабль-музей действительно работал какое-то время. Но в 2019 многие туристы приезжали сюда ради «Беспокойного», наталкивались на закрытые ворота и писали сердитые отзывы. Сайта у музея-эсминца нет, телефоны и часы работы нигде не указаны. По слухам, на корабль можно попасть в выходные, но я была в субботу — музей не работал.
Обводный канал. По его берегам стоят строения Адмиралтейства из красного кирпича, еще петровских времен. Особенно красиво здесь летом и осенью, когда деревья в листве. Если бы не заброшенность и неухоженность зданий, гулять по берегам канала было бы приятнее, чем по Новой Голландии в Петербурге.
Футшток и мареограф — дань морскому местоположению. Футшток — это чугунная линейка с делениями. Она установлена на опоре Синего моста через Обводный канал в Кронштадте. По кронштадтскому футштоку измеряют глубину Балтийского моря и все абсолютные высоты на территории России. Когда говорят, что какое-то место находится на высоте стольких-то метров над уровнем моря, — за точку отсчета берется именно кронштадтский ноль.
Рядом с Синим мостом стоит желтое здание, похожее на маленькую часовенку. Там находится мареограф — прибор, который измеряет уровень Балтийского моря.
Памятник блокадной колюшке сложно заметить, если не знать о нем. Он находится на стене Обводного канала, напротив здания мареографа.
Колюшка — мелкая рыбка, которую не едят в обычное время, но во время блокады она помогала жителям Ленинграда выжить. Ее ловили сачками, корзинами, противогазовыми сумками. Сейчас кронштадтская колюшка — это не только память о блокаде: рыбаки приходят к памятнику, чтобы загадать удачный клев.
Морской музей — частный музей в Кронштадте. Он посвящен истории водолазного дела и работе подводников во время Великой Отечественной войны. Сотрудники музея проводят бесплатные экскурсии по предварительному заказу. Мне не удалось там побывать: в 2019 году музей закрыли на реконструкцию. Информацию об открытии уточняйте в группе музея во Вконтакте.
Дерево желаний — чуть ли не единственная достопримечательность города, не связанная с морем и флотом. Сюда приходят, чтобы прошептать желание в огромное ухо металлического дерева. Похожий памятник стоит на набережной моего родного города Петрозаводска.
В том же Безымянном переулке, где стоит Дерево желаний, есть еще один интересный памятник — котел. Его установили в 1999 году. Туристы и местные бросают в него монетки на счастье в доме. Изображение котла есть на гербе Кронштадта, и с ним связана целая легенда. После взятия Петром I крепости Ниешанц шведы заметили русские шлюпки и срочно бежали с острова, бросив котелок, в котором варилась уха. В честь этого трофея остров назвали Котлин, а позже на нем был основан город Кронштадт.
Другая версия гласит, что памятник установлен в честь Горшка — лидера группы «Король и шут» Михаила Горшенева.
Детали
Зимой Финский залив замерзает и возникает желание подойти по льду поближе к маяку или кораблям. Но вы никогда не знаете, насколько лед хрупок. Классные фото не стоят того, чтобы провалиться в воду.
Экскурсии. Пешеходные экскурсии или экскурсии на своем автомобиле можно заказать в Музее истории Кронштадта. Для этого нужно заполнить заявку.
Если нет времени или желания самостоятельно добираться до города, можно отправиться на организованную экскурсию по Кронштадту из Санкт-Петербурга : автобусом или, в период навигации, по морю. Билеты на морские прогулки, которые начинаются в мае, можно купить уже зимой.
На сайте «Трипстер» услуги экскурсоводов предлагают местные жители.
Кронштадт
Кронштадт сочетает в себе интересное местоположение в самом центре Невской губы, богатую историю и отличные морские виды. Кажется, что он специально создан для туризма, хотя в этом качестве активно развивается чуть более двух десятилетий.
Кронштадт — это город-остров. Большую часть времени существования на него можно было попасть только по воде. Хотя со строительством дамбы он формально утратил свой островной статус, но дух настоящего острова сохранил.
Кронштадт — морской город и город-порт. Вся его история неразрывно связана с морем, моряками и кораблями. Любой путеводитель по Кронштадту в изобилии содержит морские достопримечательности: якоря и корабельные орудия, памятники морякам и кораблям.
Кронштадт — самостоятельный город, но часть Петербурга. А точнее, его район — Кронштадтский. Его обособленность делает Кронштадт непохожим ни на одну другую петербургскую территорию.
Кронштадт — в прошлом закрытый город. До 1990-х годов в него могли попасть только работавшие здесь моряки и члены их семей. Сегодня Кронштадт открыт для всех, но далеко не весь исхожен туристами. Этот город хранит свои тайны и, сходя с привычных маршрутов, в нем можно бесконечно открывать что-то новое.
Кронштадт — город-крепость. Он окружен фортами, каждый из которых имеет свою историю строительства и использования длиною более сотни лет. На какие-то можно добраться по суше, на другие — только по воде. Но их посещение стоит включить в свою программу.
Кронштадт — город развивающийся. Сейчас в нем активно строятся новые жилые дома, сюда переезжают в том числе люди, не связанные с морем работой. Постепенно он превращается в современный и динамичный город.
Кронштадт — город музейный. При относительно небольшой площади их здесь огромное количество. Большинство связаны с морем, кораблями, военной историей. Новые музеи и музейные парки продолжают открываться.
Кронштадт — город парадов. Именно зрелище проходящих по фарватеру огромных военных гигантов привлекает сюда толпы туристов на День города, День Военно-морского флота, День победы.
Кронштадт — город ветров. Они есть всегда, даже в жаркие дни. От туристов прогулка потребует предусмотрительности. Например, тонкой ветровки в рюкзаке в погожий летний день на всякий случай.
Кронштадт — город экспедиций. С Петровской пристани за всю историю существования порта их отправлялось великое множество. Крузенштерн, Беллинсгаузен, Лазарев и другие именитые мореплаватели начинали свои экспедиции именно отсюда. Сегодня многие исследовательские суда тоже отправляются из Кронштадта.
Кронштадт — город туристический. Сегодня это одна из жемчужин Петербурга, которая привлекает туристов практически в любое время года. Каждому Кронштадт предложит что-то своё: познавательный или активный отдых, отличные виды и вкусные рыбные блюда, богатую историю и интересную культурную программу.
Как добраться
Поездка в Кронштадт начинается из Петербурга. Попасть в город можно множеством способов — в Северную столицу следуют все основные виды транспорта.
Самолетом
Петербургский аэропорт «Пулково» принимает все международные и внутренние рейсы в город. Он находится в 70 км от Кронштадта.
Если ехать на автомобиле, дорога по южному побережью Невской губы Финского залива займет около 50 минут. Это намного быстрее, чем другими способами.
Путь на общественном транспорте будет более длительным. Потребуется сменить как минимум три вида транспорта: доехать от аэропорта до станции метро «Московская» автобусом № 39, затем на поезде метро до станции «Старая деревня», «Беговая», «Черная Речка» или «Проспект Просвещения», а далее на автобусе или маршрутке до места назначения. Выбирая такой способ, на дорогу стоит закладывать не менее полутора часов.
Поездом
Петербургские вокзалы (Московский, Витебский, Балтийский, Ладожский, Финляндский) расположены преимущественно в центре города. Поэтому от них добраться до Кронштадта на общественном транспорте можно быстрее, чем из аэропорта. Для этого необходимо спуститься в метро на ближайшей станции и так же доехать до «Старой деревни», «Беговой», «Черной Речки» или «Проспекта Просвещения», откуда отправляется транспорт в Кронштадт. Далее ехать автобусом или маршруткой.
Автобусом
Если вы приезжаете в Петербург автобусом к междугороднему автовокзалу на набережной Обводного канала, можно пешком дойти до станции метро «Обводный канал», что займет не более десяти минут. Оттуда необходимо доехать до любой станции отправления автобусов и маршруток в Кронштадт: «Старой деревни», «Беговой», «Черной Речки» или «Проспекта Просвещения».
Муниципальный автобус № 101 в Кронштадт отправляется от станции метро «Старая деревня». Время в пути составляет чуть более часа. В пути он проезжает станцию метро «Беговая», где также можно на него сесть.
Из Кронштадта первый автобус отправляется примерно в 5:00, от «Старой деревни» — на час позже. В часы пиковой нагрузки они следуют каждые 15 минут, ранним утром и поздним вечером — раз в полчаса.
Стоимость проезда на автобусе в Кронштадт составляет 50 рублей. Так как технически это поездка в другой район Петербурга, действуют все виды городских проездных, например, карта «Подорожник».
Конечной остановкой маршрута в Кронштадте является Гражданская улица недалеко от Гостиного двора. Выходить здесь удобно — легко дойти пешком до основных достопримечательностей.
Маршруткой
Самый быстрый общественный транспорт до Кронштадта — маршрутные такси, которые отправляются от нескольких станций петербургского метро. Проезд стоит дороже, чем на автобусе, но ходят они чаще.
От метро «Черная речка» следует маршрутка № К-405, которая отправляется каждые 18 минут с раннего утра и до полуночи. Стоимость проезда составляет 89 рублей.
От метро «Проспект Просвещения» в Кронштадт отправляется маршрутка № К-407. Она ходит с 6:00 до 23:00. Важно учитывать, что несмотря на такой плотный график утром в будни из Кронштадта и вечером из Петербурга желающих уехать бывает очень много.
Обе маршрутки в Кронштадте следуют до остановки «Ленинградская пристань» на восточной оконечности острова. Если цель — увидеть основные достопримечательности Кронштадта, нужно попросить об остановке раньше, например, у Гостиного двора.
Водный транспорт
Водный транспорт — самый красивый и романтичный способ попасть в Кронштадт. Местные жители пользуются им редко из-за высокой стоимости, а вот туристы — охотно.
В Кронштадт ходят суда на воздушной подушке — метеоры. Время в пути составляет один час, в течение которого пассажиры наслаждаются отличными видами Невы и побережья Финского залива, а также кронштадтских фортов.
Существует два вида «метеоров»: экскурсионные и рейсовые. Билеты на первые продают туристические компании так называемым «пакетом». Он включает поездку туда и обратно, а также экскурсию по городу.
Рейсовые метеоры предполагают просто поездку в один или оба конца. Они отправляются от Сенатской пристани и делают в Петербурге еще одну остановку — у причала «Зимняя канавка». В Кронштадте суда останавливаются у форта «Петр I», от которого легко дойти до парка «Остров Фортов», и на Зимней пристани недалеко от центра. От последней можно за десять минут дойти до Якорной площади.
Проезд на метеоре обойдется в 1395 рублей на взрослого. Льготы есть у студентов, школьников и пенсионеров и дают небольшую скидку в 200 рублей. Для ребенка до 11 лет нужен билет за полцены, а детей до трех лет можно брать с собой бесплатно.
Показать трансферы из Кронштадта
Московский вокзал | Кронштадт | от 2325 p. |
Центральный Район Санкт-Петербург | Кронштадт | от 3557 p. |
Петергоф | Кронштадт | от 3950 p. |
Санкт-Петербург Порт | Кронштадт | от 4738 p. |
Аэропорт Пулково | Кронштадт | от 4738 p. |
Зеленогорск Санкт-Петербург | Кронштадт | от 4738 p. |
Кировский Район Санкт-Петербург | Кронштадт | от 5532 p. |
Санкт-Петербург | Кронштадт | от 5532 p. |
Пушкин | Кронштадт | от 5907 p. |
Ещё 2 предложения
Кронштадт | Московский вокзал | от 2325 p. |
Кронштадт | Центральный Район Санкт-Петербург | от 3557 p. |
Кронштадт | Петергоф | от 3950 p. |
Кронштадт | Зеленогорск Санкт-Петербург | от 4738 p. |
Кронштадт | Санкт-Петербург Порт | от 4738 p. |
Кронштадт | Аэропорт Пулково | от 4738 p. |
Кронштадт | Кировский Район Санкт-Петербург | от 5532 p. |
Кронштадт | Санкт-Петербург | от 5532 p. |
Кронштадт | Пушкин | от 5907 p. |
Ещё 2 предложения
История
Остров Котлин был известен задолго до того, как Петр I основал на нём город Кронштадт. Впервые в российской истории он упоминается в Ореховском мирном договоре 1323 г. как граница между Новгородской республикой и Швецией. Тогда новгородцы, часто снаряжавшие в Европу торговые корабли с ценными товарами держали на острове так называемую морскую стражу.
Крепость-сюрприз
Поздней осенью 1703 г. шведы привычно ушли на зимовку. Петр Первый дождался становления льда в Невской губе и повелел приступить к строительству двух фортов: на острове Котлин и на насыпи напротив. Руководить подготовкой и строительством император поручил Александру Даниловичу Меншикову.
Насыпь создавалась прямо на льду. Там ставили ряжи (срубы) из крепких бревен, которые наполняли камнями. Кончив работу, вокруг готового ряжа прорубали лед и он уходил на дно.
На этой основе была поставлен один форт, а другой спешно возвели на самом острове. Привычно пришедшие к острову с началом навигации шведы были изумлены. На ранее принадлежавшем им острове стояла крепость, не пропустившая их к Невской губе. Обойти новую крепость с севера было невозможно — там было слишком мелко для прохода судов.
Петр I не только отправил моряков сделать замеры, но и проверил их работу лично до начала строительства. На рукотворном острове напротив был сооружен форт. Таким образом, фарватер, ведущий к новой петровской столице, оказался защищен перекрестным огнем.
Из форта в город
Датой основания Кронштадта считается 7 (18) мая 1704 г. В этот день первый форт был освящен и назван Кроншлотом, то есть коронным замком. В последующие два года шведы пытались взять его дважды и оба раза безуспешно. За всю историю его существования мимо форта не прошло ни одно неприятельское судно, даже во время Великой Отечественной войны.
На земле возле острова Котлин активно строились новые форты. За время существования крепости возвели 21. Уже весной 1705 г. в Кронштадте бросили якорь новые российские суда, созданные по приказу Петра I. Тут были фрегаты «Нарва», «Петербург», «Триумф», Кроншлот» и другие корабли. 4 июня того же года к Кронштадту подошла шведская эскадра адмирала Анкерштерна. Однако боя не состоялось — неожиданно появившиеся перед непрошенными гостями русские суда заставили шведов изменить свои планы.
Кронштадт почти сразу же стал не только военным, но и торговым городом. Первые суда с товарами его порт принял в 1713 г. С тех порт Кронштадт стал важным портовым центром — ежегодно он принимал до 180 иностранных кораблей. Семь лет спустя в будущем городе появилась даже собственная таможня.
Из-за интенсивного судоходства кронштадтский фарватер уже в 1719 г. решили сделать более безопасным для движения в темное время суток. Тогда началась постройка деревянного маяка на котлинской косе.
В 1723 г. Петр I заложил город-крепость Кронштадт. Это название означает коронный город. Уже тогда он стал важной базой Балтийского флота России и остается таковым и поныне. Считается, что имя своему любимому детищу выбрал сам Петр I, а наречение нового города отметили пушечной пальбой.
Новый город был хорошо вооружен, ведь он служил основой защиты новой петровской столицы. В год основания Кронштадта его защищали 358 пушек, 11 гаубиц и 19 мортир. В гарнизоне города-крепости числилось более двух тысяч человек.
Пожар и наводнение
В 1764 г. Кронштадт сгорел. Пожар был такой силы, что уничтожил почти все городские постройки. Город после него не восстанавливали, а практически отстраивали заново. Архитектор Савва Чевакинский разработал генеральный план.
Вновь отстроенный Кронштадт не был городом исключительно кораблей и доков. Широкую известность получил местный клуб, называвшийся Морское собрание. Высоко ценилась его библиотека, в которой насчитывалось свыше 100 книг различных жанров и тематики.
Позднее Екатерина II захотела перевести Адмиралтейство из Петербурга в Кронштадт и в городе возвели для него комплекс зданий. Но Павел I переезд отменил. Открытый всем ветрам и расположенный в самом центре Невской губы
Кронштадт обычно первым принимал на себя удары стихии. Наводнения в городе были делом привычным. Описанное Пушкиным наводнение 1824 г., наделавшее столько бед в Петербурге, не прошло даром и для Кронштадта. Уровень воды в ночь на 8-е ноября достиг отметки 11,5 м выше ординарной линии на кронштадтском футштоке.
Порт, форты и гражданские постройки были в основном разрушены. В гавани Кронштадта в ночь, когда вода достигла пиковых отметок, было пришвартовано 94 судна. К утру на плаву остались только 12 из них.
Восстановлением занимался специально созданный Комитет об устройстве Кронштадта. Его усилиями в городе появились многие сохранившиеся до наших дней постройки: Гостиный двор, Военно-морской госпиталь, Арсенал.
Кронштадт всегда шагал в ногу со временем. Когда стало ясно, что паровые двигатели в скором времени окончательно вытеснят паруса, в городе появился свой пароходный завод. Произошло это в 1847 г.
Мятежи
Кронштадт — город, где основную массу населения всегда составляли моряки. Здесь нередко возникали мятежи. В 1905 г. восставшим удалось захватить город, начались погромы. Утихомирили их спешно прибывшие из Петербурга и Ораниенбаума (ныне Ломоносова) войска. 3 тысячи человек арестовали, 9 — приговорили к каторге, 67 — отправили в тюрьму.
В 1921 г. в Кронштадте среди членов местного совета не оказалось большевиков. Вспыхнувшее вслед за этим восстание проходило под лозунгом «Власть Советам, а не партиям!». Кронштадтский мятеж жестко подавили, хоть и удалось это только со второй попытки. Всех выживших участников восстания выселили с острова в 1922 г.
Незахваченная крепость
Во время Великой Отечественной войны Кронштадт, как и сам Ленинград, оказался в блокаде. Но не был захвачен немцами. В городе существовала своя, так называемая Малая дорога жизни — ледовый путь из Ораниенбаума и Лисьего носа, который использовали для снабжения осажденного острова продовольствием. Сегодня на улице Восстания в Кронштадте есть памятник, напоминающий об этой опасной, но такой важной дороге.
Кронштадт неоднократно подвергался бомбардировкам. Немецкая авиация топила корабли и разрушала здания. Не трогали немцы только Морской собор. Видимый с любой точки акватории Невской губы он служил отличным ориентиром для направляющейся к Ленинграду авиации.
Секретный город
Кронштадт из-за своего островного местоположения всегда был обособленным городом. Но в советский период он стал по-настоящему закрытым. Въезд был разрешен только для гарнизона и членов семей проживающих здесь военных.
В 1984 г. Котлин перестал быть островом с географической точки зрения. Он был соединен с северным побережьем Невской губы автомобильной дорогой, проложенной по дамбе. Но закрытый статус города это не изменило.
Наконец, в 1996 г. въезд в город открыли для всех. Кронштадт сразу полюбили туристы. Из таинственного и недоступного он превратился в одно из самых популярных направлений для поездок из Петербурга.
В 2009 г. Кронштадт награжден званием «Город воинской славы».
Климат и погода в Кронштадте
Климат Кронштадта аналогичен петербургскому. Однако из-за близости воды здесь часто может быть на два-три градуса прохладнее, чем в центральных районах города.
Лето в городе теплое, но не жаркое. Западный и северо-западный ветер охлаждает воздух, поэтому летний зной переносится легче. Средняя температура июля составляет +18 °C.
Погода очень переменчива. Утреннее голубое небо и яркое солнце к обеду легко могут превратиться как в небольшой дождичек, так и в ливень с грозой и порывистым ветром. Дожди в Кронштадте в любое время года — совсем не редкость. Осенью погода становится еще более неустойчивой.
Ноябрь и часто декабрь — период традиционных штормовых ветров, обложных дождей или мокрого снега. Туристу, рискнувшему отправиться в Кронштадт в это время, стоит особенно тщательно продумать свою одежду. В приоритете непромокаемость и непродуваемость. А еще захватить с собой термос с горячим чаем: +5 °C из-за ветра и повышенной влажности могут легко ощущаться как полноценный десятиградусный мороз.
Самым морозным месяцем обычно является февраль. Март же традиционно имеет репутацию самого солнечного, хотя по ночам столбик термометра тоже опускается ниже нулевой отметки.
Отзывы по месяцам
Транспорт
Площадь Кронштадта составляет чуть более 1,5 тысячи гектар. Из-за его небольших размеров транспорт, который не выезжает за пределы района, здесь развит не слишком хорошо. В нем попросту нет необходимости, так как большую часть острова легко обойти пешком.
Следующие из Петербурга автобусы и маршрутки частично берут эту функцию на себя. Они пересекают большую часть острова и успешно заменяют локальные маршруты.
Автобусы
В Кронштадте три локальных автобусных маршрута. Все они начинаются от остановки «Ленинградская пристань». № 1КР следует до Макаровских ворот, № 2КР — на противоположную западную оконечность острова до форта Шанц. Маршрут № 3КР соединяет пристань с Цитадельским шоссе (городской квартал 19Б).
Кронштадтские автобусы являются петербургскими городскими маршрутами. Поэтому стоимость билетов соответствует таковой в других районах. Проезд стоит 55 рублей. Все городские проездные билеты действительны.
Такси
В Кронштадте работают все петербургские службы такси. Есть и собственные кронштадтские, например, Наше такси. Вызвать машину можно с помощью приложений: Яндекс Такси, Таксовичков, Uber, Ситимобил, KiwiTaxi.
Стоимость поездки в пределах Кронштадта в среднем составит около 200 рублей. А вот поездка в другие районы Петербурга из-за удаленности Кронштадта выйдет совсем небюджетной. Такси в центр Петербурга, например на Московский вокзал, обойдется порядка 1500 рублей, в аэропорт «Пулково» — более 2000 рублей.
Фотографии Кронштадта
Районы
Кронштадт не имеет административного деления на районы. Это связано с тем, что он сам официально является Кронштадтским районом Петербурга.
Внутри этого не самого большого по площади городского района есть только одно муниципальное образование под названием город Кронштадт.
Интерес для туриста представляет в основном восточная (юго-восточная) часть острова Котлин. На этой его оконечности находится Ленинградская пристань, от которой начинается большинство маршрутов общественного транспорта.
На южной оконечности расположены несколько гаваней: Угольная, Лесная, Петровская, Купеческая и Каботажная. С точки зрения достопримечательностей и вида на Большой Кронштадтский рейд интереснее всего Петровская и Купеческая. У Каботажной расположился парк «Остров фортов».
Центральная часть острова Котлин вдоль Кронштадтского шоссе от Кронверкского канала до дамбы представляет собой ничем особо непримечательные жилые кварталы. На западе острова расположен заказник «Западный Котлин», а в самой крайней точке — форт «Риф». Сюда стоит отправляться за красивыми видами и эффектными фото.
В Кронштадт приезжают в основном на один день и отелей здесь немного. Большинство гостиниц расположены всё в той же юго-восточной части острова. Это обеспечивает отдыхающим быстрый доступ пешком к основным достопримечательностям.
Что посмотреть в Кронштадте
Несмотря на свои скромные размеры, Кронштадт встречает гостей разнообразием достопримечательностей и туристических маршрутов. Можно провести здесь насыщенные полдня и осмотреть основные точки притяжения туристов. А можно остаться на несколько дней для неспешного посещения музеев, морской прогулки к фортам и отдыха в городских парках.
Главные достопримечательности
В Кронштадте два крупных центра притяжения для гостей: Якорная площадь и Петровская пристань. Именно вокруг них сосредоточены основные туристические потоки.
Якорная площадь и окрестности
Прогулку по Кронштадту многие начинают с Морского Никольского собора.
Это самое высокое строение города, которое видно издалека. Собор действующий, но открыт для туристов ежедневно. На внимательное изучение внутреннего убранства можно легко потратить целый час. Храм начали возводить в 1903 г. по указанию Николая II. Он посвятил строительство собора 200-летию русского флота, истоки которого были неразрывно связаны с Кронштадтом. На закладке собора присутствовал император с семьей и приближенными, после торжественной церемонии они посадили рядом 32 дуба.
Морской Никольский собор построили относительно быстро с учетом его размеров — его освятили уже через 10 лет. В 1929 г. его закрыли и разорили. В советские годы тут были и кинотеатр, и клуб, а позже — музей. Сегодня он имеет статус главного военно-морского храма России.
Памятник Макарову, расположенный на площади перед собором — один из самых известных в городе. Он был открыт в год освящения храма — в 1913 г. и поражает туристов необычно экспрессивной композицией. Адмирал стоит с энергично вытянутой вперед рукой, полы его шинели развевает ветер. Основание памятника с трех сторон украшают барельефы, на которых представлены значимые события из военной карьеры адмирала. Спустя более века с момента установки монумента у кронштадтцев по-прежнему особое к нему отношение. Сегодня у памятника принимают присягу будущие моряки.
Макаровский мост, расположенный по соседству, привлекает внимание своим изяществом. Его пытались назвать Подвесным, а в советское время — Красным. Но именно название Макаровский по расположенному рядом памятнику употребляли кронштадтцы все эти годы.
Эта небольшая пешеходная переправа, которая помогает горожанам успешно преодолевать глубокий овраг, уже отпраздновала свой вековой юбилей. Моста также появился в 1913 г. и был создан рабочими Кронштадтского Пароходного завода. С задачей они справились всего за три месяца. Для того времени мост был неслыханным новшеством. Это породило легенду о том, что Николай II побоялся самолично пройти по нему первым — больно хрупким и изящным тот выглядел. Тогда это сделал один из офицеров, доказав прочность конструкции. Император якобы наградил его за храбрость.
Вокруг Петровской пристани
На Петровскую пристань стоит отправится за отличным видом на пришвартованные здесь военные корабли. Нужно непременно захватить с собой фотоаппарат: этот морской пейзаж заслуживает множества фотографий.
Еще одно название пристани — Зимняя. Это связано с тем, что корабли здесь можно увидеть круглый год. Они стоят пришвартованными и в зимнее время. До середины XIX в. стенки Петровской пристани были деревянными. Во второй половине девятнадцатого столетия их облицевали камнем. Дошедший до наших дней архитектурный ансамбль был завершен в 1882 г.
Белоснежный деревянный маяк недалеко от Петровской пристани является визитной карточкой Кронштадта и придает пейзажу особую атмосферу. Его начали возводить еще в 1722 г. Маяк стал неотъемлемой частью ансамбля Петровского канала, ведущего к сухому доку. Подойти к нему можно, только оплатив вход на территорию парка «Патриот». А войти внутрь необычной деревянной башни не получится — маяк по-прежнему действующий. Его свет в темное время суток можно увидеть на расстоянии 30 км. При этом у одного из первых маяков России по-прежнему нет официального названия.
Настоящей жемчужиной кронштадтской архитектуры считается Итальянский дворец, расположенный недалеко от Петровской пристани. Когда-то он назывался Собственным Его Императорского Величия домом и принадлежал первому губернатору Кронштадта Александру Меншикову. За свою историю здание множество раз меняло владельцев и функции. Сейчас туристу стоит побывать в нем — там расположен Военно-морской музей.
Синий мост Кронштадта представляет интерес не сам по себе, а как место сосредоточения сразу нескольких достопримечательностей. На его опоре находится футшток, который служил эталоном для определения высоты над уровнем моря. Рядом расположился небольшой павильон с окнами. Внутри неё мареограф, который измеряет уровень воды в Балтийском море с 1899 г. и действует по сей день. У противоположной каменной стены Обводного канала расположена одна из самых маленьких скульптур Кронштадта. Это памятник блокадной колюшке — крошечной рыбке, которая спасала кронштадтцев от голода в тяжелые годы блокады.
Форт «Великий князь Константин», в котором расположен Музей маячной службы, можно посетить во время речной прогулки или по суше. Укрепления форта сохранились, с него открывается хороший вид на залив. Попасть к форту можно и из центра Кронштадта. От Зимней пристани семь раз в день отходит бесплатный автобус.
Необычные места
В Кронштадте есть своё Дерево желаний, которое находится на берегу Обводного канала. У этого дерева имеется ухо, куда нужно прошептать свою мечту. А чтобы дерево исполнило её наверняка, просящие обычно кладут монетку в гнездо совы.
Кронштадт — хорошее место, чтобы полюбоваться морскими пейзажами. В том числе, и вдали от обустроенных набережных. Любителям прогулок на природе стоит отправится на эко-тропу «Западный Котлин», расположенную в одноименном заказнике. В нем обустроена специальная вышка для наблюдений за птицами, а еще есть живописные развалины форта Шанц.
Некоторые небанальные места Кронштадта находятся не в лучшем состоянии. Например, форт «1-й Северный», куда можно добраться по суше. Он пока не приспособлен для туристических или других целей, а потому представляет собой развалины со множеством граффити и мусора.
Еще одно такое место — Кронштадтская крепость, расположенная на северной оконечности острова. Сегодня она частично представляет собой руины, а в другой части используется стоянками, автосервисами и другими организациями. Состояние когда-то величественного исторического памятника оставляет желать лучшего, но посмотреть все равно стоит.
В Кронштадте можно посвятить время и пляжному отдыху — здесь есть свой благоустроенный пляж недалеко от Ленинградской пристани. На нем имеются раздевалки и детская площадка, а также дежурят спасатели. Для спуска в воду сделаны удобные бетонные ступени.
Форты Кронштадта
Посещение фортов Кронштадта поставит яркую точку в знакомстве с городом. Начать стоит с тех фортификаций, до которых легко добраться по суше.
Форт «Петр I» до планируемого окончания реконструкции в 2025 г. частично закрыт для посещения, так как в нем находилась база хранения арсенала. Но рядом расположен причал метеоров, с которого форт хорошо просматривается. Его первое название «Цитадель», а строительство началось еще при жизни Петра I — в 1721 г. После наводнения 1824 г. «Цитадель» решили восстановить первым. Вместо деревянной фортификации сделали каменную.
Форт «Великий князь Константин» находится недалеко от Кронштадтского корабельного фарватера и является самым приспособленным для посещения. Сохранившиеся фортификационные сооружения отреставрированы и пригодны для осмотра. Внутри находится Музей маячной службы, проводятся праздники и квесты. Форт начали строить в 1808 г. Название свое он получил в честь великого князя Константина Николаевича. Его отец Николай I назначил сына генерал-адмиралом российского флота, когда тому едва исполнилось 4 года.
Форт «Шанц» или Александровская батарея впервые был создан в 1706 г., но потом несколько раз перестроен. Сейчас он представляет собой живописные развалины и находится на территории заказника «Западный Котлин».
Самой западной точкой Кронштадта является форт «Риф». Первую небольшую батарею построили здесь в 1705 г., а сохранившийся до наших дней комплекс возвели в 1889 г. Сейчас форт арендован и готовится к реставрации. Вход на него уже платный, можно пройти по территории и посетить казармы.
«Первый Северный» — еще один форт, куда можно добраться по суше. На нем, хоть и с перестройками, сохранились остатки батарей середины XIX в. До 2002 г. фортификация была военным складом. Когда военные оставили форт, его полностью разграбили: всё металлическое выломали и сдали в металлолом. Сейчас на форте периодически проходят субботники, во время которых энтузиасты убирают следы многочисленных пикников.
Форт «Александр I» известен, как «Чумной». Добраться до него по суше нельзя, а потому именно его в свое время выбрали местом для открытия первой в России противочумной лаборатории. Ученые поселились здесь в 1899 г., исследования проводились до начала Первой мировой войны. С показом по российским телеканалам известного французского телешоу «Форт Боярд» интерес к «Александру I» возрос. Форт является фактически двойником зарубежной «телекрепости».
Современный форт Кроншлот построен на месте тех самых укреплений, которые возведены по приказу Петра I всего за одну зиму 1703 г. Сегодня это один из самых живописных фортов с двумя маяками и неплохо сохранившимися бастионами, цейхгаузом и караульным домов. Форт должен открыться в отреставрированном виде в 2025 г.
Во время морских прогулок, которые к Кронштадте предлагают несколько компаний, возможна также и экскурсия к другим фортам. В их числе «Зверев», «Павел I», «Граф Милютин» и несколько других.
- на каком острове расположен историко архитектурный и этнографический музей заповедник кижи
- на каком острове расположен собор парижской богоматери